В целях выполнения постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", а также обеспечения углубления экономических реформ постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития и поддержки предпринимательства Волгоградской области на 1994 год.
2. Рекомендовать главам администраций районов и городов с учетом местных особенностей разработать и осуществить комплекс мер по развитию предпринимательства на основании программ социально-экономического развития территорий.
3. Возложить на комитет экономики и финансов администрации области контроль за реализацией программы развития и поддержке предпринимательства.
Глава администрации |
И.П. Шабунин |
Программа
развития и поддержки предпринимательства Волгоградской области на 1994 год
(утв. постановлением главы администрации Волгоградской области от 21 июня 1994 г. N 297)
1. Введение
Программа развития и поддержки предпринимательства Волгоградской области на 1994 год (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и направлена на дальнейшее развитие экономических реформ.
Основной целью Программы является создание экономических, правовых и организационных условий для формирования активно функционирующего рынка товаров и услуг на территории Волгоградской области.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- совершенствование кредитной и инвестиционной политики в направлении поддержки малых предприятий, занятых производством товаров, работ, услуг;
- дифференциация налоговой системы с целью создания благоприятных условий производителям продукции;
- приоритетное развитие отдельных направлений производства силами предпринимательского сектора;
- содействие внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства;
- обеспечение надежной правовой защиты предпринимательских структур;
- создание системы информационного обеспечения предпринимателей;
- повышение профессионального уровня предпринимателей за счет расширения и совершенствования системы подготовки и переподготовки специалистов в области менеджмента, экономики и права.
Реализация Программы должна привести к существенным качественным изменениям в структуре экономики, созданию реальной конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, укреплению налоговой базы бюджета, вовлечению в активную предпринимательскую деятельность широких слоев населения, включая молодежь и безработных, формированию среднего класса, ориентированного на поддержку свободной рыночной экономики.
II. Особенности региональных проблем развития
предпринимательства
Одним из ключевых элементов проведения экономических преобразований в условиях имеющихся в регионе ресурсов и отсутствия помощи извне является активное развитие предпринимательства.
В настоящее время в области насчитывается более 30 тыс. предприятий, в их числе 4,5 тысячи - государственных и муниципальных, 15 тыс. акционерных обществ и товариществ, 6 тысяч - индивидуальных частных, 70 предприятий с иностранными инвестициями.
Из общего числа учтенных предприятий 30 процентов приходится на предприятия малого бизнеса. По сравнению с 1993 годом их количество увеличилось в 1,7 раза. Наибольший удельный вес среди малых предприятий занимают частные предприятия. Практически каждое второе занимается торговой и посреднической деятельностью, каждое четвертое - производством товаров и услуг, выполнением объемов строительно-монтажных работ.
В последнее время прослеживается тенденция сокращения деятельности предпринимательских структур, снижения их деловой активности, особенно в сфере производства товаров и услуг.
Постоянное изъятие государством путем высоких налогов большей части полученных предприятиями прибыли препятствует инвестированию свободных капиталов в производство, обуславливает невозможность технологического прорыва, экономического роста, повышения уровня жизни и создания новых рабочих мест. Растущая инфляция способствует перекачке капиталов из производственного бизнеса в торговый.
В условиях высокого уровня банковского процента и краткосрочности предоставляемых кредитов только торговые и посреднические предприятия могут активно использовать в своей деятельности банковские кредиты.
Действительно, около 70 процентов кредитов, предоставленных банками малым предприятиям, были получены торговыми и посредническими фирмами. Кредиты, полученные предприятиями, занятыми производством промышленной продукции, составили 15 процентов, а строительством - 7 процентов всех предоставленных малым предприятиям кредитов. В сложившейся экономической ситуации расхожая формула деньги-товар-деньги значительно выгоднее, чем деньги-производство-товар-деньги, именно поэтому незначительная часть предпринимателей занимается производством, преобладает в бизнесе посредническая и коммерческая деятельность.
Очевидно, что без соединения интересов предпринимателей и государства, поддержки и протекционизма со стороны областных органов власти процесс становления конкурентноспособного рыночного хозяйства и соответствующей ему среды затянется на длительный период (в худшем варианте - остановится).
Исходя из этого в 1994 году необходимо осуществить ряд комплексных мер:
- переориентация частных капиталов на инвестиции в производство за счет снижения налогов на предпринимательскую деятельность, особенно для предприятий, производящих промышленную продукцию;
- создание экономических и правовых условий для активизации процесса становления предприятий малого бизнеса с соответствующим увеличением числа новых рабочих мест;
- развитие предпринимательства в ведущих отраслях хозяйственного комплекса области путем разукрупнения и приватизации;
- привлечение средств от приватизации для финансирования предпринимательской деятельности;
- направление части государственных заказов малым предприятиям;
- обеспечение условий для насыщения регионального рынка продукцией местных производителей;
- решение проблем кредита для предпринимателей (различные формы кредитования);
- укрепление политических предпосылок экономических преобразований, формирование позитивного общественного мнения в отношении предпринимательства.
