В целях реализации пункта 1 статьи 22.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", учитывая приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 июня 2015 года N 343н "Об утверждении типовой региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов", Правительство Забайкальского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу Забайкальского края "Повышение мобильности трудовых ресурсов".
2. Действие настоящего постановления распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.
Губернатор Забайкальского края |
А.М. Осипов |
Утверждена
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 12 апреля 2021 года N 109
Региональная программа
Забайкальского края "Повышение мобильности трудовых ресурсов"
I. Паспорт региональной программы
Наименование региональной программы |
Региональная программа Забайкальского края "Повышение мобильности трудовых ресурсов" (далее - региональная программа). |
Ответственный исполнитель региональной программы |
Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края (далее - Министерство). |
Участники региональной программы |
Работодатели, прошедшие отбор в соответствии с порядком и критериями отбора работодателей, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов, утвержденными постановлением Правительства Забайкальского края от 17 сентября 2019 года N 371, и заключившие соглашение об участии в региональной программе с Министерством; работники, привлекаемые в рамках региональной программы из других субъектов Российской Федерации для трудоустройства (далее - работники, привлекаемые в рамках региональной программы). |
Цели региональной программы |
Содействие социально-экономическому развитию Забайкальского края в части обеспечения потребности экономики в трудовых ресурсах за счет привлечения в Забайкальский край специалистов из других субъектов Российской Федерации. |
Задачи региональной программы |
1. Создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих привлечению работников для трудоустройства из других субъектов Российской Федерации. 2. Повышение обеспеченности Забайкальского края квалифицированными трудовыми ресурсами. 3. Содействие работодателям в привлечении квалифицированных кадров из других субъектов Российской Федерации. |
Целевые показатели (индикаторы) региональной программы |
Достижение численности работников, привлеченных работодателями - участниками региональной программы из субъектов Российской Федерации, не менее 90 человек, из них: в 2021 году - 30 человек; в 2022 году - 30 человек; в 2023 году - 30 человек. |
Срок реализации региональной программы |
2021 - 2023 годы. |
Этапы реализации региональной программы |
В один этап. |
Объемы и источники финансирования региональной программы |
Объем средств составляет 84 600,0 тыс. рублей, в рамках государственной программы Забайкальского края "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 1 августа 2014 года N 457 (далее - государственная программа Забайкальского края "Содействие занятости населения"), в том числе по годам: 2021 год - 30 000,0 тыс. рублей; 2022 год - 27 300,0 тыс. рублей; 2023 год - 27 300,0 тыс. рублей; из них: средства бюджета Забайкальского края - 1 800,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2021 год - 1 800,0 тыс. рублей; 2022 год - 0 тыс. рублей; 2023 год - 0 тыс. рублей; средства федерального бюджета - 82 800,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2021 год - 28 200,0 тыс. рублей; 2022 год - 27 300,0 тыс. рублей; 2023 год - 27 300,0 тыс. рублей. Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство. |
Ожидаемые конечные результаты реализации региональной программы |
Обеспечение потребности работодателей в работниках необходимой квалификации, навыками и компетенциями, не менее 90 человек, из них: в 2021 году - 30 человек; в 2022 году - 30 человек; в 2023 году - 30 человек. |
II. Общая характеристика сферы реализации региональной программы
В 2019 году в Забайкальском крае наблюдался рост объемов производства по видам деятельности: добыча полезных ископаемых, оборот розничной торговли, оборот общественного питания, объем платных услуг населению, грузооборот автомобильного транспорта. Снижение отмечалось в обрабатывающих производствах, обеспечении электрической энергией, газом и паром, водоснабжении и водоотведении, сельском хозяйстве, строительстве.
В первом полугодии 2020 года в результате вынужденных ограничений в период пандемии рост объемов производства отмечается только в добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах и строительстве.
Индекс промышленного производства по итогам 2019 года увеличился на 3,7% к уровню 2018 года, объем отгруженных товаров составил 196593,3 млн. рублей, за январь - июнь 2020 года - на 0,4% к уровню января - июня 2019 года (96190 млн. рублей).
Объем производства продукции сельского хозяйства в 2019 году составил 21701,7 млн. рублей, или 94,5% к уровню предыдущего года; в январе-июне 2020 года - 6600,7 млн. рублей, или 99,2% к январю - июню 2019 года.
В 2019 году отмечено снижение объемов работ, выполненных по виду деятельности "строительство", - 92,1% к уровню 2018 года. В январе - июне 2020 года отмечен рост на 44% к уровню января - июня 2019 года; объем работ составил 13526,5 млн. рублей. Организациями всех форм собственности и населением введено в действие жилых домов 63,5 тыс. кв. м.
По итогам 2019 года оборот розничной торговли составил 173507,3 млн. рублей, по сравнению с 2018 годом показатель увеличился на 0,6%. Оборот общественного питания (в сопоставимых ценах) увеличился на 8,2% и составил 9867,3 млн. рублей. На рынке платных услуг в 2019 году населению края оказано услуг на сумму 48759,5 млн. рублей, или 100,4% к уровню 2018 года.
В январе - июне 2020 года оборот розничной торговли составил 80452,4 млн. рублей, объем платных услуг населению - 21612,2 млн. рублей, оборот общественного питания - 3153,8 млн. рублей; по сравнению с январем-июнем 2019 года показатели сократились на 6,2%, 14,6% и 34,3% соответственно.
