Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минюста РФ
от 1 октября 2010 г. N 241
Административный регламент
исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния
См. Административный регламент исполнения Минюстом РФ государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденный приказом Минюста РФ от 20 ноября 2012 г. N 212
См. справку об административных регламентах исполнения государственных функций и административных регламентах предоставления государственных услуг
I. Общие положения
1. Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния (далее - Административный регламент, государственная функция), устанавливает порядок осуществления центральным аппаратом Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (далее - Минюст России, территориальные органы) контроля за осуществлением полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе при проведении проверок деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребовании документов и внесении предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
2. Нормативные правовые акты, регулирующие исполнение государственной функции:
Конституция Российской Федерации;
часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1996, N 9, ст. 773; N 34, ст. 4026; 1999, N 28, ст. 3471; 2001, N 17, ст. 1644; N 21, ст. 2063; 2002, N 12, ст. 1093; N 48, ст. 4746, 4737; 2003, N 52 (ч. I), ст. 5034; 2004, N 27, ст. 2711, N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, 39, 43; N 27, ст. 2722; N 30 (ч. II), ст. 3120; 2006, N 2, ст. 171; N 3, ст. 282; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2881; N 31 (ч. I), ст. 3437; N 45, ст. 4627; N 50, ст. 5279; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; N 31, ст. 3993; N 41, ст. 4845; N 49, ст. 6079; N 50, ст. 6246; 2008, N 17, ст. 1756; N 20, ст. 2253; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. I), ст. 3597; N 30 (ч. II), ст. 3616, 3617; 2009, N 1, ст. 14, 19, 20, 23; N 7, ст. 775; N 26, ст. 3130; N 29, ст. 3582, 3618; N 52 (ч. I), ст. 6428; 2010, N 19, ст. 2291);
Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16; 1997, N 46, ст. 5243; 1998, N 26, ст. 3014; 2000, N 2, ст. 153; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 11; 2006, N 23, ст. 2378; N 52 (ч. I), ст. 5497; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 30, ст. 3808; 2008, N 17, ст. 1756; N 27, ст. 3124);
глава 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 1 (ч. I), ст. 29, 30; N 30 (ч. I), ст. 3117; N 50 ст. 5246; N 52 (ч. I), ст. 5581; 2006, N 1, ст. 12; N 27, ст. 2881; N 31 (ч. I), ст. 3436; N 43, ст. 4412; 2007, N 1 (ч. I), ст. 7; N 31, ст. 4013; N 46, ст. 5553, 5554; N 49, ст. 6045, 6071; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6218, 6219, 6236; 2009, N 1, ст. 19; N 29, ст. 3582, 3625, 3642; N 30 ст. 3735; N 52 (ч. I), ст. 6450; 2010, N 15, ст. 1737; N 18, ст. 2145; N 19, ст. 2291);
Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5340; 2001, N 44, ст. 4149; 2002, N 18, ст. 1724; 2003, N 17, ст. 1553; N 28, ст. 2889; N 50, ст. 4855; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; N 31 (ч. I), ст. 3420; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3606; 2010, N 15, ст. 1748; N 31, ст. 4210);
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060);
Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4180; 2005, N 44, ст. 4535; N 52 (ч. III), ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284; N 19, ст. 2070; N 23, ст. 2452; N 38, ст. 3975; N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530; N 20, ст. 2390; 2008, N 10 (ч. II), ст. 909; N 29 (ч. I), ст. 3473; N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368; N 19, ст. 2300);
постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.1998 N 709 "О мерах по реализации Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 28, ст. 3359; N 45, ст. 5522; 2006, N 7, ст. 776; 2008, N 50, ст. 5958);
постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5522; 2006, N 7, ст. 776);
постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.1999 N 432 "Об утверждении Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 17, ст. 2149; 2006, N 7, ст. 776);
приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 N 146 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22.05.2009, регистрационный N 13985) (с изменениями, внесенными приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010 N 76 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 08.04.2010, регистрационный N 16826) и от 15.04.2010 N 91 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21.04.2010, регистрационный N 16948);
приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 N 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22.05.2009, регистрационный N 13984) (с изменениями, внесенными приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010 N 76 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 08.04.2010, регистрационный N 16826) и от 15.04.2010 N 91 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21.04.2010, регистрационный N 16948);
приказ Федеральной архивной службы и Министерства юстиции Российской Федерации от 02.08.1999 N 38/230 "Об утверждении Правил передачи в государственные архивы книг государственной регистрации актов гражданского состояния, собранных из первых экземпляров записей актов гражданского состояния, и метрических книг" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.09.1999, регистрационный N 1893).
