Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ социально-экономического развития Забайкальского края
1.1. Анализ социально-экономического развития
Развитие экономики и социальной сферы Забайкальского края за период с 2000 по 2007 годы определялось достаточно благоприятными макроэкономическими условиями, сложившимися в Российской Федерации и обусловившими переход к устойчивому подъему российской экономики, а также достигнутым уровнем экономического развития края, спецификой хозяйственной структуры, текущей конкурентоспособностью профильных видов экономической деятельности и регионального хозяйственного комплекса в целом.
В течение указанного периода социально-экономическое развитие края характеризовалось устойчивым ростом его важнейших параметров. При этом динамика ряда индикаторов была ниже аналогичных показателей по Российской Федерации и Сибирскому федеральному округу (таблица 1.1.1).
Таблица 1.1.1
Динамика основных показателей развития Забайкальского края за период с 2000 по 2007 год
N п/п |
Показатели |
Темпы роста, 2007 год в % к 2000 году |
||
Забайкальский край |
Сибирский федеральный округ |
Российская Федерация |
||
1 |
Валовой региональный продукт |
148,7 |
155,0 |
163,1 |
2 |
Продукция промышленности |
122,6 |
142,0 |
148,2 |
|
добыча полезных ископаемых |
122,5 |
163,4 |
139,2 |
|
обрабатывающие производства |
181,9 |
143,3 |
160,4 |
|
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
112,7 |
114,5 |
117,2 |
3 |
Продукция сельского хозяйства |
99,2 |
116,7 |
124,9 |
4 |
Объем строительных работ |
218,8 |
230,7 |
222,9 |
5 |
Инвестиции в основной капитал |
212,4 |
294,3 |
226,7 |
6 |
Оборот розничной торговли |
269,4 |
250,7 |
223,5 |
7 |
Реальные денежные доходы населения |
248 |
219,5 |
223,9 |
8 |
Уровень безработицы, в % к экономически активному населению 2007 год |
10,1 |
7,9 |
6,1 |
|
2000 год |
14,4 |
12,8 |
10,6 |
9 |
Доля прибыльных организаций в экономике, % 2007 год |
62,6 |
74,8 |
74,5 |
|
2000 год |
34,9 |
53,4 |
60,2 |
В 2007 году объем произведенного валового регионального продукта (далее - ВРП) в сопоставимых ценах составил 148,7 % по отношению к уровню 2000 года, что на 6,3 процентного пункта меньше среднего показателя по Сибирскому федеральному округу и на 14,4 процентного пункта ниже соответствующего среднероссийского значения.
Наблюдаемый в крае экономический рост сопровождается устойчивой тенденцией сокращения численности постоянного населения, причем опережающими темпами по сравнению с общероссийской динамикой. На начало 2008 года из-за естественной убыли и миграционного оттока численность населения края сократилась по отношению к 2001 году на 5,1 %.
Темпы роста промышленного производства в крае в течение указанного периода, составив немногим более 122 %, значительно уступали соответствующим темпам по Российской Федерации (148 %) и Сибирскому федеральному округу (142 %). При этом преобладающая в этом секторе экономики добывающая промышленность имела прирост выпуска продукции за весь наблюдаемый период на уровне около 23 % при 39 % по Российской Федерации и 63 % по Сибирскому федеральному округу. Достаточно быстро в этот период развивалась обрабатывающая промышленность, темпы роста которой в крае составили почти 182 %, что на 22 процентных пункта превышает ее среднероссийскую динамику и на 38 процентных пунктов выше темпов ее роста по Сибирскому федеральному округу.
Объем сельскохозяйственного производства к концу отчетного периода практически остался на уровне 2000 года, в то время как по Сибирскому федеральному округу он возрос на 17 %, а по Российской Федерации - на 25 %. На состояние сельского хозяйства края существенное влияние оказали имевшие место в последние годы неблагоприятные погодные условия, прежде всего засухи, что привело к ослаблению производственного потенциала отрасли.
