Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Забайкальского края от 26 декабря 2012 г. N 772-ЗЗК в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
Раздел 6. Основные направления повышения конкурентоспособности районов Забайкальского края
Ресурсный потенциал территории Забайкальского края, сложившийся под влиянием географических, природно-климатических и исторических факторов, отличается разнообразием. Открытые, изученные и оцененные природные ресурсы при условии внедрения новых технологий ресурсного использования могут обеспечить поступательный долговременный устойчивый рост экономики края на всех его территориальных уровнях.
Основные направления развития муниципальных районов, городских округов края базируются на внедрении методов наиболее полного и рационального использования имеющихся собственных ресурсов и выявлении внутренних источников саморазвития.
Совершенствование методов управления развитием территорий не менее значимо, чем улучшение методов управления их функционированием.
С учетом сложившихся направлений социально-экономического развития территорий муниципальных образований Забайкальского края и их природных и транспортно-географических особенностей, в целях оптимального выбора для них стратегических целей развития использован метод экономического зонирования, то есть условного объединения муниципальных районов, городских округов в укрупненные экономические территории, отражающие главные различия в факторах их экономического роста:
1) экономическая территория приграничного периметра Забайкальского края (далее - также I экономическая территория);
2) экономическая территория транспортно-инфраструктурного пояса Забайкальского края (далее - также II экономическая территория);
3) экономическая территория развития севера Забайкальского края (далее - также III экономическая территория).
Важным функциональным назначением выделенных экономических территорий является создание инструмента совершенствования выработанных мер территориального долгосрочного прогнозирования и планирования. Объединение территорий сопредельных муниципальных районов, городских округов в укрупненные экономические территории позволяет проанализировать особенности территориального разделения труда между ними и территориально-экономических отношений в них.
1. Экономическая территория приграничного периметра Забайкальского края
Экономическая территория приграничного периметра Забайкальского края (речь не идет о зоне специального пограничного режима) располагается вдоль границы протяженностью около 2000 км и объединяет территории 12 муниципальных районов. Территории семи муниципальных образований (Забайкальский, Могочинский, Газимуро-Заводский, Нерчинско-Заводский, Калганский, Приаргунский, г. Краснокаменск и Краснокаменский район*(3)) граничат с КНР (общая протяженность участка границы более чем 1100 км). Территории пяти муниципальных районов (Красночикойский, Кыринский, Акшинский, Ононский, Борзинский) граничат с Монголией (протяженность участка границы почти 900 км). Площадь экономической территории пограничного периметра составляет 31,1 % общей территории края и заселена слабо. Всего на территории приграничья проживает около 265 тыс. человек (24,1 % от общей численности населения края) при плотности населения 2,0 человека на 1 кв. км (в том числе на приграничных территориях с КНР - 2,4 человека на 1 кв. км, с Монголией - 1,6 человека на 1 кв. км).
Девять пунктов пропуска (расположены в г. Чите, Приаргунском, Нерчинско-Заводском, Могочинском, Борзинском, Кыринском районах) выполняют функции барьера и фильтрации, тем самым осуществляя обслуживание внешнеэкономических связей Российской Федерации с КНР и Монголией. Плотность пунктов пропуска на границах - 1 пункт на 222 км периметра границ (в 10 раз ниже европейского уровня).
Положение вблизи государственной границы в течение длительного периода формировало специфический уклад жизни населения и сдерживало экономическое развитие приграничных территорий.
Объем промышленного производства приграничных районов значительно дифференцирован - от 0,1 % (Акшинский, Ононский районы) до 16,6% (г. Краснокаменск и Краснокаменский район) от общего объема промышленной продукции края. Сельское хозяйство является важнейшей отраслью экономики приграничных районов. В силу наличия естественных пастбищ и сенокосов (более 70 % площади пастбищ и сенокосов общей территории края) более развито животноводство, чем растениеводство. Доля продукции животноводства в общем объеме продукции сельского хозяйства в большинстве районов превышает 80% (кроме г. Краснокаменска и Краснокаменского района, Приаргунского, Калганского, Нерчинско-Заводского, Могочинского районов).
Территории приграничного периметра сегодня экономически менее развиты, чем схожие по уровню освоенности географически срединные территории края. К особенностям приграничной территории следует отнести наличие достаточно больших военных контингентов. Несмотря на то, что приграничным территориям свойственна двойственность: с одной стороны, ограничение, с другой стороны, открытие значительных экономических возможностей обмена, действующая экономическая система приграничных территорий ориентирована на внутренний рынок края.
