Постановление Администрации города Волгограда
от 23 марта 1998 г. N 372
"О комплексной программе реабилитации детей и
подростков до 18 лет первого и последующих поколений,
родившихся от одного из родителей, пострадавших в
результате воздействия ионизирующего излучения
вследствие аварии на ядерных объектах"
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в целях выполнения этого закона, руководствуясь п.9 ст.43 Устава города-героя Волгограда, постановляю:
1. Утвердить комплексную программу реабилитации детей и подростков до 18 лет первого и последующих поколений, родившихся от одного из родителей, пострадавших в результате воздействия ионизирующего излучения, вследствие аварии на ядерных объектах (далее Программа) и осуществлять финансирование совместно с отделением Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Волгограду.
2. Финансовому управлению администрации Волгограда предусмотреть в проекте бюджета города на 1998 г. финансирование Программы.
3. Комитету по управлению имуществом администрации Волгограда совместно с управлением образования администрации Волгограда выделить помещение под реабилитационное учреждение для детей и подростков, указанных в п.1 настоящего постановления.
4. Комитету по здравоохранению администрации Волгограда оказать методическую помощь по организации медицинского обслуживания детей и подростков, указанных в п.1 настоящего постановления.
5. Муниципальному учреждению "Городское управление ресурсов" оказать содействие в снабжении продуктами питания и медикаментами в размере, предусмотренном Программой.
6. Комитету по физической культуре и спорту администрации Волгограда выделять время в спортивных сооружениях города для детей и подростков, указанных в п.1 настоящего постановления.
Глава администрации |
Ю.В.Чехов |
Комплексная программа
реабилитации детей и подростков до 18 лет первого и
последующих поколений, родившихся от одного из родителей,
пострадавших в результате воздействия ионизирующего
излучения вследствие аварии на ядерных объектах
(утв. Постановлением главы администрации Волгограда
от 23 марта 1998 г. N 372)
1. Аннотация
1. Прошло 11 лет со дня трагедии на Чернобыльской АЭС. Дети, родившиеся от одного из пострадавших родителей, достигли возраста от 1 до 11 лет и появились уже две условные группы "детская" и "школьная", приближающиеся к третьей группе - "подростковой".
Однако радиационные аварии в нашей стране были и раньше 26 апреля 1986 года:
- ядерные испытания на Семипалатинском полигоне;
- авария в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросы радиоактивных отходов в реку Теча;
- граждане из подразделения особого риска.
От этих пострадавших выросли дети и достигли зрелого возраста около 40 лет, от которых, возможно, имеются собственные дети второго и третьего поколения.
Наблюдение и многолетнее изучение состояния здоровья людей, переживших атомные бомбардировки в Японии, облученных в связи с термоядерным взрывом в Тихом океане (остров Бикини, 1954 г.), а также облученных высокими дозами в результате аварий, уже позволяют дать подробную картину отдаленных последствий действия ионизирующей радиации. Несомненно, в организме человека после острой или хронической лучевой травмы не наступает полное восстановление. Спустя много лет наблюдаются отдельные симптомы или синдромы, касающиеся органов, объединяемые в понятие "отдаленные последствия".
Наиболее часто это признаки со стороны центральной нервной системы, повышенная склонность к аллергическим и инфекционным болезням, нарушение терморегуляции, лучевая катаракта, склонность к кровоизлияниям, изменение кожи, выпадение волос и т.д. Интерес в этом отношении вызывают некоторые статистические данные, показывающие определенное возрастание частоты злокачественных новообразований. У детей, облученных во время внутриутробного развития, чаще наблюдается микроцефалия и задержка умственного развития (до олигофрении), как и повышение частоты злокачественных опухолей.
Необходимо подчеркнуть, что из всех возрастных групп мать, ребенок и плод являются наиболее радиочувствительным контингентом, объектом раннего и позднего воздействия ионизирующих излучений.
Закономерными последствиями облучения плода и новорожденных являются:
а) уменьшение роста, массы тела, окружности головы и грудной клетки у детей, облученных до 18-ой недели внутриутробной жизни в дозе 0.1-1.5 Gy (10-150 рад).
б) случаи патологического уменьшения размеров головы и задержки умственного развития - при дозе более 0.5 Gy (50 рад).
в) поражение глаз - нарушение окраски ириса, помутнение хрусталика и врожденная катаракта.
