14, 17 декабря 2010 г., 21 декабря 2011 г., 14 февраля, 19 июня, 31 октября 2012 г.
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года N 148, в целях реализации основных направлений социально-экономической политики в области культуры Правительство Забайкальского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу "Культура Забайкалья (2010-2014 годы)".
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края разработать аналогичные муниципальные целевые программы.
Губернатор Забайкальского края |
Р.Ф. Гениатулин |
Краевая долгосрочная целевая программа
"Культура Забайкалья (2010 - 2014 годы)"
(утв. постановлением Правительства Забайкальского края
от 22 сентября 2009 г. N 360
(в редакции постановления Правительства Забайкальского края
от 19 июня 2012 г. N 258)
14, 17 декабря 2010 г., 21 декабря 2011 г., 14 февраля, 19 июня, 31 октября 2012 г.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 31 октября 2012 г. N 474 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт краевой долгосрочной целевой программы
"Культура Забайкалья (2010 - 2014 годы)"
Наименование программы |
Краевая долгосрочная целевая программа "Культура Забайкалья (2010 - 2014 годы)" (далее - программа). |
Дата принятия решения о разработке программы |
Распоряжение Правительства Забайкальского края от 09 июня 2009 года N 355-р "О разработке краевой долгосрочной целевой программы "Культура Забайкалья (2010 - 2014 годы)"; распоряжение Правительства Забайкальского края от 12 октября 2010 года N 563-р "О разработке подпрограммы "Сохранение нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья" краевой долгосрочной целевой программы "Культура Забайкалья (2010 - 2014 годы)", утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 22 сентября 2009 года N 360"; распоряжение Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2012 года N 191-р "О раз-работке подпрограммы "Поддержка учреждений культуры, работающих с детьми" краевой долгосрочной целевой программы "Культура Забайкалья (2010 - 2014 годы)", утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 22 сентября 2009 года N 360". |
Дата утверждения программы |
Постановление Правительства Забайкальского края от 22 сентября 2009 года N 360 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Культура Забайкалья (2010 - 2014 годы)" (в редакции постановления Правительства Забайкальского края от 14 декабря 2010 года N 471). |
Государственный заказчик программы |
Министерство культуры Забайкальского края. |
Основной разработчик программы |
Министерство культуры Забайкальского края. |
Цель и задачи программы |
Цель: создание условий для сохранения культурного потенциала и культурного наследия Забайкальского края, обеспечения преемственности развития сферы культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций, обеспечения единого культурного пространства Забайкалья, диалога культур, равных возможностей доступа к культурным ценностям для представителей различных социальных групп; для улучшения ситуации в учреждениях культуры Забайкальского края, которые непосредственно работают с детьми. Задачи: улучшение технической оснащенности учреждений культуры, в том числе непосредственно работающих с детьми; информатизация процессов создания, распространения и потребления культурных благ, формирование информационных сетей в сфере культуры; обеспечение многообразия услуг организаций культуры, а также форм культурной деятельности; обеспечение условий для художественных экспериментов и инновационной деятельности; сохранение и развитие кино-, видеообслуживания населения Забайкальского края; создание правовых, экономических, организационных, методических условий для обеспечения сферы культуры и искусства квалифицированными кадрами в интересах развития отрасли и удовлетворения духовных потребностей населения; развитие системы художественного образования Забайкальского края, расширение возможностей художественного образования населения, поддержка юных дарований и талантливой молодежи Забайкалья; создание необходимых условий для развития самобытных культур, межнационального и межрегионального сотрудничества; поддержка системы послевузовского образования и подготовки научно-педагогических и творческих кадров; развитие договорных отношений между учебными заведениями и работодателями, направленных на целевую подготовку кадров. |
Важнейшие целевые индикаторы программы |
К 2014 году целевые индикаторы программы достигнут следующих значений: оснащение техническими средствами и ремонт 28 государственных и муниципальных музеев Забайкальского края; оснащение 90% государственных и муниципальных музеев Забайкальского края оргтехникой и компьютерами; увеличение числа объектов культуры и искусства, отреставрированных, после реконструкции, отремонтированных, до 35 ед.; увеличение доли объектов культурного наследия, информация о которых занесена в электронную базу данных Единого государственного реестра объектов культурного наследия, до 43%; приобретение 33 ед. автотранспорта; увеличение числа пользователей общедоступных (публичных) библиотек до 433 тыс. чел. в год; пополнение книжного фонда в общедоступных (публичных) библиотеках до 6830 тыс. экз.; перевод 12 ед. киноустановок в муниципальных образованиях Забайкальского края на видеопоказ; строительство 5 объектов культуры и искусства; удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, организованных клубными учреждениями на платной основе, - 84%; количество проведенных мероприятий - 2042 ед.; доля специалистов отрасли, прошедших повышение квалификации, обучение, - 25%; доля специалистов отрасли, прошедших повышение квалификации по вопросам традиционной народной культуры, - 5%; увеличение фольклорных и этнографических фондов на электронных носителях по отношению к 2010 году на 20%; оснащение оборудованием для аудио- и видеофиксации собранного этнографического материала и его обработки учреждений культуры не менее чем в 35% муниципальных районов Забайкальского края; разработка программ для детских кружков и клубов до 10 ед.; доля учреждений культуры, непосредственно работающих с детьми, оснащенных световым и звукозаписывающим оборудованием, мебелью, - 80%; книжный фонд библиотек для детей - 996,6 тыс. экз; капитальный ремонт объектов культуры, непосредственно работающих с детьми, - 2 ед. |
Сроки и этапы реализации программы |
2010 - 2014 годы. Программа реализуется в один этап. |
Перечень подпрограмм, входящих в программу |
Подпрограмма "Сохранение нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья"; подпрограмма "Поддержка учреждений культуры, работающих с детьми". |
Потребность в финансировании программы |
Потребность в финансировании мероприятий программы составляет 713150,7 тыс. рублей за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе по годам: 2010 год - 95275,7 тыс. рублей; 2011 год - 93856,3 тыс. рублей; 2012 год - 201801,6 тыс. рублей; 2013 год - 168163,8 тыс. рублей; 2014 год - 154053,3 тыс. рублей. |
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Реализация мероприятий программы позволит: активизировать экономические процессы развития культуры, увеличить негосударственные ресурсы, привлекаемые в отрасль; укрепить материально-техническую базу и техническое оснащение учреждений культуры Забайкальского края, в том числе непосредственно работающих с детьми; увеличить доступность информации в сфере культуры и расширить предложение населению культурных благ; стимулировать развитие профессионального и самодеятельного творчества; обеспечить конкурентоспособность молодых специалистов творческих профессий в условиях свободного рынка труда, развитие эстетического воспитания молодежи; открыть новые специализации, востребованные рынком труда Забайкальского края; создать условия для притока в учреждения культуры молодых специалистов; укрепить связи учебных заведений отрасли с работодателями; совершенствовать систему повышения квалификации и переподготовку кадров; обеспечить эффективную государственную охрану объектов культурного наследия; создать условия для обеспечения безопасности музейных собраний и библиотечных фондов; совершенствовать кино- и видеообслуживание населения; оптимизировать расходование бюджетных средств, сосредоточить ресурсы на решении приоритетных задач в области культуры; построить пять объектов культуры и искусства; выработать комплекс мероприятий по решению проблемы сохранения нематериального культурного наследия в масштабах края; осуществить целевое и эффективное расходование бюджетных средств с целью решения приоритетных задач в области сохранения нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья; объединить усилия государственных, муниципальных, общественных и частных структур края в решении задачи сохранения нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья; выработать комплекс мероприятий по созданию условий для улучшения ситуации в учреждениях культуры, которые непосредственно работают с детьми, в масштабах края; осуществить целевое и эффективное расходование бюджетных средств с целью решения приоритетных задач в области создания условий для улучшения ситуации в учреждениях культуры, которые работают с детьми. |
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
Реализация мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Сохранение, поддержка, развитие культуры и искусства Читинской области" на 2002 - 2005 годы, утвержденной Законом Читинской области от 23 апреля 2002 года N 367-ЗЧО, наглядно показала, что наиболее значимые проблемы развития сферы культуры целесообразно решать программными методами.
