В соответствии с пунктом 8 Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600:
утвердить прилагаемые Методические указания по разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ Забайкальского края.
И.о. заместителя председателя Правительства Забайкальского края - |
А.В. Сидоров |
Методические указания
по разработке, реализации и оценке эффективности государственных
программ Забайкальского края
(утв. распоряжением Министерства экономического развития Забайкальского края от "__"_______ 2014 года N)
1. Общие положения
1. Настоящие Методические указания по разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ Забайкальского края (далее соответственно - Методические указания, государственные программы) определяют требования к разработке проектов государственных программ, методике оценки эффективности государственных программ, подготовке годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ.
2. Основные понятия, используемые в Методических указаниях: подпрограмма государственной программы (далее - подпрограмма) -
комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы;
цель - планируемое конечное состояние социально-экономического развития Забайкальского края, достижимое посредством реализации государственной программы;
задача - планируемое состояние социально-экономического развития Забайкальского края, значимое для достижения цели государственной программы, достижимое посредством реализации одной или нескольких подпрограмм;
основное мероприятие - комплекс взаимосвязанных мероприятий, позволяющий в совокупности с другими основными мероприятиями выполнить подпрограмму;
мероприятие - действие (совокупность взаимосвязанных действий), направленное на выполнение основного мероприятия;
показатель - количественно выраженная характеристика достижения цели, выполнения подпрограммы, основного мероприятия или мероприятия;
конечный результат - характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) в сфере социально-экономического развития Забайкальского края, которое отражает
выгоды от реализации государственной программы (подпрограммы, основного мероприятия);
непосредственный результат - характеризуемый количественными и/или качественными показателями объем реализации мероприятия (основного мероприятия);
участники государственной программы (подпрограммы) - ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы (подпрограммы);
ответственный исполнитель государственной программы (подпрограммы) - исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, определенный в качестве ответственного исполнителя в Перечне государственных программ Забайкальского края, утвержденном Правительством Забайкальского края (далее - Перечень) и обладающий полномочиями, установленными Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края (далее - Порядок);
соисполнители государственной программы (подпрограммы) - исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, участвующие в разработке и реализации государственной программы (подпрограммы) и определенные в качестве соисполнителей государственной программы в Перечне;
риск - это возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно-хозяйственной или какой-либо другой деятельности в процессе реализации государственной программы.
3. Основанием для разработки государственных программ Забайкальского края является утвержденный Правительством Забайкальского края Перечень, формируемый в соответствии с Порядком.
4. Ответственный исполнитель государственной программы обеспечивает координацию деятельности участников государственной программы в соответствии с Регламентом Правительства Забайкальского края в процессе разработки и внесения проекта нормативного правового акта Правительства Забайкальского края об утверждении государственной программы.
5. Формирование государственных программ осуществляется исходя из принципов:
- учета приоритетов социально-экономического развития Забайкальского края, показателей (индикаторов) их достижения, а также учета положений стратегических (программных) документов, утвержденных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
- максимального охвата сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований бюджета Забайкальского края;
- установления для государственных программ измеримых результатов их реализации (конечных и непосредственных результатов);
- наличия у участников государственной программы полномочий, необходимых и достаточных для достижения целей государственной программы;
- проведения регулярной оценки эффективности реализации государственных программ, оценки их вклада в решение задач социально-экономического развития Забайкальского края с возможностью корректировки или досрочного прекращения государственных программ по результатам такой оценки, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации государственных программ.
6. В соответствии с Порядком государственная программа включает в себя основные мероприятия и ведомственные целевые программы исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (далее - ВЦП), при наличии - иные программы, сгруппированные в подпрограммы.
Государственная программа может содержать подпрограмму, направленную на обеспечение реализации государственной программы (далее - обеспечивающая подпрограмма).
При формировании государственной программы рекомендуется предусмотреть мероприятия, связанные с проведением НИОКР или внедрением инновационных товаров, работ или услуг.
Состав разделов государственной программы устанавливается Порядком, рекомендации по заполнению данных разделов устанавливаются настоящими Методическими указаниями.
В случае если в государственных программах Российской Федерации, федеральных целевых программах или иных документах, в том числе предусматривающих предоставление субъектам Российской Федерации межбюджетных трансфертов, содержатся иные требования к формату и содержанию государственных программ субъекта РФ, чем в Порядке и Методических указаниях, при разработке государственной программы допускается отклоняться от требований Порядка и Методических указаний в целях обеспечения соответствия требованиям, установленным на федеральном уровне.
2. Требования по заполнению паспорта государственной программы
7. Паспорт государственной программы (далее - паспорт) разрабатывается по форме согласно Приложению N 1 к Порядку.
