Постановление Администрации города Волгограда
от 22 октября 1997 г. N 1236
"О создании и развитии единой молодежной
информационно-образовательной инфраструктуры Волгограда"
Учитывая большую значимость вопросов повышения социальной защиты молодежи за счет создания, наполнения и доступа к информационным ресурсам, содержащим актуальную информацию о молодежных проблемах, в целях реализации Федеральной целевой программы "Молодежь России", постановления администрации Волгограда от 17.06.97 г. N 676 "О развитии информационной системы Волгограда", предусматривающих решения вопросов информационного обеспечения молодежной политики в области образования, социальной защиты, досуга и т.д., постановляю:
1. Утвердить Концепцию формирования и развития единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры Волгограда на 1997-2000 гг. (Прилагается).
2. Утвердить Целевую программу создания и развития компьютерного сегмента единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры Волгограда на 1997-1998 гг., план мероприятий и финансово-экономическое обеспечение программы создания и развития компьютерного сегмента единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры Волгограда на 1997-1998 гг. (Прилагается).
3. Главам администраций районов обеспечить разработку и создание районных программ информационных приложений единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры Волгограда.
4. Комитету по делам молодежи администрации города, управлению образования администрации города, информационно-аналитическому отделу администрации города:
- изучить передовой опыт в области информатизации образования и молодежной политики, накопленный в администрациях районов, организациях и учреждениях образовательной и социальной сферы города;
- обеспечить участие в создании единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры Волгограда образовательных и молодежных организаций и учреждений;
- рассмотреть вопросы взаимодействия со структурными подразделениями администрации Волгоградской области по созданию и развитию единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры Волгограда.
5. Финансовому управлению администрации города произвести финансирование создания и развития единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры Волгограда в размере 20,0 миллионов рублей, выделенных на развитие информационной системы Волгограда в 1997 году.
6. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя главы администрации города Попова В.Г.
Глава администрации |
Ю.В.Чехов |
Концепция
формирования и развития единой молодежной
информационно-образовательной инфраструктуры
Волгограда на 1997-2000 гг.
(утв. Постановлением главы администрации Волгограда
от 22 октября 1997 г. N 1236)
Настоящая концепция разработана по инициативе комитета по делам молодежи Администрации Волгограда, в целях активизации процесса создания системы информационного обеспечения молодежи и формирования единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры Волгограда, как инструмента реализации Государственной молодежной политики на его территории.
Концепция базируется на международных правовых документах и принятых органами государственной власти решениях, касающихся вопросов информатизации, в т.ч. создания систем информационного обеспечения молодежи и подростков. К ним относятся: Конвенция ООН о правах ребенка, статья N 13; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации"; Федеральный закон "Об образовании"; Федеральный закон "О связи", Федеральный закон "О средствах массовой информации"; "Концепция правовой информатизации России", утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 966; "Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов", одобрена решением Президента Российской Федерации 23 ноября 1995 г. N Пр-1694; ряд других документов.
Настоящую концепцию следует рассматривать как систему взглядов, позволяющую качественно повысить уровень информационного обеспечения молодого поколения, информационно-технического и информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления Волгограда в социальной и образовательной сфере.
1. Основные положения
По данным социологических исследований, проведенных при разработке Федеральной программы "Молодежь России", отсутствие информации о своих правах, возможностях и существовании государственной молодежной политики отмечают 70% молодых людей. Актуальная информация прикладного характера либо отсутствует вовсе, либо недоступна подавляющему большинству молодежи и подростков. Этот факт в условиях нестабильной социально-экономической ситуации, сложившейся к настоящему моменту в России, усугубляет и без того сложное положение молодого поколения, являющегося одним из наиболее уязвимых и незащищенных слоев населения. Зная это, логично предположить высокую заинтересованность молодого поколения в получении доступа к распределенной системе баз и банков данных (знаний) по различным отраслям человеческой деятельности, справочно-информационным фондам, источникам правовой и экономической информации посредством удаленного доступа к ним в диалоговом режиме (on-line, IP), либо в режиме "off-line", используя технологии электронной почты, обеспечении работы молодежных средств массовой информации. В тоже время, эффективная деятельность в сфере реализации государственной молодежной политики невозможна без получения достоверной информации о молодежи, оперативного анализа состояния молодежной среды и оценки тенденций, имеющих место среди молодежи и подростков. Такое положение дел определяющим образом влияет на организацию работы по формированию системы информационного обеспечения молодежи, исходя из того, что данная работа должна вестись в двух направлениях. Это, с одной стороны, обеспечение доступа молодежи к актуальной информации, необходимой ей для социальной защищенности в период гражданского становления. С другой стороны, получение и анализ информации о молодежи, призванной способствовать принятию взвешенных решений органами власти и предназначенной для государственных и муниципальных управленческих структур. Предваряя дальнейшее изложение небольшим историческим экскурсом мы видим, что в течении всей предшествующей XX веку истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда оставались материальные объекты. Экономическая мощь государства измерялась материальными ресурсами, которые оно контролировало. Однако, в конце второго тысячелетия нашей эры впервые в человеческой истории, основным предметом труда в общественном производстве промышленно развитых стран становится информация. Информация превратилась в важнейший ресурс общества, а уровень развития информационного пространства и информационных технологий решающим образом влияет на социально-экономические процессы в обществе. Постоянная тенденция перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу является сейчас наиболее заметным, но не единственным симптомом предстоящего "информационного взрыва". Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение органов муниципального самоуправления и молодых граждан находится на низком уровне, также как и внедрение новых информационных технологий в образовательную деятельность, повседневную жизнь молодежи и подростков. Информационно-телекоммуникационные системы функционируют в основном в интересах органов власти и, как правило, разобщенно. Такое положение дел приводит к дублированию работ, избыточности первичной информации, удорожанию разработок и эксплуатации систем. Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее ведомственной принадлежностью и обусловлена зачастую должностным положением и социальным статусом потребителя. Молодежь и подростки, как правило, такими возможностями не обладают и, соответственно, не могут получить доступ к актуальной информации. Кроме того необходимо учитывать, что на сегодняшний день не разработаны ни механизмы обеспечения доступа к базам данных, ни сама система баз данных содержащая информацию интересующую молодежь и подростков. По некоторым данным из 585 баз данных, поддерживаемых в России в режиме удаленного доступа, исключительно к проблемам молодежи могут быть отнесены только две: "Вакансии Молодежной биржи труда" (доступна абонентам сети РОСНЕТ) и "Социальные проблемы молодежи" (доступна из сети РОМИС). И хотя это совсем не означает, что информация представляющая интерес для молодежи не представлена в других БД, необходимо формирование системы баз данных и справочно-информационных фондов, направленную в первую очередь на удовлетворение информационных потребностей молодежи и подростков. При этом необходимо исключить дублирование информации имеющейся в других учреждениях и организациях, если имеется возможность ее оперативного получения непосредственно у владельца информационного массива. Указанные проблемы можно решить только путем формирования единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры Волгограда.
2. Формирование единой молодежной информационно-образовательной
инфраструктуры, как инструмента реализации государственной
молодежной политики в Волгограде, на период до 2000 года
Цель создания и применения любых информационных систем, в том числе территориально распределенных не абстрактна, она заключается в обеспечении оперативного сбора и анализа информации необходимой для принятия взвешенных управленческих решений. В условиях непрерывного усовершенствования и усложнения информационных технологий разработка, внедрение и сопровождение таких систем становится все более сложной задачей требующей координации усилий всех заинтересованных сторон. Основополагающая идея создания и развития подобной системы на территории Волгограда заключается в формировании единой распределенной информационной среды, оказании молодежи и подросткам информационных услуг, способствующих их социальной защищенности в период гражданского становления, развитии молодежных электронных средств массовой информации. Необходимо рассматривать сферу информационного обеспечения молодежи и подростков, как совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования. Основой будет являться информационно-телекоммуникационная сеть, функционирующая по общим правилам, обеспечивающая взаимодействие электронных и печатных молодежных средств массовой информации, молодежных телефонных информационных служб и потребителей информации в лице молодежи. Таким образом, информационные ресурсы для молодежи, организационные структуры и средства информационного взаимодействия в социальной и образовательной сфере образуют единую молодежную информационно-образовательную инфраструктуру Волгограда.
Целями формирования и развития такой инфраструктуры являются:
- повышение эффективности принятия управленческих решений в сфере молодежной политики и образования;
- создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи и подростков в сфере образования, занятости и предпринимательства;
- повышение социальной защищенности молодежи и подростков в период гражданского становления, за счет организации доступа к информационным ресурсам о правах и возможностях молодежи в наиболее важных сферах жизнедеятельности;
- обеспечение оперативного сбора информации о проблемах и тенденциях в молодежной среде, и ее анализа для принятия взвешенных управленческих решений в сфере государственной молодежной политики;
- повышение уровня правосознания молодых граждан путем предоставления им свободного доступа к правовым и нормативным документам, определяющим их права, обязанности и возможности;
- внедрение новых информационных технологий в социальной и образовательной сфере, с целью всестороннего развития личности молодого гражданина;
- интеграция в глобальные информационные системы, с целью формирования единого информационного пространства.
Для достижения этих целей, необходимо разработать экономико-правовые основы формирования и развития единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры Волгограда:
- нормативно-правовые акты, регламентирующие права и обязанности юридических и физических лиц по созданию и использованию информационных ресурсов для молодежи, средств их обработки и доставки;
- экономические регуляторы, обеспечивающие стимулирование активного формирования и использования информационных ресурсов, содержащих информацию актуальную для молодежи и подростков.
На темпы формирования информационных ресурсов и совершенствования доступа к ним может весьма отрицательно повлиять недостаточная информационная активность пользовательской среды. Учитывая, что из всех групп населения, молодежь и подростки наиболее активно приобщаются ко всему новому, также необходимо не только обеспечить удовлетворение их информационных потребностей, но и стимулировать деятельность потребителей информации, в лице молодежи.
