В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года N 148, в целях реализации основных направлений социально-экономической политики, создания условий для повышения устойчивости демографического развития Правительство Забайкальского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу "Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае (2009- 2015 годы)" (далее - программа).
2. Министерству финансов Забайкальского края (С.А. Доробалюк) подготовить предложения о внесении в установленном порядке соответствующих изменений в Закон Забайкальского края "О бюджете Забайкальского края на 2009 год" в части финансирования программы.
Губернатор Забайкальского края |
Р.Ф. Гениатулин |
Краевая долгосрочная целевая программа
"Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае (2009-2015 годы)"
(утв. постановлением Правительства Забайкальского края
от 7 июля 2009 г. N 265)
Паспорт
краевой долгосрочной целевой программы
"Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае
(2009-2015 годы)"
Наименование программы |
Краевая долгосрочная целевая программа "Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае (2009-2015 годы)" (далее - программа). |
Дата принятия решения о разработке программы |
Распоряжение Губернатора Забайкальского края от 10 июля 2008 года N 428-р "О разработке краевой долгосрочной целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае (2009-2015 годы)" (в редакции распоряжения Правительства Забайкальского края от 03 февраля 2009 года N 36-р). |
Дата утверждения программы |
Постановление Правительства Забайкальского края от 07 июля 2009 года N 265 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае (2009-2015 годы)". |
Государственный заказчик - координатор программы |
Министерство трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края. |
Государственные заказчики программы |
Министерство социальной защиты населения Забайкальского края; Министерство здравоохранения Забайкальского края; Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края; Министерство культуры Забайкальского края; Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края; Департамент записи актов гражданского состояния Забайкальского края; Государственная служба занятости населения Забайкальского края; Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края; Администрация Губернатора Забайкальского края. |
Основной разработчик программы |
Министерство трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края. |
Цель и задачи программы |
Цель: создание условий для повышения устойчивости демографического развития, стабилизации численности населения, формирование предпосылок к последующему улучшению демографических показателей. Задачи: сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте, от предотвратимых причин; сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни; повышение уровня рождаемости, включая укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; обеспечение доступности услуг дошкольного образования населению края; обеспечение занятости женщин, в том числе женщин, имеющих детей до трех лет и испытывающих трудности при трудоустройстве; развитие и поддержка семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития края. |
Важнейшие целевые индикаторы программы |
Целевые индикаторы Показатели (по годам) 2009 2010 2011 2015 Суммарный коэффициент рождаемости 1,763 1,803 1,834 1,914 Смертность на 1000 человек населения 14,0 14,0 13,9 13,7 Младенческая смертность на 1000 родившихся живыми 8,7 8,7 8,7 8,3 Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни, лет 63,68 64,16 64,42 66,15 Миграционный прирост (+), убыль (-) на 1000 человек населения -3,2 -2,9 -2,5 -2,0 |
Сроки и этапы реализации программы |
2009-2015 годы. Программа реализуется в один этап. |
Потребность в финансировании программы |
Потребность в финансировании мероприятий программы за счет краевого бюджета на 2009- 2015 годы (в ценах соответствующих лет) составляет 1 353 420,67 тыс. рублей, в том числе по годам: 2009 год - 27 595,57 тыс. рублей; 2010 год - 99 509,20 тыс. рублей; 2011 год - 228 771,60 тыс. рублей; 2012 год - 194 913,20 тыс. рублей; 2013 год - 206 150,00 тыс. рублей; 2014 год - 304 626,95 тыс. рублей; 2015 год - 291 854,15 тыс. рублей. |
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы |
В результате выполнения мероприятий программы ожидается: стабилизация численности населения Забайкальского края на уровне 1 120,0 тыс. человек; повышение суммарного коэффициента рождаемости в Забайкальском крае с 1,725 в 2008 году до 1,914 в 2015 году; снижение смертности на 1000 человек населения с 14,3 в 2008 году до 13,7 в 2015 году, в том числе сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий с 404 человек в 2008 году до 295 человек в 2015 году; сокращение численности пострадавших на производстве со смертельным исходом на 1000 работающих с 0,141 случая в 2008 году до 0,091 случая в 2015 году; сокращение смертности трудоспособного населения на 100 тысяч человек населения от болезней системы кровообращения со 152,4 случаев в 2007 году до 147,5 случаев в 2015 году; снижение младенческой смертности