8. Наименование государственной программы, разделы "Ответственный исполнитель программы" и "Соисполнители государственной программы" заполняются в соответствии с Перечнем.
При разработке проекта государственной программы состав соисполнителей государственной программы может быть уточнен
(расширен, сокращен) без предварительного внесения изменений в Перечень, при условии включения соответствующих обоснований в документы и материалы, представляемые с проектом государственной программы, и последующего внесения в Перечень фактического состава соисполнителей государственной программы.
9. В разделе паспорта "Подпрограммы программы" указывается перечень подпрограмм государственной программы в соответствии с Перечнем. Если в ходе разработки государственной программы возникла необходимость изменения состава подпрограмм, утвержденных в Перечне (введение новых подпрограмм, исключение подпрограмм, изменение наименований подпрограмм и т.п.), необходимые отклонения допускаются при условии включения соответствующих обоснований в документы и материалы, представляемые с проектом государственной программы, и последующего внесения в Перечень фактического состава подпрограмм, выделенного в утвержденной государственной программе.
10. Цели, задачи, а также этапы и сроки реализации программы в соответствующих разделах паспорта указываются в соответствии с требованиями настоящих Методических указаний. Формулировки целей и задач в паспорте государственной программы должны полностью совпадать с аналогичными формулировками, приводимыми в тексте государственной программы, и приложениях к ней.
11. В разделе "Объемы бюджетных ассигнований программы" указываются объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в целом, а также по источникам финансирования, по каждой подпрограмме и по годам реализации государственной программы.
Объем бюджетных ассигнований указывается в тысячах рублей с точностью до одного знака после запятой.
12. В разделе паспорта "Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы" приводятся запланированные к последнему году реализации государственной программы значения всех предусмотренных показателей конечных результатов государственной программы. Значения показателей конечных результатов подпрограмм в данном разделе приводить не требуется.
Формулировки наименований показателей и их значения, приводимые в паспорте государственной программы, не должны вступать в противоречие с формулировками и значениями, приводимыми в тексте государственной программы и приложениях к ней.
3. Требования к содержанию государственной программы
13. В разделе "Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития
Забайкальского края" приводится описание (анализ) текущего состояния соответствующей сферы и основных проблем.
При анализе текущего состояния рекомендуется приводить количественные характеристики развития сферы, по возможности в сравнении с другими субъектами РФ, включая статистическую информацию, сведения о масштабах и состоянии бюджетной сети, контингенте юридических и физических лиц, на изменение состояния которых направлена государственная программа, возможностях и ограничениях развития сферы и иные характеристики.
Проблемы рекомендуется формулировать четко - в виде перечня.
Проблемы целесообразно увязывать с решаемыми в рамках государственной программы задачами и реализуемыми основными мероприятиями (мероприятиями). В разделе не следует описывать проблемы, на решение которых государственная программа не направлена.
Рекомендуемый объем раздела - 2-5 страниц.
14. Раздел "Перечень приоритетов государственной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития Забайкальского края" содержит:
- информацию о приоритетах государственной политики в сфере реализации государственной программы, установленные в Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года, стратегических направлениях социально-экономического развития Забайкальского края, программе социально-экономического развития Забайкальского края, а также решениях Правительства Забайкальского края;
- при необходимости - информацию о приоритетах государственной политики в сфере реализации государственной программы, установленные на федеральном уровне: в стратегических документах, утвержденных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, действующих в сфере реализации государственной программы.
15. В разделе "Описание целей и задач государственной программы" приводятся наименования целей государственной программы, а затем - для каждой из целей перечисляются задачи, направленные на их решение.
15.1. Цели государственной программы должны соответствовать приоритетам государственной политики в сфере реализации государственной программы и предполагать улучшение состояния дел в соответствующей сфере.
Рекомендуемое количество целей 1-3. При необходимости допускается установление большего числа целей.
Рекомендуется, чтобы формулировка стратегической цели отвечала на вопрос о том, "зачем" реализуется государственная программа. Из формулировок целей по возможности должна следовать направленность на улучшение состояния дел в соответствующей сфере, для чего рекомендуется использовать слова "улучшение", "совершенствование", "оптимизация", "повышение эффективности", "создание условий для" и т.п.
Формулировка цели должна обладать следующими свойствами:
- специфичность (соответствие сфере реализации государственной программы);
- конкретность (формулировки должны быть четкими, не допускающими произвольного или неоднозначного толкования);
- измеримость (достижение цели можно проверить с помощью количественных показателей (индикаторов));
- достижимость (цель должна быть достижима за период реализации государственной программы);
- релевантность (цель должна соответствовать ожидаемым конечным результатам реализации программы);
- краткость, ясность, отсутствие специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствием ее достижения, а также описания путей, средств или методов достижения цели.
