29 января 2013 г.
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года N 148, в целях повышения уровня продовольственной безопасности Забайкальского края и устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае (2013 - 2020 годы)".
Губернатор Забайкальского края |
Р.Ф. Гениатулин |
Краевая долгосрочная целевая программа
"Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае (2013 - 2020 годы)"
(утв. постановлением Правительства Забайкальского края
от 9 октября 2012 г. N 431)
29 января 2013 г.
Паспорт
краевой долгосрочной целевой программы
"Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае
(2013 - 2020 годы)"
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Мясопродуктовый подкомплекс Забайкальского края является одной из важных составляющих агропромышленного комплекса, оказывающих решающее влияние на уровень продовольственного обеспечения населения.
Определяющим фактором развития отрасли скотоводства явилось реализация краевой долгосрочной целевой программы "Развитие мясного скотоводства Забайкальского края (2009 - 2012 годы)". Созданные механизмы поддержки подотрасли способствовали увеличению численности мясного и помесного скота, росту производства высококачественной говядины, предопределили процесс создания новых мощностей переработки мяса.
По данным ведомственной отчетности, за счет роста поголовья крупного рогатого скота мясных пород в племенных и товарных стадах, перевода низкопродуктивного молочного скота, особенно в глубинных районах, на мясную технологию, приобретения племенного молодняка за пределами края в 2009 - 2011 годах численность мясного и помесного скота увеличилась в 4,0 раза к уровню 2008 года и составила 55,2 тыс. голов; производство высококачественной говядины возросло в 4,2 раза (4,7 тыс. тонн); с 7 до 14 увеличилось число хозяйств, имеющих статус организации в племенном мясном скотоводстве, а количество племенного поголовья в них возросло в 2 раза (12,1 тыс. голов); за пределами края приобретено 3,2 тыс. голов племенного молодняка крупного рогатого скота, в том числе 1,4 тыс. голов - импортного; среднегодовая реализация молодняка мясных пород на племя из племенных хозяйств в хозяйства всех форм собственности к уровню 2008 года увеличилась в 2,3 раза.
В 2012 году истекает срок реализации краевой долгосрочной целевой программы "Развитие мясного скотоводства Забайкальского края (2009 - 2012 годы)". Несмотря на положительную динамику развития мясного животноводства, Забайкальский край остается в зависимости от ввоза мясного сырья для снабжения населения.
Объективная необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства и производства говядины обусловлена:
биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению, например, со скороспелыми отраслями (свиноводством и птицеводством), в силу которых производственный цикл получения теленка и его откорма до высоких весовых кондиций составляет почти три года;
необходимостью кредитования создания новых ферм и увеличения поголовья в существующих хозяйствах в течение не менее трех лет до поступления первой товарной (или племенной) продукции;
низкой конверсией корма в привес (6-7 : 1) по сравнению с откормом свиней (2,3 : 1) и бройлеров (1,8 : 1) и потребностью не менее 5-6 кг концентрированных зерновых кормов для получения 1 кг говядины, из-за чего рентабельность откорма скота сильно зависит от цен на зерно.
Мясное скотоводство входит в число приоритетных подотраслей сельского хозяйства Забайкальского края. Оно не требует больших капитальных вложений, значительных объемов использования зернофуража и базируется на огромных возможностях травяного откорма на основе эффективного использования лугов и пастбищ.
Повышенный интерес к мясному скотоводству за последние годы и государственная поддержка отрасли определили положительную динамику роста численности мясного скота. Целесообразно придать ей устойчивый характер развития с учетом сохранения в полном объеме государственной поддержки и осуществления дополнительных мер по реализации новых проектов, позволяющих обеспечить динамику устойчивого роста производства мяса крупного рогатого скота. При этом наряду с развитием специализированного промышленного мясного скотоводства представляется перспективным и создание семейных мясных ферм на базе крестьянских и фермерских хозяйств, что будет способствовать занятости менее квалифицированной рабочей силы на селе.
Решение поставленных задач по обеспечению устойчивого развития отрасли мясного скотоводства требует комплексного подхода, чем и обусловлена необходимость применения программно-целевого метода.
Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Целью программы является создание социально-экономических, организационно-технических, технологических условий для устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства, увеличение объемов производства и реализации высококачественной говядины.
Достижение поставленной цели будет осуществляться за счет эффективного использования имеющегося потенциала, государственной поддержки за счет бюджетов всех уровней, привлечения внебюджетных источников и позволит создать основу для решения более значимой стратегической цели - обеспечение населения Забайкальского края экологически безопасным мясом и мясопродуктами преимущественно за счет собственного производства.