Уровень зарегистрированной безработицы на 1 января 2020 года составил 1,0% от численности рабочей силы; на 1 июля 2020 года - 5,1%. По данным Забайкалкрайстата, численность трудовых ресурсов Забайкальского края в 2018 году составила 626,9 тыс. человек, это меньше, чем в 2014 году на 8%, или на 52,6 тыс. человек, что обусловлено снижением численности населения. Среднегодовая численность занятых в экономике Забайкальского края уменьшилась с 2014 года на 15 тыс. человек и в 2018 году составила 467,0 тыс. человек. Основная доля населения занята: в оптовой и розничной торговле (81,3 тыс. человек, или 17%), в образовании (51,0 тыс. человек, или 11%), в транспортировке и хранении (47,4 тыс. человек, или 10%), в государственном управлении и обеспечении военной безопасности (42,7 тыс. человек, или 9%), в сельском и лесном хозяйство (38,2 тыс. человек, или 8%), в здравоохранении и социальных услугах (37,7 тыс. человек, или 8%).
Стабилизация численности занятых в экономике будет обеспечиваться за счет вовлечения в экономическую деятельность безработных граждан, молодежи и лиц пенсионного возраста, а также с учетом реализации мероприятий активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности бизнеса.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в январе-декабре 2019 года составила 43896,3 рубля и увеличилась на 7,7% к аналогичному периоду прошлого года, в январе - мае 2020 года - 44357,2 рубля (на 7,8% к соответствующему периоду прошлого года). Реальная заработная плата возросла на 2,0% и 3,6% соответственно.
Организациями всех форм собственности и населением построено 2257 квартир общей площадью 165,9 тыс. кв. м (61,3% к уровню предыдущего года), в том числе для жителей городской местности введено 114,6 тыс. кв. м общей площади (60,6%), сельской местности - 51,3 тыс. кв.м (62,9%). Отрицательная динамика обусловлена завершением строительства и вводом в эксплуатацию ранее начатых объектов, строительство новых объектов строительными организациями не проводилось.
Средняя стоимость строительства 1 кв. м общей площади жилых домов квартирного типа (без индивидуальных жилых домов, построенных населением за счет собственных и заемных средств) в 2018 году составила 42,3 тыс. рублей (в 2017 году - 44,1 тыс. рублей). Средняя стоимость аренды жилья в г. Чите составляет 20,0 тыс. рублей в месяц, по районам края стоимость аренды значительно ниже, кроме Каларского района. В связи с ограниченным предложением рынок аренды жилья является самым высоким по стоимости - выше 40,0 тыс. рублей.
В сфере жилищной политики приоритетом определено обеспечение населения Забайкальского края доступным и комфортным жильем.
Медицинская сфера в крае представлена комплексом государственных лечебно-профилактических учреждений. На территории края функционируют 51 больничное и 20 амбулаторно-поликлинических учреждений государственной собственности, имеющих статус юридического лица. В их числе - 8 специализированных диспансеров.
В рамках программы модернизации здравоохранения проводится реформирование инфраструктуры и сети учреждений здравоохранения и приведение их в соответствие с потребностью и численным составом населения и с учетом структуры заболеваемости и смертности. Жители Забайкальского края имеют возможность получения диагностических обследований практически по всем заболеваниям без выезда за пределы края.
Приоритетом развития культуры определено создание условий, гарантирующих равные возможности населения на доступ к ценностям культуры, информационным ресурсам, обеспечивающих гармоничное развитие личности, нравственности, социальную мобильность членов гражданского общества, развитие человеческого потенциала.
Динамично повышаются основные показатели развития физической культуры и спорта, приоритетными направлениями являются создание условий, обеспечивающих возможность для населения края вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к современной инфраструктуре, и повышение конкурентоспособности забайкальского спорта высших достижений.
Отмечается позитивная динамика: увеличилось общее количество физкультурно-спортивных сооружений на 281 единицу, введены в эксплуатацию крупные спортивные объекты (стадион "Юность" с искусственным покрытием поля, спортивно-культурный комплекс "Мегаполис-Спорт", медицинский центр для реабилитации спортсменов и т.д.).
В Забайкальском крае создана необходимая образовательная структура системы кадрового обеспечения: 6 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, 29 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам, и 5 структурных подразделений организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.
По программам среднего профессионального образования обучение осуществляется по 90 основным профессиональным образовательным программам подготовки специалистов среднего звена и 39 программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих. На текущий момент в структуре подготовки кадров преобладает подготовка специалистов среднего звена - 53%. Подготовка квалифицированных рабочих и служащих - 47%. На территории Забайкальского края разработаны более 500 программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, направленных на обучение лиц от 25 до 65 лет.
Учитывая географические особенности Забайкальского края, крайне неравномерную плотность проживающего населения, недостаточно развитую сеть автомобильных дорог, одной из первоочередных социально значимых задач, стоящих перед Правительством Забайкальского края, является организация и развитие маршрутной сети местных авиаперевозок.
С 2018 года обществом с ограниченной ответственностью "Аэросервис", с которым заключен договор на осуществление пассажирских перевозок на местных авиалиниях в межмуниципальном сообщении на территории Забайкальского края, осуществляются пассажирские перевозки в отдаленные труднодоступные населенные пункты. Правительство Забайкальского края ежегодно оказывает финансовую поддержку авиакомпаниям, осуществляющим авиационные перевозки на территории Забайкальского края.
