Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
к Правилам технической эксплуатации
подъемно-транспортного оборудования
морских торговых портов
Диагностирование гидравлических систем перегрузочных машин
1. Общие положения
1.1. В настоящем приложении изложен рекомендуемый порядок диагностирования гидравлических систем перегрузочных машин морских портов.
1.2. Диагностирование должно производиться при техническом обслуживании (ТО-2) и ремонте перегрузочных машин и обеспечивать их проведение по фактическому состоянию объектов гидросистемы (ОГ). Диагностирование может производиться в период эксплуатации перегрузочных машин при возникновении отказа ОГ.
1.3. Устанавливаются 2 вида диагностирования по объему выполненных работ - общее и локальное, причем последнее может быть частичным или полным.
1.4. Общее диагностирование должно производиться перед каждым очередным ТО-2 по параметрам работы (см. подраздел# 2.3) отдельных гидроприводов.
1.5. Частичное локальное диагностирование должно производиться после общего диагностирования в случае выявления отклонений в работе гидропривода, а полное локальное диагностирование - при ремонте. При локальном диагностировании осуществляют проверку с выявлением места неисправности на уровне ОГ без его разборки и снятия.
1.6. При диагностировании рекомендуется использовать средства измерений согласно таблице 1 или аналогичные им по назначению (гидротестер или манометр, счетчик жидкости, дроссель и динамометр) в зависимости от параметров (давление, расход и сила) гидросистем конкретных типов и моделей перегрузочных машин.
Все средства измерений, включая встроенные в агрегаты и механизмы машин, должны пройти государственные испытания или метрологическую аттестацию и иметь действующие свидетельства (клейма) о проверке.
1.7. По результатам локального диагностирования должно составляться заключение о необходимости ремонта того или иного ОГ, а также замены рабочей жидкости гидросистемы с соответствующей записью в документе, указанном в разделе 5.
Таблица 1. Характеристика средств измерений
Условное обозначение согласно ГОСТу, ОСТу или ТУ |
Пределы измерений |
Термометр, ГОСТ 28498-90 |
от 0 до +100°С |
Линейка измерительная |
от 0 до 500 мм |
Секундомер |
от 0 до 60 с |
Манометр образцовый |
от 0 до 2,5 МПа |
Манометр, ГОСТ 2405-88 |
от 0 до 25 МПа |
Вакуумметр, ГОСТ 2405-88 |
от 0 до 0,1 МПа |
Счетчик жидкости, ГОСТ 28066-89 |
от 0,11 до 1,2 л/с |
Счетчик жидкости, ГОСТ 28066-89 |
от 0,5 до 5,5 л/с |
Гидротестер |
от 0,5 до 5,0 л/с |
Дроссель |
от 0 до 30 МПа |
Дроссель-расходомер |
от 0 до 1,5 л/с |
Прибор КИ-562 ГОСНИИТИ для испытания форсунок |
от 0 до 40 МПа |
Прибор НИИАТ К-402 для проверки рулевого управления |
от 0 до 12 кгс |
Динамометр, ГОСТ 13837-79 |
от 0 до 10 кгс |
Прибор ПКС-7 для проверки усилия сжатия захвата |
от 0 до 10000 кгс |
Примечание.
1. Все используемые для диагностирования средства измерений должны быть выпущены в обращение в соответствии с ГОСТом ПР 50.2.009-94, а также иметь действующие отметки о поверке по ГОСТу ПР 50.2.002-94.
2. Наличие гидротестера исключает необходимость в счетчиках жидкости, дросселях и манометрах, приведенных в таблице.
3. Прибор НИИАТ и динамометр взаимозаменяемы.
2. Порядок проведения общего диагностирования
2.1. Перед выполнением операций по диагностированию необходимо прежде всего убедиться в исправности других систем (механических, электрических и пневматических), с которыми связан гидропривод.
2.2. Температура рабочей жидкости перед диагностированием должна быть в пределах 40 - 50°С для объемной передачи и 80 - 90°С для гидродинамической передачи (трансмиссии с гидротрансформатором).
На трубопроводах и в местах их подсоединений не должно быть утечек. Уровень рабочей жидкости должен соответствовать контрольной отметке.
2.3. При общем диагностировании гидросистем производят проверку действия и параметров работы исполнительных механизмов, оснащенных гидроприводами. Примерный перечень проверяемых параметров указан в таблице 2.
Таблица 2. Примерный перечень проверяемых параметров работы исполнительных механизмов
Проверяемый параметр работы | |||
Тип перегрузочной машины |
Наименование |
Допустимое значение в % от номинального |
Условие проверки |
Погрузчик, тягач, контейнерный перегружатель, козловой кран |
Скорость подъема номинального груза, не менее |
80 |
Частота вращения двигателя, (об/мин.), согласно требованиям заводской и фирменной документации |
Скорость опускания каретки (седла) с грузом, не более |
120 |
То же |
|
То же без груза, не менее |
80 |
-"- |
|
Скорость втягивания штока цилиндра наклона, не менее |
80 |
|
|
Уменьшение усилия сжатия груза на захвате за 10 мин. выдержки, не более |
10 |
Прибор ПКС-7 устанавливается между щеками захвата |
|
Усилие поворота на ободе колеса на средних оборотах двигателя, не более |
110 |
Динамометр или прибор НИИАТ К-402 закрепляется на ободе колеса |
|
Скорость передвижения погрузчика с гидротрансформатором, не менее |
80 |
На горизонтальном участке дороги без груза |
|
Реклаймер углеперегрузочного комплекса |
Снижение скорости вращения роторного колеса, не более |
15 |
Без нагрузки |
Снижение скорости поворота стрелы, не более |
15 |
Без нагрузки |
|
Изменение давления по показаниям штатных манометров |
10 |
С полной нагрузкой роторного колеса и стрелы |
2.4. При обнаружении отклонений проверяемых параметров от допустимых значений, а также неисправностей, указанных в таблицах 3 - 7, производят локальное диагностирование в соответствии с требованиями раздела 3.
3. Общие требования к проведению локального диагностирования
3.1. Проведение локального диагностирования должно включать:
определение перечня и осмотр ОГ, которые могут быть неисправными;
установление последовательности проверки выбранных ОГ в случае предположения неисправности двух и более агрегатов;
проверку выбранных ОГ.