Реализация мероприятий вышеуказанной областной целевой программы позволила сохранить сеть учреждений культуры на селе, избежав их закрытия. Незначительно улучшено состояние материально-технической базы учреждений культуры: приобретены музыкальные инструменты, видеопроекционная техника для учреждений культуры муниципальных образований края, приобретены материалы для пошива одежды сцен и костюмов для клубных учреждений муниципальных образований. Финансовая поддержка учреждений культуры, профессиональных коллективов позволила активизировать их деятельность, увеличить количество выездов на гастроли как внутри края, так и за его пределами. Целенаправленное выделение средств дало возможность начать работу по внедрению автоматизированных технологий в деятельности библиотек, что увеличило объем оказываемых ими услуг, повысило их качество. Областная целевая программа реализована не в полном объеме в связи с отсутствием финансирования в течение 2004 - 2005 годов.
Краевая долгосрочная целевая программа "Культура Забайкалья (2010 - 2014 годы)" разработана в целях реализации основных направлений социально-экономической политики в области культуры. Программа рассматривает культуру как важнейшую гуманитарную составляющую, реальный и эффективный ресурс и инструмент социально-экономического развития Забайкальского края, особенно его сельских территорий.
Программа предлагает стратегию культурной политики, ориентированную на сохранение исторически сложившихся национально-культурных ландшафтов, самобытных традиций народной культуры, преемственности поколений.
За последние годы в Забайкальском крае появилась новая сеть учреждений культуры и искусства, возникли новые творческие коллективы и объединения. Свободы, полученные деятелями и организациями культуры, обеспечили оптимальные условия для ее развития. Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных принципах. Вместе с тем в условиях становления и развития рыночных отношений и демократизации общества накопленный потенциал культуры требует преобразований, на осуществление которых и направлена настоящая программа.
Забайкальский край обладает богатейшим историко-культурным наследием. На его территории располагаются 5980 объектов культурного наследия, из них археологии - 3049 (в том числе федерального значения - 3), архитектуры и градостроительства - 2087 (в том числе федерального значения - 22), истории - 844 (в том числе федерального значения - 14).
На сегодняшний день проблема реконструкции, реставрации, капитального ремонта памятников культуры стоит очень остро, так как большинство из них находится в аварийном состоянии. Причиной этого является как недостаточное бюджетное финансирование, так и нерешенность вопроса о разграничении собственности на памятники архитектуры и градостроительства. В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия очевидна необходимость применения программного метода, поскольку сохранение, поддержка и развитие уникального культурного достояния Забайкальского края имеет не только региональное, но и общегосударственное значение.
Не менее серьезно в сфере культуры Забайкалья стоит проблема материально-технического обеспечения. Большая часть учреждений культуры края расположена в неприспособленных помещениях, технические условия которых не отвечают установленным требованиям. Многие культурно-досуговые учреждения в районах края требуют капитального ремонта и материально-технического оснащения. В соответствии с требованиями сегодняшнего дня необходима модернизация библиотечного оборудования, особенно для сельских библиотек. Хотя в последние годы благодаря поступлениям из бюджетов Читинской области, Агинского Бурятского автономного округа и федерального бюджета удалось несколько снизить остроту проблемы, все же около 70% музыкальных инструментов в детских школах искусств, ГОУ СПО "Забайкальский техникум искусств" и ГОУ СПО "Забайкальское краевое училище культуры" (техникум) достигли крайней степени износа. Муниципальные учреждения дополнительного образования детей по-прежнему испытывают дефицит качественных музыкальных инструментов и иного учебного оборудования.
Разрушительный кризис экономики остро сказался на техническом состоянии учреждений кинопоказа. В Забайкальском крае на сегодняшний день действует 133 киноустановки, 80% из которых полностью выработали свой ресурс и подлежат списанию и срочной замене, 70% киноаппаратов имеют срок службы более 10-15 лет. В последние годы прекращено переоснащение и модернизация существующего кинооборудования в муниципальных образованиях.
В целях достижения позитивных изменений в сфере кино- и видеопоказа, удовлетворения интереса населения Забайкальского края к лучшим произведениям киноискусства требуется провести ряд мероприятий по развитию материально-технической базы: переоснащение и модернизацию кинооборудования в муниципальных образованиях, перевод их на видеопроекционный показ, что позволит обеспечить более широкий доступ населения края к произведениям российского и мирового кино, а также подготовку инженерно-технических работников.
Удаленность от федерального центра и крупных культурных центров России ставит перед культурой Забайкалья проблему перспективного развития профессионального искусства Забайкальского края. Гастрольные поездки, проведение фестивалей, конкурсов профессионального искусства в Чите, участие в творческих акциях в других регионах и за рубежом создают среду для творческого профессионального общения, обобщения опыта и определения перспектив развития профессионального искусства Забайкалья, а также являются одним из действенных способов продвижения продуктов профессионального искусства Забайкальского края на российском и международном рынках. В связи с недостаточным объемом бюджетных ассигнований на перечисленные виды деятельности требуется решение этого вопроса программными методами.
Серьезной проблемой отрасли является недостаточная кадровая обеспеченность. Так, специальное образование среди библиотечных работников имеют только 54%, а в сфере кинофикации - лишь 26% специалистов. Если с 1999 года наблюдалась некоторая положительная динамика (общее число специалистов досуговой сферы, имеющих профессиональное образование, увеличилось на 8% и составило 47%), то в последние 3 года эти процессы замедлились. Неудовлетворительным остается уровень закрепляемости выпускников в учреждениях культуры региона. Поэтому для краевых и муниципальных учреждений культуры и искусства эффективным решение этой проблемы может стать лишь в рамках программного метода при условии заключения договоров о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. Кроме того, при существующем дефиците профессионально подготовленных кадров возрастает роль дополнительного и непрерывного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. Специфика художественного образования, обусловливающая длительный период обучения (15-16 лет), диктует необходимость создания определенных условий подготовки специалистов. Именно поэтому в целях развития творческого потенциала молодого поколения Забайкалья, ранней профессиональной ориентации учащихся учреждений художественного образования программа включает мероприятия по поддержке международной летней профильной смены художественно-эстетического направления "Юные дарования Забайкалья" и оказанию финансовой помощи в участии в престижных конкурсах, фестивалях и выставках, что позволит на государственном уровне обеспечить социальную и материальную поддержку талантливым детям, значительно поднять престиж творческих профессий, создать условия для организации культурного досуга детей и подростков.
