Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 20. Проверка инициативы проведения местного референдума
1. Избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение требований настоящего Закона края при сборе подписей, порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках местного референдума и их подписей, содержащихся в этих подписных листах.
О проведении проверки должна извещаться инициативная группа по проведению местного референдума. При проведении проверки подписей вправе присутствовать все члены, а также уполномоченные представители указанной группы.
2. Избирательная комиссия муниципального образования для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей участников местного референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об участниках местного референдума и подписей участников местного референдума, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов данной комиссии, работников ее аппарата (при наличии такового) и привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об участниках местного референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об участниках местного референдума при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума.
Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об участниках местного референдума при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению Избирательной комиссии Забайкальского края может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума.
3. Проверке подлежит не менее 20 процентов подписей от установленного законом необходимого количества подписей участников местного референдума в поддержку инициативы проведения местного референдума.
4. Для первоначальной проверки отбираются подписные листы посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки (жребия) определяется избирательной комиссией муниципального образования. При проведении жеребьевки и проверки подписных листов вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы по проведению местного референдума. Жеребьевка проводится после выдачи подтверждения о приеме подписных листов. О дате, времени и месте проведения жеребьевки и проверки подписных листов избирательная комиссия муниципального образования обязана сообщить уполномоченному представителю инициативной группы по проведению местного референдума.
Проверке подлежат все подписи участников местного референдума и соответствующие им сведения об участниках местного референдума, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
5. По результатам проверки подписей участников местного референдума и соответствующих им сведений об участниках местного референдума, содержащихся в подписных листах, подпись участника местного референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
6. Проверке и учету не подлежат подписи участников местного референдума и соответствующие им сведения об участниках местного референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами проведения местного референдума, если исключение (вычеркивание) специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей участников местного референдума до представления подписных листов в избирательную комиссию муниципального образования.
7. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же участника местного референдума в поддержку инициативы проведения местного референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
8. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом (за исключением случая, предусмотренного статьей 93 настоящего Закона края). Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
9. Недействительными признаются:
1) подписи участников местного референдума, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению местного референдума;
2) подписи лиц, не обладающих правом на участие в местном референдуме;
3) подписи участников местного референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей участников местного референдума в соответствии с частью 2 настоящей статьи;
4) подписи участников местного референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом края, и (или) без указания даты собственноручного внесения участником местного референдума своей подписи в подписной лист;
5) подписи участников местного референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
6) подписи участников местного референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками местного референдума, а также подписи участников местного референдума, даты внесения которых проставлены участниками местного референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей участников местного референдума в соответствии с частью 2 настоящей статьи;
7) подписи участников местного референдума с исправлениями в соответствующих им сведениях об участниках местного референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками местного референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей участников местного референдума;
8) все подписи участников местного референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей участников местного референдума, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей участников местного референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей участников местного референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей участников местного референдума, уполномоченным представителем инициативной группы, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников местного референдума, и (или) сведения об уполномоченном представителе инициативной группы указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников местного референдума, не внесены им собственноручно;
9) все подписи участников местного референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 1 статьи 18 настоящего Закона края;
10) подписи участников местного референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных частью 4 статьи 17 настоящего Закона края;
11) подписи участников местного референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками местного референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей участников местного референдума, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей участников местного референдума в соответствии с частью 2 настоящей статьи;
12) подписи участников местного референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей участников местного референдума, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы;
13) все подписи участников местного референдума в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей участников местного референдума, внесена позднее внесения заверительной записи уполномоченного представителя инициативной группы.
10. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона края, не учитывается только подпись в данной строке (в данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8, 9 и 13 части 9 настоящей статьи.
11. Специально оговоренные участником местного референдума или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи участника местного референдума недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с пунктами 8, 9 и 13 части 9 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи недействительной имеющиеся в сведениях об участнике местного референдума, содержащиеся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
12. Установление достоверности подписи участника местного референдума методом опроса запрещается.
Письменное заключение эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 2 настоящей статьи, может содержать выводы в отношении подписи (подписей) участника (участников) местного референдума и иных сведений как одного, так и нескольких лиц.
13. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса и представляется в избирательную комиссию муниципального образования для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей участников местного референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии муниципального образования о результатах выдвижения инициативы проведения местного референдума. Копия итогового протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы не позднее чем за двое суток до дня заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о возможности проведения местного референдума. Если проведенная избирательной комиссией муниципального образования проверка подписных листов повлечет правовые последствия, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 22 настоящего Закона края, уполномоченный представитель инициативной группы вправе получить в избирательной комиссии муниципального образования одновременно с копией итогового протокола заверенную руководителем рабочей группы копию ведомости проверки подписных листов, в которой указываются основания (причины) признания подписей недостоверными и (или) недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. В соответствии с Федеральным законом повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией муниципального образования указанного решения может быть осуществлена только судом и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
14. Избирательная комиссия муниципального образования по результатам проверки принимает решение.
15. В случае обнаружения нарушения требований настоящего Закона края при выдвижении инициативы проведения местного референдума избирательная комиссия муниципального образования принимает решение об отказе в проведении местного референдума по основаниям, указанным в статье 22 настоящего Закона края.
Избирательная комиссия муниципального образования в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в проведении местного референдума обязана выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению местного референдума копию решения с изложением оснований отказа.
16. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения местного референдума требованиям настоящего Закона края избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня представления инициативной группой документов, указанных в статье 19 настоящего Закона края, направляет подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей граждан инициативной группы по проведению местного референдума и копию своего решения в представительный орган муниципального образования. Копия указанного решения направляется также в Избирательную комиссию Забайкальского края и инициативной группе по проведению местного референдума.
17. Решение избирательной комиссии муниципального образования об отказе в проведении местного референдума может быть обжаловано в порядке, установленном федеральными законами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.