3.2. Объекты гидросистемы, которые должны быть осмотрены и проверены, выбирают в зависимости от проявления неисправности и в соответствии с принципиальной гидравлической схемой с учетом таблиц 3.1 - 3.5.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "таблиц 3.1 - 3.5" имеется в виду "таблицы 3 - 5"
Осмотр выбранных для проверки ОГ проводят для выявления возможных внешних утечек, трещин корпуса, повышенного шума, нагрева, ослабления креплений и вибрации при работе. ОГ с указанными неисправностями должны проверяться в первую очередь.
Таблица 3. Примерный перечень неисправностей, их причин и объектов диагностирования гидроприводов причальных и тыловых контейнерных перегружателей
Внешнее проявление неисправности |
Объект диагностирования |
Вероятная причина неисправности объекта диагностирования |
Гидроприводы спредера | ||
1. Отсутствие движения: |
|
|
всех приводов |
Рабочая жидкость |
Загрязнение, понижение уровня или вязкости |
Фильтры всасывающий и напорный |
Засорение, заклинивание перепускного клапана |
|
Распределитель общего подключения |
Не переключается в рабочее положение |
|
Клапан предохранительный |
Негерметичность, давление срабатывания ниже установленного технической документацией |
|
Насос |
Износ |
|
привода поворотных штыков |
Клапан редукционный |
Негерметичность, ослабла пружина клапана |
Дроссель |
Засорение проходного канала, нарушена регулировка |
|
Гидрозамок |
Заклинивание поршня |
|
Гидродвигатель (цилиндр) |
Износ, внутренние утечки |
|
Распределитель |
Утечки в рабочем положении |
|
привода подъема угловых направляющих |
Дроссель |
Засорение проходного канала, нарушена регулировка |
Клапан предохранительный |
Негерметичность, давление срабатывания ниже установленного |
|
Гидрозамок |
Заклинивание поршня |
|
Гидродвигатель (цилиндр) |
Износ, внутренние утечки |
|
Распределитель |
Утечки в рабочем положении, не переключается в рабочее положение |
|
привода выдвижения и фиксации консоли спредера |
Гидромотор (цилиндр) |
Износ и внутренние утечки |
Распределитель |
Утечки в рабочем положении |
|
Клапан редукционный |
Негерметичность, ослабла пружина клапана |
|
Дроссель |
Нарушена регулировка |
|
привода раздвижения спредера |
Клапан редукционный |
Ослабла пружина клапана |
Дроссель |
Засорение проходного канала |
|
Цилиндр |
Износ, внутренние утечки |
|
Клапан предохранительный |
Негерметичность, давление срабатывания ниже установленного |
|
Распределитель |
Утечки в рабочем положении |
|
привода раздвижения блоков успокоения качения |
Гидрозамок |
Заклинивание поршня или клапана |
Дроссель |
Засорение проходного канала, нарушена регулировка |
|
Клапан предохранительный |
Негерметичность, давление срабатывания ниже установленного |
|
Цилиндр |
Износ, внутренние утечки |
|
Распределитель |
Утечки в рабочем положении |
|
привода поворота спредера |
Дроссель |
Засорение проходного отверстия, нарушена регулировка |
Клапан предохранительный |
Негерметичность, давление срабатывания ниже установленного |
|
|
Гидромотор (цилиндр) |
Износ, внутренние утечки
Внутренние утечки в рабочем положении |
Распределитель |
Давление срабатывания ниже установленного |
|
привода фиксации поворота спредера |
Цилиндр |
Износ, внутренние утечки |
Распределитель |
Внутренние утечки в рабочем положении |
|
привода продольного наклона спредера |
Фильтр напорный |
Засорение |
Дроссель |
Засорение проходного канала, нарушена регулировка |
|
Клапан предохранительный |
Давление срабатывания ниже установленного |
|
Гидрозамок |
Заклинивание поршня |
|
Цилиндр |
Износ, внутренние утечки |
|
Распределитель |
Не переключается в рабочее положение |
|
привода наклона спредера (смещение центра тяжести) |
Дроссель |
Засорение проходного канала, нарушена регулировка |
Цилиндр |
Износ, внутренние утечки |
|
Гидрозамок |
Заклинивание поршня |
|
привода поперечного наклона спредера |
Дроссель |
Нарушена регулировка |
Гидрозамок |
Негерметичность |
|
Цилиндр |
Износ, внутренние утечки |
|
Распределитель |
Внутренние утечки в рабочем положении |
|
2. Перекос спредера при включении цилиндров наклона |
Делитель потока |
Нарушена симметричность исходного положения золотника |
3. Самопроизвольное опускание угловых направляющих |
Гидрозамок |
Негерметичность |
Гидропривод натяжения канатов на перегружателе | ||
4. Отсутствие или слабое натяжение канатов |
Рабочая жидкость |
Загрязнение, снижение уровня или вязкости |
|
Фильтр всасывающий |
Засорение |
Цилиндр |
Износ и внутренние утечки |
|
Клапан предохранительный |
Негерметичность, давление срабатывания ниже установленного |
|
Насос |
Износ |
|
Распределитель |
Утечки в рабочем положении |
|
5. Не происходит ослабления натяжения канатов |
Клапан предохранительный |
Клапан отрегулирован на срабатывание при давлении большем, чем установленное |
Распределитель |
Не переключается в рабочее положение |
|
6. Канат вибрирует при натяжении |
Дроссель |
Нарушена регулировка |
Гидропривод успокоения качания спредера на перегружателе | ||
7. Отсутствие движения цилиндров раздвижения блоков: |
|
|
в сторону раздвижения блоков: |
Рабочая жидкость |
Снижение уровня или вязкости |
Фильтр всасывающий |
Засорение |
|
в сторону сближения блоков |
Насос |
Износ |
Клапан предохранительный |
Негерметичность |
|
Распределитель |
Утечка в рабочем положении |
|
Дроссель |
Нарушена регулировка |
|
8. В контуре гидроамортизатора: |
|
|
жесткая работа цилиндров |
Рабочая жидкость |
Высокая вязкость, загрязнение, засорение канала |
мягкая работа цилиндров |
Дроссель |
Нарушена регулировка и засорение канала |
Рабочая жидкость |
Снижение вязкости |
|
Дроссель |
Нарушена регулировка |
|
Рабочая жидкость |
Наличие воздуха |
|
Клапан обратный в сливной линии |