Автомобильный транспорт является одним из важнейших элементов транспортного комплекса Забайкальского края, оказывающим огромное влияние на социальное и экономическое развитие Забайкальского края. В 2019 году на территории Забайкальского края пассажирские перевозки осуществлялись по 4 регулярным международным маршрутам, 7 межрегиональным маршрутам и 70 межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок. В перевозочном процессе задействовано более 400 автобусов разной вместимости. Межмуниципальные маршруты регулярных перевозок связывают г. Чита практически со всеми районными центрами края и крупными пассажирообразующими населенными пунктами.
Демографическая ситуация является одним из определяющих факторов, характеризующих конкурентоспособность региона, так как отражает количественные характеристики трудового потенциала территории, а следовательно демографические процессы являются системообразующими для социально-экономического развития территории.
В настоящее время Забайкальский край относится к числу субъектов Российской Федерации, в которых население сокращается за счет превышения миграционной убыли над естественным приростом. Ежегодно численность населения уменьшается в среднем на 0,3-0,4%.
По предварительной оценке Территориального органа Федеральной государственной статистики по Забайкальскому краю (далее - Забайкалкрайстат), по состоянию на 1 января 2020 года численность населения Забайкальского края составила 1059,7 тыс. человек, в том числе городское - 722,5 тыс. человек (или 68,2%), сельское - 337,2 тыс. человек (или 31,2%) и снизилась по сравнению с предыдущим годом на 6,1 тыс. человек.
По данным Забайкалкрайстата, за 2019 год миграционная убыль составила 5 489 человек (за 2018 год - 7 421 человек). Возрастной состав мигрантов, как выбывших, так и прибывших, находится практически на одном уровне. В общем числе выбывших из края мигранты в трудоспособном возрасте составили 71%, из всех выехавших в другие регионы мигрантов старше 14 лет 58% имели высшее и среднее профессиональное образование, в том числе высшее и неполное высшее образование - 32%, среднее профессиональное - 26%.
Сложившаяся ситуация влечет за собой сокращение трудового потенциала, т. е. контингентов в границах трудоспособного возраста. При этом не только численность потенциальных работников становится меньше, но и их возрастной состав - старше.
Учитывая, что имеющиеся трудовые ресурсы края не позволяют в полной мере обеспечить потребности в квалифицированных рабочих кадрах, на протяжении нескольких лет работодателями привлекается иностранная рабочая сила. При этом с 2008 года ведется работа по замещению иностранных работников российскими трудовыми ресурсами. Всего за период 2008 - 2019 гг. квота на привлечение иностранных работников снизилась более чем в 7 раз - с 25 355 до 3 404 разрешений на работу. Наибольшая численность иностранных работников привлекается по видам экономической деятельности "Строительство" (43%), "Добыча полезных ископаемых" (23%), "Сельское и лесное хозяйство" (17%), "Обрабатывающие производства" (11%).
При ежегодном снижении численности привлекаемых иностранных работников Правительство Забайкальского края предлагает обеспечить кадровую потребность работодателей в специалистах путем заключения договоров о целевой контрактной подготовке студентов очной формы обучения.
Нехватка трудовых ресурсов будет ощущаться и на вновь открываемых предприятиях, создаваемых в результате реализации инвестиционных проектов.
Существующий и грядущий дефицит рабочей силы, прежде всего квалифицированных трудовых ресурсов, является сдерживающим фактором для развития экономического потенциала Забайкальского края.
В связи с вышеуказанным действие региональной программы распространяется на работодателей, прошедших отбор в соответствии с Порядком и критериями отбора работодателей, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов, и порядком исключения работодателей из региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 17 сентября 2019 года N 371, и заключивших соглашение об участии в региональной программе с Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края (далее - Министерство).
За счет повышения мобильности трудовых ресурсов, внедрения новых форм занятости и сокращения дисбаланса спроса и предложения рабочей силы в долгосрочном периоде ожидается снижение уровня общей безработицы. К 2021 году уровень общей безработицы прогнозируется снизить до 9,3% от численности рабочей силы, к 2025 году - до 8,0%.
Меры государственного регулирования в сфере реализации региональной программы отражены в следующих стратегических документах:
федерального уровня:
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1);
государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 298;
краевого уровня:
государственная программа Забайкальского края "Содействие занятости населения";
постановление Правительства Забайкальского края от 17 сентября 2019 года N 371 "Об утверждении Порядка и критериев отбора работодателей, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов, и порядка исключения работодателей из региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов";
постановление Правительства Забайкальского края от 21 октября 2019 года N 414 "Об утверждении Перечня мер поддержки, из числа которых работодателем по согласованию с Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края определяются меры поддержки, предоставляемые работникам, привлеченным в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации";
постановление Правительства Забайкальского края от 4 августа 2020 года N 309 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях финансового обеспечения затрат при реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов".
III. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) региональной программы
Основной целью региональной программы является содействие социально-экономическому развитию Забайкальского края в части обеспечения потребности экономики в трудовых ресурсах за счет привлечения в Забайкальский край специалистов из других субъектов Российской Федерации.
