Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к концепции социально-экономического развития городского округа
"Город Чита" на 2008-2022 годы
Анализ развития муниципального образования (СВОТ-Анализ)
Факторы |
Влияние фактора на социально-экономическое развитие муниципального образования |
|
|
Позитивное (сильные позиции) |
Негативное (слабые позиции) |
1. Качество жизни | ||
1.1. Уровень материального обеспечения | ||
Уровень доходов населения |
Ежегодный рост реальных располагаемых денежных доходов. Сокращение задолженности по выплате заработной платы (отсутствие задолженности перед работниками бюджетной сферы). Индексация заработной платы осуществляется своевременно и в соответствии с законодательством. Увеличение среднего размера вклада. |
Отставание темпов роста реальных денежных доходов населения от среднероссийских. Сокращение доли оплаты труда в общей сумме денежных доходов населения, вызванное перетоком части доходов в форму скрытой оплаты труда и увеличением числа самозанятых и неформально занятых граждан. |
Прожиточный минимум |
Прожиточный минимум ниже, чем в соседних регионах: Республике Бурятия, Красноярском крае, Томской области. |
Ежегодный рост величины прожиточного минимума. |
Распределение населения по доходам |
Снижение дифференциации заработной платы по экономическим видам деятельности. |
Неравенство в распределении доходов. Высокая дифференциация заработной платы по экономическим видам деятельности. |
Расходы населения |
Увеличение покупательской способности населения. Увеличение расходов на оплату платных услуг населением на одного человека. Превышение темпов роста расходов населения на платные услуги над средними по РФ (по физическому объему). |
Большая часть доходов расходуется на приобретение товаров и оплату услуг. |
1.2. Уровень жилищно-коммунального и культурного обеспечения | ||
Обеспеченность жильем |
Рост уровня жилищной обеспеченности. Увеличение числа семей, улучшивших свои жилищные условия. |
Уровень жилищной обеспеченности населения ниже, чем в РФ. Высокая стоимость жилья. |
Обеспеченность населения жилищно-коммунальными и бытовыми услугами |
Увеличение благоустройства жилищного фонда. Увеличение производственных мощностей предприятий водо- и теплоснабжения, протяженности сетей. |
Уровень благоустройства жилищного фонда значительно ниже, чем в целом по РФ. |
Обеспеченность населения объектами культуры и отдыха |
Увеличение количества объектов культуры и отдыха, расширение ассортимента оказываемых услуг учреждениями культуры. Устойчивый спрос на предоставляемые услуги. Возможность выбора в зависимости от дохода. |
Обеспеченность объектами культуры и спорта ниже, чем в среднем по РФ. Высокая стоимость услуг, предоставляемая объектами культуры и отдыха. |
1.3. Уровень социального обеспечения | ||
Уровень пенсионного обеспечения |
Ежегодный рост среднемесячного размера пенсии. Темпы роста среднемесячного размера пенсии выше темпа роста прожиточного минимума населения. |
Снижение удельного веса среднемесячного размера пенсии к прожиточному минимуму. |
Обеспеченность домами престарелых |
Обеспечение надомного обслуживания престарелых, оказание срочной помощи отделами социальной защиты. |
Недостаточная обеспеченность центрами социального обслуживания престарелых и инвалидов. |
1.4. Уровень образования | ||
Степень образованности населения |
Увеличение доли населения, имеющего среднее и высшее образование. |
Снижение заинтересованности у молодежи к получению рабочих специальностей. Отсутствие взаимодействия между образовательной системой и рынком труда. |
1.5. Уровень охраны здоровья | ||
Продолжительность жизни |
Доля лиц старших возрастов ниже, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу. |
Ожидаемая продолжительность жизни населения ниже, чем по Сибирскому федеральному округу. Снижение ожидаемой продолжительности жизни при рождении. |
Рождаемость |
Увеличение числа родившихся. Активизация реализации направлений демографической политики. Увеличение количества ранней явки беременных для постановки на учет. Увеличение числа родов на 1000 женщин, сокращение числа абортов на 100 родов. |
Неустойчивая тенденция увеличения естественного прироста населения. |
Уровень детской смертности |
Сокращение уровня детской и младенческой смертности. Проведение комплекса лечебно-профилактических мер по снижению детской смертности. |
Первое место среди причин детской смертности занимают несчастные случаи и травмы. |
Обеспеченность медперсоналом |
Увеличение обеспеченности медперсоналом в связи с реализацией национального проекта. |
Недостаточная обеспеченность медперсоналом узкой специализации в связи с низкой заработной платой. Сохранение текучести узких специалистов. |
Обеспеченность больничными койками |
Коечный фонд достаточен для обеспечения населения городского округа медицинскими услугами. |
Недостаточная обеспеченность населения городского округа больничными койками по лечению сердечно-сосудистых заболеваний. |
Обеспеченность санаторно-курортными учреждениями |
Рядом с городским округом находятся 5 санаторно-курортных учреждений. |
Высокая стоимость путевки. |
Обеспеченность лекарствами |
Удовлетворительное обеспечение стационаров лекарствами. |
Недостаточная обеспеченность лекарствами льготных категорий граждан. |
Обеспеченность спортивно-оздоровительными сооружениями |
Увеличение обеспеченности спортивно-оздоровительными сооружениями. |
Недостаточная материально-техническая база спортивных учреждений. |
1.6. Уровень личной безопасности | ||
Уровень преступности |
Снижение удельного веса преступлений, отнесенных к тяжким и особо тяжким. |
Увеличение количества зарегистрированных преступлений. Около 60% из общего числа лиц, выявленных за совершение преступлений, молодежь до 30 лет. |
Уровень раскрываемости преступлений |
Увеличение уровня раскрываемости преступлений. |
Нестабильность темпов роста увеличения раскрываемости преступлений. |
1.7. Уровень экологической безопасности | ||
Уровень ПДК вредных веществ в воздухе, почве, водоемах |
Стабильная экологическая ситуация в городе, приемлемая для проживания. Развитие современных ресурсосберегающих технологий. Отсутствие большого количества крупных промышленных производств, загрязняющих атмосферу. Введение в действие крупных производств с неблагоприятным воздействием на окружающую среду в перспективе не предусмотрено. |
Уровень загрязнения атмосферного воздуха характеризуется как очень высокий и имеет тенденции к росту. Состояние водных объектов на территории города отнесено к 4 классу и оцениваются как грязные. Неблагоприятная обстановка в части обращения с твердыми бытовыми отходами. Наличие несанкционированных свалок в черте г.Читы, в том числе в лесных, водоохранных зонах, открытых водоемах. |
2. Экономико-географическое положение | ||
Географическое положение |
Выгодное экономико-географическим положение, обеспечивающее наикратчайшую транспортную связь западных регионов России, стран Восточной и Западной Европы с Китаем, государствами Юго-восточной Азии. На территории города находится озеро "Кенон". В пределах городской черты сохраняются участки естественных ландшафтов, в т.ч. приречные луга, островки степей и лесостепей, а также массив гарной тайги (расположенной северо-восточнее телецентра вплоть до автомагистрали Чита-Хабаровск). Удаленность от основных мировых центров военных и национальных конфликтов, зон распространения международного терроризма. |
Малонаселенное окружение. Неблагоприятные климатические и гидрогеологические условия. Неудовлетворительное состояние окружающей среды. |
Близость к источникам сбыта и снабжения |
Приграничное положение, близость к Китаю и Монголии. |
Отдаленность от наиболее важных деловых центров Европы. |
Близость к сырьевым и энергетическим ресурсам |
|
|
Наличие и значимость транспортных артерий (автомобильных, железнодорожных, воздушных) |
Расположение на пересечении железнодорожных, автомобильных, авиационных путей. Транссибирская железнодорожная магистраль, кроссполярные воздушные маршруты между Северной Америкой, Северо - и Юго-Восточной Азией); международный аэропорт (аэропорт Чита является аэропортом федерального значения и связывает областной центр с более 20-ю городами России и зарубежьем); федеральная автодорога "Амур" Чита- Хабаровск. |
Слабое развитие внутригородской дорожно-транспортной сети, несоответствующее возрастающим нагрузкам. |
3. Исторический и природный потенциал | ||
Природные ресурсы |
Широкий спектр полезных ископаемых, которые включают в себя песчано-гравийные смеси, глину кирпичную, гончарную, песок для силикатных изделий, камень строительный, древесина (береза, сосна, осина, кедр). |
|
Народные промыслы |
|
|
Исторические места и туристические маршруты, места отдыха |
Парковые ансамбли, памятники истории и культуры, природные зоны. Туристические маршруты. |
Отсутствие комфортных условий, баз для туризма. Неразвитость деятельности учреждений и центров, занимающихся туристической деятельностью. Отсутствие современной инфраструктуры туристического бизнеса. |
Земельные ресурсы |
Территориальные резервы для строительства жилья, общественно-деловых и производственных объектов. |
Формирование земельного кадастра планируется на 2007 год. Отсутствие сплошного межевания земельных участков. Значительная дифференциация между отдельными районами города в плотности жилой застройки и общественно-деловых и производственных объектов. |
Рекреационные ресурсы |
Значительный потенциал историко-культурного наследия, памятников архитектуры, природно-целебных зон. |
Отсутствие в городском округе туристско-рекреационного комплекса. |
4. Население и трудовые ресурсы | ||
Структура населения по возрасту |
|
Большой удельный вес населения старших возрастов. Уменьшение удельного веса населения трудоспособного возраста. |
Структура населения по образованию и квалификации |
Увеличение удельного веса населения с высшим и средним профессиональным образованием. |
Отсутствие взаимодействия между образовательной системой и рынком труда. |
Уровень занятости населения |
Увеличение уровня занятости населения. |
Большой удельный вес работников, получающих заработную плату ниже среднегородского уровня. |
Безработица, ее структура |
Увеличение трудоустройства трудоспособных граждан на рабочие места, востребуемые на рынке. |
Длительный период поиска работы. |
Трудовой потенциал |
Увеличение числа лиц трудоспособного возраста с высшим и средним образованием. |
Недостаток на рынке труда специалистов рабочих профессии и высокой квалифиции. |
Деловой климат |
|
|
5. Экономический потенциал | ||
5.1. Промышленный потенциал |
|
|
Промышленное производство |
Наличие производственных площадей. Наличие свободных производственных мощностей. Положительная динамика финансовых ресурсов. |
Высокий износ технологического оборудования. Недостаток квалифицированных кадров. Низкая инвестиционная активность. Низкая корпоративность предприятий. Недостаток собственных оборотных средств. Слабый маркетинг. Недостаточно высокая экспортная ориентированность экономики. Отставание в темпах развития от ряда ведущих российских регионов и городов. Узкий ассортимент выпускаемой продукции. |
Стройиндустрия |
Устойчивый спрос на производимую продукцию предприятиями стройиндустрии. Отсутствие конкуренции по некоторым видам продукции, выпускаемой предприятиями, производящими строительные материалы. |
Отсутствие оборотных средств для расширения производства предприятий, производящих строительные материалы. |
5.3. Научный и образовательный потенциал | ||
Научные учреждения |
Функционирует 4 научно-исследовательских института. Развитая образовательная база, постоянно обогащаемая интеллектуальной средой. Значительный кадровый и научный потенциал. |
Недостаточное финансирование материально-технической базы. |
Инновационные процессы |
Предприятия имеют инвестиционные проекты, предусматривающие внедрение инновационных технологий. |
Слабое внедрение инновационных технологий. Отсутствие финансовых ресурсов на внедрение инновационных технологий. |
Высокие технологии |
Нет отраслей, использующих высокие технологии |
|
Информационно-консультационная деятельность |
Динамично-развивающийся рынок информационно-консультационных услуг. |
Недостаточно государственных, муниципальных центров, оказывающих информационно-консультационные услуги. Отсутствие единого центра информационно-консультационных услуг, в котором можно было бы получить максимум информации в одном месте. |
Подготовка рабочих кадров |
Функционирует 10 учреждений начального профессионального обучения. |
Низкая потребность у молодежи работать по рабочим специальностям, в связи с низкой заработной платой. |
Подготовка специалистов |
Функционирует 9 высших государственных учебных заведений, 14 средних специальных учебных заведений. |
Несбалансированность системы подготовки трудовых ресурсов и с потребностями на рынке труда. |
Подготовка управленческих кадров |
В 4 высших учебных заведениях ведется подготовка управленческих кадров. |
Отсутствие возможности получить работу с достойной оплатой труда. |
Научное обеспечение производства |
|
Отсутствие составляющих научно-производственного цикла (фундаментальных научных разработок, прикладных исследований и опытно-конструкторской базы, действующего законодательства). Слабое развитие производственного потенциала уникальных технологий. Отсутствие высокотехнологичных, наукоемких производств, конкурентоспособных инновационных технологий. |
5.4. Торговый потенциал | ||
Потенциал оптовой торговли |
Наличие развитых элементов транспортного узла - международный аэропорт, железнодорожный вокзал, автовокзал. |
Удаленность относительно важных центров России, Европы и мира. Ввоз большого объема низкокачественных дешевых товаров из-за рубежа. |
Потенциал розничной торговли |
Растущий платежеспособный спрос населения. Наличие свободных торговых площадей. Открытие супермаркетов, торговых домов, центров торговли. |
Низкий уровень доходов населения. |
Потенциал общественного литания |
Недостаточная обеспеченность предприятиями общественного питания. Недостаточно предприятий быстрого питания, столовых. |
Отсутствие приспособленных помещений для организации предприятий общественного питания. |
Потенциал бытового обслуживания |
Быстро развивающийся рынок услуг бытового обслуживания. Наличие спроса на услуги. |
Низкая рентабельность данной сферы деятельности ведет к снижению деловой активности предпринимателей. |
5.5. Строительство | ||
Жилищное строительство |
Относительно высокий уровень инженерного и энергетического обеспечения жилищного фонда и нежилого фонда. Разнообразие видов жилья. Активность жилищного рынка. Наличие системы государственных жилищных сертификатов. |
Дефицит инженерно подготовленных для нового строительства территорий. Активно застраивается только центральная часть городского округа. |
Дорожное строительство |
Большой потенциал по ремонту дорожных покрытий, строительству и расширению новых дорог. |
Отсутствие финансовых средств. |
Промышленное строительство |
Наличие инвестиционных проектов. |
Отсутствие финансовых средств. |
Возможность размещения новых объектов: - жилья - производства |
Наличие территориальных резервов для строительства жилья, общественно-деловых и производственных объектов. |
Дефицит инженерно подготовленных для нового строительства территорий. |
6. Инвестиционный потенциал | ||
Наличие и направленность инвестиционных проектов |
Определены приоритетные (перспективные) направления инвестиционной деятельности. Создан перечень инвестиционных проектов, соответствующих основным направлениям развития экономики города. Наличие свободных участков и пустующих производственных площадей возможность частичного перепрофилирования действующих производств. |
Недостаточная обеспеченность коммунальной инфраструктурой. Изношенность действующих основных фондов. Отсутствие (недостаточный уровень) собственных средств для реализации проектов у большей части субъектов инвестиционной деятельности. |
Финансовое обеспечение инвестиций |
Достаточно развитая инвестиционная инфраструктура (банковские учреждения, страховые компании) Возможность участия в реализации инвестиционных проектов органов местного самоуправления (оказание финансовой поддержки, предоставление гарантий) Создана инфраструктура поддержки малого предпринимательства. |
Ограниченность бюджетных средств, оборотных средств предприятий. Высокая стоимость энергоресурсов. Достаточно высокий уровень финансовых рисков. Низкий уровень инвестиционной привлекательности города. |
Степень готовности администрации, населения к нововведениям, преобразованиям |
Законодательная база, регулирующая инвестиционную деятельность на территории города. Оказание органами местного самоуправления организационной, консультационной, финансовой поддержки инвесторам, реализующим проекты, имеющие социальную и бюджетную эффективность. Высококвалифицированные кадры высшего звена. |
Отсутствие финансовых средств. |
7. Инженерная инфраструктура | ||
Транспортные артерии |
Транссибирская железнодорожная магистраль, кроссполярные воздушные маршруты между Северной Америкой, Северо - и Юго-Восточной Азией); международный аэропорт (аэропорт Чита является аэропортом федерального значения и связывает областной центр с более 20-ю городами России и зарубежьем); федеральная автодорога "Амур" Чита- Хабаровск. |
Низкая пропускная способность внутригородских транспортных магистралей и дорог. Медленные темпы строительства объектов транспортной инфраструктуры. |
Пассажирский транспорт |
Возможность выбора транспортных услуг в зависимости от доходов населения. Высокая частота, небольшой интервал движения транспорта. |
Неудовлетворительное качество пассажирских перевозок. Отсутствие муниципального автобусного парка. Отсутствие эффективного механизма регулирования деятельности пассажирских перевозчиков, работающих на маршрутах города. Угроза безопасности движения транспорта за счет увеличения подвижного состава на дорогах города. |
Связь и телекоммуникации |
Устойчивый спрос на предоставляемые услуги. Наличие всех современных видов связи и коммуникаций. Возможность выбора в зависимости от доходов населения. Наличие эффективной системы маркетинга. |
Недостаточность квалифицированных кадров. Снижение спроса на почтовые услуги. Высокие тарифы по сравнению с соседними регионами на услуги сотовой связи. |
8. Бюджетный потенциал |
Потенциал использования муниципальной собственности, земельных ресурсов. Оптимизация расходов. |
Нестабильность законодательства. |
9. Социальная инфраструктура |
Положительная динамика в развитии социальной инфраструктуры городского округа. |
Недостаток финансовых средств отраслей социальной инфраструктуры города, находящихся на финансировании из бюджета городского округа, слабо развита материально-техническая база. Отсутствие современного концертного зала, отсутствие условий для проведения крупных международных конференций, высококлассных гостиниц и другой современной инфраструктуры. |
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы городского округа город Чита от 15 ноября 2007 г. N 159 "Об утверждении Комплексной программы социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.