Наиболее быстро среди товаропроизводящих видов экономической деятельности в крае развивалось строительство, опережающими темпами - строительство жилья, объектов социальной, а также транспортной инфраструктуры. Темпы роста объема строительных работ составили почти 219 %, что также ниже аналогичных показателей по Российской Федерации и Сибирскому федеральному округу (соответственно 223 % и 231 %).
Наряду с этим более динамично, по сравнению с товаропроизводящими секторами экономики, развивалась на территории Забайкальского края сфера услуг. В частности, оборот розничной торговли увеличился в 2,69 раза, что в итоге превышает как среднероссийский показатель (2,24 раза), так и показатель по Сибирскому федеральному округу (2,51 раза).
Ускоренное развитие регионального потребительского рынка в значительной мере было обусловлено опережающими темпами роста реальных денежных доходов населения, что явилось важным положительным результатом, достигнутым в крае за последние годы. В течение указанного периода реальные денежные доходы населения увеличились в 2,48 раза, в итоге превысив соответствующие темпы как по Российской Федерации, так и по Сибирскому федеральному округу (соответственно в 2,24 и 2,2 раза).
В то же время в последние годы под влиянием, прежде всего, позитивных макроэкономических процессов произошло существенное улучшение финансового положения большинства предприятий края. Если в 2000 году удельный вес прибыльных организаций в экономике составлял около 35 %, то к 2007 году он достиг почти 63 %. Тем не менее по данному показателю Забайкальский край пока еще отстает как от Российской Федерации в целом, так и от Сибирского федерального округа (соответственно 74,8 % и 74,5 %).
Наряду с этим за прошедший период в существенной степени нормализовалась ситуация на региональном рынке труда. По сравнению с 2000 годом уровень безработицы экономически активного населения в крае (рассчитанный по методологии МОТ) снизился с 14,4 % до 10,1 %, что на 4 процентных пункта превышает средний показатель по Российской Федерации.
Вместе с тем к настоящему времени пока не сформированы необходимые предпосылки к снижению масштабов отставания региона от большинства субъектов Российской Федерации по общему уровню экономического развития. В частности, среднедушевой объем валового регионального продукта, рассчитанный с учетом уровня покупательной способности, составил по Забайкальскому краю в 2007 году только 54 % по отношению к среднему показателю по Российской Федерации. При этом его сравнительный уровень по совокупности регионов Сибирского федерального округа составил 82 %.
Необходимость преодоления существующего отставания края в экономическом развитии от других регионов связана, прежде всего, с реализацией крупномасштабных инвестиционных проектов в профилирующих отраслях экономики региона, в инфраструктурном секторе и социальной сфере. В то же время динамика инвестиций в основной капитал пока еще отстает от требуемых параметров. Темпы роста общего объема капиталообразующих инвестиций в краевую экономику с 2000 по 2007 годы составили 212,4 %, в то время как по Сибирскому федеральному округу они достигли 294 %, а по Российской Федерации - 227 %.
В 2008 году с учетом накопленного ранее потенциала экономического роста и действия внешних и внутренних условий развития объем производства валового регионального продукта в Забайкальском крае составил 106,9 % к уровню предыдущего года, индекс промышленного производства сложился в объеме 102,2 % к предыдущему году, объем инвестиций в основной капитал - 128,5 %, объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", - 134,8 %, объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий - 104,0 %, оборот розничной торговли - 117,1 %, уровень безработицы в крае (рассчитанный по методологии МОТ) увеличился с 10,1 % до 14,9 % от экономически активного населения, реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 17,9 % к предыдущему году.
Возможные направления совершенствования структуры экономики Забайкальского края, перспективы наращивания в среднесрочной перспективе экономического роста, а также улучшения его качественных характеристик в существенной степени обусловлены внешними условиями и имеющимися в крае фундаментальными предпосылками развития, образующими в совокупности внутренний экономический потенциал Забайкальского края.