Не рекомендуется формулировать стратегическую цель как функцию исполнительного органа государственной власти из положения о нем либо как полномочие субъекта Российской Федерации, установленное Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации".
15.2. Задачи государственной программы определяют пути достижения целей государственной программы.
Задачи государственной программы должны коррелировать с подпрограммами: для решения одной задачи государственной программы рекомендуется предусматривать одну (при необходимости - несколько) подпрограмм.
Рекомендуется, чтобы формулировка задачи отвечала на вопрос о том, "как" должна достигаться цель государственной программы.
Формулировки задач рекомендуется ориентировать на улучшение ситуации в соответствующей сфере (использовать слова "улучшение", "совершенствование", "оптимизация", "повышение эффективности", "создание условий для" и т.п.). Формулировки, дословно повторяющие наименования функций соответствующих исполнительных органов государственной власти либо полномочия субъектов Российской Федерации, применять не рекомендуется.
15.3. При постановке целей и задач необходимо охватить все направления реализации государственной программы, установленные в Перечне, и обеспечить возможность установления показателей конечных результатов реализации государственной программы (характеризующих достижение целей государственной программы) и подпрограмм, увязанных с реализацией задач государственной программы.
16. При заполнении раздела "Сроки и этапы реализации государственной программы" сроки реализации государственной программы
определяются в соответствии с решениями Правительства Забайкальского края, но не могут быть менее 5 лет.
Выделение этапов государственной программы осуществляется ответственным исполнителем в случае необходимости с учетом последовательности действий по реализации государственной программы.
Возможно выделение трех этапов, на первом из которых в течение одного-двух лет предусмотреть разработку и утверждение необходимых нормативных правовых актов, методологии деятельности, осуществление иных преобразований, на втором - апробацию, реализацию принятых решений и осуществление мониторинга результатов реализации, на третьем - при необходимости
внесение изменений и дополнений в ранее принятые решения с учетом мониторинга их реализации.
17. Разделы "Перечень основных мероприятий государственной программы (при необходимости с выделением отдельных мероприятий) с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов, а также иных сведений", "Перечень показателей конечных результатов государственной программы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации государственной программы", "Информация о финансовом обеспечении государственной программы за счет средств бюджета Забайкальского края (с расшифровкой по главным распорядителям средств краевого бюджета, подпрограммам, основным мероприятиям подпрограмм, а также годам реализации государственной программы)" заполняются путем формирования приложения к государственной программе по форме "Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы" в соответствии с Приложением 1 к настоящим Методическим указаниям.
Графы данной формы рекомендуется заполнять следующим образом.
17.1. Графа 1 - Нумерация пунктов.
17.2. Графа 2 - Наименование целей, задач, подпрограмм, основных мероприятий, мероприятий, ведомственных целевых программ, показателей.
В данной графе приводятся:
- наименование целей государственной программы и показателей конечных результатов их реализации (по каждой цели рекомендуется устанавливать 3-5 показателей);
- наименования задач государственной программы (не более 9);
- наименования подпрограмм, в рамках которых выполняются данные задачи (рекомендуется не более 9 в одной государственной программе), и показателей конечных результатов их реализации (по каждой из подпрограмм рекомендуется устанавливать 2-5 показателей);
- наименования основных мероприятий (в одной подпрограмме их должно быть не менее 2) и показателей результатов реализации основных мероприятий (1 -2);
- наименования мероприятий (выделяются при необходимости и/или возможности) и показателей результатов реализации мероприятий (устанавливаются при возможности);
- информация об объемах бюджетного финансирования в целом по государственной программе, по каждой цели, подпрограмме, основному мероприятию и мероприятию государственной программы в разрезе источников финансирования.
С учетом специфики государственной программы количество показателей может отличаться от рекомендуемого.
В составе мероприятий в государственной программе могут отражаться:
- принятие нормативного правового акта;
- оказание государственными учреждениями Забайкальского края государственных услуг, выполнение работ (в соответствии с государственными заданиями);
- укрепление материально-технической базы государственных учреждений;
- предоставление субсидий юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями, на ту или иную цель;
- предоставление той или иной социальной выплаты населению;
- предоставление того или иного вида межбюджетных трансфертов на соответствующую цель;
- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- проведение тех или иных мероприятий (культурно-досуговых, для молодежи) и т.д.
Наименования мероприятий могут быть конкретизированы с учетом устоявшихся формулировок и наименований кодов бюджетной классификации.
