Постановлением Волгоградского Горсовета народных депутатов от 5 июня 1998 г. N 40/379 настоящее постановление снято с контроля
В целях укрепления правовой базы для участия органов государственной власти и местного самоуправления в регулировании промышленной деятельности, руководствуясь статьей 4 Закона Волгоградской области от 17.07.96 г. N 75-ОД "О порядке осуществления права законодательной инициативы органами местного самоуправления в Волгоградской области", Волгоградский городской Совет народных депутатов постановляет:
1. Одобрить представленный администрацией города проект закона "О промышленной деятельности на территории Волгоградской области". (Прилагается).
2. Поручить администрации города и постоянной комиссии городского Совета народных депутатов по промышленности, строительству, природопользованию и охране окружающей среды до 10 января 1998 года рассмотреть высказанные в процессе обсуждения предложения и дополнения.
3. Внести проект закона "О промышленной деятельности на территории Волгоградской области" в Волгоградскую областную Думу.
4. Уполномочить заместителя председателя городского Совета народных депутатов Криулина Л.И., председателя комитета по промышленной политике и развитию предпринимательства администрации города Иванова Е.Н. от имени органа местного самоуправления города представлять законопроект в Волгоградской областной Думе и рекомендовать для включения в рабочую группу областной Думы для доработки законопроекта "О промышленной деятельности на территории Волгоградской области":
Болотина О.Г. - депутата горсовета, генерального директора АООТ
"Каустик"
Криулина Л.И. - заместителя председателя Волгоградского городс-
кого Совета народных депутатов
Толчина А.В. - председателя постоянной комиссии горсовета по
промышленности, природопользованию и охране ок-
ружающей среды
Паленко А.И. - заместителя главы администрации города
Иванова Е.Н. - председателя комитета по промышленной политике
и развитию предпринимательства администрации
города
Полякова П.В. - заместителя председателя комитета по промышлен-
ной политике и развитию предпринимательства ад-
министрации города
Богомолову И.В. - консультанта комитета по промышленной политике
и развитию предпринимательства администрации
города
Комышанского В.П. - доцента кафедры гражданско-правовых дисциплин
юридического института МВД РФ.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя председателя городского Совета народных депутатов Малова В.В. и заместителя главы администрации города Паленко А.И.
Первый заместитель председателя
Волгоградского городского Совета
народных депутатов |
В.В.Малов |
Глава администрации
Волгограда |
Ю.В.Чехов |
Проект
внесен администрацией г.Волгограда
Закон Волгоградской области
"О промышленной деятельности на территории
Волгоградской области"
Настоящий Закон действует до принятия федеральных законов, регулирующих правоотношения в сфере промышленной деятельности и, в случае противоречия принимаемым Федеральным законам, подлежит изменению или отмене.
Общие положения
Статья 1. Цели закона
Целями закона является создание правовой основы для регулирования отношений между областными органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и субъектами промышленной деятельности, обеспечивающей функционирование механизма взаимодействия промышленных предприятий независимо от форм собственности и структурную перестройку экономики области.
Статья 2. Сфера применения закона
1. Действие настоящего Закона распространяется на субъекты промышленной деятельности, осуществляющие ее на территории Волгоградской области, а также на промышленные объекты, находящиеся на территории области, используемые иными лицами, не являющимися субъектами промышленной деятельности.
2. Действие настоящего Закона распространяется также на прикладные, научно-исследовательские, проектные и конструкторские организации, обслуживающие промышленную деятельность, малые предприятия промышленности.
Особенности деятельности названных организаций регулируются Федеральными законами "О науке и научно-технической политике", "О науке и научно-технической политике", "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и соответствующими законами Волгоградской области.
3. Особенности деятельности специализированных предприятий промышленности, находящихся в собственности Волгоградской области, использующих труд инвалидов и обеспечивающих их трудовую и медико-социальную реабилитацию, включая вопросы аккредитации и лицензирования деятельности в области реабилитации инвалидов, регулируются Положением, утверждаемым Постановлением Волгоградской администрации.
Статья 3. Основные понятия, используемые в законе
1. Промышленная политика - взаимоувязанный и скоординированный комплекс мер законодательного, экономического, информационного и организационно-распорядительного регулирования развития промышленности исходя из социально-экономических задач Волгоградской области и Российской Федерации.
2. Промышленность Волгоградской области - отрасль экономики Волгоградской области, охватывающая всю совокупность, расположенных на ее территории юридических лиц, занимающихся промышленной деятельностью.
3. Промышленная деятельность - одна из форм предпринимательской деятельности юридических лиц (в дальнейшем - промышленных предприятий или предприятий промышленности) в промышленном секторе экономики по производству материальных благ и созданию условий их производства, в том числе добыча и переработка полезных ископаемых и природных ресурсов, переработка сельскохозяйственной продукции, производство энергоносителей, средств производства, предметов потребления и их ремонт, а также деятельность по переработке (утилизации) или уничтожению твердых, жидких и газообразных отходов промышленных объектов, возникших в ходе производственных процессов.
К промышленной деятельности не относится деятельность, связанная с обработкой земли в сельскохозяйственных и лесохозяйственных целях, осуществление транспортных услуг, а также строительство, связь и бытовое обслуживание.
4. Субъект промышленной деятельности - юридическое лицо, занимающееся промышленной деятельностью.
Взаимодействие субъектов промышленной деятельности осуществляется в сфере гражданско-правовых отношений. Для целей настоящего Закона понятия "промышленное предприятие", "предприятие промышленности" и "субъект промышленной деятельности" являются равнозначными.
5. Объект промышленности - имущественный комплекс, используемый субъектом промышленной деятельности для осуществления предпринимательской деятельности.
6. Объекты инфраструктуры промышленности - финансовые и инвестиционные институты, биржи, лизинговые компании, страховые организации, сертификационные, маркетинговые и выставочные центры, торговые, в том числе экспортно-ориентированные, организации, торгово-сбытовые базы и рынки, и другие объекты, обеспечивающие привлечение инвестиций в промышленность, условия для продвижения продукции промышленности Волгоградской области на местный, общероссийский и международный рынки товаров и услуг.
