Уважаемые забайкальцы!
Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!
Сегодня мы являемся участниками важного события - обращения губернатора с первым Посланием законодательному органу края.
Последние два года слова первый, впервые употребляются достаточно часто, и это оправдано всем ходом исторического развития нашего региона, событиями, важность которых мы с вами, может быть, еще не до конца оцениваем, являясь непосредственными их участниками.
Признаюсь, работа над первым Посланием была непростой. Закладывать традиции всегда сложно, весьма высока степень быть непонятым, не осветить массу важных вопросов...
На содержание Послания наложил свой отпечаток впервые представленный Законодательному Собранию обстоятельный отчет правительства края об итогах работы в 2009 году. Он освободил от необходимости давать сегодня детальную оценку социально-экономической ситуации в регионе и предоставил возможность сконцентрироваться на изложении концептуальных, основополагающих направлений развития региона, поделиться с вами мыслями о путях формирования общества и человека.
Нам с вами довелось жить и трудиться в интересное время на рубеже XX и XXI веков, когда политическая, экономическая и философская мысль России напряженно искала ответы на больные вопросы российской действительности, порой предпринимала отчаянные попытки соединить несоединимое, объяснить почти необъяснимое.
Люди, живущие на рубеже двух периодов - одного законченного, другого еще только формирующегося, мыслят и чувствуют по-другому. Они развенчивают все старое, изжившее себя и потерявшее смысл, но, будучи рожденными и выросшими в той эпохе, они стремятся сохранить все ценное и лучшее, порой ностальгируя, преодолевая себя.
Создать основу нового, молодого, современного общества, сохранив все лучшее, - вот в чем предназначение нашего поколения руководителей, на долю которого выпала смена эпох!
Последние двадцать лет спрессовали историческое время, которого в иные времена, может быть, хватило на несколько столетий.
В череде политических событий, экономических потрясений, финансовых кризисов нам удалось главное - не допустить насилия, национального противостояния, обеспечить мирное и единое проживание народов края.
Есть одно важнейшее событие, о котором хотелось бы сказать отдельно.
Уверен, что для всех собравшихся в зале таким событием стало создание Забайкальского края. 31 декабря 2009 года завершился переходный период. На карте России появился новый субъект Российской Федерации. Мы вправе подвести черту под этим весьма значимым, историческим событием в нашей жизни.
Напомню, что процесс объединения начался в апреле 2006 года совместным публичным заявлением высших должностных лиц Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.
12 октября 2006 года органы государственной власти области и округа официально обратились к Президенту России с инициативой образования нового субъекта Федерации - Забайкальского края.
Президент Российской Федерации эту инициативу поддержал, и 11 марта 2007 года были проведены референдумы. При явке более 80% в области и 90% в округе за объединение проголосовало, соответственно, 90 и 94 % жителей региона.
27 июля 2007 года вступил в силу Федеральный Конституционный Закон "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа".
1 марта 2008 года, в день образования Забайкальского края, вступил в должность первый губернатор Забайкальского края, а 12 октября того же года были избраны все 50 депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва.
1 марта 2009 года вступили в силу Устав и Закон о государственной символике Забайкальского края.
Квалифицированно, в кратчайшие сроки - за три года и два месяца - реализованы все задачи, предусмотренные Федеральным Конституционным Законом.
И сегодня я хочу еще раз поблагодарить всех собравшихся за активное участие в процессе создания нашего Забайкальского края, в обеспечении динамичного развития Агинского Бурятского округа, в целом территории, невзирая на проблемы 2009 года.
На этом тему исторических событий завершаю, оставляю нынешним и будущим историкам поле для творческих поисков...
На каких методологических, базисных основах мы будем развиваться во втором десятилетии XXI века?
Признаюсь, мне приятно осознавать, что еще десять лет назад, начав говорить о необходимости применения на новой основе важнейшего инструмента развития государства, сегодня мы видим, как это происходит.
Стратегия и планирование. Эти два слова у нашего и старшего поколения неразрывно связаны с советским периодом жизни нашего государства. Потом им на смену пришли новые термины - "рынок", "свободная конкуренция", которые должны были волшебным образом изменить состояние дел в экономике и, соответственно, в стране. Сейчас, по прошествии почти двадцати лет, о соотношении рынка и плана можно говорить более взвешенно и объективно. Да, несомненно, конкуренция и рынок внесли новые черты и импульсы в экономику постсоветского периода, и они же при этом помогли еще раз осознать ту пользу, которую несла в себе в своих лучших проявлениях плановая экономика.