Для этого необходимо обеспечить реализацию комплекса мер, таких как:
- создание условий для обучения и повышения информационной и компьютерной грамотности молодого поколения, в первую очередь используя возможности образовательных учреждений Волгограда, центров информации для молодежи, информационно-консультационных пунктов;
- пропаганда среди молодежи и подростков, радио, в печати возможностей новых информационных технологий и способов получения информации, формирование у молодого поколения понятия об информационной культуре.
Как уже отмечалось выше, сфера информационного обеспечения молодежи должна содержать следующие сегменты:
- компьютерный, включающий в себя информационные ресурсы для молодежи и средства информационного взаимодействия;
- молодежные печатные издания, редакции которых имеют доступ в единую информационно-телекоммуникационную сеть;
- телефонные справочные службы актуальной социальной информации для молодежи имеющие доступ к соответствующим базам данных, "телефон доверия" и т.п.;
- молодежные электронные средства массовой информации, в том числе имеющие собственные каналы передачи;
- службы, непосредственно оказывающие информационные услуги физическим лицам из числа молодежи и подростков.
Необходимо активно развивать молодежные электронные средства массовой информации, учитывая тот факт, что электронные средства массовой информации контролируют значительную часть досуга молодежи и подростков и выступают, как важнейший инструмент формирования духовного мира, ценностных ориентаций, социальных установок молодого поколения. Согласно данным исследования проведенным при подготовке доклада Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи, просмотр телепередач - преимущественное занятие в свободное время для более, чем 30% молодых людей 14-30 лет. Характерно, что "самую большую радость, удовольствие" от просмотра телепередач получают лишь 17% опрошенных в том же исследовании. Возникает эффект принудительного восприятия информации, получаемой молодежью по телевизору. В докладе говорится и о разрушительном влиянии ряда средств массовой информации на российскую культуру, духовные и нравственные ценности осуществляемом преимущественно через воздействие на молодежь.
Учитывая, что в настоящее время наибольшей силой воздействия, в первую очередь на молодежь и подростков, обладает телевидение, в том числе кабельное и с целью формирования позитивного мироощущения у молодого поколения, выстраивания должных социальных ориентиров необходимо:
- при разработке проектов (программ) создании и реконструкции крупных систем коллективного приема телевещания (КСКПТ) и систем кабельного телевидения (СКТВ) на территории Волгограда обеспечивать интересы молодого поколения;
- разработку и реализацию вышеуказанных проектов (программ) производить совместно с государственными учреждениями и организациями, занимающимися вопросами информационного обеспечения подростков и молодежи.
Здесь необходимо учесть и то, что хотя тенденции увеличения количества телепрограмм в мире однозначны, по мере развития рынка телекоммуникаций, благодаря удешевлению компьютеров и сетевых услуг реально формирование альтернативы телеэфиру. И если говорить не об их противостоянии в ближайшем будущем, но об интеграции, то очевидным становится вопрос об организации работы цифровых каналов и радиоканалов. На сегодняшний день технологически возможно обеспечить передачу различных видов информационных потоков, таких как видеосигнал, данные, звук - по одному общему цифровому каналу. Что позволяет обеспечить наиболее рентабельный подход к созданию современной информационной широкополосной сети многофункционального назначения, повышении качества передаваемых абонентам телевизионных программ, возможность предоставления расширенного набора услуг связи и передачи информации. В качестве передающей среды необходимо использовать волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) и радиоэфир. Большая пропускная способность ВОЛС, высокая помехозащищенность, относительно низкая стоимость предопределили их широчайшее использование в современных системах передачи. При проведении модернизации домовых распределительных сетей по технологии "антенна на дом" и/или "антенна на квартал" с использованием оптического кабеля, становиться реальной возможность организации "обратной" связи абонентов системы с передающими центрами, в том числе в интерактивном режиме. Достаточно очевидно, что совершенствование КСКПТ и СКТВ с учетом современных технологических решений в этой области, модернизация домовых распределительных сетей на новых принципах позволит значительно увеличить число принимаемых телеканалов, улучшить качество приема телепрограмм, обеспечить выход в глобальную компьютерную систему INTERNET, решить проблему т.н. "последней мили", предоставлять населению информационные услуги по принципу абонементного обслуживания или по разовым запросам. Это позволит сформировать полноценную систему информационного обеспечения молодежи и подростков Волгограда на основе современных технологических и организационных решений.
Реализация этой задачи потребует объединения усилий органов исполнительной власти по делам молодежи, образования, занятости, семьи, высших и средних учебных заведений, других заинтересованных учреждений, организаций и предприятий, многие из которых работают в направлении развития собственных информационных систем. Такой подход позволит не только продолжить работы по созданию корпоративных систем, но и придаст новый импульс этой деятельности, поднимет на качественно более высокий уровень ведущиеся разработки, создаст условия для реализации совместных проектов направленных на нужды всех учреждений социальной и образовательной сферы, что явится основой для формирования и развития единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры Волгограда, способствуя становлению и развитию современного гражданского общества.
Информационно-аналитический отдел
администрации Волгограда
Комитет по делам молодежи
администрации Волгограда
Целевая программа
создания и развития компьютерного сегмента единой
молодежной информационно-образовательной инфраструктуры
Волгограда на 1997-1998 гг.