В этой связи определяются приоритеты и цели, реализация которых способствует развитию реформ на территории области.
В специфических условиях размещения и развития производства Волгоградской области представляется целесообразным следующий выбор приоритетных направлений:
- производство, хранение, переработка и реализация сельхозпродукции;
- разработка и освоение ноу-хау, внедрение новых технологий;
- производство оборудования, машин и средств малой механизации для фермерских хозяйств и малых предприятий;
- производство, реализация стройматериалов и организация строительства жилья и непромышленных объектов;
- производство социально значимых товаров для населения;
- инновационная деятельность, особенно в сфере здравоохранения, ресурсосберегающих технологий и экологии;
- производство лекарственных препаратов и медицинской техники;
- производство продукции традиционных народных промыслов и ремесел.
Региональная стратегия и приоритетные направления развития предпринимательства утверждаются органами исполнительной власти.
Источниками создания финансовой базы предпринимательства могут быть средства фондов поддержки предпринимательства, активы банков, средства предприятий, организаций и граждан, иностранные инвестиции и внебюджетные фонды.
Комплекс мер для задействования этих источников включает:
- использование финансирования из бюджета;
- долевое участие в форме кредитования и гарантии по кредитам коммерческим банкам со стороны фонда поддержки предпринимательства;
- страхование коммерческих рисков через фонд поддержки предпринимательства;
- создание сети инвестиционных фондов, холдинговых, трастовых компаний, венчурных и лизинговых фирм;
- использование на цели поддержки предпринимательства средств от приватизации;
- создание благоприятных условий для привлечения свободных средств предприятий и частных лиц;
- выделение централизованных кредитных ресурсов целевым назначением для кредитования предпринимателей;
- оказание помощи в привлечении инвестиций, получении зарубежных кредитов.
Представляется перспективным использовать средства областного фонда занятости для:
- оказания финансовой помощи работодателям, создающим рабочие места по договорам с Центрами занятости;
- выделения субсидий гражданам, имеющим статус безработного и желающим организовать собственное дело.
Имущественная поддержка предпринимательства увязывается с процессами структурной перестройки промышленности области, ее конверсии, приватизации и предусматривает:
- создание новых мощностей по производству оборудования для малых предприятий за счет централизованных капитальных вложений с последующей приватизацией;
- переориентацию предприятий (в том числе оборонного комплекса) на выпуск средств производства для малого бизнеса;
- организацию сети негосударственных оптовых и мелкооптовых баз, рынков, транспортно-экспедиторских и складских фирм для обслуживания малых предприятий;
- формирование фонда нежилых помещений, передаваемых в собственность, краткосрочную и долгосрочную аренду малым предприятиям;
- содействие в получении в аренду с гарантированным правом выкупа занимаемых ими помещений;
- упрощение порядка целевого земельного отвода для приоритетных видов предпринимательской деятельности;
- предоставление льгот при приватизации государственного и муниципального имущества под конкретные проекты и программы, важные для социально-экономического развития территории.
Целесообразно пересмотреть порядок налогообложения прибыли, направляемой предпринимателями на расширение производства и в инновационные проекты, установить льготы по проектам и программам, признанным приоритетными для области; установить льготный режим налогообложения по суммам, направляемым в фонды поддержки предпринимательства.
Предлагается осуществить снижение налога на прибыль предприятий, производящую продукцию, банков, предоставляющих ссуды предпринимателям.
Реализация мер по поддержке предпринимательства обеспечит необходимые условия для быстрого развития конкурирующих структур, повышения общей деловой активности, а, следовательно, для насыщения рынка продукцией и услугами, наполнения бюджета налоговыми поступлениями.
III. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия ответственных исполнителей. Во главе находится администрация области, которая принимает необходимые решения в рамках своих полномочий и выходит с инициативами по принятию законодательных и нормативных актов в Правительство Российской Федерации.
Основную часть практической работы по выполнению программы должны взять на себя комитет экономики и финансов администрации области, территориальное управление ГКАП России, комитет по управлению государственным имуществом области, государственная налоговая инспекция по Волгоградской области, Главное управление Центробанка России по Волгоградской области и другие органы управления.