3. Государственная функция исполняется федеральными государственными гражданскими служащими Минюста России и его территориальных органов (далее - гражданские служащие) в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их структурных подразделений), в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации; органов записи актов гражданского состояния (государственных и муниципальных); органов местного самоуправления, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, при наделении их законом субъекта Российской Федерации полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния (далее - органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния).
4. Конечным результатом исполнения государственной функции является получение объективной информации о соблюдении законодательства Российской Федерации органом, осуществляющим государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также выявление, пресечение и предупреждение нарушений в его деятельности при государственной регистрации актов гражданского состояния.
5. Юридическим фактом завершения исполнения государственной функции является подписание акта проверки, в зависимости от содержания которого:
- органу, осуществляющему государственную регистрацию актов гражданского состояния, вносится предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;
- руководителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, и (или) высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации направляется информация о выявленных в ходе проверки нарушениях законодательства Российской Федерации;
- подготавливается представление Минюста России о временном изъятии Правительством Российской Федерации полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае их ненадлежащего осуществления.
II. Требования к порядку исполнения государственной функции
Порядок информирования о правилах исполнении государственной функции
6. Информация о порядке исполнения государственной функции предоставляется непосредственно Минюстом России (территориальными органами):
по телефону, электронной почте, в сети Интернет, при устном или письменном обращении;
в средствах массовой информации и информационных материалах (брошюрах, буклетах и т.д.).
7. Сведения о местонахождении, контактных телефонах (телефонах для справок, консультаций), адресах электронной почты Минюста России (территориальных органов) приводятся в приложении N 1 к Административному регламенту и размещаются на официальных сайтах Минюста России (территориальных органов) в сети Интернет.
В центральном аппарате Минюста России и его территориальных органах установлено следующее время начала и окончания служебного дня:
понедельник, вторник, среда, четверг |
- с 9.00 до 18.00; |
пятница |
- с 9.00 до 16.45. |
8. На информационных стендах в доступных для ознакомления местах и на официальных сайтах Минюста России (территориальных органов) в сети Интернет размещается следующая информация:
режим работы Минюста России (территориального органа);
сведения о нормативных правовых актах, регулирующих исполнение государственной функции;
порядок получения консультаций;
порядок обжалования результатов исполнения государственной функции, действий или бездействия должностных лиц, исполняющих государственную функцию.
9. Консультации (справки) по вопросам исполнения государственной функции предоставляются гражданскими служащими, ее исполняющими, как в устной, так и в письменной форме в течение всего срока исполнения государственной функции.
При ответах на обращения, в том числе телефонные, гражданские служащие подробно и в вежливой (корректной) форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ по телефону должен начинаться с информации о наименовании органа, фамилии, имени, отчестве и должности гражданского служащего.
Время разговора не должно превышать 10 минут.
10. График приема должностными лицами Минюста России (территориального органа) граждан и организаций устанавливается соответственно Минюстом России, его территориальным органом.
Сроки исполнения государственной функции
11. Общий срок исполнения государственной функции на может превышать тридцати рабочих дней.
12. В исключительных случаях (непредставление запрашиваемых документов, выявление в результате рассмотрения представленных документов необходимости запроса и изучения дополнительных документов) на основании мотивированных предложений гражданских служащих, исполняющих государственную функцию, срок исполнения государственной функции может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.
Руководитель органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, информируется о продлении срока исполнения государственной функции в письменной форме, а также по телефону или факсимильной связи, электронной почте не позднее дня, следующего за днем подписания соответствующего приказа Минюста России (территориального органа).
