Изменение N 1 ГОСТ Р 51616-2000
"Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний"
(утв. и введено в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 апреля 2009 г. N 122-ст)
Дата введения 1 сентября 2009 г.
Настоящее изменение фактически прекратило действие
Приказом Росстандарта от 22 июня 2016 г. N 663-ст ГОСТ Р 51616-2000 отменен с 1 апреля 2017 г. в связи с утверждением и введением в действие ГОСТ 33555-2015 "Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний"
Раздел 1. Первый абзац. Заменить слова: "в том числе с электродвигателем," на "по ГОСТ Р 52051, кроме транспортных средств, конструкция крыши и/или остекления которых не предусматривает полной изоляции кабины (салона) от окружающей среды";
знак сноски* и сноску исключить;
третий абзац исключить.
Раздел 2. Исключить ссылки на ГОСТ 12.1.026-80, ГОСТ 27815-88 и их наименования;
ссылку на ГОСТ 17187-81 дополнить знаком сноски* и сноской:
"* С 1 декабря 2009 г. на территории Российской Федерации вводится в действие ГОСТ Р 53188.1-2008 (МЭК 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования";
дополнить ссылкой: "ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения".
Раздел 3 дополнить термином - 3.6:
"3.6 удельная мощность на единицу массы: Максимальная мощность двигателя, приведенная к единице полной массы транспортного средства в кВт/т".
Пункт 4.2. Первый абзац. Заменить слово: "децибелах" на "децибелах, скорректированных по шкале А (дБ А) по ГОСТ 17187";
таблицу 1 изложить в новой редакции:
Таблица 1 - Допустимые уровни внутреннего шума автотранспортных средств
Автотранспортное средство |
Допустимые уровни звука, дБ А |
|
до 01.01.2014 |
после 01.01.2014 |
|
Автомобили и автобусы для перевозки пассажиров |
|
|
Категория М_1 |
78 |
77 |
Категория М_1 (вагонная или полукапотная компоновка кузова) |
80 |
79 |
Категория М_2, М_3: |
|
|
на рабочем месте водителя |
78 |
77 |
в пассажирском помещении автобусов классов В, II и III |
80 |
79 |
в пассажирском помещении автобусов классов А и I |
82 |
81 |
Категории М_2, М_3 с расположением двигателя спереди или в зоне рабочего места водителя, в том числе вахтовые и другие специальные автобусы, изготовленные на шасси грузовых автомобилей |
80 |
79 |
Автомобили для перевозки грузов |
|
|
Категория N_1 полной массой до 2 т |
80 |
79 |
Категория N_2 полной массой от 2 до 3,5 т |
82 |
81 |
Категории N_2, N_3 |
82 |
81 |
Категории N_2, N_3 (седельные тягачи, грузовые автомобили (при наличии спального места) |
80 |
78 |
Полуприцепы, предназначенные для перевозки пассажиров |
80 |
79 |
Троллейбусы |
|
|
на рабочем месте водителя |
78 |
77 |
в пассажирском помещении |
82 |
81 |
Транспортные средства с пневматическим приводом управления тормозными системами при истечении воздуха из пневмоаппаратов в кабину (пассажирское помещение) после их срабатывания |
70 |
|
Примечания 1 Для автотранспортных средств повышенной проходимости категории M_1G по ГОСТ Р 52051 допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 2 дБА. 2 Для полноприводных автотранспортных средств повышенной проходимости категорий M_2G, M_3G, N_1G, N_2G, N_3G по ГОСТ Р 52051 допускается с 01.01.2014 превышение допустимых уровней звука не более чем на 1 дБА. 3 Для автотранспортных средств категории M_1 полной массой до 2 т с удельной мощностью на единицу массы более 75 на режиме разгона допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 4 дБА. Для автотранспортных средств категории М_1 с удельной мощностью на единицу массы более 125 допустимые уровни звука устанавливаются только для испытательного режима движения на постоянной скорости. В случае если значения уровней звука, измеренные на режиме разгона, превышают допустимые значения, приведенные в таблице, они должны быть указаны в эксплуатационной документации, прикладываемой к автомобилю (например в "Руководстве по эксплуатации"). 4 Автотранспортные средства, приведенные в примечании 3, не могут использоваться для общественного пользования (например такси), что также указывается в сопроводительной документации на автомобиль, представляемой покупателю (например в "Руководстве по эксплуатации"). 5 Для автотранспортных средств специального назначения (автомобиль-дом, бронированное транспортное средство, автомобиль для ритуальных услуг, транспортное средство медицинской помощи и др.) категорий МС и NC, уровень звука не должен превышать допустимых уровней, установленных для базового транспортного средства. 6 Для автотранспортных средств специального назначения (бронированное транспортное средство, автомобиль для ритуальных услуг и др.) категорий NC, изготовляемых на базе категории N, уровень звука не должен превышать 80 дБА, а с 01.01.2014 - 79 дБА. 7 При проведении инспекционных испытаний сертифицированного типа автотранспортного средства допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 1 дБА. |
Пункт 5.2.2 изложить в новой редакции:
"5.2.2 Акустическую калибровку шумомера проводят до и после проведения каждой серии измерений с применением стандартного источника звука с погрешностью дБА. Если результаты калибровки до и после испытаний отличаются более чем на 0,5 дБА то испытание считают недействительным".