В последнее десятилетие в стране стали появляться серьезные, принципиальные стратегии и программы, наполненные практическим содержанием и задачами, подкрепленные финансово и настраивающие все регионы России работать над решением важнейших внутри- и внешнеполитических, государственных задач, повышать реальные доходы населения, делать жизнь граждан более комфортной, активно обозначать геополитические приоритеты нашей державы.
Хотелось бы коротко обозначить базовые из них как на государственном, так и на общесибирском и региональном уровнях.
Стратегические приоритеты развития государства, пути, сроки и формы их реализации определяют два наиболее важных и масштабных документа. Это Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Президент России и Правительство официально озвучили курс на ускоренное развитие экономики Сибири и Дальнего Востока в качестве одного из приоритетов государственной политики.
В настоящее время активно разрабатывается Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Она учитывает нереализованные, но продолжающие быть актуальными положения действующей одноимённой стратегии, утвержденной правительством Российской Федерации в июне 2002 года, а также новые реалии, сложившиеся в условиях мирового кризиса.
Совсем недавно, в конце января 2010 года, в правительство Забайкальского края поступила Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года.
Естественно, на реализацию этих важнейших документов должна быть нацелена региональная Стратегия. Нами был принят базовый программный документ - Закон "О стратегических направлениях социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2025 года и Программа социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы" - наш пятилетний план.
Хочу напомнить, что розданный присутствующим сегодня документ - это закон, и он требует неукоснительного исполнения.
К каким стратегическим целям до 2025 года мы будем стремиться:
Первое и самое важное - повышение качества жизни населения путем гарантирования личной безопасности, а также стандартов жизнеобеспечения, не ниже среднероссийских показателей.
Второе - экономический рост, который достигается путем развития горнорудного и агропромышленного комплексов, развития строительной индустрии, транспортно-логистического и инфраструктурного развития, развития инновационной системы края.
Третье - экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала края.
Четвертое - развитие приграничного сотрудничества, обеспечивающего стратегическую, геополитическую стабильность и равноправное партнерство.
На какие количественные стратегические ориентиры мы должны выйти:
- увеличение коэффициента естественного прироста населения (на 1000 человек) - 2,8 в 2020 году и до 3,2 в 2025 году; ожидаемая продолжительность жизни должна составить 68,8 лет в 2020 году и 71,1 года в 2025 году;
- стабилизация численности населения и некоторый его рост до 1119,2 тыс. человек должен произойти к 2020 году и до 1125,4 тыс. человек к 2025 году;
- сокращение удельного веса численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения) до 11,8 % (базовый вариант) - 11,2% (оптимальный вариант) в 2020 году и до 8,1 % (базовый вариант) - 7,8 % (оптимальный вариант) в 2025 году;
- увеличение объема производства валового регионального продукта в 2,6 раза, производства промышленной продукции в 2,4 раза, сельскохозяйственной продукции не менее чем в 2 раза по оптимальному варианту, по базовому варианту - рост объемов валового регионального продукта в 1,8 раза, промышленного производства не менее чем в 1,6 раза, продукции сельского хозяйства не менее чем в 1,8 раза;
- увеличение доли инновационной продукции до 13,0% (базовый вариант)-15% (оптимальный вариант) в 2020 году и до 18,0% (базовый вариант) - 20,0% (оптимальный вариант) в 2025 году;
- увеличение относительной производительности труда в 1,9 раза (базовый вариант) и в 2,8 раза (оптимальный вариант) до 2025 года. Ежегодный темп роста относительной производительности труда составит 104,1 % (базовый вариант) и 106,7% (оптимальный вариант).
Задачи, как видите, сложные, где-то даже амбициозные, но без их реализации не обеспечить динамичного развития территории. А в этом наша стратегическая цель!
Думаю, что вам известна моя позиция относительно административного устройства страны и нашего края. Постараюсь коротко ее повторить для более ясного понимания сути предложений.
