3 декабря 2015 г.
В соответствии Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", статьей 44 Устава Забайкальского края, в целях обеспечения устойчивого и непрерывного управления мероприятиями гражданской обороны и защиты населения Забайкальского края в мирное и военное время Правительство Забайкальского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системе управления гражданской обороной Забайкальского края.
2. Департаменту по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края совместно с Главным управлением МЧС России по Забайкальскому краю осуществлять организационно-техническое, методическое и иное обеспечение деятельности системы управления гражданской обороной в Забайкальском крае.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края:
1) провести модернизацию систем управления гражданской обороной муниципальных районов и городских округов Забайкальского края;
2) утвердить положения о системах управления гражданской обороной муниципальных районов и городских округов Забайкальского края.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Забайкальского края - руководителя Администрации Губернатора Забайкальского края Г.П. Чупина.
Губернатор Забайкальского края |
К.К. Ильковский |
Положение
о системе управления гражданской обороной Забайкальского края
(утв. постановлением Правительства Забайкальского края
от 14 июля 2015 г. N 340)
3 декабря 2015 г.
1. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет состав, структуру, задачи системы управления гражданской обороной Забайкальского края (далее - региональная система управления гражданской обороной), механизм осуществления руководства и управления гражданской обороной и меры поддержания в постоянной готовности системы управления гражданской обороной.
2. Региональная система управления гражданской обороной является составной частью федеральной и межрегиональной систем управления гражданской обороной и представляет собой совокупность взаимосвязанных органов управления, пунктов управления, систем связи, оповещения и автоматизированной информационно-управляющей системы.
3. Региональная система управления гражданской обороной включает в себя региональный пункт управления гражданской обороной, муниципальные и объектовые пункты управления гражданской обороной и пункты управления сил гражданской обороны, в том числе пункты управления формирований, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне на территории Забайкальского края.
4. Создание, поддержание в постоянной готовности к применению региональной системы управления гражданской обороной и своевременная ее модернизация являются составными частями мероприятий по гражданской обороне и защите населения (далее - ГО и ЗН), проводимых исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, руководителями учреждений и организаций.
5. Органы, осуществляющие управление ГО, являются основными организаторами управления ГО, осуществляют исполнение решений и указаний соответствующих руководителей ГО, организуют непрерывное управление силами и средствами ГО, координируют деятельность исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций в области ГО и ЗН от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
6. Пункты управления создаются во всех звеньях управления ГО от низовых (объект экономики, учреждение) до высших (исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края).
7. На каждом уровне управления заблаговременно создаются системы связи, обеспечивающие непрерывность управления органами и силами ГО как в мирное, так и в военное время.
8. Во всех звеньях управления ГО создаются системы централизованного оповещения органов управления, должностных лиц, сил ГО и населения, проживающего на соответствующих территориях, которые должны быть сопряжены с системой оповещения вышестоящего органа управления и обеспечивать безостановочную передачу передаваемых по ней сигналов, а также обеспечивать осуществление выборочного (локального) оповещения при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Локальное оповещение населения, проживающего в опасных зонах вблизи от радиационно и химически опасных объектов экономики, организуется силами и средствами этих объектов под контролем соответствующих органов управления ГО.
9. Автоматизированная информационно-управляющая система (далее - АИУС) является составной частью региональной системы управления ГО на всех ее уровнях, используется в мирное и военное время и взаимодействует с аналогичными функциональными АИУС федеральных органов исполнительной власти.
АИУС обеспечивает:
оперативное предоставление лицам, принимающим решения, необходимой информации по запросу;
объективный контроль за развитием ситуации на определенной территории;
эффективное информационное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами военного командования, различными организациями и др.
АИУС регионального уровня включает в себя:
информационно-управляющий центр Забайкальского края;
абонентские пункты городских округов и муниципальных районов Забайкальского края;
средства связи и передачи данных;
средства обработки закрытой информации.
АИУС муниципального уровня включает в себя:
абонентские пункты городских округов, муниципальных районов Забайкальского края и объектов экономики, функционирующих на территории муниципального образования;
средства связи и передачи информации.
2. Структура региональной системы управления ГО
10. Структура региональной системы управления ГО приведена в приложении к настоящему Положению.
11. Органами региональной системы управления ГО, осуществляющими разработку предложений по применению сил и средств ГО и организацию выполнения принятых решений, являются:
1) суженное заседание Правительства Забайкальского края;
2) комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Забайкальского края;
Постановлением Правительства Забайкальского края от 3 декабря 2015 г. N 588 в подпункт 3 пункта 11 настоящего Положения внесены изменения
3) комиссия по вопросам поддержания устойчивого функционирования организаций на территории Забайкальского края;
4) эвакуационная комиссия Забайкальского края;
5) Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю;
6) спасательные службы Забайкальского края;
7) структурные подразделения (работники) исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, органов местного управления, организаций и учреждений, специально уполномоченные решать задачи по ГО и ЗН.
3. Основные задачи и принципы региональной системы управления ГО
12. Управление ГО заключается в целенаправленной деятельности руководителей ГО и других органов управления ГО по руководству проведением мероприятий, предусмотренных планами ГО и ЗН, направленных на обеспечение высокой готовности ГО к переводу с мирного на военное положение в короткое сроки, и успешному выполнению задач по защите населения и организаций от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
13. Управление ГО включает:
1) заблаговременную разработку и периодическую корректировку планов ГО и ЗН и организацию их выполнения;
2) обеспечение в мирное время содержания органов управления и сил ГО в установленной для них готовности;
3) создание и поддержание в установленной готовности пунктов управления, систем связи и оповещения, наблюдения и контроля за радиационной, химической и бактериологической зараженностью;
4) планомерное развитие материально-технической базы ГО;
5) руководство своевременным проведением мероприятий по ЗН и по поддержанию устойчивой работы (функционирования) организаций в мирное и в военное время;
6) организацию подготовки руководящего состава, органов управления, сил ГО, а также обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
7) непрерывное добывание, сбор, изучение, отображение и оценку данных обстановки;
8) своевременное принятие решений и доведение задач до органов управления и сил ГО;
9) организацию действий сил ГО при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;
10) организацию взаимодействия и всестороннего обеспечения сил ГО при выполнении мероприятий ГО;
11) постоянный контроль за выполнением планов ГО и ЗН, поставленных задач, приказов, распоряжений и оказание необходимой помощи подчиненным.
14. В мирное время непосредственное управление ГО осуществляют руководители ГО и органы управления, осуществляющие управление ГО.
15. В военное время система управления ГО организационно базируется на органах управления, указанных в пункте 14 настоящего Положения, с учетом их перевода на штаты и условия работы военного времени.
16. Основой управления мероприятиями ГО является целенаправленная деятельность должностных лиц и органов управления всех уровней по решению задач, направленных на всестороннюю подготовку и ведение ГО, в том числе:
1) в мирное время:
обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств ГО к решению задач в зонах чрезвычайных ситуаций различного характера;
разработка и своевременная корректировка планов ГО и ЗН на военное время;
разработка перспективных и годовых планов по подготовке ГО и ЗН и организация их выполнения;
организация всесторонней подготовки органов управления, сил ГО и населения по гражданской обороне;
2) в угрожаемый период - быстрый и организованный перевод органов управления и сил в соответствующую степень готовности;
3) в военное время:
организация осуществления планов ГО и ЗН с учетом реально сложившейся обстановки;
обеспечение и поддержание в готовности органов управления, систем связи и оповещения, сил и средств ГО и ЗН с учетом их возможных потерь.
17. Управление мероприятиями ГО и ЗН строится и осуществляется на основе следующих основных принципов:
1) единство государственного управления ГО;
2) единоначалие при осуществлении распорядительных функций по управлению ГО;
3) централизация управления с предоставлением подчиненным звеньям инициативы в определении путей и способов осуществления мероприятий ГО и ЗН;
4) твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь;
5) оперативное и гибкое реагирование на изменения обстановки;
6) личная ответственность руководителей ГО всех уровней и звеньев за принимаемые решения, использование подчиненных сил и результаты выполнения поставленных им задач и мероприятий ГО и ЗН;
7) научность и предвидение в управлении ГО.
4. Механизм осуществления руководства и управления ГО
18. Основой управления мероприятиями ГО и ЗН является решение руководителя ГО, которое приобретает законную силу только после доведения задач до подчиненных, имеет форму как письменного, так и устного (с последующим оформлением письменно) приказа, распоряжения и может передаваться: лично, путем вызова подчиненных; по техническим средствам связи или иными способами.
19. За счет численности Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю и Департамента по гражданской обороны и пожарной безопасности Забайкальского края на пунктах управления Забайкальского края формируется оперативный состав пункта управления ГО Забайкальского края.
20. На случай выхода из строя органов управления Забайкальского края заранее назначаются органы управления - дублеры, базирующиеся на своих запасных пунктах управления. Органы управления - дублеры заблаговременно оснащаются необходимыми средствами связи и обеспечиваются соответствующими документами по управлению ГО в роли дублирующего органа управления.