Пункт 5.3.7 дополнить абзацем:
"Если транспортное средство оборудовано одним или несколькими вентиляторами, которые имеют систему автоматического включения, то во время измерений эта система не должна подвергаться каким-либо дополнительным воздействиям".
Пункты 5.3.8, 5.3.9 изложить в новой редакции:
"5.3.8 Испытания проводят на прямом сухом участке дороги с покрытием из асфальтобетона в хорошем техническом состоянии. Продольный и поперечный уклоны измеряемого участка не должны превышать 1%. Шероховатость в зоне качения колес должна находиться в пределах 0,3-1,0 мм. Шероховатость измеряют по [1] и [2]. Проверка участка на соответствие требованиям шероховатости проводят не менее одного раза в год. Число точек измерений - не менее одной на 100 м.
На расстоянии 20 м от продольной оси измерительного участка не должны находиться крупные звукоотражающие объекты (заборы, камни, мосты или здания).
5.3.9 Уровень фонового шума в пассажирском помещении (кабине водителя) должен быть на 15 дБА ниже уровня звука при испытаниях. Фоновый шум измеряют внутри пассажирского помещения (кабины водителя) при остановленном транспортном средстве при всех выключенных системах и устройствах, являющихся источниками шума".
Пункт 5.3.11. Заменить ссылки: "5.5.1 и 5.5.2" на "5.5, 5.6, 5.8 и 5.9";
дополнить словами: "если это возможно. Если отсутствует возможность выключения этих систем, они должны работать в режиме наименьшей производительности".
Пункт 5.4.2 изложить в новой редакции:
"5.4.2 Расстояние от микрофона до стенок кабины или оператора, проводящего измерения, должно быть не менее 0,15 м. Допускается несоблюдение этого условия в отношении расстояния до крыши кабины. Если при измерении в автотранспортном средстве находится второй испытатель, расстояние от него до микрофона должно быть не менее 1 м".
Подпункты 5.5.2.1-5.5.2.4. Заменить значение: 90% на 90%** (8 раз);
дополнить сноской:
"** В случае, если частота вращения коленчатого вала двигателя при максимальной мощности превышает 6000 , применяют разгон до частоты вращения, соответствующей 80% частоты вращения, при которой заявлена максимальная мощность двигателя".
Подпункт 5.5.2.1. Последний абзац. Заменить обозначение: на " и ".
Подпункт 5.5.2.2 дополнить абзацами:
"Автотранспортные средства, оборудованные автоматической коробкой передач с возможностью принудительного выбора передачи, испытывают только в режиме принудительного включения передач. Данный метод применяют в случае возможности получения движения на заданной передаче.
В коробке передач должна быть включена наиболее высокая передача (не ниже второй, если коробка передач имеет четыре передачи, и не ниже третьей, если - пять и более передач), обеспечивающая движение АТС со скоростью, не превышающей 120 км/ч при частоте вращения коленчатого вала, равной 90%** режима максимальной мощности. Полученная скорость принимается за конечную скорость разгона ().
Если на автотранспортном средстве категорий установлен ограничитель скорости, не позволяющий на высшей передаче развить скорость, соответствующую 90%** режима максимальной мощности, то необходимо переходить на более низшую передачу и осуществлять разгон с 45% до 90%** режима максимальной мощности.