7. Промышленная безопасность - состояние защищенности жизненноважных интересов личности, общества, области и государства в целом от угроз и последствий, связанных с деятельностью субъектов промышленной деятельности.
Статья 4. Законодательная основа промышленной деятельности на территории области
Законодательство о промышленной деятельности на территории области основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, других федеральных законах и состоит из настоящего закона, принимаемых в соответствии с ним законов и актов Волгоградской области.
Промышленная политика Волгоградской области
Статья 5. Цели промышленной политики
Промышленная политика Волгоградской области является составной частью социально-экономической политики, проводимой Администрацией Волгоградской области и органами местного самоуправления в интересах населения, развития и содержания жизнеобеспечивающей инфраструктуры городов и районов, а также для сохранения и укрепления межрегиональных и межгосударственных экономических связей.
Стратегической целью промышленной политики является создание условий для формирования высокотехнологичного промышленного комплекса, способного активно адаптироваться к динамично изменяющимся требованиям внутреннего и внешнего рынков и обеспечивать выпуск конкурентоспособной продукции.
Другими основными целями промышленной политики являются:
- содействие обеспечению потребности населения и предприятий области в высококачественной продукции;
- повышение занятости населения области, содействие созданию безопасных условий труда на производстве и обеспечению социальной защищенности работников промышленности;
- содействие стабильному поступлению налогов и прочих платежей в областной и местные бюджеты и внебюджетные фонды от промышленных предприятий;
- содействие расширению масштабов и географии экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
Статья 6. Принципы промышленной политики
Промышленная политика основывается на следующих принципах:
комплексное развитие различных отраслей промышленности, а также рыночной и социальной инфраструктуры, их обслуживающих;
оптимальное сочетание рыночных законов и механизмов планирования производства и сбыта продукции предприятиями региона всех видов собственности путем местного налогообложения и протекционизма;
ориентация на собственные производственные, финансовые, людские, интеллектуальные ресурсы;
приоритетность в развитии наукоемких и экологически чистых промышленных производств;
дифференцированное воспроизводство основных фондов на предприятиях промышленности с учетом интересов регионального хозяйства;
равенство прав и ответственности хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и места регистрации;
целевой характер предоставления мер поддержки предприятиям промышленности со стороны органов власти Волгоградской области в зависимости от их вклада в решение социально-экономических задач территории;
органичное сочетание интересов работодателей и наемных работников;
ориентация на развитие малого и среднего товаропроизводителя.
Статья 7. Принципы структурной перестройки промышленности
Регулирование структуры промышленности Волгоградской области осуществляется администрацией Волгоградской области через промышленную политику, проводимую им в интересах населения области, и согласованную с федеральными органами власти в части промышленных предприятий, действующих на территории области и являющихся структурообразующими для отдельных отраслей российской промышленности.
Содействие в структурной перестройке промышленности основывается на следующих основных принципах:
поддержка повышения эффективности местных товаропроизводителей;
ставка на наукоемкие и высокие технологии;
увеличение глубины переработки сырья;
приоритет выпуску конечной продукции, в т.ч. с кооперацией по технологической цепочке;
поощрение использования местного сырья и комплектующих;
предпочтение реконструкции и техперевооружения перед новым строительством;
приоритет местным эффективным научно-техническим разработкам.
Статья 8. Формы реализации промышленной политики
Основными формами реализации промышленной политики Волгоградской области являются:
принятие законов и иных нормативных актов Волгоградской области в целях регулирования промышленной деятельности и обеспечения промышленной безопасности;
принятие совместных решений с федеральными органами государственной власти;
принятие совместных решений с органами власти других субъектов Российской Федерации;
заключение Администрацией области межгосударственных соглашений в сфере промышленной и научно-технической деятельности в пределах своей компетенции;
ведение мониторинга экономики промышленного производства, прогнозирование развития промышленности Волгоградской области;
разработка и принятие Комплексной программы промышленной деятельности на территории Волгоградской области;
применение административных и иных санкций при нарушении действующего законодательства, регламентирующего промышленную деятельность;
принятие совместных решений с объединениями профсоюзов и предпринимателей в рамках системы социального и общественно-частного партнерства.
Статья 9. Комплексная программа промышленной деятельности Волгоградской области
Комплексная программа промышленной деятельности Волгоградской области является основным документом, направленным на реализацию промышленной политики Волгоградской области, разрабатывается Администрацией Волгоградской области на 3-5 лет и утверждается областной Думой.
Статья 10. Финансовое обеспечение Комплексной программы промышленной деятельности Волгоградской области
1. Финансирование мероприятий принятой Администрацией Волгоградской области и утвержденной Волгоградской областной Думой Комплексной программы промышленной деятельности Волгоградской области осуществляется из следующих источников:
из средств бюджета Волгоградской области, размер которых установлен Законом Волгоградской области "О бюджете Волгоградской области" на очередной финансовый год и валютного фонда Волгоградской области; названные средства используются на разработку и реализацию включенных в Комплексную программу инвестиционных и инновационных проектов, а также на техническое перевооружение и реконструкцию государственных и муниципальных унитарных предприятий промышленности - собственности Волгоградской области;
из средств бюджета, валютного и внебюджетных фондов Волгоградской области, предназначенных на реализацию ресурсосберегающих и природоохранных мероприятий: названные средства используются для разработки и организации производства продукции, обеспечивающей внедрение ресурсосберегающих и природоохранных технологий в областное хозяйство и на государственные и муниципальные унитарные предприятия промышленности-собственности Волгоградской области;
из внебюджетных источников Волгоградской области, направляемые для финансирования инвестиционной деятельности в Волгоградской области; названные средства используются для создания объектов рыночной инфраструктуры промышленности, для реформирования (реконструкции) промышленных зон, согласно принимаемым администрацией области, решениям об их реформировании; а также для финансирования волгоградских лизинговых компаний, с целью поддержки волгоградских товаропроизводителей, выпускающих конкурентоспособную продукцию производственно-технического назначения, средства транспорта и торговое оборудование;
из средств внебюджетного фонда финансовой поддержки промышленности Волгоградской области: названные средства, в основном, используются, для поддержки текущей промышленной деятельности;
из средств фонда занятости Волгоградской области: названные средства используются для обновления технической и технологической базы промышленных предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию, с целью создания новых или сохранения имеющихся рабочих мест;
из средств, полученных от привлечения денежных средств по облигациям областного облигационного займа, в размере не менее 10 процентов от общей суммы привлеченных средств: названные средства направляются на финансирование инвестиционных проектов промышленных предприятий;
из средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов: названные средства используются для реализации согласованных с Правительством Российской Федерации, или уполномоченным им органом, мероприятий Комплексной программы в отношении промышленных предприятий федеральной собственности;
из собственных средств субъектов промышленной деятельности;
из добровольных взносов граждан и юридических лиц;
из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, в том числе из иностранных.