В зависимости от наличия либо отсутствия детализации сведений о мероприятиях для каждого основного мероприятия в приложении необходимо приводить информацию:
- о наименованиях, методиках расчета и значениях показателей результатов реализации, в т.ч.: непосредственных - при отсутствии в Приложение 1 информации о мероприятиях для данного основного мероприятия, конечных - при наличии информации о мероприятиях;
- об объемах бюджетного финансирования: с детализацией по кодам бюджетной классификации при отсутствии информации о мероприятиях для данного основного мероприятия, возможно без детализации по кодам бюджетной классификации расходов - при наличии информации о финансировании мероприятий для данного основного мероприятия.
Показатели конечных результатов реализации государственной программы, подпрограммы, основных мероприятий отражают степень
улучшения ситуации в соответствующей сфере. В качестве показателей конечных результатов рекомендуется использовать:
- относительные показатели, характеризующие степень улучшения ситуации в соответствии с потребностью в подобном улучшении;
- показатели темпа роста, темпа прироста;
- показатели удовлетворенности населения, организаций, экспертного сообщества и т.п. деятельностью в соответствующей сфере (доля удовлетворенных);
- значением показателя в расчете на определенную численность населения, в т.ч. населения определенного возраста (100 чел., 1000 чел. и т.п.), в расчете на 1 населенный пункт и т.п.;
- натуральные показатели, характеризующие системные улучшения в той или иной сфере (например, валовый региональный продукт, рождаемость, смертность и т.п.);
- при возможности - показатели, характеризующие изменение ситуации по сравнению с другими субъектами Российской Федерации (в том числе со средними значениями по Российской Федерации, Сибирскому федеральному округу и т.п.);
- показатели, характеризующие места в рейтингах, соблюдение требований, установленных внешними по отношению к органам государственной власти Забайкальского края органами и организациями;
- показатели качества предоставления государственных услуг (выполнения работ), используемые в государственных заданиях на оказание соответствующих государственных услуг (выполнение работ).
Допускается использование иных показателей, характеризующих степень достижения целей государственной программы, решения задач государственной программы (выполнения подпрограмм), в том числе качественных показателей, свидетельствующих о выполнении (невыполнении) тех или иных требований, имеющих варианты оценки "да / нет".
В первоочередном порядке при разработке состава показателей целесообразно ориентироваться на показатели, значения которых собираются в рамках государственного статистического наблюдения.
В случае их отсутствия (недостаточности) для оценки возможно использование информации из других источников, включая собственные аналитические исследования, информацию независимых организаций, результаты социологических исследований.
ВЦП (иные программы) отражаются при необходимости в качестве основного мероприятия либо в виде отдельной подпрограммы с указанием показателей результатов реализации ВЦП и их значений на период реализации ВЦП и общей суммы расходов на реализацию ВЦП по годам в соответствии с положениями утвержденной ВЦП без детализации информации по кодам бюджетной классификации.
17.3. Графа 3 - Единицы измерения показателя.
Для строк, в которых приводится информация о финансировании, указывается единица "тыс. рублей"; для остальных строк - параметр в соответствии с предложенным показателем результата (%, ед, шт и др. с учетом Общероссийского классификатора единиц измерения).
17.4. Графа 4 - Коэффициент значимости.
Графа заполняется для подпрограмм, основных мероприятий и мероприятий.
Коэффициент значимости устанавливается как доля от единицы и характеризует степень влияния подпрограммы - на достижение цели, основного мероприятия - на реализацию подпрограммы, мероприятия - на выполнение основного мероприятия и используется в дальнейшем для оценки эффективности выполнения государственной программы.
17.5. Графа 5 - Методика расчета показателя.
Графа заполняется только для показателей результатов.
Для строк, где приводится объем финансирования, рассматриваемая графа не заполняется - в ней указывается знак "Х".
Методика расчета описывается в виде формулы, например: А / Б * 100, где А - количество детей в возрасте до 18 лет включительно (...), Б - общая численность населения (...) с указанием для каждой составляющей источника данных.
Если методика расчета показателя сложна, для удобства форматирования таблицы она может быть помещена под таблицей с проставлением соответствующей сноски в ячейке.
Если показатель не требует методики расчета, поскольку приводится в абсолютном значении, то в графе приводится формулировка "Абсолютное значение".
Если результат измеряется в процентах, необходимо контролировать корректное описание расчета процентов.
17.6. Графа 6 - Срок реализации.
Графа заполняется для подпрограмм, основных мероприятий и мероприятий.
В графе указывается период реализации (если соответствующую деятельность планируется осуществлять в течение определенного количества месяцев, лет) либо срок реализации, если деятельность имеет конечный характер (например, принятие нормативного правового акта). Период реализации обозначается начальным и конечным месяцами (при возможности) и годами (например, июль 2014 - февраль 2016) либо годом, годами (2015, 2015-2017).
17.7. Графа 7 - Ответственный исполнитель и соисполнитель.
Графа заполняется для государственной программы, подпрограмм, основных мероприятий и мероприятий.
В случае если соответствующая деятельность ответственного исполнителя и соисполнителей финансируется, информация о финансировании государственной программы, подпрограммы, основного
мероприятия и мероприятия приводится в разрезе объемов финансирования ответственного исполнителя и каждого из соисполнителей.
17.8. Графы 8 - 10 - Коды бюджетной классификации расходов.
Приводятся актуальные коды, используемые при составлении закона о
бюджете Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период.
17.9. Графы 11-20 - Значения показателей.
Приводятся сведения об объемах финансирования из всех источников (за период 2014 - 2020 гг. и итоговые значение) и значения показателей результатов (за 2012 и 2013 - фактические значения, за 2014-2020 - плановые значения, итоговое значение не заполняется).
В случае если реализация подпрограммы (за исключением обеспечивающей подпрограммы) и/или основного мероприятия выполняется силами специалистов центрального аппарата без привлечения дополнительного финансирования, графы относительно объемов финансирования по таким подпрограммам и/или основным мероприятиям не заполняются. Указанная информация по объемам финансирования центрального аппарата исполнительного органа государственной власти, а также государственных учреждений Забайкальского края, принимающих участие в реализации более одной подпрограммы, подлежит отражению в обеспечивающей подпрограмме.
Информация о финансировании приводится за счет краевого бюджета и, кроме того, в разрезе других источников средств: федеральный бюджет, местные бюджеты, внебюджетные источники, если они будут привлекаться для реализации и имеется информация о предположительном объеме привлечения средств.
18. При необходимости в государственной программе допускается:
- не выделять подпрограммы (в случае незначительного масштаба государственной программы);
- не детализировать основные мероприятия по отдельным мероприятиям (в том числе в подпрограмме, направленной на обеспечение реализации государственной программы);
- не указывать для мероприятий информацию о показателях и/или объемах финансирования (в т.ч. в случаях существенной детализации мероприятий, сложности измерения их выполнения количественными и/или качественными показателями).
19. В разделе "Описание рисков реализации государственной программы и способов их минимизации" должна быть представлена детальная информация об ожидаемых рисках реализации программы - качественная или количественная оценка факторов рисков (вероятных явлений, событий, процессов, негативно влияющих на возможности реализации государственной программы и достижения конечных результатов).
Рекомендуется выделять внешние и внутренние риски реализации государственной программы.
Внешние риски, преимущественно, зависят от внешних факторов и не могут быть в полной мере предотвращены усилиями исполнительных органов государственной власти - ответственными исполнителями и соисполнителями.
Внутренние риски в значительной степени зависят от деятельности исполнительных органов государственной власти - ответственных исполнителей и соисполнителей.
Для каждого из выделенных рисков должны быть оценены последствия и предложены способы минимизации.
Характеристику рисков рекомендуется приводить в тексте государственной программы в виде текстового описания или таблицы по следующей форме.
Таблица. Риски реализации государственной программы
Риск |
Последствия наступления |
Меры по минимизации |
1. Внешние риски | ||
1.1. |
|
|
1.2. |
|
|
|
|
|
Внутренние риски | ||
2.1. |
|
|
2.2. |
|
|
|
|
|
В числе внутренних рисков возможно рассматривать, при наличии на то оснований:
- недостаточную квалификацию сотрудников;
- низкую мотивацию сотрудников исполнительных органов государственной власти и/или государственных учреждений Забайкальского края к качественному осуществлению той или иной деятельности;
- выбор неоптимальных вариантов осуществления тех или иных действий;
- недостаточную эффективность координации взаимодействия между различными исполнительными органами государственной власти, реализующими государственную программу и т.п.
20. Описание подпрограммы заполняется по инициативе ответственного исполнителя (соисполнителя) в случае необходимости отражения особенностей данной подпрограммы в части:
- описания текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития;
- сроков и этапов реализации подпрограммы;
- конечных результатов подпрограммы;
- финансового обеспечения подпрограммы;
- рисков;
- наличия иных особенностей подпрограммы.
Формат описания подпрограммы определяется исполнителем (соисполнителем) самостоятельно с учетом настоящих Методических указаний относительно заполнения соответствующих разделов государственной программы.
21. Раздел "Финансовое обеспечение реализации государственных программ" включает обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы за счет всех источников финансирования (средств федерального, краевого, местных бюджетов и внебюджетных источников) в разрезе таких источников и подпрограмм.
Объем финансирования государственной программы за счет средств краевого бюджета рассчитывается в соответствии с предельными объемами бюджетных ассигнований ("потолками расходов"), доведенными Министерством финансов Забайкальского края до ответственных исполнителей и соисполнителей государственных программ.
Объем финансирования государственной программы за счет средств краевого бюджета определяется Министерством финансов Забайкальского края в соответствии с долгосрочным прогнозом социально-экономического развития.
22. Прогноз сводных показателей государственных заданий приводится в случае, если в рамках государственной программы предусмотрено осуществление деятельности государственных учреждений Забайкальского края по предоставлению государственных услуг (выполнению работ) юридическим и (или) физическим лицам.
Рассматриваемый прогноз включается в виде информации об объемах предоставления государственных услуг (выполнения работ) в разрезе каждой государственной услуги (работы) в разбивке по годам в форме "Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы", представленной в Приложении 1 к настоящим Методическим указаниям, путем отражения информации о наименованиях и значениях показателей объема предоставления услуг (выполнения работ) в виде показателей непосредственных результатов реализации мероприятий по предоставлению соответствующих государственных услуг (выполнению работ).
23. Информация о прогнозных расходах муниципальных образований приводится в случае их участия в реализации государственной программы и наличия возможности оценить величину таких расходов на стадии разработки проекта государственной программы. Под участием муниципальных образований в реализации государственной программы в
целях настоящих Методических указаний понимаются следующие варианты участия:
- осуществление мероприятий путем софинансирования из бюджетов муниципальных образований расходов по решению вопросов местного значения, на реализацию которых из бюджета Забайкальского края предоставляются субсидии местным бюджетам;
- иное организационно-управленческое и/или финансовое участие муниципальных образований в реализации мероприятий государственной программы.
23.1. Для каждого из мероприятий, предусматривающих предоставление муниципальным образованиям субсидий, в отдельном приложении к государственной программе приводится следующая информация:
- условия предоставления и методика расчета субсидий (начиная с субсидий, предоставление которых предусматривается после 01.01.2015);
- перечень показателей результатов предоставления субсидий и их значения по годам реализации государственной программы в разрезе муниципальных образований, а также при наличии информации - прогнозируемый объем расходов бюджетов муниципальных образований на реализацию соответствующих мероприятий по форме согласно Приложению 2 к настоящим Методическим указаниям;
- описание мер по координации деятельности органов местного самоуправления, в том числе путем реализации аналогичных программ муниципальных образований.
23.2. Для мероприятий, предусматривающих иное организационно - управленческое и/или финансовое участие муниципальных образований в реализации мероприятий государственной программы, в отдельном приложении к государственной программе приводится следующая информация:
- описание содержания участия муниципальных образований в реализации мероприятий государственной программы;
- при возможности - информация по форме согласно приложению N 2 к настоящим Методическим указаниям;
- описание мер по координации деятельности органов местного самоуправления.
24. Информация об участии в реализации государственной программы государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций (в том числе негосударственных), а также внебюджетных фондов приводится в отдельном приложении к государственной программе и включает:
- обоснование (пояснения о причинах) участия данных организаций в реализации государственной программы с указанием основных мероприятий (мероприятий), в которых они участвуют,
- данные о прогнозных расходах указанных организаций на реализацию государственной программы;
- информацию о механизмах координации взаимодействия с указанными организациями в ходе реализации государственной программы (создание координационных/совещательных органов, заключение соглашений и др.).
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
5. Требования к содержанию документов и материалов, представляемых одновременно с проектом государственной программы, и отражению информации о финансовом обеспечении
25. Одновременно с проектом государственной программы, согласованным всеми соисполнителями и заместителями председателя Правительства Забайкальского края, координирующими соответствующие вопросы, ответственный исполнитель представляет в Министерство экономического развития Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Министерство территориального развития Забайкальского края и Контрольно-счетную палату Забайкальского края следующие документы и материалы:
- сопроводительное письмо за подписью руководителя органа власти или его заместителя;
- проект нормативного правового акта Правительства Забайкальского края об утверждении государственной программы;
- обоснование планируемых объемов финансовых ресурсов на реализацию государственной программы (в разрезе подпрограмм и основных мероприятий) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта бюджета Забайкальского края и планирования бюджетных ассигнований;
- замечания соисполнителей и возражения ответственного исполнителя (в случае если проект государственной программы не согласован соисполнителями);
- пояснительную записку.
Ответственный исполнитель направляет на согласование проект государственной программы с документами и материалами, указанными в настоящем разделе, на бумажном носителе и в электронном виде посредством системы электронного документооборота.
26. Информация о финансовом обеспечении государственной программы на очередной финансовый год и плановый период должна соответствовать закону о бюджете Забайкальского края. В случае принятия закона о бюджете или внесения в него изменений, государственные программы подлежат приведению в соответствие с ним не позднее двух месяцев со дня вступления его в силу.
6. Методика оценки эффективности реализации государственных программ, подготовка годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ
27. Эффективность реализации государственной программы оценивается ежегодно на основе оценки достижения запланированных показателей конечных и непосредственных результатов, установленных в государственной программе на соответствующий год, с учетом объема финансовых средств, направленных на реализацию государственной программы, а также реализовавшихся рисков, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития края.
28. Оценка эффективности государственной программы рассчитывается на основе оценки результатов выполнения каждого из показателей конечных результатов государственной программы, для которых установлено плановое значение на соответствующий финансовый год, и результатов оценки эффективности реализации каждой из подпрограмм, входящих в государственную программу (основных мероприятий, если в составе государственной программы не выделены подпрограммы).
29. Критериями оценки эффективности государственной программы являются показатели степени достижения запланированных значений показателей конечного результата государственной программы, подпрограмм (мероприятий, в случае отсутствия подпрограмм), основных мероприятий, мероприятий.
30. Итоговая оценка эффективности реализации Государственной программы определяется по формуле:
, где
Ri - степень достижения запланированного значения по i-му показателю конечного результата государственной программы;
i - количество показателей конечного результата государственной программы, для которых установлено плановое значение на соответствующий финансовый год;
Ki - коэффициент значимости i-го показателя с точки зрения достижения целей государственной программы, устанавливаемый при разработке государственной программы в диапазоне от 0 до 1 (если не установлено иное, его значение принимается равным 1);
Zj - коэффициент значимости j-ой подпрограммы (основного мероприятия в случае отсутствия подпрограмм) с точки зрения достижения целей государственной программы, устанавливаемый при разработке государственной программы в диапазоне от 0 до 1 (если не установлено иное, его значение принимается равным 1);
Ej - итоговая оценка эффективности реализации j-ой подпрограммы (основного мероприятия, в случае отсутствия подпрограмм);
j - количество подпрограмм (основных мероприятий, в случае отсутствия подпрограмм), выполнявшихся в отчетном периоде в рамках реализации государственной программы.
31. Оценка результатов выполнения i-го показателя конечного результата государственной программы определяется следующим образом.
Если увеличению значения показателя соответствует улучшение ситуации в описываемой им сфере, Ri рассчитывается по следующей формуле:
Ri= Rfi / Rpi, где
Ri - степень достижения запланированного значения по i-му показателю конечного результата государственной программы
i - количество показателей конечного результата государственной программы, для которых установлено плановое значение на соответствующий финансовый год;
Rfi - фактическое значение i-го показателя, достигнутое в результате реализации государственной программы;
Rpi - плановое значение i-го показателя, предусмотренное государственной программой на соответствующей финансовый год. В случае если снижение фактического значения показателя по сравнению с плановым обусловлено наступлением рисков, описанных в государственной программе и/или объективным ухудшением социально-экономической ситуации в соответствующей сфере и/или правовыми актами, принятыми вышестоящими органами государственной власти, то для целей расчета эффективности реализации подпрограммы значение Rpi принимается равным одному из значений в диапазоне от фактического значения данного индикатора до его планового значения с учетом степени влияния рисков и/или неблагоприятных социально-экономических факторов и/или принятых правовых актов.
Если увеличению значения индикатора соответствует ухудшение ситуации в описываемой им сфере, Ri рассчитывается по следующей формуле:
Ri= Rpi /Rfi
32. Итоговая оценка эффективности реализации j-ой подпрограммы (основного мероприятия, в случае отсутствия подпрограмм) определяется по следующей формуле:
, где
- коэффициент значимости n-го показателя конечного результата подпрограммы с точки зрения реализации подпрограммы, устанавливаемый при разработке государственной программы в диапазоне от 0 до 1 (если не установлено иное, его значение принимается равным 1);
- степень достижения запланированного значения по n-му показателю конечного результата подпрограммы, рассчитывается аналогично Ri (степени достижения запланированного значения по i-му показателю конечного результата государственной программы);
n - количество показателей конечного результата подпрограммы, для которых установлено плановое значение на соответствующий финансовый год;
Ym - коэффициент значимости m-го основного мероприятия (мероприятия при отсутствии подпрограмм) с точки зрения достижения реализации подпрограммы (основного мероприятия в случае отсутствия подпрограмм), устанавливаемый при разработке государственной программы в диапазоне от 0 до 1 (если не установлено иное, его значение принимается равным 1);
Em - итоговая оценка эффективности реализации m-го основного мероприятия подпрограммы (мероприятия, в случае отсутствия подпрограмм);
m - количество основных мероприятий (мероприятий, в случае отсутствия подпрограмм), выполнявшихся в отчетном периоде в рамках реализации государственной программы.
33. Итоговая оценка эффективности реализации m-го основного мероприятия определяется следующим образом.
33.1. В случае если основное мероприятие не детализировано до уровня мероприятий либо если для мероприятий не установлены значения показателей непосредственных результатов и/или объемы финансирования, итоговая оценка эффективности реализации m-го основного мероприятия определяется на основе сопоставления степени достижения запланированного непосредственного результата с полнотой расходования бюджетных средств по следующей формуле
, где
Rom - степень достижения запланированного значения показателя непосредственного результата реализации основного мероприятия, рассчитываемая аналогично Ri (степени достижения запланированного значения по i-му показателю конечного результата государственной программы); в случае если основное мероприятие имеет несколько
показателей непосредственного результата, определяется среднее арифметическое значение степени достижения запланированных значений показателей непосредственного результата;
Fom - полнота расходования средств, необходимых для реализации m-го основного мероприятия.
Полнота расходования средств, необходимых для реализации основного мероприятия, рассчитывается по следующей формуле:
, где
- фактический объем средств, затраченный на реализацию основного мероприятия;
- плановый объем средств, затраченный на реализацию основного мероприятия.
33.2. В случае если основное мероприятие детализировано до уровня мероприятий, при этом для мероприятий установлены значения показателей непосредственных результатов и объемы финансирования, итоговая оценка эффективности реализации m-го основного мероприятия определяется следующим образом:
, где
- степень достижения запланированного значения показателя непосредственного результата реализации основного мероприятия, рассчитываемая аналогично Ri (степени достижения запланированного значения по i-му показателю конечного результата государственной программы); в случае если основное мероприятие имеет несколько показателей непосредственного результата, определяется среднее арифметическое значение степени достижения запланированных значений показателей непосредственного результата;
- степень достижения запланированного значения показателя непосредственного результата реализации мероприятия, рассчитываемая аналогично Ri (степени достижения запланированного значения по i-му показателю конечного результата государственной программы); в случае если мероприятие имеет несколько показателей непосредственного результата, определяется среднее арифметическое значение степени достижения запланированных значений показателей непосредственного результата;
- фактический объем средств, затраченный на реализацию мероприятия;
- плановый объем средств, затраченный на реализацию мероприятия;
х - количество мероприятий, выполнявшихся в отчетном период
7. Методика расчета рейтинга эффективности государственных программ
34. По результатам оценки эффективности государственной программы составляется рейтинг эффективности реализации государственных программ, а также могут быть сделаны следующие выводы:
- эффективность государственной программы снизилась по сравнению с предыдущим годом;
- эффективность государственной программы находится на уровне предыдущего года;
- эффективность государственной программы повысилась по сравнению с предыдущим годом.
Государственные программы включаются в рейтинг и нумеруются в порядке убывания итоговой оценки эффективности реализации.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
8. Подготовка годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ
35. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы (далее - Годовой отчет) подготавливается ответственным исполнителем совместно с соисполнителями до 1 марта года следующего за отчетным и включает:
- информацию о плановых и фактических показателях и плановых и фактических объемах расходов на реализацию государственной программы и оценке эффективности ее реализации по форме согласно Приложению 3 к настоящим Методическим указаниям;
- перечень изменений, внесенных в государственную программу;
- аналитическую записку.
36. В составе аналитической записки следует привести:
- сведения о наиболее значимых результатах реализации государственной программы, достигнутых за отчетный период;
- причины невыполнения или неполного выполнения основных мероприятий, мероприятий программы;
- факторы, оказавшие влияние на ход реализации государственной программы;
- предложения по дальнейшей реализации государственной программы и их обоснование.
37. Для подготовки Годового отчета соисполнители представляют ответственному исполнителю необходимую информацию по форме, установленной ответственным исполнителем, в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства экономического развития Забайкальского края от 29 января 2014 г. N 2-р "Об утверждении Методических указаний по разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ Забайкальского края"
Текст приказа размещен на официальном сайте Министерства экономического развития Забайкальского края (http://минэконом.забайкальскийкрай.рф)
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Министерства экономического развития Забайкальского края от 06 июня 2016 г. N 21-р