Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Министерства образования
науки и молодежной политики
Забайкальского края
от 11 сентября 2012 г. N 1038
Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей
Пояснительная записка
Семья традиционно рассматривается как значимый институт социализации личности. В семье складываются для ребенка особые, социальные ситуации развития, приобретаются первые навыки социального взаимодействия, осваиваются первые социальные роли, происходит осмысление норм и ценностей, являющихся отправной точкой в выборе дальнейшего самостоятельного пути. Общепризнанный мировой опыт показывает, что оптимальным жизнеустройством ребенка, оставшегося без попечения родителей, является замещающая семья.
Подготовка замещающих родителей является важным и ответственным делом, так как от ее эффективности зависит успешность воспитания ребенка в семье, успешность функционирования семьи в целом. Подготовка способствует принятию мотивированного решения о возможности быть замещающими родителями, позволяет кандидатам оценить свои силы, получить необходимую психолого-педагогическую, юридическую помощь и поддержку. Никогда нельзя окончательно научиться воспитывать детей. Именно в семье возможно преодоление различных видов нарушений развития ребенка. Принятие ребенка подвергает серьезному испытанию всю семью, поэтому граждане, желающие принять ребенка на воспитание в свою семью, должны знать о возможных трудностях и быть подготовленными к их решению.
Одним из путей улучшения сложившейся ситуации в этой сфере является качественная подготовка потенциальных замещающих родителей.
Главной целью подготовки является оказание потенциальным родителям психолого - педагогической помощи, которая позволит обеспечить максимально комфортное протекание периода адаптации и дальнейшего проживания ребенка в замещающей семье, а также оказание правовой и медико-социальной помощи.
Категория слушателей: граждане, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка. Кандидаты в замещающие родители (приемные, патронатные родители, опекуны, усыновители) и замещающие родители, ранее не проходившие профессиональную подготовку.
Продолжительность обучения: 62,5 часа.
Учебный план
N |
Наименование раздела |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|||
Лекции |
Семинары тренинги |
Индивидуальные консультации |
|||||
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
5 |
1 |
4 |
|
|
|
2 |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
5 |
1 |
4 |
|
|
|
3 |
Этапы развития ребенка. |
4 |
|
4 |
|
|
|
4 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
8 |
|
8 |
|
|
|
5 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности |
9 |
1 |
8 |
|
|
|
6 |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
5 |
1 |
4 |
|
собеседование |
|
7 |
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка |
4 |
|
4 |
|
|
|
8 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
5 |
2 |
2 |
1 |
|
|
9 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
5 |
1 |
4 |
|
|
|
10 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
5 |
1 |
4 |
|
|
|
11 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
3 |
3 |
|
|
|
|
12 |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
2 |
1 |
|
1 |
|
|
13 |
Подведение итого в освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители |
2,5 |
|
|
|
Зачет |
|
|
Итого |
62,5 |
12 |
46 |
2 |
2,5 |
Учебно-тематический план
N |
Наименование раздела и тем раздела |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
Лекции |
Семинары - тренинги |
Индивидуальное консультирования |
||||
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
5 |
|
|
|
|
1.1 |
Основные цели и задачи программы |
|
1 |
|
|
|
1.2 |
Структурированное интервью |
|
|
2 |
|
|
1.3 |
Понятие обучающего психологического тренинга |
|
|
2 |
|
|
2 |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
5 |
|
|
|
|
2.1 |
Основные потребности развития личности ребенка |
|
1 |
|
|
|
2.2 |
Пути формирования и компенсации недостающих компетенций у родителей |
|
|
4 |
|
|
3 |
Этапы развития ребенка |
4 |
|
|
|
|
3.1 |
Особенности психического развития ребенка. Характеристика возрастных периодов развития |
|
|
2 |
|
|
3.2 |
Роль психологических потребностей в личностном развитии ребенка |
|
|
2 |
|
|
4 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
8 |
|
|
|
|
4.1 |
Понятие, виды и последствия жестокого обращения |
|
|
2 |
|
|
4.2 |
Понятия "умственная отсталость", "задержка психического развития" и их основные особенности и отличия |
|
|
2 |
|
|
4.3 |
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение |
|
|
4 |
|
|
5 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности |
9 |
|
|
|
|
5.1 |
Понятие "привязанность", типы "нарушенной привязанности" |
|
0,5 |
2 |
|
|
5.2 |
Эмоциональная депривация: причины, проявление и последствия у ребенка, оставшегося без попечения родителей |
|
0,5 |
2 |
|
|
5.3 |
Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя |
|
|
4 |
|
|
6 |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
|
5 |
|
|
|
6.1 |
Этапы адаптационного периода. Характеристика личностных проблем и кризисов приемной семьи |
|
|
2 |
|
|
6.2 |
Тревоги и опасения взрослых в разные периоды адаптации, способы преодоления трудностей адаптации |
|
|
2 |
|
|
6.3 |
Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье |
|
1 |
|
|
собеседование |
7 |
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка |
4 |
|
|
|
|
7.1 |
Формы "трудного" поведения приемного ребенка, причины и способы работы с ними |
|
|
2 |
|
|
7.2 |
Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка |
|
|
2 |
|
|
8 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
5 |
|
|
|
|
8.1 |
Создание безопасных условий для воспитания ребенка. |
|
|
2 |
|
|
8.2 |
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка |
|
2 |
|
1 |
|
9 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка. |
5 |
|
|
|
|
9.1 |
Возрастные закономерности и особенности психосексуального# развития ребенка |
|
1 |
|
|
|
9.2 |
Формирование половой идентичности у ребенка |
|
|
2 |
|
|
9.3 |
Способы защиты ребенка от сексуального насилия |
|
|
2 |
|
|
10 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
5 |
|
|
|
|
10.1 |
Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции |
|
0,5 |
|
|
|
10.2 |
Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации, сильные и слабые стороны, возможности и ресурсы семьи |
|
|
4 |
|
|
10.3 |
Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи |
|
0,5 |
|
|
|
11 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
3 |
|
|
|
|
11.1 |
Основы законодательства, регулирующего отношения по вопросам усыновления, опеки и попечительства. Особенности форм семейного устройства детей |
|
1 |
|
|
|
11.2 |
Правовой статус кандидатов в опекуны, усыновители, приемные родители. Требования к кандидатам в приемные родители. Права и обязанности несовершеннолетних детей |
|
1 |
|
|
|
11.3 |
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них |
|
1 |
|
|
|
12 |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
2 |
|
|
|
|
12.1 |
Организации, оказывающие медико-социальную и психолого-педагогическую помощь |
|
1 |
|
1 |
|
13 |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители |
2,5 |
|
|
|
письменное тестирование, собеседование |
|
Итого |
62,5 |
12 |
46 |
2 |
2,5 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.