2. При Администрации области создается экспертный совет инвестиционных программ промышленных предприятий, задачей которого является осуществление конкурсного отбора наиболее перспективных направлений финансирования проектов производства товаров, продукции и услуг.
3. Из средств, перечисленных в п.1 Статьи 7 создается гарантийный фонд финансовой поддержки промышленных предприятий г.Волгограда и области, который депозитируется в банковских структурах, расположенных на территории г.Волгограда и не подлежит для прямого финансирования производственных программ.
4. Под гарантию данного фонда на основании заключения экспертного совета банки города на конкурсной основе будут осуществлять кредитование принятых экспертным советом программ развития промышленности в г.Волгограде и области.
Статья 11. Взаимодействие Администрации Волгоградской области с федеральными органами власти по вопросам промышленной политики
1. Администрация Волгоградской области взаимодействует с Федеральным Собранием, Президентом и Правительством Российской Федерации по вопросам развития и деятельности предприятий промышленности, науки и научного обслуживания действующими на территории области.
2. Формирование и проведение скоординированной с федеральными органами власти промышленной политики Волгоградской области включает:
совместное определение рынков сбыта, импортно-экспортной политики, приоритетных направлений деятельности и развития науки и промышленности области, а также принятие совместных решений по структурным и институциональным преобразованиям предприятий науки и промышленности государственного сектора, отнесенных к федеральной собственности или имеющих общероссийское значение;
участие представителей Администрации Волгоградской области в координационных советах по проблемам науки и техники, экспертных и рабочих группах, создаваемых органами исполнительной власти Российской Федерации по вопросам реструктуризации промышленности.
3. Разграничение прав и полномочий между Администрацией Волгоградской области (уполномоченным органом) и Правительством Российской Федерации (федеральными органами управления) по вопросам формирования и реализации промышленной политики Волгоградской области в отношении предприятий промышленности, науки и научного обслуживания федерального значения (федеральной собственности) действующими на территории Волгоградской области регулируется двухсторонним Соглашением между ними.
Статья 12. Уполномоченный орган Администрации Волгоградской области в сфере промышленной деятельности
1. Для координации деятельности органов областной Администрации по реализации положений настоящего Закона, Главой Администрации Волгоградской области в структуре областной администрации определяется уполномоченный орган (Департамент) Администрации области, ответственный за координацию промышленной деятельности и реализацию промышленной политики Волгоградской области.
Функциональные обязанности, права и полномочия уполномоченного органа определяются утвержденным Главой Администрации Волгоградской области Положением, настоящим Законом, иными законодательными и нормативными актами Волгоградской области. Уполномоченный орган может быть создан Администрацией области как хозяйствующий субъект на самостоятельном балансе с передачей в хозяйственное ведение части собственности и имущества, принадлежащего Волгоградской области, а также права формирования и расходования внебюджетного фонда финансовой поддержки промышленной деятельности предприятий Волгоградской области.
2. Для формирования основных направлений промышленной и научно-технической политики Волгоградской области, определения социально-экономических приоритетов деятельности промышленных предприятий, подготовки Комплексной программы промышленной деятельности Волгоградской области, при уполномоченном органе Администрации области распоряжением Главы Администрации области создается Объединенная коллегия по промышленной политике, обеспечивающая оперативное рассмотрение вопросов промышленной деятельности.
Положение о функциональных обязанностях, правах и полномочиях Объединенной коллегии утверждается распоряжением Главы Администрации области.
3. Порядок координации деятельности по реализации положений настоящего Закона может быть рекомендован для применения органами местного самоуправления промышленных центров г.г.Волгограда, Волжского, Камышина, Михайловки, Фролово, Урюпинска.
Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления Волгоградской области в сфере управления промышленной деятельностью
1. Администрации промышленных городов и районов Волгоградской области осуществляют:
подготовку предложений по созданию, реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий промышленности на территории города (района);
контроль за безопасностью промышленной деятельности на территории города (района) в пределах имеющихся полномочий;
заключение договоров об участии предприятий промышленности в социально-экономическом развитии города (района);
подготовку заявок на поставку продукции (работ, услуг) на муниципальные нужды для включения в региональный заказ;
оценку эффективности использования государственного имущества и земельных участков организациями науки и промышленности, расположенными на территории города (района);
организацию работы по перепрофилированию промышленных объектов, расположенных на территории города (района);
реализацию совместно с уполномоченным органом Администрации Волгоградской области промышленной политики Волгоградской области;
юридическое обеспечение и эффективное проведение процедуры банкротства и судебного исполнения решений арбитражных судов;
подготовку предложений проектов участия городов и районов области и их предприятий в региональных программах промышленного развития.
2. Районные (в городе) администрации осуществляют:
контроль за безопасностью промышленной деятельности на территории района в пределах имеющихся полномочий;
размещение на конкурсной основе (через торги) муниципального заказа по изготовлению продукции (работ, услуг), финансируемого из средств местного бюджета;
организацию и координацию деятельности административных наблюдательных, межведомственных и других комиссий, районных служб административно-технической и торговой инспекций, органов санэпиднадзора, пожарного надзора;
рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, индивидуальных и коллективных обращений, касающихся промышленной деятельности.
Районные администрации участвуют в рассмотрении вопросов промышленной деятельности предприятий, действующих на территории района, и обязаны информировать органы местного самоуправления и население района о принимаемых решениях, влияющих на социальную и экологическую обстановку на территории.
Статья 14. Участие общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в формировании и реализации промышленной политики Волгоградской области
1. Общественные организации, трудовые коллективы и граждане участвуют в формировании и реализации промышленной политики Волгоградской области в соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях", настоящим Законом и Уставом Волгоградской области.
2. Администрация Волгоградской области осуществляет трехстороннее сотрудничество с ведущими региональными объединениями организаций профсоюзов и работодателей, представляющих интересы профсоюзных и предпринимательских объединений, действующих на территории Волгоградской области, путем ежегодного заключения трехстороннего соглашения между Администрацией Волгоградской области, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей, а также созданием трехсторонней комиссии для организации работы и контроля за выполнением этого соглашения.
3. Трехстороннее сотрудничество может осуществляться также на отраслевом, территориальном (городском) и местном (районном) уровне.
4. Администрация Волгоградской области доводит до сведения Правительства Российской Федерации (Федеральных органов управления) о заключенном Трехстороннем соглашении, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган управления, ответственный за координацию работ по выполнению мероприятий Трехстороннего соглашения промышленными предприятиями федерального значения (федеральной собственности).
Разногласия по вопросам Трехстороннего соглашения с федеральными органами управления и с предприятиями федерального значения (федеральной собственности) разрешаются в соответствии с действующим законодательством.
Участие органов государственной власти и органов местного
самоуправления в регулировании промышленной деятельности
Статья 15. Система государственного регулирования промышленной деятельности
1. Государственное регулирование промышленной деятельности со стороны органов власти Волгоградской области реализуются преимущественно через осуществление гражданских прав и обязанностей субъектов отношений в сфере промышленной деятельности возникающих:
- из положений настоящего Закона и иных законодательных и нормативных актов Волгоградской области;
- из договоров между субъектами отношений, в сфере промышленной деятельности, регулируемых настоящим Законом и принятыми на его основе иными нормативными актами Волгоградской области;
- из положений, принятой администрацией Волгоградской области промышленной политики, представляемой в форме Комплексной программы промышленной деятельности в Волгоградской области.
2. Направления и формы государственного регулирования промышленной деятельности основываются как на экономических методах и определяются государственной промышленной политикой, так и иных методах, включая властно-распорядительные, которые применяются с целью создания условий для наиболее эффективной деятельности промышленности.
3. Полномочия органов власти Волгоградской области в сфере промышленной деятельности не могут быть использованы для создания препятствий свободному перемещению капиталов, технологий, ресурсов и промышленной продукции, производимой промышленностью Волгоградской области, а также ограничения конкуренции между промышленными предприятиями области.
Статья 16. Формы и методы государственного регулирования промышленной деятельности
1. В рамках Волгоградского региона в качестве форм и методов государственного регулирования промышленной деятельности определены:
формирование и размещение заказа на производство продукции (услуг) на конкурсной основе (через торги) для государственных (муниципальных) нужд;
управление формированием цен и тарифов на производимую продукцию (в первую очередь предприятиями-монополистами) государственное регулирование которых установлено федеральными законами;
лицензирование отдельных видов промышленной деятельности;
управление процессами приватизации государственных и муниципальных предприятий;
внесудебное рассмотрение дел о несостоятельности и неплатежеспособности предприятий промышленности;
контроль за соблюдением правил промышленной безопасности;
содействие в формировании рынка ценных бумаг предприятий промышленности;
участие в процедурах реструктуризации отраслей и предприятий, а также их имущества;
регулирование размеров арендной платы за землю;
применение мер поддержки со стороны органов власти Волгоградской области к предприятиям, действующим на территории области.
2. По вопросам государственного регулирования промышленной деятельности, отнесенным к федеральному ведению, или к совместному ведению Российской Федерации и Волгоградской области - субъекта Федерации, органы власти Волгоградской области вносят предложения в соответствующие федеральные органы власти по собственной инициативе, либо по инициативе объединений товаропроизводителей или профсоюзов.
Статья 17. Поддержка органами власти Волгоградской области промышленной деятельности
1. Администрация Волгоградской области предоставляет меры поддержки предприятиям науки и промышленности области на основах партнерства, обеспечивающего взаимную выгоду.
Применение мер поддержки является составной частью промышленной политики, оно должно носить целенаправленный и адресный характер через договорные отношения между органами областной Администрации, оказывающими поддержку, и предприятиями, ее получающими, с обязательством последнего реализовать предоставленные меры поддержки в обусловленном договором направлении.
2. Государственная поддержка, предоставляемая администрацией Волгоградской области промышленным предприятиям, осуществляется в следующих основных направлениях:
преимущественное размещение заказов для региональных нужд на предприятиях области;
содействие в создании регионального рынка товаров и услуг промышленности путем организации маркетинговой деятельности с участием предприятий промышленности и торговли;
предоставление налоговых льгот и инвестиционных налоговых кредитов;
предоставление предприятиям промышленности гарантий администрации Волгоградской области для получения инвестиционных кредитов;
создание условий для обеспечения занятости населения городов и районов региона;
финансирование мероприятий, предусмотренных комплексной программой развития промышленности Волгоградской области;
передача на основе проведения открытых тендеров принадлежащих области пакетов акций промышленных предприятий в доверительное управление третьим лицам;
использование средств внебюджетного фонда финансовой поддержки промышленности Волгоградской области и иных внебюджетных фондов для пополнения оборотных средств и финансирования инвестиционных проектов в промышленности;
проведение информационной и рекламной поддержки промышленной продукции, выпускаемой волгоградскими предприятиями, содействие выставочной деятельности и создание условий для сотрудничества волгоградских предприятий с внешними инвесторами.
3. Перечень мер поддержки промышленной деятельности, предоставляемой Администрацией области и органами местного самоуправления промышленным предприятиям, а также порядок и условия их предоставления, определяется соответствующим Законом Волгоградской области и другими нормативными актами Волгоградской области.
4. Органы власти Волгоградской области оказывают всемерное содействие созданию региональных (волгоградских) и межрегиональных финансово-промышленных групп и объединений промышленных предприятий, деятельность которых направлена на увеличение выпуска конкурентоспособной промышленной продукции, устанавливая для них соответствующие льготы и предоставляя им иные меры поддержки их деятельности.
5. Администрация Волгоградской области и органы местного самоуправления создают условия для реформирования предприятий и поэтапного стимулируемого государством перехода предприятий на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования предприятий.
В качестве требований (оценочных критериев), предъявляемых к промышленному предприятию при оказании поддержки его реформирования определить:
- ведение реестра акционеров независимым регистратором (для акционерных обществ);
- наличие на предприятии бизнес-планов на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
- отсутствие текущей задолженности по уплате налогов;
- переход на уплату НДС и акцизов по мере отгрузки;
- существенное снижение неденежных форм расчетов, вплоть до полного отказа от бартера;
- переход на международные стандарты бухгалтерского учета.
Статья 18. Социально-экономические приоритеты деятельности промышленных предприятий в Волгоградской области
1. Социально-экономические приоритеты деятельности промышленных предприятий определяются с целью избирательного применения мер государственной поддержки и государственного регулирования к субъектам промышленной деятельности.
Социально-экономические приоритеты выбираются исходя из социально-экономической обстановки в Волгоградской области и в Российской Федерации и служат прогнозными показателями для формирования и реализации Комплексной программы промышленной деятельности Волгоградской области.
2. Критерии для определения приоритетов промышленной деятельности в Волгоградской области определяются нормативными правовыми актами Волгоградской области.
Статья 19. Участие в реализации антимонопольных мер
1. В целях содействия развитию товарных рынков, поддержки предпринимательства и демонополизации органы власти Волгоградской области вправе по представлению антимонопольного органа или по собственной инициативе принять решения в соответствии с действующим законодательством:
о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождения от них хозяйствующих субъектов, впервые вступивших на региональный рынок определенного товара;
об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;
о создании и развитии параллельных и аналогичных производств, в т.ч. за счет централизованных инвестиций и кредитов;
о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями.
2. Администрация Волгоградской области или его уполномоченный орган принимает участие в разработке и реализации федеральных, отраслевых и региональных программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства.
3. Администрация Волгоградской области или уполномоченный орган областной Администрации в случаях обнаружения монополистической деятельности на рынках промышленных товаров, затрагивающих интересы развития промышленности области, обязаны обратиться с соответствующим представлением в антимонопольный орган.
4. Принятие решений о государственной адресной поддержке промышленных предприятий и предоставления льгот осуществляется с учетом требований антимонопольного законодательства и должно содействовать развитию конкуренции на товарных рынках.
Статья 20. Участие в процессе приватизации государственных и муниципальных унитарных промышленных предприятий
Уполномоченный орган Администрации Волгоградской области и соответствующий орган местного самоуправления рассматривают и при отсутствии противоречий с действующим законодательством согласуют планы приватизации промышленных предприятий, расположенных на территории области.
Статья 21. Управление промышленными предприятиями
1. Право управления промышленными предприятиями со стороны уполномоченного органа Администрации Волгоградской области возникает в результате:
принадлежности унитарного предприятия или контрольного пакета акций открытого акционерного общества к собственности Волгоградской области;
передачи унитарного предприятия или контрольного пакета акций открытого акционерного общества в собственность Волгоградской области в порядке разграничения прав собственности между Российской Федерацией и субъектом Федерации - Волгоградской областью;
передачи Правительством Российской Федерации на срок или бессрочно в управление уполномоченному органу Администрации Волгоградской области государственных унитарных предприятий или контрольного пакета акций открытого акционерного общества;
приобретения в собственность Администрацией Волгоградской области предприятий или контрольного пакета акций открытых акционерных обществ;
отчуждения в соответствии с действующим законодательством, в пользу субъекта Федерации - Волгоградской области, и с его согласия, предприятий-должников бюджету Волгоградской области и другим кредиторам, являющимся собственностью Волгоградской области.
2. Конкретные условия управления промышленными предприятиями на основе решений Администрации Волгоградской области определяет уполномоченный орган Администрации Волгоградской области, в ведении которого находится соответствующее промышленное предприятие, и отражает их в контракте с руководителем промышленного предприятия.
3. Уполномоченный орган Администрации Волгоградской области вправе устанавливать ежегодно дола (процент) прибыли государственного (муниципального) унитарного промышленного предприятия, находящегося в его ведении, и долю амортизационных отчислений, перечисляемых этим предприятием во внебюджетный фонд финансовой поддержки промышленности Волгоградской области.
Организация промышленной деятельности
Статья 22. Ведение реестра объектов промышленности и регистра промышленной продукции
1. Объекты промышленности, расположенные на территории Волгоградской области, подлежат включению в государственный реестр объектов промышленности Волгоградской области, ведение которого осуществляется информационным центром в соответствии с утвержденным Администрацией области Положением.
2. Выпускаемая в Волгоградской области промышленная продукция подлежит включению в регистр промышленной продукции. Положение о порядке его ведения утверждается Администрацией области.
