Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7
к Правилам технической эксплуатации
подъемно-транспортного оборудования
морских торговых портов
Основные неисправности электрического оборудования и способы их устранения
1. Общие положения
Отклонение питающего напряжения на вводе машины от допустимых пределов резко сокращает срок эксплуатации электродвигателей, контакторно-релейной аппаратуры, электромагнитов и т.п. вследствие тепловой перегрузки их обмоток. При таком отклонении следует прекратить работу машины и принять соответствующие меры
Поиск неисправностей в электрических цепях и электрооборудовании включает следующие операции:
визуальный контроль, при котором отказ проверяемого элемента обнаруживается по внешним признакам (механические повреждения, плохие контактные соединения, почернения, следы нагара). При осмотре под напряжением обращают внимание на искрение, дым, перегрев, повышенный шум;
проверку электрических цепей (соединений) с помощью омметра или пробника для выявления обрывов, коротких замыканий, ошибочных подключений;
измерение тока, напряжения, омического сопротивления, временных выдержек, сопротивления изоляции и т.д.
2. Неисправности электрического оборудования
Признак неисправности |
Причина неисправности |
Способ обнаружения и устранения |
Электродвигатели и генераторы постоянного тока | ||
1. Искрение щеток. Коллектор и щетки сильно нагреваются |
Неправильное положение щеток |
Проверить и отрегулировать щетки |
Щетки сильно прижаты |
Ослабить натяжение щеток |
|
Несоответствие марок или размеров щеток |
Заменить щетки новыми, соответствующими марке или размерам |
|
Сдвиг щеток с нейтрали |
Проверить положение траверсы и установить по заводской метке |
|
2. Генератор плохо возбуждается. Двигатель плохо разворачивается или работает с пониженной частотой вращения |
Соседние пластины коллектора замкнуты через заусенцы, оставшиеся после обточки |
Осторожно удалить заусенцы, отшлифовать коллектор, при необходимости опилить |
Обмотка якоря местами сильно нагревается |
Межвитковые соединения или короткое замыкание якорных катушек |
Заменить якорные катушки |
3. Почернение коллекторных пластин. После каждой чистки или обточки чернеют одни и те же пластины |
Плохой контакт в якоре, большей частью в соединении между обмоткой или коллектором (в петушках) вследствие плохой пайки |
Проверить пайку всех соединений, неисправные перепаять |
4. Почернение определенных пластин и коллектора. Изоляция между пластинами сильно выгорела |
Обрыв в катушке якоря, находящейся между почерневшими пластинами. |
При обрыве в обмотке заменить катушку |
Обрыв в соединениях между коллектором и обмоткой |
При обрыве в соединениях проверить и перепаять |
|
5. Почернение каждой второй или третьей пластины коллектора |
Изоляция выступает между пластинами коллектора |
Продорожить коллектор |
6. Круговое легкое искрение |
Загрязнение коллектора |
Протереть коллектор и отшлифовать |
Щетки несоответствующей марки |
Мягкие щетки заменить более твердыми |
|
7. Равномерный сильный перегрев всей машины |
Машина перегружена |
Устранить перегрузку |
Фактическая продолжительность включения превышает номинальную |
Соблюдать номинальный режим |
|
8. Перегрев обмотки возбуждения, некоторые катушки сильно нагреваются. Искрение щеток |
Межвитковое соединение или короткое замыкание в полюсных катушках |
Неисправные катушки заменить или отремонтировать |
9. Генератор не возбуждается или дает пониженное напряжение |
Короткое замыкание между пластинами или петушками коллектора |
Неисправные петушки заменить, соединившиеся разогнуть |
Обрыв или плохой контакт в обмотке якоря |
Проверить пайку соединений, неисправные перепаять |
|
10. Генератор при холостом ходе дает номинальное напряжение; при перегрузке напряжение падает |
Пониженная частота вращения первичного двигателя |
Устранить причины понижения частоты вращения двигателя |
Генератор перегружен |
Уменьшить нагрузку |
|
Щетки сдвинуты с нейтрали |
Установить траверсу в нейтральное положение по заводской метке |
|
11. Генератор дает повышенное напряжение при холостом ходе и при нагрузке |
Частота вращения первичного двигателя выше номинальной |
Установить номинальную частоту вращения двигателя |
Сопротивление цепи возбуждения уменьшилось |
Проверить сопротивление и восстановить номинальное значение |
|
12 Двигатель не разворачивается при включенном пусковом реостате - отсутствует ток в якоре |
Перегорели предохранители, сработала защита |
|
Обрыв в пусковом реостате или во внешних проводах цепи якоря |
Заменить плавкие вставки (предохранители) |
|
Устранить обрыв | ||
13. При включенном пусковом реостате двигатель под нагрузкой не разворачивается, а без нагрузки, развернутый от руки, - развивает большую частоту вращения |
Обрыв в обмотке якоря |
Заменить неисправную катушку |
Обрыв или плохой контакт в цепи возбуждения |
Устранить повреждение |
|
Межвитковое соединение или короткое замыкание в шунтовых катушках |
Неисправную катушку заменить |
|
Неправильное чередование полюсов |
Проверить полярность главных и дополнительных полюсов |
|
14. При включении двигатель не разворачивается или работает с пониженной частотой вращения. Щетки сильно искрят |
Обрыв или плохой контакт в обмотке якоря |
Проверить соединения, неисправные - перепаять |
Межвитковое соединение, короткое замыкание или заземление якоря |
Поврежденные катушки заменить |
|
15. При номинальном напряжении двигатель развивает завышенную частоту вращения по сравнению с номинальной |
Сдвиг щеток с нейтрали в направлении, противоположном вращению двигателя |
Поставить щетки на нейтраль |
Сопротивление шунта велико |
Снизить сопротивление шунта |
|
Межвитковое соединение или короткое замыкание в шунтовых катушках |
Неисправные катушки заменить |
|
16. При номинальном напряжении двигатель развивает заниженную частоту вращения по сравнению с номинальной |
Сдвиг щеток с нейтрали в направлении вращения двигателя |
Щетки поставить на нейтраль |
Электродвигатели переменного тока | ||
17. После включения двигатель не разворачивается |
Обрыв в питающей сети |
Устранить обрыв |
Обрыв фазы статора |
Проверить; устранить обрыв |
|
Обрыв цепи ротора |
Устранить обрыв |
|
|
Сработала максимальная защита, перегорели плавкие предохранители в цепи управления |
Проверить положение контактов максимальных реле, заменить плавкие вставки |
18. Двигатель без нагрузки работает с разомкнутой цепью ротора, под нагрузкой медленно разворачивается |
Короткое замыкание между лобовыми соединениями ротора |
Осмотреть хомутики лобовых соединений и устранить замыкание |
19. Пусковой и максимальный моменты недостаточны |
Межвитковое замыкание в статоре |
Отремонтировать обмотку статора |
Перегрузка |
Устранить перегрузку |
|
20. Местный нагрев обмотки статора |
Замыкание на корпус в двух местах обмотки одной из фаз |
Устранить замыкание |
Обрыв цепи одной из фаз |
Устранить обрыв |
|
Перегрузка двигателя |
Снизить нагрузку до номинальной |
|
21. Повышенный нагрев ротора. Ток пульсирует. Двигатель под нагрузкой не развивает номинальную частоту вращения |
Плохой контакт в пайках лобовых частей обмотки и в нулевой точке, или в соединениях параллельных групп обмотки |
Проверить и перепаять соединения |
Плохой контакт в соединениях обмотки с контактными кольцами |
Проверить и перепаять соединения |
|
Плохой контакт в щелочном механизме |
Отрегулировать нажатие щеток |
|
Плохой контакт в роторной цепи |
Проверить соединительные провода, контакторы в роторной цепи и пускорегулирующие резисторы, устранить дефекты |
|
Перегрузка двигателя |
Снизить нагрузку до номинальной |
|
22. Искрение щеток |
Перегрузка двигателя |
Снизить нагрузку до номинальной |
Щетки зажаты в обойме |
Припилить щетки |
|
Перекос щеток |
Устранить перекос |
|
Плохая притирка щеток |
Притереть щетки |
|
Загрязнены кольца и щетки |
Очистить от грязи кольца и протереть их бензином, зачистить щетки |
|
|
Биение колец, поверхности колец имеют борозды, плохая шлифовка щеток |
Обточить и отшлифовать кольца, отшлифовать щетки |
|
Недостаточное нажатие щеток |
Отрегулировать нажатие щеток |
|
Марка щеток выбрана неверно |
Заменить щетки |
23. Пониженное сопротивление изоляции |
Загрязнение или отсыревание обмоток |
Очистить, продуть и просушить обмотки |
24. Повышенный нагрев подшипников |
Неправильная центровка двигателя с механизмом |
Проверить и устранить несоосность |
Смазка устарела или загрязнена; смазки много или мало |
Проверить и при необходимости заменить смазку |
|
Повреждение подшипников |
Заменить подшипники |
|
25. Вибрация двигателя |
Изношены подшипники |
Заменить подшипники |
Неуравновешенность, биение или деформация ротора, смещение бандажей вследствие их ослабления |
Выверить и обточить ротор, наложить новые бандажи |
|
26. Ненормальный шум в двигателе |
Слабая запрессовка стали статора или ротора |
Перепрессовать сталь |
Износ подшипников |
Заменить подшипники |
|
Разбухание пазовых клиньев |
Зачистить разбухшие клинья |
|
27. Перекрытие контактных колец дугой |
Загрязнены контактные кольца и щеточный механизм |
Очистить от грязи, пыли и смазки |
28. Обгорание контактных колец |
Марка щеток выбрана неверно |
Заменить щетки |
Слабое нажатие щеток |
Отрегулировать нажатие |
|
Щетки неправильно распределены по поверхности |
Установить щетки равномерно |
|
29. Быстрый износ щеток |
Марка щеток выбрана неверно |
Заменить щетки |
Поверхности колец плохо отшлифованы |
Отшлифовать кольца и щетки |
|
30. Крошатся кромки щеток у трущейся поверхности |
Вибрация щеток, большой зазор между щеткой и щеткодержателем |
Устранить вибрацию, поджать обойму щеткодержателя |
Нажатие щеток более или менее номинального |
Отрегулировать нажатие |
|
|
Расстояние между краем обоймы и поверхностью колец более 4 мм |
Отрегулировать зазор до 2 - 4 мм |
Тормозные электромагниты | ||
31. Повышенный нагрев |
Электромагнит перегружен по тяговому усилию |
Отрегулировать тяговое усилие |
Имеется зазор между неподвижной и подвижной частями магнитопровода |
Устранить зазор |
|
Заедание в шарнирах рычажной системы |
Устранить заедание |
|
32. Повышенное гудение |
Перегорела катушка |
Заменить катушку |
Перегружен электромагнит |
Отрегулировать тяговое усилие |
|
Загрязнены рабочие поверхности магнитопровода |
Удалить грязь и ржавчину, покрыть поверхность тонким слоем машинного масла |
|
Перекос магнитной системы, заедание якоря |
Устранить перекос и заедание |
|
33. Тормоз не размыкается; электромагнит не преодолевает усилие пружины или массы груза |
Оборваны подводящие провода |
Устранить обрыв |
Сгорела катушка |
Заменить катушку |
|
Большой ход якоря вследствие износа обкладок |
Установить нормальный ход якоря |
|
Электромагнит перегружен по тяговому усилию |
Отрегулировать тяговое усилие |
|
Заедание в шарнирах рычажной системы |
Устранить заедание |
|
Электрогидравлические толкатели | ||
34. Тормоз не размыкается |
Оборваны подводящие провода |
Устранить обрыв |
Большое натяжение пружин |
Отрегулировать нажатие пружин |
|
Заедание поршня или штока |
Устранить заедание |
|
Заедание в шарнирах рычажной системы |
Устранить заедание |
|
35. Электродвигатель греется |
Неисправность толкателя или его двигателя |
Устранить неисправность |
Контроллеры | ||
36. Подгорание сегментов и пальцев |
Слабый контакт между пальцами и сегментом |
Отрегулировать нажатие пальцев |
Несоответствие контроллера нагрузке и режиму работы |
Заменить контроллер |
|
37. При включении контроллера происходят вспышки и сгорание плавких вставок или срабатывает защита |
Короткое замыкание в цепях контроллера |
Очистить контроллер, устранить замыкание |
38. При включении контроллера не срабатывают реле и контакторы схемы управления |
Нет контакта между пальцем и сегментом |
Восстановить контакт |
Обрыв в цепях контроллера |
Восстановить нарушенную цепь |
|
Контакторы, главный автомат | ||
39. При подаче напряжения на катушку контактор (главный автомат) не включается |
Обрыв в катушке контактора (главного автомата) или в проводке |
Устранить обрыв или заменить катушку |
Механическое заедание подвижной системы |
Устранить заедание |
|
Контакт задевает за стенку дугогасящей камеры |
Отрегулировать взаимное расположение камеры и контакта |
|
Велико нажатие отключающей пружины |
Отрегулировать нажатие пружины |
|
Блок-контакт разрегулирован |
Отрегулировать блок-контакт |
|
Вал заедает в подшипниках |
Промыть бензином цапфу вала и подшипника и отрегулировать положение подшипников |
|
40. При включении контактор самопроизвольно выключается |
Нет надежного контакта в цепи катушки |
Проверить надежность контакта, устранить дефект |
41. Контактор включается не полностью |
Велико нажатие контактов |
Заменить пружины контактов |
42. Повышенный нагрев контактов (выше 110°С для медных и 120°С для серебряных). Контакты свариваются |
Через контакты проходит ток выше допустимого |
Заменить контакты |
Чрезмерный износ контактов |
|
|
Слабое или большое нажатие пружин |
Отрегулировать нажатие пружин |
|
Перекос подвижного контакта |
Устранить перекос так, чтобы получить линейное касание контактов |
|
Наплывы и нагар на контактах |
Зачистить контакты |
|
Слабый контакт в соединениях подвижного контакта с гибким подводом или неподвижного со стойкой |
Затянуть крепящие болты |
|
43. Чрезмерный износ контактов |
Неправильная форма поверхности контактов вследствие износа |
Заменить контакты или придать им соответствующую форму |
Неисправность дугогасящей катушки |
Отремонтировать или заменить катушку |
|
Дугогасящая камера поднята или неисправна |
Опустить камеру или устранить повреждение |
|
Через контакты проходит ток выше допустимого |
Снизить величину тока и при необходимости заменить контакты |
|
Слабое притяжение сердечника к якорю |
Проверить притяжение якоря по конечному нажатию контактной пружины. Обнаруженные дефекты устранить |
|
44. Повышенный нагрев катушки |
Витковое замыкание в катушке |
Заменить катушку |
Подвижная часть магнитопровода не доходит до неподвижной |
Устранить перекос, заедание; прочистить поверхности соприкосновения |
|
Напряжение катушки не соответствует напряжению сети |
Заменить катушку |
|
45. Повышенное гудение контактора |
Якорь неплотно прилегает к сердечнику |
Очистить поверхности соприкосновения от грязи и ржавчины |
Перекос магнитной системы |
Отрегулировать или заменить перекосившиеся детали |
|
Поврежден короткозамкнутый виток |
Заменить короткозамкнутый виток |
|
Велико нажатие контактов |
Заменить пружину контактов |
|
Плохо затянуты винты, крепящие якорь и сердечник |
Подтянуть винты |
|
46. Замедленное срабатывание контактора |
Чрезмерное удаление подвижной части от неподвижной |
Сблизить обе части магнитопровода |
Верхняя часть плиты (основания) выступает по отношению к нижней |
Установить контактор строго по вертикали |
|
47. При выключении напряжения не отпадает магнитная система |
Нижняя часть плиты (основания) выступает по отношению к верхней |
Установить контактор строго по вертикали |
Слабое нажатие на контакты |
Увеличить и отрегулировать нажатие |
|
48. Затяжное горение дуги |
Внутренняя поверхность камеры сильно загрязнена |
Удалить грязь и копоть |
Реле | ||
49. При подаче напряжения на катушку реле не срабатывает |
Механическое заедание якоря или плунжера |
Устранить заедание |
Обрыв в катушке реле или внешних ее цепях |
Устранить обрыв или заменить катушку |
|
50. Повышенный нагрев и искрение контактов |
Слабое нажатие контактов |
Отрегулировать нажатие |
Износ контактов |
Отрегулировать нажатие |
|
Слабое притяжение якоря |
Проверить притяжение якоря по конечному нажатию контактной пружины; устранить обнаруженные дефекты |
|
51. Плохое соприкасание контактов |
Грязь, копоть на контактах |
Зачистить контакты |
Ослабла пружина |
Отрегулировать нажатие или заменить пружину |
|
52. Повышенный нагрев катушки |
Витковое замыкание в катушке |
Заменить катушку |
Пускорегулирующие резисторы | ||
53. Обрыв во внутренней цепи резистора |
Сгорание элемента резистора или соединительного провода |
Заменить элемент или соединительный провод |
54. Замыкание проводников в элементах |
Касание проводников между собой или соседних элементов |
Устранить касание проводников или элементов |
55. Плохой контакт во внутренней цепи резистора |
Ослабление контактов |
Подтянуть контакты |
Загрязнение контактной поверхности |
Зачистить контактную поверхность |
|
Аккумуляторы кислотные | ||
56. Повышенное напряжение батареи в начале заряда, преждевременное обильное газовыделение, незначительное увеличение плотности электролита, повышенная температура и пониженное напряжение в конце заряда, пониженная емкость и низкое напряжение при разряде; сульфатация пластин |
Длительное (более 24 ч) нахождение батареи в разряженном или полуразряженном состоянии, недозаряд, разряд аккумуляторов ниже допустимого предела, уровень электролита ниже допустимого предела |
Разрядить батарею током 10-часового разряда, после чего вылить электролит и налить дистиллированную воду, поставить батарею на заряд током второй ступени в течение 5 - 6 ч до получения постоянства плотности электролита и напряжения на элементах. В конце заряда плотность электролита должна быть доведена до нормы доливкой электролита с плотностью 1,4; затем следует выполнить контрольный разряд током 10-часового режима. Если отданная при этом емкость батареи окажется ниже 80% номинальной, то описанную выше операцию повторить. При заряде батареи следует каждый час замерять температуру, плотность электролита и напряжение элементов. Уровень электролита необходимо восстановить, доливая в элементы дистиллированную воду |
57. Незначительное повышение плотности электролита в процессе заряда, полное отсутствие или слабое газовыделение при низком напряжении и низкой плотности электролита, быстрое повышение температуры. При кратковременном разряде отмечается сильное снижение напряжения; при разомкнутой цепи низкое напряжение у отдельных элементов |
Короткое замыкание вследствие разрушения сепараторов, коробление или сдвиг пластин относительно друг друга, образование наростов свинца на пластинах |
Отремонтировать батарею или отдельные элементы |
Аккумуляторы щелочные | ||
58. Емкость пониженная |
Электролит работает слишком долго |
Заменить электролит |
Систематические недозаряды |
Произвести длительный перезаряд |
|
Примеси в электролите |
Заменить электролит |
|
Применение электролита без моногидрата лития |
Заменить электролит |
|
|
Утечка тока |
Повысить сопротивление изоляции |
Систематические глубокие разряды |
Произвести длительный перезаряд |
|
Короткое замыкание |
Устранить замыкание |
|
Утечка тока |
Повысить сопротивление изоляции |
|
59. Напряжение ниже допустимого в разомкнутой цепи и выше допустимого при заряде |
Плохие контакты, плохо затянуты гайки или нечистые поверхности контактов |
Привести в порядок контакты, подтянуть гайки |
60. Напряжение слишком низкое при заряде и разряде |
Внешнее или внутреннее короткое замыкание |
Устранить короткое замыкание; при внутреннем коротком замыкании требуется замена элемента |
61. Выделение газов ненормальное: выделение при разряде, отсутствие газообразования при заряде в одном или нескольких элементах |
Примеси в электролите |
Заменить элемент |
Короткое замыкание в элементе или элементах |
Проверить элемент; если напряжение при разряде и заряде мало, заменить элемент |
|
62. Плотность электролита ниже допустимой |
Электролит слишком долго работает |
Частично или полностью заменить электролит |
63. Сильный нагрев элементов и зажимов |
Чрезмерный ток заряда или разряда |
Уменьшить ток |
Ослабление контактов |
Подтянуть гайки |
|
Электролит не покрывает пластины |
Долить электролит |
|
Трансформаторы | ||
64. Перегрев обмотки. Трансформатор потребляет большой ток даже при выключенной нагрузке |
Замыкание витков обмотки из-за повреждения изоляции |
Определить место и устранить замыкание |
65. Перегрев контактных соединений |
Ослабление контактов |
Очистить контакты и поджать их |
66. Сильное гудение трансформатора |
Ослабление креплений болтовых соединений сердечника и кожуха |
Подтянуть крепление |
Загрязнение поверхностей магнитопровода |
Протереть поверхности |
|
67. Отсутствие напряжения на вторичной обмотке |
Не подведено питание к трансформатору |
Проверить цепь до трансформатора и восстановить ее |
Обрыв в проводах внешних соединений вторичной обмотки |
Определить место обрыва и устранить его |
|
Обрыв в первичной или вторичной обмотке |
Найти обрыв и отремонтировать обмотку |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.