В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 года N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности", а также выполнения перечня поручений по итогам заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации 27 марта 2008 года, развития малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае на 2009-2013 годы (далее - Концепция).
2. Министерству экономического развития Забайкальского края (Б.Г. Галсанов):
1) обеспечить координацию действий исполнительных органов государственной власти Забайкальского края по реализации Концепции;
2) обеспечить взаимодействие исполнительных органов государственной власти Забайкальского края с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и объединениями предпринимателей по реализации Концепции;
3) разработать план мероприятий по реализации в 2009 году Концепции и представить его на рассмотрение Правительства Забайкальского края в месячный срок со дня принятия настоящего распоряжения.
3. Исполнительным органам государственной власти Забайкальского края при составлении текущих и перспективных планов и программ, касающихся вопросов развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, руководствоваться положениями Концепции.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления довести Концепцию до сведения общественных объединений предпринимателей и принять меры по ее реализации.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Забайкальского края А.Г. Кошелева.
Губернатор Забайкальского края |
Р.Ф. Гениатулин |
Концепция
государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства в Забайкальском крае на 2009-2013 годы
(одобрена распоряжением Правительства Забайкальского края)
Введение
Концепция государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае на 2009-2013 годы (далее - Концепция) определяет цели, задачи государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае, содержит основные направления ее совершенствования, параметры развития, формы и методы деятельности исполнительных органов государственной власти Забайкальского края для обеспечения благоприятных условий развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Концепция разработана Министерством экономического развития Забайкальского края с участием заинтересованных исполнительных органов государственной власти Забайкальского края.
Концепция соответствует государственной политике в сфере развития предпринимательской деятельности, реализуемой Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.
Глава 1. Краткая характеристика малого
предпринимательства и проблем его развития
Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" впервые установлено понятие субъекта среднего предпринимательства. Поэтому данные о состоянии и уровне развития среднего предпринимательства как отдельной категории в Российской Федерации, в том числе в Забайкальском крае, еще не вполне сформированы. Однако проблемы, сдерживающие рост субъектов среднего предпринимательства, и тенденции развития этого сектора экономики, по большей части, сходны с проблемами и тенденциями развития малого предпринимательства.
В экономически развитых странах малое предпринимательство играет существенную роль в народнохозяйственном комплексе, представляет многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют условия социально-экономического развития страны, способствуя совершенствованию рыночных механизмов и конкуренции, насыщению рынка товарами высокого качества, росту занятости населения, формированию среднего класса, ускорению инновационных процессов. В малом бизнесе занято более половины трудоспособного населения и производится большая часть ВВП.
В России тенденции развития малого предпринимательства изменились, начался стабильный рост количества малых предприятий. Число субъектов малого предпринимательства, которые обращаются в банк за кредитами, также растет достаточно убедительно. Этому способствует как принятие программ по развитию малого бизнеса, так и совершенствование законодательства.
Тенденции развития малого предпринимательства в 2007 году в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе мало отличались от общероссийских, за последние годы уровень развития малого предпринимательства этих территорий уверено перешел от стартового к стабильному этапу. Общее количество малых предприятий (без учета индивидуальных предпринимателей) составило, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю, 4020 единиц, что на 33,2 % выше уровня 2006 года. Динамика зарегистрированных налоговыми органами индивидуальных предпринимателей также имеет положительную тенденцию. Малый бизнес представлен почти во всех видах экономической деятельности. Постепенно увеличивается доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций. Данный показатель вырос в 2007 году до 9,5 %. Оборот малых предприятий в 2007 году составил 29207,9 млн. рублей, или 141,8 % в сопоставимых ценах к 2006 году. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем, объеме валового регионального продукта в 2007 году выросла до 6,1 % против 6,0 % в 2006 году.
В Забайкальском крае за последние одиннадцать лет сложилась достаточно эффективная система государственный поддержки малого предпринимательства. Созданы определенная правовая база, специализированная инфраструктура содействия малому бизнесу, разработаны и осуществляются различные виды государственной поддержки: финансовая, имущественная, информационная и другие. Реализованы мероприятия областных целевых программ на 273,3 млн. рублей, в том числе на 55,0 млн. рублей за счет средств областного бюджета, в результате чего создано около 4,5 тыс. рабочих мест, пополнение бюджетов всех уровней составило 310,0 млн. рублей.
На реализацию окружных целевых программ по поддержке малого предпринимательства из бюджета Агинского Бурятского автономного округа было направлено 204,94 млн. рублей, в результате чего в малом предпринимательстве было занято более четверти трудоспособного населения округа, создавалось около 15 % валового регионального продукта округа.
Показатели, характеризующие вклад малого бизнеса в развитие экономики и социальной сферы области и округа, в последние годы имели положительную тенденцию развития, однако оказались ниже аналогичных средних показателей, сложившихся в регионах Сибирского федерального округа (примерно в 1,5 раза) и России в целом (примерно в 2 раза). Проведение планомерной государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства улучшает потенциал этого сектора региональной экономики, положительно влияет на социально-экономическое положение края.
По данным ежегодного исследования условий и факторов развития малого предпринимательства в регионах России, которое проводит Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России" совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения, Читинская область была отнесена к категории "регионы неиспользованных возможностей". В данных регионах значение индекса условий и факторов развития предпринимательства выше среднего. Здесь нет жесткой конкуренции между предприятиями, менее структурирована система властного регулирования, тем не менее, такие показатели, как размер рынка и доступность разного рода ресурсов не позволяют предпринимателям воспользоваться этим преимуществом в полной мере. Сами предприниматели дают достаточно положительные оценки условиям развития малого предпринимательства в своем регионе. Однако существуют проблемы, которые не могут быть решены на региональном уровне, - это недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке, высокий уровень налогообложения, недостаток финансовых средств, повышение цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий. Наиболее значимой проблемой, сдерживающей развитие малого бизнеса, являлось несовершенство налогообложения, законодательства и финансово-кредитных механизмов.
