Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Васильевой Т.И.,
при секретаре Поляковой Е.П.,
с участием прокурора прокуратуры Забайкальского края Солохиной В.Е.,
представителей Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Артемовой И.Н., Путинцевой В.Н.,
представителя ОАО "103 БТРЗ" Потаповой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональная строительная компания" о признании недействующими пункт 1 и приложение к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 24 декабря 2013 года N 766 "Об утверждении тарифов на услугу водоотведения, оказываемую ОАО "103 бронетанковым ремонтным заводом" муниципального образования городское поселения "Атамановское" муниципального района "Читинский район", на 2014 год",
установил:
приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ) от 24 декабря 2013 года N 766 утверждены тарифы на услугу водоотведения, оказываемую ОАО "103 бронетанковым ремонтным заводом" муниципального образования городское поселение "Атамановское" муниципального района "Читинский район на 2014 год (далее - Приказ N 766). Данный нормативный правовой акт опубликован в газете "Азия-Экспресс" от 26 декабря 2013 года N 52.
Согласно пункту 1 указанного акта с 1 января 2014 года установлены тарифы на услугу водоотведения, оказываемую ОАО "103 бронетанковый ремонтный завод" (далее - ОАО "103 БТРЗ"), согласно приложению к данному приказу.
В соответствии с данным приложением установлены следующие тарифы на услугу водоотведения, оказываемую ОАО "103 БТРЗ" муниципального образования городское поселение "Атамановское" муниципального района "Читинский район": для населения - 19,21 руб./куб. м (с учетом НДС), бюджетных потребителей - 16,28 руб./куб. м, прочих потребителей - 16,28 руб./куб. м. (в тариф не включен налог на добавленную стоимость).
Общество с ограниченной ответственностью "Региональная строительная компания" (далее - ООО "РСК") обратилось в Забайкальский краевой суд с заявлением о признании недействующими со дня принятия пункт 1 приказа и приложения к нему, ссылаясь, на нижеследующее.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктами 29-30 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из приведенных методов, в частности методом экономически обоснованных расходов (затрат).
Между тем, по мнению заявителя, тарифы, установленные для ОАО "103 БТРЗ", экономически не обоснованы, поскольку, несмотря на то, что очистные сооружения, расположенные на территории п.г.т. Атамановка Читинского района Забайкальского края, принадлежат на праве собственности ОАО "103 БТРЗ", существенная часть канализационной сети данного населенного пункта находится на обслуживании ООО "РСК". Тарифы за услуги ООО "РСК" по водоотведению за первое полугодие 2014 года составляют 11,89 руб./ (без НДС) и 14,03 руб./ (с НДС). При этом за услуги водоотведения ООО "РСК" должно оплатить ОАО "103 БТРЗ" 16,28 руб./ (без НДС), с учетом НДС 19,21 руб./. Соответственно ООО "РСК" остается должно ОАО "103 БТРЗ" 4,39 рублей с кубометра (без НДС) и 5,18 рублей с кубометра (с НДС). При этом ООО "РСК" и ОАО "103 БТРЗ" оказывают населению и прочим потребителям единый комплекс услуг по водоотведению. Таким образом, заявителем ставится под сомнение обоснованность установления тарифов для ОАО "103 БТРЗ".
Представитель ООО "РСК" Яковлев А.И. в судебное заседание не явился, ранее в суде 11 августа 2014 года заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в заявлении.
Представители Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Артемова И.Н., Путинцева В.Н. с заявлением ООО "РСК" не согласились, представили письменные объяснения, дополнительно пояснили, что расчет тарифа на услугу ЖКХ по водоотведению, предоставляемую ОАО "103 БТРЗ" был произведен в соответствии с действующим законодательством по документам, представленным заявителем. Полагает, что возникшие между организациями, совместно осуществляющими водоотведение, разногласия подлежат разрешению в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, согласно которому если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов, эти документально подтвержденные расходы в полном объеме учитываются регулирующими органами при установлении тарифов на последующий расчетный период.
При формировании себестоимости на услугу водоотведения для ООО "РСК" была учтена статья затрат "Услуги автотранспорта", которая включает затраты, связанные со сбросом стоков сторонним организациям (ОАО "103 БТРЗ") в размере 2, 75 руб./. В дальнейшем в экспертное заключение было внесено изменение (дата не установлена), согласно которому затраты на услуги ОАО "103 БТРЗ" учтены в размере 16,28 руб./м3, однако тариф на услугу изменен не был. Тарифы на отдельные регулируемые виды деятельности в отношении ООО "РСК" не устанавливались.
В свою очередь тариф для ОАО "103 БТРЗ" был рассчитан также не как на отдельный регулируемый вид деятельности по очистке и сбросу сточных вод, а как на услугу ЖКХ по водоотведению несмотря на то, что документов, подтверждающих наличие договоров с потребителями и информации о наличии организаций, транспортирующих стоки по своим (арендуемым) сетям и не находящимся на балансе ОАО "103 БТРЗ", представлено не было. В связи с этим при установлении тарифа на услугу были учтены сведения об объемах сточных вод на основании договора, заключенного ОАО "103 БТРЗ" с ООО "Кира-С", которая ранее, до ООО "РСК", обслуживала транспортирующие сети.