Целевым направлением развития экономической территории приграничного периметра является расширение и совершенствование предоставления услуг транзитного приграничного назначения, что наряду со строительством и реконструкцией участков железной дороги и автомобильных дорог федерального и регионального значения, развитием электросетевого хозяйства (Газимуро-Заводский район) предполагает:
1) внедрение современных технологий на пунктах пропуска через границу;
2) увеличение пропускной способности железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска;
3) решение экологических проблем в пунктах пропуска;
4) участие в организации системы государственных закупок и государственных заготовок для обеспечения нужд пограничной службы;
5) реконструкцию автомобильного пункта пропуска Олочи - Шивэй (с грузовым характером международного сообщения), придание ему статуса грузопассажирского;
6) строительство мостового перехода через р. Амур в районе пункта пропуска Покровка - Логухэ (Могочинский район), реконструкцию данного пункта пропуска, а также пунктов пропуска Соловьевск, Верхний Ульхун (Борзинский, Кыринский районы);
7) строительство таможенного логистического центра в пгт Забайкальск (Забайкальский район).
Кроме того, развитие экономической территории в среднесрочной перспективе предполагает производство и поставку конкурентоспособных видов продукции и услуг*(4) на внутренний и внешний рынки:
1) продукцию сельского хозяйства, в том числе:
продукцию растениеводства (зерно, овощи);
продукцию животноводства (племенные овцы, козы, крупный рогатый скот, лошади, верблюды, свиньи; шерсть, мясо, молоко и др.);
2) продукцию лесного хозяйства и лесозаготовок:
продукцию лесоводства (посадочный материал);
продукцию лесозаготовок (лес);
лесные дикорастущие продукты (грибы, ягоды и др.);
3) продукцию и услуги рыболовства, рыбопитомников и рыбных ферм;
4) продукцию горнодобывающей промышленности и разработки карьеров:
уголь каменный;
руды радиоактивные (уран);
руды металлические (руда железная, руда цветных металлов), флюоритовые, руда сурьмяная);
камень, глина, песок (гравий, известь и др.);
5) продукцию и услуги обрабатывающей промышленности:
пищевые продукты и напитки (переработанные и консервированные, мясные, молочные, мукомольные);
древесину, изделия из древесины (целлюлоза, бумага, картон);
полиграфическую и печатную продукцию;
машины и оборудование (бытовые приборы);
6) продукцию и услуги строительства (услуги строительные и объекты строительства);
7) услуги в оптовой и розничной торговле;
8) услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, бытовых приборов и предметов личного пользования.
Тактическими мерами по достижению стратегических намерений приграничных территорий по производству и реализации конкурентоспособной продукции и услуг является приоритетное развитие важнейших видов экономической деятельности, обеспеченных местными ресурсами и территориальными преимуществами:
1) сельское хозяйство, охота и лесоводство:
создание условий для развития сельскохозяйственного производства, развития животноводства, растениеводства (Красночикойский, Акшинский, Газимуро-Заводский, Кыринский, Ононский, Борзинский, Забайкальский, Приаргунский, Калганский, Нерчинско-Заводский районы, г. Краснокаменск и Краснокаменский район);
организация сети заготовительно-снабженческих пунктов (кооперативов) (Красночикойский, Кыринский, Акшинский, Ононский, Борзинский, Приаргунский, Калганский, Нерчинско-Заводский, Могочинский районы, г. Краснокаменск и Краснокаменский район);
развитие лесоводства, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий (Красночикойский, Акшинский, Борзинский, Нерчинско-Заводский, Могочинский районы);
развитие малых форм предпринимательства, содействие самозанятости населения;
развитие агроиндустриального парка (г. Краснокаменск и Краснокаменский район, Приаргунский, Калганский районы);
2) рыболовство:
развитие сети рыбодобывающих и рыборазводных предприятий (кооперативов, артелей), рыбоохранные и рыборазводные меры, зарыбление озер и рек, промышленная переработка рыбы (Ононский район);
3) горнодобывающая промышленность и разработка карьеров:
создание условий для формирования зоны опережающего развития "Забайкальский территориальный горно-металлургический комплекс" (Газимуро-Заводский, Нерчинско-Заводский районы), реализация инвестиционных проектов;
создание условий для развития горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (Акшинский, Борзинский, Забайкальский, Приаргунский, Калганский, Могочинский, Красночикойский, Кыринский районы, г. Краснокаменск и Краснокаменский район);