Динамическое наблюдение облученных внутриутробно детей при помощи ряда психотехнических тестов, как и их успеваемости в школе по основным предметам, показывает наличие патологических сдвигов.
Изучение показателей плодовитости и детородных функций облученных и их потомства также выявляет определенные отклонения, касающиеся всей репродуктивной сферы. Мутационной активностью обладают все виды ионизирующего излучения. Понятие "мутация" выражает появление скачкообразных изменений в организме, которые нарушают наследственные структуры и передаются последующему поколению.
Известны работы, показывающие наличие повышенного риска возникновения злокачественной опухоли в течение первых 10 лет жизни ребенка, облученного во время внутриутробного развития в связи с пельвиометрическими и другими обследованиями матери.
Все чаще появляются сообщения относительно более высокой частоты рака молочной железы после многократных рентгеновских просвечиваний в детском возрасте по поводу туберкулеза легких.
Бесспорно, риск появления злокачественных новообразований является наиболее важным, наиболее опасным следствием небольших доз ионизирующего излучения. Существенное значение имеет тот факт, что клинические и экспериментальные исследования недвусмысленно дают основания принять линейную, т.е. беспороговую гипотезу зависимости "доза-эффект", особенно, когда анализируются события (наблюдения) на молекулярном и клеточном уровнях.
Все эти обстоятельства вынуждают к принятию комплексной программы реабилитации детей и подростков до 18 лет первого и последующих поколений, родившихся от одного из родителей, пострадавших в результате воздействия ионизирующего излучения вследствие аварий на ядерных объектах (далее Программа). Социальная защита пострадавших граждан от указанных радиационных облучений прописана для каждой категории в соответствующих федеральных законах. Однако вопрос реабилитации детей и подростков практически упущен, а их социальная защита определена туманно. Финансирование расходов по федеральным законам через инструкции Минфина растянуты по ведомствам без четкого механизма ответственности за их реализацию. И все эти аргументы - также в пользу разработки настоящей программы.
2. Настоящая Программа в правовом обеспечении базируется на требованиях Федеральных законов РФ:
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 179-ФЗ от 24 ноября 1995 года (в т.ч. статей 13, 14, 24, 25, 26);
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" N 4996-1 от 20 мая 1993 года;
"О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" N 149-ФЗ от 19 августа 1995 года;
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года;
А также базируется на требованиях Распоряжения Правительства РФ от 25 мая 1994 года N 740-Р пункт 2 "Об оказании всемерной поддержки и помощи непосредственным участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и их общественным объединениям" и других нормативных актах.
3. В финансовом плане Программа обеспечивается прежде всего на основании действующих Инструкций Министерства Финансов РФ:
"О порядке финансирования, учета и отчетности расходов по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС" от 25 декабря 1992 года N 120;
"О порядке финансирования, учета и отчетности расходов, связанных с предоставлением льгот и компенсаций гражданам из подразделений особого риска" от 30 июня 1993 года N 81;
"О порядке финансирования, учета и отчетности расходов, связанных с предоставлением льгот и компенсаций лицам, пострадавшим от радиационных воздействий" от 29 марта 1994 года N 36;
"О внесении изменений и дополнений в письмо Министерства финансов РФ" от 25 декабря 1992 года N 120, от 20 апреля N 51;
а также других финансовых документах, включая бюджетные и внебюджетные источники финансирования.
4. Исходные данные, численность пострадавших категорий определяется и уточняется при выполнении первой части настоящей Программы "Мониторинг проблемы и создание системы информационного и аналитического прогнозирования".
5. Затраты разового и ежегодного характера определяются в каждой части настоящей Программы отдельно, исходя из стоимости расходов на момент исполнения и финансовых возможностей регионов, а также подлежат корректировке от складывающейся обстановки не реже одного раза в год перед утверждением бюджетов на очередной год.
6. Целью настоящей Программы является поддержка пострадавшей категории лиц в нормальном развитии и становление как личности, не отделяя их от общества:
- добиться наиболее полноценного здоровья;
- добиться получения полноценного школьного и технико-гуманитарного образования;
- добиться получения профессионального знания и их трудоустройства;
- постоянно помогать психологической реабилитацией и адаптацией в обществе с учетом их специфической обособленности (в личном отклонении от нормы).
7. Механизм восстановления затрат за счет федерального бюджета определен по принципу - сначала затраты, затем их восстановление по факту. Для этого необходимо формирование и концентрация оборотных финансовых средств за счет федерального источника финансирования.
2. Мониторинг проблемы и создание системы информационного
и аналитического прогнозирования
Отсутствие точных статистических данных о пострадавших детях и их патологиях (отклонениях их развития от нормы) не дает возможности правильно и точно определить пути их реабилитации и поддержания их здоровья, а также правильного прогнозирования возможного увеличения или уменьшения затрат с учетом конкретной патологии и возможных последствий у детей от принимаемых мероприятий. Из 963 инвалидов области свыше ста - дети, нуждающиеся в постоянном наблюдении на протяжении всей их жизни.
Финансовая потребность настоящего раздела:
/-----------------------------------------------------------------------\
|N|Характе-| | Сроки | Потребность в средствах | |
| |ристика | | испол-| (тыс.руб.) | |
| |исходно-| Мероприятия | нения |-------------------------| Исполни-|
| |го сос- | | | разовая | ежегодная | тели |
| |тояния | | |------------+------------| |
| | | | |сум-| источ-|сум-| источ-| |
| | | | | ма | ник | ма | ник | |
|-+--------+----------------+-------+----+-------+----+-------+---------|
|1-----2------------3-----------4------5-----6------7-----8--------9----|
1. Реализация программы
мониторинга
Обеспечение оргтехни- январь- город- - -
кой: март ской
бюджет
- персональный ком- 12,5 -"- - - Админист-
пьютер рация го-
- принтер 4,5 -"- - - рода
- копировальный аппа- 3,6 -"- - -
рат типа С-230
- телефонный аппарат 1,2 -"- - -
- эксплуатация орг- - - 2,3
техники
Аренда помещения и В тече- - - 14,4 город- Комитет по
другие коммунальные ние ской управлению
услуги года бюджет имуществом
города
Почтовые и канцелярс- В тече- - - 4,0 внебюд- Союз инва-
кие принадлежности ние жетные лидов Чер-
(хоз.нужды) года источ- нобыля
ники
Покупка программного январь- - - 2,5 -"-
обеспечения март
Приобретение мебели 20,0 Город- - - Админист-
ской рация го-
бюджет рода
Уточнение списков и В тече- по федера- - - Межведом-
диагноза патологии у ние мере льное ственный
наблюдаемых детей и года пос- казна- экспертный
подростков и при ус- туп- чейство совет По-
тановлении стойких ления волжского
отклонений - оформле- данных региона
ние заболеваний через
межведомственный экс-
пертный Совет Поволж-
ского региона
Итого: 41,8 23,2
\-----------------------------------------------------------------------/
Общая сумма составляет: 65 тыс.руб.
3. Охрана здоровья детей и подростков до 18 лет,
родившихся от пострадавших граждан
Отсутствие специалистов для пострадавших от радиации детей и недостаточное наблюдение за ними в течение года не дает возможности своевременно обнаружить точную патологию для каждого ребенка или отклонение его от нормального развития, а также не дает возможности своевременного вмешательства для назначения мероприятий.