На протяжении многих веков в Забайкалье исторически сложилось этническое многообразие населения; на его территории сегодня проживает 124 национальности. Представители разных народов и конфессий внесли большой вклад в формирование единого культурного пространства Забайкальского края и его традиций. Одной из первоочередных задач культурной политики в регионе является создание необходимых условий для диалога самобытных культур, межнационального и межрегионального сотрудничества. Это прежде всего создание и развитие центров национальных (традиционных) культур народов Забайкалья, проведение фестивалей национальных культур. Целями проведения данных мероприятий являются поддержка творческих инициатив национальных культурных центров и объединений, укрепление межнациональных отношений в Забайкальском крае на основе веротерпимости, сохранения и развития лучших традиций народов Забайкалья в сфере культуры, науки, просвещения, а также налаживание контактов с национальными объединениями, общественными организациями как соседних регионов (Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского и Хабаровского краев, Еврейской автономной области), так и иностранных государств.
По-прежнему существует острая необходимость в разработке комплексных мер, направленных на повышение эффективности существующих и создание новых механизмов сохранения, поддержки и развития традиционной культуры. Наличие в программе подпрограммы "Сохранение нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья" предполагает концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях сохранения традиционного нематериального народного творчества и создание оптимальных условий и всестороннюю поддержку для изучения, сохранения и восстановления традиционной культуры как фундаментального фактора культурной идентификации.
Многообразие явлений, составляющих отрасль культуры, делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, в отдельных регионах или организациях, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности и, следовательно, обусловливает необходимость применения программных методов.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 31 октября 2012 г. N 474 в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Целью программы является создание условий для сохранения культурного потенциала и культурного наследия Забайкальского края; обеспечения преемственности развития сферы культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций; обеспечения единого культурного пространства Забайкалья, диалога культур, равных возможностей доступа к культурным ценностям для представителей различных социальных групп; для улучшения ситуации в учреждениях культуры Забайкальского края, которые непосредственно работают с детьми.
Задачами программы являются:
улучшение технической оснащенности учреждений культуры, в том числе непосредственно работающих с детьми;
информатизация процессов создания, распространения и потребления культурных благ, формирование информационных сетей в сфере культуры;
обеспечение многообразия услуг организаций культуры, а также форм культурной деятельности;
обеспечение условий для художественных экспериментов и инновационной деятельности;
сохранение и развитие кино-, видеообслуживания населения Забайкальского края;
создание правовых, экономических, организационных, методических условий для обеспечения сферы культуры и искусства квалифицированными кадрами в интересах развития отрасли и удовлетворения духовных потребностей населения;
развитие системы художественного образования Забайкальского края, расширение возможностей художественного образования населения, поддержка юных дарований и талантливой молодежи Забайкалья;
создание необходимых условий для развития самобытных культур, межнационального и межрегионального сотрудничества;
поддержка системы послевузовского образования и подготовки научно-педагогических и творческих кадров;
развитие договорных отношений между учебными заведениями и работодателями, направленных на целевую подготовку кадров.
В рамках программы будут реализованы мероприятия по следующим направлениям:
мероприятия по укреплению материально-технической базы музеев Забайкальского края;
мероприятия по созданию условий для сохранения культурного потенциала клубных учреждений;
мероприятия по комплексной модернизации библиотек;
сохранение и развитие кинематографии;
мероприятия по созданию условий для сохранения культурного потенциала театрально-зрелищных учреждений;
мероприятия по созданию условий для сохранения культурного потенциала учреждений профессионального образования;
мероприятия по созданию условий для сохранения культурного потенциала прочих учреждений культуры и искусства;
обеспечение сохранности историко-культурного наследия Забайкальского края;
контрактно-целевая подготовка кадров;
издательская деятельность;
поддержка краевых учреждений культуры и искусства, профессиональных коллективов и творческих союзов;
обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности;
строительство объектов культуры и искусства;
сохранение нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья;
поддержка учреждений культуры, работающих с детьми.
Программа рассчитана на 2010 - 2014 годы. Программа реализуется в один этап.
Из бюджета Забайкальского края финансируются два учебных заведения культуры и искусства, шесть театрально-зрелищных учреждений; четыре краевые библиотеки, три музея, пять прочих учреждений (Государственное учреждение культуры "Издательский центр культуры" Забайкальского края, Государственное учреждение культуры "Учебно-методический центр культуры и народного творчества Забайкальского края", Государственное учреждение культуры "Центр развития бурятской культуры Забайкальского края", Государственное учреждение культуры "Центр охраны и сохранения объектов культурного наследия" Забайкальского края, Государственное учреждение культуры "Читинская государственная кинокомпания"). Краевые учреждения культуры являются методическими центрами для 1,4 тысяч учреждений культуры.
Для контроля программных мероприятий определены целевые индикаторы и показатели.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 31 октября 2012 г. N 474 раздел 3 настоящей Программы изложен в новой редакции
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края. Объем финансирования программы составляет 713150,7 тыс. рублей. Распределение прогнозируемых объемов финансирования на период программы представлено в таблице:
тыс. руб.
Источник финансирования |
Объем финансирования, всего |
В том числе по годам |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
Бюджет Забайкальского края |
713150,7 |
95275,7 |
93856,3 |
201801,6 |
168163,8 |
154053,3 |
Средства планируется направить на выполнение следующих мероприятий:
по укреплению материально-технической базы музеев Забайкальского края - 7602,0 тыс. руб., или 1,07%;
по созданию условий для сохранения культурного потенциала театрально-зрелищных учреждений, учреждений профессионального образования, клубных и прочих учреждений культуры и искусства - 314328,0 тыс. руб., или 44,10%;
по комплексной модернизации библиотек - 29487,5 тыс. руб., или 4,13%;
по сохранению и развитию кинематографии - 11940,0 тыс. руб., или 1,67%;
по обеспечению сохранности историко-культурного наследия Забайкальского края - 34160,0 тыс. руб., или 4,80%;
по издательской деятельности - 6434,5 тыс. руб., или 0,90%;
по поддержке краевых учреждений культуры и искусства, профессиональных коллективов и творческих союзов - 35076 тыс. руб., или 4,92%;
по обеспечению условий для художественного творчества и инновационной деятельности - 1825,0 тыс. руб., или 0,26%;
по строительству объектов культуры и искусства - 171276,6 тыс. руб., или 24%;
по контрактно-целевой подготовке кадров - 4970,0 тыс. руб., или 0,70%;
по переподготовке кадров в сфере сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья - 619 тыс. руб., или 0,10%;
по научному и методическому обеспечению сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья - 434 тыс. руб., или 0,06%;
по укреплению материально-технической базы организаций сферы культуры, осуществляющих деятельность в области сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья, - 3250 тыс. руб., или 0,46%.
