Постановление Правительства Забайкальского края
от 26 февраля 2009 г. N 58
"Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы
"Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае (2009-2012 годы)"
15 июля, 31 декабря 2009 г.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года N 148, Правительство Забайкальского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае (2009-2012 годы)" (далее - программа).
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края (Л.И. Гарголло) определить источник финансирования программы за счет перераспределения средств, предусмотренных Законом Забайкальского края "О бюджете Забайкальского края на 2009 год" по подразделу "Сельское хозяйство и рыболовство".
3. Министерству финансов Забайкальского края (С.А. Доробалюк) подготовить предложения о внесении в установленном порядке соответствующих изменений в Закон Забайкальского края "О бюджете Забайкальского края на 2009 год" в части финансирования программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства Забайкальского края А.А. Холмогорова.
Губернатор Забайкальского края |
Р.Ф. Гениатулин |
Постановлением Правительства Забайкальского края от 15 июля 2009 г. N 287 настоящая Программа изложена в новой редакции
Краевая долгосрочная целевая программа
"Развитие мясного скотоводства
в Забайкальском крае (2009-2012 годы)"
(утв. постановлением Правительства Забайкальского края
от 26 февраля 2009 г. N 58)
15 июля, 31 декабря 2009 г.
Паспорт
краевой долгосрочной целевой программы "Развитие мясного
скотоводства в Забайкальском крае (2009-2012 годы)"
Наименование программы |
Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае (2009-2012 годы). |
Дата принятия решения о разработке программы |
Распоряжение Правительства Забайкальского края от 17 февраля 2009 года N 64-р "О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае (2009-2012 годы)". |
Дата утверждения программы |
Постановление Правительства Забайкальского края "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае (2009-2012 годы)" от 26 февраля 2009 года N 58 (в редакции постановления Правительства Забайкальского края от 15 июля 2009 года N 287). |
Государственный заказчик программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края. |
Основной разработчик программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края. |
Цель и задачи программы |
Цель: создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства, увеличение объемов производства и реализации высококачественной говядины. Задачи: 1) развитие племенной базы мясного скотоводства; 2) развитие скотоводства специализированных мясных пород; 3) модернизация производственной базы; 4) развитие кормовой базы; 5) создание общих условий развития мясного скотоводства. |
Важнейшие целевые индикаторы программы |
Увеличение поголовья скота специализированных мясных пород в сельскохозяйственных организациях с 12,6 тыс. голов (2007 год) до 66,4 тыс. голов (2012 год), из них коров - с 5,2 до 24,3 тыс. голов; приобретение за пределами края, включая импорт, 1400 голов племенных нетелей и телок перспективных пород, в том числе по годам:
2009 год-700 голов; 2010 год-700 голов;
объем реализации в товарные специализированные мясные хозяйства молодняка мясных пород за 2009-2012 годы - 3200 голов, в том числе по годам:
2009 год-400 голов;
2010 год-600 голов;
2011 год-1100 голов;
2012 год-1100 голов;
увеличение объема производства высококачественной говядины от мясного скота (в живом весе) с 987 тонн в 2007 году до 5900 тонн в 2012 году. |
Сроки и этапы реализации программы |
2009-2012 годы. Программа реализуется в один этап. |
Потребность в финансировании программы |
Объем финансирования из средств бюджета Забайкальского края на реализацию программы на период 2009-2012 годов (в ценах 2008 года) составляет 223,296 млн. рублей, в том числе по годам:
2009 год-60,606 млн. рублей;
2010 год-68,555 млн. рублей;
2011 год-45,019 млн. рублей;
2012 год-49,116млн. рублей. |
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Увеличение племенной базы мясного скота с 6114 голов в 2007 году до 12300 голов в 2012 году, из них коров с 2610 до 6410 голов; увеличение объема реализации племенного молодняка с 298 голов в 2007 году до 1100 голов в 2012 году; увеличение объема производства высококачественной говядины от мясного скота (в живом весе) с 987 тонн в 2007 году до 5900 тонн в 2012 году; повышение занятости населения, создание 340 дополнительных рабочих мест в сельскохозяйственных организациях, увеличение поступления налогов в бюджеты всех уровней за четыре года на 48,4 млн. рублей. |
Постановление Правительства Забайкальского края от 17 февраля 2010 г. N 71 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность по направлению мясного скотоводства"
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
В агропродовольственной политике России 2006-2008 годов сделан акцент на производство мяса и молока - наиболее ценных видов продовольствия, потребление которых за годы реформ сократилось в полтора раза.