13. Общий срок проведения проверки (с даты начала проверки и до даты подписания акта по результатам проверки) не может превышать двадцати рабочих дней.
14. Срок внесения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации - пять рабочих дней с момента подписания акта проверки.
15. Срок направления руководителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, и (или) высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации информации о нарушениях законодательства Российской Федерации, выявленных в ходе проверки - пять рабочих дней с момента подписания акта проверки.
16. Срок направления представления Минюста России о временном изъятии Правительством Российской Федерации полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - тридцать рабочих дней с момента поступления в Минюст России письма территориального органа о ненадлежащем осуществлении полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния.
Основания для приостановления исполнения государственной функции либо отказа в исполнении государственной функции
17. Оснований для приостановления исполнения государственной функции либо отказа в исполнении государственной функции законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Требования к местам исполнения государственной функции
18. Использование в процессе проведения проверок гражданскими служащими Минюста России (территориальных органов) материально-технических ресурсов, имущества, финансовых и иных средств органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, не допускается, за исключением случаев предоставления отдельного изолированного помещения, необходимых организационно-технических средств и средств связи (при наличии возможности) при проведении выездной проверки.
III. Административные процедуры
19. Государственная функция исполняется в виде плановых и внеплановых проверок.
Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
- проведение проверок по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов);
- принятие по результатам проведенной проверки мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Проведение проверок
20. Проведение проверок включает в себя следующие административные действия:
- принятие решения о проведении проверки;
- подготовка к проверке;
- проведение проверки и подготовка акта проверки;
- ознакомление с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния.
21. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
22. Основанием для издания приказа о проведении плановой проверки является в Минюсте России план командирования, а в территориальном органе - план проверок органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния (далее - план проверок).
Планы утверждаются приказами Минюста России или его территориального органа. Основанием для включения проверки в план Минюста России, его территориального органа является истечение трех лет со дня начала деятельности органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, или окончания проведения последней плановой проверки.
В планах проверок указываются следующие сведения:
1) наименования органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;
3) дата и сроки проведения каждой плановой проверки;
4) наименование структурного подразделения Минюста России его территориального органа, осуществляющего конкретную плановую проверку. При проведении Минюстом России (территориальными органами) плановой проверки совместно с другими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.
Планы проверок утверждаются в порядке, установленном Минюстом России и его территориальным органом.
Приказы Минюста России, его территориального органа об утверждении планов проверок оформляются в соответствии с инструкцией по делопроизводству в Минюсте России, его территориальном органе.
Дополнения в планы проверок вносятся на основании приказа Минюста России или территориального органа.
Копия утвержденного плана проверок территориального органа в десятидневный срок направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории данного субъекта Российской Федерации.
23. Плановые и внеплановые проверки могут проводиться одним гражданским служащим или комиссией в составе двух и более гражданских служащих, один из которых является председателем комиссии.
24. Плановые и внеплановые проверки могут проводиться:
по месту нахождения органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также по месту хранения записей актов гражданского состояния и месту восстановления утраченных записей актов гражданского состояния, составленных органами местного самоуправления сельских поселений (далее - выездные проверки);
по месту нахождения Минюста России (территориального органа) (далее - документарные проверки).
25. Проверка органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, проводится за период, не превышающий трех лет, непосредственно предшествовавших году проведения проверки (проверяемый период).
26. Проверяющий гражданский служащий (председатель комиссии) составляет акт о противодействии проверке органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, в случае:
- отказа руководителя (иного уполномоченного им лица) органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, от получения копии приказа о проведении проверки;
- непринятия мер к обеспечению беспрепятственного доступа проверяющего гражданского служащего (членов комиссии) в здания и другие служебные помещения органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния (при выездной проверке);
- непредставления документов или их копий.
Об оказании противодействия проверке информируется руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, и (или) высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
27. В случае невозможности проведения проверки по истечении срока проверки составляется служебная записка по этому факту и направляется уполномоченному должностному лицу, подписавшему приказ Минюста России (территориального органа) о проведении проверки.