проведение творческих мероприятий учреждениями культуры, работающими с детьми, - 2798,6 тыс. рублей, или 0,39%;
по укреплению материально-технической базы учреждений культуры, работающих с детьми, - 57949,5 тыс. рублей, или 8,1%;
на капитальный ремонт зданий учреждений, работающих с детьми, - 31000,0 тыс. рублей, или 4,3%.
Реализация мероприятий программы позволит дополнительно привлечь средства внебюджетных источников.
Раздел 4. Механизм реализации программы
Организацию выполнения программных мероприятий осуществляет государственный заказчик программы, который ежегодно в установленном порядке:
подготавливает и представляет в Министерство территориального развития Забайкальского края бюджетные заявки на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год;
подготавливает перечень мероприятий, предусмотренных программой, реализуемых в очередном финансовом году, определяет объемы их финансирования, оценивает возможность достижения целевых индикаторов программы;
получает и распределяет бюджетные ассигнования по получателям бюджетных средств;
осуществляет отбор в установленном законодательством порядке исполнителей работ и услуг по мероприятиям программы;
осуществляет ведение отчетности о реализации программы, подготовку доклада о ходе ее реализации; представляет отчетные материалы в Министерство территориального развития Забайкальского края;
обеспечивает своевременное использование выделенных денежных средств и выполнение мероприятий программы.
В случае возможности привлечения средств федерального бюджета для софинансирования проектов мероприятий в рамках федеральной целевой программы "Культура России" (2006 - 2011 годы), других целевых программ и проектов, содержащих мероприятия по улучшению технической оснащенности объектов культуры, а также средств из внебюджетных источников государственный заказчик организует работу по привлечению данных средств.
Мероприятия программы реализуются на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Реализация мероприятий программы в муниципальных образованиях осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, предоставленных в виде субсидий местным бюджетам на реализацию аналогичных муниципальных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов.
Условия предоставления субсидий муниципальным образованиям:
наличие соглашений между государственным заказчиком программы и уполномоченным органом местного самоуправления о предоставлении субсидий;
наличие утвержденной в установленном порядке аналогичной муниципальной целевой программы, предусматривающей расходные обязательства муниципального образования на реализацию мероприятий;
наличие нормативного правового акта муниципального образования, подтверждающего расходное обязательство муниципального образования по финансированию аналогичной муниципальной целевой программы из средств местного бюджета;
наличие утвержденной проектной документации на объекты учреждений культуры по строительству и реконструкции и положительного заключения государственной экспертизы на данную проектную документацию.
В случае, если муниципальным образованием, имеющим право на получение субсидии, не выполнены условия предоставления субсидий, средства, предусмотренные муниципальному образованию в текущем финансовом году, перераспределяются пропорционально между муниципальными образованиями, выполнившими условия предоставления субсидий.
Определение расчетного размера субсидий для муниципального образования, отвечающего требованиям условий предоставления субсидий, осуществляется по следующей формуле:
Cki = Оkсi х (Фбжi х Ибрi/Фбi)/Ибр х Сk, где:
Cki - расчетный размер субсидии на k-й год для i-го муниципального образования;
Оkсi - предельный размер субсидии i-му муниципальному образованию на k-й год;
Фбжi - объем финансирования i-го муниципального образования на 1 жителя на соответствующий финансовый год;
Ибрi - индекс расходов бюджета i-го района в сумме расходов бюджетов муниципальных образований Забайкальского края;
Фбi - финансирование i-го муниципального образования по отрасли "культура" на соответствующий финансовый год;
Ибр - индекс бюджетных расходов, используемый при расчете распределения субсидий;
Сk - общий объем субсидий, распределяемый на k-й год.
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют Министерство территориального развития Забайкальского края и заместитель председателя Правительства Забайкальского края по социальным вопросам.
Раздел 5. Оценка социально-экономической и экологической
эффективности программы
Фундаментальной особенностью сферы культуры является то, что основные результаты культурной деятельности выражаются, как правило, в отложенном социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потенциала, изменении ценностных ориентаций и норм поведения индивидуумов, сказываются на модернизации всего общества. Процессы и результаты такого рода не поддаются обычным статистическим измерениям.
Эффект от реализации программы выражается в повышении социальной роли культуры:
активизация экономических процессов развития культуры, рост негосударственных ресурсов, привлекаемых в отрасль;
укрепление материально-технической базы и технического оснащения учреждений культуры Забайкальского края;
увеличение доступности информации в сфере культуры и расширение предложений населению культурных благ;
стимулирование развития профессионального и самодеятельного творчества;
обеспечение конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий в условиях свободного рынка труда, развитие эстетического воспитания молодежи;
открытие новых специализаций, востребованных рынком труда Забайкальского края;
создание условий для притока в учреждения культуры молодых специалистов;
укрепление связи учебных заведений отрасли с работодателями;
совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
обеспечение эффективной государственной охраны объектов культурного наследия;
создание условий для обеспечения безопасности музейных собраний и библиотечных фондов;
совершенствование кино-видеообслуживания населения края;
оптимизация расходования бюджетных средств, сосредоточение ресурсов на решение приоритетных задач в области культуры;
строительство объектов культуры и искусства;
выработка комплекса мероприятий по решению проблемы сохранения нематериального культурного наследия в масштабах края;
осуществление целевого и эффективного расходования бюджетных средств с целью решения приоритетных задач в области сохранения нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья;
объединение усилий государственных, муниципальных, общественных и частных структур края в решении задачи сохранения нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья;
создание условий, обеспечивающих поддержку учреждений культуры, непосредственно работающих с детьми;
улучшение материально-технической оснащенности учреждений культуры, непосредственно работающих с детьми;
повышение доступности, эффективности, качества, расширение спектра услуг, оказываемых учреждениями, непосредственно работающими с детьми.
