Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 29 декабря 1999 г. N 924 в настоящую Программу внесены изменения
Приложение
к постановлению Главы Администрации
Волгоградской области
от 2 ноября 1999 г. N 758
Областная целевая программа
"Обеспечение населения Волгоградской области питьевой водой"
29 декабря 1999 г.
Паспорт
областной целевой программы "Обеспечение населения Волгоградской области питьевой водой"
Наименование программы - областная целевая программа "Обеспечение
населения Волгоградской области питьевой
водой"
Основание для - постановление Главы Администрации
разработки программы Волгоградской области от 27.08.98 N 454
"О разработке и реализации областной
целевой программы "Обеспечение населения
Волгоградской области питьевой водой"
Государственный - Нижне-Волжское бассейновое
заказчик - координатор водохозяйственное управление
программы Министерства природных ресурсов
Российской Федерации (далее - Нижне-
Волжское бассейновое водохозяйственное
управление)
Государственные - Комитет жилищно-коммунального
заказчики программы хозяйства Администрации Волгоградской
по направлениям области, Нижне-Волжское бассейновое
водохозяйственное управление -
водохозяйственный блок, Комитет
природных ресурсов по Волгоградской
области, Комитет по сельскому хозяйству
и продовольствию Администрации
Волгоградской области - ресурсное
обеспечение, Государственный комитет по
охране окружающей среды Волгоградской
области - водоохранный блок
Основные разработчики - Нижне-Волжский филиал Российского
программы научно-исследовательского института
комплексного использования и охраны
водных ресурсов и координационный совет
по разработке и реализации областной
целевой программы "Обеспечение населения
Волгоградской области питьевой водой",
образованный постановлением Главы
Администрации Волгоградской области от
27.08.98 N 454
Цель и задачи программы - цель - реализация Закона Волгоградской
области от 05.05.98 N 171-ОД "О питьевой
воде и системах водоснабжения";
задачи - охрана и воспроизводство водных
ресурсов области, развитие водохозяйст-
венного строительства, повышение
эффективности и надежности функциони-
рования систем водоснабжения в целях
обеспечения населения области питьевой
водой нормативного качества
Перечень основных - развитие систем водообеспечения городов
мероприятий программы и поселков городского типа, сельских
населенных пунктов;
охрана и восстановление водных объектов
и источников питьевого водоснабжения;
мониторинг водных объектов - источников
питьевого водоснабжения;
научно-техническое и нормативно-правовое
обеспечение программы
Срок и этапы реализации - срок реализации - 1999 - 2010 гг.,
программы в том числе:
I этап - 1999 - 2000 гг.;
II этап - 2000 - 2005 гг.;
III этап - 2006 - 2010 гг.
Объемы и источники - прогнозируемые общие затраты на
финансирования реализацию программы за счет всех
программы источников финансирования составляют
6303,4 млн. рублей,
в том числе:
I этап - 227,7 млн. рублей;
II этап - 1338,4 млн. рублей;
III этап - 4737,4 млн. рублей.
Источники финансирования:
федеральный бюджет - 568,0 млн. рублей
(в рамках федеральной целевой программы
"Обеспечение населения России питьевой
водой");
областной бюджет - 1058,2 млн. рублей;
в том числе:
1999 год - 25,0 млн. рублей;
2000 год - 48,7 млн. рублей;
местные бюджеты - 2221,0 млн. рублей;
средства предприятий - 2198,3 млн.
рублей;
прочие источники (внебюджетные фонды,
гранты, средства от оказания платных
услуг и др.) - 258,0 млн. рублей
Направления расходов - капитальные вложения - 517,5 млн.
при реализации рублей;
программы НИОКР - 12,6 млн. рублей;
текущие затраты - 37,9 млн. рублей
Ожидаемые результаты - бесперебойное обеспечение населения
реализации программы области питьевой водой гарантийного
качества, снижение объема сточных вод,
загрязняющих источники питьевого
водоснабжения, снижение уровня
желудочно-кишечных заболеваний,
создание новых рабочих мест, внедрение
новых технологий и стандартов
водоснабжения, утилизация и очистка
сточных вод
Система организации - контроль за выполнением мероприятий
контроля за исполнением программы и целевым использованием
программы средств, выделяемых на реализацию
программы, осуществляет Нижне-Волжское
бассейновое водохозяйственное управление
Введение
Областная целевая программа "Обеспечение населения Волгоградской области питьевой водой" (далее - программа) разработана на основе постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 292 "О Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой", Закона Волгоградской области от 05.05.98 N 171-ОД "О питьевой воде и системах водоснабжения" и постановления Главы Администрации Волгоградской области от 27.08.98 N 454 "О разработке и реализации областной целевой программы "Обеспечение населения Волгоградской области питьевой водой".