Автотранспортные средства, оборудованные автоматической коробкой передач, не обладающей возможностью принудительного выбора передачи, испытываются в режиме автоматического включения передач. В процессе испытаний в конце разгона необходимо получить наибольшие величины скорости и частоты вращения коленчатого вала. Измерение проводят, начиная со скорости (), соответствующей ()% режима максимальной мощности двигателя. При этом скорость автотранспортного средства () должна быть не более 60 км/ч. Включение понижающей передачи в процессе разгона должно быть исключено.
Если в коробке передач происходит переключение на более высшую передачу раньше, чем будет достигнута скорость, соответствующая 90%** режима максимальной мощности или 120 км/ч, то за скорость окончания разгона () принимают скорость на 5% ниже от режима, на котором происходит переключение передач.
Если на автотранспортном средстве категорий установлен ограничитель скорости, не позволяющий развить скорость, соответствующую 90%** режима максимальной мощности, то необходимо заканчивать разгон на скорости на 5% ниже скорости срабатывания ограничителя".
Подпункт 5.6.2 после слов "между значениями скоростей" изложить в новой редакции: "В каждой точке измерения по 5.4 и на каждом скоростном режиме регистрируют среднее значение показаний уровней звука шумомера в интервале времени продолжительностью не менее 5 с".
Раздел 5 дополнить пунктами - 5.7а, 5.7б:
"5.7а Измерение шума при работе двигателя на режиме холостого хода
Измерение осуществляют на неподвижном автотранспортном средстве.
Измерение проводят при работе двигателя на холостом ходу с минимальной частоты холостого хода до частоты равной:
- 75% от частоты вращения на режиме максимальной мощности при ее величине менее 5000 ;
- 3750 - при величине частоты вращения на режиме максимальной мощности от 5000 до 7500 ;
- 50% от частоты вращения на режиме максимальной мощности при величине от 7500 .
Если транспортное средство не может достичь указанных выше частот вращения коленчатого вала двигателя, то скорость вращения должна быть на 5% меньше максимально возможной для данного испытания.
Уровень звука измеряют в течение всего периода ускорения двигателя, причем результатом измерения считают значение, соответствующее максимальному показанию шумомера.
5.7б Измерение шума истечения воздуха из пневмоаппаратов в кабину (пассажирское помещение) после их срабатывания
При измерении шума, возникающего при истечении воздуха из пневмоаппаратов после их срабатывания, регистрируют наивысший уровень звука в дБА. Шум, производимый при открытии регулятора давления, измеряют в режиме работы двигателя на минимальном холостом ходу. Шум, производимый при выпуске воздуха из систем тормозов, регистрируют в ходе включения рабочего и стояночного тормозов. Перед каждым измерением воздушный компрессор должен обеспечить максимально допустимое рабочее давление, после чего двигатель выключается".
Подпункт 5.8.1. Заменить ссылку: 5.5 на "5.5, 5.7а, и 5.7б".
Пункт 5.9 изложить в новой редакции:
"5.9 При измерениях согласно 5.5-5.7б в каждой точке расположения микрофона проводят не менее трех измерений. За результат измерения в каждой точке принимают среднеарифметическое значение, округленное до целого числа. Если разность наибольшего и наименьшего значений уровня звука превышает 2 дБА, проводят повторное испытание. За окончательный результат уровня звука в пассажирском помещении принимают максимальное значение. Результаты испытаний, полученные по 5.5, 5.6 и 5.7б, сравнивают с уровнями звука, приведенными в таблице 1".
Приложение В перед словом "Заключение" дополнить абзацами:
"Уровни звука, измеренные на неподвижном АТС при работе двигателя с _____ до _____ , дБА __________.
Уровни звука, измеренные на неподвижном АТС при истечении воздуха из пневмоаппаратов после их срабатывания, дБА __________.
Допустимые уровни звука, дБА ____________________".
Приложение Д. Библиографию изложить в новой редакции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Изменение N 1 ГОСТ Р 51616-2000 "Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний" (утв. и введено в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 апреля 2009 г. N 122-ст)
Текст изменения опубликован в ИУС "Национальные стандарты", 2009 г., N 6
Дата введения 1 сентября 2009 г.
Настоящее изменение фактически прекратило действие
Приказом Росстандарта от 22 июня 2016 г. N 663-ст ГОСТ Р 51616-2000 отменен с 1 апреля 2017 г. в связи с утверждением и введением в действие ГОСТ 33555-2015 "Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний"