Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Волгоградской
областной Думы
от 30 декабря 1999 г. N 19/590
Концепция
региональной национальной политики Волгоградской области
Концепция региональной национальной политики Волгоградской области представляет собой систему современных научно-обоснованных теоретических положений, определяющих принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления региона в сфере национальных отношений.
Концепция региональной национальной политики Волгоградской области основывается на принципах Конституции Российской Федерации, Устава (Основного закона) Волгоградской области, федеральных законов и законов Волгоградской области, на общепринятых нормах международного права. Она разработана в соответствии с основными положениями Концепции государственной национальной политики Российской Федерации.
Концепция региональной национальной политики - это документ, призванный учитывать интересы всего населения Волгоградской области, а также отстаивать интересы Волгоградской области как субъекта Российской Федерации в федеральных отношениях на принципах приоритета прав и свобод человека.
1. Современная этнополитическая ситуация в Волгоградской области
Нижнее Поволжье является территорией позднего заселения постоянными жителями. "Свободные земли" почти одновременно осваивались русскими, белорусами, оседлыми татарами, казахами, несколько позже - немцами, калмыками, евреями, поляками, армянами, другими народами. Селились представители разных наций рядом, часто в пределах одного населенного пункта. Атмосфера добрососедства, дружбы и взаимопонимания и по сей день присуща населению Волгоградской области. Волгоградская область является самостоятельным субъектом Российской Федерации, в которой проживает свыше 20 национальностей.
Нерусское население составляет 10 процентов жителей Волгоградской области - это украинцы, казахи, немцы, татары, белорусы, чеченцы, чуваши, марийцы, азербайджанцы, армяне и другие.
Условно национальную политику Волгоградской области можно разделить на две составляющие: внешнюю и внутреннюю. Под внешней составляющей следует понимать расширение экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, связей с другими субъектами Российской Федерации, под внутренней - укрепление межнациональных отношений в Волгоградской области: содействие в сохранении культуры, языка, традиций и быта всех национальностей, стремление к единству и дружбе.
Следует отметить некоторые исторически - сложившиеся особенности Волгоградской области. Часть ее территории до 1918 года входила в особую административно-территориальную единицу - Область войска Донского. Поэтому самой многочисленной этнокультурной группой является казачество. На территории Волгоградской области находятся девять казачьих округов. Казаки компактно проживают на территории двадцати четырех районов области из тридцати трех существующих.
В целях создания необходимых условий для возрождения казачества, как исторически сложившейся культурно-этнической общности, на территории Волгоградской области реализуется региональная программа социально-экономического возрождения казачества.
С 1992 года реализуется федеральная программа развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев. Финансирование программы осуществлялось как из бюджета Российской Федерации, так и за счет средств, выделяемых бюджетом Федеративной Республики Германии на гуманитарной основе.
Крупной диаспорой, проживающей на территории Волгоградской области, является чеченская. Чеченцы компактно проживают в основном в сельских районах. Взаимоотношения с диаспорой строятся при активном участии Волгоградского общества чеченцев "Барт-Согласие".
Самой эффективной формой укрепления межнациональных отношений является развитие культуры, национальных традиций, обычаев.
В настоящее время в Волгоградской области межнациональные отношения носят в целом стабильный характер. Однако социально-экономический кризис, резкое ухудшение экономической ситуации осложнили социальное положение населения. А это, в свою очередь, негативного отражается на сфере национальных отношений, политизируя в отдельных случаях этнические процессы.
На межнациональные отношения оказывают непосредственное влияние такие общие для всей страны взаимосвязанные тенденции общественного развития, как стремление народов к самоопределению при объективной необходимости интеграции российского общества, стремление сохранить и развивать этнокультурную самобытность при одновременном процессе интеграции культур, формирование общих духовно-нравственных ценностей.
Неблагоприятное воздействие на этнополитическую ситуацию в Волгоградской области оказывают затянувшийся общероссийский кризис и неэффективные реформы в экономике, а также сложившийся характер федеративных отношений, при котором не всегда учитываются социально-экономические, политические и национальные особенности субъектов Российской Федерации.
Необходимо дальнейшее совершенствование отношений между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Волгоградской области, которые должны строиться на принципах подлинного федерализма, охватывающего вопросы экономического, бюджетного, социального и культурного развития.