На пути малого бизнеса продолжают существовать неоправданные административные барьеры, особенно при регистрации предприятий (по данным исследования, в среднем 20,7 дня тратится на регистрацию предприятия), лицензировании видов деятельности, сертификации продукции, выделении производственных и торговых помещений, земли, осуществлении контролирующими организациями контрольно-ревизионных функций. У малого предпринимательства слаба производственно-техническая и ресурсная база (48 % обследуемых субъектов малого предпринимательства отмечают длительность процедур оформления имущества в собственность, неприемлемые условия его аренды; 31 % - невозможность получения производственных площадей). Сдерживают развитие предпринимательской деятельности высокие цены на энергоресурсы и коммунальные услуги (50 % опрашиваемых субъектов малого предпринимательства считают, что такой риск, как повышение тарифов, наиболее актуален для малого предпринимательства). Недостаточно развивается производственная кооперация крупных и малых предприятий, хотя для этого в Забайкальском крае имеются благоприятные условия. По данным исследования, 40 % опрошенных субъектов малого предпринимательства никогда не выполняли какие-либо работы, поставки товаров или оказание услуг по заказу крупных предприятий. Отсутствуют научный подход к решению проблем предпринимательства и организация социологических исследований в этой сфере. Недостаточно сформированы основы системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне. Существующие трудности не разрушают малый бизнес, но предприниматели при их преодолении несут значительные организационные, финансовые и моральные издержки.
На темпах роста малого бизнеса продолжает сказываться низкое качество предпринимательской среды. Предприниматели имеют недостаточный уровень навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний. Низкий уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность - существенная проблема, негативно сказывающаяся на развитии малого предпринимательства. Неустойчивое финансовое положение ряда малых предприятий связано с неспособностью некоторых из них адаптироваться к рыночным изменениям, перестроить внутренний менеджмент, наладить эффективные связи с потребителями продукции и услуг. Мала доля продукции малых предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию на внешний рынок. Хотя проявляется возрастающая тенденция к положительному восприятию в обществе предпринимательства, часть населения по-прежнему негативно относится к малому бизнесу, считая, что его доходы часто связаны с уклонением от установленных законом норм и правил ведения бизнеса. Многие трудоспособные и незанятые граждане психологически еще не готовы к самостоятельной предпринимательской деятельности как способу решения своих финансовых проблем.
Решать накопившиеся проблемы малого и среднего предпринимательства необходимо путем совершенствования системы поддержки малого и среднего предпринимательства. В условиях действующего законодательства, не учитывающего должным образом специфику малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей, недостаточно совершенной и противоречивой налоговой и финансовой политики, чрезмерных административных барьеров потенциал количественного и качественного роста малого и среднего бизнеса в Забайкальского края может оказаться исчерпанным. Существует возможная угроза для развития малого и среднего предпринимательства со стороны мирового финансового кризиса, поэтому необходимо отслеживать негативные тенденции в данной сфере с целью принятия своевременных и эффективных мер.
Вышеуказанные меры позволят достигнуть значительных результатов в развитии малого и среднего предпринимательства, тем самым в полной мере реализовав государственную политику, отраженную в Федеральном законе от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", поручении Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации 27 марта 2008 года, Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
Глава 2. Цели, задачи государственной политики
в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства
Цели государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства:
обеспечение благоприятных условий устойчивого роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
повышение конкурентоспособности и адаптационного потенциала субъектов малого и среднего бизнеса;
опережающее развитие сектора малого и среднего предпринимательства по сравнению с другими секторами экономики края.
Для достижения этих целей должны решаться следующие задачи:
формирование благоприятной правовой среды для развития малого и среднего предпринимательства;
устранение неоправданных экономических и административных барьеров на пути развития малого и среднего бизнеса;
выработка своевременных мер по предотвращению и смягчению негативных воздействий мирового финансового кризиса на развитие малого и среднего предпринимательства;
реализация эффективных механизмов удовлетворения финансово-кредитных потребностей малого и среднего бизнеса;
развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
подготовка и повышение квалификации кадров для сферы малого и среднего предпринимательства.
Государственная политика в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства предусматривает следующие аспекты:
функциональный, нацеленный на создание экономических, правовых, организационных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
отраслевой, направленный на организацию и координацию деятельности всех исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, заинтересованных в развитии малого и среднего предпринимательства в различных видах экономической деятельности;
территориальный, предусматривающий учет особенностей развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях края;
социальный, содержащий систему мер поддержки малого и среднего предпринимательства в отношении отдельных социальных групп населения.
Процесс государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в долгосрочной перспективе разделяется на два этапа.
Первый этап (2009-2010 годы) включает в себя создание предпосылок для количественного и качественного роста малого и среднего предпринимательства, а также реализацию антикризисных мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в условиях мирового финансового кризиса:
подготовка новых и пересмотр действующих нормативных правовых актов для совершенствования правового поля, регулирующего развитие малого и среднего бизнеса;
повсеместное освоение на муниципальном уровне программно-целевого метода поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, введение отдельной статьи в местных бюджетах на развитие малого и среднего бизнеса;
организация работы советов предпринимателей, филиалов и представительств краевых объединений предпринимателей, созданных в муниципальных образованиях;
сокращение неоправданных административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
внедрение перспективных финансово-кредитных механизмов государственной поддержки (микрофинансирование, лизинг, предоставление поручительств, инвестиционное кредитование, субсидирование части процентной ставки по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства);
совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого и среднего предпринимательства;
создание муниципальной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (муниципальные фонды, бизнес-инкубаторы, деловые клубы, информационные центры);
селективная и адресная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставление льгот и преференций для адаптации к общей экономической среде (облегчение доступа к ресурсам, помощь нуждающимся субъектам на территориях с низким уровнем развития бизнеса, облегчение вхождения в рынок начинающего, молодежного, женского, семейного, крестьянского предпринимательства, стимулирование развития инновационного бизнеса);
создание залогового обеспечения при оформлении кредитов субъектами малого и среднего предпринимательства путем содействия оформлению в их собственность объектов недвижимости, земли.
Приоритетами второго этапа (2011-2013 годы) являются:
активное развертывание инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
качественные изменения в отраслевой и технологической структуре, опережающее развитие малого и среднего бизнеса, работающего на потребительский рынок и промышленный комплекс;
освоение передовых ресурсосберегающих технологий, выпуск высокотехнологичной наукоемкой продукции, развитие малых и средних перерабатывающих производств, внедрение технологий глубокой переработки местного сырья;
активная реализация механизмов производственной кооперации крупных предприятий с малыми и средними;
комплексный, преимущественно инновационный характер развития малого и среднего предпринимательства;
выход на более цивилизованный уровень ведения бизнеса с использованием мировых стандартов качества производства, условий и охраны труда;
завершение в основном формирования малого и среднего бизнеса как высокотехнологичного, социально ориентированного и конкурентоспособного сектора экономики края;
сокращение перечня адресных льгот и предоставление их преимущественно стартовому (начинающему) и инновационному малому и среднему бизнесу, что будет способствовать развитию рынка, создаст условия для развития сектора малого и среднего предпринимательства в целом и повышения эффективности экономики за счет более широкого внедрения инноваций;
использование эффективной системы защиты прав собственности;
расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и ресурсным рынкам.
Концепция предусматривает двухзвенную вертикальную систему государственной и муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства, включающую краевой и муниципальный уровни.
На краевом уровне государственная поддержка должна быть ориентирована на формирование целей, приоритетов, принципов и условий поддержки малого и среднего предпринимательства, прогнозирование и обоснование перспектив развития. Финансовые средства из краевого бюджета должны направляться на реализацию мероприятий долгосрочных краевых программ поддержки малого и среднего предпринимательства, разработку государственных механизмов поддержки, в том числе на реализацию антикризисных мер, проведение маркетинговых и социологических исследований в масштабах края, формирование и развитие единого информационного пространства предпринимательства, системы подготовки кадров и повышение их квалификации, создание недостающих элементов региональной инфраструктуры содействия малому и среднему бизнесу.
На муниципальном уровне должны решаться вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления за счет собственных средств и ресурсов, в том числе предоставления муниципальных заказов на поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг, земельных участков, нежилых помещении, доступа к инженерным сетям и объектам инфраструктуры народного хозяйства, кроме того, в учет должны приниматься изменяющиеся условия ведения предпринимательской деятельности, связанные с мировым финансовым кризисом.
Глава 3. Основные направления совершенствования государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства
1. Совершенствование нормативно-правовой базы регулирования развития малого и среднего предпринимательства
С целью оптимизации нормативно-правовых основ государственного регулирования отношений, складывающихся в сфере малого и среднего предпринимательства, необходимо целенаправленно формировать правовое поле, обеспечивающее беспрепятственное развитие предпринимательской деятельности и устраняющее бюрократические барьеры на его пути. Это должно быть обеспечено за счет реализации следующих мер:
регулирование отношений, складывающихся в сфере малого и среднего предпринимательства, преимущественно через нормы прямого действия, определенные в краевом законодательстве;
пересмотр подзаконных нормативных правовых актов, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства;
разработка проекта закона Забайкальского края о развитии малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае, в новой редакции проекта закона Забайкальского края о государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае;
разработка и принятие краевых долгосрочных целевых программ "Развитие малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае (2010-2013 годы)", "Развитие производства строительных материалов в Забайкальском крае (2010-2013 годы)";
принятие нормативных правовых актов Правительства Забайкальского края, направленных на решение проблем имущественной, финансово-кредитной и информационной поддержки малого предпринимательства на различных стадиях его развития;
введение в практику оценки последствий принимаемых исполнительными и законодательными органами государственной власти Забайкальского края и органами местного самоуправления нормативных правовых актов по развитию малого и среднего предпринимательства и недопущение ухудшения положения малого и среднего предпринимательства вследствие принятых решений;
введение в практику учета предложений предпринимателей, в том числе через объединения предпринимателей, при подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам развития и регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства;
формирование и совершенствование нормативной правовой базы малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне.
При взаимодействии исполнительных органов государственной власти Забайкальского края с объединениями предпринимателей и федеральными органами исполнительной и законодательной власти необходимо содействовать принятию федеральных законов о взаимном кредитовании и страховании субъектов малого и среднего бизнеса, о государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в сфере народных промыслов и ремесел, об изменении действующего законодательства, регулирующего защиту прав собственности, предоставление государственных кредитных гарантий, развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
2. Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого и среднего предпринимательства
Для облегчения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства Забайкальского края к финансовым ресурсам основное внимание необходимо уделить развитию следующих направлений государственной финансовой поддержки:
предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства залогового обеспечения исполнения их обязательств по кредитам коммерческих банков, что обеспечит разделение рисков невозврата кредита между всеми участниками финансово-кредитных отношений, облегчит доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к ресурсам коммерческих банков;
развитие системы микрофинансирования через микрофинансовые организации, муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства;
развитие лизинга для технического перевооружения производства;
субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств краевого бюджета в виде возмещения процентной ставки по банковским кредитам;
государственная поддержка инвестиционной деятельности через предоставление налоговых льгот в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами края; предоставление льгот по аренде имущества, являющегося государственной собственностью Забайкальского края; субсидирование за счет средств краевого бюджета части процентной ставки за пользование кредитом, лизинговых платежей в части дохода лизингодателя, части вознаграждения (платы) за предоставление банковской гарантии, части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам; предоставление государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств краевого бюджета; предоставление инвестиций в уставный капитал;
государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, через возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным соответственно в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах после 01 января 2005 года на срок до 8 лет в соответствии с условиями, определенными соответствующими нормативными документами Правительства Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации; предоставление субсидий на поддержку животноводства (за полученный молодняк сельскохозяйственных животных и реализованное бюджетным и заготовительным организациям молоко и мясо сельскохозяйственных животных); организация и финансирование мероприятий по выполнению в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таких участках;
государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, привлекающих кредиты на приобретение специализированного транспорта, оборудования; строительство, реконструкцию мясохладобоен, пунктов по первичной переработке молока, строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (пшеницы, ржи, кукурузы, рапса), через механизм субсидирования процентной ставки по инвестиционным проектам;
развитие механизма кредитной потребительской кооперации на основе организационного и информационного содействия в расширении сети кредитных потребительских кооперативов граждан как организаций для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи (расширение сети сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, формирование многоуровневой системы сельской кредитной кооперации путем привлечения государственных и иных источников финансовых ресурсов для стимулирования экономической активности сельского населения, способствующей росту занятости и увеличению его доходов).