28. Контрольная и надзорная функции в отношении одного органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, осуществляются одновременно.
29. Юридическим фактом - основанием для принятия решения о проведении плановой проверки - является план проверок, утвержденный в установленном порядке.
Юридическим фактом - основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки является:
- истечение срока исполнения органом, осуществляющим государственную регистрацию актов гражданского состояния, внесенного предписания об устранении выявленного нарушения;
- поступление информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о наличии в деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, нарушений законодательства Российской Федерации, надзор за соблюдением которого входит в компетенцию Минюста России (территориальных органов);
- жалоба на действия (бездействие) органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, связанная с невыполнением им требований законодательства Российской Федерации, а также получение иной информации, подтверждаемой документами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Обращение в Минюст России (территориальный орган), не позволяющее установить его автора, не может служить основанием для проведения внеплановой проверки.
30. При наличии оснований, предусмотренных пунктом 29 Административного регламента, гражданский служащий, уполномоченный на проведение проверки (далее - уполномоченный специалист):
- при необходимости обеспечивает подготовку, направление запросов в органы государственной власти (налоговые органы, органы государственной статистики и др.) и иные организации;
- изучает (анализирует) имеющиеся в Минюсте России (территориальном органе) документы, относящиеся к деятельности органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе статистические отчеты, акты по результатам предыдущих проверок, сведения об устранении ранее выявленных нарушений, иные документы, в целях определения необходимости проведения выездной или документарной проверки.
31. На основе указанных документов уполномоченный специалист формирует предварительные выводы о:
- соблюдении при государственной регистрации актов гражданского состояния требований, установленных законодательством Российской Федерации;
- принятии мер по устранению выявленных нарушений.
32. По итогам анализа уполномоченный специалист готовит проект приказа Минюста России (территориального органа) о проведении проверки органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, которым оформляется соответствующее решение.
В тексте проекта приказа указываются:
1) наименование структурного подразделения Минюста России (территориального органа);
2) фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;
3) полное наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, проверка которого проводится;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проверки;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень документов, представление которых органом, осуществляющим государственную регистрацию актов гражданского состояния, необходимо для достижения целей и задач проверки;
8) даты начала и окончания проверки.
33. Уполномоченный специалист представляет оформленный и согласованный в соответствии с инструкцией по делопроизводству в Минюсте России (территориальном органе) проект приказа на подпись Министру юстиции Российской Федерации или его заместителю, в обязанности которого входит обеспечение осуществления полномочий по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния (начальнику территориального органа, его заместителю).
Министр юстиции Российской Федерации или его заместитель, в обязанности которого входит обеспечение осуществления полномочий по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния (начальник территориального органа, его заместитель), подписывает приказ Минюста России (территориального органа), при несогласии - возвращает его специалисту на доработку с указанием конкретных причин.
Устранение причин возврата проекта приказа, его повторное направление на подпись производятся в сроки, исключающие возможность нарушения сроков проведения проверки.
34. Подписанный приказ Минюста России (территориального органа) регистрируется в отделе документационного обеспечения (соответствующем структурном подразделении территориального органа), который в течение двух рабочих дней направляет копии приказа Минюста России (территориального органа) в соответствующее структурное подразделение центрального аппарата Минюста России (территориального органа).
35. Приказ о проведении проверки должен быть издан не менее чем за десять рабочих дней до даты начала проверки (в случае проведения внеплановой проверки - не менее чем за пять рабочих дней).
36. Изменение персонального состава комиссии, срока проведения проверки оформляется приказом о внесении изменений в приказ о проведении проверки.
37. Юридическим фактом - основанием для начала подготовки к проверке - является приказ о проведении проверки.
38. Уполномоченный специалист на основании имеющихся в Минюсте России (территориальном органе) документов, касающихся деятельности проверяемого органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния:
- уточняет вопросы, подлежащие проверке;
- определяет документы, необходимые для проверки, с учетом анализа представляемых в Минюст России (территориальный орган) отчетов, сведений об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок, исполнении требований законодательства Российской Федерации, касающегося государственной регистрации актов гражданского состояния.