3.1. Создание муниципального медицинского реабилитационного учреждения "Дети Чернобыля" для детей, родившихся от одного из родителей, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Финансовая потребность настоящего раздела
/-----------------------------------------------------------------------\
|N| | Потребность в средствах (тыс.руб.) | |
| | |-------------------------------------------| |
| |Наименование | разовая | ежегодная |Исполнители|
| |мероприятия |--------------------+----------------------| |
| | |источ-|сумма| сроки | источ-| сумма | сроки| |
| | | ник | | | ник | | | |
|-+-------------+------+-----+-------+-------+-------+------+-----------|
|1-------2----------3-----4------5-------6-------7-------8--------9-----|
Переквалифика- - - по мере - - - Комитет по
ция специалис- смены здравоохра-
тов с учетом персо- нению адми-
специфики их нала нистрации
клиентов города
Ежеквартальная - - - Казначе- 60 в те- Федеральное
диспансериза- йство, чение казначейство
ция у специа- код 270 года
листов
Направление на - - - Казначе- 700 в те- Федеральное
санаторно-ку- йство, чение казначейство
рортное лечение код 460 года
по медицинским
показаниям
Направление на - - - Постано- Уточня- июнь- Благотвори-
лечение за ру- вление ется по август тельный фонд
беж и страны Правите- предс- "Благовест"
СНГ льства тавлен-
РФ N 505 ным
от спискам
26.04.96
Помещение детей - - - Фонд В пре- в те- Фонд обяза-
в стационар или обязате- делах чение тельного ме-
на амбулаторное льного норм года дицинского
лечение в рамках медицин- страхования
обязательного ского
медицинского страхо-
страхования вания
Доставка детей Город- Администра-
транспортом на ской ция города
мероприятия по бюджет
данному разделу
- приобретение 300,0 март- - - -
микроавтобуса апрель
- эксплуатация - - - Казначе- 38,7 в те- Федеральное
микроавтобуса йство, чение казначейство
код 300 года
Физкультурная ре- - - - уточня- в те- Комитет по
абилитация (ле- ется по чение физической
чебная физкуль- заключе- года культуре и
тура) для детей, нию до- спорту
включая посеще- говора
ние плавательно-
го бассейна
Обеспечение - - - Казначе- по по фак- Федеральное
лекарственными йство, факту ту пре- казначейст-
препаратами по код 280 расходов достав- во г.Волго-
бесплатному ления града
рецепту врачей рецепта
\-----------------------------------------------------------------------/
Итого: Общая сумма по разделу 3 составляет 1098,7 тыс.руб.,
в т.ч. из федерального казначейства - 798,7 тыс.руб.,
из бюджета - 300 тыс.руб.
4. Детская реабилитация
Из-за возможных отклонений в развитии пострадавших детей и непредсказуемости их поведения возможны проблемы в общении со сверстниками (членами общества), что может затруднить процессы детсадовского воспитания и школьного образования в моральном, интеллектуальном и психологическом планах. С учетом постоянных плановых и внеплановых проведений диспансеризации, посещений больниц, кабинета разгрузки, лагеря отдыха и пансионатов (по санкурпутевкам) и т.д. требуется иной распорядок дня и загрузка детей, отличная от установленной. Все это может наложить свой отпечаток на обычный график детсадовского воспитания и школьного обучения. Реализация настоящего раздела Программы позволит это устранить и в итоге получить общее образование, достаточное для адаптации человека в обществе.
Финансовая потребность настоящего раздела:
/-----------------------------------------------------------------------\
|N | | Потребность в средствах (тыс.руб.) | |
| | |--------------------------------------| |
| | Наименование | разовая | ежегодная |Исполнители|
| | мероприятия |------------------+-------------------| |
| | |источ-|сумма|сроки|источ-|сумма |сроки| |
| | | ник | | | ник | | | |
|--+-----------------+------+-----+-----+------+------+-----+-----------|
|1----------2------------3-----4-----5------6------7--------------8-----|
1. Основной оклад - - - город-
гражданских слу- ской
жащих: бюджет
Тарификация 31,0
Фонд заработной - - - -"- 72,0 в те- Администра-
платы чение ция города
года
Лекции - - - -"- 2,0
2. Дополнительная - - - -"- -"-
оплата гражданс-
ких служащих:
за вредные и не- - - - -"- 0,8 -"-
благоприятные
условия труда
за сложность, на- - - - -"- 2,5 -"- Администра-
пряженность и вы- ция города
высокое качество
работы
за непрерывный - - - -"- 4,0 -"-
медицинский стаж
за работу в режи- - - - -"- 0,6 -"-
ме гимназии
за заведование - - - -"- 0,7 -"-
кабинетами
за работу с биб- - - - -"- 0,1 -"-
лиотечным фондом
за классность у - - - -"- 0,1 -"-
автоводителей
за научно-экспери- - - - -"- 5,7 -"-
ментальную работу
за работу в ноч- - - - -"- 0,7 -"-
ное время
за проверку тетрадей - - - -"- 1,6 -"-
3. Оплата труда вне- - - - -"- 14,0
штатных сотрудни-
ков
4. Взносы на государ- - - - -"- 80,2
ственное социаль-
ное страхование
5. Продукты питания - - - -"- 1052,5
(на 380 детей)
6. Оплата услуг связи - - - -"- 45,0
7. Оплата коммуналь- - - - -"- 1116,0
ных услуг
8. Оплата текущего - -"- 60,0
ремонта оборудо-
вания и инвентаря
9. Оплата текущего - - - -"- 180,0 Администра-
ремонта здания и ция города
помещений
10. Прочие текущие - - - -"- 116,0
расходы
11. Прочие трансферты - - - -"- 196,0
населения
12. Капитальный ремонт город- 9200 март- -"- 2,6
объектов социаль- ской июнь
но-культурного и бюджет
бытового назначения
13. Оплата транспорт- -"- 14,0 -"-
ных услуг
\-----------------------------------------------------------------------/
Общая сумма по разделам 1-4 составляет 13361,8 тыс.руб.