развитие малых форм предпринимательства;
4) обрабатывающая промышленность:
развитие зоны опережающего развития со специализацией на производстве целлюлозы, включая создание лесопромышленного комплекса ООО ЦПК "Полярная" в северо-восточных районах Забайкальского края (Могочинский район);
создание условий для развития обрабатывающей промышленности (Кыринский, Ононский, Забайкальский, Приаргунский районы, г. Краснокаменск и Краснокаменский район), выпуска строительных материалов (г. Краснокаменск и Краснокаменский район, Приаргунский район), производства машин и оборудования для сельского хозяйства (Приаргунский район), пищевой промышленности, переработки мяса, молока, овощей, зерна, производства хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий, колбасных изделий и мясных полуфабрикатов, розлива минеральных вод (Красночикойский, Кыринский, Акшинский, Ононский, Борзинский, Забайкальский, Приаргунский, Калганский, Нерчинско-Заводский, Газимуро-Заводский районы, г. Краснокаменск и Краснокаменский район), развитие малых форм предпринимательства;
5) строительство:
создание условий для развития стройиндустрии с целью интенсивного наращивания объемов транспортного, промышленного и жилищного строительства (Забайкальский, Могчинский районы);
реализация инвестиционного проекта "Комплексная реконструкция участка Карымская - Забайкальск Забайкальской железной дороги", строительство линии железной дороги Нарын - Лугокан (Газимуро-Заводский, Борзинский, Забайкальский районы);
строительство подъездов от федеральной автодороги "Амур" Чита-Хабаровск (Могочинский район);
развитие инфраструктуры (Красночикойский, Ононский районы, г. Краснокаменск и Краснокаменский район);
6) оптовая и розничная торговля, сфера бытовых услуг и обслуживания населения:
реализация проекта по развитию приграничного сотрудничества (Забайкальский район);
создание условий для развития оптовой и розничной торговли и системы сервиса, предоставления бытовых услуг населению, развития придорожного сервиса, развития сувенирного производства и народных промыслов, производства ювелирных изделий (Акшинский, Красночикойский, Ононский районы, г. Краснокаменск и Краснокаменский районы);
развитие малых форм предпринимательства, в том числе в сфере ремонта (ремонт автомобилей, бытовых приборов и др.) (Борзинский, Забайкальский районы);
7) транспорт, туризм, складское хозяйство и связь:
строительство и реконструкция дорог (г. Краснокаменск и Краснокаменский район, Ононский, Забайкальский, Приаргунский, Газимуро-Заводский, Борзинский районы), строительство мостового перехода через р. Амур (Могочинский район);
создание условий для развития туризма и туристической инфраструктуры (Красночикойский, Кыринский, Акшинский, Ононский, Забайкальский районы);
создание условий для развития сотовой связи (Красночикойский район).
2. Экономическая территория транспортно-инфраструктурного пояса Забайкальского края
Среди муниципальных образований Забайкальского края наиболее благоприятные условия для развития имеют те, которые территориально располагаются в зоне тяготения транспортных коммуникаций, обеспечивающих международное и региональное сотрудничество (Транссибирская железнодорожная магистраль, Восточно-Сибирская железная дорога, автомобильные дороги). Хозяйствующие субъекты территорий могут пользоваться услугами железных и автомобильных дорог. Транспорт и транспортно-экономические связи занимают в экономике края особое функциональное место, являются каркасом территориально-экономической системы, важнейшим связующим звеном между районами, отраслями, предприятиями.
II экономическая территория - территория транспортно-инфраструк-турного пояса Забайкальского края - включает в себя 19 муниципальных районов и городских округов (3 городских округа: г. Чита, г. Петровск-Забайкальский, пос. Агинское; 16 муниципальных районов: Петровск-Забайкальский, Хилокский, Читинский, Карымский, Могойтуйский, Оловяннинский, Балейский, Шилкинский, Нерчинский, Сретенский, Чернышевский, Улетовский, Дульдургинский, Агинский, Шелопугинский, Александрово-Заводский). При этом территории пяти районов, которые сопримыкают территориально, имеют сходные природные условия (Улетовский, Дульдургинский, Агинский, Шелопугинский, Александрово-Заводский), но не имеют в настоящее время железнодорожного ресурса и нуждаются в приоритетном порядке в транспортном обустройстве.