Ослабла пружина и отсутствует подпор давления канала |
|
9. Отсутствует успокоение качания на всех канатах (перегружатель "Коне") |
Рабочая жидкость |
Снижение уровня или вязкости, загрязнение |
Насос подпитки |
Износ |
|
Реле давления |
Не включается при установленном давлении |
|
Клапан разгрузочный |
Золотник заклинивает в положении открытия |
|
Охладитель рабочей жидкости |
Не работает вентилятор |
|
10. Не происходит опускание крюков запорного устройства |
Насос |
Не отключается насос |
Цилиндр |
Заклинивание поршня |
|
Распределитель |
Утечки в рабочем положении |
|
Гидропривод аварийного тормоза подъема консоли на перегружателе "Коне" | ||
11. При включении насоса растормаживания не происходит |
Рабочая жидкость |
Снижение уровня или вязкости, загрязнение |
Клапан предохранительный, реле давления |
Давление срабатывания ниже установленного |
|
Насос |
Износ |
|
12. Резкое торможение после отключения насоса |
Аккумулятор |
Давление газа в разделительном мешке ниже установленного |
Дроссель |
Нарушена регулировка, засорение проходного канала |
|
Клапан обратный |
Негерметичность |
|
13. Тормоз не удерживает при отключенном насосе |
Клапан предохранительный в цепи подготовки к растормаживанию |
Ослабла пружина, давление срабатывания ниже установленного |
Цилиндр |
Не вращается вертушка и не происходит компенсация износа фрикционных накладок тормоза |
|
Насос главный |
Снижение рабочего давления ниже номинального |
|
Регулятор "Мооринг" |
Заклинивает цилиндр управления насосом |
|
Клапан предохранительный |
Давление срабатывания выше установленного |
|
На одном канате |
Гидромотор |
Износ, внутренние утечки |
|
Клапан ограничения давления (клапан "Серво") |
Нарушена регулировка открытия клапана на слив |
при подъеме спредера |
Распределитель |
Золотник не переключается от давления управления |
14. Канат успокоения качания образует слабину |
Клапан предохранительный |
Давление срабатывания ниже установленного |
Гидропривод фиксации подъемной консоли на перегружателе "Мицуи-Пасеко" | ||
15. Не происходит подъема крюков запорного устройства |
Рабочая жидкость |
Загрязнение, снижение уровня или вязкости |
Фильтр всасывающий |
Засорение |
|
Цилиндр |
Износ и внутренние утечки |
|
Клапан предохранительный |
Негерметичность, давление срабатывания ниже установленного |
|
Насос |
Износ |
|
Распределитель |
Утечки в рабочем положении |
|
Гидропривод рельсового захвата | ||
16. Захват не открывается |
Рабочая жидкость |
Снижение уровня или вязкости, загрязнение |
Фильтр всасывающий |
Засорение |
|
Вентиль гидроаккумулятора |
Находится в открытом положении |
|
Насос |
Износ |
|
Реле давления |
Не замыкается контакт включения соленоида распределителя или привода насоса |
|
Дроссель |
Нарушена регулировка |
|
Цилиндр |
Износ, внутренние утечки |
|
Клапан предохранительный |
Негерметичность, давление срабатывания ниже установленного |
|
Насос |
Не отключается насос |
|
Клапан предохранительный |
Отрегулирован на давление выше установленного |
|
Дроссель |
Нарушена регулировка |
|
Фильтр сливной |
Засорение |
|
17. Перегрев рабочей жидкости, насос быстро изнашивается |
Реле давления |
Не выключает привод насоса при давлении выше установленного |
Гидроаккумулятор |
Давление газа в разделительном мешке ниже установленного |
Таблица 4. Примерный перечень неисправностей, их причин и объектов диагностирования гидроприводов портовых тягачей и погрузчиков (вилочных и ковшевых)
Внешнее проявление неисправности |
Объект диагностирования |
Вероятная причина неисправности объекта диагностирования |
1. Отсутствие или замедление подъема седла тягача |
Насос |
Износ, не развивает давления |
Распределитель |
Внутренние утечки в рабочем положении |
|
Дроссель (регулятор расхода |
Заклинило золотник в клапане в закрытом состоянии |
|
Предохранительный клапан |
Не герметичен |
|
2. Скорость спуска груза на седле тягача мала |
Дроссель (регулятор расхода |
Ослабла пружина золотника |
3. Скорость спуска тяжелого груза на седле тягача велика |
Дроссель (регулятор расхода) |
Заклинило золотник в клапане в открытом состоянии |
4. Тяжелый груз на седле тягача опускается самопроизвольно |
Распределитель |
Внутренние утечки в нейтральном положении |
Цилиндр |
Наружные утечки |
|
5. Отсутствие или замедление движения всех цилиндров грузоподъемника |
Рабочая жидкость |
Снижение уровня или вязкости, загрязнение |
Насос |
Износ |
|
Клапаны предохранительный или перепускной |
Негерметичность, ослабла пружина |
|
6. Снижение скорости подъема груза |
Фильтр сливной и всасывающий |
Засорение |
Клапан разгрузочный |
Ослабла пружина, внутренние утечки |
|
Клапан обратный |
Заклинивает плунжер клапана при открывании |
|
Насос |
Износ |
|
Делитель потока |
Заклинило поршень |
|
Распределитель |
Износ и внутренние утечки |
|
7. При включении подъема движется только шток подъема рамы "Тоета" |
Цилиндр подъема каретки Направляющие каретки подъема |
Погнут шток или износ уплотнений поршня Изгиб направляющих и заклинивание каретки |
8. Отсутствие подъема на повышенных оборотах двигателя |
Клапан перепускной |
Износ, ослабла пружинка |
9. Скорость спуска тяжелого груза велика, а каретки без груза мала |
Регулятор расхода |
Ослабла пружина или заклинило поршень |
10. Самопроизвольное опускание груза (4045) |
Клапан обратный или управляемый |
Негерметичность в закрытом состоянии |
Распределитель |
Износ золотника и внутренние утечки в нейтральном положении |
|
Цилиндр |
Износ уплотнений поршня |
|
11. При включении подъема на холостых оборотах двигателя груз опускается (4045) |
Клапан обратный |
Негерметичность |
12. Отсутствует наклон грузоподъемника или ковша назад |
Клапан запорный или разгрузочный |