В 2003-2007 годах сельское хозяйство Забайкальского края обеспечивало внутреннее потребление мяса на 54,3-56 %. В расчете на душу населения за этот период потребление мяса увеличилось с 59,1 до 65,0 кг, из них за счет собственного производства - с 32,7 до 36,5 кг. Однако обеспеченность данным видом продовольствия в крае по отношению к рациональной норме потребления в 2007 году составляла 86,7 %, за счет собственного производства 48,7 %. Иными словами, Забайкальский край находится в зависимости от ввоза мясного сырья для снабжения населения.
В современной обстановке развитие собственного агропроизводства и углубление специализации на производстве продовольствия не только экономически оправдано, но и имеет большое политическое значение, так как в значительной степени силу государства и его независимость формирует способность производить продовольственные товары.
В общем объеме производимого в Забайкальском крае мяса удельный вес мяса говядины составляет более 60 %, и увеличение его производства определяет рациональность выбора в качестве приоритета развитие специализированного мясного скотоводства. Более того, ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы, и его следует рассматривать как проблему государственного значения.
Тем более, что для устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства и увеличения объемов производства высококачественной говядины в Забайкальском крае имеются следующие потенциальные ресурсы:
наличие естественных кормовых угодий (4,8 млн. га);
апробированная малозатратная интенсивно-пастбищная технология мясного скотоводства;
наличие племенной базы.
На протяжении последних лет удельный вес мясного скота к общему поголовью крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах составил 20-24%. На 01 января 2008 года численность скота мясного направления в сельскохозяйственных организациях составила 12,6 тыс. голов, в том числе коров - 5,2 тыс. голов. За 2007 год рост численности крупного рогатого скота мясного направления составил 11,3 %, в том числе коров - 7,4 %; на 17,7 % к уровню 2006 года увеличена численность племенного поголовья мясного скота, в том числе маточного - на 5,7 %.
Рост производства мяса крупного рогатого скота осуществляется за счет увеличения численности поголовья мясного скота, широкого внедрения межпородного скрещивания в скотоводстве, совершенствования существующих пород мясного направления. Мясное скотоводство края базируется на разведении скота четырех пород: герефордская, казахская белоголовая, калмыцкая и галловейская.
Племенная база мясного скотоводства представлена 3 племенными заводами (по разведению герефордской, калмыцкой и казахской белоголовой пород) и 4 племенными репродукторами (герефордской, калмыцкой, казахской белоголовой и галловейской пород). На 01 января 2009 года в племенных хозяйствах края насчитывалось 6189 голов племенных животных, из них 2901 коров (таблица 1).
Таблица 1
Численность племенного поголовья крупного рогатого
скота мясных пород в племенных заводах и племенных
репродукторах Забайкальского края по состоянию
на 01 октября 2008 года, тыс. голов
Порода |
Поголовье |
|
всего |
в том числе коров |
|
Герефордская |
1514 |
592 |
Казахская белоголовая |
2529 |
1326 |
Калмыцкая |
1682 |
769 |
Галловейская |
464 |
214 |
Всего |
6189 |
2901 |
Дополнительно разведением крупного рогатого скота специализированных мясных пород занимаются более двадцати сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в которых имеется чистопородное поголовье и осуществляется селекционно-племенная работа. В ближайшей перспективе за счет этих организаций будет расширена племенная база мясного скотоводства (таблица 2).
Таблица 2
Численность крупного рогатого скота специализированных
мясных пород в сельскохозяйственных организациях,
включая крестьянские (фермерские) хозяйства,
осуществляющих селекционно-племенную работу,
по состоянию на 01 января 2009 года, тыс. голов
Порода |
Поголовье |
|
всего |
в том числе коров |
|
Герефордская |
1540 |
615 |
Казахская белоголовая |
2565 |
1270 |
Калмыцкая |
389 |
173 |
Галловейская |
263 |
55 |
Всего |
4757 |
2113 |
Объективная необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства обусловлена биологическими особенностями крупного рогатого скота:
цикл получения теленка и его откорма до высоких весовых кондиций составляет практически 3 года;
низкая оплата корма продукцией (10-12 кг кормовых единиц: 1 кг прироста живой массы).
Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала и устойчивого развития конкурентоспособного мясного скотоводства являются:
низкий уровень технического и технологического оснащения в фазе репродукции поголовья и откорма молодняка;
низкая продуктивность естественных кормовых угодий и слабая база производства основных кормов для откормочного контингента;
недостаточная племенная база для формирования широкомасштабного развития отрасли;
низкий уровень экономической мотивации сельскохозяйственных производителей в производстве говядины от скота мясных пород;
недостаточная государственная поддержка племенного скотоводства для товарных хозяйств;
реализация молодняка низких весовых кондиций;
отсутствие специализированных откормочных предприятий;
недостаток современных комплексных научных разработок, сдерживающих инновационный процесс развития мясного скотоводства на основных фазах его развития (репродукция, ремонт и откорм).
На решение обозначенных проблем направлены мероприятия краевой долгосрочной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае (2009-2012 годы)".
Постановлением Правительства Забайкальского края от 31 декабря 2009 г. N 497 в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Целью программы является создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства, увеличение объемов производства и реализации высококачественной говядины.
Достижение поставленной цели будет осуществляться за счет эффективного использования имеющегося потенциала, государственной поддержки за счет бюджетов всех уровней, привлечения внебюджетных источников и позволит создать основу для решения более значимой стратегической цели - обеспечение населения Забайкальского края мясом и мясопродуктами преимущественно за счет собственного производства.
Исходя из цели программы определены следующие задачи:
развитие племенной базы мясного скотоводства;
развитие скотоводства специализированных мясных пород;
модернизация производственной базы;
развитие кормовой базы;
создание общих условий развития мясного скотоводства.
Срок реализации программы - 2009-2012 годы.
Программа реализуется в один этап.
В период реализации программы будет увеличена и улучшена племенная база специализированного мясного скотоводства как за счет привлечения лучших зарубежных и отечественных племенных ресурсов, так и за счет использования собственных.
При этом рассматривается не только повышение устойчивости и конкурентоспособности отрасли, но и развитие сельских территорий за счет более полного и сбалансированного использования имеющихся в крае ресурсов земли, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологического обновления отрасли.
Основные целевые индикаторы программы и их значения по годам приведены в приложениях N 1-3, прогнозы развития отрасли - в приложениях N 4-5.
Согласно расчетам, при развитии отрасли по инерционному варианту, то есть при незначительной государственной поддержке, значения целевых индикаторов будут иметь незначительный рост. Так, по увеличению численности специализированного мясного скота ежегодный рост составит 2,3-3 %, увеличению реализации на племя молодняка мясных пород - 2,3-2,5 %. Племенная база маточного поголовья за период реализации программы увеличится на 25-27 %. При этом практически не будут решены задачи повышения генетического потенциала продуктивности (среднесуточные приросты живой массы молодняка практически останутся на уровне 2007-2008 годов - 350-380 г, не изменится и молочность коров - 176-182 кг).
Останутся нерешенными мероприятия освоения эффективной технологии откорма молодняка до высоких весовых кондиций, запланированное увеличение производства высококачественной говядины.
Развитие отрасли по интенсивному сценарию обеспечит достижение поставленной цели и решение определенных программой задач по всем целевым значениям индикаторов (приложение N 1). Так, в 2012 году в сравнении с 2007 годом поголовье скота специализированных мясных пород увеличится в 5,3 раза, численность племенных коров возрастет в 2,1 раза. В крае будет сформирована база специализированного мясного скота для интенсивного развития отрасли, а производство высококачественной говядины увеличится до 5,9 тыс. тонн, что будет способствовать снижению зависимости снабжения населения края говядиной от ввоза за счет собственного производства.
Кроме того, развитие отрасли по интенсивному сценарию позволит в 2009-2012 годах создать 340 дополнительных рабочих мест в сельскохозяйственных организациях, увеличить поступление налогов на 49,2 млн. рублей.
В результате программных мероприятий валовой продукт отрасли в 2012 году достигнет 1179 млн. рублей (увеличение по сравнению с 2008 годом на 516,4 млн. рублей, или в 4,7 раза), чистая прибыль составит 70,4 млн. рублей (таблица 3).