Реализация ряда мероприятий программы будет способствовать экологическому воспитанию граждан посредством увеличения интеллектуального потенциала, создания ценностных ориентаций, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 31 октября 2012 г. N 474 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 6. Перечень основных мероприятий программы
(тыс. рублей в ценах соответствующих лет)
Подпрограмма "Сохранение нематериального культурного наследия
народов Восточного Забайкалья"
Паспорт подпрограммы "Сохранение нематериального культурного
наследия народов Восточного Забайкалья"
Наименование подпрограммы |
Подпрограмма "Сохранение нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья" (далее - подпрограмма). |
Дата принятия решения о разработке подпрограммы |
Распоряжение Правительства Забайкальского края от 12 октября 2010 года N 563-р "О разработке подпрограммы "Сохранение нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья" краевой долгосрочной целевой программы "Культура Забайкалья (2010 - 2014 годы)", утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 22 сентября 2009 года N 360". |
Дата утверждения подпрограммы |
Постановление Правительства Забайкальского края от 14 декабря 2010 года N 471. |
Государственный заказчик подпрограммы |
Министерство культуры Забайкальского края. |
Основной разработчик подпрограммы |
Министерство культуры Забайкальского края. |
Цель и задачи подпрограммы |
Цель: создание условий для сохранения, развития и популяризации культурного потенциала народов Восточного Забайкалья как части единого культурного пространства страны, создание оптимальных условий и всесторонней поддержки изучения, сохранения и восстановления традиционного культурного наследия как фундаментального фактора культурной идентификации и этнокультурного развития народов Восточного Забайкалья. Задачи: идентификация, документирование, систематизация и сохранение объектов нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья; укрепление материально-технической базы учреждений культуры, коллективов народного творчества и поддержка граждан, являющихся носителями и распространителями традиций народной культуры; улучшение качества профессиональной подготовки специалистов, занимающихся вопросами нематериальной традиционной культуры; создание научной, учебной, методической литературы по традиционной народной культуре. |
Важнейшие целевые индикаторы подпрограммы |
К 2014 году целевые индикаторы достигнут следующих значений: увеличение фольклорных и этнографических фондов на электронных носителях по отношению 2010 году на 20%; доля специалистов отрасли, прошедших повышение квалификации по вопросам традиционной народной культуры, - 5%; оснащение оборудованием для аудио- и видеофиксации собранного этнографического материала и его обработки учреждений культуры не менее чем в 35% муниципальных районов Забайкальского края; разработка программ для детских кружков и клубов - до 10 ед. |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2012 - 2014 годы. Подпрограмма реализуется в один этап. |
Потребность в финансировании подпрограммы |
Потребность в финансировании мероприятий подпрограммы составляет 4303 тыс. рублей за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе по годам: 2012 - 1431 тыс. рублей; 2013 - 1401 тыс. рублей; 2014 - 1471 тыс. рублей. |
Основные ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
Реализация подпрограммы позволит: выработать комплекс мероприятий по решению проблемы сохранения нематериального культурного наследия в масштабах края; осуществить целевое и эффективное расходование бюджетных средств с целью решения приоритетных задач в области сохранения нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья; объединить усилия государственных, муниципальных, общественных и частных структур края в решении задачи сохранения нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья. |
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Нематериальное культурное наследие представляет собой обычаи, знания, навыки, предметы и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве их культурного наследия.
Нематериальное культурное наследие проявляется в следующих областях: устные традиции; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами. Сохранение (охрана) нематериального культурного наследия означает принятие мер с целью обеспечения жизнеспособности, включая идентификацию, документирование, исследование, популяризацию с помощью формального и неформального образования, возрождение различных аспектов такого наследия.
Реализация мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Сохранение нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья (2008 - 2012 годы)", утвержденной Законом Читинской области от 21 февраля 2008 года N 1140-ЗЧО, наглядно показала, что для обеспечения комплексных мер, направленных на повышение эффективности существующих и создание новых механизмов по сохранению, поддержке и развитию уникального культурного достояния Забайкальского края, необходимо применение программного метода.
Реализация мероприятий вышеуказанной областной целевой программы позволила значительно активизировать научно-методическую работу в области традиционной культуры, частично укрепить материально-техническую базу учреждений культуры, занимающихся сохранением традиционной народной культуры. Таким образом, использование программного метода в Читинской области позволило начать системную, профессиональную, действенную работу по сохранению культурного наследия народов Восточного Забайкалья.
В связи с объединением Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа и созданием нового субъекта - Забайкальского края действие указанной программы было прекращено и возникла необходимость в разработке новой программы по вопросам сохранения нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья.
Настоящая подпрограмма, сохраняя преемственность с ранее действовавшей программой, ориентирована на последовательную модернизацию отрасли культуры в области народного творчества, на планомерное обеспечение широкого и свободного доступа населения к нематериальному культурному наследию народов Восточного Забайкалья.
Основными проблемами сохранения и развития традиционной культуры в крае по-прежнему остаются недостаточное бюджетное финансирование, слабая материально-техническая оснащенность учреждений культуры, минимальное денежное содержание специалистов данной сферы, минимальное наличие научных исследований по данной теме. Межведомственная природа этих проблем обусловлена многообразием причин их возникновения и вызывает необходимость их решения программными методами с привлечением различных участников процесса сохранения и распространения нематериальных культурных ценностей, включая органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения культуры, образования и науки, общественные организации.
Недостаточное целевое финансирование сводит к минимуму результаты работы в этом направлении многих краевых и муниципальных учреждений культуры, что, в свою очередь, способствует процессу полной и невосполнимой утраты традиционной культуры. По этой причине в значительной степени затруднены процессы создания фольклорных и этнографических фондов, проведения научных и прикладных исследований по проблемам традиционной культуры, разработка форм и методов восстановления народных традиций.
Слабая материально-техническая база учреждений культуры не позволяет в полной мере решать задачи сохранения и поддержки развития традиционной народной культуры. Имеющиеся фонды записей фольклорного материала рассредоточены и нередко утрачиваются из-за низкого качества записывающей аппаратуры и плохих условий хранения.
Приходится констатировать тот факт, что процесс сохранения культурного наследия в основном происходит на уровне общественных инициатив и на основе личного интереса. В подавляющем большинстве случаев у лиц, ведущих собирательскую деятельность, нет четкого представления о возможностях перспективного использования собранных материалов, вследствие чего данные материалы в лучшем случае превращаются в мертвые музейные экспонаты, в худшем - уничтожаются как утратившие свою жизненную значимость.
Развитие практической деятельности по восстановлению традиционной культуры замедляется из-за недостаточной обеспеченности ее источниками и материалами, отражающими специфику местных традиций. В то же время материалы, собранные в экспедициях, в силу недостаточного финансирования работ по их описанию, изучению и оформлению не воплощаются в публикации, методические пособия, фильмы, а со временем безвозвратно утрачиваются.
Одним из ключевых факторов эффективного функционирования учреждений культуры является их обеспеченность высококвалифицированными специалистами. Проблемы в Забайкальском крае в этой области мало отличаются от общероссийских: дефицит и "старение" кадров, недостаточно высокий уровень образования и квалификации персонала. Уровень обеспеченности профессиональными кадрами в отрасли составляет 57% , доля специалистов, имеющих высшее образование по специальностям культуры, - 17%. Сегодня существует серьезный недостаток в национальных кадрах специалистов - фольклористов и этнографов, руководителей фольклорных коллективов по жанрам народного творчества, методистов-организаторов по традиционной народной культуре.
Сама деятельность по сохранению и восстановлению традиций народной культуры вышла за рамки опытно-экспериментальной. В настоящее время она требует качественно новых условий по организации, обеспечению научного анализа и обобщению накопленного опыта, определения наиболее оптимальных форм и методов освоения и внедрения культурных традиций в работу учреждений культуры и образования, применения современных технологий работы с собранной информацией.
Решение указанных проблем возможно только при применении программно-целевого метода, который, в свою очередь, позволит:
выработать комплекс мероприятий по решению проблемы сохранения нематериального культурного наследия в масштабах края;
осуществлять целевое и эффективное расходование бюджетных средств с целью решения приоритетных задач в области сохранения нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья;
объединить усилия государственных, муниципальных, общественных и частных структур края в решении задачи сохранения нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья.
Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Целью подпрограммы является создание условий для сохранения, развития и популяризации культурного потенциала народов Восточного Забайкалья как части единого культурного пространства страны, создание оптимальных условий и всесторонней поддержки изучения, сохранения и восстановления традиционного культурного наследия как фундаментального фактора культурной идентификации и этнокультурного развития народов Восточного Забайкалья.
Задачами подпрограммы являются:
идентификация, документирование, систематизация и сохранение объектов нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья;
укрепление материально-технической базы учреждений культуры, коллективов народного творчества и поддержка граждан, являющихся носителями и распространителями традиций народной культуры;
улучшение качества профессиональной подготовки специалистов, занимающихся вопросами нематериальной традиционной культуры;
создание научной, учебной, методической литературы по традиционной народной культуре.
В рамках подпрограммы будут реализованы мероприятия по следующим направлениям:
мероприятия по научному и методическому обеспечению сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья;
мероприятия по укреплению материально-технической базы организаций сферы культуры, осуществляющих деятельность в области сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья;
мероприятия по переподготовке кадров в сфере сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья.
Сроки реализации подпрограммы: 2012 - 2014 годы. Подпрограмма реализуется в один этап.
Условиями досрочного прекращения реализации подпрограммы являются досрочное выполнение программных мероприятий, а также изменение механизмов реализации государственной культурной политики.
Для контроля мероприятий подпрограммы определены целевые индикаторы и показатели, характеризующие прямой эффект от реализации подпрограммы.
Целевые индикаторы |
Показатели по годам |
||
2012 |
2013 |
2014 |
|
Увеличение фольклорных и этнографических фондов на электронных носителях по отношению к 2010 году, % |
6 |
13 |
20 |
Доля специалистов отрасли, прошедших повышение квалификации по вопросам традиционной народной культуры, % |
1,7 |
3,4 |
5 |
Оснащение оборудованием для аудио- и видеофиксации собранного этнографического материала и его обработки учреждений культуры в муниципальных районах Забайкальского края, % |
12 |
24 |
36 |
Разработка программ для детских кружков и клубов, ед. |
4 |
7 |
10 |
Раздел 3. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края. Объем финансирования подпрограммы составляет 4 303 тыс. рублей. Распределение прогнозируемых объемов финансирования на период подпрограммы представлено в таблице.
тыс. рублей
Источник финансирования |
Объем финансирования, всего |
В том числе по годам |
||
2012 |
2013 |
2014 |
||
Бюджет Забайкальского края |
4 303 |
1431 |
1401 |
1471 |
Средства планируется направить на выполнение следующих мероприятий:
по научному и методическому обеспечению сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья - 434 тыс. рублей, или 10,1%;
по укреплению материально-технической базы организаций сферы культуры, осуществляющих деятельность в области сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья, - 3250 тыс. рублей, или 75,5%;
по переподготовке кадров в сфере сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья - 619 тыс. рублей, или 14,4%.
Раздел 4. Механизм реализации подпрограммы
Организацию выполнения программных мероприятий осуществляет государственный заказчик подпрограммы, который ежегодно в установленном порядке:
подготавливает и представляет в Министерство территориального развития Забайкальского края бюджетные заявки на финансирование мероприятий подпрограммы на очередной финансовый год;
получает и распределяет бюджетные ассигнования по получателям бюджетных средств;
подготавливает перечень финансируемых мероприятий, определяет объемы их финансирования, оценивает возможность достижения целевых индикаторов подпрограммы;
осуществляет отбор в установленном законодательством порядке исполнителей работ и услуг по мероприятиям подпрограммы;
осуществляет ведение отчетности о реализации подпрограммы, подготовку доклада о ходе ее реализации; представляет отчетные материалы в Министерство территориального развития Забайкальского края;
обеспечивает своевременное использование выделенных денежных средств и выполнение мероприятий подпрограммы.
Мероприятия подпрограммы реализуются на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком подпрограммы с исполнителями мероприятий подпрограммы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Контроль за ходом выполнения мероприятий подпрограммы осуществляют Министерство территориального развития Забайкальского края и заместитель председателя Правительства Забайкальского края по социальным вопросам.
Раздел 5. Оценка социально-экономической и экологической
эффективности подпрограммы
Эффект от реализации мероприятий подпрограммы предполагает достижение следующих результатов в социально-экономической сфере:
создать условия, обеспечивающие сохранение и восстановление разнообразных видов и форм традиционной народной культуры Восточного Забайкалья;
повысить доступность, эффективность, качество, социальную востребованность традиционной народной культуры, народного творчества, социально-культурной деятельности и расширить спектр услуг в данной сфере;
вовлечь население Забайкальского края в активную социокультурную деятельность;
обеспечить широкий доступ различных слоев сельского населения к ценностям традиционной и современной культуры;
создать эффективную инфраструктуру культуры, укрепить материально-техническую базу учреждений, занимающихся сохранением и восстановлением традиционной народной культуры, развитием народного творчества, организацией досуга населения;
сформировать квалифицированный кадровый потенциал в сфере традиционной народной культуры.
Реализация ряда мероприятий подпрограммы будет способствовать нравственному воспитанию граждан посредством увеличения интеллектуального потенциала, создания ценностных ориентаций на образцы нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья как основу "экологии культуры" Забайкальского края.