Программа предусматривает ужесточение контроля за качеством питьевой воды в городах и населенных пунктах с наибольшим несоответствием водоснабжения гигиеническим нормативам, переход на использование подземных вод в местах наибольшего загрязнения поверхностных водоисточников, улучшение состояния водных объектов и зон санитарной охраны источников водоснабжения, восстановление и реконструкцию систем водоснабжения, строительство групповых водопроводов, внедрение новых технологий очистки и доочистки питьевой воды, введение областных нормативов на использование питьевой воды.
Определены ресурсы источников водоснабжения для подземных вод, месторождения, имеющие утвержденные эксплуатационные запасы, в том числе подготовленные для освоения.
Разработаны мероприятия по строительству и реконструкции водопроводных систем, водозаборных сооружений, водоочистных станций, современных систем подготовки питьевой воды, обустройству зон санитарной охраны источников водоснабжения, расчистке русел, укреплению берегов, строительству плотин, по очистке и утилизации стоков, контролю за качеством питьевой воды.
1. Содержание проблемы
Водоснабжение области осуществляется за счет как поверхностных, так и подземных вод. Всего в 1998 году из природных водных объектов было забрано пресной воды 1683,94 млн. кубических метров, в том числе объем воды, забранной из поверхностных водных объектов, составил 1546,39 млн. кубических метров, а из подземных водных объектов - 137,55 млн. кубических метров (на хозяйственно-питьевое водоснабжение - 287,90 млн. кубических метров).
На территории Волгоградской области насчитывается 199 водотоков, относящихся к Волжскому и Донскому бассейнам. Общая их протяженность - 8182 километра.
Средний годовой суммарный сток рек Волги и Дона составляет 275 кубических километров (Волга-254 кубических километра, Дон-21 кубический километр), из него на местный сток приходится около 4 кубических километров.
Волжский бассейн включает часть Волгоградского водохранилища (длиной 234 километра от границы Саратовской области до Волжской ГЭС), часть реки Волги до границы с Астраханской областью (длиной 86 километров) и 30 малых рек.
Донской бассейн охватывает часть реки Дон длиной 253 километра (от г. Калач-на-Дону до границы с Ростовской областью), часть Цимлянского водохранилища (длиной 197 километров), Варваровское, Карповское, Береславское водохранилища и 169 малых рек длиной от 10 до 200 километров.
Из 199 малых рек 6 (Бузулук, Иловля, Кумылга, Медведица, Терса, Хопер) имеют круглогодичный водоток в среднем и нижнем течении, 40 - только в устьевой части, остальные действуют в период весеннего паводка и интенсивных дождей.
Установленный на 1998 год лимит забора воды (уточненный по формам статистической отчетности 2ТП-водхоз) из поверхностных источников в области составил 1897,7 млн. кубических километров, в том числе из бассейна реки Волги - 1517,8 млн. кубических километров, из бассейна реки Дон - 379,9 млн. кубических километров.
Наиболее крупными водопотребителями являются города Волгоград, Волжский, Камышин, Фролово, Жирновск, Урюпинск. Размещение водозаборов по территории области неравномерное. Большая часть их сосредоточена по долинам рек Волги, Дона, Иловли, Медведицы, Хопра. Значительно меньше их на Волго - Иловлинском водоразделе и юге области. В Заволжье водозаборы расположены вдоль Волгоградского водохранилища.
Большинство населения области обеспечивается водой из поверхностных источников, в том числе население городов Волгограда, Волжского, Калача-на-Дону, Камышина, Котельниково, Ленинска, Михайловки, Серафимовича, рабочих поселков Светлый Яр, Клетский.
За счет поверхностных источников из-за отсутствия пресных подземных вод осуществляется хозяйственно-питьевое водоснабжение отдельных частей территории Заволжья (Быковский, Николаевский, Палласовский, Старополтавский районы), для водоснабжения которых построено несколько магистральных каналов из Волгоградского водохранилища. Наиболее крупным из них является Палласовский магистральный канал. Одновременно с хозяйственно - питьевыми целями вода из каналов используется для орошения земель. Однако проблема хозяйственно-питьевого водоснабжения Восточного Заволжья еще не решена, особенно в южной его части, где магистральных каналов нет и населением используются некондиционные подземные воды.
Вызывает тревогу продолжающийся отбор воды из поверхностных источников при отсутствии научно обоснованных схем комплексного использования и охраны вод Волжского и Донского бассейнов, без учета степени ухудшения качества воды при меняющейся массе ежегодного сброса загрязняющих веществ в водоемы.
Подземные воды являются важным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения, хотя по качественным показателям они не всегда соответствуют требованиям ГОСТа. Для водоснабжения области используются подземные воды от четвертичных до девонских отложений.
На территории области используются преимущественно пресные воды с минерализацией до одного грамма на кубический дециметр, на юге (Котельниковский, Октябрьский районы) и в Заволжье, где пресные воды встречаются редко, используются воды с минерализацией до трех граммов на один кубический дециметр.
Эксплуатация водоносных горизонтов производится большей частью с использованием одиночных скважин, реже-групповых водозаборов, при этом преобладает автономное водоснабжение отдельных объектов (предприятий, ферм и др.), даже если они располагаются в пределах одного и того же населенного пункта. Центральные усадьбы сельских хозяйств, как правило, снабжаются водой из групповых водозаборов с количеством скважин от 2- 3 до 5-7. Централизованное водоснабжение с помощью крупных каптажей (до 20 скважин) с хорошо развитой водопроводной сетью имеется в гг. Дубовке, Жирновске, Котово, Петров Вал, Суровикино, Урюпинске, Фролово. Все эти водозаборы построены на базе разведанных месторождений подземных вод, за исключением Жирновского.
Следует отметить, что в настоящее время идет строительство групповых водозаборов для хозяйственно-питьевого водоснабжения в гг. Калач-на-Дону и Михайловке на базе разведанных месторождений подземных вод.
Из 41 крупного населенного пункта, использующего для хозяйственно-питьевого водоснабжения подземные воды, разведанными эксплуатационными запасами обеспечены только 14 (приложения 1, 2).
Из 500 наиболее крупных населенных пунктов сельского типа эксплуатационные запасы разведаны только для 9 (Верхнекардаильский, Жутово, Зензеватка, Краснодонский, Ловягин, Лычак, Отрадненский, Писаревка, Пятиморский). Совершенно не обеспечен запасами Палласовский район из-за отсутствия подземных вод, пригодных для питья.
Таким образом, разведанность запасов подземных вод для хозяйственно - питьевого водоснабжения в Волгоградской области чрезвычайно низкая. В то же время в области имеется значительное количество (около 90) разведанных месторождений подземных вод для орошения земель. Утвержденные эксплуатационные запасы подземных вод по Волгоградской области в целом составляют 1420,8 тыс. кубических метров в сутки, потребление - 632,7 тыс. кубических метров в сутки. Обобщенные данные по использованию подземных вод показывают, что потребление значительно ниже общих эксплуатационных запасов. При существующем водопотреблении области на долю подземных вод приходится 10,6 процента, а остальные 89,4 процента на поверхностные воды (приложения 1, 2).
Качество подземных вод, используемых для хозяйственно - питьевого водоснабжения, часто не соответствует ГОСТу на питьевую воду по минерализации, в том числе по содержанию железа и некоторых других компонентов. В одних случаях это связано с отсутствием вод лучшего качества, в других - с неправильным выбором водоносного горизонта и мест расположения водозаборов, поскольку они создавались без предварительного изучения гидрологических условий. Перспективы улучшения водоснабжения имеются на значительной части территории. При отсутствии кондиционных вод непосредственно на объектах потребителей в ряде мест имеется потенциальная возможность получить такие воды на некотором удалении от этих объектов путем создания групповых водозаборов на участках с более благоприятными гидрогеологическими условиями.
Гидрогеологические условия большей части северных и центральных районов области по долинам рек Дон, Иловля, Медведица, Хопер, междуречью Волги и Иловли, левобережью Волги благоприятны для полного удовлетворения потребностей народного хозяйства в воде на ближайшее будущее.
В менее благоприятных условиях находятся междуречья Хопра, Медведицы, Иловли, западная часть правобережья Дона и районы к югу от Волго - Донского канала. Пресные подземные воды не имеют здесь сплошного распространения и могут удовлетворить потребности в хозяйственно - питьевых водах лишь на отдельных участках.
Неблагоприятными гидрогеологическими условиями характеризуются восточные районы Заволжья, где по имеющимся сведениям пресные подземные воды встречаются редко в виде небольших линз, приуроченных к отрицательным формам рельефа. Водоснабжение этой части территории области возможно только за счет поверхностных вод Волгоградского водохранилища или опреснения солоноватых и соленых вод хазарского горизонта.
Необходимо отметить, что в области насчитывается более 1 тыс. водопользователей, которые используют для водоснабжения подземные воды.
Проблема хозяйственно - питьевого водоснабжения жителей г. Волгограда, в котором проживает более миллиона жителей, является одной из важнейших социальных задач. Особую остроту эта проблема приобрела в настоящее время. Современное централизованное водоснабжение г. Волгограда осуществляется исключительно за счет поверхностных вод р. Волги (только 0,3 процента потребляемой воды забирается из подземных источников). Современное водопотребление города оценивается в количестве 1760 тыс. кубических метров в сутки, из которых 807 тыс. кубических метров в сутки используется на собственно хозяйственно-питьевые нужды, а остальное количество - для производственно-технических целей. Текущая потребность Волгограда в воде оценивается в объеме 1995 тыс. кубических метров в сутки (в том числе на хозяйственно - питьевые цели - 807 тыс. кубических метров в сутки), а в ближайшей перспективе она возрастет до 1002 тыс. кубических метров в сутки. Следовательно, дефицит в воде составляет 200 тыс. кубических метров в сутки. Покрытие его за счет расширения действующих водозаборных сооружений из реки Волги практически исключается в связи с нестабильными сбросами Волжского гидроузла, что уже привело к определенным трудностям в обеспечении города водой.
Кроме того, качество поверхностных вод в реке Волге постоянно ухудшается, что требует дополнительных затрат на доведение ее до кондиции в соответствии с требованиями ГОСТ 2874-82.
Таким образом, естественные ресурсы реки Волги в качественном отношении не могут быть полностью востребованы без существенной реконструкции существующих насосных станций, а качество поверхностных вод находится на пределе возможного использования. В сложившейся ситуации крайне актуальной становится проблема частичного перевода г. Волгограда на использование подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения. В 1991 году оценена возможность использования подземных вод на территории г. Волгограда и прилегающей к нему территории при возникновении чрезвычайных ситуаций. Пригодными для использования в вышеназванных случаях оказались воды альб-сеноманских отложений с минерализацией от 1,5 - 2,5 до 3 - 4 граммов на кубический дециметр, с запасами 132 тыс. кубических метров в сутки. Воду такого качества можно применять в качестве питьевой весьма непродолжительное время во время чрезвычайных ситуаций.
Результаты этих исследований показали, что поиски месторождений подземных вод, эксплуатация которых может удовлетворить потребность города Волгограда в воде хозяйственно-питьевого назначения, следует проводить на нескольких участках в удалении от города не менее чем на 50 - 70 километров. Продолжительность геологоразведочных работ, с учетом утверждения запасов, составит пять лет, ориентировочная стоимость - 7 - 9 млн. рублей.
В целом по городам области общее количество потребляемой воды на сегодняшний день достаточно, однако на ближайшую перспективу по большинству городских населенных пунктов потребность в хозяйственно-питьевом водоснабжении не будет обеспечена. Особую тревогу вызывает то, что лишь 6 городов и 8 районных центров обеспечены утвержденными запасами подземных вод (приложение 3).
Следует отметить исключительно плохое состояние городских сооружений водоснабжения (приложение 4). По большинству населенных пунктов степень износа сооружений составляет 30 - 50 процентов, в некоторых из них - повышается до 100 процентов.