Александр Грибоедов как-то в сердцах воскликнул: "До чего мы, русские, легко завоевываем пространства и как бездарно их используем!". В современных условиях это во многом справедливое выражение приобретает новый смысл. С точки зрения федеративного устройства России, качественного управления единым народно-хозяйственным комплексом страны количество существующих субъектов (на сегодня их 83) обязательно должно быть сокращено, например, до 50-60 единиц. Вспомним, что во время знаменитой реформы Екатерины 1775 года из 50 созданных ею губерний до 1917 года сохранилось в своих границах 42. Это оптимальная цифра для управления страной. Кратно сократится количество ненужных административных и территориальных барьеров, снизится уровень местничества, ведомственные амбиции и, что является самым главным, кратно снизится количество чиновников разного уровня и ранга.
Их цифры, по общепризнанной оценке, давно и намного превысили чиновничий аппарат советской России. Кстати, о чиновниках. Анализ их количества в созданном нами субъекте - Забайкальском крае - показал: их недопустимо много. И на государственном, и на муниципальном уровнях.
Какие бы хорошие стратегии и планы мы ни разработали, их реализация находится в руках людей, прежде всего управленцев.
Оптимальная, профессионально подготовленная, компетентная и эрудированная власть - тайная и явная мечта руководителей.
Сегодня здесь официально объявляю, что в течение 2010 года произойдет оптимизация расходов на содержание чиновников всех уровней и произойдет сокращение их количества. Об итогах этого процесса - поговорим в Послании 2011 года.
Параллельно с процессом сокращения количества субъектов Российской Федерации должен идти и другой, не менее важный - особенно для Сибири, при ее расстояниях, транспортной инфраструктуре и климате. Речь идет об изменении регионального, краевого (в нашем случае), административно-территориального деления.
На этом остановлюсь подробнее. Еще раз напоминаю - это замысел, идея, информация к размышлению.
Сформирована концепция поэтапной модернизации территориального устройства Забайкальского края. Учеными Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права совместно со специалистами краевых органов исполнительной власти сформулирована теоретическая основа оптимизации устройства края - создание зон опережающего развития, укрупненных экономических территорий. В качестве универсального критерия оценки развития той или иной территории использован показатель конкурентоспособности. Расчеты показывают, что объединение нескольких граничащих между собой муниципальных районов позволяет значительно этот показатель повысить.
Объединение муниципальных районов может быть осуществлено в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". На первом этапе предлагается изменить только территориальную организацию местного самоуправления, без изменения административно-территориального устройства края. Административно-территориальная единица район будет сохранена. В границах существующих муниципальных районов в Забайкальском крае укрупняются поселения с численностью жителей менее 1000 человек, что позволит сократить их количество на 20-25 %. В границах двух-трех районов образуются укрупненный муниципальный район со средней численностью населения до 70 тысяч человек и около 30 укрупненных поселений, входящих в его состав.
На территории укрупненного муниципального района предусматривается создание единых органов местного самоуправления, которые располагаются в административном центре данного района. Представительный орган формируется по смешанной избирательной системе. Глава муниципального района избирается представительным органом из числа депутатов. Глава администрации назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение этой должности.
В административных центрах районов, вошедших в состав укрупненного муниципального района, формируются структурные подразделения администрации района с оптимальной структурой и численностью, что позволит, по предварительным расчетам, сократить число муниципальных служащих на 850 единиц, а также расходы на содержание органов местного самоуправления на 400 миллионов рублей.
По аналогии с преобразованием территориальной организации местного самоуправления следует осуществить корректировку размещения и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в районах края. В настоящее время в данном вопросе отсутствует единый подход; каждый федеральный орган исполнительной власти при размещении своих территориальных структур руководствуется преимущественно ведомственными интересами без согласования с органами исполнительной власти Забайкальского края и достаточного учета интересов населения.
На втором этапе возможно создание административно-территориальных единиц - округов, с сохранением или ликвидацией существующих административных районов.
