Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Правотворческий процесс
1. Содержание правотворчества
1.1. Процесс правотворчества органов местного самоуправления включает в себя:
- прогнозирование;
- планирование;
- разработку проектов муниципальных правовых актов;
- экспертизу проектов муниципальных правовых актов;
- внесение проектов муниципальных правовых актов в правотворческий орган муниципального района;
- рассмотрение муниципальных правовых актов и их принятие;
- подписание либо отклонение муниципальных правовых актов;
- опубликование муниципальных правовых актов;
- вступление в силу муниципальных правовых актов и прекращение их действия.
1.2. Толкование муниципальных правовых актов и оценка эффективности производятся в случае появления такой необходимости в практике их применения.
2. Прогнозирование в правотворчестве
2.1. Прогнозирование в правотворчестве - основанный на применении научных средств и методов анализ состояния законодательства с целью выявления основных тенденций и направлений дальнейшего развития законодательства и будущего его состояния.
2.2. Основными задачами прогнозирования в правотворчестве являются:
- получение научной прогностической информации о тенденциях, путях и формах дальнейшего развития федерального законодательства, законодательства Забайкальского края;
- определение первоочередных и наиболее актуальных проблем, требующих своего разрешения со стороны органов местного самоуправления муниципального района;
- выявление общественных потребностей и общественных отношений, подлежащих в будущем правовому регулированию в муниципальном районе;
- определение наиболее перспективных и прогрессивных форм и методов правового регулирования в муниципальном районе;
- установление наиболее целесообразной очередности подготовки проектов муниципальных правовых актов;
- использование в правотворчестве специальных прогнозов в сферах экономики, политики, демографии, экологии и других сферах общественной жизни.
3. Планирование правотворческой деятельности
3.1. Разработка проектов муниципальных правовых актов осуществляется, как правило, на плановой основе с учетом результатов прогнозирования в правотворческом процессе.
3.2. Подготовка и приятие муниципальных правовых актов Совета муниципального района предусматривается в Плане работы Совета муниципального района.
3.3. План работы Совета муниципального района формируется на основании предложений депутатов Совета муниципального района, его комиссий, Главы муниципального района, других заинтересованных органов и организаций муниципального района.
3.4. В Плане работы Совета муниципального района указываются наименования муниципальных правовых актов, органы местного самоуправления и должностные лица, ответственные за разработку проектов муниципальных правовых актов, а также сроки их подготовки.
3.5. Планирование правотворческой деятельности не исключает возможности подготовки проектов муниципальных правовых актов, не содержащихся в утвержденном Плане работы Совета муниципального района.
4. Порядок разработки проекта муниципального правового акта
4.1. Разработка проектов муниципальных правовых актов осуществляется субъектами правотворческой инициативы либо самим правотворческим органом, либо по его поручению подведомственными ему органами, учреждениями, организациями муниципального района, либо указанными органами, учреждениями, организациями муниципального района по собственной инициативе.
4.2. Подготовленные проекты муниципальных правовых актов перед их внесением в правотворческий орган муниципального района могут согласовываться с заинтересованными органами и организациями.
5. Сроки разработки проекта муниципального правового акта
5.1. Проект муниципального правового акта должен быть разработан и внесен в Совет муниципального района в срок, установленный в Плане работы Совета муниципального района на текущий год.
5.2. Проект муниципального правового акта может быть разработан ранее срока, установленного в Плане работы Совета муниципального района на текущий год.
5.3. Срок разработки проекта муниципального правового акта, не содержащегося в Плане работы Совета муниципального района на текущий год, устанавливается непосредственно разработчиком проекта муниципального правового акта либо субъектом правотворческой деятельности.
6. Экспертиза проектов муниципальных правовых актов
6.1. Субъекты правотворческой инициативы и правотворческие органы муниципального района при разработке проектов муниципальных правовых актов проводят их предварительную правовую, лингвистическую и иные виды экспертиз (антикоррупционную).
6.2. Проекты муниципальных правовых актов, внесенные в порядке правотворческой инициативы для их подготовки к рассмотрению депутатами Совета муниципального района, направляются в аппарат Совета муниципального района на правовую и антикоррупционную экспертизу.
6.3. Для дополнительной оценки качества проектов муниципальных правовых актов, а также для получения предложений по их совершенствованию может проводиться независимая экспертиза.
6.4. В качестве независимых экспертов не могут привлекаться депутаты Совета муниципального района, а также лица, состоящие на муниципальной службе района.
6.5. Организации и лица, осуществляющие независимую экспертизу проектов муниципальных правовых актов, вправе получать в органах местного самоуправления муниципального района необходимые для проведения экспертизы материалы и документы.
6.6. По результатам экспертизы проектов муниципальных правовых актов составляется письменное заключение, которое подлежит обязательному рассмотрению при обсуждении и дальнейшей доработке муниципальных правовых актов.
7. Внесение проектов муниципальных правовых актов на рассмотрение Совета муниципального района в порядке правотворческой инициативы
7.1. Право правотворческой инициативы - это право лиц, определенных Уставом муниципального района, на внесение в Совет муниципального района проектов муниципальных правовых актов, влекущее за собой обязанность Совета муниципального района рассмотреть предложенный проект, внесенный в соответствии с установленными требованиями.
7.2. Проекты муниципальных правовых актов, внесенные в порядке правотворческой инициативы, подлежат обязательному рассмотрению в Совете муниципального района.
Решением Совета муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края от 24 декабря 2014 г. N 128 пункт 7 раздела II настоящего приложения дополнен подпунктом 7.3
7.3. Тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в Совет муниципального района, подлежат размещению в сети Интернет на официальном веб-сайте муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края: www.adminkr.ru (далее - официальный сайт) в разделе "Официальные документы" в подразделе "Проекты МНПА".
8. Субъекты правотворческой инициативы
8.1. Право правотворческой инициативы в муниципальном районе принадлежит депутатам Совета муниципального района, Главе муниципального района, Краснокаменскому межрайонному прокурору, а также имеющим избирательные права жителям муниципального района в количестве не более трех процентов от их общего числа.
8.2. Субъект правотворческой инициативы может внести одновременно несколько взаимосвязанных между собой проектов муниципальных правовых актов для их совместного рассмотрения.
8.3. Субъект правотворческой инициативы может в письменной форме отозвать внесенный им проект муниципального правового акта до его принятия.
8.4. Органы местного самоуправления муниципального района, организации и общественные объединения, не обладающие правом правотворческой инициативы, а также отдельные граждане (группа граждан) могут внести проект муниципального правового акта в Совет муниципального района через органы или лиц, обладающих таким правом.
9. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов
9.1. Внесение проектов решений в Совет муниципального района осуществляется путем представления следующих документов:
- текста проекта муниципального правового акта;
- перечня муниципальных правовых актов муниципального района, требующих признания утратившими силу, изменения в связи с принятием вносимого проекта муниципального правового акта;
- пояснительной записки, включающей в себя цели разработки и принятия муниципального правового акта, обоснование необходимости принятия муниципального правового акта, правовые основания для разработки проекта муниципального правового акта, прогноз социально-экономических последствий принятия и реализации муниципального правового акта, а также финансовые потребности средств бюджета муниципального района для реализации данного проекта в случае его принятия;
- листа согласования;
- проекта решения Совета муниципального района о принятии муниципального правового акта.
9.2. При внесении проекта муниципального правового акта могут быть представлены также предложения о разработке муниципальных правовых актов, принятие которых необходимо в целях его реализации.
9.3. Проекты решений представляются в аппарат Совета муниципального района для их предварительного рассмотрения комиссиями не позднее, чем за 10 дней до очередного заседания Совета муниципального района.
Решением Совета муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края от 24 июня 2015 г. N 50 в подпункт 9.4 пункта 9 раздела IV настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования (обнародования) названного решения
9.4. Проект решения Совета муниципального района должен быть предварительно согласован и завизирован:
- в случае если проект вносится Администрацией муниципального района - Главой муниципального района, руководителем финансового органа Администрации муниципального района, заместителем руководителя Администрации муниципального, руководителем структурного подразделения, внесшего проект муниципального правового акта, юристом Администрации муниципального района, исполнителем;
- в случае если проект вносится депутатами Совета муниципального района - председателем Совета муниципального района, юристом аппарата Совета муниципального района, исполнителем;
- в случае если проект вносится руководителем Контрольно-счетной палаты муниципального района или Избирательной комиссией муниципального района - председателем Совета муниципального района, юристом аппарата Совета муниципального района, исполнителем;
- в случае если проект внесен не Администрацией муниципального района, а его реализация требует материальных и иных затрат, он подлежит обязательному направлению в Администрацию муниципального района для визирования Главой муниципального района и руководителем финансового органа Администрации муниципального района.
9.5. Несогласованные проекты решений Советом муниципального района к рассмотрению не принимаются.
9.6. Порядок внесения и согласования проектов муниципальных правовых актов Администрации муниципального района (постановлений, распоряжений) устанавливается Регламентом Администрации муниципального района.
10. Предварительное обсуждение проекта муниципального правового акта комиссиями Совета муниципального района
10.1. С момента официального внесения проекта муниципального правового акта в Совет муниципального района до его рассмотрения на заседании Совета муниципального района может проводиться предварительное обсуждение проекта на заседаниях постоянных депутатских комиссий Совета муниципального района в порядке, установленном Регламентом Совета муниципального района.
10.2. По итогам предварительного обсуждения проекта муниципального правового акта постоянными депутатскими комиссиями Совета муниципального района принимается решение рекомендательного характера о принятии данного проекта на заседании Совета муниципального района либо о его отклонении.
11. Публичные слушания
11.1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального района Советом муниципального района или Главой муниципального района могут проводиться публичные слушания.
11.2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения муниципального района, Совета муниципального района или Главы муниципального района.
11.3. На публичные слушания в обязательном порядке выносятся:
- проект Устава муниципального района, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав, кроме случаев, когда изменения в Устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
- проект бюджета муниципального района и отчет о его исполнении;
- проекты планов и программ развития муниципального района, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий;
- вопросы о преобразовании муниципального района.
11.4. Публичные слушания проводятся в соответствии с порядком, установленным нормативным правовым актом Совета муниципального района.
12. Процедура рассмотрения проектов муниципальных правовых актов на заседаниях Совета муниципального района
12.1. Рассмотрение проектов муниципальных правовых актов на заседаниях Совета муниципального района осуществляется в соответствии с Регламентом Совета муниципального района.
12.2. Принятие решений Совета муниципального района осуществляется в одном чтении, если нормативными правовыми актами Совета муниципального района не установлено иное.
12.3. Принятые решения Совета муниципального района с учетом поправок и замечаний дорабатываются в пятидневный срок, за исключением решений, по которым Совет муниципального района установил иной срок.
13. Порядок подписания либо отклонения Главой муниципального района муниципального правового акта, принятого решением Совета муниципального района
13.1. Нормативный правовой акт, принятый Советом муниципального района, направляется Главе муниципального района для подписания и обнародования в течение 10 дней.
13.2. Глава муниципального района имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый Советом муниципального района. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в Совет муниципального района с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.
13.3. В случае отклонения Главой муниципального района муниципального правового акта, он вновь рассматривается Советом муниципального района. В случае если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета муниципального района, он подлежит подписанию Главой муниципального района в течение семи дней и обнародованию.
14. Порядок обнародования муниципального правового акта
14.1. Муниципальные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в течение четырнадцати дней после дня их подписания Главой муниципального района в средствах массовой информации и в течение месяца - в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет".
Решением Совета муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края от 24 июня 2015 г. N 50 подпункт 14.2 пункта 14 раздела IV настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования (обнародования) названного решения
14.2. Официальным опубликованием (обнародованием) муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном издании муниципального района - газете "Слава труду" или первое размещение (опубликование) на официальном веб-сайте муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": www.adminkr.ru.
14.3. При официальном опубликовании (обнародовании) муниципального правового акта указывается, что данное опубликование (обнародование) является официальным.
14.4. Официальное опубликование неполного текста муниципального правового акта либо в изложении не допускается.
14.5. Муниципальный правовой акт публикуется, как правило, в одном номере официального издания. Если значительный по объему нормативный правовой акт по техническим причинам не может быть опубликован полностью в одном номере официального издания, то такой нормативный правовой акт публикуется в нескольких номерах подряд. В этом случае днем официального опубликования муниципального правового акта является день выхода номера, в котором завершена публикация его полного текста.
14.6. В случае ошибок и опечаток, допущенных при официальном опубликовании муниципального правового акта, о них официально сообщается в том же издании с опубликованием правильного текста нормы муниципального правового акта или ее части, либо указанием правильного ее прочтения, либо приведением полного текста муниципального правового акта в правильной редакции.
15. Вступление в силу муниципального правового акта
Решением Совета муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края от 24 июня 2015 г. N 50 подпункт 15.1 пункта 15 раздела IV настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования (обнародования) названного решения
15.1. Устав муниципального района и муниципальные правовые акты о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района, а также муниципальные правовые акты о бюджете муниципального района и отчётах об его исполнении вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в газете "Слава труду" при условии соблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка принятия и вступления в силу указанных муниципальных правовых актов.
15.2. Решения (правовые акты), принятые на местном референдуме, вступают в силу после официального опубликования (обнародования) итогов местного референдума и принятого на нем решения (правового акта), если этим решением (правовым актом) не установлен иной срок.
15.3. Нормативные правовые акты Совета муниципального района вступают в силу после их подписания и обнародования Главой муниципального района, если этими актами не установлены иные сроки. Нормативные правовые акты Совета муниципального района о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
15.4. Иные акты Совета муниципального района вступают в силу после их подписания председателем Совета муниципального района, если этими актами не установлены иные сроки.
15.5. Постановления Администрации муниципального района, издаваемые Главой муниципального района, вступают в силу после их подписания и опубликования (обнародования), если этими актами не установлены иные сроки.
15.6. Распоряжения Администрации муниципального района, издаваемые Главой муниципального района, вступают в силу с момента их подписания, если этими актами не установлены иные сроки.
15.7. Правовые акты Контрольно-счетной палаты муниципального района вступают в силу после их подписания и опубликования (обнародования), если этими актами не установлены иные сроки.
Решением Совета муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края от 24 июня 2015 г. N 50 подпункт 15.8 пункта 15 раздела IV настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования (обнародования) названного решения
15.8. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в газете "Слава труду" и (или) на официальном веб-сайте муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": www.adminkr.ru.
15.9. Муниципальный правовой акт прекращает свое действие в случаях:
- истечения срока, на который было рассчитано его действие;
- признания муниципального правового акта утратившим силу;
- принятия нового правового акта, отменяющего действующий правовой акт;
- отмены правового акта в соответствии с законодательством Российской Федерации, Забайкальского края, Уставом муниципального района;
- признания правового акта недействующим и не подлежащим применению по решению суда;
- в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации, Забайкальского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.