Заклинивает золотник клапана в открытом положении |
13. Отсутствует наклон грузоподъемника или ковша вперед |
Клапан запорный |
Заклинивает золотник клапана в закрытом положении |
14. Снижение скорости наклона грузоподъемника или ковша |
Цилиндр |
Износ, внутренние утечки |
Распределитель |
Износ, внутренние утечки |
|
15. Самопроизвольный наклон грузоподъемника или ковша с грузом вперед |
Клапан запорный |
Негерметичность |
Распределитель |
Внутренние утечки в нейтральном положении |
|
Цилиндр |
Износ уплотнений |
|
16. В гидроприводе рулевого управления: |
|
|
- увеличение усилия поворота рулевого колеса с гидроусилителем следящего типа |
Фильтр сливной |
Засорение |
Клапан предохранительный, перепускной или обратный в блоке клапана управления |
Ослабла пружина, негерметичность |
|
Клапан разгрузочный |
Негерметичность |
|
Насос |
Износ |
|
Цилиндр гидроусилителя |
Износ и внутренние утечки |
|
Клапан управления |
Внутренние утечки в рабочем положении золотника |
|
- при вращении рулевого колеса машины не разворачиваются или разворачиваются с опозданием |
Насос Распределитель типа "Орбитрол" |
Износ Износ насосной пары, негерметичен шариковый клапан в "Орбитроле" |
Цилиндр |
Износ, внутренние утечки |
|
Клапан предохранительный |
Не герметичен |
|
- самопроизвольный разворот колес |
Распределитель типа "Орбитрол" |
Заедание роторных золотников "Орбитрола" или повреждение центровочной пружины |
- руль стремится вращаться в направлении, обратном требуемому |
Распределитель типа "Орбитрол" |
Неправильно установлен поворотный валик "Орбитрола" |
17. В захвате для кип: |
|
|
лапы захвата не расходятся |
Гидрозамок |
Заклинило золотник управления |
лапы захвата не прижимают груз |
Гидрозамок |
Заклинило обратный клапан |
Клапан разгрузочный |
Негерметичность, ослабла пружина |
|
Клапан запорный |
Заклинило золотник управления |
|
самопроизвольное отжатие лап захвата от груза при транспортировке |
Цилиндры |
Износ уплотнений поршня |
Гидрозамок |
Негерметичность обратного клапана |
|
18. В захвате кантователя: |
|
|
захват не прижимает груз |
Цилиндр |
Износ уплотнений поршня |
Гидрозамок |
Негерметичность |
|
захват не разворачивается |
Гидрораспределитель |
Внутренние утечки в рабочем положении |
Гидромотор |
Износ и внутренние утечки |
|
|
Гидрораспределитель |
Тоже |
18*. В гидроприводе сталкивателя: |
|
|
сталкиватель не развивает необходимое усилие |
Цилиндры |
Износ уплотнений поршня |
Гидрораспределитель |
Износ и внутренние утечки |
______________________________
* Нумерация соответствует оригиналу.
Таблица 5. Примерный перечень неисправностей, их причин и объектов диагностирования гидроприводов портальных конвейерных погрузчиков
Внешнее проявление неисправности |
Объект диагностирования |
Вероятная причина неисправности объекта диагностирования |
1. В гидроприводе подъема: |
|
|
снижение скорости подъема с грузом |
Рабочая жидкость |
Снижение вязкости, загрязнение |
Фильтр сливной |
Засорение |
|
Цилиндры |
Износ уплотнений поршня |
|
Предохранительный клапан |
Ослабла пружина, внутренние утечки |
|
Насос |
Износ, внутренние утечки |
|
Распределитель |
Внутренние утечки в положении подъема |
|
Тормозной клапан ("Пайнер") |
Смещение золотника в положение слива |
|
перекос при подъеме спредера с грузом с механической синхронизацией |
Цилиндры |
Повышенный износ и внутренние утечки в одном из цилиндров |
Гидрозамок |
Повышение сопротивления открытию обратного клапана |
|
механическая система синхронизации |
Неравномерное удлинение цепей подъема, большая эксцентричность нагрузки на спредере |
|
самопроизвольное опускание или перекос поднятого спредера с грузом |
Гидрозамок |
Негерметичность обратного клапана |
Цилиндры |
Износ уплотнений поршня |
|
перекос при подъеме спредера с гидравлической синхронизацией |
Перепускные (выравнивающие) клапаны |
Нарушение нейтральной установки золотника |
Делитель потока |
Неравномерность распределения потока по секциям |
|
Цилиндры |
Повышенный износ и внутренние утечки в одном из цилиндров |
|
2. В гидроприводе рулевого управления: |
|
|
колеса не разворачиваются или разворачиваются с запаздыванием |
Насос |
Износ, внутренние утечки |
Клапан управления "Орбитрол" |
Износ насосной пары в "Орбитроле" |
|
Цилиндр 5 |
Негерметичность обратного клапана Износ уплотнений поршня |
|
самопроизвольный разворот колес или разворот рывками |
Клапан управления "Орбитрол" |
Заедание внутреннего и внешнего золотника или повреждение центровочной пружины |
Насос |
Не создает давления Погнут шток |
|
тяжелый поворот руля |
Цилиндр |
|
3. В гидроприводе спредера: |
|
|
не действуют все цилиндры управления |
Насос |
Износ, внутренние утечки |
Распределитель общего подключения |
Заело золотник в положении слива рабочей жидкости |
|
не действует цилиндр поворота передней (задней) части спредера |
Цилиндр |
Износ уплотнений поршня |
Распределитель |
Износ и утечки в рабочем положении |
|
не действуют цилиндры поворота штыков на 20 (40) - футовом спредере |
Цилиндры |
Износ уплотнений поршня |
Распределитель |
Износ и утечки в рабочем положении |
|
4. В гидроприводе передвижения ("Пайнер"): |
|
|
снижение скорости передвижения |
Насос основной или подпитки |
Снижение подачи и давления из-за износа |
Гидромоторы |
Износ, увеличение утечек в дренажную линию |
|
Предохранительный клапан |
Негерметичность, ослабла пружина |
|
не включается блокировка гидромоторов (блокировка дифференциала) |
Насос блокировки |
Износ |
Распределитель блокировки |
Нарушение положения золотника |
Таблица 6. Примерный перечень неисправностей, их причин и объектов диагностирования гидродинамических передач перегрузочных машин
Внешнее проявление неисправности |