За период действия программы предусматриваются очень высокие, но вполне реальные среднегодовые темпы увеличения производства говядины в сравнении с 2007 годом. На увеличение производства окажет влияние и интенсификация использования откормочного контингента, то есть повышение привесов и съемной живой массы при сокращении продолжительности откорма до возраста не более 24 месяцев, и количественное увеличение убойного контингента.
Таблица 3
Расчет индикаторов экономической
эффективности программы
Наименование показателей |
Годы |
Всего |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
Основные индикаторы 1. Объем производства говядины от мясного и помесного скота, тонн |
2060 |
2669 |
3796 |
5900 |
14425 |
2. Поголовье скота, голов |
|
|
|
|
|
а) мясного |
7719 |
9600 |
10900 |
12300 |
|
б) помесного |
2350 |
4050 |
7070 |
9700 |
|
Вспомогательные индикаторы 1. Валовой продукт отрасли, тыс. рублей |
144200 |
200175 |
303680 |
531000 |
1179055 |
2. Валовой доход отрасли, тыс. рублей |
41225 |
46512 |
61561 |
94243 |
243541 |
3. Чистая прибыль отрасли, тыс. рублей |
8653 |
12010 |
18220 |
31859 |
70742 |
4. Начисление налогов, тыс. рублей |
10515 |
14558 |
22046 |
38550 |
85669 |
5.Рабочие места |
430 |
530 |
595 |
700 |
2255 |
Начиная с 2009 года отрасль скотоводства будет переориентирована на интенсивное развитие мясного специализированного скота. В сельскохозяйственных организациях, крупных крестьянских (фермерских) хозяйствах муниципальных районов степной и лесостепной зон будут специализироваться на разведении крупного рогатого скота по мясной технологии.
К 2012 году ожидается, что в сельскохозяйственных организациях края поголовье мясного и помесного скота будет составлять более 65 % от общего поголовья крупного рогатого скота.
Решение поставленных задач программы будет обеспечено за счет осуществления комплекса программных мероприятий.
Для решения задачи "Развитие племенной базы мясного скотоводства" предусматриваются следующие мероприятия.
1. Государственная поддержка посредством предоставления субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота по системе "корова-теленок" в племенных заводах и племенных репродукторах - 1500 рублей на корову с теленком в год при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев, с учетом качества скота и уровня племенной работы. При расчете субсидий применяется условие - 90-процентная поддержка поголовья коров (ожидаемый выход телят) в племенных заводах и 75-процентная - в племенных репродукторах.
2. Государственная поддержка посредством предоставления субсидий на приобретение племенных телок и нетелей специализированных и наиболее перспективных мясных пород за пределами Российской Федерации по ставке 170 рублей на 1 кг живого веса, из других субъектов Российской Федерации по ставке 120 рублей на 1 кг живого веса.
Для обновления и увеличения численности маточного поголовья в племенных хозяйствах края требуется завоз нетелей и телок лучших и наиболее перспективных мясных пород, при этом по животным герефордской и галловейской пород необходим завоз по импорту (Канада, Англия, Австралия). Планируется за 2009-2010 годы закупить за пределами Забайкальского края, включая импорт, 1400 племенных телок и нетелей, по 700 голов в год. Привлечение высокоценного племенного мясного скота с генетическим потенциалом, соответствующим мировому уровню (среднесуточные приросты 1500-1700 г, молочность коров - 280-320 кг), должно стать основой для интенсивного развития мясного скотоводства специализированных пород в Забайкальском крае. Цена реализации импортного молодняка выше стоимости ремонтных телок и бычков, выращенных в племенных хозяйствах края, более чем в 3 раза; цена реализации племенного молодняка, завозимого из других субъектов Российской Федерации - в 2,4-2,5 раза. Поэтому без государственной поддержки задачу создания мощной племенной базы сельскохозяйственным товаропроизводителям не решить.
За счет генетического потенциала ввозимого скота будет проводиться селекционно-племенная работа по созданию высокопродуктивных типов, линий, семейств.
3. Государственная поддержка посредством предоставления субсидий на покупку быков-производителей специализированных и наиболее перспективных мясных пород для ФГУП "Читинское" по племенной работе - предприятия, которое в крае организует работу по искусственному осеменению маточного поголовья крупного рогатого скота.
Для получения биопродукции (семени) высокоценных мясных пород необходимо ежегодно приобретать 8 быков-производителей (по 2 на каждую из разводимых пород мясного скота), предусмотрев стопроцентное возмещение затрат за счет средств краевого и федерального бюджетов.
