Решение Центрального районного суда г.Читы
от 20 января 2011 г. по делу N 2-820-11
(извлечение)
Первый заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что решением Думы городского округа "Город Чита" от 25.06.2009 года N 115 был принят "Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества городского округа "Город Чита", подлежащего использованию только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру" (далее Порядок). Данный акт был опубликован в газете "Читинское обозрение" N 27 от 01.07.2009 года.
Полагая, что в нарушение п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в перечень муниципального имущества городского округа "Город Чита", свободного от прав третьих лиц, подлежащего использованию только в целях предоставления его во владение или пользование на долгосрочной основе субъектам предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, не включены: инвентарь и инструменты.
Прокурор просит признать недействующим пункт 2 ст. 1 "Порядка формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества городского округа "Город Чита", подлежащего использованию только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру", принятого решением Думы городского округа "Город Чита" от 25.06.2009 года N 115, в части отсутствия в перечне муниципального имущества городского округа "Город Чита", свободного от прав третьих лиц, за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства, понятий: инвентарь и инструменты. Принятое решение опубликовать в газете "Читинское обозрение".
В судебном заседании помощник прокурора Забайкальского края Блохина Я.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме, дала пояснения по существу заявленных требований. Просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель Мэра г. Читы Халиулина О.И., действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, просила рассматривать дело в отсутствие представителя, представила письменные возражения, просила в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Думы городского округа "Город Чита" Казакова М.Л., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, дала подробные пояснения, полагала что формулировка Порядка не содержит исчерпывающего перечня объектов муниципального имущества, не противоречит Федеральному закону. Нормативный акт принят Думой городского округа "Город Чита" в пределах его полномочий.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Решением Думы городского округа "Город Чита" от 25.06.2009 года N 115 был принят "Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества городского округа "Город Чита", подлежащего использованию только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого переднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру" (далее Порядок). Данный акт был опубликован в газете "Читинское обозрение" N 27 от 01.07.2009 года.
В соответствии с п. 1, 4, 4.2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства/осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного и муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети Интернет на официальных сайтах утвердивших их государственных органов.
Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
При этом статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества, в соответствии с которым орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона.
Из анализа оспариваемой прокурором нормы Порядка усматривается, что инвентарь и инструменты, указанные в п. 1 ст. 18 Федерального закона N 209-ФЗ в пункте 2 ст. 1 Порядка в числе имущества отсутствуют, что не соответствует указанному Федеральному закону. Следовательно, при формировании перечня, на основании данного Порядка, муниципальным органом включение в перечень инвентаря и инструментов может быть оспорено заинтересованными лицами, как противоречащее оспариваемому Порядку и нарушающее их права на приватизацию данного имущества.
Суд полагает, что при таких обстоятельствах муниципальный орган не вправе будет включать инвентарь и инструменты в перечень муниципального имущества, подлежащего использованию только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру, что может повлечь приватизацию данного имущества.
Несмотря на то, что Закон не содержит обязательных требований для утверждения органом местного самоуправления названного Перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при его принятии он не должен противоречить Федеральному закону.
В соответствии с ч.2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт (ч. 3 ст. 253 ГПК РФ).
Поскольку решение Думы городского округа "Город Чита" от 25.06.2009 года N 115 было опубликовано в газете "Читинское обозрение", решение суда после вступления в законную силу подлежит публикации в газете "Читинское обозрение".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 251-253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Забайкальского края удовлетворить.
Признать недействующим пункт 2 ст. 1 "Порядка формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества городского округа "Город Чита", подлежащего использованию только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру", принятого решением Думы городского округа "Город Чита" от 25.06.2009 года N 115, в части отсутствия в перечне муниципального имущества городского округа "Город Чита", свободного от прав третьих лиц, за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства, понятий: инвентарь и инструменты.
Решение суда после вступления в законную силу опубликовать в газете "Читинское обозрение".
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Центрального районного суда г.Читы от 20 января 2011 г. по делу N 2-820-11 Частично признана недействующей норма муниципального нормативного акта, так как несмотря на то, что Закон не содержит обязательных требований для утверждения органом местного самоуправления Перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при его принятии он не должен противоречить Федеральному закону (извлечение)
Текст решения опубликован в газете "Читинское обозрение" от 6 апреля 2011 г. (внеочередной выпуск)