5. Реабилитация лиц подросткового и юношеского возраста
В связи с особенностями процессов обучения и воспитания рассматриваемых категорий лиц, требуется индивидуальный подход и поддержка при дальнейшем профессиональном обучении, помощь в поисках работы и получении жилья (согласно Федерального закону N 179-ФЗ от 24 ноября 1995 г.) и помощь в получении необходимых правовых знаний. Требуется квалифицированная помощь специалистов, занимающихся вопросами создания семьи и рождения ребенка с учетом угрозы генетической патологии. Реализация настоящего раздела будет способствовать адаптации пострадавших в общественной, семейной, профессиональных сферах.
Данный раздел намечается с рождением нового поколения - прохождения им всего цикла предыдущих разделов настоящей конкретной программы с учетом ее корректировки и приоритетности финансирования.
6. Лечебно-диагностические мероприятия
Исходя из вышесказанного, для более ранней диагностики и лечения необходимо регулярное наблюдение следующих ориентированных на данную проблему специалистов:
Педиатр, хирург, офтальмолог, невропатолог, эндокринолог, онколог, психиатр, врач-генетик, врач-лаборант, врач-физиотерапевт, врач функциональной диагностики, врач-гематолог.
Для более точной диагностики и выбора правильной тактики лечения необходимо современное оснащение кабинетов врачей-специалистов, а также наличие гематологической лаборатории и кабинета функциональной диагностики.
Для реабилитационного лечения необходима следующая физиотерапевтическая аппаратура:
Электролечение:
1. Аппарат для гальванации и лекарственного электрофореза -
"Поток-1" 5-6 шт.
2. "Электросон-4Т" для электросон-терапии 1-2 шт.
3. Импульсные низкочастные токи для обезболивания и элект-
ростимуляции - 2 шт.
диадинамические токи - "Тонус-2"
4. Аппарат "ИСКРА-1" (дарсанволизация) 1 шт.
5. Аппарат "ИКВ-4" индуктотермия 1 шт.
6. Аппарат "УВЧ-30" или "УВЧ-66" или "Ундотерм-80" 2 шт.
7. Дециметроволновая терапия сверхвысокой частоты "Ранет"
или "Ромашка" 1 шт.
Сантиметроволновая терапия сверхвысокой частоты
"Луч-2" или "ЛУЧ-3" 1 шт.
8. Магнитотерапия "Полюс-1" 1 шт.
9. КВЧ-терапия - аппарат "Явь-1" (с длиной волны 5, 6
и 7,1 м.) 1 шт.
10. Аппараты МРТ - микроволновая резонансная терапия 1 шт.
11. Аппараты обратной биологической связи типа "Миотон" 1 шт.
Светолечение
1. Ультрафиолетовые излучатели
- местная "ОРК-21" - 1 шт.
- КУФО - "БОП-4" - 1-2 шт.
2. Лазеротерапия
- инфракрасные "Мустанг-Био" - 1 шт.
Механотерапия
Ультразвуковые аппараты терапевтические "УЗТ-1.03.У" - 2 шт.
Ингаляционная терапия
1. Ультразвуковые ингаляторы типа "Thomex",
"Гич-USI-51" - 2-3 шт.
2. Кислородные коктейли
Теплолечение
Парафинонагреватели - 3 шт.
Водолечение
Ванны - 8 шт.
Душ Шарко - 1 ш.
Массаж
Необходимо использовать кабинет лечебной физической культуры,
оборудованный тренажерами и специальным инвентарем.
Диетотерапия
Является неотъемлемой частью лечения.
7. Психолого-педагогические мероприятия
Задачи:
1. Психолого-педагогическая диагностика
В ходе психолого-педагогического обследования выявляют особенности психического развития ребенка (время сензитивных периодов развития речи, движений и т.п.), выявляют начало формирования навыков опрятности, самообслуживания, навыков общения с детьми, состояние моторики, характер игры и др. Обязательным является изучение не только отдельных психических процессов, но и личности в целом.