3. Статистический учет выпускаемой промышленной продукции осуществляется в порядке, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Статья 23. Промышленная безопасность
1. Одной из основных задач руководителя промышленного предприятия является обеспечение промышленной безопасности, предотвращение связанных с промышленной деятельностью аварий и катастроф, загрязнения окружающей среды.
2. На территории Волгоградской области действуют федеральные правила и нормативы промышленной безопасности. Администрация области может устанавливать правила и нормативы безопасности для конкретных видов промышленной деятельности при отсутствии федеральных правил и нормативов промышленной безопасности.
Для отдельных видов производств с учетом их специфики Администрацией области могут быть установлены дополнительные правила и нормативы промышленной безопасности.
3. Утвержденные Администрацией области правила и нормативы промышленной безопасности действуют на территории области и являются обязательными для всех расположенных на территории области предприятий, занимающихся промышленной деятельностью, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
4. Правила промышленной безопасности должны определять:
- виды промышленной деятельности на территории Волгоградской области, на которые они распространяются;
- конкретные требования промышленной безопасности при технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве и реконструкции, вводе и выводе из эксплуатации промышленных объектов, утилизации промышленной продукции и отходов;
- обязанности промышленного предприятия и его руководителей по обеспечению промышленной безопасности.
Статья 24. Контроль и надзор за промышленной деятельностью
1. Контроль и надзор за промышленной деятельностью осуществляется с целью обеспечения единой государственной политики по отношению ко всем субъектам промышленной деятельности расположенными в Волгоградской области, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и вида деятельности и обеспечения безопасности промышленной деятельности.
2. В сфере промышленной деятельности осуществляется государственный контроль и надзор, внутренний технологический контроль, общественный контроль.
3. Государственный контроль и надзор за соблюдением установленных настоящим Законом и иными законами Российской Федерации и Волгоградской области условий промышленной деятельности осуществляется соответствующими государственными инспекциями, деятельность которых координируется в соответствии с действующим законодательством районными органами власти во взаимодействии с Уполномоченным органом администрации Волгоградской области.
4. В целях координации всех видов контроля и надзора за промышленной деятельностью, повышения их эффективности и снижения связанных с этим издержек промышленных предприятий, уполномоченный орган организует взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять предусмотренный федеральными законами контроль и надзор за промышленной деятельностью.
В соответствии с соглашениями между областной Администрацией и федеральными органами государственной власти на Объединенную промышленную инспекцию Волгоградской области могут быть возложены координация или непосредственное осуществление функций федерального контроля и надзора за промышленными предприятиями федерального значения (федеральной собственности).
5. Непосредственное осуществление контроля и надзора за промышленной деятельностью на объектах, расположенных в промышленных зонах Волгоградской области, осуществляет территориальные отделения Объединенной промышленной инспекции. Исключение составляют промышленная деятельность, связанная с государственной тайной, контроль и надзор за которой, независимо от месторасположения соответствующих объектов, осуществляется специальным подразделением объединенной промышленной инспекции Волгоградской области, действующим по согласованию с органами, обеспечивающими охрану государственных тайн.
Статья 25. Ограничения на осуществление промышленной деятельности
1. Промышленная деятельность на территории Волгоградской области осуществляется на объектах промышленности, расположенных, как правило, в пределах промышленных и экономических зон, созданных в порядке, предусмотренном статьей _____ Устава Волгоградской области, Законом Волгоградской области "О порядке создания зон экономического развития на территории Волгоградской области" и Генеральными планами городов и районов Волгоградской области.
Администрация Волгоградской области может устанавливать запрет или ограничения на отдельные виды промышленной деятельности в пределах одной или нескольких промышленных зон. Ограничения на промышленную деятельность в пределах отдельной промышленной зоны не означает ограничения на иные виды деятельности, осуществляемые промышленными предприятиями вне пределов этой зоны.
2. Для определенных видов промышленной деятельности Администрация Волгоградской области по согласованию с Волгоградской областной Думой может устанавливать разрешительный порядок ее осуществления на территории Волгоградской области при соблюдении норм действующего законодательства.
Статья 26. Государственная техническая промышленная экспертиза
1. Государственная техническая экспертиза является одним из видов государственной экологической экспертизы и служит мерой охраны населения, окружающей среды и объектов собственности от возможных вредных или неблагоприятных воздействий промышленной деятельности и производится для установления соответствия промышленных технологий и продукции правилам промышленной безопасности, гигиены и санитарии, а также обязательным требованиям государственных стандартов.
2. Государственная техническая экспертиза проводится:
- при вводе в эксплуатацию новых для промышленности города или существенной модернизации имеющихся технологий или технологического оборудования;
- по основаниям, предусмотренным законодательством о государственной экологической экспертизе;
- при обращении граждан, депутатов Волгоградской областной Думы, органов государственного управления или заключении специалистов о вредном воздействии промышленных предприятий на окружающую среду;
- при расследовании аварийных ситуаций, аварий и катастроф;
- по решению комиссии по расследованиям следственных органов, прокуратуры и суда.
3. Государственная техническая экспертиза проводится за счет инициатора экспертизы, а при выявлении нарушений - за счет проверяемого промышленного предприятия.
Статья 27. Обеспечение рисков промышленной деятельности
1. В целях уменьшения возможного ущерба для населения области, областных источников природных ресурсов, среды обитания, а также общерегиональной инфраструктуры применяется:
- дифференциация платы за природные, энергетические и другие ресурсы предоставляемые региональной инфраструктурой в зависимости от существующего вероятного уровня неблагоприятного воздействия промышленной деятельности и степени риска наступления существенного ущерба вследствие аварии, залпового выброса или других возможных событий такого рода;
- обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
2. В плате за пользование земельными участками, водными и воздушными ресурсами, местной канализацией, электроэнергией и иными ресурсами соответствующих местных систем обеспечения выделяется дифференцированная надбавка, размер которой для каждого объекта промышленной деятельности равен оценке риска наступления существенного ущерба соответствующим местным ресурсам за соответствующий период времени. При этом оценивается как вероятность наступления промышленной аварии на промышленной объекте в целом или отдельных его частях, так и средний за период времени ущерб от разрушительного воздействия на местные ресурсы обычного производственного цикла, начиная от ввоза и хранения исходных материалов, непосредственно производственной деятельности и ее обеспечения, и заканчивая хранением и утилизацией отходов производства, включая отходы после использования по назначению произведенной продукции.
3. Размер надбавок устанавливается Администрацией Волгоградской области.
Средства в размере надбавок аккумулируются на специальном счете бюджета Волгоградской области и распределяются следующим образом:
- 50% - на восстановление областных ресурсов при нанесении им ущерба вследствие промышленной деятельности;
- 50% - на финансирование НИОКР в области создания безотходных технологий, систем промышленной безопасности, ресурсосбережения и природоохранной деятельности, направленных на снижение рисков.
Статья 28. Размещение промышленных предприятий
Важнейшей формой осуществления социально-экономической политики органов власти Волгоградской области являются решения о территориальном размещении промышленных предприятий. В целях упорядочения их размещения в соответствии с Уставом Волгоградской области на территории области выделяются промышленные зоны, в том числе специальные.
Принципами размещения производительных сил области являются:
1. Размещение производительных сил на территории Волгоградской области осуществляется в соответствии с утвержденной Градостроительным советом при Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации Волгоградской области "Генеральной схемой комплексной территориальной организации Волгоградской области" (ГСКТО) и генеральными планами поселений.
2. Строительство новых, реконструкция и расширение действующих промышленных предприятий, научных, проектных и конструкторских организаций, имеющих в своем составе производственную базу (в дальнейшем - предприятия), различной формы собственности, сметной стоимости и источников финансирования осуществляется только по разрешению государственных органов власти Волгоградской области при соблюдении основных принципов экологической безопасности и при согласии органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых предполагается строительство (реконструкция, расширение) предприятий.
3. Решение о размещении предприятий принимается по согласованию с постоянной межведомственной комиссией по размещению производительных сил Администрации Волгоградской области (в дальнейшем - межведомственная комиссия).
4. В случае, если размещение объекта не предусматривалось в ГСКТО и в генеральных планах поселений, вопрос о целесообразности его размещения также рассматривается межведомственной комиссией и при положительном решении вносятся соответствующие изменения в ГСКТО и генеральные планы поселений в установленном порядке.
Статья 29. Промышленные (производственные) зоны в Волгоградской области
1. Промышленная (производственная) зона - обособленная территориальная единица, образуемая, преобразуемая и упраздняемая в соответствии с законодательством и иными нормативно-правовыми актами Волгоградской области.
2. В состав промышленной зоны входит один или несколько компактно расположенных земельных участков с размещенными на них объектами недвижимости, предназначенными для ведения промышленной деятельности, а также для иных, разрешенных на территории Волгоградской области, видов хозяйственной деятельности.
Границы промышленных зон не могут пересекать установленных границ районов.
3. Основными направлениями градостроительной деятельности в промышленных зонах являются: территориальная организация размещения производительных сил: устойчивое развитие социальной, инженерной, транспортной и информационной инфраструктур с учетом состояния окружающей среды; экологически безопасное развитие административных единиц (городов и районов); планировка, застройка, реконструкция, благоустройство и озеленение промышленных зон; рациональное землепользование, охрана природы, ресурсосбережение, защита от опасных природных и техногенных процессов; сохранение, восстановление и защита историко-культурного наследия, памятников архитектуры, ландшафтов и других охраняемых государством, объектов.
4. Предоставление земельного участка для строительства новых, реконструкции и расширения действующих промышленных предприятий, а также оформление (закрепление) прав на земельные участки, занимаемые действующими промышленными предприятиями, производится в соответствии с действующим законодательством.
В Волгоградской области пользование земельным участком при промышленной деятельности осуществляется на правах долгосрочной аренды с преимущественным правом предприятия на заключение договора аренды на новый срок. Предоставление промышленным предприятиям (приобретения ими) права собственности на занимаемые земельные участки может производится после принятия законов области, регламентирующих правила и условия приобретения и применения такого права.
Для ведения промышленной деятельности допускается, в отдельных случаях, предоставление (закрепление) земельных участков, расположенных вне промышленных зон.
5. Администрация Волгоградской области утверждает Типовое положение о промышленной зоне, на основе которого разрабатывается положение для каждой зоны.
В Положении указывается:
а) описание границ и площадь зоны;
б) перечень размещенных предприятий с указанием территории и других необходимых для идентификации данных;
в) перечень земельных участков, на которых промышленная деятельность не разрешена;
г) исчерпывающий перечень ограничений на виды промышленной деятельности, не разрешенные для данной зоны;
д) права и обязанности действующих на территории зоны предприятий по использованию, содержанию и ремонту предоставленной областной Администрацией или находящейся в собственности одного или несколько предприятий инфраструктуры (дороги, энергетические сооружения и коммуникации, связь, транспорт и т.п.);
е) правила застройки на территории зоны;
ж) другие определяющие особенности зоны, ограничения и требования.
Проект Положения о промышленной зоне подготавливается территориальными органами Главного управления архитектуры и градостроительства с участием органов местного самоуправления и предприятий, размещенных на территории зоны, и представляется для рассмотрения Главам городских и районных администраций Волгоградской области, которые представляют Положение для утверждения Администрации Волгоградской области.
Статья 30. Зоны экономического развития
Порядок функционирования и налоговый режим зон экономического развития основывается на Законе Волгоградской области от 03.06.97 N 121-ОД "О порядке создания зон экономического развития на территории Волгоградской области".
Зоны экономического развития создаются в целях:
более быстрого развития территорий, имеющих приоритетное значение для экономики всей Волгоградской области;
создания благоприятного инвестиционного климата, способного оздоровить экономику и увеличить доходную часть бюджета области;
постепенного превращения дотационных территорий области в самообеспечивающиеся.