(утв. Постановлением главы администрации города Волгограда
от 22 октября 1997 г. N 1236)
Паспорт целевой программы создания и развития единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры Волгограда на 1997-1998 гг.
Наименование целевая программа создания и развития единой молодеж-
Программы ной информационно-образовательной инфраструктуры Вол-
гограда на 1997-1998 гг.
Основание для Постановление Правительства Российской Федерации от
разработки 18 июня 1997 г. N 746 "О федеральной целевой программе
Программы "Молодежь России (1998-2000 годы)";
Постановление Главы администрации Волгоградской об-
ласти от 31.03.1997 г. N 170 "Об утверждении Целевой
программы формирования единого информационного прост-
ранства Волгоградской области на 1997 г.";
Постановление Главы администрации Волгограда от
17.06.1997 г. N 676 "О развитии информационной системы
Волгограда";
Основные Комитет по делам молодежи администрации Волгограда,
разработчики управление образования администрации Волгограда, ин-
Программы формационно-аналитический отдел администрации Волгог-
рада, Волгоградский областной центр информационных и
дагогический комплекс;
Цели и задачи создание условий для гражданского становления и
Программы, важ- патриотического воспитания молодежи и подростков;
нейшие целевые формирование информационной среды для самостоятель-
показатели ной, эффективной деятельности молодого поколения в
сфере образования, занятости и предпринимательства;
повышение социальной защищенности молодежи и под-
ростков в период гражданского становления, за счет ор-
ганизации свободного доступа к информации о правах и
возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельнос-
ти;
обеспечение информационно-правовой поддержки моло-
дежи, детских и молодежных общественных организаций;
разработка системы налоговых льгот для предприятий
и организаций, вкладывающих свои средства в развитие
единой молодежной информационно-образовательной инф-
раструктуры Волгограда;
Исполнители ос- Комитет по делам молодежи администрации Волгограда,
новных меропри- управление образования администрации Волгограда, го-
ятий Программы родской центр занятости населения, управление культуры
администрации Волгограда, информационно-аналитический
отдел администрации Волгограда, Волгоградский област-
ной центр информационных и социальных технологий для
молодежи, Областная молодежная биржа труда, районные
комитеты по делам молодежи, районные отделы образова-
ния, межшкольный учебно-технический центр Дзержинского
района Волгограда, информационно-методический центр
шк. N 45 Тракторозаводского района Волгограда, Волгог-
радский учебно-педагогический комплекс
Объемы и источ- общий объем необходимых финансовых средств для реали-
ники финансиро- зации Программы в 1997-1998 годах составит 1,495 млрд.
вания рублей, источник - городской бюджет
Ожидаемые конеч- повышение эффективности принятия управленческих ре-
ные результаты шений в сфере молодежной политики и образования;
реализации Про- повышение интеллектуального и творческого потенциа-
граммы ла молодого поколения;
получение молодым поколением навыков, необходимых
для полноценной жизни в условиях информационного об-
щества, компьютеризированной среды общения и произ-
водственной деятельности;
внедрение новых средств и методик обучения в систе-
ме образования;
обеспечение вторичной занятости молодежи и подрост-
ков в информационной сфере;
формирование у подростков и молодежи понятия об ин-
формационной культуре;
рост деловой активности и предприимчивости молодого
поколения;
Организация Комитет по делам молодежи администрации Волгограда,
контроля за управление образования администрации Волгограда, ин-
исполнением формационно-аналитический отдел администрации Волгог-
Программы рада
Содержание проблемы и ее актуальность
По данным социологических исследований, проведенных при разработке Федеральной программы "Молодежь России", отсутствие информации о своих правах, возможностях и существовании государственной молодежной политики отмечают 70% молодых людей. Актуальная информация прикладного характера либо отсутствует вовсе, либо недоступна подавляющему большинству молодежи и подростков. Этот факт в условиях нестабильной социально-экономической ситуации, сложившейся к настоящему моменту в России, усугубляет и без того сложное положение молодого поколения, являющегося одним из наиболее уязвимых и незащищенных слоев населения. В тоже время, эффективная деятельность в сфере реализации государственной молодежной политики невозможна без получения достоверной информации о молодежи, оперативного анализа состояния молодежной среды и оценки тенденций, имеющих место среди молодежи и подростков. Такое положение дел определяющим образом влияет на организацию работы по формированию системы информационного обеспечения молодежи, исходя из того, что данная работа должна вестись в двух направлениях. Это, с одной стороны, обеспечение доступа молодежи к актуальной информации, необходимой ей для социальной защищенности в период гражданского становления. С другой стороны, получение и анализ информации о молодежи, призванной способствовать принятию взвешенных решений органами власти и предназначенной для государственных и муниципальных управленческих структур. По данным Федеральной программы "Молодежь России" деятельность государственных органов исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики осуществляется в условиях:
отсутствия или недостаточности информации о молодежи и для молодежи;
значительной безработицы среди молодежи (в 1996 году - 35,5 процента от зарегистрированных безработных);
ограниченности средств бюджетов всех уровней, направляемых на финансирование мероприятий по реализации государственной молодежной политики.
