Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(обязательное)
Ускорения, допустимые для пассажиров аттракциона
А.1 Общие положения
А.1.1 Настоящее приложение, а также числовые значения ускорений и их длительность, установленные в настоящем разделе, гармонизированы (с некоторыми ограничениями) с [17].
А.1.2 Нормы предельно допустимых линейных ускорений, установленные в настоящем разделе, распространяются на пассажиров аттракционов, имеющих рост не менее 120 см и массу (вес) не более 120 кг, практически здоровых, т.е. способных переносить нормальные нагрузки в обычных условиях жизни, включая езду на транспорте, а также переносить эмоциональные и физические напряжения, испытываемые в течение обычного рабочего дня (см. [18]).
Для детей ростом от 90 до 120 см рекомендуется снизить значения предельно допустимых ускорений в зависимости от возраста на 30% - 50%.
А.1.3 Нормы предельно допустимых линейных ускорений, установленные в настоящем приложении, не распространяются на цирковые, спортивные и другие аттракционы, предназначенные для использования или демонстрации специально обученным персоналом.
А.1.4 В настоящем приложении приведены предельно допустимые линейные ускорения, которые могут воздействовать на пассажира аттракциона не менее 0,2 с.
А.1.5 Аттракционы и другие устройства для развлечений должны быть спроектированы так, чтобы ускорения, измеренные на твердой опорной поверхности, на которой расположен пассажир аттракциона, а также в точке, расположенной на кресле на высоте 60 см от плоскости сиденья, не превышали установленных пределов.
А.1.6 Ограничения по росту и массе (весу) пассажиров аттракционов, помимо указанных в А.1.2, а также другие ограничения по отклонению здоровья пассажиров от нормы, должны быть указаны (если необходимо) проектировщиком в эксплуатационных документах на аттракцион.
А.1.7 Установленные предельно допустимые линейные ускорения относятся к случаю расположения пассажира на твердых опорных поверхностях. Если под действием эксплуатационных ускорений аттракциона упомянутые опорные поверхности могут деформироваться более чем на 20 мм, возможность применения установленных норм ускорений должна быть соответствующим образом обоснована. Обоснование должно включать в себя заключение эксперта по биомеханике.
А.1.8 В настоящем приложении приведены линейные ускорения, предельно допустимые для пассажира аттракциона при единичном воздействии импульса ускорения вдоль одной из осей, связанных с телом человека: продольной ("голова - таз", "таз - голова"), или поперечной ("спина - грудь", "грудь - спина"), или боковой ("бок - бок").
А.2 Длительность предельно допустимых линейных ускорений
Направления линейных ускорений в координатных осях, связанных с телом человека, и их наименования показаны на рисунке А.1.
Длительность предельно допустимых линейных ускорений для пассажира аттракциона, зафиксированного в кресле (см. рисунок А.7), при единичном воздействии импульса показана на рисунках А.2 - А.6.
Примечание - Линией с точками обозначены предельно допустимые ускорения "таз - голова" в случае, когда им предшествует отрицательное ускорение "голова - таз" ().
А.2.1 При ускорениях (см. рисунок А.1) до 3g скорость нарастания ускорения не должна превышать 15 g/с, при ускорениях свыше 3 до 4g - 14 g/с, при ускорениях свыше 4 до 5g - 11 g/с, при ускорениях свыше 5g до 6g - 7 g/с.
Длительность ускорения = 2g не должна превышать 40 с.
А.2.2 Скорость нарастания ускорения (см. рисунок А.3) должна быть меньше, чем для ускорения .
При воздействии предельно допустимых линейных ускорений, приведенных на рисунке А.3, необходимо предусмотреть применение устройств фиксации в соответствии с 5.8.7 и принять меры для скорейшей эвакуации людей в случае аварийного зависания пассажирского модуля.
Время действия ускорений "голова - таз" () не должно превышать 40 с.
Использование ускорения по оси - как основного для развлечения пассажиров наименее предпочтительно.
А.2.3 Скорость нарастания ускорения , (см. рисунок А.4) не должна превышать 15 д/с.
При воздействии предельно допустимых линейных ускорений, приведенных на рисунке А.4, необходимо предусмотреть применение устройств фиксации в соответствии с 5.8.7. В случае расположения пассажира аттракциона в позе "лежа" при использовании системы фиксации, обеспечивающей пассажиру неизменность позы в процессе воздействия ускорений (), ускорения, приведенные на рисунке А.4, допустимы.
Время воздействия ускорения не должно превышать 40 с.
"Рисунок А.1 - Направления ускорений в системе координат, связанной с телом человека, - А, их наименования и буквенные обозначения - Б"
"Рисунок А.2 - Длительность предельно допустимых линейных ускорений "таз - голова" для пассажира аттракциона, зафиксированного в кресле в позе "сидя", при единичном воздействии импульса"
"Рисунок А.3 - Длительность предельно допустимых линейных ускорений "голова-таз" для пассажира аттракциона, зафиксированного в кресле в позе "сидя", при единичном воздействии импульса"
"Рисунок А.4 - Длительность предельно допустимых линейных ускорений "спина - грудь" для пассажира аттракциона, зафиксированного в кресле в позе "сидя", при единичном воздействии импульса"
А.2.4 Кривая 1 (см. рисунок А.5) относится к позе пассажира "сидя" при использовании системы фиксации таза и опор для рук. Скорость нарастания ускорения - не более 7 д/с.
Кривая 2 - относится к позе пассажира "сидя" при использовании системы фиксации плеч в дополнение к системе фиксации таза и опорам для рук. Скорость нарастания ускорения - не более 15 д/с.
Кривая 3 - относится к позе пассажира "лежа" на специальной опоре с использованием мягких прокладок. Скорость нарастания ускорения - не более 15 д/с.
Время действия ускорения "грудь - спина" (-ах) для случаев, соответствующих кривым 7 и 2, не должно превышать 40 с.
"Рисунок А.5 - Длительность предельно допустимых линейных ускорений "грудь - спина" для пассажира аттракциона, зафиксированного в кресле в позе "сидя" (кривые 1, 2) или в позе "лежа" (кривая 3), при единичном воздействии импульса"
А.2.5 Скорость нарастания ускорений, приведенных на рисунке А.6, не должна превышать 15 д/с.
При воздействии значительных ускорений (см. рисунок А.6) рекомендуется применять систему фиксации плеч и грудной клетки в дополнение к системе фиксации таза (см. рисунок А.7).
"Рисунок А.6 - Длительность предельно допустимых линейных ускорений "бок - бок" для пассажира аттракциона, зафиксированного в кресле в позе "сидя" или "лежа", при единичном воздействии импульса"
"Рисунок А.7 - Системы фиксации для пассажира аттракциона при воздействии линейных ускорений "
А.2.6 Если применяют коллективную систему фиксации таза пассажиров аттракциона, сидящих на общей скамейке, при ускорении , пассажиров располагают на скамейке от "меньшего" (наиболее легкого пассажира) к "большему" (наиболее тяжелому пассажиру) по направлению действия инерционной силы.
Ускорения по оси могут вызвать дискомфорт у пассажира аттракциона, поэтому не рекомендуется широко использовать их для создания развлекательных эффектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.