1.2. Внешние условия социально-экономического развития
Возможные сценарии социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы в существенной мере определяются совокупностью внешних факторов, условий и предпосылок, в том числе складывающимися в настоящий период макроэкономическими тенденциями в Российской Федерации, особенностями государственной экономической политики и масштабами целевой федеральной поддержки развития края, состоянием мирового и отечественного рынков продукции отраслей экономической специализации края, профильных видов экономической деятельности важнейших бюджетообразующих предприятий.
Вместе с тем ключевым условием успешной реализации Программы социально-экономического развития края по наиболее благоприятному, оптимальному варианту является проведение эффективной антикризисной политики, своевременное реагирование на экономические риски, возникающие в результате действия факторов мирового финансово-экономического кризиса. Наряду с этим важнейшее значение будет иметь последовательная реализация основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, а также Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года.
При этом особенно существенным фактором станет способность отечественной экономики сохранять динамику роста в период 2010-2014 годов на уровне 5-6 % среднегодового прироста внутреннего валового продукта при последовательном сокращении темпов инфляции и доведении ее к концу периода до экономически приемлемого уровня не выше 4-5 % в годовом исчислении, что позволит в целом существенно повысить инвестиционную привлекательность несырьевых секторов и отраслей экономики.
Одной из важнейших предпосылок обеспечения в рамках рассматриваемой перспективы макроэкономической стабильности в стране и продолжения финансирования федеральным центром наиболее значимых инвестиционных проектов на территории Забайкальского края является сохранение благоприятной конъюнктуры на мировом рынке энергоносителей при цене за 1 баррель сырой нефти сорта Urals на уровне не ниже 75-80 долларов.
1.3. Оценка внутреннего экономического потенциала
Степень обеспеченности региона каждым из выделенных компонентов его социально-экономического потенциала определяется на основе применения наиболее репрезентативных частных индикаторов или их групп. По отдельным частным характеристикам потенциала расчеты осуществлялись по отношению к численности населения региона, площади его территории или иным показателям. Итоговые результаты расчетов приведены в таблице 1.3.1.
Таблица 1.3.1
Сравнительная обеспеченность Забайкальского края основными компонентами социально-экономического потенциала за 2006 год, в % к Российской Федерации и Сибирскому федеральному округу *
|
Ресурсно-сырьевой (минерально-сырьевой) потенциал 1 |
Основные фонды (с учетом износа) 2 |
Квалифицированные трудовые ресурсы 3 |
Транспортно-коммуникационная инфраструктура 4 |
Рыночная инфраструктура 5 |
Социальная инфраструктура 6 |
Забайкальский край |
101,2 |
136,8 |
73,0 |
110,5 |
34,8 |
89,2 |
Сибирский федеральный округ |
91,1 |
86,5 |
92,2 |
89,3 |
76,6 |
97,5 |
Российская Федерация |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
* Оценка СОПС
Уровень обеспеченности края отдельными компонентами его экономического потенциала, как показывают приведенные данные, значительно дифференцирован, что связано с разной значимостью природных предпосылок (наличие и уровень ресурсно-сырьевого потенциала) и параметров предшествующего социально-экономического развития.
Достаточно высокая степень обеспеченности Забайкальского края отмечается по таким компонентам его экономического потенциала, как общий объем основных фондов (с учетом их износа), а также сравнительный уровень развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры. Оценки данных компонентов составляют соответственно 137 % и 111 % от среднероссийского уровня.
Относительно высокая степень обеспеченности основными фондами в существенной мере обусловлена преобладанием в структуре экономики фондоемких отраслей, включая транспорт и добывающую промышленность.
Одним из наиболее значимых в системе компонентов экономического потенциала Забайкальского края является его транспортно-коммуникационная инфраструктура.
Этот компонент отражает, с одной стороны, плотность на территории края автодорог общего пользования с твердым покрытием, а с другой стороны, - достигнутый уровень развития средств связи и телекоммуникаций. Значение данного компонента будет все более возрастать по мере реализации потенциалов транспортных коридоров, проходящих по территории края, включая Транссибирскую магистраль, БАМ и строящуюся автомагистраль "Амур" Чита-Хабаровск, последовательного формирования транспортно-логистических узлов, а также развития взаимовыгодного и разностороннего приграничного сотрудничества с сопредельными регионами КНР и Монголией.
Средняя степень обеспеченности территории края свойственна ресурсно-сырьевому потенциалу (в части минерально-сырьевого потенциала). Современный уровень обеспеченности региона данным потенциалом составляет 101 % по отношению к среднему показателю по Российской Федерации, превышает соответствующий уровень по Сибирскому федеральному округу (91 %).
Низкая степень обеспеченности в Забайкальском крае наблюдается по объектам рыночной инфраструктуры - около 35 % от среднероссийского показателя.
Реализация в долгосрочной перспективе системно-инновационной модели Забайкальского края потребует значительных усилий в наращивании ключевых компонентов регионального потенциала, прежде всего, научно-образовательного и кадрового. В данном случае процессы последовательного накопления и рационального использования человеческого капитала, имеющего сравнительно низкую степень развития в крае, должны лежать в основе модернизации его экономики, определять вектор структурных реформ.
Решение в перспективе проблем эффективной реализации экономического потенциала в текущей хозяйственной деятельности обусловливает необходимость не только накопления и совершенствования отдельных наиболее значимых для экономики края компонентов, включая квалифицированные трудовые ресурсы, социальную, транспортную и инженерную инфраструктуры, но и значительного повышения конкурентоспособности ключевых секторов краевой экономики, а также всего хозяйственного комплекса в целом.
1.4. Конкурентоспособность экономики и SWOT-анализ социально-экономического развития Забайкальского края
Достигнутый уровень использования имеющегося экономического потенциала и современное состояние экономики Забайкальского края определяются текущей конкурентоспособностью его хозяйственного комплекса.
Интегрированная многофакторная оценка уровня конкурентоспособности краевой экономики осуществлена по совокупности восьми важнейших характеристик регионального развития за 2007 год и их приростных величин за 2006-2007 годы.*(7) Значение ее интегрального показателя (индекса) по Забайкальскому краю составило 0,198 (таблица 1.4.1).
Таблица 1.4.1
Показатели конкурентоспособности экономики Забайкальского края за 2007 год *
Показатели |
Забайкальский край |
Сибирский федеральный округ |
Российская Федерация |
ВРП на одного занятого в экономике, в % к Российской Федерации (2006 год) |
54,6 |
80,5 |
100,0 |
Денежные доходы (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения, в % к Российской Федерации |
71,7 |
85,8 |
100,0 |
Объем частных инвестиций в основной капитал на душу населения, в % к Российской Федерации |
54,4 |
80,6 |
100,0 |
Экспорт на душу населения, в % к Российской Федерации |
12,7 |
61,8 |
100,0 |
Оборот малых предприятий товаропроизводящих отраслей на душу населения, в % к Российской Федерации |
37,0 |
63,5 |
100,0 |
Сальдированный финансовый результат на одного занятого в экономике, тыс. рублей |
6,0 |
51,7 |
84,7 |
Объем собственных доходов консолидированного бюджета региона (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения, в % к Российской Федерации |
49,6 |
78,3 |
100,0 |
Сводный индекс инновационной активности, в % к Российской Федерации 8 |
35,3 |
50,1 |
100,0 |
Интегральный индекс ** |
0,198 |
0,280 |
0,351 |
* По методике СОПС и РАН.
** Интегральный индекс конкурентоспособности учитывает также динамику соответствующих показателей за 2006-2007 годы.
В соответствии с приведенной оценкой край в настоящее время относится к группе регионов со сравнительно низкими параметрами региональной конкурентоспособности, существенно уступая по ее уровню соответствующим показателям по Сибирскому федеральному округу (0,280) и Российской Федерации (0,351).
Современный низкий уровень общей конкурентоспособности краевой экономики обусловлен отрицательным воздействием всей совокупности ее значимых факторов, по каждому из которых регион существенно уступает как Российской Федерации, так и Сибирскому федеральному округу.
Ключевой характеристикой региональной конкурентоспособности, по сути предопределяющей ее общий уровень, является сравнительный уровень производительности труда, отражаемый относительным показателем производства валового регионального продукта на одного занятого в экономике. Его величина по краю, по оценке за 2007 год, составляет немногим более половины от среднероссийского уровня, и около двух третей - от аналогичного среднего показателя по Сибирскому федеральному округу.
Важнейшее направление решения проблемы повышения конкурентоспособности Забайкальского края заключается в последовательной диверсификации краевой экономики на базе опережающего развития производств и сектора услуг с высокой долей добавленной стоимости, с использованием преимуществ транспортно-географического положения края и возможностей интенсификации приграничного сотрудничества.
Значимая роль в улучшении конкурентных позиций края и преодолении негативных тенденций в социально-экономическом развитии (наряду с реализацией приоритетных инвестиционных проектов с высоким мультипликативным эффектом) принадлежит малому предпринимательству. В настоящий период среднедушевой оборот всей совокупности малых предприятий товаропроизводящих отраслей (промышленность, сельское хозяйство и строительство) составляет лишь 37 % от среднероссийского уровня при 64 % по Сибирскому федеральному округу.
Вместе с тем ожидаемый в результате создания благоприятной административно-правовой среды быстрый рост этого сектора экономики позволит повысить реальные денежные доходы населения края, финансовые поступления в бюджет края и муниципальные бюджеты, а также в значительной мере решить проблемы занятости экономически активного населения.
В существенно меньшей степени, по сравнению с другими параметрами конкурентоспособности, от среднероссийского уровня отстает величина среднедушевых денежных доходов населения, рассчитанная с учетом уровня покупательной способности (72 % от Российской Федерации), что в немалой степени обусловлено финансированием краевой экономики из федерального бюджета, в том числе в рамках реализации приоритетных национальных проектов.
Особенностью развития края в силу его географического расположения является формирование значительной доли общего объема прибыли прибыльных предприятий и организаций организациями, главные офисы которых находятся за его пределами. Сальдированный финансовый результат на одного занятого в экономике, рассчитанный без учета прибыли, сформированной филиалами и обособленными подразделениями, составил по краю в 2007 году 6 тыс. рублей.
Относительно низкий уровень доходов предприятий и населения определяет среднедушевой объем доходов консолидированного бюджета края (около 50 % к общероссийскому уровню с учетом уровня покупательной способности).
Другой особенностью приграничного положения Забайкальского края является значительный объем обслуживаемых транзитных экспортно-импортных потоков. При этом общий объем экспорта без учета обслуживаемых потоков в среднедушевом выражении в 2007 году был почти в 8 раз меньше среднего по Российской Федерации и почти в 5 раз ниже аналогичного показателя по Сибирскому федеральному округу.
Возможности ускоренного социально-экономического развития края в среднесрочной и долгосрочной перспективах тесно связаны с перспективами наращивания инвестиционной активности в экономике. Это тем более важно, что современный уровень инвестиций в основной капитал из внебюджетных источников пока заметно уступает среднероссийскому (около 55 % от Российской Федерации в среднедушевом исчислении).
Наряду с этим в крае пока еще недостаточна сравнительная степень инновационной активности предприятий. Сводный индекс инновационной активности, отражающий один из важнейших аспектов региональной конкурентоспособности, составил около 35 % от среднероссийского уровня, при этом по Сибирскому федеральному округу этот индекс равен 50 %.
Комплексный анализ конкурентных позиций Забайкальского края, его конкурентных преимуществ с точки зрения их реализации в долгосрочной перспективе и обеспечения на этой основе его устойчивого экономического роста требует вместе с тем учета значительно большей совокупности как внутренних, так и внешних факторов и условий территориального развития.
Для определения совокупности значимых факторов с целью проведения перспективного (стратегического) планирования применен метод SWOT-анализа (таблица 1.4.2).
Таблица 1.4.2
SWOT-анализ социально-экономического развития Забайкальского края
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Значительный ресурсный потенциал региона (уголь, уран, электроэнергия, молибден, медь, вольфрам, золото, древесина, земельные ресурсы и другие). Исключительно благоприятное транспортно-географическое положение края для реализации транзитных функций, продвижения товаров в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и налаживания с ними взаимовыгодного сотрудничества. Выгодное геополитическое, приграничное расположение края с постоянно растущим потенциалом "китайского фактора". Относительно развитая региональная транспортная инфраструктура. Наличие земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства. Относительно высокий уровень развития средств коммуникации и информационных технологий. Наличие рекреационных ресурсов для развития специализированных видов туризма. Динамичные темпы развития сферы строительства и промышленности строительных материалов. Наличие образовательного комплекса, способного обеспечить потребности экономики в высококвалифицированных кадрах. Наличие опыта партнерства региональной власти и бизнес-структур. |
Неблагоприятные тенденции демографического развития: сохранение миграционного оттока населения. Технологическая отсталость промышленного производства, низкая конкурентоспособность производимых товаров. Низкая степень диверсификации отраслевой структуры промышленности. Высокая степень износа основных производственных фондов. Низкий уровень инновационной активности предприятий. Ограниченность рынков сбыта угля из-за усиления конкуренции. Недостаточное развитие малого предпринимательства в отраслях экономики. Слабое развитие инженерной инфраструктуры, наличие ветхого жилья и изношенных коммунальных сетей. Слабое развитие рыночной инфраструктуры, каналов продвижения продукции. Значительная дифференциация муниципальных образований по уровню социально-экономического развития и возможностям экономического роста. Высокая степень зависимости бюджета края от федеральных трансфертов. Тенденция сокращения доли собственной выработки электроэнергии в энергетическом балансе. |
Возможности |
Угрозы |
Значительные перспективы увеличения объемов производства в отраслях цветной металлургии и электроэнергетики. Развитие взаимовыгодного социально-экономического сотрудничества с КНР, странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, выравнивание условий конкуренции и поддержка малого предпринимательства. Формирование условий для легализации бизнеса. Последовательное формирование конкурентной рыночной среды в инфраструктурном и энергетическом секторах экономики. Стимулирование развития высокотехнологичного сектора экономики и инновационной деятельности, в том числе на основе реализации различных форм государственно-частного партнерства. Сокращение внутрирегиональных и межрегиональных различий в уровне жизни населения и социальном развитии на основе реализации приоритетных национальных и инвестиционных проектов. |
Финансовый кризис и связанная с ним финансовая и экономическая нестабильность в стране. Рост уровня безработицы. Сохраняющаяся нестабильность налогового и бюджетного законодательства. Низкий уровень капитализации функционирующих в крае отечественных корпораций, уменьшающий их финансовые и инвестиционные возможности в условиях значительных колебаний конъюнктуры на международных рынках профильных видов продукции. Усиление техногенного воздействия на природные комплексы, ухудшающего качество воздушного бассейна, лесных и водных ресурсов. Миграция капиталов за пределы края и сокращение налоговых платежей в бюджет края в результате трансфертного ценообразования, осуществляемого крупными финансово-промышленными группами и корпорациями. Низкая инвестиционная привлекательность несырьевых секторов экономики. Усиление конкурентного давления со стороны товаропроизводителей из других регионов, КНР и Монголии. Рост зависимости краевой экономики от динамики цен и тарифов на услуги естественных монополий. Миграционный отток из региона квалифицированных специалистов. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.