Здесь же необходимо учесть и постоянную тенденцию перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу, что является сейчас наиболее заметным, хотя и не единственным симптомом предстоящего "информационного взрыва". Информация превратилась в важнейший ресурс общества и стала неотъемлемым фактором производственной деятельности на всех уровнях. Таким образом, создание единого информационного пространства, внедрение новых информационных технологий в образовательную деятельность, профессиональную подготовку, занятость молодого поколения в информационной сфере стоят в ряду важнейших государственных задач, способствующих становлению и развитию современного гражданского общества.
Настоящая целевая программа создания и развития компьютерного сегмента единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры Волгограда направлена на обеспечение молодого поколения информацией о правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности, создание условий для самостоятельной эффективной деятельности в сфере образования, занятости и предпринимательства. Данная целевая программа базируется на положениях концепции создания и развития единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры Волгограда. Авторы концепции исходили из тех соображений, что сфера информационного обеспечения молодежи включает в себя электронные и печатные средства массовой информации, компьютерные сети и системы, телефонные информационные службы, редакционно-издательскую деятельность, непосредственную работу с потребителями информации в лице молодежи. Однако полномасштабные работы в направлении создания такой сферы потребуют значительных материальных затрат, что делает их проведение в данной экономической ситуации достаточно проблематичным. Поэтому, необходимо обеспечить поэтапную реализацию данной задачи с учетом материально-технической базы, находящейся в распоряжении учреждений образовательной и социальной сферы Волгограда. Если сформулировать общее понятие инфраструктуры, как комплекса средств, обеспечивающего условия функционирования производственной и социальной сфер, жизнедеятельности общества в целом, то понятие компьютерного сегмента единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры будет определено следующими положениями и терминами:
- формирование телекоммуникационной сети, создание средств обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий, ориентированных преимущественно на удовлетворение потребностей молодежи в информации;
- создание условий для обучения и переобучения пользователей системы информационного обеспечения молодежи;
- формирование собственных информационных ресурсов системы, определение условий взаимодействия с организациями - владельцами информационных ресурсов, по направлениям приоритетным для молодежи;
- определение круга потребителей информации, отработка взаимоотношений с ними;
- формирование системы сервисного обслуживания и ремонта средств вычислительной техники, и связи, используемых при создании и развитии единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры;
- обеспечение оперативного обмена сообщениями Волгоградского областного центра информационных и социальных технологий для молодежи (ВОЦИиСТ) с редакциями молодежных средств массовой информации, в том числе электронных;
- пропаганда новых информационных технологий, возможностей информационных систем среди молодежи и подростков, формирование у молодого поколения понятия об информационной культуре.
Создание такой инфраструктуры требует значительных временных, интеллектуальных, финансовых затрат, решения сложных социальных, психологических и научно-технических проблем, объединения усилий органов исполнительной власти по делам молодежи, службы занятости, управления образования и других заинтересованных сторон в достижении поставленных целей. Обеспечить все это возможно только при наличии развитой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры, удовлетворяющей потребностям молодежи в информации необходимой ей для социальной защищенности в период гражданского становления, обеспечивающей получение профессиональных навыков и занятость в информационной сфере.
Основные цели и задачи программы
Целями и задачами целевой программы создания и развития компьютерного сегмента единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры Волгограда являются:
В сфере государственной молодежной политики и образования:
- создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи и подростков в сфере образования, занятости и предпринимательства;
- повышение социальной защищенности молодежи и подростков в период гражданского становления, за счет организации доступа к информационным ресурсам о правах и возможностях молодежи;
- создание условий для временной занятости, профессиональной начальной подготовки и профориентации;
- обеспечение оперативного сбора информации о проблемах и тенденциях в молодежной среде, и ее анализа для принятия взвешенных управленческих решений в сфере государственной молодежной политики и образования;
- внедрение новых информационных технологий в социальной и образовательной сфере, с целью всестороннего развития личности молодого гражданина.
В сфере развития информационных технологий:
- разработка стандартных методов обработки и форм представления информации, определение условий взаимодействия с ее владельцами;
- интеграция компьютерного сегмента единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры в информационные системы города и области, с целью формирования единого информационного пространства;
- разработка и создание распределенной системы баз (банков) данных по различным тематикам и направлениям, актуальным для молодежи и подростков;
- создание единой системы технической поддержки и ремонта оборудования, используемого при развитии компьютерного сегмента единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры Волгограда.
Основные направления реализации программы
1. Формирование системы информационного обеспечения молодежи.
Цель создания и применения любых информационных систем и сетей, в том числе территориально распределенных не абстрактна, она заключается в обеспечении оперативного сбора и анализа информации необходимой для принятия взвешенных управленческих решений. В условиях непрерывного усовершенствования и усложнения информационных технологий разработка, внедрение и сопровождение таких систем становится все более сложной задачей, требующей координации усилий всех заинтересованных сторон. Необходимо учитывать возможности уже существующих информационных сетей и разработанные государственные программы, задачами которых являются создание и поддержка информационных систем обеспечивающих доступ молодежи и подросткам к интересующей их информации по различным тематикам. Предполагается обеспечить создание системы информационного обеспечения молодежи посредством организации работы городского и районных центров информации для молодежи (приложения 1 и 2), информационно-консультационных пунктов (служб) учреждений образовательной и социальной сферы (приложение 3), других заинтересованных предприятий и организаций, формирование распределенной системы баз и банков данных, содержащих информацию, актуальную для молодежи и подростков. Городской и районные центры информации для молодежи будут организованы, как филиалы Волгоградского областного центра информационных и социальных технологий для молодежи и призваны обеспечить координацию деятельности заинтересованных структур по реализации местных целевых программ, направленных на удовлетворение информационных потребностей молодежи и доступ к распределенной системе баз данных, содержащих актуальную информацию. На начальном этапе реализации программы, предполагается использовать технологии электронной почты и коммутируемые телефонные каналы.
2. Внедрение новых информационных технологий в образовании и просвещении.
В соответствии с Федеральной программой развития образования в Российской Федерации, Программой информатизации образования в Российской Федерации информатизация образования выделена в качестве приоритетного направления для развития всей системы образования России. Основной целью является создание информационной образовательной инфраструктуры, с тем чтобы обеспечить полноценную подготовку молодого поколения к вхождению в информационное общество, создание условий для всесторонней подготовки кадров, владеющих современными информационными технологиями. Потенциальные возможности компьютерных технологий в образовательной фере необычайно высоки. Современные информационные технологии позволяют работать над одной проблемой, осуществлять коллективные разработки территориально разделенным пользователям компьютерной техники, накапливать, систематизировать, использовать в повседневной работе и обучении громадные объемы текстовой, графической и др. информации. Однако с самого начала работа по компьютеризации образования приобрела стихийный характер. С программно-технической точки зрения "школьная" компьютерная техника, находящаяся в учреждениях образования Волгограда, просто уникальна по своей несовместимости. По различным данным в настоящее время в образовательных учреждениях Волгограда области имеется более 10 типов компьютеров и компьютерных комплексов. Как следствие этого, чрезвычайно сложно обеспечить интеграцию данной вычислительной техники в единую телекоммуникационную систему, организацию полноценного сервисного обслуживания и ремонта, формирование банка учебных программно-методических средств. Для реализации потенциальных возможностей новых информационных технологий необходима постепенная замена морально и физически устаревшей вычислительной техники на более современную, подготовка и переподготовка педагогических кадров для работы с новыми информационными технологиями, начальная подготовка учащихся общеобразовательных учреждений в части использования современной компьютерной техники. Включение учреждений образования, органов управления образования и глобальные информационные сети и системы, подключения их к системе баз и банков образовательной информации. Учитывая, что в сегодняшних экономических условиях одномоментная реализация этих задач невозможна, необходимо на начальном этапе обеспечить взаимодействие уже имеющегося в образовательных учреждениях области парка вычислительной техники.
Создание информационно-телекоммуникационной сети, позволит использовать ее для повышения информированности органов управления образования о состоянии дел в подведомственных общеобразовательных учреждениях, а общеобразовательные учреждения, в свою очередь, получат возможность использования в своей деятельности всех, в том числе последних нормативных документов, разработанных вариативных учебно-методических материалов, передового педагогического опыта и будет являться первым шагом к созданию единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры Волгограда.
3. Обеспечение временной занятости, профессиональной начальной подготовки и профориентации в информационной сфере.
Организация массовой занятости несовершеннолетних граждан в условиях рыночной экономики невозможна без учета тенденций развития современного рынка труда. По данным ЮНЕСКО, более половины занятого населения наиболее развитых стран принимает непосредственное участие в процессах производства и распространения информации, а в ряде стран до половины национального продукта связано с информационной деятельностью общества. Такие зарубежные авторитетные источники, как "Science" и "Indastry Week", по словам известного отечественного эксперта в области информационных технологий Г.Р.Громова, утверждают, что в ближайшем будущем до 80% трудоспособного населения будет занято в информационной сфере. Это необходимо учесть, при создании новых рабочих мест для молодежи и организации временной занятости, несовершеннолетних граждан, в том числе учащихся, и оказывать государственную поддержку в первую очередь тем предприятиям, учреждениям и организациям, которые участвуют в создании и развитии единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры Волгограда. И при этом создают рабочие места для молодежи, обеспечивают подготовку кадров и проведение профориентационной работы среди подростков (учащихся) в информационной сфере, способствуют организации временной занятости несовершеннолетних граждан, в том числе на базе ученических предприятий информационного профиля без прав юридического лица. Одновременно, на базе районных центров информации для молодежи предполагается обеспечить получение т.н. "первого рабочего места" выпускниками высших учебных заведений, постоянно проживающими в данной местности и соответствующими необходимым требованиям. Формирование системы информационного обеспечения молодежи обеспечит создание объективной информационной среды, что позволит более четко отслеживать тенденции в сфере занятости молодежи и подростков, проводить социологические исследования с целью изучения рынка труда.
На последующих этапах реализации при привлечении средств Государственного фонда занятости населения РФ на условиях прямого инвестирования мероприятий по созданию специализированных рабочих мест для молодежи, в том числе в возрасте от 16 до 18 лет, а также в рамках финансирования мероприятий по профориентации подростков, возможно, достижение массовой занятости молодого поколения в информационной сфере.
Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы - 1.495 млрд.рублей. Источники - городской бюджет, сбор на нужды образования, в части направляемой на финансирование местных целевых программ.
Механизм реализации Программы, система управления и контроля
Комитет по делам молодежи администрации Волгограда, управление образования администрации Волгограда, информационно-аналитический отдел администрации Волгограда осуществляют организацию, координацию действий и контроль работ по реализации Программы.
Комитет по делам молодежи администрации Волгограда, управление образования администрации Волгограда вносят в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, обеспечивают контроль над целевым использованием средств.
Решения о финансировании конкретных проектов и мероприятий принимаются с учетом разработанных и утвержденных районных целевых программ.
Информационно-аналитический отдел
администрации Волгограда
Комитет по делам молодежи
администрации Волгограда
Приложение 1
к целевой Программе создания и
развития компьютерного сегмента
единой молодежной
информационно-образовательной
инфраструктуры Волгограда на 1997-1998 гг.
утвержденной Постановлением
главы администрации Волгограда
от 22 октября 1997 г. N 1236
Спецификация на комплекс программно-технических средств
для оснащения городского центра информации для молодежи
/-----------------------------------------------------------------------\
| N | Наименование |Кол-во,|Приме-|
|п/п| | шт. |чание |
|-----------------------------------------------------------------------|
1. Pentium PRO-200/EISA - PCI/512Kb cache/64Mb/HDD 2х2Gb
SCSI/1Mb PCI/FDD 3.5"/CD-ROM/Kb/М/SVGA 15" LR NI 1
2. Pentium-166/PCI/256Kb cache/64Mb/2Gb IDE/1Mb PCI/FDD
3.5"/MMKIT/Kb/M/SVGA 15" LR NI 2
3. Fax-modem V.34+, 33600 bps 2
4. Сетевые ПТС 3 Users, сетевое коммуникационное обору-
дование *
5. Мини-АТС 1
6. Сетевой лазерный принтер HP LJ ф.А3 1
7. Сканер планшетный ф.А3 1
8. Источник бесперебойного питания (UPC) 3
9. Сетевой фильтр "PILOT" 5
10. Ксерокопировальный аппарат формата А3 1
11. Комплект РИА, ЗИП, полный набор инструментов *
12. Комплекс программно-технических средств защиты
информации от несанкционированного доступа *
13. Программное обеспечение (ПО) *
14. Отдельный телефонный номер 3
\-----------------------------------------------------------------------/
Приобретаемое оборудование должно быть обеспечено соответствующей поддержкой.
Информационно-аналитический отдел
администрации Волгограда
Комитет по делам молодежи
администрации Волгограда
Приложение 2
к целевой Программе создания и
развития компьютерного сегмента
единой молодежной
информационно-образовательной
инфраструктуры Волгограда на 1997-1998 гг.
утвержденной Постановлением
главы администрации Волгограда
от 22 октября 1997 г. N 1236
Спецификация на комплекс программно-технических средств
для оснащения районного информационного центра
/-----------------------------------------------------------------------\
| N | Наименование |Кол-во,|Приме-|
|п/п| | шт. |чание |
|-----------------------------------------------------------------------|
1. Pentium-166/PCI/256Kb cache/64Mb/HDD 2Gb IDE/CD-ROM/
/1Mb PCI/FDD 3.5"/Kb/M/SVGA 14" LR NI 2
2. Fax-modem V.34+, 33600 bps. 1
3. Сетевые ПТС 2 Users *
4. Лазерный принтер HP LJ 1
5. Источник бесперебойного питания (UPC) 2
6. Сетевой фильтр "PILOT" 3
7. Комплект РИА, ЗИП, набор инструментов *
8. Программное обеспечение (ПО) *
9. Отдельный телефонный номер 1
\-----------------------------------------------------------------------/
Приобретаемое оборудование должно быть обеспечено соответствующей поддержкой.
Информационно-аналитический отдел
администрации Волгограда
Комитет по делам молодежи
администрации Волгограда
Приложение 3
к целевой Программе создания и
развития компьютерного сегмента
единой молодежной
информационно-образовательной
инфраструктуры Волгограда на 1997-1998 гг.
утвержденной Постановлением
главы администрации Волгограда
от 22 октября 1997 г. N 1236
Спецификация на комплекс программно-технических средств
для оснащения клиентского места единой молодежной
информационно-образовательной инфраструктуры Волгограда
Вариант N 1
/-----------------------------------------------------------------------\
| N | Наименование |Кол-во,|Приме-|
|п/п| | шт. |чание |
|-----------------------------------------------------------------------|
1. IBM-совместимый компьютер на базе процессора INTEL,
либо аналогичного 1
2. Fax-modem V.34 1
3. Принтер 1
4. Сетевой фильтр "PILOT" 1
5. Программное обеспечение (ПО) *
6. Отдельный телефонный номер 1
\-----------------------------------------------------------------------/
Вариант N 2
/-----------------------------------------------------------------------\
| N | Наименование |Кол-во,|Приме-|
|п/п| | шт. |чание |
|-----------------------------------------------------------------------|
1. Станция электронной почты на базе ПЭВМ "АГАТ" 1
2. Hayes-modem 1
3. Принтер 1
4. Сетевой фильтр "PILOT" 1
5. Защитный экран "Русский щит" 1
6. Программное оборудование (ПО) *
7. Отдельный телефонный номер 1
\-----------------------------------------------------------------------/
Приобретаемое оборудование должно быть обеспечено соответствующей поддержкой.
Информационно-аналитический отдел
администрации Волгограда
Комитет по делам молодежи
администрации Волгограда
План мероприятий и финансово-экономическое обеспечение
программы создания и развития компьютерного сегмента единой
молодежной информационно-образовательной инфраструктуры
Волгограда на 1997-1998 годы
(утв. Постановлением главы администрации Волгограда
от 22 октября 1997 г. N 1236)
/-----------------------------------------------------------------------\
| N | | | | Стои- | В том |
|п/п| |Сроки | | мость | числе |
| | Мероприятия |испол-| Исполнители | всего |---------|
| | |нения | | (млн. |1997|1998|
| | | | |рублей)|год |год |
|---+-----------------------+------+------------------+-------+----+----|
|-1-------------2---------------3------------4------------5------6----7-|
1. Разработка и поэтапное 1997- Комитет по делам - - -
внедрение нормативно-ме- 1998 молодежи (ГКДМ),
тодических документов, годы управление образо-
регламентирующих вопросы вания (Гор.УО),
взаимодействия, в т.ч. с информационно-ана-
владельцами информацион- литический отдел
ных ресурсов и информа- (ИАО), Волгоградс-
ционных технологий, в кий областной
рамках проведения работ центр информацион-
по созданию и развитию ных и социальных
компьютерного сегмента технологий для мо-
единой молодежной инфор- лодежи (ВОЦИнСТ),
мационно-образовательной комитеты (отделы)
инфраструктуры Волгограда на местах
2. Обследование средств вы- 1997 ГКДМ, ВОЦИнСТ 3,0 3,0 -
числительной техники и год
связи находящихся в уч-
реждениях образователь-
ной и социальной сферы
Волгограда с целью их
интеграции в единую го-
родскую информационную
систему
3. Создание, материаль- 1997- ГКДМ, ВОЦИнСТ 194,0 18,0 176,0
но-техническое оснащение 1998
и обеспечение текущей годы
деятельности городского
центра информации для
молодежи, на базе Вол-
гоградского областного
центра информационных и
социальных технологий
для молодежи
4. Разработка типового рай- 1997 ГКДМ, Гор.УО, - - -
онного проекта и струк- год ВОЦИнСТ,
туры единой городской
молодежной информацион-
но-образовательной инф-
раструктуры
5. Разработка и поэтапное 1997- ГКДМ, Гор.УО, ИАО, 25 5,0 20,0
внедрение системы сбора, 1998 ВОЦИнСТ, комитеты
анализа и оценки инфор- годы и отделы на местах
мации необходимой для
формирования баз данных
6. Формирование собственных 1997- ГКДМ, Гор.УО, ИАО, 289,0 11,0 278,0
информационных ресурсов 1998 ВОЦИнСТ
системы по направлениям годы
приоритетным для молоде-
жи, приобретение лицен-
зионно чистого программ-
ного обеспечения, разра-
ботка комплексной систе-
мы баз данных по различ-
ным тематикам
7. Разработка специализиро- 1997- ГКДМ, Гор.УО, ИАО, 622,0 10,0 612,0
ванных аппаратно-програм- 1998 ВОЦИнСТ, комитеты
мных комплексов, обеспе- годы и отделы на местах
чение работы и развитие
единой молодежной инфор-
мационно-образовательной
инфраструктуры Волгограда
8. Подготовка и издание на- 1997- ГКДМ, Гор.УО, 38,0 8,0 30,0
учно-практических посо- 1998 ВОЦИнСТ
бий, справочников и ме- годы
тодических рекомендаций
по организации и дея-
тельности информационных
служб для молодежи
9. Подготовка и проведение 1997- ГКДМ, Гор.УО, ИАО, 15,0 - 15,0
учебно-методических и 1998 ВОЦИнСТ
практических семинаров годы
по развитию единой моло-
дежной информационно-об-
разовательной инфраст-
руктуры Волгограда
10. Экспертное, консультаци- 1997- ГКДМ, Гор.УО, ИАО, 20,0 - 20,0
онное и информационное 1998 ВОЦИнСТ
сопровождение единой мо- годы
лодежной информацион-
но-образовательной инф-
раструктуры Волгограда
11. Формирование постоянно 1997- ГКДМ, Гор.УО, 98,0 - 98,0
действующей системы под- 1998 ВОЦИнСТ
готовки и переподготовки годы
сотрудников и специалис-
тов для единой молодеж-
ной информационно-обра-
зовательной инфраструк-
туры Волгограда
\-----------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Волгограда от 22 октября 1997 г. N 1236 "О создании и развитии единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры Волгограда"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Администрации Волгограда от 5 марта 2018 г. N 271 настоящее постановление признано утратившим силу с 8 марта 2018 г.