Для достижения цели за годы реализации программы необходимо решить следующие задачи:
наращивание специализированного мясного и помесного поголовья крупного рогатого скота;
увеличение объема производства и реализации говядины, полученной от специализированного мясного и помесного поголовья крупного рогатого скота;
техническое перевооружение мясного скотоводства;
развитие кормовой базы.
Срок реализации программы - 2013 - 2020 годы.
Программа реализуется в один этап.
Для контроля выполнения мероприятий программы определены важнейшие целевые индикаторы программы.
Таблица 1
Целевой индикатор |
Показатели по годам |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Общее поголовье мясного и помесного крупного рогатого скота, тыс. гол. |
75,6 |
79,4 |
83,4 |
87,6 |
92,0 |
96,6 |
101,5 |
106,6 |
Прирост общего поголовья мясного и поместного крупного рогатого скота к предыдущему году, тыс. гол. |
3,6 |
3,8 |
4,0 |
4,2 |
4,4 |
4,6 |
4,9 |
5,1 |
Валовое производство высококачественной говядины от мясного и помесного скота в живом весе, тонн |
7100 |
7460 |
7840 |
8240 |
8650 |
9090 |
9550 |
10030 |
Прирост валового производства высококачественной говядины от мясного и помесного скота в живом весе к предыдущему году, тонн |
340,0 |
360,0 |
380,0 |
400,0 |
410,0 |
440,0 |
460,0 |
480,0 |
Показатели реализации программы приведены в приложении.
Рост производства мяса крупного рогатого скота осуществляется за счет увеличения численности поголовья мясного скота, широкого внедрения межпородного скрещивания в скотоводстве, совершенствования существующих пород мясного направления. Мясное скотоводство края базируется на разведении скота четырех пород: герефордская, казахская белоголовая, калмыцкая и галловейская.
Существенным резервом ускоренного развития мясного скотоводства является племенная база мясного скотоводства, представленная 3 племенными заводами (по разведению герефордской, калмыцкой и казахской белоголовой пород) и 11 племенными репродукторами (герефордской, калмыцкой, казахской белоголовой и галловейской пород), и завоз в 2009 - 2011 годах племенного молодняка в количестве 3150 голов (герефордской, калмыцкой, казахской белоголовой, галловейской, абердин-ангусской, симментальской (мясной тип) пород), в том числе 1395 голов канадской селекции.
Наряду с сохранением и развитием уже существующих организаций по племенному животноводству планируется в период с 2013 по 2020 год создание 6 организаций по племенному скотоводству (по герефордской, абердин-ангусской, казахской белоголовой породам).
В целях наращивания ресурсного и генетического потенциала крупного рогатого скота мясного направления в товарных стадах и в личных подсобных хозяйствах будет продолжена работа по искусственному осеменению маточного поголовья, предоставлению на условиях аренды племенных быков-производителей из племенных хозяйств края для использования на маточном поголовье.
Мероприятия государственной поддержки племенного мясного скотоводства (содержание племенного маточного поголовья, покупка племенного молодняка, племенное дело, искусственное осеменение) включены в мероприятия краевой долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Забайкальского края (2013 - 2020 годы)" и не рассматриваются в рамках данной программы.
К другим потенциальным ресурсам для развития отрасли следует отнести наличие естественных кормовых угодий (4,8 млн. га) и апробированную малозатратную интенсивно-пастбищную технологию мясного скотоводства.
Основным недостатком кормопроизводства является несбалансированность кормов по белку, что приводит к нерациональному расходованию содержащихся в них углеводов. Решению проблемы кормового белка может способствовать увеличение производства зерна бобовых культур, увеличение в структуре посевов кормовых культур, зеленая масса которых характеризуется повышенным содержанием белка, соблюдение оптимальных сроков уборки растений на корм, включение в консервированные корма азотсодержащих добавок.
Необходимыми факторами повышения рентабельности мясного скотоводства являются эффективное использование природных возобновляемых ресурсов сенокосов и пастбищ, оптимальное сочетание полевого и лугопастбищного производства кормов.
Помимо используемой интенсивно-пастбищной технологии выращивания крупного рогатого скота мясных пород освоена технология содержания мясных коров с телятами в облегченных помещениях и на открытых площадках, а откормочного молодняка - на открытых откормочных площадках типа североамериканских фидлотов. Уникальность данной технологии производства говядины состоит в том, что с самого рождения и круглый год животные содержатся на улице в специальных загонах (фидлотах). На площадках находятся грубые корма, животные кормятся сами, дополнительно бычков подкармливают комбикормами. Технология требует минимальных затрат, как материальных, так и физических, что позволяет снизить себестоимость производимого мяса.
