Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Министерства финансов Забайкальского края
от 26 июля 2010 г. N 108-пд
Ведомственная целевая программа "Управление государственным долгом
Забайкальского края на 2010-2012 годы"
Паспорт ведомственной целевой программы
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Министерство финансов Забайкальского края |
Реквизиты нормативного правового акта субъекта бюджетного планирования об утверждении программы |
Приказ Министерства финансов Забайкальского края от 26.07.2010 года N 108-пд |
Наименование программы |
Управление государственным долгом Забайкальского края на 2010-2012 годы (далее - Программа) |
Цель Программы |
Оптимизация управления государственным долгом Забайкальского края |
Задачи Программы |
1. Обеспечение экономически обоснованного объема и структуры государственного долга Забайкальского края, совершенствование механизмов управления государственным долгом Забайкальского края; 2. Соблюдение установленных законодательством ограничений предельного объема расходов на обслуживание государственного внутреннего долга. |
Целевые индикаторы и показатели |
1. Объем государственного долга Забайкальского края по отношению к утвержденному общему объему доходов бюджета (без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений) - 30 %; 2. Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга Забайкальского края к общему объему расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - не более 3 %. |
Сроки и этапы реализации программы |
2010-2012 годы. Программа реализуется в один этап. |
Объемы финансирования программы |
1111 176,0 тыс. рублей, в том числе: 2010 год - 336 720,0 тыс. рублей 2011 год - 387 228,0 рублей 2012 год - 387 228,0 рублей |
Краткая характеристика программных мероприятий |
Учет текущих и вновь привлекаемых долговых обязательств. Проведение мониторинга долговых обязательств. Своевременное погашение долговых обязательств Забайкальского края. Своевременное исполнение обязательств по обслуживанию государственного внутреннего долга Забайкальского края. Учет исполнения обязательств по выданным государственным гарантиям Забайкальского края. |
Показатели социально-экономической и бюджетной эффективности реализации Программы |
Сохранение экономически обоснованного объема государственного внутреннего долга Забайкальского края. Поддержка объема расходов на обслуживание государственного долга Забайкальского края в соответствии с действующим законодательством. |
1. Содержание и характеристика проблемы, решение которой осуществляется
путем реализации Программы
Министерство финансов Забайкальского края (далее - Министерство) в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 19 января 2010 года N 12, является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим полномочия по управлению государственным долгом Забайкальского края.
В соответствии со статьей 26.13 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают сбалансированность бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и соблюдение установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета, размеру и составу государственного долга субъекта Российской Федерации, исполнению бюджетных и долговых обязательств субъекта Российской Федерации.
Система управления государственным долгом включает определение обоснованности заимствований, минимизацию расходов на обслуживание, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации верхний предел государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Законом о бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов предельный объем государственного долга Забайкальского края установлен в размере, не превышающем 30 процентов от утвержденного общего годового объема доходов бюджета края без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Расходы на обслуживание государственного долга Забайкальского края планируются и рассчитываются исходя из объема ранее произведенных заимствований и планируемых к привлечению в предстоящем финансовом году. При этом в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации, утвержденный законом о бюджете соответствующего уровня, не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета соответствующего уровня. Предельный объем расходов на обслуживание государственного внутреннего долга Забайкальского края установлен в размере не более 3 процентов от общего объема расходов бюджета Забайкальского края, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Управление долгом является одним из важных компонентов системы управления региональными финансами. При этом качественное, эффективное управление государственным внутренним долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и подразумевает целую систему принципов управления долгом, прежде всего, создание прозрачной системы управления с использованием четких процедур и механизмов и публичным раскрытием информации о долговой политике.
Забайкальский край проводит активную долговую политику, направленную, в первую очередь, на своевременное исполнение накопленных долговых обязательств и сокращение расходов по их обслуживанию.
Общие данные по структуре государственного долга Забайкальского края и расходах на его обслуживание за 2008, 2009 годы и I квартал 2010 года.
Государственный внутренний долг Забайкальского края
(млн. рублей)
Наименование показателей |
01.01.2009 |
01.01.2010 |
01.04.2010 |
|||
всего |
в % к итогу |
всего |
в % к итогу |
всего |
в % к итогу |
|
Договоры и соглашения о получении Забайкальским краем кредитов от кредитных организаций |
2200,0 |
73,5 |
2290,0 |
64,4 |
2280,0 |
64,3 |
Договоры и соглашения о получении Забайкальским краем бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации |
641,8 |
21,5 |
978,6 |
27,5 |
978,6 |
27,6 |
Государственные гарантии Забайкальского края |
151,3 |
5,0 |
286,3 |
8,1 |
286,3 |
8,1 |
Государственные ценные бумаги Забайкальского края |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого Государственный долг Забайкальского края |
2993,1 |
100,0 |
3554,9 |
100,0 |
3544,9 |
100,0 |
Расходы на обслуживание государственного долга Забайкальского края |
227,8 |
X |
285,7 |
X |
74,6 |
X |
Наибольший удельный вес в государственном долге Забайкальского края составляет задолженность по кредитам, полученным от кредитных организаций.
В настоящее время ввиду ограниченности источников покрытия дефицита бюджета возникает необходимость привлечения таких источников финансирования дефицита бюджета, как:
- кредиты кредитных организаций;
- бюджетные кредиты от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с негативным влиянием мирового финансового кризиса на банковский сектор значительно увеличилась стоимость кредитных ресурсов, что повлекло за собой увеличение расходов бюджета Забайкальского края на обслуживание долга. При планировании расходов на обслуживание государственного долга Забайкальского края на 2010-2012 годы в расчет принималась процентная ставка за пользование заемными средствами банков в среднем в размере 14 % годовых. Однако реальную стоимость кредитных ресурсов кредитных организаций трудно прогнозировать в условиях нестабильной ситуации на финансовых рынках.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены ограничения на предельные объемы государственного долга субъекта Российской Федерации и расходов на его обслуживание, за нарушение которых, в свою очередь, предусмотрены соответствующие меры принуждения бюджетного законодательства Российской Федерации.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является оптимизация управления государственным долгом Забайкальского края. Для этого необходимо решить следующие задачи.
1. Обеспечение экономически обоснованного объема и структуры государственного долга Забайкальского края, совершенствование механизмов управления государственным долгом Забайкальского края.
Для решения данной задачи необходимо обеспечить ограничение неоправданных заимствований и оптимизацию структуры государственного долга. Привлечение новых заимствований и предоставление бюджетных кредитов за счет средств бюджета Забайкальского края производить на конкурсной основе с выбором наиболее льготных условий кредитования.
2. Соблюдение установленных законодательством ограничений предельного объема расходов на обслуживание государственного внутреннего долга.
Главным направлением для решения данной задачи является использование таких методов сокращения расходов на обслуживание государственного долга Забайкальского края, как:
- досрочное погашение долговых обязательств Забайкальского края;
- погашение задолженности по кредитам, привлеченным в кредитных организациях, и привлечение кредитов в кредитных организациях на условиях, позволяющих снизить стоимость привлекаемых средств.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2010-2012 годы. Программа реализуется в один этап. Долговая политика Правительства Забайкальского края в планируемом периоде направлена на обеспечение своевременного и полного финансирования дефицита бюджета Забайкальского края и исполнения принятых обязательств по возврату заемных средств.
В целях минимизации расходов по обслуживанию долговых обязательств в условиях мирового финансового кризиса и удорожания стоимости привлекаемых от кредитных организаций кредитов в 2010 году и плановом периоде основными источниками финансирования дефицита бюджета края предусматриваются бюджетные кредиты от федерального бюджета по льготной ставке, которая составляет 1/4 часть ставки рефинансирования Банка России. В составе источников финансирования дефицита бюджета на 2010 год разница между полученными и погашенными кредитами, предоставленными бюджету края другими бюджетами, составляет 73,8%; разница между полученными и погашенными кредитами от кредитных организаций - 19,4%. На финансирование дефицита бюджета планируется направить остатки средств бюджета на счетах по учету средств.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования Программы в 2010-2012 годах составляет 1111 176,0 тыс. рублей, в том числе 2010 год - 336 720,0 тыс. рублей, 2011 год - 387 228,0 рублей, 2012 год - 387 228,0 рублей.
Источником финансирования Программы являются средства бюджета Забайкальского края. Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий Программы планируются в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период.
5. Состав и описание программных мероприятий
Основными мероприятиями для решения поставленных задач и достижения намеченной цели являются:
1. Учет текущих и вновь привлекаемых долговых обязательств;
2. Проведение мониторинга долговых обязательств;
3. Своевременное погашение долговых обязательств Забайкальского края;
4. Своевременное исполнение обязательств по обслуживанию государственного внутреннего долга Забайкальского края;
5. Учет исполнения обязательств по выданным государственным гарантиям Забайкальского края.
Конкретные сроки реализации указанных мероприятий, а также объемы их финансирования приведены в Приложении к настоящей Программе.
6. Система управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство, которое с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые индикаторы показатели, затраты на реализацию программных мероприятий, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей.
Мониторинг и контроль хода реализации Программы осуществляется соответствующим руководителем структурного подразделения Министерства и заместителем председателя Правительства Забайкальского края, координирующим деятельность по финансово-экономическим вопросам.
Отчет о выполнении программных мероприятий представляется Министерством:
ежеквартально - в Министерство территориального развития Забайкальского края в установленные им сроки;
ежегодно в составе доклада о результатах и основных направлениях деятельности Министерства, включая меры по повышению эффективности реализации Программы, в Министерство территориального развития Забайкальского края в сроки, установленные для подготовки и представления субъектами бюджетного планирования докладов о результатах и основных направлениях их деятельности.
7. Оценка социально-экономической и бюджетной эффективности
реализации Программы
Проведение намеченных мероприятий позволит повысить эффективность системы управления долгом, производить заимствования и обслуживание долговых обязательств при сохранении показателей кредитоспособности и платежеспособности бюджета Забайкальского края на безопасном уровне. Оптимизация процессов управления государственным долгом Забайкальского края будет способствовать снижению расходов бюджета края по его обслуживанию.
На реализацию запланированных мероприятий могут повлиять риски, сложившиеся под воздействием имеющихся в обществе экономических проблем: недостаточность финансирования из бюджетных источников, высокая инфляция.
Оценку эффективности предлагается проводить ежегодно в течение всего срока реализации Программы посредством анализа динамики целевых индикаторов и объемов ее финансирования.
Методика оценки эффективности Программы предусматривает два метода:
- количественный метод (оценка производится на основе анализа бухгалтерских форм отчетности);
- качественный метод (недопущение превышения плановых значений и целевых индикаторов).
Оценка результативности бюджетных расходов, направленных на проведение мероприятий Программы и достижение намеченной цели, осуществляется на основании сопоставления фактических и планируемых значений показателей (параметров) государственного долга Забайкальского края, расходов на его обслуживание, а также затрат на их выполнение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.