Процесс оптимизации территориальной организации местного самоуправления края потребует серьезной подготовки: обеспечения транспортного сообщения с центрами укрупненных муниципальных районов, строительства и реконструкции межпоселенческих автомобильных дорог, развития современных видов связи, реализации краевой долгосрочной целевой программы "Электронное Забайкалье", подготовки и организации переподготовки кадров, подлежащих высвобождению, и других необходимых мер. Потребуется проведение большой работы по учету и формированию мнения населения, использованию ресурса политических партий и общественных организаций в этом процессе. И конечно, процесс этот займет не один год и начнется только после тщательнейшей подготовки. На мой взгляд, это важный элемент, новая современная модель организации власти, столь необходимая нашему региону.
Отдельно хотелось бы остановиться на процессах модернизации, да и на самом этом понятии. О некоторых своих впечатлениях и размышлениях от состоявшегося 22 января 2010 года Государственного совета по вопросам развития политической системы России.
Начну с цитаты из выступления Президента страны: "России нужна всесторонняя модернизация, я об этом в последнее время немало сказал. Нам необходимо радикально изменить экономический и технологический уклад, преодолеть отсталость, чтобы страна получила эффективную экономику и стала конкурентоспособнее, а ее граждане стали богаче. Нам нужна экономика, основанная на интеллектуальных достижениях, то есть так называемая умная экономика, - но умная экономика может быть создана только умными людьми. Поэтому наше общество усложняется, оно неоднородное, многомерное, составляющие его группы ведут разный образ жизни, имеют разные вкусы и взгляды, в том числе и политические взгляды. Таким обществом не нужно командовать - с ним нужно сотрудничать".
Читая многочисленные аналитические комментарии и отклики на материалы Госсовета, да и по собственным ощущениям, которые с ними совпали, хочу озвучить один из его очень важных итогов - возможно, и основной. В своем выступлении Дмитрий Анатольевич Медведев четко дал понять, что "столичный" уровень развития страны окончен, и что вся работа по модернизации и экономики, и политической системы переходит в регионы. Угроза распада страны миновала, а пришедший кризис поднял планку мировых вызовов - как в экономике, так и в политике. И нам, собравшимся в этом зале, и всем активным забайкальцам - гражданам российского государства надо четко понимать, что модернизация - не очередная погоня за умными терминами, не мода и не кампания. Это насущная проблема продолжения освоения и управления теми 30% мировых запасов природных ресурсов, которые исторически и по праву принадлежат нашему государству. Причем на новом уровне мировых технологий и, что самое главное, освоение их непосредственным людским потенциалом. В этой огромной работе найдется место всем: парламентским и непарламентским партиям, общественным, религиозным организациям, созданным в крае новым институтам гражданского общества - общественной палате, уполномоченному по правам человека. Построение нового современного общества XXI века - дело общее.
В чем содержание и проблемы процессов модернизации в нашем крае сегодня? Остановлюсь на ряде конкретных примеров.
Сфера, которая касается буквально каждой семьи - образование.
Давайте объективно признаем, что интенсивная подготовка экономистов, юристов, социологов, политологов, - по сути потенциальных безработных по полученной специальности, шла и продолжает идти в ущерб инженерным специальностям. Ни о какой модернизации, да и просто развития экономики не может идти речь без радикальных мер по исправлению этого дисбаланса. Я призываю всех руководителей высшего, среднего, начального профессионального образования отказаться от местнических интересов и активно включиться в процесс модернизации образования края.
Очень важным для нас является, что Забайкальский край выбран одним из десяти пилотных регионов страны по разработке стратегии и формированию методологии модернизации профессионального образования в целях реализации стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Это надо ценить и этим надо воспользоваться.
Надо бережнее относиться к техническим, инженерным кадрам, ученым. Поднять на новый уровень вузовскую науку.
Назрела необходимость форсирования процесса создания краевого научного территориального центра в тесной взаимосвязи с Сибирским отделением Академии Наук.
Необходимо, не откладывая, приступить к формированию школы-интерната для научно и творчески одаренной молодежи края.
Это только часть задач по формированию научного, кадрового потенциала для обеспечения современных запросов общества.
Известный тезис - кадры и сегодня решают все, не утратил своей актуальности.
Мой жизненный и управленческий опыт побуждает поделиться с Вами некоторыми наблюдениями и соображениями.