Объект диагностирования |
Вероятная причина неисправности объекта диагностирования |
1. Повышенный нагрев рабочей жидкости в трансмиссии |
Рабочая жидкость |
Снижение уровня или загрязнение |
Маслоохладитель |
Засорение |
|
Гидротрансформатор |
Проскальзывание муфты свободного хода статора |
|
2. Отсутствует или замедлено передвижение машины: |
|
|
в направлении вперед назад или |
Коробка передач, муфты сцепления |
Износ и негерметичность шарикового клапана, износ уплотнения на поршне сцепления или на ведущем валу |
в обоих направлениях |
Диски сцепления |
Износ |
Рабочая жидкость |
Снижение уровня или вязкости, загрязнение |
|
Клапан медленного движения |
Заедание золотника в открытом состоянии |
|
Клапан регулирующий |
Ослабла пружина |
|
Насос |
Износ |
|
Фильтры всасывающий и сливной |
Засорение |
|
Гидротрансформатор |
Износ внутренних уплотнений, повреждение рабочих колес, износ муфты свободного хода статора |
|
3. Неплавное включение сцепления гидротрансмиссии |
Регулятор или клапан разгрузочный |
Заедание золотника клапана в закрытом состоянии |
Клапан регулирующий |
Тоже |
|
4. Задержка при трогании с места ("Тоета") |
Регулятор установки давления |
Заедание золотника клапана в открытом состоянии |
5. Невозможность медленного передвижения при работе на высокой частоте вращения двигателя |
Клапан "медленного движения" |
Золотник клапана не перемещается при нажатии на педаль "медленного движения" и не сбрасывает давления |
Таблица 7. Примерный перечень неисправностей, их причин и объектов диагностирования гидропривода реклаймера
Внешнее проявление неисправности |
Объект диагностирования |
Вероятная причина неисправности объекта диагностирования |
1. Снижение скорости вращения роторного колеса или поворота стрелы |
Рабочая жидкость |
Загрязнение, понижение уровня или вязкости, охлаждение ниже установленной температуры (неисправен нагреватель либо терморегулятор; неисправности в системе предварительного подогрева) |
Фильтры напорный и всасывающий |
Засорение |
|
Клапан предохранительный |
Негерметичность, срабатывание при давлении меньшем, чем установленное |
|
Насос подпитки |
Износ |
|
Насос главной системы |
Тоже |
|
Обратный клапан подпитки |
Заедание в закрытом состоянии |
|
Гидромоторы |
Износ и внутренние утечки |
|
Гидрораспределитель управления насосом |
Утечки в рабочем положении |
|
2. Не включается один из гидромоторов привода |
Гидрораспределитель управления гидромотором |
Заклинивание золотника распределителя, не срабатывает электромагнит (отсутствие напряжения на клеммах или обрыв в катушке) |
3. Скорость вращения роторного колеса (стрелы) изменяется очень медленно или изменяется рывками |
Дроссель контрольной системы насоса |
Засорение проходного канала, нарушена регулировка |
3.3. В случае, если при осмотре ОГ не будет обнаружено внешнего проявления неисправности, то проверку выбранного перечня ОГ рекомендуется устанавливать в последовательности, указанной в таблицах 3 - 7 в графе "Объект диагностирования", в зависимости от типа машины.
3.4. Приведенный в таблицах 3 - 7 перечень объектов диагностирования является примерным (обобщенным по основным типам машин, находящихся в эксплуатации в морских портах) и должен быть сокращен или дополнен в зависимости от особенностей устройства гидроприводов конкретных типов и моделей машин.
3.5. Диагностирование отдельных ОГ производят в соответствии с указаниями раздела 4 и с учетом подразделов# 2.1 и 2.2. Подключение приборов должно производиться с помощью переходных устройств в условиях, исключающих попадание загрязнений в гидросистему. При этом рекомендуется применить быстроразъемные запорные муфты.
3.6. При обнаружении первого же неисправного ОГ производят его замену или ремонт. Затем повторно делают необходимую проверку действия исполнительного механизма с гидроприводом. Если механизм работает исправно, то диагностирование заканчивают. В противном случае продолжают последовательную проверку ОГ. При составлении заключения о ремонте неисправного ОГ необходимо учитывать причину неисправности, указанную в таблицах 3 - 7.
4. Порядок проверок отдельных объектов гидросистемы при локальном диагностировании
4.1. Рабочую жидкость проверяют на загрязнение и вязкость в специализированной лаборатории по ГОСТу 6370-83 и ГОСТу 33-2000. Пробу рабочей жидкости объемом не менее 0,4 л отбирают в чистую посуду из бака при непрерывной циркуляции в гидросистеме. Допустимое содержание механических примесей по массе не должно превышать 0,005%. Кинематическая вязкость, определенная при температуре рабочей жидкости 50°С, не должна выходить за пределы, указанные в таблице 8.
Таблица 8. Предел кинематической вязкости рабочей жидкости
Тип гидропривода |
Допустимый предел кинематической вязкости рабочей жидкости, мм2/с (сСт) |
Объемный гидропривод |
10 - 30 |
Гидродинамическая трансмиссия |
25 - 30 |
Состояние фильтров проверяют по штатным указателям загрязнения. При их отсутствии фильтры тонкой очистки необходимо промывать, а сменные элементы заменять без проверки, если их наработка (в машино-часах) составляет больше половины допускаемой. Состояние всасывающих фильтров проверяют косвенно путем прослушивания и осмотра всасывающего трубопровода при работе двигателя на номинальных оборотах. Повышенный шум, хлопки и вибрация всасывающего трубопровода являются показателем засоренности фильтра. Сетчатые элементы всасывающих фильтров следует осматривать и промывать, если снятие их не вызывает затруднений и при этом исключается попадание загрязнений в гидросистему. Проверку фильтров можно производить также с помощью манометра и вакуумметра в соответствии с таблицей 9 при номинальной частоте вращения двигателя.