39. О проведении плановой проверки орган, осуществляющий государственную регистрацию актов гражданского состояния, уведомляется Минюстом России (территориальным органом) не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления с сопроводительным письмом копии приказа Минюста России (территориального органа) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также посредством телефонной и факсимильной связи.
В случае проведения внеплановой выездной проверки орган, осуществляющий государственную регистрацию актов гражданского состояния, уведомляется Минюстом России (территориальным органом) не менее чем за сутки до начала ее проведения посредством телефонной и факсимильной связи.
40. Юридическим фактом - основанием для проведения проверки - является приказ Минюста России (территориального органа) о проведении проверки.
41. Выездная проверка начинается с предъявления руководителю органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, служебного удостоверения проверяющими гражданскими служащими, обязательного ознакомления ими руководителя или иного должностного лица органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, с приказом Минюста России (территориального органа) о проведении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю (надзору), сроками и условиями ее проведения.
42. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, обязаны предоставить гражданским служащим, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями и предметом выездной проверки, а также обеспечить их доступ на территорию, в используемые при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения.
43. Проверяющий гражданский служащий (председатель комиссии) совместно с руководителем органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, определяет лиц, с которыми будет осуществляться взаимодействие в ходе проверки, временной режим проверки (с учетом действующего режима работы органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния).
44. В рамках реализации государственной функции в части надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния проверяются:
книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги);
документы, являющиеся основанием для государственной регистрации актов гражданского состояния, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, а также их исправления (изменения);
документы по внесению исправлений (изменений) в записи актов гражданского состояния;
журналы учета заявлений и (или) заявления граждан о государственной регистрации актов гражданского состояния, совершении иных юридически значимых действий и иные документы, представленные в связи с государственной регистрацией актов гражданского состояния и совершением иных юридически значимых действий;
платежные документы, подтверждающие полноту и своевременность уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и совершение иных юридически значимых действий;
документы, подтверждающие предоставление в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, а также документы, касающиеся формирования архивных фондов.
45. Проверка правильности составления каждой записи акта гражданского состояния осуществляется путем ее сопоставления с соответствующим заявлением гражданина (за исключением случаев, предусматривающих возможность устного заявления), документом, являющимся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, журналом, подтверждающим выдачу документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, и иными документами, представленными в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния.
46. В рамках реализации государственной функции в части контроля за осуществлением полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния проверяются:
- работа с обращениями граждан, в том числе жалобами на действия (бездействие) органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, своевременность их рассмотрения;
- достоверность, полнота и своевременность представления в территориальный орган статистической отчетности, установленной Минюстом России в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;
- защита и сохранность информации.
Если государственную регистрацию актов гражданского состояния в субъекте Российской Федерации осуществляют государственные органы, контрольные функции осуществляются как в отношении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены вопросы организации государственной регистрации актов гражданского состояния, так и в отношении всех органов, непосредственно осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.
В тех случаях, когда полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния переданы органам местного самоуправления, контрольные функции осуществляются только в отношении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена организация государственной регистрации актов гражданского состояния.
47. Документы, необходимые для проведения проверки, представляются проверяющему гражданскому служащему (председателю комиссии) для изучения.
В случае отсутствия документов (информации) и (или) возникновения обстоятельств, препятствующих их представлению в установленные в приказе Минюста России (территориального органа) о проведении проверки сроки, руководитель органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния (иное уполномоченное им лицо), должен представить проверяющему гражданскому служащему (председателю комиссии) письменное объяснение причин непредставления документов.
48. Документарная проверка проводится по месту нахождения Минюста России (территориального органа).
49. В процессе проведения документарной проверки проверяющий гражданский служащий (члены комиссии) рассматривает документы органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, которыми располагает Минюст России (территориальный орган), в том числе акты предыдущих проверок, и документы о результатах осуществленного в отношении этого органа государственного контроля (надзора).
50. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Минюста России (территориального органа), вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение органом, осуществляющим государственную регистрацию актов гражданского состояния, обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, Минюст России (территориальный орган направляет в адрес органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная оттиском печати Минюста России (территориального органа) копия приказа Минюста России (территориального органа) о проведении документарной проверки.
51. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса орган, осуществляющий государственную регистрацию актов гражданского состояния, обязан направить в Минюст России (территориальный орган) указанные в запросе документы.
Документы (копии, заверенные оттиском печати органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, и подписью его руководителя) представляются лично руководителем (иным уполномоченным им лицом) органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, по акту приема-передачи или посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, а также факсимильной связи, электронной почты (с обязательным последующим направлением подписанных документов почтовой связью).
52. Проверяющий гражданский служащий (председатель комиссии) составляет акт проверки исходя из ее результатов.
53. Акт проверки оформляется в двух экземплярах.
Текст акта должен содержать:
1) дату и место составления акта проверки;
2) наименование структурного подразделения Минюста России (территориального органа), проводившего проверку;
3) дату и номер приказа Минюста России (территориального органа) о проведении проверки;
4) фамилии, имена, отчества и должности гражданских служащих (лиц), проводивших проверку;
5) наименование проверяемого органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также фамилию, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, присутствовавших при проведении проверки;
6) дату, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием указанного журнала;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
При одновременном осуществлении контроля и надзора в отношении органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, оформляется один акт, в котором отражаются результаты контроля и надзора.
54. Проверяющий гражданский служащий (члены комиссии) подписывает акт проверки. В случае невозможности подписания акта проверки отдельными членами комиссии в нем делается отметка о причине отсутствия соответствующей подписи.
В случае несогласия члена комиссии с содержанием акта проверки он излагает в письменной форме особое мнение, которое прилагается к акту проверки. Наличие особого мнения не является основанием для отказа от подписания акта проверки.
Основанием окончания проверки является подписание акта проверки.
55. Юридическим фактом - основанием для ознакомления с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния - является подписание акта проверки.
56. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения. Второй экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю (иному уполномоченному им лицу) органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, под роспись об ознакомлении либо пометкой членов комиссии об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя (иного уполномоченного представителя) органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также в случае отказа в росписи об ознакомлении либо в ознакомлении с актом проверки второй экземпляр акта направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в соответствующем номенклатурном деле Минюста России (территориального органа).
Срок вручения (направления) акта проверки - один рабочий день с даты его подписания.
57. Если результаты проверки содержат информацию ограниченного доступа и их содержание не может быть разглашено третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, то каждый экземпляр акта проверки должен иметь отметку "Для служебного пользования".
58. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, руководитель (иное уполномоченное им лицо) органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, вправе представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, которые согласованы с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
Возражения по акту проверки, а также обосновывающие их документы или их копии (заверенные оттиском печати органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, и подписью его руководителя (иного уполномоченного им лица) составляются в двух экземплярах.
Возражения по акту проверки представляются в течение пятнадцати дней с даты его вручения руководителю (иному уполномоченному им лицу) органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния.
59. Возражения по акту проверки рассматриваются директором Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой или его заместителем (начальником территориального органа или его заместителем).
По результатам рассмотрения возражений по акту проверки органу, осуществляющему государственную регистрацию актов гражданского состояния, направляется информация о результатах этого рассмотрения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или проводится совещание с представителями органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния. По итогам совещания составляется протокол, один экземпляр которого направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию актов гражданского состояния, а другой приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в соответствующем номенклатурном деле Минюста России (территориального органа).
Срок выполнения действия - три рабочих дня с момента поступления возражений органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, по акту проверки.
Принятие по результатам проведенной проверки мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации
60. Юридическим фактом - основанием для принятия решения о мерах по результатам проведенной проверки - является акт проверки, в котором отмечены выявленные нарушения законодательства Российской Федерации.
61. По результатам проведенной проверки Минюстом России (территориальным органом) в соответствии с законодательством Российской Федерации принимаются следующие меры:
- вносится предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;
- направляется руководителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, и (или) высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации информация о нарушениях, выявленных в ходе проверки;
- подготавливается представление Министерства юстиции Российской Федерации о временном изъятии Правительством Российской Федерации полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае их ненадлежащего осуществления.