В региональную систему войдет областной фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. Фонд разрабатывает и реализует конкретные проекты и программы, совместно с заинтересованными структурами, аккумулирует на областном уровне внебюджетные и свободные средства и обеспечивает связи с Российским фондом поддержки предпринимательства.
Для координации деятельности и организационной поддержки предпринимательских структур области предлагается создание регионального центра предпринимательства (РЦП) на базе Городищенского экономического района.
Объединение и взаимодействие всех структур, задействованных в реализации программы, необходимо возложить на совет по развитию предпринимательства при администрации области.
Для научно-методического обеспечения программы, консультационно-учебной деятельности, проведения экспертиз, выполнения экономических и социологических исследований целесообразно создание факультета - отделения экономического развития региона на базе волгоградских университетов.
Учет замечаний и корректировка отдельных положений программы (обратная связь) проходит через совет по развитию предпринимательства при администрации области, областной фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, отдел экономических реформ и поддержки предпринимательства комитета экономики и финансов администрации области.
Аналогичная схема разработки и реализации программы может действовать на уровне городов и районов Волгоградской области.
Достижение целей программы обеспечивается реализацией комплекса мероприятий, требующих взаимной увязки по содержанию, срокам и действиям исполнителей, которые выделены в приложении.
Приложение
к Программе развития и поддержки
предпринимательства Волгоградской
области на 1994 год
Комплекс мероприятий по развитию предпринимательства в 1994 году
Наименование мероприятий |
Исполнители |
Срок исполнения |
1 |
2 |
3 |
1. Нормативно-правовое обеспечение | ||
1.Подготовка предложений, замечаний к проектам законов Российской Федерации по вопросам развития пред принимательства: "О предприятиях и предпринимательской деятельности"; "О налоге на прибыль предприятий и организаций"; "Об обществах взаимного кредитования"; "О государственной поддержке малых негосударственных предприятий"; "О системе гарантий под кредиты и страховании деятельности субъектов малого предпринимательства". |
Комитет экономики и финансов администрации области, Управ ление финансов комитета экономики и финансов администра ции области, Государственная налоговая инспекция по Волго градской области, Управление Центробанка России по Волгоградской области, Территориальное управление ГКАП России по Волгоградской области |
1994г. |
2.Подготовка проектов распорядитель ных документов и мероприятий адми нистрации области по вопросам раз вития и поддержки предприниматель ства: "Об основных направлениях и мерах по развитию предпринимательства в области"; "Об областном фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции"; "О совете по развитию предпринимательства при администрации области" "О представительстве Российского Фонда содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере"; "О создании Регионального центра предпринимательства Волгоградской области". |
Комитет экономики и финансов администрации области, Терри ториальное управление ГКАП России по Волгоградской области, Отдел научно-техничес кого прогресса и бизнеса аппарата главы администрации области |
II кв. 1994г. |
3.Организация контроля за соблюдением законов и нормативно-правовых основ развития предпринимательства |
Администрации районов, городов, Управления, комитеты, отделы администрации области |
Постоянно |
4.Оказание необходимой консультатив ной помощи предпринимателям для по вышения их правовой компетенции |
Администрации районов, городов |
Постоянно |
II. Финансово-кредитное обеспечение | ||
1.Подготовка предложений по источни кам финансирования программы поддержки предпринимательства, включая: - финансирование из бюджета области в размере не менее 1% от доходной части бюджета; - привлечение средств от приватизации; - использование внебюджетныхсредств фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции, фонда занятости, государственных и общественных организаций; - привлечение иностранных инвестиций; - использование средств предприятий и частных лиц. |
Комитет экономики и финансов администрации области, Финан совое управление комитета экономики и финансов администрации области, Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, фонд занятости комите та по труду и занятости насе ления администрации области, фонд поддержки предпринимательства и развития конкурен ции |
1994г. |
2.Создание сети инвестиционных фондов, трастовых, венчурных, холдин говых компаний для оказания финан совой поддержки предпринимательской деятельности. |
Управления, комитеты администрации области |
1994г. |
3.Разработка рекомендаций по рациональному использованию финансовых средств Фонда поддержки предприни мательства и развития конкуренции ,направленных на финансирование приоритетных проектов и программ. |
Комитет экономики и финансов администрации области, Терри ториальное управление ГКАП России по Волгоградской области, Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции |
1994г. |
4.Создание системы взаиморасчетов между предприятиями в целях сниже ния дефицита областного бюджета. |
Комитет экономики и финансов администрации области, Финан совое управление комитета экономики и финансов администрации области, Государственная налоговая инспекция по Волгоградской области |
1994г. |