Площадь территории муниципальных образований II экономической территории составляет 33,9 % общей территории края. При плотности заселения 5,7 человека на 1 кв. км число жителей составляет около 831 тыс. человек, или 75,1 % от общей численности населения края.
Характер осваиваемых минерально-сырьевых и других ресурсов территории требует рациональной организации значительных грузопотоков, скоординированной системы действий, направленных на гармоничное развитие всех видов транспорта и производств территорий. Транспортный ресурс является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры, оказывает первоочередное влияние на размещение новых производств. Транспорт - важнейшее звено развития региона и в то же время каркас, существенно влияющий на многие составляющие экономики. С развитием транспортной системы можно связывать расширение сферы хозяйственного освоения территорий края, получение доступа к новым потенциально-эффективным источникам природных ресурсов, а также рост активности экономической интеграции муниципальных территорий. Усиление роли транспорта, в первую очередь опережающее развитие автомобильных дорог, следует отнести к важному направлению консолидации сил органов местного самоуправления муниципальных районов.
Важнейшим направлением развития II экономической территории является сохранение, модернизация и развитие транспортной инфраструктуры, действующих промышленных производств и придорожного сервиса. Для этого необходимо реализовать следующие инвестиционные проекты:
"Комплексная реконструкция участка Карымская - Забайкальск Забайкальской железной дороги";
"Строительство федеральной автомобильной дороги "Амур" Чита - Хабаровск";
"Строительство подъездов от федеральной автомобильной дороги "Амур" Чита - Хабаровск к населенным пунктам Читинской области" (Чернышевский район);
"Строительство и реконструкция федеральной автомобильной дороги А-166 Чита - Забайкальск до границы с Китайской Народной Республикой".
Другим значимым направлением развития II экономической территории в среднесрочной перспективе является производство и поставка конкурентоспособных видов продукции и услуг на внутренний и внешний рынки.
Перспективные для этой экономической территории виды экономической деятельности в основном аналогичны перспективным видам экономической деятельности I экономической территории.
К числу особенностей II экономической территории отнесены перспективность развития в сельском хозяйстве свиноводства, отсутствие условий для рыбоводства; развитие электроэнергетики, а также транспорта и логистики.
Важнейшими для II экономической территории видами экономической деятельности, обеспеченными собственными ресурсами и территориальными преимуществами, будут являться:
1) сельское хозяйство, охота и лесоводство:
создание условий для развития сельскохозяйственного производства, в том числе животноводства, поддержка личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств (г. Петровск-Забайкальский, Петровск-Забайкальский, Хилокский, Читинский, Карымский, Балейский, Нерчинский, Сретенский, Чернышевский, Дульдургинский, Агинский, Александрово-Заводский, Шелопугинский, Улетовский районы);
строительство муниципальных рынков, организация сети заготовительно-снабженческих пунктов (кооперативов);
развитие лесоводства, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий (Петровск-Забайкальский, Хилокский, Читинский, Агинский, Улетовский районы, г. Петровск-Забайкальский);
развитие малых форм предпринимательства, содействие самозанятости населения;
создание сельскохозяйственного комплекса, зоны опережающего развития (Могойтуйский район);
2) горнодобывающая промышленность и разработка карьеров:
создание условий для развития горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, развитие малых форм предпринимательства (Александрово-Заводский, Петровск-Забайкальский, Читинский, Оловяннинский, Шилкинский, Агинский, Балейский, Нерчинский, Сретенский, Чернышевский, Улетовский, Шелопугинский Александрово-Заводский районы);
реализация инвестиционных проектов, в том числе создание условий для освоения Кручининского месторождения апатит-титаномагнетитовых руд (Читинский район);
3) обрабатывающая промышленность:
создание условий для строительства цементного завода (Оловяннинский и Могойтуйский районы);
создание условий для развития лесоперерабатывающей промышленности (г. Петровск-Забайкальский, Петровск-Забайкальский, Хилокский районы);
создание условий для развития обрабатывающей промышленности, внедрение новых технологий и экономически эффективных производств: переработка молока, овощей, мяса, производство мясных, колбасных, кондитерских изделий, хлеба и хлебобулочных изделий, полуфабрикатов (г. Петровск-Забайкальский, г. Чита, Петровск-Забайкальский, Хилокский, Читинский, Могойтуйский, Оловяннинский, Шилкинский, Балейский, Нерчинский, Сретенский, Чернышевский, Улетовский, Дульдургинский, Агинский, Шелопугинский районы); организация производств по выпуску кирпича (Петровск-Забайкальский, Карымский районы), строительного камня (Агинский район); развитие машиностроительного производства (г. Чита, Карымский район), швейного производства (г. Чита);
развитие малых форм предпринимательства;
реализация инвестиционных проектов, в том числе проекта "Строительство объектов инфраструктуры промышленной зоны в пос. Могойтуй" (Могойтуйский район);
ввод в эксплуатацию Тугнуйской обогатительной фабрики (Петровск-Забайкальский район);
4) электроэнергия, газ и водоснабжение:
реализация инвестиционных проектов "Установка блока N 3 мощностью 225 МВт на Харанорской ГРЭС" (Оловяннинский район), "Создание инженерной инфраструктуры в пос. Агинское";
создание условий для развития и экономного использования энергетических и водных ресурсов, строительство объектов инфраструктуры (г. Чита, Могойтуйский, Читинский, Сретенский, Чернышевский районы);
5) строительство:
реализация инвестиционных проектов "Строительство подъездов от федеральной автомобильной дороги "Амур" Чита - Хабаровск" (Чернышевский район), "Строительство автомобильной дороги Сретенск -Усть-Карск" (Сретенский район), "Реконструкция автодороги Могойтуй - Первомайский" (Могойтуйский, Шилкинский районы);
создание условий для развития производств, строительства и развития инфраструктуры, строительство и реконструкция автодорог, участков железной дороги (г. Чита, Александрово-Заводский, Хилокский, Читинский, Могойтуйский, Оловяннинский, Сретенский, Чернышевский, Шилкинский районы);
6) транспорт, туризм, складское хозяйство и связь:
создание зоны опережающего развития "Туристско-рекреационная зона "Алханай" (Дульдургинский район);
создание мультимодального логистического центра (г. Чита);
создание условий для развития туризма и туристической инфраструктуры (Читинский, Могойтуйский, Нерчинский, Дульдургинский, Агинский районы);
7) оптовая и розничная торговля, сфера бытовых услуг и обслуживания населения: создание условий для развития оптовой и розничной торговли и системы сервиса для предоставления бытовых услуг населению; развитие придорожного сервиса, малых форм предпринимательства, в том числе в сфере ремонта автомобилей, бытовых приборов (Петровск-Забайкальский, Читинский, Карымский, Оловяннинский, Балейский, Чернышевский, Улетовский, Шилкинский районы, г. Петровск-Забайкальский).
3. Экономическая территория развития севера Забайкальского края
Несмотря на высокий природно-сырьевой потенциал, уровень развития экономики районов III экономической территории является наиболее слабым в Забайкальском крае.
Муниципальные образования территорий севера края (Каларский, Тунгокоченский, Тунгиро-Олекминский районы) существенно удалены от основных экономических центров края (с. Новая Чара Каларского района удалено от г. Читы более чем на 1200 км), кроме того, Тунгокоченский, Тунгиро-Олекминский районы не имеют железной дороги и достаточного числа дорог с твердым покрытием.
Территория III экономической территории (на которой проживает всего 23,1 тыс. человек (2,1 % общей численности населения края) при плотности расселения 0,15 человека на 1 кв. км) составляет 35,0 % общей территории Забайкальского края.
Северный климат, удаленность от административных центров и низкая инфраструктурная обеспеченность сдерживают экономические инициативы населения.
Вследствие того что по территории Каларского района проходит Восточно-Сибирская железная дорога, территория муниципального образования имеет относительно развитую промышленность.