Нуждаются в упрочении традиционные культурные и экономические связи Волгоградской области с Астраханской, Саратовской областями, Республиками Калмыкия, Казахстан, Беларусь и другими.
Учитывая значительный духовный, экономический и природно-ресурсный потенциал Волгоградской области, стабильную базу межнационального согласия, выработку и осуществление региональной национальной политики, следует рассматривать как необходимое условие полноправного социально-экономического, политического и культурного развития Волгоградской области.
2. Основные цели и задачи региональной национальной политики Волгоградской области
Основной целью региональной национальной политики Волгоградской области является обеспечение таких условий в обществе, которые позволили бы достигнуть полноправного экономического, культурного и национального развития народов Волгоградской области. Для этого важно создать базовую основу для достижения единой духовной, нравственной и социально-политической общности народов Волгоградской области. Концепция может стать ориентиром для движения в этом направлении.
На фоне постоянно меняющейся политической и социально-экономической обстановки концепция может и должна подвергаться детализации, уточнению или корректировке.
Выделим приоритетные задачи в различных областях жизнедеятельности общества:
в политической сфере -
активное участие в формировании и развитии федеративных отношений;
укрепление и развитие Волгоградской области, как самостоятельного субъекта Российской Федерации, совершенствование системы государственной власти и органов местного самоуправления в целях обеспечения свободного и полноправного развития граждан различных национальностей и вероисповеданий, проживающих на территории Волгоградской области;
обеспечение мер по приведению в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами положений и статей законов Волгоградской области, отражающих национальные вопросы;
создание органами государственной власти и местного самоуправления совместно с общественными, политическими и религиозными организациями условий межнационального согласия;
создание соответствующей правовой базы, организационных и материальных условий для регулирования национальных отношений в Волгоградской области и взаимоотношений с федеральными властями;
содействие созданию в рамках действующих законов общественных организации, способствующих сохранению национальных культур, более полному участию национальных групп в общественно-политической жизни Волгоградской области.
в социально-экономической сфере -
специализация экономики Волгоградской области, исходя из создавшейся экологической ситуации, норм традиционного природоиспользования и землепользования, особенностей расположения на обширной территории Нижнего Поволжья;
активное участие в создании и развитии региональной ассоциации экономического взаимодействия, обеспечивающей комплексное решение социально-экономических и национальных проблем Нижнего Поволжья;
отработка системы подготовки высококвалифицированных кадров различных национальностей, способных работать в новых политических и социально-экономических условиях;
осуществление программы социально-экономического развития районов Волгоградской области.
в культурно-духовной сфере -
формирование идей духовного сотрудничества населения Волгоградской области, создание обстановки межнационального согласия;
консолидация многонационального населения Волгоградской области, объединенного общей целью сохранения и развития исторического наследия и приумножения природного богатства родного края, создание экономически мощного и культурного развития его потенциала, социального и национального мира;
создание атмосферы взаимного уважения к национальным традициям и обычаям;
совершенствование национальной общеобразовательной школы, воспитание уважения к культуре, истории, мировым культурным ценностям;
поддержка миротворческой деятельности всех конфессий Волгоградской области, учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, признание роли традиционных религий в воспитании чувства уважения и доверия между народами.
деятельность за пределами Волгоградской области -
заключение соглашений с субъектами Российской Федерации по вопросам сотрудничества в сфере национальных отношений, культурного обмена, защиты национальных культурных интересов граждан Волгоградской области;
заключение договоров со странами ближнего и дальнего зарубежья, имеющими диаспоры на территории Волгоградской области, о культурном и экономическом сотрудничестве;
содействие национально-культурным объединениям Волгоградской области в установлении творческих контактов с национально-культурными объединениями в других субъектах Российской Федерации и за ее пределами.
3. Принципы региональной национальной политики
Принципы региональной национальной политики Волгоградской области основываются на положениях Конституции Российской Федерации, законах Волгоградской области, а также принципах, заложенных в концепции государственной национальной политики Российской Федерации. Они определяют основы жизнедеятельности личности в обществе и государстве независимо от принадлежности к той или иной национальности.
Основными принципами национальной политики Волгоградской области являются:
1) равенство прав и свобод человека независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и объединениям;
2) защита правового статуса Волгоградской области, ее территориальной целостности, обеспечение конституционных прав населения;
3) запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой, социальной и религиозной принадлежности;
4) право каждого гражданина определить и указать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
5) запрещение пропаганды и агитации, а также деятельности лиц и организаций, направленных на разжигание расовой, национальной и религиозной розни, идеи превосходства одной нации над другими;
6) гарантия прав малочисленных народов, постоянно проживающих на территории Волгоградской области, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, признанными Российской Федерацией;
7) осуществление постоянного контроля за соблюдением законодательства в сфере национальных отношений и принятие необходимых мер в случае его нарушения.
4. Основные направления и меры по реализации национальной политики Волгоградской области
Реализация национальной политики Волгоградской области представляет собой систему организационных мер, обеспечивающих достижение ее целей и задач.
Они призваны обеспечить переориентацию и координацию деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области и общественности на решение задач национальной политики, совершенствование форм и методов ее осуществления.
Для реализации целей и задач национальной политики в Волгоградской области целесообразно осуществлять ряд мер:
1. Сосредоточить внимание структурных подразделений, ведающих вопросами национальных отношений на:
разработке проектов и других правовых актов по вопросам национальных отношений;
разработке и осуществлении программ национально-культурного развития и межнационального сотрудничества населения Волгоградской области.
2. Администрации Волгоградской области:
разработать и реализовать программы социально-экономического, национально-культурного развития, межнационального сотрудничества с учетом приоритетов национальной политики;
обеспечить подготовку и финансирование государственных программ, направленных на национальное развитие и расширение межнационального сотрудничества народов Волгоградской области.
3. Волгоградской областной Думе - активизировать разработку правовой базы в национальной и межнациональной сфере, исходя из целей, задач и принципов региональной национальной политики.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления при разработке планов и программ социально-экономического развития, принятии управленческих решений, формировании городских, поселковых Советов и в своей повседневной практической работе полнее учитывать национальные, исторические, культурные, языковые особенности своих территорий, запросы и интересы этнических групп.
5. Органам государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области:
развивать и расширять имеющиеся институты национально-культурной автономии (национально-культурной самоорганизации граждан);
выработать программу совместной работы со средствами массовой информации для широкого освещения целей и задач национальной политики в Волгоградской области, обеспечения информирования о состоянии и развитии межнациональных отношений, формирования благоприятного морально-психологического климата в сфере национальных отношений.
6. Для финансирования программ, проектов и отдельных мероприятий, направленных на осуществление национальной политики, предусмотреть в областном бюджете специальную статью расходов, а также привлекать средства органов местного самоуправления, благотворительные и спонсорские отчисления организаций, учреждений, фондов, юридических и физических лиц.
5. Программы национально-культурного развития Волгоградской области
1. Программы национально-культурного развития Волгоградской области создаются для достижения целей и решения задач национальной политики, а также для конкретизации, интеграции и обеспечения эффективной деятельности всех механизмов национальной политики.
2. В частных и общих программах целесообразно отражать и учитывать "Основные направления региональных программ Государственной национальной политики", изложенные в четвертом разделе Концепции государственной национальной политики Российской Федерации.
3. На начальном этапе программы национально-культурного развития этнических общностей разрабатывают все национально-культурные объединения Волгоградской области, которые считают это необходимым. В данных программах может быть отражена деятельность по всем возможным направлениям: развитие языков, национальное образование, сохранение и развитие национальных обрядов, обычаев и традиций, возрождение национальных промыслов и ремесел, традиционного природопользования, образа жизни, формирование национального самосознания, поддержка прогрессивных идей и действий традиционных конфессий и др. с указанием конкретных мероприятий, этапов, сроков исполнения и исполнителей, материальных и финансовых затрат, способов достижения.
4. С учетом программ социально-экономического развития Волгоградской области и на основе программ национально-культурного развития и Концепции региональной национальной политики Волгоградской области разрабатывается региональная комплексная программа национально-культурного развития и межнационального сотрудничества народов Волгоградской области.
5. Программа должна согласовываться с федеральными программами по социально-экономическому и культурному развитию Волгоградской области.
6. Отдельным разделом программы необходимо отразить использование средств массовой информации.
7. Следует разработать и осуществить комплекс мер по формированию культуры межнационального общения и его внедрению в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров.
Заместитель председателя |
В.П.Андропов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Волгоградской областной Думы от 30 декабря 1999 г. N 19/590 "О концепции региональной национальной политики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.