Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Концепция деятельности
информационно - аналитического агентства
создание привлекательного инвестиционного облика Читинской области
(утв. постановлением Главы Администрации Читинской области
от 2 декабря 1997 г. N 1017)
Директор ГУП
Информационно-аналитическое
агентство Читинской области
В.В. Кальченко
10 ноября 1997 г.
Содержание
1. Рейтинг инвестиционной привлекательности и задачи информационной политики региона
2. Формирование, обработка и распространение информационных продуктов
3. Организационный план и ресурсы
1. Рейтинг инвестиционной привлекательности и задачи информационной политики региона
Тенденции развития реформ в РФ сделали очевидной мысль о том, что решение экономических и социальных проблем регионов не придет из Центра.
Само существование культурно-исторического и природно-хозяйственного единства, носящего с 1937 г. название Читинской области, а тем более - стратегия его устойчивого развития есть первейшая забота всех населяющих область людей и сформированных ими органов власти.
Мировой и отечественный опыт выхода стран и регионов из депрессивного состояния подсказывает проверенные практикой механизмы создания условий позитивного развития. Среди них следует назвать привлечение инвестиций (отечественных и зарубежных) в экономику региона и создания атмосферы доверия и социального партнерства в общественных взаимоотношениях.
"Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России" по данным за 1994-1996 года (журнал "Эксперт") показывает, что и по инвестиционному потенциалу и по инвестиционному риску Читинская область не входит в число лидеров. Это относится и к показателям в Восточно-Сибирском экономическом регионе (республики Бурятия, Тыва, Хакасия, Красноярский край, Иркутская, Читинская области) и в непосредственном окружении (республики Якутия, Бурятия, Амурская, Читинская области).
Рейтинг по инвестиционному потенциалу (Восточно-Сибирский экономический район)
Регион |
Интегральный рейтинг потенциала |
Составляющие (виды) инвестиционного потенциала |
||||||
Ресурсно-сырьевой |
Производственный |
Потребительский |
Инфраструктурный |
Интеллектуальный |
Институциональный |
Инновационный |
||
Красноярский край |
24 |
2 |
6 |
7 |
86 |
35,6 |
16 |
47,5 |
Иркутская обл. |
29 |
7 |
13 |
15 |
80 |
34 |
23 |
59 |
Бурятия |
51 |
18 |
60 |
63.5 |
73 |
20 |
51 |
59 |
Читинская обл. |
67 |
14 |
51 |
59 |
70 |
77,5 |
61 |
55 |
Респ. Хакасия |
74 |
33 |
67 |
70,5 |
68 |
59 |
76 |
89 |
Респ. Тыва |
77 |
23 |
78 |
80,5 |
77 |
71 |
79 |
89 |
Рейтинг по инвестиционному потенциалу (непосредственное окружение)
Регион |
Интегральный рейтинг потенциала |
Составляющие (виды) инвестиционного потенциала |
||||||
Ресурсно-сырьевой |
Производственный |
Потребительский |
Инфраструктурный |
Интеллектуальный |
Институциональный |
Инновационный |
||
Якутия |
44 |
3 |
27 |
52,5 |
84 |
8 |
29 |
89 |
Бурятия |
51 |
18 |
60 |
63,5 |
73 |
20 |
51 |
59 |
Амурская обл. |
65 |
20 |
55,5 |
51 |
65 |
47,5 |
37 |
89 |
Читинская обл |
67 |
14 |
51 |
59 |
70 |
77,5 |
61 |
55 |
Рейтинг по инвестиционному риску (Восточно-Сибирский экономический район)
|
Виды инвестиционного риска |
|||||
Регион |
Интегральный рейтинг риска |
экономический |
политический |
социальный |
экологический |
криминальный |
Респ. Тыва |
50 |
80 |
18 |
4 |
40 |
89 |
Красноярский край |
55 |
13 |
39 |
40 |
84 |
66 |
Респ. Хакасия |
57 |
7 |
47 |
61 |
49 |
82 |
Иркутская обл. |
75 |
28 |
31 |
74 |
74 |
85 |
Бурятия |
87 |
65 |
62 |
77 |
50 |
77 |
Читинская обл. |
89 |
72 |
75 |
79 |
57 |
78 |
Рейтинг по инвестиционному риску (непосредственное окружение)
|
Виды инвестиционного риска |
|||||
Регион |
Интегральный рейтинг риска |
экономический |
политический |
социальный |
экологический |
криминальный |
Якутия |
60 |
47 |
27 |
54 |
62 |
63 |
Амурская обл. |
82 |
77 |
82 |
66 |
48 |
36,5 |
Бурятия |
87 |
65 |
62 |
77 |
50 |
77 |
Читинская обл. |
89 |
72 |
75 |
79 57 |
|
78 |
Как положительный фактор, можно отметить включение Читинской области в первую двадцатку регионов с "наиболее благоприятными законодательными условиями" по отдельным аспектам инвестиционной деятельности (2-7 места по РФ).