на 1000 родившихся живыми с 8,7 в 2008 году до 8,3 в 2015 году; снижение материнской смертности на 100 тысяч родившихся живыми с 21,0 в 2009 году до 19,0 в 2015 году; увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения Забайкальского края с 63,69 лет в 2008 году до 66,15 лет в 2015 году; увеличение удельного веса детей, охваченных дошкольным образованием, с 50,3 % в 2008 году до 75 % в 2015 году; увеличение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 67 % в 2008 году до 69 % в 2015 году; увеличение удельного веса трудоустроенных женщин от общего числа обратившихся в службу занятости женщин с 21,5 % в 2008 году до 48 % в 2015 году; снижение объема привлечения иностранной рабочей силы на 12,6 %; снижение миграционной убыли населения на 1000 человек населения с -3,2 в 2008 году до -2,0 в 2015 году; увеличение доли жителей края, систематически занимающихся физической культурой и спортом, от общего числа жителей, с 17 % в 2008 году до 28 % в 2015 году; расширение охвата населения культурным досугом, ориентированным на пропаганду здорового образа жизни; укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, ориентация населения на многодетную семью. |
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
Мероприятия программы являются продолжением системы мер по реализации Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. В соответствии с данной Концепцией был принят Комплексный план мероприятий по улучшению демографической ситуации в Читинской области на 2006-2008 годы. Задачи по улучшению демографической ситуации в регионе решались посредством реализации федеральных, областных целевых программ, а также мероприятий Программы социально-экономического развития Читинской области на 2006-2010 годы, касающихся укрепления здоровья, улучшения качества жизни населения, регулирования миграционных процессов.
Заметный вклад в развитие человеческого потенциала края внесли крупные социальные проекты на федеральном уровне, прежде всего реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" и долгосрочной государственной демографической программы (комплекс мер по материальной поддержке семьи с 01 января 2007 года).
С 2006 года по 2008 год в результате принимаемых на федеральном и региональном уровнях мер сложились позитивные сдвиги в демографическом развитии: снижение темпов сокращения численности населения; естественный прирост за счет увеличения числа родившихся на 14,1 % и снижения числа умерших на 7,9 %; повышение показателя естественного прироста в 3,8 раза (за последний год); уменьшение числа детей, умерших на первом году жизни, на 3,8 %; снижение миграционной убыли на 16,1 %; повышение продолжительности жизни населения на 2,29 года.
Несмотря на указанные позитивные моменты, демографические показатели далеки от оптимальных величин. Вследствие этого демографическая ситуация в регионе остается сложной и характеризуется дальнейшим сокращением численности населения, приводящим к уменьшению плотности заселения приграничного региона (2,6 человек на 1 кв. км); низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения; высоким уровнем смертности, особенно мужчин в трудоспособном возрасте; изменением структуры населения в сторону постарения; низкой ожидаемой продолжительностью жизни; миграционным оттоком населения.
С 1990 года в регионе началось стабильное сокращение численности населения. За период до 2009 года численность населения края уменьшилась на 258,3 тыс. человек и на 01 января 2009 г. составила 1117,0 тыс. человек. Сокращение численности населения происходило в результате миграционной и естественной убыли населения. Естественная убыль населения, сложившаяся впервые в 1993 году, сохраняла до 2006 года довольно устойчивый характер. Впервые за последние десять лет в 2007 году в Забайкальском крае сложился естественный прирост (+466 человек), а в 2008 году данный показатель увеличился до +1756 человек.
Одной из самых острых демографических проблем остается высокий уровень смертности населения. Коэффициент смертности в 2008 году составил 14,3 промилле (порог высокой смертности - 15 промилле). Основной причиной высокого уровня смертности является сверхсмертность граждан трудоспособного возраста (40,5 % от общего количества умерших), около 77 % из них - мужчины. В структуре причин смерти после заболеваний системы кровообращения (49,9 %) на втором месте в регионе находится смертность от внешних причин (20,1 %), на третьем - от онкологических заболеваний (11,1 %). В крае отмечается снижение младенческой смертности. В 2001 году на 1000 родившихся приходилось 23,3 умерших детей в возрасте до года, в 2008 году - 8,7 умерших детей.
Высокая смертность сказывается на продолжительности жизни населения края. Ожидаемая продолжительность жизни в 2008 году составила 63,7 года. При этом очень низкий уровень доживаемости у мужчин - 57,7 года, у женщин - 70,4 года.
Начиная с 2000 года в крае отмечается рост рождаемости. Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения. Суммарный коэффициент рождаемости в 2008 году составил 1,725 против 2,15 необходимого для простого воспроизводства населения.
На рождаемость отрицательно влияют низкий денежный доход у многих семей; современная структура семьи (ориентация на малодетность); увеличение числа детей, родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке; условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам; низкий уровень репродуктивного здоровья.
Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. В 2007 году численность населения края старше трудоспособного возраста составила 15,5 % (оптимальная величина 10 %), трудоспособного возраста - 64,2 %, детей и подростков - 20,3 % (оптимальная величина 33 %).
Одним из факторов, ежегодно определяющим численные потери населения, является устойчивая миграционная убыль. В 2008 году миграционная убыль составила -3621 человек, что на 16,1 % меньше миграционной убыли в 2006 году (-4314 человек). В 2007 году среди выбывших население трудоспособного возраста составляло 74,3 % от общей численности мигрантов, среди прибывших мигрантов - 75,3 %.
По инерционному варианту прогноза предположительной численности населения края без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности, увеличению уровня рождаемости, регулированию миграционных процессов население края сократится (по сравнению с 2007 годом) к концу 2015 года на 45,9 тыс. человек (4,1 %) и составит 1073,0 тыс. человек, а к началу 2026 года - 983,9 тыс. человек. К 2015 году уменьшится ожидаемая продолжительность жизни до 63,47 лет, сократится численность женщин репродуктивного возраста на 7,9 %, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста на 11,9 %.
Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития края, прежде всего на темпе роста валового регионального продукта и обеспеченности края трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.
В связи с этим необходимо направить деятельность органов государственной власти Забайкальского края на преодоление негативных тенденций демографических процессов и создание условий для повышения устойчивости демографического развития, стабилизацию численности населения края и формирование предпосылок последующего улучшения демографических показателей. Наличие нерешенных демографических проблем, сложная социально-экономическая и демографическая ситуация в Забайкальском крае подтверждают целесообразность и необходимость разработки краевой долгосрочной целевой программы демографического развития региона для обеспечения комплексного подхода к решению демографических задач. При этом программно-целевыми методами предстоит обеспечить концентрацию сил и средств на приоритетных направлениях демографического развития (рождаемость, смертность, миграция); своевременное реагирование на демографические тенденции в текущем периоде; учет региональных особенностей демографического развития и координацию действий органов государственной власти всех уровней и институтов гражданского общества. Соблюдение этих принципов даст возможность осуществить систему мер (дополнительно к федеральным и региональным мерам) по созданию в крае благоприятных условий для комплексного решения вопросов демографической политики, направленной на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, сохранение и укрепление здоровья населения, регулирование миграционных процессов.
Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Целью программы является создание условий для повышения устойчивости демографического развития, стабилизации численности населения, формирование предпосылок к последующему улучшению демографических показателей.
Достижение поставленной цели в значительной степени зависит от решения целого ряда задач социально-экономического развития края, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, создание эффективной социальной инфраструктуры, рынка доступного жилья, повышение уровня занятости населения, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.
Задачи программы:
сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте, от предотвратимых причин;
сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;
повышение уровня рождаемости, включая укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; обеспечение доступности услуг дошкольного образования населению края; обеспечение занятости женщин, в том числе женщин, имеющих детей до трех лет и испытывающих трудности при трудоустройстве;
развитие и поддержка семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития края.
Сроки реализации программы:
2009-2015 годы. Программа реализуется в один этап.
Характеристика основных мероприятий программы
Реализация мероприятий программы будет осуществляться по семи направлениям.
Социальная поддержка семьи в связи с рождением и воспитанием детей
В рамках данного направления решаются задачи по обеспечению возможности для помещения детей в дошкольные образовательные учреждения с целью возвращения матери к трудовой деятельности; укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений.
Одним из факторов улучшения демографической ситуации в современных условиях является система дошкольного образования, в частности, предоставление гарантий устройства ребенка в дошкольное учреждение и возвращение матери к активной трудовой деятельности. В настоящее время всеми формами дошкольного образования охвачено 50,3 % детей дошкольного возраста. На учете для получения мест в детских садах в крае зарегистрировано более 21 тысячи детей. Рост рождаемости еще в большей мере актуализирует данную проблему. Поэтому для полного охвата дошкольным образованием детей дошкольного возраста намечено развитие инфраструктуры дошкольного образования.
Необходимым условием изменения демографической ситуации в крае является укрепление семейно-брачных отношений. Предусматривается укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, пропаганда ценностей семьи, имеющей нескольких детей.
Реализация мероприятий по социальной поддержке семей при рождении и воспитании детей позволит повысить суммарный коэффициент рождаемости с 1,712 в 2007 году до 1,914 в 2015 году, обеспечить рост численности детей, охваченных дошкольным образованием, с 50,3 % в 2008 году до 75 % в 2015 году, переориентировать сознание граждан на традиционные семейные ценности и задать многодетность в качестве нормы забайкальской семьи.
Развитие учреждений родовспоможения и улучшение медицинской помощи женщинам во время беременности и родов, включая развитие перинатальных технологий, профилактика и раннее выявление нарушений в состоянии здоровья детей и подростков
Мероприятия данного направления обеспечивают решение задач по оптимизации медицинской помощи матери и ребенку, снижению показателей материнской и младенческой смертности.
Для реализации указанных задач необходимо развитие современных технологий медицинского обслуживания и оздоровления детей и подростков, укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений. С целью повышения доступности оказания медицинской высокоспециализированной помощи детям (новорожденным с экстремально низкой массой тела) планируется приобретение современного медицинского оборудования в детские государственные учреждения здравоохранения края. Организация работы выездной бригады узких специалистов государственного учреждения здравоохранения "Краевая детская клиническая больница" в районах края будет способствовать обеспечению стандарта диспансерного наблюдения детей в течение первого года жизни, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для сохранения здоровья и снижения заболеваемости указанных категорий детей.
С целью обеспечения доступности и повышения качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья женщин предусмотрено укрепление материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства.
В рамках данного направления к 2015 году планируется достижение следующих показателей: младенческая смертность - не более 8,3 на 1000 родившихся живыми; материнская смертность - не более 19 умерших женщин на 100000 детей, родившихся живыми.
Снижение смертности от предотвратимых причин, заболеваний, определяющих высокую смертность населения, и профессиональных заболеваний
Мероприятия данного направления ориентированы на достижение стойких тенденций снижения смертности населения, повышение ожидаемой продолжительности жизни населения.
В рамках данного направления предусматриваются мероприятия по обеспечению своевременности оказания и совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях; снижению смертности, травматизма и профессиональных заболеваний на производстве; совершенствованию медицинской помощи больным туберкулезом, сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями.
Основным мероприятием в части снижения смертности пострадавших от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) является оснащение учреждений, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим при ДТП. Предполагается приобретение трассовых медицинских модулей для центральных районных больниц, приобретение и установка телемедицинских станций для консультаций в режиме реального времени, внедрение космической связи и системы навигационного слежения для определения местонахождения бригад скорой медицинской помощи. Предусматривается создание в населенных пунктах края автогородков для изучения на практике правил дорожного движения и предупреждения опасного поведения детей на дорогах.
Реализация указанных мероприятий позволит сократить смертность от дорожно-транспортных происшествий с 404 человек в 2008 году до 295 человек в 2015 году.
Для снижения потерь от производственного травматизма и профессиональных заболеваний и предотвращения преждевременной смертности людей в трудоспособном возрасте предполагается сокращение рабочих мест с вредными и опасными условиями труда в учреждениях, финансируемых из краевого бюджета, за счет их модернизации. С целью выявления на ранней стадии вредных факторов воздействия производственной среды планируется разработка и внедрение автоматизированных систем учета результатов медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Предусматривается реализация образовательных программ в области медицины труда, подготовка врачей по профессиональной патологии.
Реализация указанных мероприятий позволит сократить численность пострадавших на производстве со смертельным исходом на 1000 работающих с 0,141 случая в 2008 году до 0,091 случая в 2015 году.
Сокращение уровня смертности от болезней системы кровообращения системы предполагается за счет создания системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий. Предусматривается улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создание необходимых служб в муниципальных и региональных учреждениях здравоохранения.
Реализация указанных мероприятий позволит сократить смертность населения от болезней системы кровообращения на 100 тысяч человек населения со 716,1 случая в 2008 году до 709,1 случая в 2015 году.
Сокращение уровня смертности от туберкулеза планируется за счет приобретения диагностического оборудования для обеспечения диагностического процесса в лечебно-профилактических учреждениях края (далее - ЛПУ) и противотуберкулезных препаратов резервного ряда для лечения больных. Предусматривается приобретение санитарного транспорта для обеспечения контролируемого амбулаторного лечения больных туберкулезом в лечебно-профилактических учреждениях края.
С целью снижения смертности от онкологических заболеваний предусматривается организация работы выездной бригады (в особенности выезды в сельские поселения) и оснащение ее необходимым оборудованием, приобретение специального санитарного транспорта.
Реализация всех вышеперечисленных мероприятий в рамках данного направления позволит снизить смертность с 14,3 умерших на 1000 человек населения в 2008 году до 13,7 умерших на 1000 человек населения в 2015 году, увеличить ожидаемую продолжительность жизни с 63,7 года в 2008 году до 66,15 года в 2015 году.
Содействие устройству на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В рамках данного направления решаются задачи по стимулированию передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью при одновременном сокращении числа детей указанных категорий в интернатных учреждениях; укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания.
Предусматриваются пропаганда различных форм семейного устройства детей указанных категорий в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, принимающих на воспитание детей; развитие системы подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся бех попечения родителей; разработка технологий подготовки детей к передаче их в семью. Планируется проведение социологического исследования по профилактике социального сиротства, семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Предусматривается укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания.
Реализация намеченных мер приведет к снижению численности детей, находящихся в учреждениях общественного воспитания, развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате реализации мероприятий ожидается рост удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, с 67 % в 2008 году до 69 % в 2015 году.
Содействие трудовой занятости женщин, в том числе женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет
Программные мероприятия в рамках данного направления обеспечивают решение задач по повышению конкурентоспособности и обеспечению занятости женщин, испытывающих трудности при устройстве на работу; обеспечению защиты женщин от безработицы, повышению их профессионального мастерства, профессиональной переподготовки.
В рамках данного направления в целях оказания женщинам содействия в трудоустройстве планируется организация специализированных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест для женщин; оказание услуг по их трудоустройству на временные или постоянные рабочие места. Предусматривается создание банка вакансий рабочих мест с нестандартным режимом труда, публикация в средствах массовой информации, на официальных сайтах органов службы занятости населения сведений о наличии вакансий. Планируется содействие развитию предпринимательства, организации семейного предпринимательства, оказание консультативной и финансовой помощи в организации собственного дела.
Профессиональная деятельность в жизни женщин является основной в обеспечении социальных притязаний, самоутверждения и самореализации. Поэтому профессиональная ориентация, повышение квалификации, обучение и переобучение женщин профессиям, востребованным на рынке труда, считается приоритетным направлением. В связи с этим в программе предусматривается система мер по их социальной адаптации на рынке труда, профессиональной ориентации, психологическому сопровождению. Планируется организация консультаций и бесед, проведение тренингов и ролевых игр с целью оказания психологической поддержки женщинам, обучения их навыкам активного самостоятельного поиска работы. Предусматривается предоставление женщинам услуг по профессиональной подготовке, повышению квалификации, переподготовке по профессиям, востребованным на рынке труда.
Реализация указанных мероприятий позволит увеличить удельный вес трудоустроенных женщин от общего числа обратившихся в службу занятости женщин с 21,5 % в 2008 году до 48 % в 2015 году.
Регулирование миграционных процессов
Мероприятия программы способствуют управлению миграционными процессами в регионе, служат оказанию государственной поддержки вынужденным переселенцам, беженцам, трудовым мигрантам.
Предусматривается определение потребности в иностранной рабочей силе по видам деятельности на основе анализа уровня обеспеченности края трудовыми ресурсами. Планируется консультирование работодателей, использующих иностранную рабочую силу, по вопросам законодательства в области трудовой миграции, а также организация проверок по соблюдению трудового законодательства при использовании иностранных работников на предприятиях и в организациях края. Предусматривается однократное бесплатное предоставление в собственность земельных участков гражданам, признанным в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.
Реализация мероприятий данного направления позволит повысить эффективность использования миграционных потоков в интересах социально-экономического развития края (последовательное развитие компенсирующей миграции населения предполагается осуществлять в рамках краевой долгосрочной целевой программы "Оказание содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом (2009-2013 годы)"); снизить объем привлечения иностранной рабочей силы на 12,6 %; оказать содействие гражданам, имеющим статус вынужденного переселенца, беженца, в бесплатном предоставлении им земельных участков в собственность.
Создание условий для мотивации к ведению здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья населения
В рамках данного направления решаются задачи по созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, сохранению и укреплению здоровья населения, увеличению продолжительности активной жизни.
Предусматривается формирование мотивации для ведения здорового образа жизни населения путем повышения информированности граждан о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности предупреждения такого влияния, привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом, организации их отдыха и досуга. С целью создания условий для развития физической культуры и спорта в регионе планируется укрепление материально-технической базы за счет строительства спортивных сооружений. Предусматривается пропаганда здорового образа жизни средствами культуры и искусства, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности. Предполагается формирование ответственного отношения человека к своему здоровью и здоровью членов своей семьи, выявление и пресечение преступлений на потребительском рынке, связанных с недобросовестным предпринимательством в сфере реализации товаров и услуг, ввозом, производством и реализацией фальсифицированной и несертифицированной продукции, в том числе алкогольной, недоброкачественных и опасных для здоровья товаров.
Реализация мероприятий программы позволит увеличить количество людей, занимающихся физической культурой и спортом, с 17 % в 2008 году до 28 % в 2015 году, расширить охват различных социально-демографических групп населения культурным досугом, ориентированным на пропаганду здорового образа жизни; повысить уровень здоровья населения.
Для контроля программных мероприятий определены целевые индикаторы и показатели, характеризующие прямой эффект от реализации программы:
Целевые индикаторы |
Показатели по годам |
|||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Суммарный коэффициент рождаемости |
1,725 |
1,763 |
1,803 |
1,834 |
1,859 |
1,882 |
1,896 |
1,914 |
Смертность на 1000 человек населения |
14,3 |
14,0 |
14,0 |
13,9 |
13,9 |
13,8 |
13,8 |
13,7 |
Младенческая смертность на 1000 родившихся живыми |
8,7 |
8,7 |
8,7 |
8,7 |
8,6 |
8,5 |
8,4 |
8,3 |
Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни, лет |
63,7 |
63,68 |
64,16 |
64,42 |
64,66 |
65,16 |
65,64 |
66,15 |
Миграционный прирост (+), убыль (-) на 1000 человек населения |
-3,2 |
-3,2 |
-2,9 |
-2,5 |
-2,1 |
-2,1 |
-2,0 |
-2,0 |
Достижению запланированных результатов могут помешать риски, сложившиеся под воздействием глобального экономического и финансового кризиса. Демографическая ситуация в значительной степени зависит от социально-экономических условий, которые могут быстро меняться как в положительную, так и в отрицательную стороны. К основным рискам относятся:
неустойчивость положительных тенденций с угрозой дальнейшего сокращения численности населения в случае ухудшения социально-экономической ситуации и непринятия мер в условиях мирового финансового кризиса;
имеющее долговременные негативные последствия снижения демографического и трудового потенциалов ухудшение возрастной структуры населения за счет снижения доли детей;
разрушение традиционных брачно-семейных отношений и ценностей семьи: высокая доля неполных семей, детей, рождающихся вне брака;
угрозы безопасности здоровья: неблагоприятные условия жизни, снижение доступа к эффективному медицинскому обслуживанию;
длительный миграционный отток населения.
Снижение влияния рисков на ход реализации программы должно осуществляться за счет своевременного финансирования в полном объеме мероприятий программы из краевого бюджета.
Непринятие мер по улучшению демографической ситуации в условиях глобального кризиса может уничтожить после 2010 года все проявления положительной динамики, зафиксированные в 2006-2008 годах в демографическом развитии Забайкальского края. В связи с этим целесообразно свести к минимуму или исключить влияние рисков, для чего необходимо систематически проводить мониторинг демографической ситуации, мониторинг хода реализации программы и по результатам мониторинга оперативно принимать соответствующие меры.
При выполнении намеченных мероприятий, их своевременном финансировании в полном объеме, достижении демографических показателей, предусмотренных программой, в Забайкальском крае будут созданы условия для стабилизации численности населения, устойчивого демографического развития.
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края. Финансирование реализации мероприятий программы в муниципальных образованиях осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, предоставленных в виде субсидий местным бюджетам на реализацию аналогичных муниципальных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов.
Затраты на реализацию мероприятий программы за счет средств бюджета Забайкальского края составляют 1353420,67 тысяч рублей.
Распределение финансовых средств по основным направлениям реализации программы
Основные направления реализации мероприятий программы |
Потребность в финансировании, тыс. рублей |
|||||||
всего |
в том числе по годам |
|||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Социальная поддержка семьи в связи с рождением и воспитанием детей |
626239,15 |
7377 |
35610 |
151802 |
87514,3 |
83558 |
123151,85 |
137226 |
Развитие учреждений родовспоможения и улучшение медицинской помощи женщинам во время беременности и родов, включая развитие перинатальных технологий, профилактика и раннее выявление нарушений в состоянии здоровья детей и подростков |
225955 |
- |
18929 |
26343 |
36003 |
33204 |
48064 |
63412 |
Снижение смертности от предотвратимых причин, заболеваний, определяющих высокую смертность населения, и профессиональных заболеваний |
322700,65 |
- |
16026,8 |
21343,4 |
41380 |
65477,4 |
109904,2 |
68568,85 |
Содействие устройству на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
48562 |
- |
8070 |
7760 |
8125,5 |
8135,5 |
8135,5 |
8335,5 |
Содействие трудовой занятости женщин, в том числе женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет |
8505,6 |
1252,3 |
1253,4 |
1227,2 |
1204,4 |
1195,1 |
1191,4 |
1181,8 |
Создание условий для мотивации к ведению здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья населения |
121458,27 |
18966,27 |
19620 |
20296 |
20686 |
14580 |
14180 |
13130 |
Итого по программе |
1353420,67 |
27595,57 |
99509,2 |
228771,6 |
194913,2 |
206150 |
304626,95 |
291854,15 |
Распределение финансовых средств государственным заказчикам программы
Государственные заказчики программы - распорядители бюджетных средств |
Потребность в финансировании, тыс. рублей |
|||||||
всего |
в том числе по годам |
|||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Министерство социальной защиты населения Забайкальского края |
46582 |
- |
7620 |
7500 |
7865,5 |
7865,5 |
7865,5 |
7865,5 |
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края |
69536,45 |
- |
450 |
260 |
260 |
19868,4 |
22953,2 |
25744,85 |
Департамент записи актов гражданского состояния Забайкальского края |
1927 |
- |
245 |
275 |
302 |
333 |
366 |
406 |
Министерство здравоохранения Забайкальского края |
410849,2 |
- |
28205,8 |
35986,4 |
65683 |
64883 |
121085 |
95006 |
Администрация Губернатора Забайкальского края |
8332 |
- |
1610 |
1612 |
1615 |
1615 |
1615 |
265 |
Министерство трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края |
70250 |
- |
6750 |
11700 |
11700 |
14200 |
14200 |
11700 |
Государственная служба занятости Забайкальского края |
8505,6 |
1252,3 |
1253,4 |
1227,2 |
1204,4 |
1195,1 |
1191,4 |
1181,8 |
Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края |
73500 |
- |
11700 |
12100 |
12200 |
12600 |
12400 |
12500 |
Министерство культуры Забайкальского края |
11485 |
210 |
2345 |
1690 |
1180 |
1855 |
2095 |
2110 |
Раздел 4. Механизм реализации программы
Текущее управление реализацией программы осуществляет государственный заказчик - координатор программы.
Государственный заказчик - координатор программы и государственные заказчики программы ежегодно в установленном порядке уточняют перечень финансируемых мероприятий программы на очередной финансовый год, определяют сроки их реализации и объемы финансирования, оценивают возможность достижения целевых индикаторов и показателей.
Государственные заказчики программы:
ежегодно подготавливают и представляют государственному заказчику - координатору программы бюджетную заявку на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год и плановый период;
получают и распределяют в установленном порядке бюджетные ассигнования по получателям бюджетных средств;
осуществляют отбор в установленном законодательством порядке исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по мероприятиям программы;
осуществляют ведение отчетности о реализации программы и представляют ее государственному заказчику - координатору программы;
несут ответственность за качественную и своевременную реализацию мероприятий программы, обеспечивают эффективное использование средств краевого бюджета, выделяемых на их реализацию.
Государственный заказчик - координатор программы:
ежегодно в установленном порядке подготавливает и представляет в Министерство территориального развития Забайкальского края сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год и плановый период;
получает и распределяет в установленном порядке бюджетные ассигнования по получателям бюджетных средств;
осуществляет отбор в установленном законодательством порядке исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по мероприятиям программы;
осуществляет ведение сводной отчетности и подготовку доклада о реализации программы, которую представляет в установленном порядке в Министерство территориального развития Забайкальского края;
осуществляет межведомственную координацию деятельности государственных заказчиков по реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию бюджетных средств.
Выполнение мероприятий программы осуществляется на основе контрактов, заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком - координатором программы и государственными заказчиками программы с исполнителями мероприятий программы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Реализация мероприятий программы в муниципальных образованиях осуществляется за счет средств краевого бюджета, предоставленных в виде субсидий местным бюджетам на реализацию аналогичных муниципальных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов.
Условия предоставления субсидий:
наличие утвержденной в установленном порядке муниципальной целевой программы по улучшению демографической ситуации;
наличие нормативного правового акта муниципального образования, подтверждающего расходное обязательство муниципального образования по финансированию муниципальной целевой программы по улучшению демографической ситуации из средств местного бюджета.
Методика расчета размера субсидий включает:
определение уровня обеспеченности объектами инфраструктуры и материально-техническими средствами в муниципальном образовании в соответствующих сферах по сравнению со средними показателями, сложившимися в регионе;
определение удельного веса финансирования конкретных мероприятий муниципальной целевой программы по улучшению демографической ситуации в общем объеме ее финансирования.
Расчет субсидий осуществляется государственным заказчиком - координатором программы и государственными заказчиками программы в соответствующей сфере деятельности.
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют заместитель председателя Правительства Забайкальского края, координирующий вопросы социальной сферы, и Министерство территориального развития Забайкальского края.
Раздел 5. Оценка социально-экономической эффективности программы
Реализация мероприятий программы позволит:
создать условия для смягчения негативных последствий современной демографической ситуации и ее улучшения, формировать предпосылки устойчивого демографического развития Забайкальского края;
создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья населения, снижению уровня смертности, росту рождаемости, повышению эффективности использования миграционных потоков в интересах социально-экономического развития края;
создать условия для обеспечения детей дошкольного возраста дошкольным образованием, развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создания позитивного образа семьи, повышения занятости женщин, ведения здорового образа жизни.
Показателями оценки эффективности реализации программы являются воспроизводство населения, повышение продолжительности жизни, сокращение смертности, повышение рождаемости, снижение миграционной убыли населения.
При условии реализации в полном объеме планируемых мероприятий программы к 2015 году ее социально-экономическая эффективность будет оцениваться по следующим показателям:
Наименование показателей |
Значение показателей по годам |
|
2008 |
2015 |
|
1 |
2 |
3 |
Численность населения, тыс. чел. |
1117,0 |
1120,0 |
Суммарный коэффициент рождаемости |
1,725 |
1,914 |
Смертность на 1000 человек населения |
14,3 |
13,7 |
Младенческая смертность на 1000 родившихся живыми |
8,7 |
8,3 |
Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни, лет |
63,7 |
66,15 |
Миграционный прирост (+), убыль (-) на 1000 человек населения |
-3,2 |
-2,0 |
Удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, % |
50,3 |
75,0 |
Удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, % |
67,0 |
69,0 |
Удельный вес трудоустроенных женщин от общего числа обратившихся женщин, % |
21,5 |
48,0 |
Доля жителей края, систематически занимающихся физической культурой и спортом, от общего числа жителей, % |
17 |
28 |
Реализация мероприятий программы позволит добиться стабилизации численности населения Забайкальского края к 2015 году на уровне 1120,0 тыс. человек. Будет повышаться суммарный коэффициент рождаемости, и в 2015 году рождаемость приблизится к значению, способному обеспечить простое численное замещение старшего поколения родившимися детьми, и составит 1,914 (число рождений на одну женщину за ее генеративный период). Показатель смертности на 1000 человек населения понизится с 14,3 в 2008 году до 13,7 в 2015 году. Ожидаемая продолжительность жизни возрастет с 63,7 лет в 2008 году до 66,15 лет в 2015 году. Мероприятия программы, предусматривающие создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья населения, ведению здорового образа жизни (привлечение населения к занятиям физической культурой и спортом, организация досуга, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции и т. д.), приведут к преодолению качественной деградации генофонда, снижению смертности населения края, особенно в молодом, трудоспособном возрастах. Рост показателей рождаемости, снижение сверхсмертности населения повлияют на улучшение структуры населения Забайкальского края.
Раздел 6. Перечень мероприятий программы
(тыс. рублей в ценах соответствующих лет)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Забайкальского края от 7 июля 2009 г. N 265 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае (2009-2015 годы)"
Текст постановления опубликован в Специальном выпуске Еженедельной газеты "Азия-Экспресс" от 13 июля 2009 г. N 33
Постановлением Правительства Забайкальского края от 25 февраля 2014 г. N 85 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Забайкальского края от 12 июля 2013 г. N 301
Постановление Правительства Забайкальского края от 10 августа 2012 г. N 338
Постановление Правительства Забайкальского края от 13 декабря 2011 г. N 463
Постановление Правительства Забайкальского края от 19 апреля 2011 г. N 128