Глубоко убежден, что в любом поступательном развитии общества, общественного организма, нет единого локомотива, который тянул бы за собой все остальное. Даже такой мощнейший институт, как государство, не во все периоды своего существования может обеспечить нормальную, полноценную, комфортную и гармоничную жизнь своих граждан. За примерами далеко ходить не надо - у всех нас, собравшихся в этом зале, на памяти развал Советского Союза, бурные, разрушительные и, во многом, аморальные, 90-е годы. Уже тогда я начал задумываться над связью экономики, материальных условий существования, нравственности и приобретенного в молодые годы образования. Жизнь неоднократно показывала мне - и в рутинной, повседневной работе, и во время критических ситуаций, - неразрывную, диалектическую связь экономики и морали, хорошего образования и нравственности. Любое развитие производительных сил деструктивно без своей нравственной составляющей, соблюдения норм социальной справедливости, о которой люди мечтали веками. Ведь наше государство, наше общество смогло преодолеть хаос 90-х годов именно благодаря своему генетическому культурному, нравственному коду, тянущемуся из глубины веков. Поэтому развитие производительных сил края, его экономики, представляется мне не только в сухих цифрах тонн добытых полезных ископаемых, выработанных мегаваттах электроэнергии, построенных домах и зданиях, проложенных дорогах. Наряду со всем этим, параллельно, а иногда и опережая экономику, должны развиваться четыре тесно переплетенные между собой сферы жизни гармонично развивающегося общества, четыре своеобразных точки опоры, опираясь на которые можно изменить мир.
Назову их: законность (приоритет права во всем) образование (как двигатель прогресса), экономика (технический прорыв), нравственность (как опора общества).
Есть очень короткое, но предельно меткое выражение - без права нет государства!
Думаю, что мы только в самом начале пути по созданию современного правового государства, где главенство его величество Закона будет нормой.
Если почитать сегодняшние криминальные сводки, то можно смело назвать меня идеалистом, утопистом...
Глубоко убежден, что действовать по принципу так было, так есть и так будет, мы не имеем права. Это дорога в тупик.
Есть термин - "пустое морализаторство". Можно назвать его и несоответствием слова и дела - не в этом суть. Такое несоответствие, когда еще при этом существует так называемое "карманное правосудие", или печально известное нам, "телефонное право", может свести на нет все достижения и успехи. Особенно это касается соблюдения такого основного понятия жизни любого человеческого общества, как "социальная, общественная справедливость". Матерого вора или взяточника вряд ли усовестит пропаганда того, что нужно быть честным. Его остановит только Закон, принцип неотвратимости наказания, вне зависимости от кланов, богатства или партийной принадлежности. И в последнее время особенно радует то, что в государстве многое делается в этой области. У одного английского литератора есть прекрасное выражение "Много законов, но мало законности". Ведь законность в широком смысле - это и личная безопасность граждан, и снижение уровня преступности, коррупции в органах власти, и решительная борьба с алкоголизмом, наркоманией, бездельничеством, превратившимся в паразитический образ жизни немалой части граждан. Это, конечно, и защита прав и свобод законопослушных граждан.
Вижу задачу органов власти, всех институтов гражданского общества в формировании такой среды, где дух главенства законов и морали будет пронизывать все общество, от детского сада до ветеранских организаций.
Каждый гражданин Забайкалья должен знать закон, уважать закон, исполнять закон!
Необходимо развить обучение персонала муниципальной и государственной службы, прививать высокую правовую культуру. Оно должно быть непрерывным, с отвлечением от работы не реже, чем один раз в три года. Причем, опять же, образование важно не само по себе, и оно не бывает, как говорится, "химически чистым". Об этом очень хорошо в свое время сказал В.Г. Белинский. "Человеческое знание состоит не из одной математики и технологии. Напротив, это только одна сторона знания, это еще только низшее знание; высшее объемлет собой мир нравственный, заключает в области своего ведения все, чем высоко и свято бытие человеческое". Полноценную, нравственную и практическую ценность будет иметь образование, опирающееся на уникальный, самобытный пласт и русской, и национальных, и общероссийской, культур. Конечно, крайне важна для нас и наша, забайкальская, гуранская, если хотите, самобытность. Это тоже одна из неповторимых граней и культуры Сибири, и культуры России в целом.
В понятие "экономика" в современных условиях развития и в свете задач, поставленных Президентом нашей страны обществу, я, в первую очередь, вкладываю такие составляющие, как новые технологии, инновации в самом производственном процессе, и, конечно, стратегическое планирование.