Раздел 6. Перечень основных мероприятий подпрограммы
(тыс. рублей в ценах соответствующих лет)
N |
Наименование мероприятий |
Сроки реализации (годы) |
Финансовые затраты |
|||
всего |
в том числе по годам: |
|||||
2012 |
2013 |
2014 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
6.1. Мероприятия по научному и методическому обеспечению сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья | ||||||
6.1.1 |
Организация проезда участников фольклорных экспедиций на места исследований, в том числе: |
2012-2014 |
224,0 |
52,0 |
81,0 |
91,0 |
6.1.1.1 |
в Красночикойский район |
2013 |
46,0 |
|
46,0 |
|
6.1.1.2 |
в Улетовский, Хилокский районы |
2012 |
32,0 |
32,0 |
|
|
6.1.1.3 |
в Агинский, Могойтуйский и Дульдургинский районы |
2012 2013 |
55,0 |
20,0 |
35,0 |
|
6.1.1.4 |
в Шелопугинский район |
2014 |
45,0 |
|
|
45,0 |
6.1.1.5 |
в Нерчинско-Заводский район |
2014 |
46,0 |
|
|
46,0 |
6.1.2 |
Выезды специалистов для мониторинга состояния информационного, методического и технического обеспечения исследуемых районов |
2012- 2014 |
30,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
6.1.3 |
Приобретение CDR-, DVD-дисков, бумаги, картриджей и пр. для создания фонда страховых копий и краевого электронного банка данных этнографических материалов |
2012- 2014 |
30,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
6.1.4 |
Издание методических разработок и учебных программ на основе собранного в экспедициях материала |
2012- 2014 |
100,0 |
35,0 |
35,0 |
30,0 |
6.1.5 |
Издание материалов научно-практической конференции "Этнокультурное пространство Забайкалья" |
2014 |
50,0 |
|
|
50,0 |
Всего по подразделу 6.1 |
434,0 |
107,0 |
136,0 |
191,0 |
||
6.2. Мероприятия по укреплению материально-технической базы организаций сферы культуры, осуществляющих деятельность в области сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья | ||||||
6.2.1 |
Приобретение оборудования для аудио- и видеозаписи этнографических материалов, в том числе для: |
2012-2014 |
1200,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
6.2.1.1 |
муниципального района "Ононский район" |
2014 |
100,0 |
|
|
100,0 |
6.2.1.2 |
муниципального района "Сретенский район" |
2013 |
100,0 |
|
100,0 |
|
6.2.1.3 |
муниципального района "Улетовский район" |
2013 |
100,0 |
|
100,0 |
|
6.2.1.4 |
муниципального района "Кыринский район" |
2012 |
100,0 |
100,0 |
|
|
6.2.1.5 |
муниципального района "Хилокский район" |
2012 |
100,0 |
100,0 |
|
|
6.2.1.6 |
муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" |
2012 |
100,0 |
100,0 |
|
|
6.2.1.7 |
муниципального района "Петровск-Забайкальский район" |
2013 |
100,0 |
|
100,0 |
|
6.2.1.8 |
муниципального района "Нерчинский район" |
2013 |
100,0 |
|
100,0 |
|
6.2.1.9 |
муниципального района "Александрово-Заводский район" |
2014 |
100,0 |
|
|
100,0 |
6.2.1.10 |
муниципального района "Агинский район" |
2012 |
100,0 |
100,0 |
|
|
6.2.1.11 |
муниципального района "Дульдургинский район" |
2014 |
100,0 |
|
|
100,0 |
6.2.1.12 |
муниципального района "Могойтуйский район" |
2014 |
100,0 |
|
|
100,0 |
6.2.2 |
Приобретение оборудования для аудио- и видеозаписи и обработки этнографических материалов для ГУК "Учебно-методический центр культуры и народного творчества Забайкальского края" |
2012-2014 |
300,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
6.2.3 |
Приобретение для фольклорных отделений ГОУ СПО "Забайкальское краевое училище культуры" (техникум) аудио- и видеотехники, специальной литературы |
2012-2014 |
200,0 |
100,0 |
|
100,0 |
6.2.4 |
Приобретение оборудования для обработки этнографических материалов для ГУК "Центр развития бурятской культуры Забайкальского края" |
2013-2014 |
200,0 |
100,0 |
100,0 |
|
6.2.5 |
Приобретение сырья, организация выставок, мастер-классов для студий ремесел при детских центрах по обучению различным видам традиционных художественных промыслов и ремесел, в том числе для: |
2011-2014 |
1350,0 |
450,0 |
450,0 |
450,0 |
6.2.5.1 |
муниципального района "Шилкинский район" |
2012-2014 |
150,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
6.2.5.2 |
муниципального района "Тунгокоченский район" |
2012-2014 |
150,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
6.2.5.3 |
муниципального района "Кыринский район" |
2012-2014 |
250,0 |
90,0 |
80,0 |
80,0 |
6.2.5.4 |
муниципального района "Приаргунский район" |
2012-2014 |
150,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
6.2.5.5 |
муниципального района "Улетовский район" |
2012-2014 |
150,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
6.2.5.6 |
муниципального района "Петровск-Забайкальский район" |
2012-2014 |
250,0 |
80,0 |
90,0 |
80,0 |
6.2.5.7 |
муниципального района "Агинский район" |
2012-2014 |
250,0 |
80,0 |
80,0 |
90,0 |
Всего по подразделу 6.2 |
|
3250,0 |
1150,0 |
1050,0 |
1050,0 |
|
6.3. Мероприятия по переподготовке кадров в сфере сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья | ||||||
6.3.1 |
Подготовка и проведение научно-практических конференций, в том числе: |
2012-2014 |
299,0 |
99,0 |
100,0 |
100,0 |
6.3.1.1 |
"Этнокультурное пространство Забайкальского края" |
2014 |
100,0 |
|
|
100,0 |
6.3.1.2 |
"Воспитательный потенциал народной традиционной культуры" |
2013 |
100,0 |
|
100,0 |
|
6.3.1.3 |
"Сохранение и развитие народных промыслов Аги" |
2012 |
99,0 |
99,0 |
|
|
6.3.2 |
Проведение краевых и районных обучающих мероприятий, в том числе: |
2012-2014 |
195,0 |
35,0 |
75,0 |
85,0 |
6.3.2.1 |
в муниципальном районе "Приаргунский район" |
2014 |
40,0 |
|
|
40,0 |
6.3.2.2 |
в муниципальном районе "Петровск-Забайкальский район" |
2013 |
40,0 |
|
40,0 |
|
6.3.2.3 |
в муниципальном районе "Карымский район" |
2012 |
35,0 |
35,0 |
|
|
6.3.2.4 |
в муниципальных районах "Хилокский район" и "Улетовский район" |
2013 |
35,0 |
|
35,0 |
|
6.3.2.5 |
в муниципальном районе "Красночикойский район" |
2014 |
45,0 |
|
|
45,0 |
6.3.3 |
Разработка программ и организация выставок работ детских кружков и клубов при сельских домах культуры |
2012-2014 |
50,0 |
15,0 |
15,0 |
20,0 |
6.3.4 |
Проведение краевого методического совета специалистов, занимающихся вопросами сохранения нематериального культурного наследия народов Восточного Забайкалья |
2012-2014 |
75,0 |
25,0 |
25,0 |
25,0 |
Всего по подразделу 6.3 |
619,0 |
174,0 |
215,0 |
230,0 |
||
Итого по подпрограмме |
4303,0 |
1431,0 |
1401,0 |
1471,0 |
Подпрограмма "Поддержка учреждений культуры, работающих с детьми"
31 октября 2012 г.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 31 октября 2012 г. N 474 в паспорт настоящей Подпрограммы внесены изменения
Паспорт
подпрограммы "Поддержка учреждений культуры, работающих с детьми"
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
Социальная ситуация последних десятилетий, связанная с идеологическим, социально-экономическим и культурным переустройством общества, породила множество негативных явлений, болезненно отразившихся на облике молодого поколения (социальная пассивность, опасность формирования алкогольной и наркотической зависимости, ухудшение условий содержания детей в семье вследствие экономической нестабильности, возрастание явлений социального сиротства, безнадзорности и числа правонарушений среди несовершеннолетних и др.).
Перечисленные выше явления заставляют уделять более пристальное внимание проблемам организации свободного времени подрастающего поколения, в том числе организации отдыха и занятости детей и подростков.
Важную роль в системе организации досуга детей играют учреждения культуры. Они являются не только местом отдыха и коммуникаций, но и решают важные социальные задачи в области духовного и патриотического воспитания населения.
Грамотно организованный досуг - это, в первую очередь, профилактика правонарушений и бездуховности, эмоциональной бедности и интеллектуальной ограниченности.