На территории Тунгокоченского и Тунгиро-Олекминского районов отсутствуют железные дороги. Промышленно слабо развитые, они имеют ограниченные внешние транспортные выходы и ограниченный доступ к центрам (источникам) информации и, соответственно, невысокую инвестиционную привлекательность. На протяжении последних лет наблюдается снижение занятости представителей коренных малочисленных народов Севера и, как следствие, уровня их жизни. Их денежные доходы заметно ниже среднекраевого уровня. Значительная часть данной категории населения живет за чертой бедности. Развитие районов III экономической территории в среднесрочной перспективе связано со стабилизацией существующего производства и поиском резервов для экономического роста. Важным направлением совершенствования управления развитием данной территории традиционного экстенсивного природопользования должно быть формирование более плотного заселения на основе концентрации инфраструктуры в местах, наиболее благоприятных и благоустроенных для жизнедеятельности. Вместе с тем коренные малочисленные народы Севера - эвенки и другие - должны иметь возможность выбора расселения и проживания в соответствии с существующими традициями. Для развития экономики территории северных районов необходима активизация традиционных видов деятельности (оленеводства, рыболовства, пушного промысла, звероводства, сбора дикоросов, художественных ремесел).
Важнейшим направлением развития III экономической территории является усиление транспортно-инфраструктурного обеспечения поселений и промышленного производства, в том числе в рамках реализации инвестиционных проектов зоны опережающего развития "Чарский территориально-промышленный комплекс", реализации инвестиционного проекта по реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта в с. Чара (Каларский район), а также осуществление мер поддержки традиционных видов деятельности коренного населения (оленеводства, рыболовства, звероводства, художественных ремесел).
Значимым направлением развития III экономической территории в среднесрочной перспективе является производство и поставка конкурентоспособных видов продукции и услуг на внутренние и внешние рынки с учетом их особенностей. В сельском хозяйстве - развитие традиционных для коренного населения отраслей (оленеводства, коневодства, звероводства) и переработка продукции животноводства. В промышленном производстве значимым направлением является развитие электроэнергетики, необходимой для обеспечения экономического роста.
К тактическим мерам по достижению стратегических намерений северных территорий по производству и реализации конкурентоспособной продукции и услуг отнесено приоритетное развитие важнейших видов экономической деятельности, обеспеченных местными ресурсами и территориальными преимуществами:
1) сельское хозяйство, охота и лесоводство:
создание условий для развития сельскохозяйственного производства и лесопереработки, развитие лесоводства, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий (Каларский, Тунгокоченский, Тунгиро-Олекминский районы);
поддержка личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств (Каларский, Тунгокоченский, Тунгиро-Олекминский районы);
строительство муниципальных рынков (Каларский, Тунгокоченский районы);
организация сети заготовительно-снабженческих пунктов (кооперативов) (Каларский, Тунгокоченский районы);
развитие малых форм предпринимательства, содействие самозанятости населения;
2) рыболовство:
развитие сети рыбодобывающих предприятий (кооперативов, артелей);
3) горнодобывающая промышленность и разработка карьеров:
создание условий для развития горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (Каларский, Тунгокоченский, Тунгиро-Олекминский районы);
4) обрабатывающая промышленность:
формирование зоны опережающего развития "Чарский территориально-промышленный комплекс" (Каларский район);
создание условий для развития ряда отраслей обрабатывающей промышленности;
развитие малых форм предпринимательства;
5) электроэнергия, газ и водоснабжение:
создание условий для развития и экономного использования ресурсов, развитие энергетической инфраструктуры (с учетом строительства Мокской ГЭС (ВЛ 220 кВ) в Республике Бурятия);
6) транспорт, туризм, складское хозяйство и связь, в том числе реконструкция аэропорта "Чара" (Каларский район), строительство железнодорожных веток, второго пути БАМа (Каларский район), развитие внутреннего и въездного туризма (Каларский, Тунгокоченский районы).
Интеграция усилий муниципальных территорий в развитии по трем экономическим территориям в период 2010-2014 годов является фактором значительного роста конкурентоспособности и определяет необходимость согласованных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления Забайкальского края при разработке и реализации планово-программных документов, муниципальных и межмуниципальных инвестиционных проектов в рамках основных направлений, приоритетных видов экономической деятельности, обеспеченных местными ресурсами и территориальными преимуществами.
Реализация органами местного самоуправления муниципальных образований края основных направлений, мероприятий (приложение 3 к настоящей Программе), направленных на развитие и эффективное использование ресурсного потенциала, будут способствовать повышению эффективности и конкурентоспособности экономики Забайкальского края как на период реализации Программы, так и в долгосрочной перспективе.