Отмечается, что с предложенными тарифами, направленными организациям по результатам проведенных расчетов в ноябре 2013 года, они были согласны.
Представитель ОАО "103 БТРЗ" Потапова А.А. первоначально с требованиями ООО "РСК" не согласилась, представила письменные объяснения, однако в ходе рассмотрения дела требования ООО "РСК" поддержала, полагала, что рассматриваемые тарифы подлежат пересмотру как установленные с нарушением действующего законодательства.
Представитель общества пояснила, что ОАО "103 БТРЗ" услугу водоотведения напрямую потребителям не оказывает, а осуществляет прием, очистку и дальнейший сброс сточных вод у ООО "РСК", которое непосредственно и осуществляет оказание услуги населению и организациям. ООО "РСК" использует канализационные сети, арендованные у администрации городского поселения "Атамановское", которые подходят к очистным сооружениям ОАО "103 БТРЗ". ООО "РСК" на протяжении долгого времени уклоняется от заключения договора с ОАО "103 БТРЗ" на прием сточных вод и не производит оплату данных услуг с мая 2013 года. В связи с этим обществом были выставлены ООО "РСК" счета на оплату услуг по приему сточных вод в соответствии с установленными РСТ тарифами. Полагает, что РСТ должно было установить тариф на конкретный вид регулируемой деятельности, которую оказывает ОАО "103 БТРЗ" в рамках услуги по водоотведению, на основании представленных заявителем документов, а не на услугу по водоотведению, приняв во внимание сведения, которые заявитель не представлял.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав мнение прокурора, полагавшего требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регламентированы указанным законом, другими федеральными законами и иными принятыми в их соответствии нормативными правовыми актами.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения в числе прочего названы установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (пункты 5, 6 части 2 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ).
К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения отнесены вопросы установления основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и правил регулирования тарифов в указанной сфере (пункты 5, 6 части 1 статьи 4 Федерального закона N 416-ФЗ).
В целях реализации указанных полномочий постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление Правительства РФ N 406) были утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила), которые подлежат применению при установлении тарифов на 2014 год.
Согласно статье 5 Федерального закона N 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе, установление тарифов в указанной сфере.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 16 февраля 2010 года N 56 "Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края" (действовавшем на момент издания оспариваемого нормативного правового акта) установлено, что Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов края, нормативных правовых актов Губернатора края и Правительства края самостоятельно принимает нормативные правовые акты об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 10.2.22.6 Положения).
Таким образом, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края является уполномоченным органом исполнительной власти Забайкальского края по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и, соответственно, принятию нормативных актов в данной области.
Действуя в пределах своей компетенции, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края с учетом экспертного заключения РСТ издала приказ от 24 декабря 2013 года N 766, которым утвердила тарифы на услугу водоотведения, оказываемую ОАО "103 бронетанковый ремонтный завод" на 2014 год.
Согласно пункту 1 и приложению к приказу Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края установила с 01 января 2014 года тарифы на услугу водоотведения, оказываемую ОАО "103 БТРЗ", в размере 19,21 руб./м3 для населения и 16,28 руб./м3 для других потребителей.
Суд приходит к выводу, что указанные нормы затрагивают законные интересы ООО "Региональная строительная компания".
Так, согласно договору аренды объектов муниципального имущества (нежилого фонда), находящегося в собственности городского поселения "Атамановское" N 6/13 от 06.05.2013 ряд объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенной для водоотведения, а именно, канализационные сети по ул. Гагарина, Заводская, Связи, 43-45 п.г.т. Атамановка Читинского района Забайкальского края и биофильтры на очистных сооружениях в указанном населенном пункте по ул. Ключевая, 24, стр. 2, переданы ООО "Региональная строительная компания", которое с 6 мая 2013 года предоставляет населению и организациям по указанным адресам услугу по водоотведению, в свою очередь, осуществляя сброс сточных вод в очистные сооружения ОАО "103 БТРЗ".
Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что ОАО "103 БТРЗ" непосредственно услугу по водоотведению потребителям не оказывает, а осуществляет отдельный вид регулируемой деятельности в виде очистки и дальнейшего сброса в водный объект сточных вод, принятых из канализационных сетей ООО "РСК".
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены к централизованной системе водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения, которая при наличии иных организаций, эксплуатирующих отдельные объекты централизованной системы водоотведения, оплачивает их услуги по тарифам в сфере водоотведения (часть 5 статьи 7, часть 5 статьи 12 Федерального закона N 416-ФЗ)
В случае, если гарантирующая организация в установленном порядке органом местного самоуправления определена не была, договоры на водоотведение подлежат заключению с организацией, к канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента (часть 7 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ). В этом случае, в соответствии со статьей 31 Федерального закона N 416-ФЗ, пунктами 4, 6 Основ в отношении каждой регулируемой организации подлежат установлению тарифы на отдельные виды услуг в сфере водоотведения.
К отдельным регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: 1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; 2) прием и транспортировка сточных вод; 3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения:1) тариф на водоотведение; 2) тариф на транспортировку сточных вод; 3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения (части 7, 8 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ).
