Решение Забайкальского краевого суда
от 21 октября 2011 г. N 3-53/2011
См. Обзор судебной практики судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда за II полугодие 2011 года
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 января 2012 г. N 72-Г11-14 настоящее решение оставлено без изменения
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи
при секретаре
с участием:
прокурора прокуратуры Забайкальского края
представителей Правительства Забайкальского края
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействующим подпункта 9.11.22 Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, установил:
Постановлением Правительства Забайкальского края от 08 июня 2010 г. N 233 было утверждено Положение о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее Положение).
В последующем постановлением Правительства Забайкальского края от 04 июля 2011 г. N 245 указанное Положение было дополнено подпунктом 9.11.22, согласно которому Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности края, и земельных участков на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, принимает решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с назначением расположенного на таком земельном участке здания, строения, сооружения, вид разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которого не соответствуют градостроительному регламенту, за исключением случаев, если использование такого здания, строения, сооружения опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Вышеназванные нормативные акты были официально опубликованы в газете "Азия-Экспресс" N 40 от 17 июня 2010 года и N 28 от 14 июля 2011 года соответственно.
Заместитель прокурора Забайкальского края обратился с заявлением о признании подпункта 9.11.22 Положения недействующим, поскольку им нарушается установленная федеральным законодательством компетенция органов местного самоуправления.
Прокурор ссылается на несоответствие оспариваемой нормы Положения статьям 1, 8, 30, 33, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор требования поддержал.
Представители Правительства Забайкальского края с доводами прокурора не согласились.
Заслушав прокурора и объяснения представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Оспариваемым подпунктом 9.11.22 Положения Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края предоставлено право при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности края, и земельных участков на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, принимать решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с назначением расположенного на таком земельном участке здания, строения, сооружения, вид разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которого не соответствуют градостроительному регламенту, за исключением случаев, если использование такого здания, строения, сооружения опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территорий.
К полномочиям органов местного самоуправления статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации в области земельных отношений отнесено резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства. Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства относится к градостроительной деятельности.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются правилами землепользования и застройки, устанавливаемыми в рамках градостроительной деятельности.
Порядок проведения градостроительного зонирования территорий регламентируется главой 4-ой Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Исходя из положений статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов. Применительно к межселенным территориям подготовка правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий.
Статьями 6, 7 и 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации разграничены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности.
Пунктом 6 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Приведенные выше нормы градостроительного и земельного законодательства согласуются с пунктом 20 части 1 статьи 14 и пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по которым к вопросам местного значения поселений и городских округов относится утверждение генеральных планов поселения и городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения и городского округа документации по планировке территории.
Таким образом, как установление, так и изменение вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в рамках градостроительной деятельности органами местного самоуправления и не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предоставление Правительством Забайкальского края такого права Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края противоречит вышеприведенным нормам федерального законодательства.
Ссылки представителей заинтересованного лица на положения статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и части 8-10 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку указанные нормы каких-либо изъятий или исключений из полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов установления градостроительных регламентов в составе правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований не содержат, право изменения вида разрешенного использования земельных участков органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставляют.
Предусмотренное частями 1 и 2 статьи 2 Закона Забайкальского края от 01.04.2009 N 152-ЗЗК "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края" право Правительства Забайкальского края через уполномоченные им органы распоряжаться земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, также не порождает у органов исполнительной власти Забайкальского края права изменения вида разрешенного использования земельных участков.
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края "О системе исполнительных органов государственной власти Забайкальского края", постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 ноября 2009 года N 38 "О структуре исполнительных органов государственной власти Забайкальского края", постановлением Правительства Забайкальского края от 1 декабря 2009 года N 439 "О мерах по реализации постановления Губернатора Забайкальского края от 17 ноября 2009 года N 38" является отраслевым исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.
Положение о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, определяющее статус, компетенцию и правомочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, относится к нормативным документам.
В соответствии со ст. ст. 45, 251 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту государственных интересов с требованием о признании недействующим нормативного акта субъекта Российской Федерации, если такой акт противоречит федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Оспариваемый прокурором подпункт 9.11.22 Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края следует признать недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Дело рассмотрено в пределах заявленных прокурором требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 199, 251-254 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения в законную силу подпункт 9.11.22 Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 08 июня 2010 г. N 233, в редакции, внесенной постановлением Правительства Забайкальского края от 04 июля 2011 г. N 245.
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в газете "Азия-Экспресс".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Забайкальский краевой суд.
Председательствующий судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Забайкальского краевого суда от 21 октября 2011 г. N 3-53/2011
Текст решения размещен на сайте Забайкальского краевого суда в Internet (http://oblsud.cht.sudrf.ru/)