Мясное животноводство при переходе к интенсивным откормочным технологиям становится весомым потребителем зерна, одним из ключевых коньюктурообразующих факторов рынка зернобобовых, комбикормов, мясопереработки и племенных ресурсов. В связи с этим экономически целесообразно использование кластерной модели развития, при которой комплексно решаются производственно-технологические и социально-экономические вопросы - обеспечение занятости сельского населения, развитие инфраструктуры сельских территорий. Подобные решения, положенные в основу инвестиционных проектов по созданию новых современных мощностей убоя скота и последующей мясопереработки, производства комбикормов, явились новым этапом формирования мясных кластеров в центральной и юго-восточной зонах края.
Вместе с тем в целях увеличения прироста высококачественной говядины и доведения его объемов к 2020 году до запланированного уровня необходимо осуществить государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в мясном скотоводстве по следующим направлениям:
содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе "корова - теленок" при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев;
создание откормочных предприятий и откорм чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка до живой массы свыше 400 кг при реализации в возрасте до 2 лет;
технологическая модернизация мясных репродуктивных ферм и откормочных предприятий, реконструкция и модернизация существующих типовых животноводческих помещений и ферм под откормочные комплексы (фермы);
приобретение техники, оборудования для уборки и приготовления кормов;
создание и реконструкция водозаборных скважин и траншей для хранения сочных кормов;
коренное улучшение естественных пастбищ;
повышение квалификации кадров.
Программой предусматривается повышение уровня экономических и зоотехнических параметров откормочного поголовья крупного рогатого скота, увеличение поголовье коров мясного стада до 44,7 тыс. голов, выхода телят до уровня не менее 85-87 телят на 100 коров, средней сдаточной массы откармливаемого молодняка не менее чем до 400-450 кг.
Достижению запланированных результатов могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов. К основным рискам относятся:
1) внешние риски:
внешнеторговые риски, связанные с изменением конъюнктуры мирового рынка продовольствия и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями;
недостаточный уровень финансирования со стороны государства;
недостаточный уровень платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей для обеспечения инвестиций и привлечения заемных средств;
2) внутренние риски: производственные и технологические риски (обеспеченность кормами, средствами ветеринарной защиты, горюче-смазочными материалами; обеспеченность квалифицированными кадрами, в том числе руководителями, и т. д.);
3) природно-климатические риски: для региона, расположенного в зоне рискованного земледелия, характерны колебания погодных условий, которые могут привести к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, росту импорта продовольственных товаров.
Оценка рисков приведена в таблице 2.
Таблица 2
Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта реализации программы в части объемов производства говядины
Виды рисков |
Годы |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
От невыхода на плановую интенсивность использования мясного скота для получения говядины, тонн |
149,2 |
159,0 |
171,0 |
175,0 |
185,0 |
193,0 |
206,0 |
214,0 |
От невыхода на плановое поголовье мясного скота, тонн |
57,1 |
72,0 |
76,0 |
76,0 |
82,0 |
88,0 |
92,0 |
96,0 |
Общая оценка рисков, млн. рублей в ценах 2011 года |
16,5 |
18,5 |
19,8 |
20,1 |
21,4 |
22,5 |
23,8 |
24,8 |
Снижение влияния рисков и управление рисками при реализации программы должно осуществляться за счет своевременного и полного финансирования из всех источников; соблюдения технологических процессов; проведения мониторинга рисков и угроз развитию сельского хозяйства и обеспечению продовольственной безопасности, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления сельскохозяйственным производством; использования мер государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования.
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет средств бюджета Забайкальского края, ежегодно предусматриваемых на реализацию мероприятий программы законом о бюджете Забайкальского края. Реализация мероприятий программы позволит дополнительно привлечь средства внебюджетных источников.
Затраты на реализацию мероприятий программы из бюджета Забайкальского края составляют 521 899,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 г. |
- |
54 553,0 |
тыс. рублей; |
2014 г. |
- |
57 344,0 |
тыс. рублей; |
2015 г. |
- |
60 276,0 |
тыс. рублей; |
2016 г. |
- |
63 291,0 |
тыс. рублей; |
2017 г. |
- |
66 456,5 |
тыс. рублей; |
2018 г. |
- |
69 778,5 |
тыс. рублей; |
2019 г. |
- |
73 268,0 |
тыс. рублей; |
2020 г. |
- |
76 932,5 |
тыс. рублей. |
На условиях, определяемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, программа может получить финансовую поддержку за счет средств федерального бюджета.