III. Совершенствование системы налогообложения | ||
1.Подготовка предложений по совершенствованию системы налогообложе ния предпринимательских структур: - снижение ставки налога на прибыль предприятий, работающих по приори тетным направлениям; - снижение ставки налога на прибыль банков и страховых организаций, осуществляющих кредитование, стра хование субъектов малого предпринимательства; - освобождение от части налога на прибыль средств юридических лиц и от подоходного налога - средств физических лиц, направляемых в об ластной фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции |
Комитет экономики и финансов администрации области, Государственная налоговая инспек ция по Волгоградской области ,Финансовое управление комитета экономики и финансов администрации области |
IV кв. 1994г. |
IV. Информационно-техническое обеспечение | ||
1.Ведение Государственного реестра предприятий, в целях формирования сведений о действующих, вновь соз данных, реорганизованных и ликвидированных предприятиях, независи мо от их организационно-правовой формы, формы собственности и видов деятельности. |
Государственная налоговая ин спекция по Волгоградской области |
Постоянно |
2.Совершенствование учета и отчетности предприятий для организации системы постоянного наблюдения (мониторинга) за динамикой их раз вития. |
Областное управление статистики |
Постоянно |
3.Создание системы информационного обеспечения предпринимательства с использованием унифицированных программных и технических средств |
Волгоградский центр научнотехнической информации |
1994г. |
4.Обеспечение доступности необходимой информации для предпринимателей (информация о состоянии рынков, о хозяйствующих субъектах, о действиях областных и местных органов власти). |
Администрации районов, городов, Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции |
Постоянно |
5.Проведение социологических и экономических исследований деятельности предпринимательских структур. |
Волгоградский институт управ ления, Комитет экономики и финансов администрации области |
Постоянно |
6.Рекламная и пропагандисткая работа по изучению и представлению опыта работы предпринимателей. |
Администрации районов, Редак ции газет, ТВ и РВ |
Постоянно |
V. Организационное обеспечение | ||
1.Координация деятельности союзов и объединений предпринимателей и обеспечение их участия в разработ ке и экспертизе документов по раз витию предпринимательства |
Комитет экономики и финансов администрации области, Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, Совет по развитию предпринимательства |
Постоянно |
2.Создание и организация регионального центра предпринимательства на базе Городищенского района. Разработка положения о совете РЦП |
Комитет экономики и финансов администрации области, Администрация Городищенского рай она |
IV кв. 1994г. |
3.Создание необходимых организационных условий, стимулирующих предпринимательскую деятельность: - упрощение практики регистрации (перерегистрации) предприятий; - организация помощи в деловом консультировании по вопросам собственности, маркетинга, финансиро вания. |
Комитет экономики и финансов администрации области, Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Территориальное управление ГКАП России по Волгоградской области , Администрации районов, городов, Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции |
Постоянно |
4.Разработка совместно с представителями банков, страховых организа ций необходимых условий, обеспечи вающих их участие в финансовой поддержке предпринимательской дея тельности. |
Комитет экономики и финансов администрации области, Финан совое управление комитета экономики и финансов администрации области, Управление Центробанка России по Волгоградской области, Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции |
1994г. |
5.Формирование производственно-технической базы малых предприятий с целью обеспечения их современным оборудованием и технологиями. |
Союзы, ассоциации предпринимателей, Фонд поддержки пред принимательства и развития конкуренции |
Постоянно |
6.Формирование мелкооптового рынка, сети торгово-закупочных предприятий, специализированных магазинов ориентированных на поставки от мелких производителей. |
Администрации районов, городов, Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции |
IV кв. 1994г. |
7.Обеспечение поддержки внешнеэконо мической деятельности малых предприятий, организаций, деловых кон тактов с инофирмами. |
Управление внешнеэкономических связей комитета экономики и финансов администрации области |
Постоянно |
VI. Кадровое обеспечение | ||
1.Создание альтернативных учебных заведений с углубленным изучением экономико-управленческих дисциплин, основ предпринимательства. |
Управление народного образования администрации области, Фонд поддержки предпринимательства и развития конкурен ции |
Постоянно |
2.Подготовка предложений по включению в учебные программы средних школ, средних специальных учебных заведений, вузов основ предпринимательства. |
Комитет экономики и финансов администрации области, Управ ление народного образования администрации области |
1994г. |
3.Разработка предложений и мероприятий по переподготовке и повышению квалификации специалистов тер риториальных органов управления по вопросам предпринимательства. |
Волгоградский институт управ ления |
1994г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Волгоградской области от 21 июня 1994 г. N 297 "О Программе развития и поддержки предпринимательства Волгоградской области на 1994 год"
Текст постановления опубликован в газете "Новая газета" от 24 августа 1994 г. N 158