4. Государственная поддержка посредством предоставления субсидий на приобретение семени быков мясных пород в ОАО "Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных" по ставке 300 рублей за дозу.
В 2008 году в племенных заводах и репродукторах искусственно осеменено высокоценными производителями 260 коров. На 2009-2012 годы запланировано искусственное осеменение 500 коров и приобретение 1000 доз семени высокоценных быков в ОАО "Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных" ежегодно.
Субсидии на покупку высокоценных быков для ФГУП "Читинское" по племенной работе, субсидии на семя таких быков будут стимулировать организацию искусственного осеменения маточного поголовья крупного рогатого скота и, как следствие, будут направлены на повышение потенциала продуктивности животных.
Решение задачи "Развитие скотоводства специализированных мясных пород" осуществляется посредством следующих мероприятий.
1. Государственная поддержка посредством предоставления субсидий на содержание маточного поголовья по системе "корова-теленок" в товарных (коммерческих) стадах - 500 рублей на корову с теленком в год при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев. При расчете субсидий применяется условие - 70-процентная поддержка поголовья коров (ожидаемый выход телят). Государственная поддержка на содержание коров по системе "корова-теленок" будет способствовать снижению издержек производства, стабилизации и увеличению численности мясных коров.
2. Государственная поддержка посредством предоставления субсидий на приобретение племенного молодняка из племенных хозяйств края - по ставке 30 рублей на 1 кг живого веса.
3. Государственная поддержка посредством предоставления субсидий на искусственное осеменение маточного поголовья крупного рогатого скота.
Для улучшения организации воспроизводства, повышения продуктивных качеств, в целях обеспечения экономической мотивации для проведения мероприятия за счет средств бюджета Забайкальского края предусматривается выплата субсидий владельцу биопродукции (семени) на возмещение затрат семени в размере 300 рублей на 1 плодотворное осеменение. На 2009-2012 годы запланировано искусственное осеменение от 630 до 850 голов маточного поголовья. Практика проведения работ по искусственному осеменению в крае свидетельствует, что на одно плодотворное осеменение требуется 3,1-3,2 дозы.
4. Государственная поддержка посредством предоставления субсидий на содержание и увеличение поголовья быков-производителей специализированных мясных пород, используемых в хозяйствах всех форм собственности на условиях аренды владельцам скота. Субсидии, с одной стороны, будут направлены на снижение издержек производства, с другой - на повышение потенциала мясного скота.
Данное направление племенной работы применяется в крае с 2006 года и является перспективным. В хозяйствах всех форм собственности муниципального района "Забайкальский район" на правах аренды используются 65 быков-производителей мясных пород. Программой предусматривается увеличение их поголовья до 120 голов.
5. Государственная поддержка посредством предоставления субсидий на 1 кг живой массы при условии реализации мясного чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка (в возрасте до 2 лет) с живой массой не менее 450 кг по ставке 2 рубля за 1 кг живой массы.
Решению задачи "Модернизация производственной базы" будут способствовать следующие мероприятия.
1. Государственная поддержка посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат на технологическую модернизацию мясных репродукторных ферм.
2. Государственная поддержка посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат на технологическую модернизацию откормочных предприятий (фидлотов) и создание откормочных комплексов крупного рогатого скота круглогодичного использования, реконструкцию и модернизацию существующих типовых животноводческих помещений и ферм под откормочные комплексы крупного рогатого скота, создание и реконструкцию водозаборных скважин и траншей для хранения сочных кормов.
За 2009-2012 годы планируется создать 8 фидлотов и провести технологическую модернизацию 40 мясных репродукторных ферм.
Для решения задачи "Развитие кормовой базы" предусматриваются следующие мероприятия.
1. Государственная поддержка посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение кормоуборочной техники.
Программой предусматривается ежегодное приобретение 4 комплексов "Салют". Практика применения доказала, что сенаж в упаковке дает увеличение энергетической и протеиновой питательности кормов примерно на 20 %, позволяет получить полностью сбалансированный корм, эффективно его использовать и повысить продуктивность животных на 20-30 %, снизить затраты кормов в сухом веществе и себестоимость продукции животноводства, уменьшить потребность в площади для производства кормов на 25 %.
2. Государственная поддержка посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат на проведение мероприятий по коренному улучшению естественных пастбищ.
