Решение Территориального управления МАП РФ по Волгоградской области
и Республике Калмыкия от 23 декабря 2002 г.
"По делу N 376"
(извлечение)
Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о конкуренции, рассмотрев дело N 376, возбужденное по признакам нарушения п.1 ст.7 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила.
Волжской городской Думой Волгоградской области 17.07.02 г. было вынесено Постановление N 58/8 "Об утверждении Порядка выдачи, приостановки и аннулирования разрешений на продажу товаров через передвижные средства разносной и развозной мелкорозничной торговли", которым предусмотрена выдача разрешений на право мелкорозничной торговли.
Исходя из смыслового значения Постановления, можно предположить, что данным Порядком определяется место осуществления мелкорозничной торговли, что соответствует Уставу г.Волжского, п.4 Указа Президента РФ "О свободе торговли" и ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ".
Однако, согласно п.п.1.1, 1.2 вышеназванного Порядка, мелкорозничная торговля осуществляется только после получения разрешения на право уличной торговли, а подписывает разрешение председатель комиссии по организации уличной торговли.
Порядок разрешает комиссии определять примерный ассортимент товаров, реализуемых через разносную и развозную мелкорозничную торговую сеть, устанавливать срок действия разрешения, но не более одного года ( п.п.1.4, 1.7).
П.1.9 Порядка предусмотрено, что комиссия по организации уличной торговли может отказать хозяйствующему субъекту в выдаче разрешения в случае, если условия реализации товаров не соответствуют действующим правилам торговли, санитарным нормам, государственным стандартам (что не входит в полномочия органов местного самоуправления, т.к. гос. стандартами, санитарными нормами занимаются соответствующие службы) или наносят вред благоустройству территории города, создают неудобства жителям близлежащих районов, а также если район насыщен торговой сетью.
Разделом II установлен порядок приостановки и аннулирования разрешений на право торговли (например, п.2.7 предусмотрено аннулирование разрешения за несоблюдение согласованного ассортимента реализуемой продукции).
17.07.2002 г. Волжской городской Думой принято Постановление N 58/9, которым утверждено Положение о комиссии по организации уличной торговли на территории г.Волжского. Положением определено, что одними из основных задач комиссии являются:
согласование ассортимента реализуемой продукции, режима работы развозной и разносной мелкорозничной торговли;
осуществление выдачи, приостановки и аннулирования разрешений на право уличной торговли.
По признакам нарушения п.1 ст.7 ФЗ "О конкуренции..." Территориальным управлением было возбуждено дело.
На рассмотрение дела представителем Думы было предоставлено объяснение, в котором сообщалось, что Волжская городская Дума в своей деятельности руководствовалась Конституцией РФ, федеральным законодательством, законодательством Волгоградской области, местными нормативными актами. Председатель Волжской Думы в объяснении пояснил, что действия принятого Порядка не ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, не создают дискриминационно направленных условий деятельности определенных хоз. субъектов. Постановление N 58/9 об утверждении Положения носит нормативный характер, относится к неопределенному кругу лиц и регулирует только организацию продажи товаров через передвижные средства разносной и развозной мелкорозничной торговли.
Территориальным управлением к делу было приложено письмо (ответ) администрации г.Волжского на запрос управления по исполнению принятых постановлений NN 58/8, 58/9 Волжской городской Думы. В письме говорится, что с августа 2002 года за разрешением на уличную торговлю обратилось 205 хозяйствующих субъектов на установку 636 объектов мелкорозничной торговли. Комиссией было рассмотрено 181 заявление. Из 570 запрашиваемых мест было отказано в размещении 247 мест. Так, например, поводом к отказу в выдаче разрешений некоторым хозяйствующим субъектам послужило следующее:
предпринимателю Долголаптеву Я.А. на торговлю яйцом через лоток отказано в выдаче разрешения в связи с тем, что торговля яйцом через лоток по указанным адресам не соответствует требованиям благоустройства территории города и расположенные вблизи магазины осуществляют торговлю аналогичным товаром;
ТП ЗАО "Волжский торговый центр" - на торговлю непродовольственными товарами несложного ассортимента через лоток в связи с тем, что рядом расположен МУП "Рынок 10/16", где осуществляется торговля аналогичным товаром;
ООО "Дубрава" - на торговлю через лоток мучными, кондитерскими изделиями, продтоварами, овощами, цитрусовыми в связи с тем, что торговля данными товарами через лоток не соответствует требованиям благоустройства территории города и расположенный вблизи МУП "Рынок 10/16", универмаг "Искра" ТП ЗАО "ВТЦ" осуществляют торговлю аналогичным товаром;
ООО "Кондор" - на торговлю яйцом и товарами бытовой химии в связи с тем, что данный район достаточно обеспечен торговой сетью;
предпринимателю Кулаженко О.А. - на торговлю через лоток продовольственными товарами в упаковке завода-изготовителя в связи с тем, что данный район достаточно обеспечен стационарной торговой сетью;
ООО "Нефрит" - на торговлю через лоток фруктами, овощами, цитрусовыми в связи с тем, что по указанному адресу осуществляется торговля данной продукцией другими хозяйствующими субъектами;
ООО "Торговый дом "Каскад" - на торговлю квасом из цистерн в связи с тем, что по указанным адресам уже выданы разрешения другим хозяйствующим субъектам;
ООО "Цена" на торговлю через лоток стеклобанкой в связи с тем, что стеклобанка не входит в ассортимент товаров мелкорозничной торговли и не является товаром ежедневного спроса;
ООО "Промбос" - на торговлю курами-гриль в связи с тем, что торговля курами-гриль по данным адресам не соответствует требованиям благоустройства территории города, кроме того, от директора магазина "Ивушка" имеется письмо с просьбой не размещать уличную торговлю на территории, прилегающей к магазину;
ТП ЗАО "Волжский торговый центр" - на торговлю непродовольственными товарами несложного ассортимента через лоток в связи с тем, что рядом расположен МУП "Рынок 10/16", где осуществляется торговля аналогичным товаром.
Из приведенных примеров видно, что администрация г.Волжского, принимая решение об отказе в выдаче разрешений на право розничной торговли отдельным хозяйствующим субъектам, создает благоприятствующие условия деятельности для одних хозяйствующих субъектов, уже действующих на данном товарном рынке, и дискриминационные условия - для вновь входящих на рынок того же товара субъектов, что приводит к ущемлению их интересов и ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Рассмотрев имеющиеся материалы дела, комиссия пришла к выводам:
Ст.8 Конституции РФ гарантирует свободу экономической деятельности. Ст.34 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Права и свободы человека и гражданина на экономическую деятельность могут быть, наряду с его остальными правами и свободами, ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства ( ч.3 ст.55 Конституции РФ). Аналогичная норма содержится также в ч.2 ст.1 Гражданского кодекса РФ. Тем самым действующее законодательство допускает возможность ограничения прав хозяйствующих субъектов, включая свободу экономической деятельности и право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности, но только федеральным законом.
В Указе Президента РФ N 65 "О свободе торговли" от 29.01.92 г. предусмотрено, что в целях развития потребительского рынка, стимулирования конкуренции предприятиям независимо от форм собственности, а также гражданам предоставляется право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений с уплатой установленных платежей и сборов, за исключением торговли оружием, боеприпасами...
Приняв постановления N 58/8 от 17.07.02 г., N 58/9 от 17.07.02 г., Волжская городская Дума ввела барьер входа на соответствующий товарный рынок, ограничила самостоятельность хозяйствующих субъектов по осуществлению деятельности в торговой сфере, создала дискриминационные условия деятельности хоз. субъектов, осуществляющих торговлю в мелкорозничной сети (что в результате приводит к ограничению конкуренции в сфере торговли), создала необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов и, тем самым, нарушила п.1 ст.7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", согласно которому органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.1 ст.27 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", и в соответствии с п.2.12 Правил рассмотрения дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства комиссия решила:
1. Признать Волжскую городскую Думу Волгоградской области нарушившей п.1 ст.7 ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Выдать предписание Волжской городской Думе Волгоградской области.
Председатель комиссии |
Косяк Т.В. |
Члены комиссии: |
Суханова А.А. |
Чавыкин К.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Территориального управления МАП РФ по Волгоградской области и Республике Калмыкия от 23 декабря 2002 г. "По делу N 376"
Текст решения официально опубликован не был