Таблица 9. Схемы проверки фильтров
Тип фильтра |
Используемый прибор и место его установки |
Измеряемый параметр |
|
Наименование |
Величина МПа, не более |
||
Всасывающий, сетчатый |
Вакуумметр на всасывающей линии насоса |
Разряжение по вакуумметру |
0,03 |
Напорный, тонкой очистки |
Манометр перед входом и на выходе из фильтра |
Перепад давления |
0,2 |
Сливной, тонкой очистки |
Манометр перед входом рабочей жидкости в фильтр |
Давление по манометру |
0,3 |
4.2. Насосы проверяют по давлению, измеряемому манометром, установленным на напорной линии. Давление, развиваемое насосом при максимальной нагрузке, должно составлять не менее 90% от номинального рабочего. Если это условие не выполняется, то насос рекомендуется дополнительно проверить на подачу с помощью гидротестера, состоящего из нагрузочного дросселя с манометром и расходомера. Гидротестер подключают в напорную линию насоса после предохранительного клапана, как показано на рис. 1. При наличии штатного дросселя в напорную линию следует подключить манометр и расходомер. Вместо дросселя можно использовать для создания нагрузки штатный разгрузочный (предохранительный) клапан. При этом рекомендуется на время проверки снизить давление разгрузки этого клапана на 20-25%, а расходомер подключить к сливной линии, как показано на рис. 2.
Проверку подачи производят в 2 приема при одной и той же частоте вращения двигателя. Сначала проверяют подачу насоса без нагрузки, т.е. при полностью открытом дросселе 4 или нейтральном положении распределителя (при проверке без дросселя). Затем создают нагрузку, поднимая давление до номинального рабочего плавным поворотом регулировочной головки дросселя или установкой распределителя в рабочее положение (при проверке без дросселя). Подача насоса под нагрузкой по расходомеру должна составлять не менее 60% от подачи без нагрузки. При наличии в гидросистеме сдвоенных насосов следует проверять каждый из них отдельно. Для этого линия подачи насоса, который не проверяется, должна быть переведена на возврат в гидробак. Отключенный трубопровод необходимо заглушить. Для насосов с номинальной подачей до 0,7 л/с вместо расходомера допускается измерять подачу насоса с помощью мерной емкости, устанавливаемой на сливной линии перед гидробаком. Необходимо учитывать, что в случае измерения подачи мерной емкостью нельзя допускать опорожнения гидробака и оголения всасывающего трубопровода. Поэтому насос можно включать на время не более 15 с и сливать рабочую жидкость из емкости обратно в бак перед следующим включением насоса.
Если частота вращения двигателя во время диагностирования будет отличаться от величины, соответствующей номинальной подаче насоса, то необходимо учитывать, что подача насоса изменяется пропорционально изменению частоты его вращения и может быть вычислена по формуле:
,
(1)
где Q - фактическая подача насоса, л/с; - номинальная подача насоса; n - частота вращения двигателя при диагностировании, ; - частота вращения двигателя, соответствующая номинальной подаче насоса, .
Следует иметь в виду, что насосы на портальных контейнеровозах и других машинах могут иметь номинальную подачу до 4 - 6 л/с. В то же время существующие расходомеры (гидротестеры) имеют предел измерения до 3 - 5 л/с. Поэтому такие насосы можно проверять только на пониженной частоте вращения с учетом того, чтобы фактическая подача не превышала предел измерения прибора. При больших подачах насосы могут иметь дренажную линию, через которую отводятся внутренние утечки. Такие насосы можно проверять непосредственно по этим утечкам с помощью мерной емкости или расходомера. Утечки в дренажную линию насоса при номинальной загрузке гидропривода не должны превышать 10% от подачи насоса.
4.3. Клапаны предохранительные (разгрузочные) и редукционные проверяют с помощью манометра, установленного на напорной линии насоса. При этом распределитель проверяемого контура устанавливают в рабочее положение, а рабочий орган перемещают до упора в крайнее положение. В момент остановки рабочего органа фиксируют давление срабатывания клапана, которое должно быть в пределах 95-105% от номинального значения. В контуре гидроусилителя руля проверка давления срабатывания клапана производится после поворота рулевого колеса до упора. Более точная проверка клапана, а также проверка в случае, если насос изношен и не развивает необходимого давления, может быть произведена специальным ручным насосом. Для этого при неработающем насосе отсоединяют и заглушают трубопроводы на входе, выходе и дренажном отверстии клапана. Входное отверстие клапана соединяется с нагнетательной секцией переносного ручного насоса с манометром. С этой целью можно использовать прибор для испытания топливных форсунок типа КИ-562 ГОСНИТИ или другой аналогичного назначения. Создавая давление ручным насосом, по манометру проверяют давление срабатывания клапана. Герметичность клапана проверяют путем измерения утечек через его выходное отверстие. Для этого в течение 5-10 с необходимо поддержание давления примерно на 10% ниже, чем давление срабатывания клапана. Утечки не должны превышать 1% от подачи насоса.
4.4. Гидроцилиндры двустороннего действия проверяют, как правило, по схеме, приведенной на рис. 3. При этом шток цилиндра выдвигают до отказа. Привод насоса останавливают. Отсоединяют и заглушают трубопровод штоковой полости цилиндра. Вместо него подсоединяют короткий шланг, второй конец которого опускают в мерную емкость.
Включают привод на холостых оборотах при нейтральном положении гидрораспределителя. Затем включают подачу рабочей жидкости в надпоршневую полость цилиндра и увеличивают обороты привода до номинальных. Объем утечек в кубических сантиметрах через уплотнения поршня, замеряемых в течение 15 с, не должен превышать величины , где D - внутренний диаметр цилиндра в сантиметрах. Цилиндры одно- и двустороннего действия механизма подъема груза погрузчиков и механизма подъема седла портовых тягачей проверяют по скорости усадки штока поршня или плунжера под действием поднятого номинального груза при нейтральном положении гидрораспределителя подъема после остановки насоса. Сливное отверстие гидрораспределителя при этом необходимо заглушить. Скорость усадки штока поршня или плунжера цилиндра не должна превышать м/с (1 см/мин.), если в заводской или фирменной документации не указана меньшая предельно допустимая величина данного параметра. Гидроцилиндры двустороннего действия можно также проверять с помощью гидротестера по схеме, приведенной на рис. 4. При этом шток цилиндра устанавливают в крайнее положение, включают распределитель в положение 1 и поднимают давление с помощью дросселя до номинального рабочего. Расходомером измеряют расход рабочей жидкости и сравнивают его с номинальной подачей насоса при одинаковой частоте вращения. Разница в расходах определяет утечки в цилиндре.
4.5. Гидрораспределитель проверяют различными способами в зависимости от типа машины, наличия средств измерения, вида неисправности и компоновки самого распределителя:
а) гидрораспределители механизма подъема погрузчиков и портальных контейнерных погрузчиков можно проверить по скорости самопроизвольного опускания груза;
Для проверки в рабочем положении необходимо выполнить следующие операции:
зафиксировать в открытом положении обратные клапаны в гидрозамках (при их наличии);
поднять номинальный груз на высоту 0,5 - 1 м и остановить двигатель при нейтральном положении распределителя;
отключить от распределителя напорный трубопровод со стороны насоса и заглушить отверстие для подсоединения этого трубопровода на распределителе;
установить золотник распределителя в положение "подъем" и замерить скорость опускания груза. Если скорость самопроизвольного опускания груза в рабочем положении распределителя будет более 0,01 м/с, то распределитель считается неисправным;
б) в случае самопроизвольного опускания номинального груза на нейтральном положении распределителя со скоростью более м/с (2 см/мин.) требуется проверка распределителя в нейтральном положении. Для этого сначала определяют скорость усадки штока цилиндра подъема под грузом, как указано в пункте 4.4, и соответствующую этой усадке скорость опускания груза. Затем из общей скорости самопроизвольного опускания груза вычитают скорость опускания из-за усадки штока. Разница этих скоростей косвенно характеризует утечки в нейтральном положении распределителя и не должна превышать м/с (1 см/мин.);
в) распределители гидроприводов, которые не могут быть загружены постоянной статической нагрузкой, можно проверить по схеме, приведенной на рис. 5, также без специальных приборов. Для этого отделяют сливную линию распределителя 4 от общей сливной линии 7, устанавливают в конце сливного трубопровода гибкий шланг 6 и направляют его в заливную горловину гидробака 1 машины. Затем при работе насоса 2 включают распределитель в рабочее положение I и II и после остановки поршня цилиндра 5 вынимают шланг 6 из гидробака и замеряют утечки мерным резервуаром 8 в режиме срабатывания предохранительного клапана 3.
Необходимо учитывать, что работа насоса в режиме срабатывания предохранительного клапана может продолжаться не более 15 с.
Утечки, собранные в резервуаре 8, за вычетом замеренных ранее утечек в цилиндре (см. пункт 4.4) не должны превышать 5% от подачи насоса за одно и то же время;
г) при наличии гидротестера любой распределитель можно проверить по схеме, приведенной на рис. 6.
При этом гидротестер или средства, его заменяющие, подключают на выходе из распределителя. Затем при работающем насосе устанавливают золотник распределителя 2 в рабочее положение I или II и, вращая головку дросселя 4, создают номинальное давление, контролируя его по манометру 3, и измеряют расход расходомером 5.
Частота вращения двигателя и средства измерения должны быть аналогичными, как и при проверке насоса в данном контуре.
Исправность распределителя определяется по его объемному КПД, который определяется по формуле
,
где - расход на входе распределителя при номинальном давлении, л/с;
- подача насоса, определенная при проверке насоса (см. пункт 4.2) при том же давлении и на той же частоте вращения двигателя, что и , л/с.
Значение объемного КПД должно быть не ниже 0,7.
4.6. Гидрозамки проверяют с учетом следующих требований:
а) для проверки одностороннего гидрозамка в контуре подъема необходимо поднять номинальный груз на высоту 0,5 - 1 м и остановить двигатель. Затем отсоединяют трубопровод в любом месте между гидрозамком и распределителем подъема. Если со стороны гидрозамка через отключенный трубопровод (после слива остатка рабочей жидкости, находящейся в нем выше места отключения) будет наблюдаться утечка, то гидрозамок считается неисправным;
б) если компоновка агрегатов позволяет производить подключение приборов, то двусторонний гидрозамок проверяют в 2 приема с помощью ручного насоса с манометром. Для этого после отсоединения от гидроагрегата всех трубопроводов заглушают выходное отверстие клапана 5 в точке 4 (рис. 7), а к отверстию в точке 8 подсоединяют ручной гидронасос и создают рабочее давление. Через отверстие в точке 2 продувают (например, шинным насосом) воздух, проверяя открытие клапана 6 на выходе отверстия в точке 1.
Затем заглушают выходное отверстие клапана 6 в точке 1 и подводят давление к отверстию в точке 2. Через отверстие в точке 8 продувают сжатый воздух, проверяя открытие клапана 5. Проверку одностороннего гидрозамка (обратного клапана с гидроуправлением) производят аналогично в один прием. При этом заглушать отверстие не требуется. Если при проверке окажется, что давление не поднимается или быстро падает, то это означает, что имеется износ поршня или цилиндра. Требуется ремонт или замена всего агрегата. Если при рабочем давлении воздух не продувается, то это означает, что заклинивает поршень. Требуется разобрать и промыть цилиндр и поршень. Если воздух продувается без создания давления на поршень, то это указывает на негерметичность клапана. Требуется разобрать, промыть и притереть седло и запорный элемент клапана;
в) если компоновка агрегатов не позволяет подключить ручной насос непосредственно к гидрозамку, а также проверить его, как указано в пункте 4.6, то ручной насос следует подключить к цилиндру, связанному с гидрозамком. При этом ручной насос подключают к цилиндру таким образом, чтобы давление, создаваемое этим насосом, передавалось через поршень цилиндра на гидрозамок. Проверку производят при отключенном штатном насосе. Если после создания номинального давления усадка штока поршня будет превышать м/с (1 см/мин.), то делается заключение о неисправности гидрозамка.
