Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению Совета народных
депутатов г.Волжского
от 21 апреля 1999 г. N 98/1
Программа
муниципальной поддержки и развития предпринимательства
в г.Волжском на 1999-2000 гг.
1. Основные положения Программы
1.1. Состояние проблемы
Программа муниципальной поддержки и развития предпринимательства в городе Волжском на 1999 год (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Волгоградской области от 02.10.96 г. N 85-ОД "О государственной поддержке малого предпринимательства в Волгоградской области".
В Волгоградской области формируется государственная система поддержки предпринимательства. В администрации Волгоградской области создано управление развития предпринимательства, функционирует Совет по развитию предпринимательства Волгоградской области, Волгоградская торгово-промышленная палата, Региональный центр поддержки и развития малого предпринимательства по Волгоградской области, общественные организации предпринимателей, Фонд поддержки и развития.
В администрации города Волжского определена структура (отдел по развитию предпринимательства), занимающаяся вопросами поддержки и развития предпринимательства, функционирует Координационный Совет по развитию предпринимательства. Однако в городе Волжском система поддержки предпринимательства недостаточно развита. Нормативно-правовая база не в полной мере отражает потребности предпринимательства. Из-за финансовых трудностей не создан фонд поддержки малого предпринимательства.
Предпринимательство не оказывает должного влияния на социально-экономическое развитие города. По состоянию на 01.01.99 г. зарегистрировано 9826 физических лиц и 3771 юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. В сфере малого и среднего бизнеса в 1998 году было занято 13370 человек, что составляет 14,1% от общей численности работающих. Данные о зарегистрированных предприятиях не отражают реальное положение. По данным налоговой инспекции за 1998 год 319 (8,5%) предприятий не предоставляли отчетность более трех раз, 329 (8,7%) - сдавали нулевую отчетность, 1195 (31,7%) предприятий имеет недоимку во все уровни бюджета. Субъекты малого предпринимательства осуществляли свою деятельность в следующих сферах деятельности:
Распределение малых предприятий по отраслям
Таблица 1
Наименование отрасли | Кол-во предприятий | Удельный вес, % |
Сельское хозяйство 11 0,6
Промышленность 220 13,1
Строительство 247 14,7
Транспорт 33 2,0
Оптовая торговля 624 37,2
Торговля и общественное питание 299 17,8
Бытовое обслуживание 12 42,0
Прочие 220 13,1
Итого 1675
Основная часть предприятий действует в отраслях строительства, оптовой и розничной торговли. Малые предприятия более склонны к торгово-закупочной деятельности, где время между вложением капитала и получением прибыли было намного меньше, чем при производстве продукции. Так, за период с 1995 года количество предприятий, занятых в сфере торговли, увеличилось в 2,1 раза, а в промышленности - в 1,6 раз.
Динамика численности малых предприятий по годам
Таблица 2
Кол-во предприятий по отраслям | 1995 год |
1996 год |
1997 год |
1998 год |
Промышленность 136 131 93 220
Торговля и общественное питание 140 187 179 299
Оптовая торговля 369 417 422 624
В доходной части городского бюджета доля поступлений от сектора малого предпринимательства составила в 1998 году 11,6%.
Уменьшается средний размер малых предприятий (численность работников на 1 предприятие). Так, в 1997 году на одно предприятие в среднем приходилось 11 человек, а в 1998 году - 8 человек.
Предприниматели, зарегистрировавшие свою деятельность без образования юридического лица, осуществляли деятельность в следующих сферах:
- торгово-закупочная деятельность - 2074 чел.;
- бытовые услуги - 371 чел.;
- кустарно-ремесленный промысел - 348 чел.;
- социально-культурная сфера - 59 чел.
Вместе с тем активизировался процесс объединения предпринимателей и деловых кругов города для защиты своих интересов. Созданы организации: Некоммерческое партнерство "Союз предпринимателей", Общественная организация предпринимателей "Союз", Общественная организация "Совет директоров предприятий малого и среднего бизнеса г.Волжского".
Кризисное состояние многих крупных предприятий города, особенно заводов, необходимость сокращения кадров на большинстве из них, делает необходимым в срочном порядке решать вопрос о создании и развитии новых малых предприятий, занятых в сфере производства.
Серьезным препятствием в развитии предпринимательства в производственной и инновационной сферах является сложность в получении кредитов, сохранение низкой инвестиционной активности из-за отсутствия у малых предприятий необходимого залога, неразвитости системы гарантий, лизинга.
1.2. Цель Программы
Целью Программы является обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах как неотъемлемой части новой структуры экономики города, важнейшего направления создания новых рабочих мест, привлечения дополнительных инвестиций, увеличения налоговых поступлений в бюджет города.
1.3. Задачи Программы
Основными задачами Программы являются:
- создание правовых, экономических, организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства;
- целенаправленное формирование инфраструктуры муниципальной поддержки предпринимательства как составной части государственной и региональной системы;
- создание новых рабочих мест, создание и поддержка малых предприятий в производственной, инновационной и социальной сферах для обеспечения рынка отечественными товарами и услугами, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг;
- обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления, государственной власти и предпринимательских структур для решения первоочередных социально-значимых задач развития города;
- инициирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, новых источников финансирования предпринимательской деятельности, в том числе за счет использования собственных возможностей эффективно развивающихся малых предприятий.
2. Система программных мероприятий
2.1. Методическое обеспечение развития предпринимательства
Для успешной реализации Программы необходимо сопровождать ее воплощение проведением исследований, опирающихся на систематизированные аналитические данные о развитии экономики и предпринимательства в городе Волжском с учетом опыта деятельности в этом направлении государственных, муниципальных и общественных организаций в Волгоградской области и других регионах, зарубежной практики.
Настоящей Программой предусматривается проведение исследований и разработка методических рекомендаций, позволяющих повысить эффективность проводимых мероприятий по поддержке предприятий малого предпринимательства по следующим направлениям:
- для институтов государственной поддержки предпринимательства областного и городского уровня;
- для специализированных организаций поддержки предпринимательства;
- для предпринимателей, их объединений.
2.2. Совершенствование нормативно-правовой базы поддержки
и развития предпринимательства
Данный раздел направлен на реализацию положений Федерального закона от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", развитие нормативно-правовой базы города Волжского в сфере деятельности субъектов малого предпринимательства по направлениям:
- политика органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства;
- налогообложение, сборы и арендная плата для малых предприятий;
- взаимодействие администрации города, совета народных депутатов и предпринимательских структур;
- взаимодействие малых предприятий с крупными;
- участие малого предпринимательства в реализации муниципального заказа.
Данные мероприятия позволят определить эффективность действия законодательных и нормативных актов для внесения в них необходимых изменений и обеспечат обратную связь с представителями малого предпринимательства.
2.3. Организационное обеспечение системы поддержки
малого предпринимательства
Организующим звеном в системе поддержки малого предпринимательства должны выступить такие структуры, как Фонд поддержки малого предпринимательства города Волжского, отдел по развитию предпринимательства управления экономики администрации города Волжского, общественные организации и союзы предпринимателей, Мобильный Центр занятости населения г.Волжского, а также другие структуры, подобранные Фондом на конкурсной основе для обеспечения функционирования системы.
2.4. Формирование инфраструктуры поддержки
и развития предпринимательства
Мероприятия этого раздела направлены на объединение усилий муниципальных, коммерческих и общественных организаций в сфере услуг, консалтинга, образования, информации, маркетинга, менеджмента, лизинговых компаний с усилиями структур администрации, средств массовой информации, фискальных органов, банков, Мобильного центра занятости населения г.Волжского, комитета по молодежной политике и патриотической работе.
2.5. Производственная и инновационная поддержка
предпринимательства
Реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать условия для увеличения выпуска пользующейся спросом конкурентоспособной продукции, поддержки местных товаропроизводителей, повышения технического уровня производства и качества продукции субъектов малого предпринимательства, усиления их роли в развитии производственного потенциала, интенсивного развития деятельности в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, освоения и передачи в сферу малого предпринимательства новых технологий, патентов и лицензий.
Для обеспечения роста количества малых предприятий в производственной сфере необходимо проведение политики стимулирования по направлениям:
- концентрация ресурсов муниципальной поддержки на формирование в малом предпринимательстве современного высокотехнологического товаропроизводящего сектора;
- размещение на малых предприятиях доли заказов на поставку товаров, услуг и работ для муниципальных нужд путем конкурсного отбора;
- поддержка инновационных предприятий в области маркетинга, рекламы, развития выставочно-ярмарочной деятельности;
- консультирование специалистами Фонда частных предпринимателей по вопросам привлекательности отраслей и направлений бизнеса, льготирования, налогообложения и другим вопросам.
2.6. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка
предпринимательства
Главной целью финансовой политики администрации города в отношении малого предпринимательства является устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных ресурсов из-за финансовой неустойчивости и недостаточной залогоспособности.
Создание обществ взаимного кредитования, развитие финансового лизинга, предоставление льготных инвестиционных кредитных ресурсов, льготное кредитование быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий в инновационной сфере - вот приоритетные направления Программы.
Одним из основных направлений финансовой поддержки малого бизнеса является система льготного налогообложения.
Переход субъектов малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения позволит привлечь в городской бюджет гарантированные поступления.
Установление оптимальной стоимости патентов, снижение авансовых платежей позволит привлечь дополнительное количество субъектов малого предпринимательства к работе по упрощенной системе налогообложения.
Идеология, заложенная в Законе Волгоградской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Волгоградской области", отводит решающую роль в обеспечении финансового содействия малым предприятиям муниципальным фондам поддержки предпринимательства, которые могли бы выполнять функции инвестиционных институтов, принимая долевое участие в капитале малых предприятий и объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
2.8. Социальная защищенность и безопасность
в малом предпринимательстве
Программа должна обеспечить взаимодействие органов местного самоуправления, ОБЭП, милиции, предпринимательских структур в борьбе с рэкетом, коррупцией, нечестным бизнесом, недобросовестной конкуренцией.
Деловая этика самым непосредственным образом связана с обеспечением безопасности в сфере предпринимательства. С этим связана и такая проблема, как минимизация инвестиционных рисков. Успешное решение этих проблем позволит не только создать условия для лучшего развития предпринимательства, но и постепенно снизит криминогенность бизнеса за счет "вымывания" из сферы бизнеса недобросовестных предпринимателей, криминальных и полукриминальных предприятий, которые будут регистрироваться в качестве ненадежных партнеров.
3. Ресурсное обеспечение Программы
Успешное решение поставленных задач будет возможно при финансовой поддержке Программы муниципальной поддержки и развития предпринимательства. Для этого необходимо выделение в 1999 году средств из бюджета. Кроме бюджетных средств финансирование программы может осуществляться за счет средств от приватизации муниципального имущества, средств фонда поддержки предпринимательства, обществ взаимного кредитования, за счет привлечения средств населения для поддержки малого бизнеса через любые формы мобилизации кредитных ресурсов.
Отбор исполнителей мероприятий Программы, инвестиционных проектов должен осуществляться на конкурсной основе. В состав конкурсной комиссии должны входить представители органов исполнительной и представительной власти, фонда поддержки предпринимательства, объединений предпринимателей.
4. Ожидаемые результаты выполнения Программы
Реализация мероприятий Программы позволит расширить налогооблагаемую базу путем создания и развития предприятий малого бизнеса, снизить социальную напряженность с организацией дополнительных рабочих мест.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.