Кроме использования средств из краевого и местных бюджетов предполагается привлечение субсидий из федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства (на 1 рубль софинансирования из бюджета края обеспечивается приток 2 - 2,5 рубля из федерального бюджета).
Наряду с собственными средствами субъектов малого и среднего предпринимательства коммерческие банки являются основным институциональным источником их финансирования. Сдерживают развитие банковских финансово-кредитных услуг для малого и среднего предпринимательства установленные правила государственного регулирования банковской деятельности, неустойчивое финансовое состояние многих заемщиков, недостаточное обеспечение ими обязательств и отсутствие кредитной истории. Препятствует увеличению объемов кредитования несовпадение экономических интересов коммерческих банков, заинтересованных в краткосрочных кредитах со стабильным процентным доходом на рыночном уровне, и потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в дешевых долгосрочных ресурсах при минимальных сроках и упрощенных процедурах оформления кредитов. В то же время доходность от операций кредитования данной категории заемщиков превышает аналогичный показатель в секторе крупного бизнеса, малое и среднее предпринимательство становится все более привлекательной целевой группой клиентов для коммерческих банков. Для развития взаимовыгодных отношений коммерческих банков, малого и среднего предпринимательства взаимодействие исполнительных органов государственной власти Забайкальского края с банковским сообществом, учреждениями финансовой инфраструктуры будет осуществляться в рамках действующего законодательства.
3. Политика противодействия избыточным административным барьерам, препятствующим развитию малого и среднего предпринимательства
Органами государственной власти Забайкальского края последовательно реализуется политика сокращения избыточного вмешательства в хозяйственную деятельность, устранения излишних административных барьеров, мешающих развитию бизнеса. В Забайкальском крае на основе федеральных нормативных правовых актов упрощен порядок регистрации субъектов хозяйственной деятельности (с 01 января 2004 года применяется упрощенная система регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (принцип "одного окна"), которая позволяет предпринимателю значительно сократить сроки организации бизнеса), в несколько раз сокращено число лицензируемых видов деятельности. Приоритетное направление получило продвижение механизма добровольной сертификации продукции. В 2008 году осуществлен ряд мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 года N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности".
Приоритетными направлениями политики Правительства Забайкальского края по административному регулированию и содействию в развитии малого и среднего предпринимательства должны стать:
улучшение качества и доступности государственных услуг, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства, повышение эффективности и прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, упрощение административных процедур, внедрение в исполнительных органах государственной власти Забайкальского края принципов управления по результатам, механизмов противодействия коррупции;
содействие процессу сужения сферы государственного контроля (разгосударствление практики контроля) с одновременным усилением компенсаторных контрольных функций негосударственного контроля путем содействия созданию института саморегулируемых организаций и широкой сети общественных объединений предпринимателей, охватывающих большую часть субъектов малого и среднего предпринимательства, которые на первом этапе могут выступать в роли обязательных независимых представителей при проведении государственных проверок, а затем заменить часть специализированных органов государственного контроля.
В целях снижения уровня административного регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо решение следующих задач:
разработка и внедрение административных регламентов, стандартов государственных услуг;
организация постоянного бесплатного информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о правах, функциях и действиях контролирующих и надзорных органов, расширение практики применения и эффективности действия принципа "одного окна" при выполнении субъектами малого и среднего предпринимательства обязательных административных процедур;
координация совместных действий исполнительных органов государственной власти Забайкальского края и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции пожарного, санитарно-эпидемиологического надзора, энергонадзора, надзора в сфере защиты прав потребителей, природопользования, градостроительного и архитектурного контроля, функции в области лицензирования и сертификации продукции и услуг;
приведение в соответствие с действующим законодательством нормативных правовых актов органов местного самоуправления с целью устранения административных ограничений деятельности хозяйствующих субъектов;
взаимодействие с объединениями предпринимателей для информирования соответствующих структур Правительства Забайкальского края о действиях должностных лиц, принимающих решения, которые создают дискриминационные условия для хозяйственной деятельности предпринимателей;
упорядочение контрольной деятельности исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, недопущение дублирования проверок, препятствование превращению контрольных функций в бюрократическую процедуру, не оказывающую реального влияния на качество товаров и услуг, сокращение контролируемых видов деятельности и числа контролирующих инстанций без ущемления прав потребителей и общественных интересов, содействие переходу от системы обязательных плановых проверок к системе реагирования на факты нарушения законов, проверок по жалобам заявителей (кроме производств, где есть угроза безопасности и здоровью граждан);
содействие разработке и внедрению механизма ответственности контролирующих инстанций и их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих за нарушения, допущенные при осуществлении ими контрольных функций, нанесение ущерба субъектам малого и среднего предпринимательства административными решениями;
создание системы антикоррупционных мер путем предоставления возможности участия тем субъектам малого и среднего предпринимательства и их объединениям, чьи интересы затрагиваются, в разработке законопроектов, осуществлении антикоррупционной экспертизы законопроектов, других проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Забайкальского края и органов местного самоуправления.
Показателями эффективности работы по устранению административных барьеров являются: сокращение сроков прохождения административных процедур по официальному оформлению документов, регламентирующих хозяйственную деятельность; реальное снижение неналоговой финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства; повышение степени удовлетворения качеством государственных услуг, которое определяется в соответствии с мировой практикой методом социологических исследований.
Уменьшение административного давления на бизнес, сокращение сроков административных процедур по любым вопросам развития малого и среднего предпринимательства (оформление документов на пользование земельными участками и нежилыми помещениями, экспертиза и согласование проектов, предоставление разрешений, лицензий, информации) будет стимулировать создание новых субъектов малого и среднего предпринимательства и последовательную легализацию деятельности тех, которые практиковали теневую деятельность.
4. Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого и среднего предпринимательства
Для повышения эффективности государственной имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличения их капитализации необходимо осуществить следующие меры:
создание на краевом уровне доступной информационной базы данных о нежилых помещениях, земельных участках на территории Забайкальского края, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые могут быть предоставлены в аренду или собственность субъектам малого и среднего предпринимательства на доступных условиях;
подготовка предложений для принятия нормативных правовых актов, определяющих специальные условия (льготы, преференции) и порядок передачи субъектам малого и среднего предпринимательства неиспользуемых нежилых помещений, производственных площадей, технологического оборудования и другого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях долгосрочной аренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг;
предоставление в рассрочку платежей при продаже объектов недвижимости субъектам малого и среднего предпринимательства;
содействие организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, способным взять имущественные комплексы для вложения капитала в их переоборудование для сдачи в аренду малым и средним предприятиям;
содействие в упрощении процедуры и порядка оформления разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов для субъектов малого и среднего предпринимательства;
введение для вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства понижающих коэффициентов при расчете ставок арендной платы за нежилые помещения, земельные участки;
создание бизнес-инкубаторов на базе подходящих для этих целей объектов краевой и муниципальной собственности для содействия начинающим предпринимателям.
5. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
В Забайкальском крае создана и функционирует региональная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства. В ее составе 13 государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 2 бизнес-инкубатора, 3 лизинговых компании, 2 гарантийных фонда, 77 кредитных кооперативов, действующих преимущественно в сфере сельского малого бизнеса, ЗАО "Читинское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса", оказывающее образовательные услуги. Деятельность данных структур охватывает основной круг потребностей малого и среднего предпринимательства края и оказывает безусловную помощь в его развитии.
На сегодняшний день в регионе реализуется ряд перспективных мероприятий, соответствующих особенностям новой федеральной политики, призванных обеспечить качественно новый уровень поддержки малого и среднего предпринимательства на территории края:
создается микрофинансовая организация с целью обеспечения реального доступа к финансовым услугам начинающих предпринимателей и других категорий граждан, готовых самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеющих возможности получения традиционного банковского кредита;
выполняется капитальный ремонт части помещений офисного типа здания Забайкальского бизнес-инкубатора, приобретение материально- технических ресурсов;
при софинансировании из федерального бюджета созданы ООО "Агинский региональный бизнес-инкубатор", ООО "Гарантийный фонд Агинского Бурятского автономного округа", ООО "Гарантийный фонд Забайкальского края", ООО Региональная лизинговая компания "Агинский центр делового развития".
С учетом имеющегося отечественного и международного опыта формирования инфраструктурного обеспечения малого и среднего предпринимательства, в Забайкальском крае вводятся следующие принципы формирования краевой и муниципальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства:
адекватность развития объектов инфраструктуры в том или ином муниципальном образовании и крае в целом уровню развития малого и среднего предпринимательства и их потребностям;
развитие спектра предоставляемых объектом инфраструктуры услуг на основе соответствующего ресурсного (финансового) обеспечения;
комплексный характер предоставляемых объектом инфраструктуры услуг (по принципу "под одной крышей" или "одно окно"), сосредоточение на муниципальном уровне разнообразных услуг (консультационных, обучающих, информационных, правовых, финансовых) в рамках одного объекта инфраструктуры в противовес распылению ресурсов при создании нескольких разнородных и дублирующих друг друга структур;
распространение деятельности существующих фондов на соседние муниципальные образования, где отсутствует или на данном этапе нецелесообразно создание самостоятельного объекта инфраструктуры.
Исходя из перечисленных принципов предполагаются следующие направления формирования и развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства:
подготовка нормативных правовых актов, предусматривающих меры государственного регулирования формирования системы инфраструктурного обеспечения предпринимательства в Забайкальском крае, в том числе аккредитацию организаций инфраструктуры на бесплатной и добровольной основе, создание условий для участия субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании инфраструктурной среды;
развитие существующей системы муниципальных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, направленное на расширение спектра и комплексный характер предоставляемых услуг (по принципу "под одной крышей");
разработка положения об организациях инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и установление для них понижающих коэффициентов при расчете арендной платы;
приоритетное формирование региональной инфраструктуры поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства (технопарки, инновационно-технологические центры, центры трансферта технологий, венчурные фонды) и инфраструктуры, содействующей развитию начинающих предпринимателей (бизнес-инкубаторы, муниципальные информационно-консультационные центры).
6. Содействие в использовании инноваций субъектами малого и среднего предпринимательства
Государственное регулирование инновационной деятельности направлено на нормативно-правовое обеспечение, содействие в развитии инновационной инфраструктуры, разработку экономических и финансовых механизмов активизации инновационных процессов. Поддержка инновационных проектов малых и средних предприятий должна осуществляться с учетом приоритетных для экономики Забайкальского края направлений: энерго- и ресурсосбережение, продукция высокой степени переработки, информационные технологии, радиотехника, приборостроение, глубокая переработка отходов, защита окружающей среды, разработка современных методов контроля и диагностики деталей в процессе изготовления, создание прогрессивных методов высокоточной обработки материалов.
Для эффективного развития малого и среднего инновационного предпринимательства потребуются новые подходы к созданию условий для материального обеспечения деятельности малых и средних форм хозяйствования и облегчения доступа к опытно-производственной базе.
При разработке долгосрочных краевых программ социально-экономического развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства исполнительные органы государственной власти Забайкальского края и органы местного самоуправления подготавливают и реализуют экономические, финансовые, имущественные, налоговые меры и механизмы стимулирования развития малого и среднего инновационного предпринимательства.
Для создания благоприятных условий развития инновационной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства необходимо осуществление следующих практических мер:
разработка проектов нормативных правовых актов, стимулирующих развитие малого и среднего инновационного бизнеса;
создание возможностей для участия субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства Забайкальского края в программах по подготовке предпринимательских кадров в сфере высоких технологий, менеджмента инноваций;
содействие формированию и деятельности хозяйствующих субъектов, предоставляющих ресурсы и услуги субъектам малого и среднего предпринимательства Забайкальского края, функционирующим в высокотехнологичных областях науки и промышленности, в том числе: патентно-лицензионных бюро, лизинговых компаний, предоставляющих субъектам малого и среднего предпринимательства услуги по лизингу высокотехнологичного оборудования, научных и индустриальных парков, инновационных инжиниринговых центров, инновационных бизнес-инкубаторов, центров коммерциализации результатов научной деятельности, центров технологического трансферта.
7. Содействие интеграционному взаимодействию малого и среднего предпринимательства с крупным бизнесом
Государственная поддержка интеграционного взаимодействия малого и среднего предпринимательства с крупным бизнесом должна быть направлена на модернизацию структуры экономики Забайкальского края на основе оптимизации и разумного сочетания в ней разных типов и размеров предприятий, создание благоприятного хозяйственного, социального климата, условий и возможностей, способствующих трансформации малого бизнеса в средний, среднего - в крупный.
Усилия исполнительных органов государственной власти Забайкальского края необходимо сосредоточить на:
снижении издержек производства, использовании на взаимовыгодной основе предприятиями конкурентных преимуществ своих деловых партнеров;
содействии формированию и функционированию на взаимовыгодной основе совместных технологических, кооперационных, инновационных, реализационных связей малого, среднего и крупного предпринимательства, недопущению противостояния этих сфер бизнеса и превращения их интересов в объект постоянных конфликтов;
устранении факторов, препятствующих кооперации (недостаток информации о потребностях крупных и возможностях малых предприятий, низкое качество товаров и услуг, предоставляемых некоторыми малыми и средними предприятиями, недостаточная рыночная адаптация крупных предприятий и барьеры при получении производственных заказов малыми и средними предприятиями).
Основными направлениями, формами и механизмами взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса могут стать:
продвижение на рынок продукции и услуг крупных компаний путем передачи малым и средним предприятиям соответствующих технологий и прав на производство услуг под торговой маркой компании (франчайзинг);
структурная перестройка и реструктуризация крупных предприятий путем передачи вспомогательных производств и функций, не имеющих прямого отношения к основному производственному циклу, субъектам малого и среднего бизнеса (аутсорсинг);
размещение крупными предприятиями на малых и средних предприятиях заказов по производству комплектующих, запасных частей, выполнению работ и предоставлению производственных услуг (субконтрактация);
создание на земельных участках и неиспользуемых производственных площадях крупных предприятий технопарков, индустриальных парков для субъектов малого и среднего предпринимательства;
создание промышленной инфраструктуры, в том числе центров производственной кооперации, промышленных сервисных центров;
создание крупными компаниями малых и средних предприятий для реализации конкретных рисковых высокоэффективных инновационных проектов (венчурное финансирование);
передача крупными промышленными и специализированными компаниями субъектам малого и среднего предпринимательства соответствующего имущества в аренду с правом или без права последующего выкупа (лизинг);
создание групп географически соседствующих взаимосвязанных производственных компаний крупного, среднего и малого бизнеса, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных услуг, организаций инфраструктуры и других организаций, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга (промышленные кластеры);
использование возможностей крупного бизнеса для инвестирования субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставления грантов для внедрения в сфере малого и среднего бизнеса инновационных разработок, социально значимых проектов, создания инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
8. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности
Приоритетными направлениями государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности должны стать:
содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в развитии их торговых, научно-технических, производственных, исследовательских и информационных связей с зарубежными партнерами, участии в международных конгрессах, совещаниях, семинарах, выставках и ярмарках;
привлечение зарубежной информационной, технической и иной безвозмездной помощи, иностранных инвестиций и кредитов в сферу малого и среднего бизнеса;
расширение производственной кооперации с учетом международной специализации разделения труда;
расширение спектра консультационных, информационных и других услуг субъектам малого и среднего предпринимательства для реализации программ и проектов с привлечением иностранной технической и финансовой помощи, а также при взаимодействии с потенциальными иностранными инвесторами;
организация взаимодействия с зарубежными организациями, фондами, агентствами в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в России, содействие зарубежным партнерам в эффективной реализации их программ и проектов на территории Забайкальского края;
изучение и обобщение опыта зарубежных стран в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства с целью его практического использования в условиях Забайкальского края.
Содействие субъектам малого и среднего бизнеса в установлении деловых контактов с зарубежными партнерами должно быть сосредоточено на следующих направлениях:
предоставление адресной информации о потенциальных партнерах и их надежности, создание комплекса информационно-консультационных услуг по различным направлениям внешнеэкономической деятельности (ведение переговоров, заключение контрактов, условия поставки продукции);
организация совместных предприятий;
продвижение продукции предприятий малого и среднего бизнеса на зарубежные рынки с использованием механизмов поддержки экспорта российских товаров, участия в выставках;
обучение за рубежом представителей малого и среднего бизнеса Забайкальского края по целевым программам международных организаций.