Тарифы для отдельных видов регулируемой деятельности могут не устанавливаться в случае определения тарифов на водоотведение для организации, оказывающей все виды услуг в сфере водоотведения (часть 11 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ).
Как следует из ответа Администрации муниципального образования городское поселение "Атамановское" от 14 августа 2014 года N 1014 и пояснений и.о. заместителя главы администрации муниципального образования городское поселение "Атамановское" Сотула О.В., решение о наделении организации, осуществляющей водоотведение, статусом гарантирующей организации в установленном статьей 12 Федерального закона N 416-ФЗ порядке не принималось, хотя фактически организацией, имеющей право на заключение договоров водоснабжения с потребителями, является ООО "РСК".
При таком положении, для ОАО "103 БТРЗ" должен был быть установлен тариф на отдельный вид регулируемой деятельности.
Между тем, согласно заключению по расчету тарифов на услугу водоотведения, оказываемую указанной организацией населению и бюджетным потребителям, на 2014 год указанный тариф был рассчитан в целом за услугу по водоотведению с учетом затрат на отдельные виды регулируемой деятельности, которые ОАО "103 БТРЗ" не осуществляет, а именно, прием и транспортировку сточных вод, включая амортизацию и обслуживание канализационных сетей, по ул. Гагарина, Заводская, Связи, 43-45 п.г.т. Атамановка Читинского района Забайкальского края (приложения N 2, 2.1, 5).
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что прием и транспортировку сточных вод от абонентов, расположенных по указанным адресам, осуществляет ООО "РСК".
РСТ в нарушение пунктов 17, 20, 25 Правил при установлении тарифов использовало дополнительную информацию относительно количества потребителей, объемов сточных вод и размеров канализационных сетей, которая ОАО "103 БТРЗ" с целью экономического обоснования расходов не предоставлялась.
Следует отметить, что тарифы на водоотведение, в том числе прием и транспортировку сточных вод, на 2014 год для ООО "РСК" были установлены приказом РСТ Забайкальского края от 14 ноября 2013 года N 553 в размере для населения 14,03 руб./м3 в первом полугодии, 10,19 руб./м3 во втором полугодии, для других потребителей - 11,89 руб./м3 в первом полугодии, 14,26 руб./м3 во втором полугодии. Согласно экспертному заключению указанные тарифы включают в себя затраты, связанные со сбросом стоков ОАО "103 БТРЗ", в объеме 147 312 м3 по тарифу 2,75 руб./м3 (в дальнейшем (дата внесения изменений в экспертное заключение не установлена) - 16, 28 руб./м3).
Указанное свидетельствует о том, что при расчете тарифов не были учтены положения пунктов 21 Основ, согласно которым при установлении регулируемых тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая норма не соответствует приведенным выше положениям федерального законодательства, нарушению принципа экономической обоснованности тарифов, а, в конечном итоге, к нарушению прав потребителей.
Кроме того, неправильное регулирование тарифов привело к ситуации, когда тарифы организации, оказывающей населению и организациям услугу по водоотведению, необоснованно установлены значительно ниже, чем тарифы организации, осуществляющей отдельный вид регулируемой деятельности, при том, что второй тариф включен в расчет первого. Указанное следует понимать как нарушение принципа обеспечения стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности.
При таком положении суд полагает необходимым признать пункт 1 и приложение к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 24 декабря 2013 года N 766 "Об утверждении тарифов на услугу водоотведения, оказываемую ОАО "103 бронетанковым ремонтным заводом" муниципального образования городское поселения "Атамановское" муниципального района "Читинский район", на 2014 год" противоречащими федеральному законодательству и не действующими.
Поскольку допущенное нарушение привело к нарушению порядка взаиморасчетов между хозяйствующими субъектами, что, в конечном итоге не может не отразиться на потребителях, суд полагает возможным признать оспариваемые положения недействующими с момента их принятия.
Помимо изложенного следует указать, что РСТ не было представлено дело об установлении тарифов, в связи с чем у суда отсутствовала возможность проверить соблюдение порядка принятия решения об установлении тарифов, в частности не был представлен протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов (пункт 29 Правил) со ссылкой на то, что все материалы суду были представлены. Между тем, отсутствие протокола свидетельствует о нарушении порядка установления тарифов и является самостоятельным основанием для признания оспариваемых норм недействующими.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Региональная строительная компания" удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункт 1 и приложение к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 24 декабря 2013 года N 766 "Об утверждении тарифов на услугу водоотведения, оказываемую ОАО "103 бронетанковым ремонтным заводом" муниципального образования городское поселения "Атамановское" муниципального района "Читинский район", на 2014 год".
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в газете "Азия-Экспресс".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Забайкальский краевой суд.
Судья |
Т.И. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Забайкальского краевого суда от 21 августа 2014 г. N 3-18/2014 Заявление общества с ограниченной ответственностью "Региональная строительная компания" удовлетворено, пункт 1 и приложение к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 24 декабря 2013 года N 766 признаны недействующими со дня принятия
Текст решения официально опубликован не был