Очень широкими штрихами определю важнейшие направления развития экономики края в ближайшее десятилетие.
Что будет происходить на селе, где по-прежнему проживают более одной трети населения края?
Ведущей отраслью сельскохозяйственного производства останется животноводство. Приоритетно: мясное скотоводство, овцеводство, племенное животноводство.
К 2014 году в хозяйствах всех категорий планируется производить мяса всех видов (в живой массе) до 90 тысяч тонн; иметь поголовье КРС не менее 480 тысяч голов, овец и коз не менее 650 тысяч голов.
Развитие агропромышленного комплекса невозможно без создания инфраструктуры по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции, технического перевооружения АПК, подготовки современных кадров, активного использования научных достижений.
Традиционным для России является вопрос о земле. Это не просто ресурс, как вода и дикая природа, не просто основа экономики, а основа жизни.
Понятно всем, что устроена и востребована она будет при прибыльной продукции земледелия. При наличии хозяина на земле.
Экономическому блоку правительства края в 2010 году необходимо продолжить работу по введению в оборот земель, находящихся в федеральной собственности, их восстановлению. Прежде всего, в целях жилищного и промышленного строительства, возмещения выпадающих доходов от неиспользования земельных участков. Безусловно, самым решительным образом необходимо приступить к исполнению плана упорядочения правоотношений по долевым землям сельхозназначения. В настоящее время из 90 000 дольщиков только 5 проц. имеют узаконенные права. Ни кредиты, ни инвестиции при таком положении невозможны. Необходимо завершить и создание многофункционального центра по предоставлению гражданам услуг в сфере земельных отношений.
Горно-рудная отрасль. Об ускоренном ее развитии говорилось неоднократно. Это продолжение проектов юго-востока края, БАМа. Мы имеем уникальную возможность заложить на территории края третий российский медно-металлургический центр вслед за Норильском, Уралом. Продолжится развитие и реконструкция производственных мощностей уранового комплекса с освоением новых месторождений, реконструкция и строительство ряда горно-добывающих объектов. Уверен, на новой технологической основе возродится лесопромышленный комплекс.
Несмотря на возникшие в кризис серьезные трудности в реализации ряда проектов, комплексное освоение природных богатств края будет продолжено. К этому нас объективно подводят как развитие страны, так и мировая экономическая конъюнктура. Будет продолжена и активная инвестиционная политика, работа с федеральным центром.
Дальнейшее развитие получит энергетический комплекс.
Ключевым объектом станет завершение строительства третьего энергоблока Харанорской ГРЭС, строительство нескольких магистральных электролиний, способных обеспечить растущее потребление электроэнергии и энергетическую надежность региона. Предстоит огромная работа по модернизации энергетических источников и тепловых сетей городов и поселков.
Продолжится реализация важнейших транспортных проектов.
В 2010 году завершится строительство автодороги Чита-Хабаровск, продолжится комплексная реконструкция участка железной дороги Карымская - Забайкальск.
Продолжится развитие транспортной инфраструктуры на участке Александровский Завод - Газимурский Завод.
Получат дальнейшее развитие пункты пропуска на государственной границе.
Нравственность. Развитая экономика, материальный достаток сами по себе не делают человека ни счастливым, ни высокоморальным. Позволю себе небольшое отвлечение, как пример. Не так давно я еще раз посмотрел фильм Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм". Как историку, вспомнились первые итоги прихода к власти Гитлера и его режима: ликвидация безработицы, возрождение экономики, строительство знаменитых дорог-автобанов, резкое снижение уровня преступности... Все эти вещи, с точки зрения чистой экономики или успехов внутреннего развития страны, рассматриваемые отдельно, вполне позитивны. Не было под них заложено одного, что и привело к известным всем чудовищным событиям и мировой войне, - нравственной основы. А если и были попытки морального оправдания всего содеянного, то все мы знаем, какой страшный, антигуманный характер они носили.
Почему мы победили в той войне? В решающей степени благодаря самоотверженности народа, воодушевленного высоконравственной целью - защита своих детей, родных и близких, своей Родины.
В этот юбилейный год мы должны помнить об этом, воспитывать на этом.