Таблица 6.1
Экономическая территория приграничного периметра
Забайкальского края
N п/п |
Муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа) |
Площадь, тыс. кв. км |
Численность населения, тыс. чел. |
Плотность населения, чел. на кв. км |
1 |
Красночикойский район |
28,3 |
19,2 |
0,7 |
2 |
Кыринский район |
16,1 |
13,5 |
0,8 |
3 |
Акшинский район |
7,4 |
10,4 |
1,4 |
4 |
Ононский район |
6,0 |
10,9 |
1,8 |
5 |
Борзинский район |
8,9 |
50,8 |
5,7 |
6 |
Забайкальский район |
5,3 |
21,0 |
4,0 |
7 |
г. Краснокаменск и Краснокаменский район |
5,3 |
63,7 |
12,0 |
8 |
Приаргунский район |
5,2 |
21,5 |
4,2 |
9 |
Калганский район |
3,2 |
8,6 |
2,7 |
10 |
Нерчинско-Заводский район |
9,0 |
10,5 |
1,2 |
11 |
Газимуро-Заводский район |
14,4 |
9,4 |
0,7 |
12 |
Могочинский район |
25,3 |
25,6 |
1,0 |
|
Итого |
134,4 |
265,1 |
2,0 |
Таблица 6.2
Экономическая территория транспортно-инфраструктурного
пояса Забайкальского края
N п/п |
Муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа) |
Площадь, тыс. кв. км |
Численность населения, тыс. чел. |
Плотность, чел. на кв. км |
2.1. Территории, имеющие железнодорожный транспортный ресурс и промышленный потенциал | ||||
1 |
Петровск-Забайкальский район |
8,96 |
18,9 |
2,1 |
2 |
г. Петровск-Забайкальский |
0,04 |
18,1 |
422,7 |
3 |
Хилокский район |
14,8 |
31,1 |
2,1 |
4 |
Читинский район |
15,7 |
65,1 |
4,1 |
5 |
г. Чита |
0,5 |
327,9 |
614,1 |
6 |
Карымский район |
8,0 |
36,7 |
4,6 |
7 |
Могойтуйский район |
6,3 |
27,5 |
4,4 |
8 |
Оловяннинский район |
6,1 |
41,1 |
6,7 |
9 |
Шилкинский район |
6,1 |
42,4 |
7,0 |
10 |
Балейский район |
4,9 |
20,0 |
4,1 |
11 |
Нерчинский район |
5,4 |
28,1 |
5,2 |
12 |
Сретенский район |
15,7 |
23,0 |
1,5 |
13 |
Чернышевский район |
12,9 |
34,6 |
2,7 |
|
Итого по группе |
105,4 |
714,5 |
6,8 |
2.2. Территории, не обладающие железнодорожным транспортным ресурсом, имеющие слабо освоенный промышленный потенциал | ||||
1 |
Улетовский район* |
16,2 |
30,9 |
1,9 |
2 |
Дульдургинский район |
7,2 |
15,2 |
2,1 |
3 |
Агинский район |
6,07 |
18,3 |
3,0 |
4 |
п. Агинское |
0,07 |
16,3 |
248,9 |
5 |
Александрово-Заводский район |
7,1 |
8,5 |
1,2 |
6 |
Шелопугинский район |
4,4 |
8,1 |
1,9 |
|
Итого по группе |
41,0 |
97,3 |
2,4 |
|
Итого по экономической территории |
146,4 |
811,8 |
5,5 |
* Данные приведены с учетом ЗАТО пос. Горный"
Таблица 6.3
Экономическая территория развития севера Забайкальского края
N п/п |
Муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа) |
Площадь, тыс. кв. км |
Численность населения, тыс. чел. |
Плотность, чел. на кв. км |
1 |
Каларский район |
56,7 |
8,8 |
0,2 |
2 |
Тунгокоченский район |
51,5 |
12,3 |
0,2 |
3 |
Тунгиро-Олекминский район |
42,9 |
1,4 |
0,03 |
|
Итого |
151,1 |
22,5 |
0,2 |
Таблица 6.4
N п/п |
|
Площадь, тыс. кв. км |
Численность населения, тыс. чел. |
Плотность, чел. на 1 кв. км |
|
|
Всего по Забайкальскому краю |
431,9 |
1099,4 |
2,5 |
"; |
* Данные приведены с учетом ЗАТО п. Горный
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.