9. Социально-трудовые аспекты развития малого и среднего предпринимательства
Для совершенствования трудовых отношений и социального партнерства в сфере малого и среднего предпринимательства необходимо осуществить следующие меры:
обеспечить консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам социального партнерства, законодательства о труде, пенсионного обеспечения;
способствовать внедрению в практику малого и среднего бизнеса положительного опыта разработки и принятия отраслевых и территориальных соглашений, касающихся условий и оплаты труда работников малых и средних предприятий;
содействовать практике заключения на малых и средних предприятиях коллективных договоров по вопросам социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками, в том числе дополнительного пенсионного обеспечения;
содействовать стимулированию работодателей, строящих трудовые отношения в рамках коллективных договоров, проявляющих заботу о наемных работниках и членах их семей;
совершенствовать формы осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде и охране труда, в том числе в форме подачи ими добровольных деклараций;
ввести представителей малого и среднего предпринимательства в состав территориальных объединений работодателей, профсоюзов, трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
включить в территориальные программы социально-экономического развития, муниципальные программы поддержки малого и среднего предпринимательства блок вопросов по развитию трудовых отношений и социального партнерства в сфере предпринимательства.
10. Развитие системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства
Системные действия по обеспечению необходимым персоналом предприятий малого и среднего бизнеса предусматривают реализацию следующих механизмов:
организация совместно с территориальными объединениями работодателей в сфере малого и среднего бизнеса сбора и обобщения информации о реальной потребности в подготовке персонала для малого и среднего предпринимательства;
формирование образовательного заказа на профессиональную подготовку специалистов для малого и среднего предпринимательства;
стимулирование развития социального партнерства между учреждениями профессионального образования и объединениями работодателей в сфере малого и среднего бизнеса в части подготовки персонала;
объединение финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов работодателей и работников по организации учебного процесса;
создание условий для прохождения производственной практики учащихся в организациях малого и среднего бизнеса;
организация целевой контрактной подготовки в соответствии с заказом специалистов;
гарантированное трудоустройство выпускников учебных заведений в организациях малого и среднего бизнеса.
11. Государственная политика в сфере развития малого и среднего предпринимательства в различных видах экономической деятельности
Оказание государственной поддержки развитию субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется с учетом особенностей сферы их экономической деятельности:
в сфере розничной торговли: содействие открытию и организации сети магазинов местного значения в шаговой доступности, социально-ориентированных объектов, обеспечивающих ценовую доступность товаров; открытию в отдаленных и труднодоступных сельских местностях павильонов и "магазинов на дому"; организации выездной торговли; расширению дистанционной торговли, в том числе торговли по каталогам; развитию малого и среднего предпринимательства в секторе электронной торговли; освоению продажи крупногабаритных товаров и бытовой техники на условиях предварительных заказов;
в сфере оптовой торговли: содействие развитию внедрения современных форм ведения бизнеса, в том числе в секторе электронной торговли; освоению инновационных технологий товародвижения, использованию информационных систем нового поколения; внедрению логистики; модернизации действующих и строительству новых складских помещений; освоению локальных рынков муниципальных образований края;
в сфере общественного питания: содействие открытию предприятий быстрого питания вдоль автомагистралей, на автозаправочных станциях, в местах отдыха и проведения досуга населения; развитию инфраструктуры ресторанного бизнеса за счет открытия ресторанов быстрого питания в крупных торговых и деловых центрах, ресторанов-клубов; расширению сети специализированных, тематических кафе, предприятий питания по месту работы, учебы; организации выездного обслуживания; организации мини-цехов по переработке полуфабрикатов, специализированных цехов по производству кулинарной продукции, полуфабрикатов высокой степени готовности; внедрению прогрессивных принципов приготовления продукции; распространению современных технологий по глубокой степени замораживания, приготовлению продуктов питания из местного растительного сырья методом инфракрасной сушки, переработке дикоросов;
в сфере бытового обслуживания: содействие развитию кооперированных связей между городскими и сельскими предприятиями путем организации выездного обслуживания населения; оборудованию комплексных приемных пунктов по ряду бытовых услуг; развитию современного подхода к оснащению оборудованием, подбору и обучению кадров;
в обрабатывающих производствах: содействие развитию производства комплектующих, запасных частей, полуфабрикатов; оказанию производственных услуг; созданию узкоспециализированных предприятий с малообъемными технологическими операциями; производству товаров легкой промышленности и выпуску потребительских товаров; развитию производственной инфраструктуры (оказание услуг промышленным предприятиям по ремонту, строительству, транспорту, связи);
в лесопромышленном комплексе: содействие развитию производственных мощностей по глубокой переработке древесины на основе ресурсосберегающих технологий; ориентации на экспорт пиломатериалов, клееных полуфабрикатов; ускорению инвестиционного процесса, направленного на техническое перевооружение лесопромышленных предприятий края, осуществляющих заготовку и переработку древесины; созданию новых лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств, ориентированных на выпуск конкурентоспособной продукции домостроения, пиломатериалов;
в сельском хозяйстве: создание условий для эффективной деятельности системы кредитной кооперации и интеграции фермерских хозяйств в сфере производства, переработки и сбыта продукции, организации ресурсного обеспечения на основе лизинга и государственных субсидий на техническое оснащение фермерских хозяйств, льготного кредитования на краткосрочный (сезонные работы) и долгосрочный (расширение производства) периоды; реализация мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования; содействие участию крестьянских (фермерских) хозяйств в краевых выставках-ярмарках;
в строительстве: содействие развитию производства строительных материалов; оказанию услуг по капитальному и текущему ремонту жилищного фонда, объектов внешнего благоустройства, дорожно-мостового хозяйства; выполнению реставрационно-восстановительных работ на объектах памятников архитектуры и старины;
в жилищно-коммунальном хозяйстве: содействие реформированию жилищно-коммунальной сферы; развитию услуг по ремонту и обслуживанию инженерных систем городов, внутреннего водопроводного и теплоэнергетического хозяйства; созданию действующих производств по изготовлению современных материалов и оборудования для теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения;
в сфере туризма: содействие по продвижению регионального туристского продукта на международных туристских выставках; внедрению современных информационных технологий с целью повышения качества туристских услуг (технологии on-line, Интернет-магазин); организационное содействие в повышении профессионального уровня специалистов туристской отрасли (курсы повышения квалификации, конференции, семинары, семинары-тренинги);
в сфере оказания транспортных услуг населению: содействие предоставлению качественных и безопасных услуг, отвечающих требованиям безопасных условий, путем приобретения транспортных средств с улучшенными характеристиками.
12. Совершенствование деятельности исполнительных органов государственной власти Забайкальского края и органов местного самоуправления по поддержке малого и среднего предпринимательства
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства должна быть четко разграничена между региональным и муниципальным уровнями управления путем установления баланса полномочий и ответственности, в том числе с закреплением предметов совместного ведения.
Исполнительным органам государственной власти Забайкальского края необходимо сосредоточить внимание на следующем:
разработка и реализация общих принципов поддержки, ориентированной на формирование на территории края единой предпринимательской среды (единой правовой среды, единого информационного пространства);
определение условий государственной поддержки с использованием средств краевого бюджета;
привлечение иностранных инвестиций;
использование механизма предоставления субсидий, финансирования программ, проектов и других мероприятий из средств федерального бюджета в рамках оказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству;
осуществление мер поддержки инновационного предпринимательства;
методическое руководство подготовкой муниципальных программ;
становление единой системы мониторинга малых и средних форм хозяйствования, организация актуальных научных исследований по существующим проблемам развития предпринимательства.
Органам местного самоуправления необходимо сосредоточить внимание на следующем:
разработка и реализация муниципальных программ;
создание организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства с использованием средств местных бюджетов;
предоставление муниципальных заказов на производство продукции, работ и услуг, земельных участков, нежилых помещений, льгот по налогам в части средств, перечисляемых в местные бюджеты;
практическое осуществление мер поддержки начинающих субъектов малого предпринимательства через упрощение административных процедур и облегченный доступ к финансовым, имущественным, информационным ресурсам;
практическое осуществление мер по информационно-консультационной поддержке, обучению основам предпринимательства с использованием средств местных бюджетов;
разработка и реализация механизмов привлечения потенциала малого и среднего предпринимательства к созданию новых производств и рабочих мест при реструктуризации, перепрофилировании и закрытии отдельных крупных предприятий.
Основным инструментом реализации государственной политики служат краевые, межмуниципальные, отраслевые и муниципальные долгосрочные целевые программы поддержки малого и среднего предпринимательства. При разработке и реализации этих программ целесообразно сосредоточить внимание на следующих положениях:
организация мониторинга малого и среднего предпринимательства на уровне муниципальных образований с целью получения более полной информации о состоянии малого и среднего предпринимательства для принятия управленческих решений;
становление систем оперативного и поэтапного управления программами на основе постоянного отслеживания экономической и социальной эффективности их выполнения;
координация программ с программами социально-экономического развития;
формирование ожидаемых результатов реализации программ не только в виде валовых показателей динамики развития сферы малого и среднего бизнеса, но и конкретных показателей улучшения качества предпринимательской и конкурентной среды, делового климата, стимулирующих развитие социальных функций малого и среднего бизнеса.
Глава 4. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Достижение основных целей и решение задач, изложенных в Концепции, а также реализация предусмотренных в ней мер и механизмов стимулирования малого и среднего бизнеса позволит:
увеличить вклад малого и среднего предпринимательства в экономику Забайкальского края;
создать основу для формирования среднего класса в обществе;
упростить административные процедуры в сфере регулирования развития малого и среднего предпринимательства;
повысить конкурентоспособность и ускорить адаптацию к существующей рыночной среде субъектов малого и среднего предпринимательства;
усилить влияние малого и среднего предпринимательства на структурные преобразования в экономике;
сформировать оптимальную структуру видов экономической деятельности, направленную на обеспечение потребителей многообразными качественными товарами и услугами, при отлаженной системе взаимодополняющих друг друга малых, средних и крупных товаропроизводителей;
усилить процесс выравнивания межтерриториальной дифференциации в степени насыщенности субъектами малого и среднего предпринимательства, сглаживания различий между муниципальными образованиями по степени развития предпринимательства и его вклада в муниципальную экономику;
увеличить инвестиционный потенциал предпринимательства для расширения производства товаров и услуг на основе активизации самофинансирования за счет роста доходов и накоплений у субъектов малого и среднего бизнеса, привлечения сбережений населения, повышения доли заимствованных средств у коммерческих инвестиционных структур;
снизить социальную напряженность, увеличить количество граждан, самостоятельно обеспечивающих себе достойное благосостояние.
Согласно экспертному прогнозу Министерства экономического развития Забайкальского края, количественные показатели развития малого и среднего предпринимательства на перспективу до 2013 года представлены в следующей таблице:
Наименование показателя |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Доля занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в общей численности занятых в организациях всех видов деятельности, % |
41,0 |
43,0 |
46,0 |
49,0 |
53,0 |
Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта, % |
28,3 |
30,7 |
33,1 |
35,5 |
38,0 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, в % к предыдущему году |
105,0 |
105,3 |
105,5 |
105,7 |
106,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепцией урегулированы вопросы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае.
Основными целями государственной поддержки в указанной сфере являются обеспечение благоприятных условий устойчивого роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение их конкурентоспособности и адаптационного потенциала, а также опережающее развитие сектора малого и среднего предпринимательства по сравнению с другими секторами экономики края.
Процесс государственной поддержки планируется реализовать в 2 этапа. Первый этап включает в себя создание предпосылок для количественного и качественного роста малого и среднего предпринимательства, а также реализацию антикризисных мер, направленных на их поддержку в условиях мирового финансового кризиса. На втором этапе ожидается активное развертывание инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, выход на более цивилизованный уровень ведения бизнеса с использованием мировых стандартов качества производства, условий и охраны труда, расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и ресурсным рынкам.
Реализация предусмотренных мер и механизмов стимулирования указанных групп предпринимательства позволит увеличить вклад малого и среднего предпринимательства в экономику Забайкальского края, создать основу для формирования среднего класса в обществе, а также снизить социальную напряженность, увеличить количество граждан, самостоятельно обеспечивающих себе достойное благосостояние.
Распоряжение Правительства Забайкальского края от 23 декабря 2008 г. N 198-р "О Концепции государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае на 2009-2013 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был