Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Забайкальского края от 9 апреля 2014 г. N 963-ЗЗК в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
Раздел 2. Цели и задачи Программы
Главная цель Программы - повышение уровня и качества жизни населения края на основе динамичного развития экономики и социальной сферы за счет эффективного освоения природных ресурсов и использования геополитического и транспортно-географического положения Забайкальского края.
Основные задачи Программы:
создание условий для стабилизации демографической ситуации, вовлечение новых факторов в развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни населения края, формирование эффективного рынка труда и развитие кадрового потенциала;
повышение конкурентоспособности экономики края за счет эффективного использования имеющегося ресурсного и геоэкономического потенциала, развития новых и инновационных производств - точек роста, а также традиционных для края производств, имеющих перспективы спроса на внутреннем и внешнем рынках;
транспортно-логистическое развитие края, снятие инфраструктурных ограничений, развитие социальной инфраструктуры;
развитие инвестиционной и инновационной систем с эффективной институциональной инфраструктурой, содействие повышению инвестиционной и инновационной активности организаций, привлечению инвестиций в развитие реального сектора экономики;
развитие малого и среднего предпринимательства, содействие развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса;
повышение эффективности сотрудничества с приграничными районами КНР и Монголии, развитие территориально-экономической специализации приграничных территорий;
экономическое зонирование территории, углубление интеграции муниципальных образований в единую систему социально-экономического развития края;
повышение эффективности государственного и муниципального регулирования и управления, развитие государственно-частного партнерства.
Основными факторами, которые в среднесрочной и далее в долгосрочной перспективах обусловливают возможные варианты (целевые сценарии) и направления развития Забайкальского края, являются:
демографический (социально-демографический);
ресурсный (природно-ресурсный);
геополитический (транспортно-геополитический);
финансовый (финансово-инвестиционный).
Демографический фактор. Численность населения Забайкальского края на 1 января 2008 года составила 1118,9 тыс. человек, сократившись к уровню 1 января 2000 года на 6,2 %, преимущественно за счет миграции населения, в том числе трудоспособного возраста и высокой квалификации, в другие регионы. На территории Сибирского федерального округа сокращение численности населения за аналогичный период составило более 4 %, в то время как в среднем по Российской Федерации - на 3,3 %. Уровень общей безработицы в Забайкальском крае в 2007 году составил 10,1 % при ее среднем уровне на территории Сибирского федерального округа 7,9 %. Численность трудовых ресурсов Забайкальского края составила в 2007 году 752,6 тыс. человек, или 67,2 % от общей численности населения края, из них 65,1 % заняты в экономике.
Ресурсный фактор. Забайкальский край - один из богатейших минерально-сырьевых регионов страны. На территории края сосредоточено более 90 % разведанных общероссийских запасов урана, до 40 % плавикового шпата и циркония, 25-30 % титана, меди, молибдена, 7-15 % золота, свинца, серебра и других.
Разработаны, находятся в стадии разработки десятки проектов по освоению минерально-сырьевых ресурсов, включая проекты по созданию объектов транспортной и энергетической инфраструктуры. Объем инвестиций, необходимый для их реализации, по предварительным оценкам, составляет более 500 млрд. рублей. При этом инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования на территории края составили в 2007 году 32,06 млрд. рублей, в 2008 году - 47,07 млрд. рублей.
Геополитический фактор. Забайкальский край граничит с КНР и Монголией и располагает самым протяженным в Российской Федерации участком государственной границы - более 1900 км, из которых около 1100 км - граница с КНР. Через станцию Забайкальск осуществляется до 70 % экспортно-импортных перевозок между Российской Федерацией и КНР. Однако регион в быстро возрастающем межгосударственном взаимодействии до настоящего времени остается в основном транзитной территорией. Стремительно растущая роль КНР в международном разделении труда, необходимость разработки и применения инновационно эффективных институциональных, инвестиционных, социально-экономических и иных форм и механизмов использования "китайского фактора", стратегически взаимовыгодного сотрудничества с КНР, в том числе в приграничных районах Забайкальского края, до последнего времени в недостаточной мере учитывались в прогнозно-стратегических документах Российской Федерации, а также в отраслевых и региональных программных документах.
Финансовый фактор. В структуре доходов консолидированного бюджета Забайкальского края значительное место занимают безвозмездные поступления из федерального бюджета (за период 2003-2007 годы до 40 %), что ограничивает возможности по использованию бюджетных средств на развитие экономики и инвестиционной деятельности.
Основными источниками инвестиционных ресурсов в Забайкальском крае должны быть средства федеральных целевых программ, а также внебюджетные средства коммерческих структур и корпораций, направляемые и намечаемые в инвестиционные проекты региона - реализуемые и перспективные. В частности, за 2008 год общий объем капитальных вложений китайских инвесторов по заявленным к реализации на территории края инвестиционным проектам составил 1,5 млрд. долларов США.
В программный период наиболее значимым предполагается действие финансово-инвестиционного и социально-демографического факторов.
Количественные параметры Программы разработаны по двум прогнозным сценариям (вариантам) социально-экономического развития - базовому (инерционному) и оптимальному (сценарию опережающего развития), учитывающим различную степень реализации значимых инвестиционных проектов, а также мероприятий Программы. Исходя из оценки перспектив реализации каждого сценария в качестве целевого определен оптимальный вариант развития.
Реализация Программы позволит обеспечить достижение в 2014 году следующих целевых значений индикаторов и показателей социально-экономического развития Забайкальского края:
рост реальных денежных доходов на душу населения не менее чем в 1,4 раза;
рост реальной заработной платы не менее чем в 1,3 раза;
рост производства валового регионального продукта на душу населения не менее чем в 2,0 раза;
рост объема инвестиций в основной капитал на душу населения не менее чем в 1,6 раза;
рост оборота розничной торговли на душу населения не менее чем в 1,8 раза;
рост объема платных услуг на душу населения не менее чем в 2,1 раза;
рост производительности труда одного занятого в экономике до 526,4 тыс. рублей;
обеспеченность жильем на одного жителя не менее 21 кв. метра;
охват дошкольными образовательными организациями детей в возрасте 1-6 лет - не менее 70 %;
обеспеченность спортивными залами - не менее 2,8 тыс. кв. метров на 10000 человек населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.