В рамках данного мероприятия предусматривается ежегодное проведение мероприятий по коренному улучшению естественных пастбищ с посевом бобовых, злаковых и многолетних трав в объеме не менее 10 % от общей потребности пастбищ из расчета 3 га на корову с теленком. Ставка субсидий предоставляется в размере 1,2 тыс. рублей на 1 га улучшенных пастбищ.
3. Государственная поддержка посредством предоставления субсидий на приобретение комбикормов и компонентов для их производства.
Решению задачи "Создание общих условий развития мясного скотоводства" будут способствовать следующие мероприятия.
1. Государственная поддержка посредством предоставления субсидий на повышение квалификации отраслевых руководителей и специалистов животноводства (зоотехники, технологи по организации воспроизводства стада и селекционно-племенной работы, гуртоправы, операторы и др.).
Предусматривается ежегодное повышение квалификации 20 человек.
2. Государственная поддержка посредством предоставления ежемесячных субсидий молодым специалистам в мясном скотоводстве в первые два года работы в сельскохозяйственных организациях после окончания учебных заведений.
За период реализации программы ожидается закрепление 120 молодых специалистов, работающих в сельскохозяйственных организациях, занимающихся мясным скотоводством.
Будет продолжена организационная работа по развитию сельской потребительской кооперации, ориентированная на развитие сети снабженческо-сбытовых и перерабатывающих потребительских кооперативов первого и второго уровней; совершенствованию механизма обеспечения кредитов с использованием залоговых фондов; созданию убойных пунктов.
Достижению запланированных результатов могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов. К основным рискам относятся:
1) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны государства;
недостаточный уровень платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей для обеспечения инвестиций и привлечения заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура (увеличение разрыва в межотраслевом обмене), которая может привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией;
последствия финансового кризиса, которые могут отразиться на увеличении банковского процента и ужесточении требований, предъявляемых банками;
2) внутренние риски:
организационные риски, связанные с запаздыванием подготовки кадров;
производственные и технологические риски (обеспеченность полноценными кормами, ветеринарная защиты т.д.);
3) погодно-климатические риски:
для региона, расположенного в зоне рискованного земледелия, характерны колебания погодных условий, которые могут серьезно повлиять на урожайности сельскохозяйственных культур, объемах их производства.
Снижение влияния рисков и управление рисками при реализации программы должно осуществляться за счет своевременного и полного финансирования из всех источников и соблюдения технологических процессов.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов говядины из-за невыхода на прогнозируемые показатели средней живой массы молодняка, реализованного на мясо, производства говядины на голову скота и поголовья специализированных мясных пород и полукровных мясных помесей. В качестве критериев оценки невыхода на плановые показатели приняли за базу оценку уровня 2007 года по производству говядины на голову скота 69,2 кг и выполнение только на 90 % плана по численности мясного скота.
Таблица 4
Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического
эффекта реализации программы в части объемов производства
говядины, тыс. рублей в ценах соответствующих лет
Виды рисков |
Годы |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
От невыхода на плановую интенсивность использования мясного скота для получения говядины (кг мяса на голову скота) |
553,8 |
616,8 |
994,4 |
2995,7 |
От невыхода на плановое поголовье мясного скота |
872,4 |
1354,9 |
2103,2 |
6173,2 |
Общая оценка риска |
1426,2 |
1971,7 |
3097,6 |
9168,9 |
В соответствии с расчетами, результаты которых отражены в таблице 4, риски от невыхода на плановые показатели численности мясного скота и интенсивности использования скота для получения говядины могут обернуться существенными экономическими потерями. Вследствие этого целесообразно свести к минимуму или исключить влияние рисков, для чего проводить мониторинг хода реализации программы и своевременно принимать соответствующие меры.
При соблюдении условий своевременного и полного финансирования, выполнения всех индикаторов, заложенных программой, в Забайкальском крае будет сформирована основа для обеспечения населения высококачественными мясом и мясопродуктами преимущественно за счет собственного производства, существенно увеличена и улучшена племенная база специализированного мясного скотоводства; за счет целевой поддержки со стороны государства отрасль выйдет на устойчивое и конкурентоспособное развитие.
3. Ресурсное обеспечение программы.
Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых Министерству сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края. На реализацию программы будут привлекаться внебюджетные источники.