Учреждения культуры при реализации творческих проектов, направленных на детскую аудиторию, комплексно решают следующие задачи:
создание условий для организации культурного досуга детей и подростков;
воспитание толерантности, профилактика экстремизма;
организация комплексных тематических мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и профилактике асоциального поведения (спектаклей, концертов, фестивалей, круглых столов, семинаров, экскурсий, книжных выставок, бесед, читательских конференций);
проведение мероприятий, способствующих выявлению и поддержке творчески одаренных детей;
проведение мероприятий, направленных на патриотическое, эстетическое, гражданско-правовое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Комплексное решение вопросов организации досуга детей и подростков обеспечивает создание условий для целесообразного, эмоционально привлекательного досуга, удовлетворения их потребностей в новизне впечатлений, общении, а также для развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Однако качественная организация досуга невозможна без обеспечения высокотехнологичной материально-технической базы учреждений культуры. Основной проблемой учреждений культуры, которые непосредственно работают с детьми, является их слабая материально-техническая оснащенность. Кроме, того, существует необходимость в качественном улучшении детских творческих мероприятий, проводимых учреждениями культуры.
Значимость и актуальность реализации обозначенных проблем требует сбалансированного решения вопросов, связанных с выбором и поддержкой приоритетных направлений, обеспечивающих улучшение качества, разнообразие и увеличение доступности услуг учреждений культуры, непосредственно работающих с детьми.
Необходимость решения указанных вопросов, направленных на улучшение ситуации в учреждениях культуры, которые непосредственно работают с детьми, обозначена Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также предусмотрена Законом Забайкальского края "О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010 - 2014 годы".
Сложность и многогранность задач улучшения ситуации в учреждениях культуры, непосредственно работающих с детьми, обеспечения качественных разнообразных и доступных услуг данных учреждений обусловливает необходимость решения данных проблем на основе программно-целевого метода.
Программно-целевой метод позволит осуществить целевое и эффективное расходование бюджетных средств, направленных на поддержку учреждений культуры, непосредственно работающих с детьми, распределить полномочия и ответственность между органами исполнительной власти на краевом и муниципальном уровнях, обеспечить эффективное планирование и мониторинг результатов реализации подпрограммы.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 31 октября 2012 г. N 474 в раздел 2 настоящей Подпрограммы внесены изменения
Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Целью подпрограммы является создание условий для улучшения ситуации в учреждениях культуры Забайкальского края, которые непосредственно работают с детьми.
Задачами подпрограммы являются:
улучшение материально-технической оснащенности учреждений культуры, которые непосредственно работают с детьми;
развитие системы художественного образования Забайкальского края, поддержка юных дарований и талантливой молодежи Забайкалья.
Сроки реализации подпрограммы: 2012 - 2014 годы. Подпрограмма реализуется в один этап.
Условиями досрочного прекращения реализации подпрограммы являются досрочное выполнение программных мероприятий, а также изменение механизмов реализации государственной культурной политики.
Для контроля мероприятий подпрограммы определены целевые индикаторы и показатели, характеризующие прямой эффект от реализации подпрограммы.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 31 октября 2012 г. N 474 раздел 3 настоящей Подпрограммы изложен в новой редакции
Раздел 3. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края. Объем финансирования подпрограммы составляет 91748,1 тыс. рублей. Распределение прогнозируемых объемов финансирования на период подпрограммы представлено в таблице.
тыс. рублей
Источник финансирования |
Объем финансирования, всего |
В том числе по годам |
||
2012 |
2013 |
2014 |
||
Бюджет Забайкальского края |
91748,1 |
100,0 |
32591,1 |
59057,0 |
Средства планируется направить на выполнение следующих мероприятий:
проведение творческих мероприятий учреждениями культуры, работающими с детьми, - 2798,6 тыс. рублей, или 3,1%;
мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений культуры, работающих с детьми, - 57949,5 тыс. рублей, или 63,2%;
капитальный ремонт зданий учреждений, работающих с детьми, - 31000,0 тыс. рублей, или 33,8%.
Раздел 4. Механизм реализации подпрограммы
Организацию выполнения программных мероприятий осуществляет государственный заказчик подпрограммы, который ежегодно в установленном порядке:
подготавливает и представляет в Министерство территориального развития Забайкальского края бюджетные заявки на финансирование мероприятий подпрограммы на очередной финансовый год;
получает и распределяет бюджетные ассигнования по получателям бюджетных средств;
подготавливает перечень финансируемых мероприятий, определяет объемы их финансирования, оценивает возможность достижения целевых индикаторов подпрограммы;
осуществляет отбор в установленном законодательством порядке исполнителей работ и услуг по мероприятиям подпрограммы;
осуществляет ведение отчетности о реализации подпрограммы, подготовку доклада о ходе ее реализации; представляет отчетные материалы в Министерство территориального развития Забайкальского края;
обеспечивает своевременное использование выделенных денежных средств и выполнение мероприятий подпрограммы.
Мероприятия подпрограммы реализуются на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Контроль за ходом выполнения мероприятий подпрограммы осуществляют Министерство территориального развития Забайкальского края и заместитель председателя Правительства Забайкальского края по социальным вопросам.
Раздел 5. Оценка социально-экономической и экологической
эффективности подпрограммы
Эффект от реализации мероприятий подпрограммы предполагает достижение следующих результатов в социально-экономической сфере:
создать условия, обеспечивающие поддержку учреждений культуры, работающих с детьми;
улучшить материально-техническую оснащенность учреждений культуры, работающих с детьми;
развить систему художественного образования Забайкальского края, обеспечить поддержку юных дарований и талантливой молодежи Забайкалья.
повысить доступность, эффективность, качество, расширить спектр услуг оказываемых учреждениями, работающими с детьми;
Реализация мероприятий подпрограммы будет способствовать экологическому воспитанию подрастающего поколения посредством увеличения интеллектуального потенциала, создания ценностных ориентаций, характеризующих отношение детей и молодежи к природе.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 31 октября 2012 г. N 474 в раздел 6 настоящей Подпрограммы внесены изменения
Раздел 6. Перечень основных мероприятий подпрограммы
(тыс. рублей в ценах соответствующих лет)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Забайкальского края от 22 сентября 2009 г. N 360 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Культура Забайкалья (2010-2014 годы)"
Текст постановления опубликован в Еженедельной газете "Азия-Экспресс" от 8 октября 2009 г. N 50
Постановлением Правительства Забайкальского края от 25 февраля 2014 г. N 85 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Забайкальского края от 22 ноября 2013 г. N 494
Постановление Правительства Забайкальского края от 13 ноября 2012 г. N 483
Постановление Правительства Забайкальского края от 31 октября 2012 г. N 474
Постановление Правительства Забайкальского края от 19 июня 2012 г. N 258
Постановление Правительства Забайкальского края от 14 февраля 2012 г. N 61
Постановление Правительства Забайкальского края от 21 декабря 2011 г. N 494
Постановление Правительства Забайкальского края от 17 декабря 2010 г. N 479
Постановление Правительства Забайкальского края от 14 декабря 2010 г. N 471