Достижению указанной цели будет способствовать решение следующих задач:
создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих привлечению работников для трудоустройства из других субъектов Российской Федерации;
повышение обеспеченности Забайкальского края квалифицированными трудовыми ресурсами;
содействие работодателям в привлечении квалифицированных кадров, в том числе высококвалифицированных специалистов, из других субъектов Российской Федерации.
Целевыми показателями (индикаторами) региональной программы является численность граждан из других субъектов Российской Федерации, привлеченных в организации, осуществляющие деятельность на территории Забайкальского края, в том числе по годам:
2021 год - 30 человек;
2022 год - 30 человек;
2023 год - 30 человек.
Сбор информации и сведений по перечню работодателей осуществляется по результатам отбора, проведенного в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 17 сентября 2019 года N 371 "Об утверждении Порядка и критериев отбора работодателей, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов, и порядка исключения работодателей из региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов", при этом в заявлении работодателя указывается информация о потребности в квалифицированных специалистах, привлекаемых из других субъектов Российской Федерации.
Цели и задачи региональной программы формулировались на основе документов стратегического планирования Забайкальского края, отраслевых документов стратегического планирования Забайкальского края и инвестиционных проектов, реализуемых на территории Забайкальского края.
Реализация региональной программы направлена на отражение специфики, проблем и основных задач Забайкальского края. В настоящее время Забайкальский край относится к числу субъектов Российской Федерации, в которых население сокращается за счет превышения миграционной убыли над естественным приростом. Сложившаяся ситуация влечет за собой сокращение трудового потенциала, т. е. контингентов в границах трудоспособного возраста. Имеющиеся трудовые ресурсы края не позволяют в полной мере обеспечить потребности в квалифицированных рабочих кадрах. Нехватка трудовых ресурсов ощущается и на вновь открываемых предприятиях, создаваемых в результате реализации инвестиционных проектов.
Существующий и грядущий дефицит рабочей силы, прежде всего квалифицированных трудовых ресурсов, является сдерживающим фактором для развития экономического потенциала Забайкальского края.
Основными мерами поддержки, из числа которых работодателем оказываются работникам, привлеченным в рамках реализации региональной программы, являются:
компенсация затрат на проезд работника и членов его семьи к месту работы работника;
предоставление работнику жилья, оплата жилищно-коммунальных услуг, аренды, найма или приобретения жилья, в том числе по договору ипотечного кредитования, оплата пребывания в гостинице, общежитии;
бытовое обустройство работника и членов его семьи;
единовременная выплата работнику;
предоставление работнику дополнительного социального пакета и другие меры.
IV. Общая характеристика работодателей, а также работ, для выполнения которых работодатели планируют привлекать работников в рамках региональной программы
В результате проведенного анализа потребности работодателей Забайкальского края в привлечении трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации выявлена потребность в 90 вакансиях в 2021 - 2023 годах.
Причиной невозможности замещения рабочих мест, на которые предполагается привлечение работников в рамках региональной программы, за счет трудовых ресурсов Забайкальского края является отсутствие специалистов требуемой квалификации, в том числе среди граждан, признанных в установленном порядке безработными или зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, в том числе получающих профессиональное образование, а также незанятых граждан, направленных (направляемых) для прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.
Потребность в трудовых ресурсах из других субъектов на 2021 год подтвердили предприятия, заключившие соглашения об участии в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов на 2021 год:
1) акционерное общество "Племенной завод "Комсомолец", которое является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в Забайкальском крае и которому присвоен статус инвестиционного проекта краевого значения. За два последних года в компанию инвестировано более 270 миллионов рублей. Восстановлен технический парк, приобретены новейшие агрегаты по обработке почвы, построено 8 новых складов.
Предприятием выращиваются зерновые и зернобобовые культуры, масленичные культуры: пшеница, рапс, овес, ячмень, овощи. Транспортная сеть муниципального образования представлена железнодорожным и автомобильным транспортом. На территории имеется доступное жилье и социальная инфраструктура для работников, привлекаемых в рамках региональной программы.
В связи с отсутствием квалифицированных специалистов в области агрономии на территории Забайкальского края планируется привлекать работников на должность "агроном" для выполнения работ, связанных с разработкой агротехнических мероприятий, направленных на повышение плодородия почв и увеличение урожайности сельскохозяйственных культур;
2) акционерное общество "Русатом Инфраструктурные решения" является единым окном Госкорпорации "Росатом" по проектам "Умный город", "Чистая вода", "Централизация систем ресурсоснабжения. Концессии" и приступает к реализации проектов по цифровизации муниципального управления, модернизации и повышения надежности ресурсоснабжения города с применением современных цифровых решений.
Рынок труда г. Краснокаменска, где расположено предприятие, не имеет кадров необходимого профессионального образования, квалификации и опыта. В основном все образовательные программы ориентированы на горнодобывающую отрасль в связи с деятельностью градообразующего предприятия ОАО "Приаргунское производственное горнохимическое объединение". С 2014 года в г. Краснокаменск наблюдается постоянный отток населения трудоспособного возраста, высокой квалификации.
В рамках региональной программы планируется привлечь высококвалифицированных специалистов и рабочих: заместителя начальника отдела ремонтов, технического перевооружения и реконструкции, заместителя начальника электроцеха по релейной защите и автоматики; инженер-теплотехника, внутреннего контролера-аудитора, машиниста-обходчика по котельному/турбинному оборудованию, машиниста центрального теплового щита управления паровыми турбинами, электрогазосварщика, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, кузнеца ручной ковки;
3) общество с ограниченной ответственностью "Нергеопром", которое занимается добычей руд цветных металлов на территории Забайкальского края. В связи с этим требуются высококвалифицированные специалисты с опытом работы в золотодобывающей отрасли: маркшейдер, инженер по горным работам, инженер-технолог, механик, инженер-энергетик, геолог. Предложений на рынке труда Забайкальского края специалистов данного профиля с опытом работы не наблюдается;
4) общество с ограниченной ответственностью "Удоканская медь", реализующее инвестиционный проект по освоению Удоканского месторождения меди в Каларском районе Забайкальского края. В связи с тем, что рынок труда Забайкальского края не располагает трудовыми ресурсами узкоотраслевого назначения в необходимом количестве, требуется привлечение трудовых ресурсов из-за пределов Забайкальского края. В течение 2020 - 2022 годов численность персонала предприятия увеличится более чем на 1650 человек и составит к запуску предприятия в 2022 году 2367 человек. Часть руководящего персонала будет подлежать релокации в г. Чите и пгт Новая Чара для постоянного проживания;
5) в 2019 году в рамках инвестиционной программы публичное акционерное общество "ТГК-14" провело модернизацию Турбоагрегата N 1 Читинской ТЭЦ-1. В связи с вводом нового высокотехнологичного оборудования возникла потребность в компетентных высококвалифицированных специалистах, которые будут задействованы в текущей эксплуатации, а именно: в настройке систем регулирования паровых турбин, балансировке паровых турбин, диагностике систем регулирования паровых турбин. Планируется привлечь из других регионов работников по следующим специальностям: инженер по противоаварийной автоматике 1 категории электротехнической лаборатории электроцеха, инженер по наладке и испытаниям группы наладки и испытаний теплотехнического оборудования/инженер группы диагностики, слесарь по ремонту паро-газотурбинного оборудования 6 разряда турбинного цеха;
6) общество с ограниченной ответственностью "Агролизинг плюс", осуществляющее свою деятельность в селе Ушарбай на территории Агинского Бурятского округа. В период с 2008 г. по настоящее время продолжается миграционный отток населения из Агинского Бурятского округа в Республику Бурятия и другие регионы России. Не все уехавшие жители смогли достойно устроиться на новом месте и готовы вернуться на свою малую родину, в том числе с целью трудоустройства на вакансии, длительное время не востребованные среди местных жителей. Более двух лет на портале "Работа в России" и в других источниках размещены вакансии "бухгалтер-кассир" и "скотник". От местных жителей обращения в целях трудоустройства на данные профессии отсутствуют. При этом имеются обращения граждан, желающих вернуться на постоянное место жительства в с. Ушарбай, и трудоустроиться на заявленные вакансии;
7) общество с ограниченной ответственностью "Дорстройсервис", занимающееся строительством дорог в Забайкальском крае. Длительное время предприятие испытывает трудности в поиске специалистов профессий строительной отрасли, в том числе "инженер-лаборант". В Забайкальском крае отсутствует обучение по данной профессии.
Перечень работодателей, участвующих в реализации региональной программы, и объемы финансирования по годам приведены в приложениях N 1-3 к настоящей региональной программе.
V. Сроки и этапы реализации региональной программы
Реализация региональной программы охватывает период с 2021 по 2023 годы. Программа реализуется в один этап.
VI. Финансовое обеспечение реализации региональной программы
Информация о финансовом обеспечении региональной программы приведена в приложении "Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы "Содействие занятости населения" к государственной программе Забайкальского края "Содействие занятости населения".
Источниками финансирования региональной программы являются:
средства федерального бюджета, предоставленные бюджету Забайкальского края в форме субсидии, на софинансирование региональной программы в случае заключения соглашения о предоставлении субсидии между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Забайкальского края (далее - Соглашение). Основанием для заключения Соглашения является распределение субсидий федеральным законом о федеральном бюджете на софинансирование региональных программ, прошедших в установленном порядке отбор и согласование.
Объем средств составляет 84 600,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год - 30 000,0 тыс. рублей;
2022 год - 27 300,0 тыс. рублей;
2023 год - 27 300,0 тыс. рублей;
из них:
средства бюджета Забайкальского края - 1 800,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год - 1 800,0 тыс. рублей;
2022 год - 0,0 тыс. рублей;
2023 год - 0,0 тыс. рублей;
средства федерального бюджета - 82 800,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год - 28 200,0 тыс. рублей;
2022 год - 27 300,0 тыс. рублей;
2023 год - 27 300,0 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке.
VII. Перечень программных мероприятий региональной программы
Региональная программа разработана с учетом соглашений об участии в ней, заключенных Министерством с работодателями (далее соответственно - соглашение об участии в региональной программе, работодатель-участник).
Соглашения заключаются по результатам проведения Министерством отбора работодателей. Отбор работодателей осуществляется в соответствии с Порядком и критериями отбора работодателей, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов, и порядком исключения работодателей из региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 17 сентября 2019 года N 371.
В случае заключения новых соглашений, внесения изменений в соглашения в части численности работников, привлекаемых из других субъектов Российской Федерации, или расторжения соглашения в региональную программу вносятся изменения. В случае изменения перечня должностей, профессий, специальностей, на которые предполагалось привлечение работников в пределах указанной в соглашении численности работников, внесение изменений в региональной программу не требуется.
Работодателю-участнику предоставляется финансовая поддержка в соответствии с Порядком предоставления из бюджета Забайкальского края субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях финансового обеспечения затрат при реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 4 августа 2020 года N 309.
Средства финансовой поддержки используются работодателем-участником на предоставление мер поддержки работнику, привлеченному из другого субъекта Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 21 октября 2019 года N 414 "Об утверждении Перечня мер поддержки, из числа которых работодателем по согласованию с Министерством определяются меры поддержки, предоставляемые работникам, привлеченным в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации" (далее - Перечень мер поддержки).
Документом, подтверждающим право работодателя на получение финансовой поддержки, является сертификат. Выданный работодателю сертификат подлежит возврату, а работодатель исключается из региональной программы путем внесения в нее изменений в установленном порядке, на основании обращения работодателя, а также в случаях, предусмотренных пунктом 11 статьи 22.3 Закона N 1032-1.
Работодатели-участники региональной программы, перечисленные в распоряжении Правительства Забайкальского края от 10 декабря 2019 года N 435-р "Об утверждении перечня работодателей - юридических лиц, которые осуществляют деятельность на территории Забайкальского края, в отношении которых не применяются положения пункта 7 статьи 22.3 и подпункта 7 пункта 8 статьи 22.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", имеют право привлекать работников из других субъектов Российской Федерации без учета ограничений, указанных в пункте 7 статьи 22.3 и подпункте 7 пункта 8 статьи 22.2 Закона N 1032-1.
С работником, привлекаемым в рамках реализации региональной программы, заключается трудовой договор в соответствии с пунктом 9 статьи 22.2 Закона N 1032-1.
Финансовая поддержка предоставляется работодателю-участнику на основании соглашения (договора) о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат в целях привлечения для трудоустройства работников из других субъектов Российской Федерации (далее - соглашение о предоставлении субсидии). Соглашение о предоставлении субсидии заключается в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации.
Ежегодно перечень работодателей-участников уточняется по результатам отбора, проведенного в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 17 сентября 2019 года N 371 "Об утверждении Порядка и критериев отбора работодателей, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов, и порядка исключения работодателей из региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов".
В случае заключения соглашения об участии в региональной программе с работодателем-участником на срок более одного года работодатель имеет право не участвовать в отборе на предстоящий год, при наличии действующего соглашения об участии в региональной программе.
Министерство осуществляет:
организацию выполнения мероприятий региональной программы;
подготовку информации и отчетов о выполнении региональной программы;
представление в Федеральную службу по труду и занятости отчета об осуществлении расходов бюджета Забайкальского края, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии;
подготовку предложений по корректировке региональной программы;
совершенствование механизма реализации региональной программы;
контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию региональной программы, своевременным выполнением в полном объеме основных мероприятий региональной программы.
Корректировка региональной программы также производится с учетом изменений законодательства Российской Федерации, рынка труда, демографической ситуации и миграционных потоков в крае и в муниципальных образованиях, на территории которых осуществляют деятельность организации, требующие привлечения трудовых ресурсов.
Объемы, источники финансирования, а также показатели результативности реализации региональной программы указаны в приложениях N 1, 2, 3.
VIII. Эффективность и результативность реализации региональной программы
Результаты реализации мероприятий региональной программы позволят:
привлечь из других субъектов Российской Федерации из числа квалифицированных специалистов для работы в организациях Забайкальского края:
в 2021 году - 30 человек;
в 2022 году - 30 человек;
в 2023 году - 30 человек;
обеспечить квалифицированными кадрами организации, осуществляющие свою деятельность на территории Забайкальского края;
увеличить численность постоянного населения Забайкальского края.
Показателями результативности реализации региональной программы являются:
доля привлеченных работников, продолжающих осуществлять трудовую деятельность, на конец отчетного периода в общей численности работников, привлеченных работодателями, не менее 80%;
доля привлеченных работников, принятых на работу работодателями-участниками подпрограммы, в отчетном периоде в общей численности работников, предусмотренной соглашением о предоставлении субсидии бюджету Забайкальского края из федерального бюджета, не менее 80%.
В результате реализации региональной программы по объективным и субъективным причинам могут возникнуть определенные отклонения от намеченных результатов и целей подпрограммы.
В таблице представлены возможные риски и мероприятия по их снижению.
Риск |
Последствия наступления |
Способы минимизации |
1. Внешние риски | ||
1.1. Изменения федерального законодательства, реализация на федеральном уровне мероприятий, влияющих на содержание, сроки и результаты реализации мероприятий региональной программы |
Невыполнение заявленных показателей реализации региональной программы |
Мониторинг изменений федерального законодательства, реализуемых на федеральном уровне мер; внесение в установленном порядке предложений по разрабатываемым на федеральном уровне проектам; оперативная корректировка региональной программы |
1.2. Уменьшение объемов финансирования региональной программы |
Недостаточность средств для реализации мероприятий региональной программы; невыполнение заявленных показателей реализации региональной программы |
Определение приоритетов для первоочередного финансирования; привлечение средств федерального бюджета на реализацию региональной программы |
1.3. Изменение социально-экономической ситуации в крае (снижение объемов производства, рост инфляции, усиление социальной напряженности в связи со снижением уровня жизни населения) |
Невыполнение заявленных показателей реализации региональной программы |
Мониторинг социально-экономической ситуации, своевременная корректировка региональной программы |
2. Внутренние риски | ||
Отказ работодателя от участия в региональной программе |
Невыполнение заявленных показателей реализации региональной программы |
Своевременная корректировка региональной программы |
IX. Управление реализацией региональной программы и контроль за ходом ее реализации
Управление реализацией региональной программы и контроль за ходом ее реализации осуществляется Министерством.
Министерство осуществляет:
координацию действий органов исполнительной власти Забайкальского края, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, работодателей;
проведение мониторинга реализации региональной программы;
организацию выполнения мероприятий региональной программы;
подготовку информации и отчетов о выполнении региональной программы;
представление в Федеральную службу по труду и занятости отчета об осуществлении расходов бюджета Забайкальского края, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии;
подготовку предложений по корректировке региональной программы;
совершенствование механизма реализации региональной программы.
Корректировка региональной программы также производится с учетом изменений законодательства Российской Федерации, рынка труда, демографической ситуации и миграционных потоков в крае и в муниципальных образованиях, на территории которых осуществляют деятельность организации, требующие привлечения трудовых ресурсов.
Порядок взаимодействия с государственными внебюджетными фондами при осуществлении контроля за соблюдением работодателями-участниками условий предоставления финансовой поддержки, а также контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию региональной программы, своевременным выполнением в полном объеме мероприятий региональной программы, установлены Порядком предоставления из бюджета Забайкальского края субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях финансового обеспечения затрат при реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 4 августа 2020 года N 309.
Приложение N 1
к региональной программе
Забайкальского края "Повышение
мобильности трудовых ресурсов"
Перечень
работодателей-участников региональной программы Забайкальского края "Повышение мобильности трудовых ресурсов" и объемы ее финансирования на 2021 год
N п/п |
Наименование организаций, привлекающих работников из других субъектов Российской Федерации |
Численность привлекаемых работников, человек |
Наименование профессии и численность по профессиям привлекаемых работников, человек |
Источник финансирования |
Расходы, тыс. рублей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Публичное акционерное общество "ТГК-14" |
3 |
инженер по противоаварийной автоматике 1 категории электротехнической лаборатории электроцеха - 1; инженер по наладке и испытаниям группы наладки и испытаний теплотехнического оборудования/инженер группы диагностики - 1; слесарь по ремонту парогазотурбинного оборудования 6 разряда турбинного цеха - 1 |
всего, в том числе: |
3 000,0 |
средства федерального бюджета |
2820,0 |
||||
средства краевого бюджета |
180,0 |
||||
2. |
Общество с ограниченной ответственностью "Нергеопром" |
5 |
маркшейдер - 1; инженер по горным работам - 1; инженер-технолог - 1; механик - 1; инженер-энергетик - 1; геолог - 1 |
всего, в том числе: |
5 000,0 |
средства федерального бюджета |
4 700,0 |
||||
средства краевого бюджета |
300,0 |
||||
3. |
Акционерное общество "Племенной завод "Комсомолец" |
5 |
агроном |
всего, в том числе: |
5 000,0 |
средства федерального бюджета |
4 700,0 |
||||
средства краевого бюджета |
300,0 |
||||
4 |
Общество с ограниченной ответственностью "Удоканская медь" |
5 |
заместитель начальника управления - 1; менеджер по методологии - 2; главный специалист по ООС - 2
|
всего, в том числе: |
5 000,0 |
средства федерального бюджета |
4 700,0 |
||||
средства краевого бюджета |
300,0 |
||||
5 |
Общество с ограниченной ответственностью "Агролизинг плюс" |
2 |
бухгалтер-кассир - 1; скотник-пастух - 1 |
всего, в том числе: |
2 000,0 |
средства федерального бюджета |
1880,0 |
||||
средства краевого бюджета |
120,0 |
||||
6 |
Общество с ограниченной ответственностью "Дорстройсервис" |
1 |
инженер-лаборант - 1 |
всего, в том числе: |
1 000,0 |
средства федерального бюджета |
940,0 |
||||
средства краевого бюджета |
60,0 |
||||
7 |
Акционерное общество "Русатом Инфраструктурные решения" |
9 |
заместитель начальника отдела ремонтов - 1; заместитель начальника электроцеха - 1; инженер-теплотехник - 1; внутренний контролер-аудитор - 1; машинист-обходчик по котельному оборудованию - 1; машинист центрального теплового щита управления паровыми турбинами - 1; электрогазосварщик - 1; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования -1; кузнец ручной ковки - 1 |
всего, в том числе: |
9 000,0 |
средства федерального бюджета |
8 460,0 |
||||
средства краевого бюджета |
540,0 |
||||
|
ИТОГО |
30 |
|
всего, в том числе: |
30 000,0 |
средства федерального бюджета |
28 200,0 |
||||
средства краевого бюджета |
1 800,0 |
Приложение N 2
к региональной программе
Забайкальского края "Повышение
мобильности трудовых ресурсов"
Перечень
работодателей-участников региональной программы Забайкальского края "Повышение мобильности трудовых ресурсов" и объемы ее финансирования на 2022 год*
N п/п |
Наименование организаций, привлекающих работников из других субъектов Российской Федерации |
Численность привлекаемых работников, человек |
Наименование профессии и численность по профессиям привлекаемых работников, человек |
Источник финансирования |
Расходы, тыс. рублей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Общество с ограниченной ответственностью "Черновский ремонтно-механический завод" |
5 |
электрогазосварщик 6 разряда |
всего, в том числе: |
4 550,0 |
средства федерального бюджета |
4 550,0 |
||||
2. |
Общество с ограниченной ответственностью "Разрезуголь" |
5 |
геолог - 2; машинист автогрейдера 6 разряда - 3 |
всего, в том числе: |
4 550,0 |
средства федерального бюджета |
4 550,0 |
||||
3. |
Общество с ограниченной ответственностью "Мангазея Золото" |
5 |
геолог - 2; машинист автогрейдера 6 разряда - 3 |
всего, в том числе: |
4 550, 0 |
средства федерального бюджета |
4 550,0 |
||||
4 |
Общество с ограниченной ответственностью "Удоканская медь" |
4 |
заместитель начальника управления по финансовому контролю - 1; специалист по финансовому контролю - 1; специалист по валютному контролю - 2 |
всего, в том числе: |
3 640,0 |
средства федерального бюджета |
3 640,0 |
||||
5 |
Публичное акционерное общество "Россети Сибири" |
5 |
главный инженер - 1; заместитель начальника отдела ремонтов - 1; заместитель начальника отдела ремонтов - 1; инженер - 2 |
всего, в том числе: |
4 550, 0 |
средства федерального бюджета |
4 550,0 |
||||
6 |
Общество с ограниченной ответственностью "Тагви" |
6 |
главный юрист - 1 главный экономист - 1 электрогазосварщик 6 разряда - 2 токарь 6 разряда - 2 |
всего, в том числе: |
5 460,0 |
средства федерального бюджета |
5 460,0 |
||||
|
ИТОГО |
30 |
|
всего, в том числе: |
27 300,0 |
средства федерального бюджета |
27 300,0 |
_____________________________
* Перечень работодателей уточняется ежегодно по итогам отбора работодателей.
Приложение N 3
к региональной программе
Забайкальского края "Повышение
мобильности трудовых ресурсов"
Перечень
работодателей-участников региональной программы Забайкальского края "Повышение мобильности трудовых ресурсов" и объемы ее финансирования на 2023 год*
N п/п |
Наименование организаций, привлекающих работников из других субъектов Российской Федерации |
Численность привлекаемых работников, человек |
Наименование профессии и численность по профессиям привлекаемых работников, человек |
Источник финансирования |
Расходы, тыс. рублей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Общество с ограниченной ответственностью "Черновский ремонтно-механический завод" |
5 |
электрогазосварщик 6 разряда |
всего, в том числе: |
4 550,0 |
средства федерального бюджета |
4 550,0 |
||||
2. |
Общество с ограниченной ответственностью "Разрезуголь" |
5 |
геолог - 2 машинист автогрейдера 6 разряда - 3 |
всего, в том числе: |
4 550,0 |
средства федерального бюджета |
4 550,0 |
||||
3. |
Общество с ограниченной ответственностью "Мангазея Золото" |
5 |
геолог - 2 машинист автогрейдера 6 разряда - 3 |
всего, в том числе: |
4 550,0 |
средства федерального бюджета |
4 550,0 |
||||
4 |
Общество с ограниченной ответственностью "Удоканская медь" |
4 |
заместитель начальника управления по финансовому контролю - 1 специалист по финансовому контролю -1 специалист по валютному контролю - 2 |
всего, в том числе: |
3 640,0 |
средства федерального бюджета |
3 640,0 |
||||
5 |
Публичное акционерное общество "Россети Сибири" |
5 |
главный инженер - 1; заместитель начальника отдела ремонтов - 1; заместитель начальника отдела ремонтов - 1; инженер - 2 |
всего, в том числе: |
4 550,0 |
средства федерального бюджета |
4 550,0 |
||||
6 |
Общество с ограниченной ответственностью "Тагви" |
6 |
главный юрист - 1 главный экономист - 1 электрогазосварщик 6 разряда - 2 токарь 6 разряда - 2 |
всего, в том числе: |
5 460,0 |
средства федерального бюджета |
5 460,0 |
||||
|
ИТОГО |
30 |
|
всего, в том числе: |
27 300,0 |
средства федерального бюджета |
27 300,0 |
_____________________________
* Перечень работодателей уточняется ежегодно по итогам отбора работодателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Забайкальского края от 12 апреля 2021 г. N 109 "Об утверждении региональной программы Забайкальского края "Повышение мобильности трудовых ресурсов"
Вступает в силу с 15 апреля 2021 г., распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 апреля 2021 г. N 7500202104140003
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Забайкальского края от 29 июня 2022 г. N 272
Изменения вступают в силу с 1 июля 2022 г.
Постановление Правительства Забайкальского края от 1 марта 2022 г. N 62
Изменения вступают в силу с 2 марта 2022 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 15 декабря 2021 г.
Постановление Правительства Забайкальского края от 14 декабря 2021 г. N 495
Изменения вступают в силу с 16 декабря 2021 г.