4.7. Гидромотор проверяют измерением утечек через дренажную линию при работе с номинальной нагрузкой. Утечки не должны превышать 10% от подачи насоса. Если для диагностирования нельзя создать постоянную номинальную нагрузку на исполнительном органе, то для этого в сливную линию гидромотора подключают дроссель (или гидротестер с дросселем), как показано на рис. 8.
Создание нагрузки при этом достигается путем установления номинального давления на выходе гидромотора. При использовании гидротестера утечки можно определить как разницу между подачей насоса и расходом на выходе гидромотора.
При отсутствии гидротестера утечки замеряют с помощью мерной емкости, если в схеме не предусмотрены штатные индикаторы утечек.
4.8. Делитель потока проверяют поочередным подключением гидротестера или расходомера на каждом выходе из делителя потока. Схема подключения приборов должна быть аналогична указанной на рис. 1 и 2. При этом выход из делителя потока, который на момент диагностирования не проверяется, должен иметь свободный слив в бак. Расход замеряют при номинальной частоте вращения насоса и номинальном давлении. Соотношение расходов на выходах агрегата должно соответствовать значению, указанному в технической документации. При отсутствии таких данных следует учитывать, что расход в линию гидроусилителя руля и грузоподъемника на автопогрузчиках должен составлять соответственно 40 и 60% от подачи насоса. На портальных контейнерных погрузчиках расход в контур гидроусилителя и в контур управления спредером должен быть примерно одинаковым.
4.9. Регулятор расхода проверяют путем сравнения скоростей движения связанного с ним цилиндра без нагрузки и с номинальной нагрузкой. При исправном регуляторе обе скорости должны быть примерно одинаковыми. Для цилиндров подъема автопогрузчиков регулятор расхода работает только в сторону опускания груза.
4.10. Дроссель проверяют в процессе движения цилиндра, связанного с ним, производя вращение регулировочной головки дросселя. Изменение скорости движения цилиндра должно происходить плавно, неравномерное движение (рывками) не допускается.
4.11. Гидродинамическую передачу проверяют в следующем порядке:
разгрузочный (регулирующий) клапан и муфты сцепления в коробке передач можно проверить по давлению. Для этого манометр устанавливают на блоке клапанов управления в предусмотренное заводской инструкцией место. Измерение давления производят на номинальной частоте вращения двигателя. Разгрузочный клапан проверяют при нейтральном положении селекторного клапана, муфты сцепления - при включении скорости;
остальные агрегаты блока клапанов управления можно проверить по характеру включения сцепления и скорости разгона машины;
исправность гидротрансформатора можно проверить по критической частоте вращения двигателя в так называемом "стоповом режиме". Для этого сначала убеждаются в исправности двигателя по скорости подъема номинального груза. Если двигатель исправен, то под колеса машины устанавливают упорные колодки и включают стояночный тормоз. Затем включают любую скорость в коробке передач и нажимают до отказа на педаль газа. Если частота вращения двигателя при этом не достигает критического значения (предусмотренного технической документацией), то гидротрансформатор считается неисправным.
5. Организация работ по диагностированию
5.1. Работы по диагностированию должны планироваться в соответствии с графиками вывода машин на техническое обслуживание ТО-2.
5.2. Для выполнения работ по диагностированию требуется слесарь шестого разряда (из числа рабочих по техническому обслуживанию машин) и рабочий, управляющий перегрузочной машиной (машинист крана, перегружателя, реклаймера или водитель погрузчика). Слесарь по диагностированию должен знать технологию и порядок проверки не только гидросистемы, но и других систем, функционально связанных с ней (см. пункт 2.1). Работу слесаря по диагностированию должен контролировать групповой механик.
5.3. Результаты диагностирования должны отражаться в контрольно-диагностическом журнале, либо вахтенном журнале машины. Форма и пример заполнения журнала указаны в таблице 10.
Таблица 10. Пример заполнения контрольно-диагностического журнала на
перегрузочную машину _________________________________, инв. N
(наименование, модель)
Дата |
Наработка, маш.-ч |
Неисправность, обнаруженная при общем диагностировании |
Результат локального диагностирования |
||
Объект проверки |
Замеряемый параметр и его величина |
Заключение о состоянии объекта проверки |
|||
Пример заполнения | |||||
12.10.97 |
2550 |
Не работает цилиндр поворотных штыков |
Редукционный клапан |
Давление срабатывания клапана 5МПа |
В норме |
|
|
|
Цилиндр |
Утечки через уплотнение поршня 1 см3/с |
Не исправен |
Диагностирование провел
(подпись)
|
Записи в журнале производятся слесарем по диагностированию. На основании этих записей групповой механик определяет необходимость заказа запасных частей для выполнения ремонтных работ.
5.4. Организация диагностирования перегрузочных машин регламентирована РД 31.44.35-88 "Положение о техническом диагностировании перегрузочных машин морских портов".
6. Требования безопасности
6.1. При проведении работ по диагностированию должны соблюдаться общие и специальные требования по безопасности труда в соответствии с ГОСТом 12.1.004-91, ГОСТом 12.3.002-75. Работы по диагностированию погрузчиков должны проводиться в помещении, оборудованном приспособлениями для безопасного осмотра и проверки агрегатов с учетом ГОСТа 26887-86.
Диагностирование машин, передвигающихся по рельсовым путям (перегружатели, краны и реклаймеры), должно производиться непосредственно на местах их установки.
6.2. Разъединение трубопроводов и подключение приборов (манометра, расходомера и т.п.) должно производиться при неработающем насосе. При этом необходимо использовать трубопроводы, рассчитанные на соответствующее давление нагрузки. Поднимать давление нагрузки дросселем можно только после прогрева рабочей жидкости до температуры, указанной в пункте 2.2.
6.3. Во время диагностирования запрещается:
полностью закрывать нагрузочный дроссель;
устанавливать давление рабочей жидкости выше величин, указанных в настоящем документе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.