21. Управление ГО в военное время осуществляется с повседневных, запасных или подвижных пунктов управления.
22. Повседневные пункты управления представляют комплекс технически оснащенных служебных помещений либо специально отведенное помещение (ситуационный зал), размещенные в административных зданиях в пунктах постоянной дислокации.
23. Запасный пункт управления включают в себя:
1) защищенные рабочие помещения с узлами связи, автономными источниками энергопитания, водоснабжения и другими системами жизнеобеспечения, аппаратурой централизованного оповещения, средствами связи, в том числе закрытой;
2) защищенные помещения и сооружения для укрытия отдыхающей смены и наземные помещения для работы и отдыха личного состава органов управления;
3) места стоянки техники и посадочные площадки для вертолетов (самолетов).
24. Вспомогательный пункт управления создается, если управление ГО с запасных пунктов управления невозможно, или для управления проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ на отдельных направлениях в условиях сложной обстановки.
25. Подвижный пункт управления создается для непосредственного управления выдвижением сил в очаги поражения и проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ. Подвижный пункт управления развертывается на специальных или приспособленных автомобилях и других транспортных средствах, где оборудуются рабочие мести для личного состава оперативных групп и устанавливаются средства связи, обеспечивающие поддержание постоянной связи с запасным пунктом управления, подчиненными органами и силами, действующими на определенных направлениях.
26. Органы управления ГО некатегорированных городов и муниципальных районов, а также объектов экономики, продолжающих производственную деятельность в категорированных городах, по указаниям соответствующих руководителей ГО размещаются в пунктах управления, оборудованных в защитных сооружениях либо в повседневных пунктах управления.
27. Порядок работы и режим в пунктах управления устанавливается решениями соответствующих руководителей ГО.
28. В любых условиях обстановки процесс управления ГО включает в себя:
1) непрерывный сбор и обработку информации, прогнозирование развития обстановки, изучение и оценку обстановки;
2) разработку планов и их корректировку;
3) своевременное принятие решений и доведение конкретных задач до подчиненных органов управления и сил ГО;
4) организацию и поддержание непрерывного взаимодействия;
5) подготовку органов управления и сил ГО к выполнению поставленных задач;
6) организацию и проведение работы по всестороннему обеспечению действий сил ГО и ЗН;
7) постоянный контроль за выполнением планов, приказов, распоряжений и оказание необходимой помощи подчиненным.
29. Состав расчетов пунктов управления Забайкальского края определяется с учетом численности и организационно-штатной структуры органов управления на угрожаемый период, объема конкретно решаемых задач, возможностей каждого звена управления и других особенностей.
30. В состав расчета пункта управления, как правило, входят: руководство органа управления ГО - руководитель органа управления, его заместители и группы: прогнозирования и информации; обобщения обстановки и подготовки предложений; направлений по органам военного командования, муниципальным районам и городским округам; представители служб экстренного реагирования, специальной связи, секретного делопроизводства; оперативные дежурные.
31. Пункт управления действует непрерывно. Его личный состав работает в две-три дежурные смены.
32. На дежурную смену расчета пункта управления возлагается:
1) сбор, обобщение, первоначальный анализ и доклад информации об обстановке, нанесение ее на карты (планшеты) и планы городов и выдача информации на средства отображения;
2) ведение журналов учета отданных распоряжений и поступающих данных обстановки;
3) запись указаний и распоряжений руководителя ГО, его заместителей, передача их исполнителям и контроль за их выполнением.
33. Обязанности и порядок работы дежурных смен определяются соответствующими инструкциями, утвержденными руководителем ГО.
5. Меры по поддержанию в готовности региональной системы управления ГО
34. Основными направлениями повышения эффективности и устойчивости системы управления мероприятиями ГО и ЗН являются:
1) совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы создания и совершенствования системы управления ГО в мирное и военное время;
2) совершенствование системы планирования мероприятий ГО и ЗН до объекта включительно;
3) разработка и реализация комплекса организационно-технических решений по повышению устойчивости системы управления ГО (живучести пунктов управления, систем связи и оповещения);
4) создание запасных и подвижных пунктов управления ГО;
5) разработка и внедрение во всех уровнях управления программных комплексов информационной поддержки решений руководителей ГО;
6) создание корпоративных цифровых систем связи ГО по линии запасных и подвижных пунктов управления;
7) создание мобильных узлов связи в составе подвижных пунктов управления мероприятиями ГО и ЗН и оснащение их средствами спутниковой связи и средствами привязки к опорным узлам связи;
8) замена устаревших средств связи, используемых в управлении ГО и ЗН, а также находящихся на складах длительного хранения, на современные средства связи военного и общего назначения;
9) использование аппаратных и программных средств закрытия информации, циркулирующей в системе управления ГО и ЗН;
10) создание в составе городских и запасных пунктов управления защищенных узлов связи;
11) обеспечение всех пунктов управления автономными источниками питания.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 3 декабря 2015 г. N 588 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к Положению о системе управления гражданской
обороной Забайкальского края
Структура
системы управления гражданской обороной Забайкальского края
3 декабря 2015 г.
/---------------------------------------------------------------------------------\
| /-------------------------------------------------\ |
| | Губернатор Забайкальского края | |
| | | |
| \-------------------------------------------------/ |
| |
| /-------------------\ /--------------------\ | /----------------------\ |
| | Исполнительные | | Суженное заседание | | | Комиссия по ЧС и ОБП | |
| | органы | | Правительства | | | Забайкальского | |
| | государственной | | Забайкальского |--+-| края | |
| | власти | | края | | | | |
| | Забайкальского | |--------------------| | \----------------------/ |
| | края | | Комиссия по ПУ ФО | | |
| \-------------------/ | Забайкальского | | /----------------------\ |
| | | края | | | Эвакуационная | |
| | |--+-| комиссия | |
| /-------------------\ | | | | Забайкальского края | |
| | Спасательные | \--------------------/ | \----------------------/ |
| | службы | |
| | Забайкальского | /---------------------------------------------------\ |
| | края | | Главное управление МЧС России | |
| \-------------------/ | по Забайкальскому краю | |
| | | |
| \---------------------------------------------------/ |
| | | |
\-------------------------------------------------------------------------+-------/
| |
\-----------------------------------\
/----------------------------------------\ | | /------------------------\
| Руководители муниципальных районов и | | | Территориальные органы |
| городских округов | | | | федеральных органов |
| | | | исполнительной власти |
| /------------\ /------------------\ | | | | по Забайкальскому |
| | Служебное | | Комиссии по ЧС и | | | | краю |
| | заседание | | ОБП | | - - - -| - - - | | |
| | | | | | | \------------------------/
| \------------/ \------------------/ | | | |
| /------------\ /------------------\ | | |
| | Комиссия | | Эвакуационная | | | | |
| | по ПУФО | | комиссия | | | |
| \------------/ \------------------/ | | | |
| /------------------------------------\ | | |
| | Органы, уполномоченные на решение | | | | |
| | задач в области гражданской | | | |
| | обороны | | | | |
| \------------------------------------/ | | |
| /------------------------------------\ | | | |
| | Спасательные службы муниципальных | | | |
| | районов и городских округов |-+--- | | |
| \------------------------------------/ | | |
\----------------------------------------/ | | |
/----------------------------------------\ | |
| Руководители городских и сельских | | | |
| поселений | | |
|/-------------\ /----------------\ | | | |
|| Комиссии | | Эвакуационная | | -- -- | - - - - |
|| по ЧС и ОБП | | комиссия | | | | |
|\-------------/ \----------------/ | | |
\----------------------------------------/ | | |
/----------------------------------------\ | |
| Руководители организаций | | | |
| | | |
|/-------------\ /----------------\ | | | |
|| Комиссия по | | Эвакуационная | | | |
|| ЧС и ОБП | | комиссия | | | | |
|\-------------/ \----------------/ | | |
|/--------------------------------------\| | | |
||Структурные подразделения (работники),|| - - - -+- - - - - |
|| специально уполномоченные на решение|| | | |
|| задач в области гражданской обороны || | |
|\--------------------------------------/| | | |
\----------------------------------------/ | |
| | | |
Аварийно - спасательные формирования и нештатные формирования по обеспечению мероприятий гражданской обороны |
Список использованных сокращений:
Комиссия по ЧС и ОПБ - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
Комиссия по ПУФО - комиссия по вопросам поддержания устойчивого функционирования организаций на территории Забайкальского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Забайкальского края от 14 июля 2015 г. N 340 "Об организации управления гражданской обороной в Забайкальском крае"
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 22 июля 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Забайкальского края от 14 февраля 2017 г. N 49
Постановление Правительства Забайкальского края от 1 июня 2016 г. N 247
Постановление Правительства Забайкальского края от 3 декабря 2015 г. N 588