Затраты на реализацию мероприятий программы за счет средств бюджета Забайкальского края составляют 223,296 млн. рублей (таблица 5).
Таблица 5
Источники финансирования |
Потребность в финансировании (млн. рублей) |
||||
всего |
в том числе по годам: |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
Краевой бюджет |
223,296 |
60,606 |
68,555 |
45,019 |
49,116 |
Постановлением Правительства Забайкальского края от 31 декабря 2009 г. N 497 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 4. Механизм реализации программы
Организацию выполнения мероприятий программы осуществляет государственный заказчик программы, который ежегодно в установленном порядке вносит предложения по уточнению перечня мероприятий программы на очередной финансовый год, сроков их реализации, корректирует программные показатели и объемы финансирования мероприятий программы, а также механизм реализации программы В течение финансового года в пределах средств, предусмотренных на реализацию программы, с учетом фактического выполнения мероприятий государственный заказчик программы имеет право самостоятельно перераспределять объемы финансирования в разрезе мероприятий без внесения изменений в программу в установленном порядке.
Государственный заказчик программы обеспечивает своевременное направление поступающих из бюджета Забайкальского края ассигнований на реализацию программных мероприятий. Порядок предоставления субсидий за счет средств краевого бюджета на реализацию мероприятий программы устанавливается Правительством Забайкальского края. Получателями субсидий являются организации по племенному животноводству, сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие племенную работу в мясном скотоводстве, занимающиеся разведением скота мясных пород в рамках мероприятий, предусмотренных программой.
Государственный заказчик программы ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным годом, представляет в уполномоченный орган доклад о ходе выполнения мероприятий программы и эффективности использования финансовых средств.
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют заместитель председателя Правительства Забайкальского края, координирующий вопросы развития сельского хозяйства, и Министерство территориального развития Забайкальского края.
Раздел 5. Оценка социально-экономической и экологической эффективности программы
Реализация программы:
1) в области экономики:
позволит создать экономические и технологические условия для интенсивного развития отрасли специализированного мясного скотоводства; надежного продовольственного обеспечения края высококачественной говядиной;
2) в социальной сфере:
приведет к увеличению экономической мотивации развития отрасли специализированного мясного скотоводства, что будет способствовать повышению уровня доходов сельского населения, созданию новых рабочих мест, закреплению молодых специалистов в сельском хозяйстве;
3) в сфере экологии:
не несет негативных экологических последствий, а будет способствовать сохранению природных ресурсов в результате проведения культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий.
Таблица 6
Расчет эффективности расходования бюджетных средств
Показатели |
Единица измерения |
Годы |
Всего |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|||
Выручка от реализации говядины |
тыс. рублей |
144200 |
200175 |
303680 |
531000 |
1179055 |
Ежегодный прирост выручки от реализации говядины |
тыс. рублей |
23511 |
55975 |
103505 |
227320 |
410311 |
Финансирование программы, всего |
тыс. рублей |
324078 |
412672 |
431033 |
503232 |
1671015 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
за счет расходов бюджета Забайкальского края |
тыс. рублей |
60606 |
68555 |
45019 |
49116 |
223296 |
за счет внебюджетных источников |
тыс. рублей |
263472 |
344117 |
386014 |
454116 |
1447719 |
Эффективность общая |
% |
7,2 |
13,5 |
24,0 |
45,2 |
34,7 |
Эффективность расходования бюджетных средств |
% |
38,8 |
81,6 |
229,9 |
462,8 |
183,7 |
Для определения эффективности расходования бюджетных средств разработчиком программы определялось соотношение конечных результатов программы и затрат на ее реализацию.
Значение показателя общей эффективности в среднем за период реализации программы составляет 34,7 %. Это означает, что на возмещение общих затрат по программе через прирост валового продукта отрасли потребуется около 5 лет.
Среднее значение эффективности использования бюджетных средств составляет 183,7 %, что означает, что каждый вложенный рубль в среднем за 2009-2012 годы даст прибавку 83,7 копейки. Вложение бюджетных средств позволит создать условия для устойчивого и интенсивного развития отрасли. Последействие затраченных бюджетных средств будет проявляться после завершения программы еще минимум 5-6 лет, так как продуктивное долголетие коров укладывается в эти сроки, а продолжительность использования технологически модернизированных ферм превышает указанные сроки.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 31 декабря 2009 г. N 497 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 6. Перечень мероприятий программы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации, годы |
Потребность в финансовых ресурсах, тыс. рублей |
||||
всего |
в том числе по годам: |
||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Государственная поддержка племенных заводов и репродукторов в мясном скотоводстве посредством предоставления субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота по системе "корова-теленок" |
2009-2012 |
18022,1 |
941,1 |
4716 |
5818 |
6547 |
2 |
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством предоставления субсидий на приобретение племенных телок и нетелей специализированных и наиболее перспективных мясных пород за пределами Забайкальского края, включая импорт |
2009-2010 |
73678 |
41520 |
32158 |
|
|
3 |
Государственная поддержка посредством предоставления субсидий на покупку быков-производителей специализированных и наиболее перспективных мясных пород для ФГУП "Читинское" по племенной работе |
2009-2012 |
3136,6 |
136,6 |
1000 |
1000 |
1000 |
4 |
Государственная поддержка посредством предоставления субсидий на приобретение семени быков мясных пород в ОАО "Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных" |
2009-2012 |
1200 |
300 |
300 |
300 |
300 |
5 |
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством предоставления субсидий на содержание и увеличение маточного поголовья по системе "корова-теленок" в товарных (коммерческих) стадах |
2009-2012 |
12807 |
2380 |
2380 |
3517 |
4610 |
6 |
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством предоставления субсидий на приобретение племенного молодняка из племенных хозяйств края |
2009-2012 |
27597 |
3012 |
5760 |
9065 |
9760 |
7 |
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством предоставления субсидий на искусственное осеменение маточного поголовья крупного рогатого скота |
2009-2012 |
849 |
207 |
192 |
195 |
255 |
8 |
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством предоставления субсидий на содержание и увеличение поголовья быков-производителей специализированных мясных пород, используемых в хозяйствах всех форм собственности на условиях аренды владельцам скота |
2009-2012 |
6150 |
1200 |
1500 |
1650 |
1800 |
9 |
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством предоставления субсидий на 1 кг живой массы при условии реализации мясного чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка (в возрасте до 2 лет) с живой массой не менее 450 кг |
2009-2012 |
11174 |
- |
1931 |
3732 |
5511 |
10 |
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат на технологическую модернизацию мясных репродукторных ферм и откормочных предприятий. |
2009-2011 |
6570 |
960 |
3190 |
2420 |
- |
11 |
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение кормоуборочной техники. |
2009-2012 |
21918 |
3918 |
6000 |
6000 |
6000 |
12 |
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат на проведение мероприятий по коренному улучшению естественных пастбищ. |
2009-2012 |
16281 |
2088 |
3798 |
4692 |
5703 |
13 |
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством предоставления субсидий на приобретение комбикормов и компонентов для их производства |
2009-2012 |
17766 |
3366 |
3800 |
4800 |
5800 |
14 |
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством предоставления субсидий на повышение квалификации отраслевых руководителей и специалистов животноводства (зоотехники, технологи по организации воспроизводства стада и селекционно-племенной работы, гуртоправы, операторы и др.) |
2009-2012 |
360 |
90 |
90 |
90 |
90 |
15 |
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством предоставления ежемесячных субсидий молодым специалистам в мясном скотоводстве в первые два года работы в сельскохозяйственных организациях после окончания учебных заведений |
2009-2012 |
1851 |
231 |
540 |
540 |
540 |
16 |
Государственная поддержка посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат на технологическую модернизацию откормочных предприятий (фидлотов) и создание откормочных комплексов крупного рогатого скота круглогодичного использования, реконструкцию и модернизацию существующих типовых животноводческих помещений и ферм под откормочные комплексы крупного рогатого скота, создание и реконструкцию водозаборных скважин и траншей для хранения сочных кормов |
2009-2012 |
3936,3 |
336,3 |
1200 |
1200 |
1200 |
|
Итого по программе |
|
223296 |
60606 |
68555 |
45019 |
49116 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Забайкальского края от 26 февраля 2009 г. N 58 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае"
Текст постановления опубликован в Еженедельной газете "Азия-Экспресс" от 19 марта 2009 г. N 11
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Забайкальского края от 15 октября 2010 г. N 413
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 августа 2010 г.
Постановление Правительства Забайкальского края от 31 декабря 2009 г. N 497
Постановление Правительства Забайкальского края от 15 июля 2009 г. N 287