Раздел 4. Механизм реализации программы
Организацию выполнения мероприятий программы осуществляет государственный заказчик программы. Государственный заказчик программы имеет право в установленном порядке вносить предложения по уточнению перечня мероприятий программы на очередной финансовый год, сроков их реализации, корректировать программные показатели и объемы финансирования мероприятий программы, а также механизм реализации программы.
Государственный заказчик программы обеспечивает своевременное направление поступающих из бюджета Забайкальского края ассигнований на реализацию программных мероприятий. Порядок предоставления субсидий за счет средств краевого бюджета на реализацию мероприятий программы устанавливается Правительством Забайкальского края. Получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители, организации по племенному животноводству и иные юридические и физические лица, имеющие право на получение субсидий, предусмотренных настоящей программой и действующим законодательством.
Государственный заказчик программы ежеквартально до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, и ежегодно до 13 января года, следующего за отчетным годом, представляет в Министерство территориального развития Забайкальского края доклад о ходе выполнения мероприятий программы и информацию для оценки эффективности их реализации за отчетный год.
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют заместитель председателя Правительства Забайкальского края по финансово-экономическим вопросам и Министерство территориального развития Забайкальского края.
Раздел 5. Оценка социально-экономической
и экологической эффективности программы
Реализация программы позволит:
1) в области экономики: довести общее поголовье мясного и помесного крупного рогатого скота до 106,6 тыс. голов, производство высококачественной говядины от мясного и помесного скота до 10,0 тыс. тонн;
2) в социальной сфере:
увеличить доходности деятельности в мясном скотоводстве, обеспечивая рентабельность производства в пределах 13,8 - 15,9%, что будет способствовать повышению уровня доходов сельского населения;
создать дополнительные рабочие места, что будет способствовать повышению занятости на селе.
Реализация программы не повлечет негативных экологических последствий, а будет направлена на увеличение производства экологически безопасной для здоровья потребителей продукции (мясо и мясопродукты); а также в результате проведения культуртехнических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий будет способствовать сохранению природных ресурсов.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 29 января 2013 г. N 48 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 6. Перечень мероприятий программы
Приложение
к краевой долгосрочной целевой программе
"Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае (2013 - 2020 годы)"
Показатели краевой долгосрочной целевой программы
"Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае (2013 - 2020 годы)"
Наименование показателя |
Единицы измерения |
Значения показателей по годам: |
|||||||||
2011 (факт) |
2012 (оценка) |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Общее поголовье мясного крупного рогатого скота |
голов |
49488 |
66378 |
75600 |
79380 |
83445 |
87616 |
92012 |
96607 |
101501 |
106607 |
в том числе коров |
голов |
20010 |
24280 |
31739 |
33326 |
34993 |
36743 |
38580 |
40509 |
42534 |
44662 |
поголовье мясного крупного рогатого скота специализированных мясных пород в племенных хозяйствах |
голов |
12094 |
12700 |
14994 |
15744 |
16531 |
17358 |
18226 |
19137 |
20094 |
21099 |
в том числе коров |
голов |
5370 |
5710 |
7497 |
7872 |
8266 |
8679 |
9113 |
9569 |
10047 |
10550 |
поголовье мясного крупного рогатого скота в товарных хозяйствах |
голов |
37394 |
53678 |
60606 |
63636 |
66914 |
70258 |
73786 |
77470 |
81407 |
85508 |
в том числе коров |
голов |
14640 |
18570 |
24242 |
25454 |
26727 |
28064 |
29467 |
30940 |
32487 |
34112 |
Выход телят на 100 коров |
голов |
85 |
85 |
85 |
85 |
85 |
86 |
86 |
86 |
86 |
87 |
Валовое производство говядины от чистопородного и помесного скота в живом весе |
тонн |
4653 |
6760 |
7100 |
7460 |
7840 |
8240 |
8650 |
9090 |
9550 |
10030 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Забайкальского края от 9 октября 2012 г. N 431 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае (2013 - 2020 годы)"
Текст постановления опубликован в Еженедельной газете "Азия-Экспресс" от 18 октября 2012 г. N 42
Постановлением Правительства Забайкальского края от 25 февраля 2014 г. N 85 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Забайкальского края от 22 октября 2013 г. N 447
Постановление Правительства Забайкальского края от 27 августа 2013 г. N 361
Постановление Правительства Забайкальского края от 29 января 2013 г. N 48