Базой для рейтинговых оценок служили статистические показатели, законодательные акты РФ и ее субъектов, доклады исследовательских центров, статьи, монографии и мнения экспертов. Очевидно, что в итоговых рейтингах существенную роль играли объем и качество информации о том или ином регионе. Собственный опыт издательской деятельности Агентства, мнение специалистов Управления ВЭМС Читинской области, контакты с межрегиональными и федеральными информационными службами позволяют утверждать, что сведения о нашей области во внешнем окружении очень малы по объему, бессистемны и отрывочны, в их содержании и распространении мало заметно координирующее влияние органов власти и общественных институтов.
Кардинально улучшить столь невыгодное и недостойное положение Читинской области в информационном пространстве можно путем осуществления грамотно спланированной и постоянно поддерживаемой программы развития ее информационного взаимодействия с внешней и внутренней средой. Разработку такой программы и ее реализацию целесообразно поручить Агентству, возложив на него функции координирующего органа по сбору, обработке, форматированию и распространению информационных материалов.
Подготовка стратегической программы популяризации Читинской области потребует значительного времени и ресурсов, поэтому в качестве неотложной меры. Агентство предлагает немедленно приступить к решению более узкой задачи: отработать методику массированного многоканального распространения информационных продуктов, как уже имеющихся в распоряжении Агентства, так и подготовленных органами власти и управления, общественными, научными, образовательными структурами и другими заказчиками. Основные результаты по формированию информационных продуктов в рамках сформулированной задачи могут быть достигнуты при соответствующем финансировании в течение 8-10 месяцев и будут служить одновременно базой для построения полномасштабной программы "паблик рилейшнз" Читинской области.
2. Формирование, обработка и распространение информационных продуктов
2.1. Информационные продукты, подлежащие распространению, могут быть достаточно условно обнесены к следующим категориям:
*справочные, информационные, информационно-представительские материалы о Читинской области в целом (примеры - журнал "Взгляд на Забайкалье", статистическая периодика, справочные материалы для официальных изданий РФ, видеоролики "рекламы престижа" и т.п.);
*обзорные и аналитические материалы по участию Читинской области в федеральных, президентских и международных программах;
*областные программы развития экономики, социальной сферы, экологические и культурно-просветительские проекты, обзоры особенностей регионального законодательства;
*материалы по деятельности международных организаций, благотворительных и просветительских фондов на территории Читинской области;
*каталоги экспортных и инвестиционных предложений, отраслевые каталоги, каталоги и буклеты отдельных предприятий и организаций;
*материалы, характеризующие инфраструктурную (состояние и перспективы сетей связи, транспортных сетей, финансово-кредитной сферы), интеллектуальную (наука, образование культура, союзы творческих работников) и институциональную (политические и общественные объединения, фонды поддержки предпринимательства, некоммерческие ассоциации и союзы) составляющие инвестиционного потенциала;
*материалы по туристическим, курортно-бальнеологическим и спортивно-оздоровительным особенностям природно-климатических условий Забайкалья.
Приведенный перечень далеко не полный, но на его основе может быть выработан согласованный и упорядоченный по времени список первоочередных изданий, как руководство в практической деятельности Агентства.
2.2. Подготовленные материалы могут быть сформатированы на различных носителях:
* факсимильные и печатные издания;
* фотографии, слайды, негативы;
* дискеты, видео - и аудиопленки;
* компьютерные файлы, лазерные диски;
Основные работы по подготовке и формированию информационных продуктов Агентство может осуществлять своими силами при соответствующем расширении технической базы. При условии полного комплектования станции допечатной подготовки, Агентство становится мощным быстродействующим центром удовлетворения информационных потребностей органов власти, внутренних и внешних заказчиков информационных продуктов. При умелом стимулировании спроса на информационные услуги это гарантирует стабильное финансовое развитие.
2.3. Возможности, деловые связи и наработки Агентства позволяют задействовать многочисленные каналы распространения информации как традиционные, так и основанные на последних достижениях информационных технологий:
* прямая почтовая рассылка;
* каналы ТВ и радио;
* средства массовой информации, особенно специализированные издания делового, научно-технического, финансово-инвестиционного профиля;
* электронные каналы глобальной информационной сети WWW - "INTERNET", в том числе в форме представительства Читинской области в "INTERNET" с постоянно обновляемыми материалами;
* ведомственные каналы коммуникаций.
Одновременное использование различных каналов резко поднимает уровень информированности аудитории и степень понимания в общении.
2.4. На первом этапе распространения целесообразно сориентироваться на следующие контактные аудитории:
* информационные и информационно-аналитические агентства разных уровней;
* центры политических и социальных исследований;
* российские и межрегиональные организации содействия иностранным инвестициям;
* деловые межрегиональные ассоциации, союзы и объединения;
* организации и издания, ведущие базы данных по предложениям иностранных фирм;
* представительства иностранных компаний;
* экспертные и консалтинговые фирмы;
* федеральные и региональные органы власти.
По мере накопления информации и анализа отклика и обратной связи можно менять приоритеты, расширять диапазон адресатов распространения.
2.5. В качестве поля исходных данных для создания информационных продуктов Агентство предполагает использовать собственные базы данных по товаропроизводителям и хозяйствующим субъектам области, статистические данные Госкомстата, аналитические и обзорные материалы региональных органов власти и управления, научных учреждений, ведущих специалистов, ФАПСИ и данные социологических опросов. Обработка исходных данных потребует привлечения специалистов и консультантов из различных организаций на договорной основе. В дальнейшем, по мере получения профессионального образования, основная часть аналитической работы будет сосредоточиваться в Агентстве. Для привлечения средств международных гуманитарных фондов целесообразно предусмотреть формирование общественной структуры поддержки.
Многочисленность и ведомственная разобщенность организаций держателей исходных данных для создания информационных продуктов в рамках деятельности Агентства потребует разработки четкой схемы взаимодействия и доступа к информации.
3. Потребные ресурсы и организационный план
Оценка ресурсов необходимых для решения сформулированной выше задачи эффективной информационной раскрутки Забайкалья проведена исходя из следующих организационно-производственных планов:
*реализация двухпоточного процесса подготовки информационных продуктов с использованием двух комплексов допечатной подготовки: уже имеющегося у Агентства и намеченного к приобретению. При этом один комплекс будет преимущественно использоваться для подготовки продуктов на бумажных носителях, второй - на электронных и магнитных;
*оснащение Агентства малотиражным полиграфическим комплексом с компьютерным вводом для выпуска бюллетеней и экстренных материалов органов власти и управления, наградных документов, сувенирно-представительских изданий и другой оперативной продукции;
*создание центра связи для участия в глобальных информационных сетях (NTERNET, RANET и т.п.);
*скорейшее повышение профессиональной подготовки сотрудников Агентства в сфере "паблик рилейшнз", современных информационных технологий, социальной психологии и менеджмента.
Календарный график реализации программы приведен в Таблице ключевых действий.
Таблица ключевых действий
Таблица не приводится
По мере согласования номенклатуры и сроков выпуска информационных продуктов, а также в зависимости от избранной конкретной схемы финансирования для основных ключевых действий будет осуществляться более подробное планирование.
В качестве примера предполагаемых к выпуску 1998 г. информационных продуктов приведен их Перечень.
Перечень
информационных продуктов на 1998 г.
Наименование продукта и основное содержание |
Каналы распространения и адресаты |
1. Представительство (публикация) Читинской области в сети INTERNET объемом 10 Мб в составе: * презентационное резюме с обращением высших должностных лиц; * природные, исторические, демографические, культурные особенности; |
Глобальная сеть WWW INTERNET: * регистрация публикаций в общих и тематических директориях INTERNET (до 100 позиций); * рассылка уведомлений об открытии представительства по системе Е-mail (до 200 адресатов). |
* компоненты инфраструктуры - транспорт, связь, банковско-кредитная система; * структура органов власти, политические движения, общественные организации; * международные связи, экспортные и инвестиционные возможности, структуры международных организаций на территории области; * ресурсный и производственный потенциал, перспективные сферы товаропроизводства и услуг; * персоналия. |
|
2. Электронная двуязычная версия номеров журнала "Взгляд на Забайкалье": N1 "Встречая 60-летие"; N 2 "Кто есть кто в Чите и Читинской области". |
Прямая почтовая рассылка Рассылка по Е-mail: * Библиотека Федерального собрания РФ; * Библиотека Президента РФ; * Торгово-промышленная палата РФ и региональные торгово-промышленные палаты; * крупнейшие банки и финансово-промышленные группы; * межрегиональные союзы и ассоциации; * представительства международных организаций на территории РФ; * служба деловой информации по новым независимым государствам США ((BISNIS USA); * программа по созданию новых предприятий Агентства США по международному развитию; * органы власти субъектов РФ; * партнеры Управления ВЭМС Администрации. |
3. Экспортный каталог в вариантах: - печатное издание; - компакт-диск. |
Прямая почтовая рассылка Рассылка по Е-mail: * по адресатам Управления ВЭМС; * BISNIS USA; * журналы "Эксперт", "Путь к успеху"; * Служба внешнеэкономических связей США; * Агентство по экономическому развитию регионов(CFDC), Британская Колумбия, Канада. |
4. Каталог инвестиционных предложений в вариантах: - печатное издание; - компакт-диск; |
Прямая почтовая рассылка Рассылка по Е-mail: * по адресатам Управления ВЭМС Администрации; * Российский центр содействия иностранным инвестициям; * международные и российские выставки, конференции; * Радио Би-Би-Си МПМ, представительство в Москве. |
5. Информационно-справочные материалы на компакт-дисках: - "Визитная карточка области"; - "Генеральная схема развития области"; . - "Компоненты инфраструктуры"; - "Наука и образование"; - "Достопримечательности, туризм, курорты"; - "Международные организации и фонды"; - "Общественные организации и фонды"; - "Федеральные программы". |
Прямая почтовая рассылка Личное распространение: * Фонд корпорации EBSCO Publishing (США, Канада, Великобритания); * Компания STARCOM представительство в Москве; * Компания FAXON представительство в Москве; * партнеры по переговорам, встречам. |
Необходимые финансовые ресурсы для реализации указанных работ оцениваются в 600-800 млн. руб. в ценах ноября 1997 г., из них не менее 500 млн. руб. - стоимость оборудования.
4. Проблемы и перспективы
Результативное и эффективное выполнение, описанных выше планов, можно рассматривать как создание основы для развертывания активных действий по созданию системы "паблик рилейшнз" Читинской области как организации, действующей в определенной конкурентной среде. Уже сейчас, целесообразно осмыслить ряд проблем, связанных с созданием благоприятного инвестиционного климата в регионе. С точки зрения Агентства, как головной структуры этой деятельности, проблемы могут быть разделены на внутренние и внешние.
К внутренним проблемам мы относим квалификацию, профессиональную подготовку персонала и техническое оснащение Агентства.
Основные внешние проблемы могут возникнуть в сфере доступа к исходной информации и взаимодействия по этому вопросу с органами власти и управления, а также в оценках целесообразности и актуальности вложения значительных средств в столь непривычную область деятельности, с неоднозначно оцениваемыми результатами. И если внутренние проблемы требуют для решения лишь соответствующих финансовых ресурсов, то для преодоления внешних проблем, весьма существенно заинтересованное и консолидирующее внимание руководства области как к вопросам репутации и престижа нашего региона во внешнем окружении, так и к вопросам популярности и доверия к властным структурам со стороны общественности и населения области.
Выработка единой позиции по отношению к системе связей с общественностью и методам ее реализации среди всех участников этой деятельности сулит немалые перспективы для нашего региона. По мнению большинства экспертов Международной и Российской ассоциаций по связям с общественностью (ИПРА и РАСО), конкурентная борьба переходит из материальной сферы в информационную, при выборе товара решающим для потребителя оказываются не материальные различия его марок, а сложившийся в сознании облик его производителя. Это тем более справедливо на рынке привлечения инвестиций. За 90-летнюю историю развития, теория и практика ПР накопила богатейший арсенал методов и средств для достижения взаимопонимания между организацией и ее общественностью, основанного на правде, знании и полной информированности. Используя этот арсенал и "преимущество первопроходцев" в его применении, наша область в течение 1,5-2 лет вполне способна сделать заметные шаги на пути к благополучию и процветанию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.