Основные проблемы в области гигиены хозяйственно-питьевого водоснабжения населения связаны с антропогенным загрязнением источников водоснабжения, дефицитом питьевой воды, низкой санитарной надежностью систем водоподготовки.
В 1998 году под контролем Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Волгоградской области находилось 1566 источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, из них 62 - поверхностных и 1504 - подземных. Из общего числа водоисточников 16,5 процента не отвечают санитарным нормам и правилам из-за отсутствия или неудовлетворительного состояния зон санитарной охраны.
При исследовании качества воды источников по санитарно-химическим показателям получено 39,8 процента проб, не соответствующих государственным стандартам, что значительно хуже, чем по Российской Федерации (29 процентов). При этом 16,9 процента проб не отвечают гигиеническим нормативам из-за низкого содержания фтора в воде; остальные - за счет органолептических показателей, общей минерализации, в том числе повышенного содержания железа (приложение 5).
Зарегистрировано 19,7 процента нестандартных по микробиологическим показателям проб, в то время как по Российской Федерации этот показатель составляет 9,7 процента.
Санитарно-техническое состояние зон санитарной охраны поверхностных источников в 1,8 раза хуже, чем подземных (поверхностные источники на 30,6 процента не соответствуют требованиям, подземные - на 15,9 процента). При исследовании качества воды по бактериологическим показателям в поверхностных источниках получено 30 процентов не соответствующих государственным стандартам проб.
Вода подземных источников, без учета результатов исследований на определение фтора (пониженное содержание), в 1,9 раза хуже поверхностных по санитарно-химическим показателям (органолептика, жесткость, общая минерализация, содержание железа).
Не обнаружено источников, не отвечающих гигиеническим нормативам по содержанию тяжелых металлов, хлорорганических соединений, пестицидов.
Наиболее низкое качество воды источников по бактериологическим показателям отмечается в Камышинском, Калачевском, Новоаннинском, Даниловском, Палласовском, Среднеахтубинском, Котельниковском, Николаевском районах.
В 1998 году в области эксплуатировались 868 водопроводов, в том числе 84 коммунальных, 784 ведомственных. Из общего числа водопроводов около 30 процентов не соответствуют санитарным требованиям. Наиболее высокий удельный вес неудовлетворительных объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения в следующих районах: Палласовском, Котельниковском, Николаевском, Камышинском, Жирновском, Котовском, Михайловском, Ольховском, Чернышковском, Клетском.
Удельный вес анализов водопроводной воды, не соответствующих требованиям ГОСТ 2874-82, составил по области:
а) по химическим показателям:
по коммунальным водопроводам - 18,2 процента;
по ведомственным водопроводам - 27,6 процента;
б) по бактериологическим показателям:
по коммунальным водопроводам - 7,6 процента;
по ведомственным водопроводам - 17,8 процента.
Высоким остается процент не соответствующих государственным стандартам проб воды:
по коммунальным водопроводам: в Еланском (63,8 процента), Палласовском (62,3 процента), Калачевском (32,1 процента), Руднянском (15,8 процента) районах при среднеобластном показателе 7,6 процента;
по ведомственным водопроводам: в Михайловском (66,7 процента), Новоаннинском (62,5 процента), Котельниковском (48,3 процента), в Калачевском (32,0 процента), Николаевском (31,7 процента), Палласовском (56,1 процента), Еланском (73,3 процента) районах при среднеобластном показателе 17,8 процента.
При параллельном анализе качества водопроводной воды и санитарно-технического состояния водопроводных сооружений установлено, что районы Котельниковский, Михайловский, Николаевский, Палласовский имеют 50 - 100 процентов не отвечающих гигиеническим нормам водопроводов.
В городе Волгограде получено 10 процентов не соответствующих государственным стандартам по органолептическим и химическим показателям проб водопроводной воды, 2,9 процента - по бактериологическим показателям. В целом по городу отсутствует генеральная схема водоснабжения. Ранее разработанный технический проект "Расширение и реконструкция систем водоснабжения города Волгограда" не реализуется из-за отсутствия средств.
Не решен вопрос организации альтернативного водоснабжения населения города при возможном возникновении чрезвычайных ситуаций.
В городе Волжском количество проб, не соответствующих стандартам по бактериологическим показателям, составляет 4,5 процента, по химическим показателям - 5,5 процента.
В крайне неудовлетворительном состоянии находятся водоразводящие сети. Отмечаются перебои в подаче питьевой воды вследствие частых аварий, наблюдается тенденция к их росту: в гг. Волгограде и Волжском в 1997 году было зарегистрировано 1560 аварий (в 1996 году - 1289).
В связи с происходящими в экономике негативными процессами возрастает износ разводящих сетей, в ряде случаев отсутствуют обеззараживающие установки на водозаборах, применяются устаревшие и малоэффективные методы очистки и подготовки воды, срываются сроки строительства объектов водоснабжения, что негативно влияет на качество питьевой воды. В течение ряда лет нет существенного прироста мощностей канализационных сооружений, магистральных коллекторов, канализационных насосных станций, разводящих сетей канализации (приложения 4, 6, 7). Все эти причины ведут к ухудшению качества воды, а, следовательно, в конечном итоге влияют и на состояние здоровья населения.
Наряду с необходимостью решения проблем обеспечения водой населения городов и районных центров области, но значительно острее стоит проблема обеспечения водой гарантированного качества населения сельских населенных пунктов, где зачастую используется вода непитьевого качества или привозная. Лишь в отдельных районах области удовлетворяется потребность в воде, в большинстве же населенных пунктов современное использование поверхностных и подземных вод не обеспечивает потребности населения (приложение 8). Только в 2 из 33 районов потребность обеспечена эксплуатационными запасами подземных вод, причем именно этот источник хозяйственно-питьевого водоснабжения наиболее перспективен в сельской местности в связи с отсутствием стационарных сооружений по очистке поверхностных вод.
Практически в каждом районе наблюдаются отклонения от гигиенических требований к качеству воды (приложение 5).
Весьма значительна степень износа сооружений и групповых водопроводов (приложения 4, 6, 7).
На основании анализа существующей ситуации по обеспечению населения Волгоградской области питьевой водой можно сделать следующие выводы:
качество воды в поверхностных водоемах не отвечает требованиям, предъявляемым к водоемам бытового водопользования и рыбохозяйственного назначения;
системы водопотребления и водоотведения не справляются с возложенными на них задачами, количество и качество подаваемой воды недостаточно и не отвечает требованиям по ряду показателей, дальнейшее увеличение забора воды невозможно;
нерационально используется вода питьевого качества, недостаточно полно применяются повторное и последовательное использование воды;
утвержденные эксплуатационные запасы подземных вод не могут удовлетворить потребности населения;
значительное количество сточных вод сбрасывается в водные источники без очистки, мощность очистных сооружений канализации и эффективность их работы недостаточны для достижения требуемых показателей качества очищенной воды, отсутствуют сооружения по утилизации ценных компонентов из сточных вод и осадка.
Широкий спектр и состояние перечисленных проблем требует их решения путем разработки и реализации целевой программы. Программно-целевой подход позволяет разработать и последовательно реализовать мероприятия по обеспечению населения питьевой водой гарантированного качества.
Учитывая масштабы, разнообразие и сложность разработки и реализации настоящей целевой программы, целесообразно разработать систему локальных подпрограмм (для конкретных районов, городов и т.д.).
Следует отметить, что отдельные мероприятия настоящей программы соотносятся с мероприятиями областной целевой программы "Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года на территории Волгоградской области", утвержденной постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 30.04.99 N 320. К ним относятся мероприятия по развитию городского (районного) хозяйства, восстановлению и охране водных объектов, мониторингу.
Стоимость этих мероприятий не включена в состав затрат по настоящей программе.
2. Основные цели и задачи программы
Главными целями программы являются:
улучшение обеспечения населения области питьевой водой нормативного качества в достаточном количестве;
восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения;
улучшение санитарно-гигиенических показателей питьевой воды и здоровья населения.
Для достижения указанных целей необходимо решение целого ряда задач, связанных с предотвращением истощения и загрязнения источников питьевого водоснабжения, повышением надежности систем водоснабжения, реализацией комплекса водоохранных, технических и санитарных мероприятий, совершенствованием технологии обработки воды и ее очистки, развитием систем забора и транспортировки воды.
Кроме того, важное значение имеет разработка нормативной правовой базы и хозяйственного механизма водопользования.
Основные задачи программных мероприятий являются общими для различных административных районов и населенных пунктов, различаясь лишь набором конкретных мероприятий и сроками их реализации.
3. Срок и этапы реализации программы
Реализация программы предусматривается с 1999 по 2010 год в три этапа. На первом этапе (1999-2000 гг.) предусмотрено ужесточение контроля за качеством питьевой воды в городах и населенных пунктах с наибольшим несоответствием гигиеническим нормативам, переход на использование подземных вод в местах наибольшего загрязнения поверхностных водоисточников, улучшение состояния зон санитарной охраны, восстановление и реконструкция систем водоснабжения.
На втором этапе (2001-2005 гг.) предусматривается реализация мероприятий по улучшению состояния водных объектов - источников питьевого водоснабжения, строительство групповых водопроводов, реконструкция городского водопроводно-канализационного хозяйства, введение областных нормативов на использование питьевой воды.
На третьем этапе (2006-2010 гг.) предусматривается завершить наиболее капиталоемкие мероприятия, которые позволят обеспечить коренное улучшение водоснабжения населения, включая внедрение новых технологий очистки и доочистки питьевой воды.
4. Механизм реализации программы
Конкретные мероприятия программы, подлежащие реализации в планируемом году, определяются государственным заказчиком - координатором программы совместно с государственными заказчиками программы по направлениям, заинтересованными организациями, исходя из реальных условий и возможностей финансирования, и согласовываются с координационным советом по разработке и реализации программы. Совместные решения оформляются протоколами, на основании которых формируются заявки на финансирование мероприятий за счет бюджетов всех уровней.
Государственные заказчики программы по направлениям готовят бюджетные заявки Комитету экономики Администрации Волгоградской области и Управлению финансов Администрации Волгоградской области, а также министерствам и ведомствам по подчиненности заявки на финансирование мероприятий за счет средств федерального бюджета; готовят предложения по привлечению внебюджетных источников по реализации предусмотренных мероприятий на текущий год.
5. Перечень мероприятий и работ по реализации программы
Для достижения поставленных целей и задач необходимо провести следующие мероприятия:
выполнить расчеты потребного количества питьевой воды для населения, технологических процессов предприятий пищевой промышленности;
провести работы по регламенту качества воды, потребляемой всеми объектами, в том числе промышленными предприятиями;
утвердить расчеты оросительных норм в орошаемом земледелии, решить вопрос использования очищенных бытовых сточных вод;
ввиду высокой степени загрязненности поверхностных вод осуществлять тщательный и регулярный контроль за качеством воды источников водоснабжения;
разработать систему мониторинга, создать необходимую материальную базу по контролю качества воды в источниках, в коммунальных и ведомственных сетях водопровода;
осуществить проектирование и строительство групповых водопроводов с водозаборами из поверхностных и подземных источников для водоснабжения сельских населенных пунктов, построить дополнительные водозаборные и водоочистные сооружения;
запроектировать и построить на водоочистных станциях сооружения для обработки осадков;
заменить хлорирование воды на другие более безопасные способы обеззараживания;
провести работы по замене водопроводных сетей и разгрузке их, по замене водоразборных колонок;
запроектировать и построить канализационные сети и насосные станции перекачки сточных вод с целью исключения сброса неочищенных сточных вод в водоемы;
выполнить работы по определению состава сточных вод промышленных предприятий, не имеющих локальных очистных сооружений, запроектировать и построить локальные станции очистки или оборотные системы водоснабжения;
довести мощность очистных сооружений до проектных показателей, в случае необходимости запроектировать и построить дополнительные блоки очистки, провести работы по внедрению научных разработок увеличения эффективности станций очистки;
провести исследования, запроектировать и построить сооружения по обработке осадка сточных вод;
рассмотреть возможность и найти решение по очистке ливневого стока;
обеспечить отведение и очистку дренажных вод путем поэтапного внедрения рациональных методов утилизации дренажного стока;
разработать и внедрить эффективные и безвредные для человека, растительного и животного мира способы дезинфекции сточных вод;
разработать правовые акты, предусматривающие ответственность эксплуатационного персонала за соблюдение правил технической эксплуатации водопроводно-канализационных сооружений, за сброс недостаточно очищенных сточных вод в городскую канализацию.
Перечень мероприятий приводится в приложении 9.
6. Ресурсное обеспечение программы
Основными источниками финансирования программных мероприятий является целевое использование платежей, поступающих в качестве платы за пользование водными объектами, средства экологических фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы при пользовании подземными водными источниками, средства предприятий, ассигнования бюджетов всех уровней.
Мероприятия и проекты программы могут финансироваться за счет средств других российских, а также международных фондов по согласованию с Администрацией Волгоградской области.
Ресурсное обеспечение программы предусматривается в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N 305, в основном за счет продукции волгоградских предприятий и организаций.
Общая сумма расчетных затрат на реализацию программы составляет 6303,4 млн. рублей, из которых первоочередные мероприятия на период до 2005 года составляют 1566 млн. рублей.
В целом по программе распределение источников финансирования следующее:
собственные средства предприятий - 34,9 процента
областной бюджет - 16,8 процента
местные бюджеты - 35,2 процента
федеральный бюджет - 9 процентов
прочие источники - 4,1 процента
Требуемые материально - технические ресурсы для реализации программы определены на основании заявок заинтересованных организаций (приложение 10). Потребность в финансовых ресурсах на реализацию программы представлена в приложении 11. Направления расходов по реализации программы представлены в приложении 12.
7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Управление реализацией программы осуществляется государственным заказчиком-координатором программы Нижне-Волжским бассейновым водохозяйственным управлением.
Государственными заказчиками по направлениям программы являются: Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области и Нижне-Волжское бассейновое водохозяйственное управление - водохозяйственный блок; Комитет природных ресурсов по Волгоградской области и Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области - ресурсное обеспечение; Государственный комитет по охране окружающей среды Волгоградской области-водоохранный блок.
Государственный заказчик-координатор программы осуществляет взаимодействие с государственными заказчиками федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" по вопросу финансирования мероприятий из федерального бюджета.
Государственные заказчики по направлениям программы:
ежегодно представляют государственному заказчику-координатору программы уточненный план мероприятий на очередной год по единой форме, выделяя приоритетные направления, источники финансирования и прилагая пояснительную записку, перечень инвестиционных проектов и титульные списки строек, включенных в программу;
согласовывают с министерством (ведомством) по принадлежности мероприятия программы и объемы их финансирования из федерального бюджета на планируемый год;
представляют государственному заказчику-координатору программы согласованный с министерством (ведомством) план мероприятий с подтверждением объемов финансирования из федерального бюджета для обобщения и отчеты о реализации мероприятий за счет всех источников финансирования по установленной форме.
Для реализации мероприятий рекомендуется создание городских и районных координационных советов по выполнению областной целевой программы "Обеспечение населения Волгоградской области питьевой водой" под руководством глав администраций районов и городов или их заместителей.
Рекомендации названных координационных советов по корректированию состава мероприятий и источников финансирования учитываются и реализуются государственным заказчиком и заказчиками-координаторами в процессе ежегодного корректирования программы.
8. Оценка ожидаемой эффективности (социально-экономических, экологических и иных последствий) реализации программы
Эффективность намечаемых мероприятий рассматривается и обосновывается в конкретных проектах с учетом реальной социально-экономической обстановки в Волгоградской области.
При реализации программы планируется достичь стандартов удельного водопотребления населения области, повысить качество воды как в источниках питьевого водоснабжения, так и непосредственно у потребителя, ввести в действие новые мощности систем водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах.
Будет проведена реконструкция водопроводной сети и водозаборных сооружений в населенных пунктах, что позволит улучшить экономическую обстановку в области.
Для снабжения населения городов области питьевой водой высокого качества будет построен завод по разливу питьевой воды.
Научно-технический эффект определяется разработкой новых технологий подготовки и очистки питьевой воды, способами утилизации загрязненных сточных вод, предотвращающими экологический ущерб.
Планируемая обеспеченность населения Волгоградской области питьевой водой нормативного качества после реализации намечаемых мероприятий представлена в приложении 13.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.