Постановление Правительства Забайкальского края
от 26 февраля 2013 г. N 89
"Об утверждении краевой долгосрочной
целевой программы "Правильный выбор
(2013 - 2015 годы)"
26 ноября 2013 г.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 25 февраля 2014 г. N 85, Постановлением Правительства Забайкальского края от 10 июня 2014 г. N 328 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, в рамках реализации программы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, "Не оступись!", в целях профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, а также организации социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу "Правильный выбор (2013 - 2015 годы)".
Губернатор Забайкальского края |
Р.Ф. Гениатулин |
Краевая долгосрочная целевая программа
"Правильный выбор (2013 - 2015 годы)"
(утв. постановлением Правительства Забайкальского края
от 26 февраля 2013 г. N 89)
26 ноября 2013 г.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 26 ноября 2013 г. N 498 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
краевой долгосрочной целевой программы
"Правильный выбор (2013 - 2015 годы)"
Наименование программы |
Краевая долгосрочная целевая программа "Правильный выбор (2013 - 2015 годы)" (далее - программа). |
|||||||||||||||||||
Дата принятия решения о разработке программы |
Распоряжение Правительства Забайкальского края от 15 января 2013 года N 5-р "О разработке краевой долгосрочной целевой программы "Правильный выбор (2013 - 2015 годы)". |
|||||||||||||||||||
Дата утверждения программы |
Постановление Правительства Забайкальского края от 26 февраля 2013 года N 89 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Правильный выбор (2013 - 2015 годы)". |
|||||||||||||||||||
Государственный заказчик - координатор программы |
Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края (далее - Минсоцзащиты). |
|||||||||||||||||||
Основные разработчики и исполнители программы |
Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края; Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (далее - Минобразования); Федеральное казенное учреждение уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Забайкальскому краю (далее - ФКУ УИИ УФСИН России по Забайкальскому краю); Забайкальский краевой суд; Управление Судебного департамента в Забайкальском крае; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Забайкальский государственный университет" (далее - ЗабГУ); государственные учреждения социального обслуживания (социально-реабилитационные центры, комплексные центры социального обслуживания населения) (далее - ГУСО); Ассоциация государственных учреждений социального обслуживания "Содружество" Забайкальского края. |
|||||||||||||||||||
Цель и задачи программы |
Цель программы: профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, развитие системы социального сопровождения, социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. |
|||||||||||||||||||
Задачи: 1) организация межведомственного непрерывного социально-правового и социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы; 2) социальная адаптация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, создание и развитие ювенальных служб в Забайкальском крае; 3) развитие системы методического обеспечения и повышения профессиональной компетентности различных категорий специалистов социальных служб, работающих с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. | ||||||||||||||||||||
Целевые группы |
Несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел, в уголовно-исполнительных инспекциях, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН и ЗП), - 5400 чел.; несовершеннолетние, осужденные условно и находящиеся под следствием, - 350 чел.; семьи, имеющие в своем составе несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы, - 1250 семей; специалисты, работающие в области применения ювенальных технологий, - 250 чел. |
|||||||||||||||||||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
Индикаторы и показатели |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||||||||||||||
Численность несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, чел. |
2400 |
2200 |
2050 |
|||||||||||||||||
Численность несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН и ЗП, чел. |
2540 |
2150 |
1900 |
|||||||||||||||||
Удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие, в общей численности несовершеннолетних, % |
2,0 |
1,7 |
1,5 |
|||||||||||||||||
Удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступление повторно, в общей численности несовершеннолетних, совершивших преступление, % |
18,6 |
15,8 |
13,7 |
|||||||||||||||||
Выявление аддиктивных расстройств на ранних стадиях у несовершеннолетних, заключенных под стражу и осужденных к отбыванию наказаний без лишения свободы, чел. |
50 |
75 |
100 |
|||||||||||||||||
Уровень совершения повторных преступлений и правонарушений осужденных несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, % |
3,5 |
2,5 |
1,5 |
|||||||||||||||||
Удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения, % |
0,4 |
0,3 |
0,2 |
|||||||||||||||||
Число семей, находящихся в социально опасном положении, ед. |
1200 |
1050 |
950 |
|||||||||||||||||
Число различных категорий специалистов социальных служб, работающих с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, повысивших свой профессиональный уровень, чел. |
150 |
200 |
250 |
|||||||||||||||||
Сроки и этапы реализации программы |
Программа реализуется в течение 2013 - 2015 годов в один этап. |
|||||||||||||||||||
Объемы и источники финансирования программы |
Финансирование мероприятий программы осуществляется из средств бюджета Забайкальского края (в рамках текущего финансирования подведомственных учреждений социального обслуживания и других учреждений, задействованных в реализации мероприятий программы), бюджета Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее-Фонд), и внебюджетных источников: бюджет Забайкальского края - 62 542,0 тыс. рублей; бюджет Фонда - 26 323,3 тыс. рублей; внебюджетные источники - 1 000,0 тыс. рублей. Финансирование программы по годам (тыс. рублей):
|
|||||||||||||||||||
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Реализация мероприятий программы позволит: повысить уровень межведомственного непрерывного социально-правового и социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы; снизить удельный вес количества безнадзорных детей в общем количестве детского населения до 0,2%; внедрить технологии, направленные на профилактику правонарушений несовершеннолетних, на ресоциализацию подростков, преступивших закон; снизить долю повторных преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними, в общем количестве преступлений и правонарушений несовершеннолетних с 20,3% до 13,7%; увеличить долю условно осужденных несовершеннолетних, вовлеченных в социально-реабилитационные программы, от общего числа условно осужденных несовершеннолетних с 20% до 90%; развить систему консультативной и психологической поддержки семьи для создания благоприятного внутрисемейного климата, социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих освобождающихся из мест лишения свободы детей; увеличить долю специалистов, работающих с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, прошедших обучение, повысивших квалификацию в рамках программы, от общего числа специалистов, задействованных в структурах, уполномоченных заниматься вопросами профилактики безнадзорности и правонарушений, с 35% до 95%. |
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программно-целевым методом
В целях организации деятельности по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних на территории Забайкальского края создана комплексная система профилактики, основанная на принципах законности, коллегиальности и приоритетности прав и интересов ребенка.