62. Гражданский служащий, установивший в ходе проведения проверки факты нарушений (далее - специалист), готовит проект:
- предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;
- письма руководителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, и (или) высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации с информацией о нарушениях, выявленных в ходе проверки;
- письма территориального органа в Минюст России о ненадлежащем осуществлении полномочий Российской Федерации по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, для принятия решения, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
63. Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" Минюст России вносит предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Основанием для внесения предписания органу, осуществляющему государственную регистрацию актов гражданского состояния, являются нарушения законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, отраженные в акте проверки.
64. Специалист готовит проект предписания, в котором указываются:
- дата внесения предписания;
- наименование и место нахождения органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, которому адресовано предписание;
- содержание нарушения (с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации);
- срок устранения нарушения (не может составлять менее одного месяца);
- порядок информирования Минюста России (территориального органа) об устранении нарушений.
65. После получения документов об устранении нарушений, указанных в предписании, специалист рассматривает их и в случае выявления факта неустранения нарушений вносит Министру юстиции Российской Федерации или его заместителю, в обязанности которого входит обеспечение осуществления полномочий по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния (начальнику территориального органа, его заместителю), предложение принять одно из следующих решений:
- о необходимости направления нового (повторного) предписания;
- о продлении сроков устранения нарушений при наличии уважительных причин, не позволивших в установленные ранее внесенным предписанием сроки устранить указанные нарушения.
Срок рассмотрения документов - два рабочих дня с момента их поступления специалисту.
66. Продление сроков устранения нарушений возможно при наличии ходатайства органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, с изложением причин, не позволивших устранить нарушения в установленные сроки, и подтверждением принятых к устранению мер. О продлении сроков для устранения нарушений орган, осуществляющий государственную регистрацию актов гражданского состояния, информируется в письменной форме.
67. В случае неисполнения в установленные сроки внесенного предписания об устранении нарушений специалист выясняет причины его неисполнения, по результатам чего вносит предложение о необходимости направления нового (повторного) предписания или назначения внеплановой проверки.
68. Минюст России (территориальный орган) в случае выявления по результатам проверки недостатков в деятельности органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, информирует руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, и (или) высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации о нарушениях законодательства Российской Федерации, выявленных в ходе проверки.
69. Специалист готовит проект письма о выявленных в ходе проверки нарушениях законодательства Российской Федерации.
70. В случае выявления по результатам проверки ненадлежащего осуществления полномочий Российской Федерации по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, специалист готовит проект письма территориального органа в Минюст России о ненадлежащем осуществлении указанных полномочий.
71. При поступлении письма территориального органа о ненадлежащем осуществлении полномочий Российской Федерации по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России гражданский служащий проводит анализ выявленных в ходе проверки нарушений законодательства.
72. В случае подтверждения факта ненадлежащего осуществления полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", гражданский служащий готовит проект представления Минюста России о временном изъятии Правительством Российской Федерации указанных полномочий.
Проект представления с приложением копии акта проверки и документов, на основании которых он был подготовлен, а также анализа выявленных в ходе проверки нарушений законодательства представляется на подпись Министру юстиции Российской Федерации (лицу, исполняющему его обязанности).
73. Подготовленный и согласованный в соответствии с инструкцией по делопроизводству в Минюсте России (территориальном органе) проект документа по результатам проведенной проверки специалист представляет на подпись Министру юстиции Российской Федерации или его заместителю, в обязанности которого входит обеспечение осуществления полномочий по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния (начальнику территориального органа, его заместителю), с приложением документов, на основании которых он был подготовлен.
74. Министр юстиции Российской Федерации или его заместитель, в обязанности которого входит обеспечение осуществления полномочий по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния (начальник территориального органа, его заместитель), в случае согласия с проектом документа по результатам контроля и (или) надзора подписывает его, при несогласии возвращает его.
75. Подписанный документ по результатам проведенной проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату или иным доступным способом. Уведомление о вручении приобщается к экземпляру акта, находящемуся в соответствующем номенклатурном деле Минюста России (территориального органа).
76. Подписанное представление Минюста России о временном изъятии Правительством Российской Федерации полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, направляется через Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации в Правительство Российской Федерации.
IV. Текущий контроль за соблюдением Административного регламента
77. Текущий контроль за соблюдением порядка исполнения государственной функции, принятием решений гражданскими служащими осуществляется постоянно в процессе осуществления административных процедур уполномоченными должностными лицами Минюста России (территориальных органов), ответственными за организацию работы по исполнению государственной функции, в соответствии с установленными Административным регламентом содержанием действий и сроками их осуществления, а также путем проведения проверок исполнения специалистами положений Административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
78. Для текущего контроля используется служебная корреспонденция Минюста России (территориального органа), устная и письменная информация гражданских служащих, осуществляющих регламентируемые действия.
О случаях и причинах нарушения сроков и содержания административных процедур ответственные за их осуществление гражданские служащие немедленно информируют своих непосредственных руководителей, а также принимают срочные меры по устранению нарушений.
79. Гражданские служащие, исполняющие государственную функцию, несут ответственность за соблюдение сроков и порядка исполнения административных процедур, правильность и обоснованность принятых решений, законность применяемых мер, соблюдение порядка их применения и соответствие применяемых мер совершенным нарушениям, соблюдение прав органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Ответственность гражданских служащих закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
V. Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции
80. Органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, иные лица имеют право на обжалование действий и (или) бездействия гражданских служащих в досудебном и судебном порядке.
81. Органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, вправе письменно обжаловать действия или бездействие гражданских служащих территориальных органов в Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой, Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой - Министру юстиции Российской Федерации, его заместителю, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы осуществления контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Руководитель органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, вправе обратиться с жалобой лично или по почте.
82. Срок рассмотрения жалобы не должен превышать тридцати календарных дней с момента регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях (в том числе при принятии решения о проведении проверки), а также в случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения обращения документов Министр юстиции Российской Федерации, его заместитель, к компетенции которого отнесены вопросы контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на тридцать дней, уведомив заявителя о продлении срока рассмотрения.
83. Орган, осуществляющий государственную регистрацию актов гражданского состояния, в своей жалобе в обязательном порядке указывает адресата: Минюст России либо фамилию, имя, отчество, должность соответствующего гражданского служащего, свое полное наименование, адрес, по которому должен быть направлен ответ (уведомление о переадресации жалобы), суть жалобы.
Дополнительно в жалобе могут быть указаны:
должность, фамилия, имя и отчество гражданского служащего (при наличии информации), решение, действия (бездействие) которого обжалуется;
суть обжалуемых действий (бездействия);
обстоятельства, которыми обосновывается нарушение своих прав и законных интересов;
иные сведения, которые орган, осуществляющий государственную регистрацию актов гражданского состояния, считает необходимым сообщить.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов орган, осуществляющий государственную регистрацию актов гражданского состояния, прилагает к жалобе документы либо их копии.
84. По результатам рассмотрения жалобы должностным лицом Минюста России (территориального органа) принимается решение об удовлетворении изложенных в жалобе требований либо об отказе в удовлетворении жалобы.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию актов гражданского состояния.
85. Орган, осуществляющий государственную регистрацию актов гражданского состояния, вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие гражданских служащих Минюста России (территориального органа) в судебном порядке в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства.
При обжаловании решений, принятых в ходе исполнения государственной функции, действий или бездействия гражданских служащих Минюста России (территориального органа) в судебном порядке сроки обжалования и юрисдикция суда, в который подается соответствующее заявление, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
86. Орган, осуществляющий государственную регистрацию актов гражданского состояния, может сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, неправомерных решениях, действиях или бездействии гражданских служащих Минюста России (территориального органа), нарушении положений Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики по номерам телефонов, содержащимся на официальных сайтах Минюста России (территориальных органов) в сети Интернет и по электронной почте.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.