Если дети не учились, то необходимо определить их готовность к школьному обучению. Сюда входит определение уровня умственного развития, эмоционально-волевой и социальной зрелости. Ребенок при достижении школьного возраста должен иметь определенный объем знаний и представлений об окружающем мире, требуется сформированность таких психофизических и психических функций, как моторика, произвольное влияние, осмысленная память, пространственное восприятие. К школе необходимо овладеть умственными операциями и навыками речевого общения. Ребенок должен проявлять познавательную активность. Очень важным свойством является способность к регуляции поведения и к самоконтролю. Не менее важно наличие психологических качеств, необходимых для адаптации в детском коллективе.
В тех случаях, когда дети уже учились в школе, следует установить характер и причины имеющихся у них трудностей в учении, вскрыть структуру дефекта. В связи с тем, что на успешность обучения в значительной мере влияет обучаемость, необходимо обратить на это особое внимание. Способность к обобщенной мыслительной деятельности, гибкость мыслительных процессов, темп усвоения учебного материала и др. являются показателями обучаемости. Очень важным показателем обучаемости является также то, как ребенок использует помощь. Учитываются характер и мера этой помощи, возможность переноса показанного способа деятельности на аналогичное задание. Педагогическое и психологическое обследование проводят дефектолог и психолог.
2. Логопедическая диагностика
Логопедическое обследование в тех случаях, когда в этом есть необходимость, осуществляет логопед. Выявляя особенности развития речи, он вскрывает характер и причины имеющихся дефектов. В содержание логопедического обследования входит обследование артикуляционного аппарата, импрессивной (фонематический слух, понимание слов, простых предложений, логико-грамматических конструкций) и экспрессивной речи (повторной, номинативной, самостоятельной). Исследуется и письменная речь детей, а также речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и установить уровень речевого недоразвития детей.
3. Консультирование родителей и педагогов
Дефектолог отмечает, на что прежде всего нужно обратить внимание в работе с ребенком. У одних детей на первый план выступает развитие их общей двигательной активности. У других - формирование произвольного внимания и т.д. Безусловно, параллельно проводится и развитие мыслительных операций, речи, формирование навыков целенаправленной деятельности и др. Важно, чтобы помощь детям со стороны родителей была адекватной и имела коррекционно-развивающую направленность.
Полезны советы дефектолога по использованию мер воспитательного воздействия, по установлению правильного отношения родителей к детям с отклонениями в развитии.
Не менее важны рекомендации по подготовке ребенка к школе. Известно, что для успешных занятий в школе ребенка нужно не просто научить грамоте, а развить у него качества, обеспечивающие обучение в школе. Необходимо сформировать устойчивую произвольную и целенаправленную деятельность. Родителям следует показать, как в процессе игровых занятий можно развивать восприятие, осмысленную память, учить навыкам самоконтроля.
Дефектолог обращает внимание родителей на необходимость систематической работы по развитию речи и мышления ребенка. Для этой цели предлагаются доступные игровые задания, специальные упражнения.
За помощью в консультацию могут обратиться воспитатели и учителя, работающие с детьми. Специалисты консультации, вскрыв причины и характер тех или иных трудностей, дадут конкретные рекомендации по их преодолению, коррегированию в условиях учреждений, где находятся эти дети.
4. Коррекционная работа с детьми
Содержание и методика работы с детьми в каждом конкретном случае определяются специалистами, исходя из психофизического развития ребенка, его возраста, поставленных задач (подготовка к школе, преодоление трудностей в усвоении того или иного материала, формирование навыков саморегуляции и т.д.)
5. Проведение психологических тренингов
Психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказание психологической помощи и поддержки, позволяющих снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.
Исполнитель:
Городская общественная организация "Союз инвалидов Чернобыля".
Председатель |
И.Любимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Волгограда от 23 марта 1998 г. N 372 "О комплексной программе реабилитации детей и подростков до 18 лет первого и последующих поколений, родившихся от одного из родителей, пострадавших в результате воздействия ионизирующего излучения вследствие аварии на ядерных объектах"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Администрации Волгограда от 21 ноября 2019 г. N 1344 настоящее постановление признано утратившим силу с 23 ноября 2019 г.