Создание зоны экономического развития производится на основании специального закона Волгоградской области по совместному ходатайству представительного и исполнительного органов местного самоуправления.
Статья 31. Осуществление инновационной деятельности в промышленности
1. Инновационная деятельность в промышленности направлена на использование результатов научных исследований и открытий в производстве целью получения новой или улучшения выпускаемой продукции, либо совершенствования способа ее производства. Инновационная деятельность в промышленности осуществляется с соблюдением требований настоящего Закона и других нормативно-правовых актов Российской Федерации и Волгоградской области.
2. Промышленные предприятия свободны в выборе направлений инновационной деятельности и партнеров, а также самостоятельно распоряжаются результатами инновационной деятельности, кроме случаев, указанных в пунктах 4 и 5 настоящей статьи.
3. Текущие затраты промышленных предприятий по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет собственных средств относятся в состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), но не выше двух процентов от объема реализации продукции (работ, услуг).
Некомпенсированные в порядке, установленном в настоящем пункте затраты промышленных предприятий на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет собственных средств, относятся в состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
4. Государство, в рамках государственных целевых программ, на возвратной основе финансирует научно-исследовательские работы в промышленности из средств федерального бюджета и бюджета Волгоградской области, а также специальных внебюджетных фондов.
Инновационная деятельность в высоконаукоемких отраслях финансируется государством полностью или частично путем включения этих инновационных проектов в государственные целевые программы.
Решение о финансировании государством научно-исследовательских работ в промышленности принимаются в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации и Волгоградской области.
5. Промышленные предприятия обязаны внедрить результаты научно-исследовательских работ, осуществленных по их заказам и оплаченных полностью или частично из средств государственного бюджета или государственных внебюджетных фондов.
В случае необоснованного отказа от внедрения таких научно-технических разработок, с промышленного предприятия в судебном порядке взыскиваются с учетом нанесенного ущерба в государственный бюджет или соответствующий внебюджетный фонд израсходованные средства.
6. Если в результате инновационной деятельности получены материалы, технологии или продукция, затрагивающие интересы безопасности государства, Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральными законами Российской Федерации, имеет право ограничивать или запрещать свободный выпуск и реализацию таких материалов, технологий и продукции, с возмещением экономических потерь от устанавливаемых ограничений.
В целях защиты передовых отечественных технологий в случаях, предусмотренных Федеральными законами Российской Федерации, Правительство Российской Федерации имеет право устанавливать особые условия экспорта отдельных видов материалов, технологий и промышленной продукции.
Статья 32. Подготовка кадров
Уполномоченный орган администрации Волгоградской области организует подготовку и переподготовку руководителей и специалистов промышленных предприятий по основам рыночной экономики на базе действующих на территории области высших учебных заведений по программам и методикам, утвержденными Федеральными органами управления.
Статья 33. Участие профсоюзов в решении социальных проблем на промышленных предприятиях
Профессиональные союзы и иные представительные органы работников промышленных предприятий участвуют в разработке промышленной политики Волгоградской области по вопросам занятости населения, социальных прав работников предприятий, охраны труда и окружающей природной среды в пределах своей компетенции, в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Кодексом законов о труде Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях", законами Волгоградской области.
Ответственность за нарушение настоящего Закона
Статья 34. Ответственность за нарушение Закона
Ответственность за нарушение настоящего закона несут предприятия промышленности, их руководители, а также государственные органы и их должностные лица, допустившие нарушение.
При нарушении законодательства о промышленной деятельности нарушители подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, в случаях:
1. Осуществления соответствующих видов промышленной деятельности без разрешения (лицензии).
2. Осуществления промышленной деятельности с нарушением требований промышленной безопасности.
3. Невыполнения предписаний государственных органов контроля и надзора.
4. Сокрытия документально установленных аварийных ситуаций, аварий и катастроф.
5. Противодействия государственным органам контроля и надзора, профессиональным союзам в выполнении ими функций по инспектированию промышленного предприятия.
6. Невыполнения обязательств по раскрытию информации по промышленной безопасности и иным вопросам деятельности предприятия, предусмотренной настоящим Законом.
7. Выпуска продукции с отступлением от обязательных требований государственных стандартов или без оформления сертификата качества и соответствия.
8. Непринятия мер по переработке и утилизации отходов промышленного производства.
Статья 35. Порядок наложения штрафов и их размер
1. Штрафы налагаются уполномоченными органами, осуществляющими контроль и надзор за деятельностью промышленных предприятий области в каждом конкретном случае выявленного нарушения.
2. Размер штрафов определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера совершенного нарушения, тяжести последствий и иных обстоятельств в пределах, установленных Кодексом РСФСР "Об административных нарушениях".
3. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Средства, изымаемые в виде штрафов, поступают в бюджет Волгоградской области.
5. Привлечение к административной ответственности предприятий, их руководителей, государственных органов и их должностных лиц не освобождает их от необходимости устранения обнаруженных нарушений.
Заключительные положения
Статья 36. Приведение в соответствие с настоящим законом ранее принятых законодательных актов области
Ранее принятые законодательные акты области по вопросам промышленной деятельности на территории Волгоградской области должны быть приведены в соответствие с настоящим законом в течение шести месяцев с момента вступления в силу настоящего закона.
Статья 37. Порядок вступления закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполнитель:
Комитет по промышленной политике и развитию предпринимательства администрации г.Волгограда
Изменения и дополнения
- внесены Отделом прогнозирования развития промышленности, транс- порта и связи Комитета экономики и финансов администрации области;
- из экспертного заключения Волгоградского юридического института МВД РФ (1 декабря 1997 г.)
Одобрено
Волгоградским городским советом народных депутатов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Волгоградского Горсовета народных депутатов от 26 декабря 1997 г. N 33/279 "О внесении на рассмотрение Волгоградской областной Думы проекта закона "О промышленной деятельности на территории Волгоградской области"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля