24 июня 2011 г.
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года N 148, Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу "Охрана лесов от пожаров (2011-2014 годы)".
Губернатор Забайкальского края |
Р.Ф. Гениатулин |
Краевая долгосрочная целевая программа
"Охрана лесов от пожаров (2011-2014 годы)"
(утв. постановлением Правительства Забайкальского края
от 10 ноября 2009 г. N 414)
24 июня 2011 г.
Паспорт
краевой долгосрочной целевой программы
"Охрана лесов от пожаров (2011-2014 годы)"
Наименование программы |
Краевая долгосрочная целевая программа "Охрана лесов от пожаров (2011-2014 годы)" (далее - программа). |
Дата принятия решения о разработке программы |
Распоряжение Губернатора Забайкальского края от 10 июля 2008 года N 433-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Забайкальского края от 06 октября 2009 года N 650-р). |
Дата утверждения программы |
Постановление Правительства Забайкальского края от 10 ноября 2009 года N 414 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Охрана лесов от пожаров (2011-2014 годы)". |
Государственный заказчик программы |
Государственная лесная служба Забайкальского края. |
Основной разработчик программы |
Государственная лесная служба Забайкальского края. |
Цель и задачи программы |
Цель: сохранение государственного лесного фонда, находящегося на территории Забайкальского края, в условиях роста антропогенного фактора. Задачи: развитие материально-технической базы противопожарных формирований и оснащение пожарной техникой и средствами пожаротушения; осуществление мер по предупреждению и тушению лесных пожаров. |
Важнейшие целевые индикаторы программы |
К 2014 году: количество лесных пожаров снизится до 950; площадь лесных пожаров снизится до 141075 га; удельный вес лесных пожаров, ликвидируемых в течение суток, от общего количества увеличится до 56,7 %; удельный вес крупных лесных пожаров от общего количества возникших снизится до 20,6 %. |
Сроки и этапы реализации программы |
2011-2014 годы. Программа реализуется в один этап. |
Потребность в финансировании программы |
Потребность в финансировании мероприятий программы за счет средств краевого бюджета составляет 69711,0 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 17356,1 тыс. рублей; 2012 год - 17306,3 тыс. рублей; 2013 год - 17472,3 тыс. рублей; 2014 год - 17576,3 тыс. рублей. |
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Уменьшение количества лесных пожаров и пройденной ими площади; сохранение государственного лесного фонда, находящегося на территории Забайкальского края, в условиях роста антропогенного фактора; повышение качества лесных ресурсов; создание новых рабочих мест по переработке лесной продукции; улучшение экологической обстановки; повышение безопасности населения и защищенности объектов от угрозы лесных пожаров. |
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
Площадь лесов Забайкальского края составляет 32,6 млн. гектаров; расчетная лесосека (возможный объем вырубки без ущерба для лесного фонда) - 17,7 млн. м3.
Лесной сектор играет важную роль в экономике и имеет существенное значение для социально-экономического развития Забайкальского края. Продукция лесной промышленности составляет около 3 % общего объема промышленной продукции Забайкальского края. Для удовлетворения потребности в лесопродукции строительного сектора экономики, обеспечения населения доступным и комфортным жильем, повышения экспортного потенциала края, создания новых производственных мощностей по деревообработке, освоению неиспользуемых лесных ресурсов в восточных районах Забайкальского края, снижения доли круглых лесоматериалов в экспортных поставках, сокращения теневого сектора экономики принята целевая программа Забайкальского края "Развитие лесопромышленного комплекса Забайкальского края (2009-2013 годы)".
Лесные насаждения во всей их совокупности служат источником пополнения кислорода в атмосфере.
Изменения в системе государственного управления лесами, разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передача им части полномочий по управлению государственным лесным фондом повышает ответственность субъектов Российской Федерации и влечет необходимость своевременно проводить противопожарное обустройство лесов, снижая опасность лесных пожаров, улучшая санитарное состояние лесов. Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года N 69-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2007 года N 1305-р), целью развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесами ставит соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.
Однако состояние лесного фонда в условиях высокой пожароопасности вызвает# серьезную озабоченность. Ежегодно в Забайкальском крае от пожаров погибают леса на площади от 3 до 100 тыс. га. Возникает более 1000 пожаров, ущерб от которых составляет около 1 млрд. рублей. Лесные пожары угрожают населенным пунктам и объектам экономики, примыкающим к лесным массивам или находящимся в лесу.
Основными причинами возникновения лесных пожаров является антропогенный фактор (по вине человека возникает более 80 % лесных пожаров). Необходимо формировать в сознании людей, начиная с детского возраста, бережное отношение к лесу.
Расходы на тушение пожаров составляют порядка 100 млн. рублей. Из федерального бюджета в виде субвенций выделяется на тушение не более 30 млн. рублей.
Из-за недостаточного финансирования органов лесного хозяйства в последние годы материально-техническая база наземной и авиационной служб пожаротушения недоукомплектовывалась, оснащение их новой современной высокоэффективной специальной техникой и противопожарным оборудованием не производилось. По причине недостаточного выделения из федерального бюджета средств на содержание краевого государственного учреждения "Читинская база авиационной охраны лесов" (далее - КГУ "Читинская авиабаза") ежегодно недоукомплектовывается численность работников авиапожарной службы (десантников и парашютистов), не соблюдается регламентация работы авиапожарных служб, кратность авиапатрулирования уменьшается, что влияет на своевременное обнаружение и принятие мер по тушению лесных пожаров в отдаленных труднодоступных местах. Средства на подготовку к пожароопасному сезону выделяются в незначительных объемах.
Средства пожаротушения и противопожарная техника в последние 15 лет практически не обновлялись, кроме незначительного поступления противопожарной техники в 2006 году; износ техники, эксплуатируемой с 1980-х годов, близок к 100 %. Остро стоит проблема перевозки тяжелой землеройной техники (бульдозеров) на пожар и обратно. В рамках настоящей программы предусмотрено оснащение противопожарных формирований техникой и средствами пожаротушения, в том числе приобретение 4 трейлеров с тягачами.
В целях преодоления негативных тенденций в сфере технического перевооружения назрела необходимость установить более четкий, целенаправленный порядок финансирования для оснащения противопожарных формирований противопожарной техникой и оборудованием.
Для решения на краевом уровне поставленных задач требуется участие и взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, что обусловило необходимость применения программного метода и разработки настоящей программы.
Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Основной целью программы является сохранение государственного лесного фонда, находящегося на территории Забайкальского края, в условиях роста антропогенного фактора.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
развитие материально-технической базы противопожарных формирований и оснащение пожарной техникой и средствами пожаротушения;
осуществление мер по предупреждению и тушению лесных пожаров.
Сроки реализации программы - 2011-2014 годы. Программа реализуется в один этап.
Характеристика основных мероприятий программы
Мероприятия по предупреждению возникновения лесных пожаров
В рамках данного направления предполагается изготовление и установка 100 единиц средств наглядной агитации (аншлагов, плакатов и панно); выпуск 4 видеосюжетов на противопожарную тематику; прокат 32 видеосюжетов на противопожарную тематику по телевидению.
Организационно-технические мероприятия
Мероприятия данной группы предполагают организацию работы по подготовке личного состава лесопожарных служб, а также укомплектование техникой наземных противопожарных формирований и КГУ "Читинская авиабаза".
Запланированы следующие мероприятия:
обучение руководству тушением лесных пожаров работников авиапарашютной службы (80 человек);
подготовка трактористов-механизаторов (бульдозеристов) по тушению лесных пожаров (20 человек);
приобретение технических средств пожаротушения для наземных сил:
пожарные автомашины АЦ-1,6-40 - 8 единиц;
трактора лесопожарные ЛХТ-100 А-12 - 4 единицы;
бульдозеры Б-10М - 4 единицы;
автомашины грузопассажирские грузоподъемностью до 1 т (УАЗ-39094 "Фермер") - 8 единиц;
трейлеры с тягачами - 4 единицы;
автомашины легковые УАЗ-31519 - 8 единиц;
плуги лесные ПКЛ-70 - 20 единиц;
резиновые емкости РДВ-600 - 25 единиц;
резиновые емкости РДВ-100 - 25 единиц;
ранцевые лесные огнетушители (РЛО) - 2800 единиц;
приобретение комплектующих для заправочных станций для КГУ "Читинская авиабаза":
фильтрующий заправочный аппарат от бортового питания ФЗА - 15 единиц;
фильтр ПФБ-160/5 для централизованных заправочных станций (ЦЗС)- 15 единиц;
фильтр ТФ-Б упаковка для ЦЗС - 120 единиц;
фильтр ТФБ (М) упаковка для ЦЗС - 300 единиц;
рукав шланг Д-38 мм для ЦЗС - 300 единиц;
централизованные заправочные станции (ЦЗС) - 4 единицы;
насос СВН-80 - 5 единиц;
пистолет заправочный РП-40 - 5 единиц;
фильтр пистолетный - 3 единицы;
счетчик-литромер ВЖУ-40 для ЦЗС - 1 единица.
Мероприятия по предупреждению и ограничению распространения лесных пожаров
В данном направлении предполагается:
очистка придорожных полос от горючего материала (очистка захламленности вдоль дорог от незаконных порубок) - 500 га;
устройство минерализованных полос по границе с Монголией - 100 км.
Мероприятия по обнаружению лесных пожаров
Запланировано строительство 12 пожарных наблюдательных вышек.
Для контроля выполнения мероприятий программы определены целевые индикаторы и показатели, характеризующие эффективность выполнения программных мероприятий.
N п/п |
Целевые индикаторы |
Показатели по годам |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
1 |
Количество лесных пожаров (единиц) |
1160 |
1140 |
1000 |
950 |
2 |
Площадь лесных пожаров (га) |
172280 |
163350 |
148500 |
141075 |
3 |
Удельный вес лесных пожаров, ликвидируемых в течение суток, от общего количества (%) |
53,4 |
54,5 |
55,6 |
56,7 |
4 |
Удельный вес крупных лесных пожаров от общего количества (%) |
23,9 |
22,8 |
21,7 |
20,6 |
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Реализация программы будет осуществляться за счет средств бюджета Забайкальского края.
Потребность в финансировании программы на 2011-2014 годы составляет 69711,0 тыс. рублей, в том числе:
2011 год - 17356,1 тыс. рублей;
2012 год - 17306,3 тыс. рублей;
2013 год - 17472,3 тыс. рублей;
2014 год - 17576,3 тыс. рублей.
Для приобретения технических средств пожаротушения для наземных сил потребуется 57635,8 тыс. рублей:
пожарные автомашины АЦ-1,6-40 - 8040,0 тыс. рублей;
трактора лесопожарные ЛХТ-100 А-12 -8690,8 тыс. рублей;
бульдозеры Б-10М - 12060,0 тыс. рублей;
автомашины грузопассажирские грузоподъемностью до 1 т (УАЗ-39094 "Фермер") - 2320,0 тыс. рублей;
трейлеры с тягачами - 18400 тыс. рублей;
автомашины легковые УАЗ-31519 - 2400,0 тыс. рублей;
плуги лесные ПКЛ-70 - 540,0 тыс. рублей;
резиновые емкости РДВ-600 - 375,0 тыс. рублей;
резиновые емкости РДВ-100 - 50,0 тыс. рублей;
ранцевые лесные огнетушители (РЛО) - 4760,0 тыс. рублей.
Для приобретения комплектующих для заправочных станций для КГУ "Читинская авиабаза" потребуется 7307,0 тыс. рублей:
фильтрующий заправочный аппарат от бортового питания ФЗА - 750,0 тыс. рублей;
фильтр ПФБ-160/5 для централизованных заправочных станций (ЦЗС) - 750,0 тыс. рублей;
фильтр ТФ-Б упаковка для ЦЗС - 240,0 тыс. рублей;
фильтр ТФБ (М) упаковка для ЦЗС - 240,0 тыс. рублей;
рукав шланг Д-38 мм для ЦЗС - 150,0 тыс. рублей;
централизованные заправочные станции (ЦЗС) - 4800,0 тыс. рублей;
насос СВН-80 - 150,0 тыс. рублей;
пистолет заправочный РП-40 - 15,0 тыс. рублей;
фильтр пистолетный - 12,0 тыс. рублей;
счетчик-литромер ВЖУ-40 для ЦЗС - 200,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий программы с учетом возможностей бюджета Забайкалского# края могут ежегодно корректироваться.
Раздел 4. Механизм реализации программы
Управление реализацией программы осуществляет государственный заказчик программы.
Государственный заказчик программы ежегодно уточняет перечень финансируемых мероприятий программы на очередной финансовый год, определяет сроки их реализации и объемы финансирования, оценивает возможность достижения показателей целевых индикаторов.
Государственный заказчик программы:
ежегодно подготавливает и представляет в Министерство территориального развития Забайкальского края бюджетную заявку на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год и плановый период;
осуществляет отбор исполнителей работ в установленном законодательством порядке;
осуществляет ведение отчетности и подготовку доклада о ходе выполнения программных мероприятий и эффективности использования финансовых средств, которые представляет в установленном порядке в Министерство территориального развития Забайкальского края.
Мероприятия программы реализуются посредством заключения государственных контрактов между государственным заказчиком программы и исполнителями мероприятий программы, определяемыми в порядке, установленном федеральным законом.
Исполнители программных мероприятий представляют государственному заказчику ежеквартальную отчетность о реализации программы и целевом использовании бюджетных средств.
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют Министерство территориального развития Забайкальского края и заместитель председателя Правительства Забайкальского края, координирующий вопросы исполнения отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Раздел 5. Оценка социально-экономической и экологической
эффективности программы
В целом социально-экономическая эффективность реализации программы заключается в сохранении государственного лесного фонда на территории Забайкальского края.
Реализация намеченных программой мероприятий позволит укрепить материально-техническую базу наземной и авиационной служб по тушению лесных пожаров в Забайкальском крае и повысить противопожарное обустройство лесного фонда, снизить количество крупных лесных пожаров, обеспечить относительное сокращение потерь древесины от пожаров, тем самым значительно улучшить экологическую обстановку, повысить безопасность населения и защищенность объектов от угроз лесных пожаров на территории Забайкальского края.
Реализация программы позволит улучшить количественные и качественные параметры в части сбережения лесов от пожаров за счет снижения их количества и пройденной ими площади.
Снижение горимости лесов положительно скажется на значительном повышении качества древесины при последующей ее заготовке лесопользователями. Кроме того, это позволит сохранить недревесные лесные ресурсы и лекарственные растения, более эффективно использовать леса для осуществления рекреационной деятельности, любительской охоты и ведения охотничьего хозяйства. Появится возможность создания лесоперерабатывающей инфраструктуры, организации новых рабочих мест по разработке и переработке лесной продукции.
Эффективность расходования бюджетных средств на реализацию программы характеризуется следующими показателями:
за период 2011-2014 годов в реализацию программных мероприятий будет вложено 69,7 млн.рублей;
площадь, пройденная пожарами, снизится на 207,2 тыс.га;
сумма ущерба от лесных пожаров, включая экологический, снизится на 146,9 млн. рублей.
Таким образом, бюджетная эффективность вложенных в программу средств составит 210 %.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 24 июня 2011 г. N 221 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 6. Перечень мероприятий программы
(тыс. руб. в ценах соответствующих лет)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Забайкальского края от 10 ноября 2009 г. N 414 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Охрана лесов от пожаров (2011-2014 годы)"
Текст постановления опубликован в Еженедельной газете "Азия-Экспресс" от 19 ноября 2009 г. N 57
Постановлением Правительства Забайкальского края от 25 февраля 2014 г. N 85 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Забайкальского края от 22 мая 2013 г. N 193
Постановление Правительства Забайкальского края от 27 сентября 2012 г. N 412
Постановление Правительства Забайкальского края от 13 декабря 2011 г. N 462
Постановление Правительства Забайкальского края от 24 июня 2011 г. N 221