В связи с поступлением в адрес Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращений территориальных органов с просьбой разъяснить порядок исполнения запросов антимонопольных органов о предоставлении информации о практике выдачи санитарно-эпидемиологических заключений Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает следующее.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") антимонопольный орган проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме.
Согласно ч. 1 ст. 25.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.4 Федерального закона "О защите конкуренции" должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию посредством вручения проверяемому лицу, его представителю под роспись мотивированного требования о представлении документов и информации. Форма требования о представлении документов и информации утверждается федеральным антимонопольным органом.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 39 антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
В соответствии с ч. 5 ст. 45 Федерального закона "О защите конкуренции" при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия вправе запрашивать у лиц, участвующих в деле, документы, сведения и пояснения в письменной или устной форме по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела, привлекать к участию в деле иных лиц.
Указанные права антимонопольного органа корреспондируют с обязанностью субъектов права по мотивированному требованию антимонопольного органа предоставить в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде (ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О защите конкуренции").
Из комплексного анализа приведенных правовых норм следует, что обязанность федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и должностных лиц) предоставлять в антимонопольный орган запрашиваемую информацию ограничена правом антимонопольного органа требовать запрашиваемую информацию в определенных Федеральным законом "О защите конкуренции" случаях в соответствии с предоставленными антимонопольному органу полномочиями по проведению плановых и внеплановых проверок, а также рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Таким образом, в силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О защите конкуренции" запрос антимонопольного органа о представлении информации должен содержать указание на соответствующее дело о нарушении антимонопольного законодательства или приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки в отношении лица, у которого запрашивается информация или документы, т.е. быть мотивированным.
Кроме того, действующим законодательством, включая приведенные правовые нормы, не установлена обязанность субъектов права представлять в антимонопольный орган не предусмотренные законом статистические данные.
В случае если запрос антимонопольного органа не удовлетворяет указанным требованиям, целесообразно руководствоваться положениями Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и Регламентом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 22.12.2005 N 803 (далее - Регламент).
В соответствии с п. 122 Регламента Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) вправе уточнять содержание запроса в целях предоставления пользователю информацией необходимой информации о деятельности Федеральной службы (ее территориального органа).
В соответствии с п. 127 Регламента Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средствах массовой информации или размещена в сети Интернет. В этом случае в ответе на запрос Федеральная служба (ее территориальный орган) указывает наименование, дату выхода и номер средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронный адрес официального сайта Федеральной службы (ее территориального органа) в сети Интернет либо электронный адрес иного сайта, на котором размещена запрашиваемая информация, включая электронный адрес, прямо указывающий на запрашиваемую информацию, или последовательность действий, которые должен совершить пользователь информацией на указанных сайтах для получения запрашиваемой информации с указанием даты ее размещения.
Руководитель |
Г.Г. Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос об исполнении запросов антимонопольных органов о предоставлении информации о практике выдачи санитарно-эпидемиологических заключений.
Антимонопольный орган проверяет соблюдение законодательства физлицами, организациями, федеральными, региональными и местными властями, а также государственными внебюджетными фондами. Он получает необходимые документы и информацию, письменные и устные объяснения. Организуются плановые и внеплановые проверки.
Запрос о представлении информации должен содержать указание на дело о нарушении антимонопольного законодательства или на приказ о проведении проверки.
Субъекты права не обязаны направлять в антимонопольный орган статданные, которые не предусмотрены законодательством.
Роспотребнадзор вправе уточнять содержание запроса. Он может не представлять сведения, если они опубликованы в СМИ или Интернете. В этом случае в ответе указываются данные об источниках.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 4 октября 2010 г. N 01/14240-0-32 "О предоставлении информации в антимонопольные органы"
Текст письма опубликован в журнале "Московский бухгалтер", декабрь 2010 г., N 23-24