Деятельность краевых учреждений различной ведомственной подчиненности строится в соответствии с требованиями Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, постановлений Правительства Российской Федерации, ведомственных документов, регламентирующих деятельность по профилактике преступности несовершеннолетних.
В Забайкальском крае в 2011 году при финансовой поддержке Фонда завершилась реализация краевой целевой программы "Не оступись!" на 2009 - 2011 годы по приоритетному направлению деятельности Фонда "Содействие социальной реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной".
По всем направлениям программы была проведена многоплановая работа, что, в свою очередь, отразилось и на результатах. За два с половиной года реализации мероприятий программы в Забайкальском крае сформирована новая система профилактики правонарушений несовершеннолетних, которая позволяет грамотно и эффективно решать проблемы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, а также их постсудебное сопровождение, социальную, психологическую реабилитацию и ресоциализацию.
С целью профилактики рецидива преступлений среди несовершеннолетних на базе ГУСО "Черновский комплексный центр социального обслуживания населения "Берегиня" Забайкальского края (далее - Черновский КЦСОН "Берегиня") создано отделение дневного пребывания на 15 мест для оказания помощи несовершеннолетним, отбывшим наказание в виде лишения свободы и осужденным без лишения свободы. Одна из важнейших задач работы отделения - это формирование у подростков здоровых нравственных и психологических установок. Деятельность специалистов отделения направлена на обеспечение благоприятных условий для адаптации осужденных к условиям современной жизни, осуществление социальной защиты осужденных, решение социальных проблем, восстановление и укрепление социально полезных связей, содействие в трудовом и бытовом устройстве.
На базе экспериментальных учреждений системы социальной защиты, учреждений УФСИН России по Забайкальскому краю (ГКCУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Надежда" Забайкальского края (далее - СРЦ "Надежда"); ГУСО "Нерчинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гарант" Забайкальского края (далее - Нерчинский СРЦ "Гарант"); ГУСО "Ингодинский комплексный центр социального обслуживания населения "Милосердие" Забайкальского края (далее - Ингодинский КЦСОН "Милосердие"); Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Забайкальскому краю; ГУСО "Сретенский комплексный центр социального обслуживания населения "Березка" Забайкальского края (далее - Сретенский КЦСОН "Березка"); воспитательная колония г. Нерчинска) осуществлено внедрение пилотных проектов по индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. За время действия программы более 2500 детей и подростков получили комплексную социально-реабилитационную помощь и поддержку, оказана благотворительная помощь разным категориям семей, состоящим на учете, на сумму 411802 рубля.
Активно проводилась работа по программе и на базе учреждений УФСИН России по Забайкальскому краю. Разработаны и внедрены инновационные технологии: создание экспериментальной площадки на базе ФБУ "Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция N 1 УФСИН России по Забайкальскому краю", реализация психокоррекционной программы "Путь к себе" по коррекции агрессивного поведения несовершеннолетних на базе следственных изоляторов. Проведено 303 исследования личности несовершеннолетних условно осужденных, на всех подготовлены психологические характеристики, проведено 151 индивидуальное психологическое мероприятие, 281 психологическая консультация и 36 психокоррекционных мероприятий с группой в составе 40 человек. Для совершенствования работы психологов закуплены аппаратно-программный комплекс "БОС-ПУЛЬС", сенсорные комнаты, компьютерные методики и другое оборудование. За весь период реализации программы мероприятиями охвачено 459 несовершеннолетних.
В воспитательной колонии г. Нерчинска создан учебно-профессиональный центр по подготовке специалистов (портной, автослесарь). На конец 2011 года 66 обучающихся несовершеннолетних получили свидетельства о повышении квалификации.
Инновационной технологией для Забайкальского края стало создание и оснащение на территории воспитательной колонии г. Нерчинска "пунктов гласности", возможностями которых смогли воспользоваться 26 воспитанников. Для оказания юридической помощи в рамках внедрения данной технологии привлечены добровольцы из числа студентов юридических факультетов читинских вузов. В результате совместных встреч помощь получили 27 несовершеннолетних, 25 родителей. Совместно с волонтерами в плане профилактических мер, направленных на предупреждение преступности, продолжается реализация проекта "Я и закон".
Масштабным направлением программы стало создание 7 ювенальных судов в Железнодорожном, Центральном, Черновском, Ингодинском районах города Читы и Читинском, Оловяннинском, Краснокаменском районах края. Одной из основных функций ювенального суда является не только вынесение приговоров, но и реабилитация подростков, преступивших закон. Гуманизация процесса отправления правосудия в отношении несовершеннолетних требует участия в нем специалистов, обладающих набором профессиональных компетенций в области психологии, педагогики, социальной работы. В настоящий момент при всех ювенальных судах введены ставки специалистов по социальной работе и психологов.
Для организации и дальнейшего сопровождения специалистов по социальной работе, психологов, работающих при ювенальных судах, на базе ГУСО "Центр психолого-педагогической помощи населению "Доверие" Забайкальского края (далее - ЦППН "Доверие") создан организационно-методический центр-отделение. Первоочередной задачей центра-отделения стала работа, направленная на внедрение ювенальных технологий в крае. Центр-отделение формирует единую концептуальную и понятийную основу профессиональной деятельности ювенальных специалистов, обеспечивает их методическими и информационными материалами, отвечающими требованиям современной науки и практики, оказывает оперативную профессиональную помощь и психологическую поддержку, способствует профессиональному росту и повышению уровня профессиональной квалификации.
Таким образом, за период реализации программы с 2009 по 2011 годы, а также в 2012 году специалисты по социальной работе и психологи ювенальных судов приняли участие в 519 судебных слушаниях - как в качестве сопровождающего лица несовершеннолетнего, так и в качестве ювенального специалиста. Изучено 293 уголовных дела в отношении несовершеннолетних. Психологическую помощь получили 904 несовершеннолетних, попавших в ситуацию судебного разбирательства; организовано 269 семейных встреч с психологом, проведено 309 индивидуальных и семейных социально-психологических диагностических обследований. На стадии общего сопровождения на 430 несовершеннолетних заведены карты социального сопровождения, содержащие объективную информацию о социальном, бытовом и психологическом состоянии несовершеннолетнего; в отношении 695 несовершеннолетних осуществлены различные виды текущего социального контроля (телефонный, письменный, очный); составлено 128 индивидуальных программ реабилитации; в рамках курирования и патронажа семей и несовершеннолетних 19 семей взято на усиленный социальный контроль. Всего в судах с участием ювенальных работников было рассмотрено 260 дел в отношении несовершеннолетних, к которым были применены следующие виды наказаний: условное осуждение с испытательным сроком - 98 человек; штраф от 1 тыс. рублей - 18 человек; обязательные работы - 16 человек; исправительные работы (до 1 года) - 5 человек; принудительные меры воспитательного воздействия - 17 человек; предупреждение - 7 человек; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа - 8 человек; возложение обязанности загладить причиненный вред - 2 человека; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетних - 8 человек; лишение свободы - 20 человек; примирение с потерпевшим - 47 человек; возложение дополнительных обязанностей - 2 человека; помещение в закрытое воспитательное учреждение - 4 человека; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела - 8 человек.
Повышению профессиональной компетентности специалистов, непосредственно работающих с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, уделяется особое внимание. На начальном этапе реализации программы проведены обучающие семинары в виде круглых столов по темам: "Актуальные проблемы становления и развития ювенальной юстиции в России и Забайкальском крае", "Внедрение ювенальной юстиции на территории Забайкальского края", "Становление и развитие ювенальных технологий в Забайкальском крае: опыт, проблемы, перспективы", "Психолого-педагогические аспекты работы с несовершеннолетними"; выпущены сборники "Современные проблемы ювенальной юстиции" (2009 год), "Ювенальная юстиция как особая система правосудия для несовершеннолетних" (сборник правовых актов, 2010 год), "Введение ювенальных технологий в районные суды Забайкальского края" (сборник правовых актов, 2011 год).
В течение 2009 - 2012 годов реализованы программы повышения квалификации: "Социальная ювенальная работа" (2009 год, 48 человек), "Организация деятельности специалистов ювенальной работы"(2009 год, 5 человек), "Опыт социальной ювенальной работы с несовершеннолетними, совершившими правонарушения" (2010 год, 42 человека), "Технологии социальной ювенальной работы: теория и практика" (2011 год, 52 человека), "Ресурсы и возможности укрепления и распространения положительных результатов в сфере реализации ювенальных технологий" (2012 год, 69 человек).
Особое внимание уделяется изданию программно-методического обеспечения подготовки специалистов по социальной ювенальной работе. Создан программно-методический комплекс "Подготовка специалистов в области социальной ювенальной работы в контексте национальных интересов России"; учебное пособие "Социальная работа с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации", Атлас социальной работы "Технологии социальной ювенальной работы, реализуемые в Забайкальском крае". В помощь несовершеннолетнему, находящемуся в трудной жизненной ситуации, издано справочное пособие "Это здорово!".
Реализация мероприятий программы позволила снизить:
удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения с 0,5% до 0,4%;
численность несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН и ЗП, с 3268 до 2740 человек;
численность несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, с 3098 до 2931 человека;
удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие, в общей численности несовершеннолетних с 3,1% до 2,5%.
Полученный за время реализации программы опыт внедрения ювенальных технологий в Забайкальском крае требует дальнейшего исследования и развития. Чем больше новых форм, методов, технологий будет создано на этом пути, тем больше вероятности избежать ошибок и создать свою собственную, эффективную для России модель социального сопровождения несовершеннолетних.
По итогам работы всех субъектов профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних за 9 месяцев 2012 года зарегистрировано снижение подростковой преступности на 21,4% (2011 год - 1081 несовершеннолетний правонарушитель, 2010 год - 1477, 2009 год - 1758), ее удельный вес составляет 7,3% (2011 год - 8,9%, 2010 год - 9,8%, 2009 год - 9,7%, 2008 г. - 11,3%). Однако эти показатели значительно выше показателей по Сибирскому федеральному округу и Российской Федерации. Основными причинами сохраняющегося высокого удельного веса преступлений, совершенных несовершеннолетними, является семейное неблагополучие, продолжающийся рост числа родителей, не исполняющих должным образом своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Многие дети оставлены родителями или самовольно уходят из семей, не обеспечивающих им необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития.
По данным УМВД России по Забайкальскому краю, в 2012 году отмечается рост преступлений на территории 17 муниципальных районов. Высокий удельный вес подростковой преступности зарегистрирован в 18 районах края.
На учете в муниципальных отделах внутренних дел состоит 391 судимый несовершеннолетний. Из данной категории 340 осуждены условно, 40 несовершеннолетних совершили повторные преступления, 107 вменены дополнительные обязанности, 152 продлен испытательный срок, 16 испытательный срок заменен на лишение свободы, 14 условно-досрочно освобождены от отбывания наказания, 28 осуждены к обязательным работам, 1 - к исправительным, 37 - к иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Одной из наиболее серьезных проблем является организация деятельности субъектов системы профилактики по ресоциализации несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Особого внимания требует организация социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей, освобождающихся из мест лишения свободы в несовершеннолетнем возрасте. Поэтому острой проблемой для социальных учреждений остается оснащение помещений для организации досуга несовершеннолетних, для реабилитационно-спортивных занятий. Низка оснащенность этих учреждений современным учебным, реабилитационным, спортивным, медицинским, бытовым оборудованием, средствами информационных технологий и автотранспортом.
По-прежнему имеет место разобщенность действий различных органов, учреждений и организаций по ресоциализации подростков, вступивших в конфликт с законом. Не урегулированы вопросы обеспечения трудовой занятости таких несовершеннолетних.
Необходим комплексный подход в решении данного вопроса, постоянная методическая помощь, смещение фокуса деятельности от выполнения преимущественно функций административного воздействия и констатации имеющихся проблем к их межведомственному решению, совершенствованию механизмов межведомственного взаимодействия, осуществлению комплексного контроля за соблюдением прав и интересов несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
Социологическое исследование, проведенное студентами Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета в 2012 году, показало, что сегодня у несовершеннолетних из малообеспеченных семей, освободившихся из мест лишения свободы, существуют следующие проблемы: трудоустройства - 55,5%; жилищные - 23,9%; потеря семьи - 8,6%; одиночество - 5,5%; потеря друзей - 6,5%. Очевидными проблемами и для условно осужденных, и для освободившихся из мест лишения свободы несовершеннолетних из малообеспеченных, неблагополучных семей являются возвращение в неблагоприятную среду; отсутствие средств к существованию; отчужденность окружающих; невозможность получения образования; препятствия в получении медицинского обслуживания; адаптация к новым условиям жизни и др.
Для улучшения ситуации в Забайкальском крае по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних, их социализации и реабилитации, улучшения положения несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе содержащихся в местах лишения свободы, необходим комплексный подход в координации усилий социальных институтов в интересах семьи и ребенка. Это, в свою очередь, позволит успешно решать вопросы осужденных несовершеннолетних, адаптации их в свободном обществе. Необходимо дальнейшее развитие социально-психологических служб по социальному сопровождению несовершеннолетних на следствии, в суде и после вынесения приговора. Внедрение технологий сопровождения позволит сформировать у специалистов и родителей убежденность в необходимости защиты интересов ребенка и семьи.
Внедрение новых технологий и методов работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, обеспечит досудебное, судебное и постсудебное сопровождение несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы. Создание условий для организации досуговых мероприятий, получения профессии позволит отвлечь несовершеннолетних от правонарушений, а также выработать у представителей различных ведомств единый гуманистический подход к проблемам детей, повысит их психолого-педагогическую и юридическую компетентность.
В связи с изложенным становится очевидной необходимость принятия краевой долгосрочной целевой программы "Правильный выбор (2013 - 2015 годы)", предусматривающей комплекс скоординированных общегосударственных и региональных мер социального, правового и организационного характера.
Программа станет надежной основой эффективной совместной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественности по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, направленной на дальнейшее совершенствование мер государственной поддержки по организации межведомственного непрерывного социально-правового и социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или находящихся в конфликте с законом, а также лиц из числа несовершеннолетних правонарушителей, освобождающихся из учреждений закрытого типа.
Значительный объем необходимых финансовых средств, трудозатрат, высокая социальная значимость проблемы определяют необходимость применения программно-целевого метода.
Решение проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, в том числе повторных, а также ресоциализации подростков, преступивших закон, соответствует приоритетам социально-экономического развития Забайкальского края. При использовании программного метода решение данной проблемы будет наиболее результативным.
Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Цель программы - профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, развитие системы социального сопровождения, социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
Задачи программы:
1) организация межведомственного непрерывного социально-правового и социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;
2) социальная адаптация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, создание и развитие ювенальных служб в Забайкальском крае;
3) развитие системы методического обеспечения и повышения профессиональной компетентности различных категорий специалистов социальных служб, работающих с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом.
Программа реализуется в течение 2013 - 2015 годов в один этап.
Раздел 3. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты
Система программных мероприятий реализуется по двум направлениям в соответствии с задачами программы.
Характеристика основных мероприятий программы
Внедрение новых форм и методов сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы
В рамках данного направления предполагается реализация следующих мероприятий:
1) создание на базе учреждения социального обслуживания отделения социального сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также несовершеннолетних, отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы.
Реализация мероприятия обеспечит постсудебное сопровождение в течение трех лет 180 несовершеннолетних; коррекцию поведения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, изменение их асоциальных установок и ценностных ориентаций посредством создания на базе ГУСО "Чернышевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Дружба" Забайкальского края (далее - Чернышевский СРЦ "Дружба") кабинетов психологической разгрузки, кабинета для обучения швейному делу, оборудования тренажерного зала, учебной комнаты "Домашняя кухня"; будет способствовать снижению числа случаев повторных правонарушений, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
2) создание кабинетов "Правосудие в защиту детей".
Введение в штаты ГАУСО "Петровск-Забайкальский комплексный центр социального обслуживания населения "Ветеран" Забайкальского края (далее - Петровск-Забайкальский КЦСОН "Ветеран"), Нерчинского СРЦ "Гарант", Сретенского КЦСОН "Березка", ГАУСО "Шерловогорский реабилитационный центр "Топаз" Забайкальского края (далее - Шерловогорский РЦ "Топаз") специалистов по социальной работе и психологов для организации помощи несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, и их родителям обеспечит разработку и апробацию модели социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, на всех этапах уголовного судопроизводства с охватом в течение трех лет профилактическими мероприятиями 880 семей и 1525 несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом;
3) внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу учреждений социального обслуживания как средство реализации методов по формированию установки на здоровый образ жизни подростков, находящихся в конфликте с законом.
Реализация мероприятия обеспечит отвлечение подростков от влияния криминогенной среды, внедрение новых видов досуга для подростков, исключающих традиции курения, употребления алкогольной продукции, содействие социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в целях их интеграции в позитивное устойчивое социальное окружение посредством создания 6 физкультурно-спортивных площадок на базе СРЦ "Надежда", Черновского КЦСОН "Берегиня", ЦППН "Доверие", ГАУСО "Реабилитационный центр "Шиванда" Забайкальского края (далее - РЦ "Шиванда"), ГУСО "Улетовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Кедр" Забайкальского края (далее - Улетовский СРЦ "Кедр"), Шерловогорского РЦ "Топаз" с охватом оздоровительными мероприятиями за весь период реализации программы 4400 несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел и КДН и ЗП, воспитывающихся в неполных семьях, из многодетных семей, из опекунских семей, воспитанников социально-реабилитационных центров и интернатных учреждений;
4) внедрение модели учебно-трудовой бригады на базе учреждений социального обслуживания как средство реализации методов социально-трудовой профориентации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
Реализация мероприятия обеспечит создание на базе Улетовского СРЦ "Кедр", ГУСО "Малетинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония" Забайкальского края (далее - Малетинский СРЦ "Гармония"), ГУСО "Ясногорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Родник" Забайкальского края (далее - Ясногорский СРЦ "Родник"), СРЦ "Надежда", ГУСО "Шилкинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Сибиряк" Забайкальского края (далее - Шилкинский СРЦ "Сибиряк"), ГУСО "Карымский комплексный центр социального обслуживания населения "Багульник" Забайкальского края (далее - Карымский КЦСОН "Багульник"), ГУСО "Красночикойский комплексный центр социального обслуживания населения "Черемушки" Забайкальского края (далее - Красночикойский КЦСОН "Черемушки"), ГУСО "Кыринский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Перекресток" Забайкальского края (далее - Кыринский СРЦ "Перекресток"), ГУСО "Могойтуйский комплексный центр социального обслуживания населения "Элбэг" Забайкальского края (далее - Могойтуйский КЦСОН "Элбэг") 3 моделей учебно-трудовых бригад с целью вовлечения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в здоровую социальную среду, способствующую развитию здорового образа жизни, социальных навыков, трудовому обучению и подготовке к трудоустройству их в сельской местности; позволит обучить столярному, слесарному, швейному делу 280 несовершеннолетних; обеспечит восстановление нарушенных психических функций личности 1300 несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, позитивные личностные изменения подростков, обусловливающие разрушение негативных установок, ценностей, формирование положительного социального опыта.
Социальная адаптация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, создание и развитие ювенальных служб в Забайкальском крае
В рамках данного направления планируется:
1) внедрение эффективных методов профилактической и коррекционной работы с несовершеннолетними, склонными к совершению преступлений и правонарушений, на базе Черновского КЦСОН "Берегиня".
Реализация мероприятия обеспечит создание на базе Черновского КЦСОН "Берегиня" эффективной модели социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и их семей комплексными средствами культуры, искусства, физкультуры, спорта, туризма, через трудовую занятость и психолого-правовое сопровождение посредством оборудования кабинета для обучения компьютерной грамотности, тренажерного зала, организации фотовыставок несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, что позволит оказать реабилитационные услуги 240 несовершеннолетним и их семьям;
2) внедрение эффективных методов комплексной организации здоровьесберегающей среды для подростков, склонных к совершению правонарушений, и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, "Мое будущее - в моих руках".
Реализация социального проекта комплексной организации здоровьесберегающей среды для подростков, склонных к совершению правонарушений, и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, "Мое будущее - в моих руках" на базе СРЦ "Надежда" позволит организовать курс реабилитации 1200 несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, будет способствовать расширению перечня и повышению качества услуг, предоставляемых несовершеннолетним и их семьям;
3) внедрение эффективных методов профилактической и коррекционной работы с несовершеннолетними, совершившими преступления и правонарушения, и их семьями на базе государственного специализированного учебно-воспитательного учреждения "Сретенская школа" Забайкальского края (далее - ГСУВУ "Сретенская школа").
Реализация проекта "Школа гражданской зрелости" (профилактическая и коррекционная работа с несовершеннолетними, совершившими преступления и правонарушения, и их семьями) посредством создания швейной и столярной мастерских, внедрения социальных инновационных технологий для подготовки выпускников к автономной жизни, позволит 190 воспитанникам ГСУВУ "Сретенская школа" пройти трудовую, психологическую и медико-социальную реабилитацию;
4) внедрение технологии социальных контактов с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. Обучение команд специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений основам разработки, внедрения и управления эффективными социальными проектами.
Внедрение на базе ЦППН "Доверие" реабилитационно-профилактической программы "Точка возврата" и технологии деятельности судебного социального работника позволит 250 несовершеннолетним пройти реабилитационно-профилактический курс, создать условия для социализации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, их подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество при помощи современных компьютерных, социальных и образовательных технологий посредством создания кабинета для обучения компьютерной грамотности и подросткового клуба взаимоподдержки. Проведение курсов повышения квалификации социальных работников, психологов, специалистов в области применения ювенальных технологий (150 человек), позволит создать систему единого программно-методического обеспечения стандартов и критериев оказания социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом; осуществлять комплексное решение проблем профилактики правонарушений несовершеннолетних с помощью эффективного использования концентрации ресурсов специалистов с охватом ежегодно не менее 100 несовершеннолетних в регионах реализации социальных проектов;
5) создание на базе учреждений социального обслуживания выездных межведомственных служб экстренной социально-психологической помощи в целях организации работы модельных реабилитационных площадок для семей и детей в отдаленных районах Забайкальского края.
Реализация мероприятия обеспечит беспрепятственный доступ 370 семей, 760 детей, находящихся в кризисной и конфликтной с законом ситуации, к социальным услугам посредством создания на базе Ясногорского СРЦ "Родник", Могойтуйского КЦСОН "Элбэг", ГУСО "Бадинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Искра" Забайкальского края (далее - Бадинский СРЦ "Искра"), Шерловогорского РЦ "Топаз" выездных межведомственных служб экстренной социально-психологической помощи;
6) внедрение методов комплексной социальной адаптации несовершеннолетних, имеющих проблемы с законом, путем внедрения информационно-консультационных, психологических и интегративных технологий.
Реализация мероприятия позволит внедрить программу "Видеомост", направленную на создание модели комплексной социальной адаптации несовершеннолетних, имеющих проблемы с законом, путем внедрения информационно-консультационных, психологических и интегративных технологий, а также установление прямой связи с учреждениями социального обслуживания для ускорения процесса социализации и интеграции освобождающихся из мест лишения свободы подростков, создания более гуманной среды для их вхождения в общество. Внедрение инновационных технологий по проведению индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, и их семьями, проживающими в отдаленных от районного центра, где расположена уголовно-исполнительная инспекция, населенных пунктах (проведение удаленной регистрации несовершеннолетних осужденных в ФКУ УИИ УФСИН России по Забайкальскому краю), приведет к снижению уровня совершения повторных преступлений и правонарушений осужденными несовершеннолетними, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, с 5,5% до 1,5%;
7) создание мобильного отделения "Шанс".
Реализация мероприятия обеспечит создание эффективной модели социальной реабилитации и адаптации 950 несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества, комплексными средствами культуры, искусства, физкультуры, спорта, туризма, через трудовую занятость, психолого-правовое сопровождение, проведение спортивно-массовых, культурно-развлекательных, научно-познавательных, военно-патриотических, общественно-полезных мероприятий;
8) создание сети социально-психологических служб для работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением.
Реализация мероприятия позволит ввести в штаты судов Петровск-Забайкальского, Чернышевского, Агинского, Забайкальского, Карымского районов Забайкальского края судей по рассмотрению уголовных, гражданских дел и административных материалов с участием несовершеннолетних и их представителей, что обеспечит досудебное и судебное сопровождение несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом; создание на территории Забайкальского края эффективного реабилитационного пространства для социализации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом; создание кабинетов для внедрения технологий восстановительного подхода и примирительных программ в деятельность социальных, образовательных, медицинских, культурно-досуговых учреждений, нацеленных на создание систем межведомственного и межсекторного взаимодействия;
9) информационное освещение в средствах массовой информации хода реализации программы и достигнутых результатов исполнения мероприятий программы.
Ежеквартальное информационное освещение в средствах массовой информации хода реализации программы и достигнутых результатов исполнения мероприятий программы.
Раздел 4. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется из средств бюджета Забайкальского края (в рамках текущего финансирования подведомственных учреждений социального обслуживания и других учреждений, задействованных в реализации мероприятий программы), бюджета Фонда и внебюджетных источников:
бюджет Забайкальского края - 62 542,0 тыс. рублей;
бюджет Фонда - 26 323,3 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 1 000,0 тыс. рублей.
Финансирование программы по годам (тыс. рублей):
Источники |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Бюджет Забайкальского края |
22 883,0 |
19 481,0 |
20 178,0 |
Бюджет Фонда |
9 970,9 |
8 114,3 |
8 238,1 |
Внебюджетные средства |
300,0 |
300,0 |
400,0 |
Учитывая, что Забайкальский край является дотационным субъектом Российской Федерации, отсутствие должного финансирования мероприятий, включенных в программу, поставит под угрозу срыва развитие системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и в большей степени усугубит данную проблему в Забайкальском крае.
В целях недопущения или урегулирования вышеназванных рисков, для обеспечения устойчивости результатов мероприятий программы, реализуемых при поддержке Фонда, после завершения реализации краевой долгосрочной целевой программы "Правильный выбор (2013 - 2015 годы) будет продолжено оказание новых видов услуг целевым группам, функционирование вновь созданных служб и отделений, служб социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, обучение и переподготовка специалистов, дальнейшее развитие деятельности учреждений с использованием приобретенного на средства Фонда оборудования.
Раздел 5. Механизм реализации программы
Текущее управление реализацией программы осуществляет государственный заказчик - координатор программы.
Государственный заказчик - координатор программы и исполнители мероприятий программы ежегодно в установленном порядке уточняют перечень финансируемых мероприятий программы на очередной финансовый год, определяют сроки их реализации и объемы финансирования, оценивают возможность достижения целевых индикаторов и показателей.
Исполнители мероприятий программы:
ежегодно подготавливают и представляют государственному заказчику - координатору программы финансово-экономическое обоснование мероприятий программы на очередной финансовый год и плановый период;
осуществляют ведение отчетности о реализации программы и представляют ее государственному заказчику - координатору программы;
несут ответственность за качественную и своевременную реализацию мероприятий программы, целевое использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию программы.
Государственный заказчик - координатор программы:
ежегодно в установленном порядке подготавливает сводное финансово-экономическое обоснование мероприятий программы на очередной финансовый год и плановый период;
осуществляет ведение сводной отчетности и подготовку доклада о реализации программы;
осуществляет межведомственную координацию деятельности исполнителей программных мероприятий по их реализации, а также по анализу и рациональному использованию бюджетных средств.
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют Министерство территориального развития Забайкальского края и заместитель председателя Правительства Забайкальского края по социальным вопросам.
Раздел 6. Оценка социально-экономической
и экологической эффективности программы
Под эффективностью профилактики правонарушений несовершеннолетних подразумевается предупреждение, уменьшение количества преступлений.
Экономические аспекты борьбы с правонарушениями несовершеннолетних включают анализ затрат на профилактику и их эффективность.
Социальная значимость программы определяется комплексом мероприятий, направленных на существенное уменьшение количества повторных преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Предполагаемый социально-экономический эффект от реализации программы заключается в том, чтобы путем создания многоуровневой системы профилактики правонарушений несовершеннолетних:
повысить уровень межведомственного непрерывного социально-правового и социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;
создать предпосылки для снижения уровня рецидивной и "бытовой" преступности несовершеннолетних;
повысить эффективность выявления подростков, склонных к совершению правонарушений;
снизить численность несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН и ЗП, с 2640 до 1900 человек;
снизить численность несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, с 2666 до 2050 человек;
снизить удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие, в общей численности несовершеннолетних с 2,1% до 1,5%.
снизить долю повторных преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними, в общем количестве преступлений и правонарушений несовершеннолетних с 20,3% до 13,7%;
снизить удельный вес количества безнадзорных детей в общем количестве детского населения до 0,2%;
расширить сферу социальных услуг и видов социальной адресной помощи семьям с несовершеннолетними осужденными;
снизить число семей, находящихся в социально опасном положении, с 1238 до 950;
внедрить технологии, направленные на профилактику правонарушений несовершеннолетних, на ресоциализацию подростков, преступивших закон;
увеличить долю условно осужденных несовершеннолетних, вовлеченных в социально-реабилитационные программы, от общего числа условно осужденных несовершеннолетних с 20% до 90%;
укрепить кадровый потенциал и материально-техническую базу социальных учреждений, осуществляющих работу по ресоциализации несовершеннолетних, совершивших преступления и правонарушения;
развить систему консультативной и психологической поддержки семьи для создания благоприятного внутрисемейного климата, социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих освобождающихся из мест лишения свободы детей;
увеличить долю специалистов, работающих с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, прошедших обучение, повысивших квалификацию в рамках программы, от общего числа специалистов, задействованных в структурах, уполномоченных заниматься вопросами профилактики безнадзорности и правонарушений, с 35% до 95%.
Реализация программных мероприятий не повлечет отрицательных экологических последствий.
Раздел 7. Механизм получения средств Фонда
Финансирование мероприятий программы предполагается осуществлять через грантополучателя - Ассоциацию государственных учреждений социального обслуживания "Содружество" Забайкальского края (далее - АГУСО "Содружество"). Средства Фонда на выполнение программы поступают в централизованном порядке на расчетный счет АГУСО "Содружество" с последующим распределением по исполнителям мероприятий в соответствии с утвержденным финансово-экономическим обоснованием мероприятий программы.
Грантополучатель:
АГУСО "Содружество" Забайкальского края
Юридический адрес: 672530, Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Целинная, д. 26а.
ИНН 7524013761;
КПП 752401001;
ОГРН 1067500003504;
код ОКПО: 96242434;
код ОКАТО: 76250554000;
код ОКВЭД: 91.33;
Банковские реквизиты: р/с 40602810547000000011 в Читинском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк" г. Чита;
к/с 30101810400000000740;
БИК 047601740.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 26 ноября 2013 г. N 498 в раздел 8 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 8. Перечень мероприятий программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью программы является профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, развитие системы социального сопровождения, социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
Программа реализуется в течение 2013 - 2015 годов в один этап.
Финансирование мероприятий программы осуществляется из средств бюджета Забайкальского края и бюджета Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования программы составляет 89865,3 тыс. рублей.
Реализация мероприятий программы позволит:
повысить уровень социально-правового и социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, совершивших правонарушения;
снизить удельный вес количества безнадзорных детей;
внедрить технологии, направленные на профилактику правонарушений несовершеннолетних, на ресоциализацию подростков, преступивших закон;
снизить долю повторных преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
Постановление Правительства Забайкальского края от 26 февраля 2013 г. N 89 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Правильный выбор (2013 - 2015 годы)"
Текст постановления опубликован в Специальном выпуске еженедельной газеты "Азия-Экспресс" от 4 марта 2013 г. N 9/1
Постановлением Правительства Забайкальского края от 25 февраля 2014 г. N 85, Постановлением Правительства Забайкальского края от 10 июня 2014 г. N 328 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Забайкальского края от 26 ноября 2013 г. N 498