Примеры неразрывной связи нравственности и экономики есть и в нашей современной, повседневной жизни. Человек может занимать высокооплачиваемую, ответственную должность - и, считать вполне естественным, наживаться за ее счет, брать взятки. Быть успешным бизнесменом - и домашним тираном в семье, поднимающим руку на своих близких. Быть профессионалом в своем деле, хорошо зарабатывать - и безбожно пить, теряя в этом состоянии человеческий облик.
Эти примеры можно множить и множить. Поэтому в любой экономике должно быть нравственное начало. То, что мы называем заботой о людях, социальными обязательствами, как государства, так и просто богатых людей. Есть одна простая и мудрая формула: "Как должно отработать любое приходящее в сознательную жизнь трудовое поколение? Как распределить трудовые итоги их жизни? По трем примерно равным частям. Первую часть - отдать старшему поколению то, что оно наработало, обеспечить ему безбедную старость. Вторую часть - наработать на себя. Третью - обеспечить обучение, становление и взросление своих детей, обеспечить передачу им трудовой эстафеты". Многочисленные примеры, когда поколение проматывает наработанное отцами, толком не обеспечивает себя и ничего не оставляет детям, увы, известны по нашей частной жизни. Все мы знаем, к каким проблемам это приводит.
Формирование нравственных устоев - чрезвычайно сложная задача, где нет простого решения. Здесь есть работа всем: отцам и матерям, воспитателям детских садов и учителям, преподавателям и руководителям коллективов, писателям и журналистам. Очень важен личный пример.
Все наше внимание, все наши вложения должны быть направлены на человека.
Главное - сам человек, живой, здоровый, комфортно живущий, уверенный в своем будущем и будущем своих детей. За большими проектами, за выстраиванием сложных стратегий минимизации последствий кризиса самое главное - не потерять рядового гражданина, не забывать про его насущные нужды - безопасность условий жизни, работы и отдыха, комфортное, уютное и теплое жилье, чистую воду из крана, экологические продукты и среду его обитания, словом, про все то, что часто обозначают понятием "качество жизни".
Таким образом, происходит диалектическое объединение всех указанных элементов - Законности, Образования, Экономики, Нравственности, на основе традиционной культуры края и страны. И венцом всего остается простой, обычный Человек, наш с вами земляк. Убежден, что именно на основе указанных принципов должна и будет строиться любая наша стратегия - будет строиться великая Россия.
Хочу поблагодарить всех руководителей органов исполнительной власти края, руководителей территориальных подразделений федеральных структур, предоставивших материалы для подготовки Послания. Поверьте, я внимательно ознакомился со всем присланным материалом. В подавляющем большинстве отчетов и планов увидел положительную динамику развития. В целом - больше позитива. Убежден, что на таком настрое мы с вами и будем работать в наступившем году.
Есть у Валерия Брюсова такие слова: "Если можешь, иди впереди века, если не можешь, иди с веком, но никогда не будь позади века".
Спасибо.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В своем первом послании к Законодательному Собранию Забайкальского края Губернатора выделил базисные основы развития во втором десятилетии XXI века: стратегия и планирование, образование, экономика, нравственность.
Обозначил, к каким стратегическим целям до 2025 года мы будем стремиться:
1) повышение качества жизни населения путем гарантирования личной безопасности, а также стандартов жизнеобеспечения, не ниже среднероссийских показателей.
2) экономический рост, который достигается путем развития горнорудного и агропромышленного комплексов, развития строительной индустрии, транспортно-логистического и инфраструктурного развития, развития инновационной системы края.
3) экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала края.
4) развитие приграничного сотрудничества, обеспечивающего стратегическую, геополитическую стабильность и равноправное партнерство.
На какие количественные стратегические ориентиры мы должны выйти:
увеличение естественного прироста населения;
стабилизация и рост численности населения;
сокращение удельного веса численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;
увеличение объема производства валового регионального продукта;
увеличение доли инновационной продукции;
увеличение относительной производительности труда.
Обращение Губернатора Забайкальского края Р.Ф. Гениатулина к Законодательному Собранию Забайкальского края с ежегодным Посланием (2010 г.)
Текст Обращения опубликован в газете "Забайкальский рабочий" от 1 марта 2010 г. N 32