Постановление Администрации Волгоградской области
от 20 мая 1996 г. N 274
"О мерах государственной поддержки малого предпринимательства
в Волгоградской области"
В целях развития малого предпринимательства как важнейшей сферы экономики области, повышения обеспеченности инвестиционными ресурсами малых предприятий, создания региональной системы государственной поддержки малого предпринимательства, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. N 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства" и резолюцией 1 конференции малого предпринимательства Волгоградской области от 18.04.96 постановляю:
1. Утвердить принятые 1 конференцией малого предпринимательства Волгоградской области Мероприятия государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области на 1996-1997 годы (прилагаются).
2. Поручить Комитету экономики и финансов Администрации Волгоградской области совместно с областным советом по поддержке малого предпринимательства в месячный срок определить район области по установлению оффшорной зоны, подготовить предложения и представить материалы Главе Администрации Волгоградской области.
3. Администрации Городищенского района совместно с отделом научно-технического прогресса и бизнеса аппарата Главы Администрации Волгоградской области и отделом развития предпринимательства Комитета экономики и финансов Администрации Волгоградской области организовать на базе района региональный центр поддержки и развития малого предпринимательства по Волгоградской области.
4. Рекомендовать администрациям районов и городов области:
выделять на поддержку малого предпринимательства средства в размере не менее 0,5% от доходной части соответствующих бюджетов и предусматривать предоставление налоговых льгот, стимулирующих развитие малого предпринимательства;
при отсутствии в аппарате администраций отделов поддержки предпринимательства, выделить отдельных специалистов по предпринимательству, в пределах действующей численности, за счет перераспределения должностных обязанностей.
5. Комитету экономики и финансов Администрации Волгоградской области в месячный срок преобразовать отдел поддержки предпринимательства Комитета экономики и финансов Администрации Волгоградской области в управление предпринимательства Комитета экономики и финансов Администрации Волгоградской области.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации Волгоградской области Н.В.Зацаринского.
Глава Администрации
Волгоградской области |
И.П. Шабунин |
Мероприятия
государственной поддержки и развития малого предпринимательства
в Волгоградской области на 1996-1997 годы
(утв. постановлением Главы Администрации Волгоградской области
от 20 мая 1996 г. N 274)
1. Общие положения
Мероприятия государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Волгоградской области определяют основные направления, цели и приоритеты поддержки развития малого бизнеса, разработка и реализация которых будет осуществляться на областном уровне.
Малый бизнес представляет собой одну из базовых составляющих рыночной экономики, функционирует в форме малых предприятий в сфере производства товаров и предоставления услуг населению, новых технологий, консалтинга, транспорта и др. Как социально-экономическое явление малый бизнес направлен на реализацию структурных изменений экономики и социального уклада общества, в том числе и на решение проблемы трудоустройства высвобождаемых работников крупных предприятий.
Государственная поддержка предпринимательства имеет целью стабилизацию социально-экономической ситуации, поддержку на региональном рынке конкурентной среды в сфере производства товаров и предоставления услуг населению, расширение налогооблагаемой базы региона.
Успешная реализация мероприятий возможна только при наличии координации деятельности органов государственного управления с общественными объединениями, союзами, ассоциациями, фондами и другими организациями, работающими в сфере малого бизнеса, рациональном использовании финансовых ресурсов централизованных и местных источников, привлечении средств банков, иностранных инвестиций и др.
2. Состояние малого бизнеса в Волгоградской области
За последние годы в экономике области произошли крупные структурно-производственные сдвиги, связанные с проведением рыночных преобразований и появлением особого сектора экономики - малого предпринимательства. Если в 1991 году количество малых предприятий не превышало 950, то в 1995 году их количество составило около 20000. Численность занятых в сфере малого бизнеса возросла с 30 тыс.человек в 1991 году до 300 тысяч в 1995 году.
Эти показатели на фоне общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий свидетельствуют о большом внутреннем потенциале малого бизнеса, желании достаточно широкого слоя населения обеспечить собственными силами свою экономическую самостоятельность.
В сфере торговли действуют более половины всех малых предприятий, одна треть их сосредоточена в промышленном производстве и строительстве. Значительная часть малых предприятий является многопрофильными, что существенно повышает их устойчивость на рынке.
Вместе с тем удельный вес малых предприятий в выпуске промышленной продукции области не превышает 5%, доля занятых в малом бизнесе составляет более 22% общей численности экономически активного населения.
Малое предпринимательство пока еще не играет той роли в экономике, которую оно получило в экономически развитых странах.
Негативное влияние на развитие малого предпринимательства оказывают такие факторы, как общая экономическая и политическая нестабильность, кризисное состояние производственных отраслей, неразвитость инфраструктуры, фискальная система налогообложения и нестабильность налогового законодательства, кризис неплатежей, отсутствие внутренних стимулов для долгосрочных инвестиций и развития технологий в условиях высокой инфляции, сокращение и примитивизация внутреннего спроса.
Развитию малых предприятий препятствует сохранение монопольного положения многих промышленных предприятий-поставщиков, давление со стороны более крупных конкурентов, процедура регистрации и лицензирования, неравноправие на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов при недостаточности внутренних источников финансирования, слабость управленческих навыков собственников и специалистов малых предприятий, криминализация экономики.
В результате наблюдается падение темпов роста количества малых предприятий.
Если в 1991 году количество малых предприятий выросло в 9 раз по сравнению с 1990 годом, то в 1995 году - только на 1/4 по сравнению с 1994 годом.
Это объясняется рыночной конъюнктурой, налоговой системой, высокими темпами инфляции, краткосрочным кредитованием, отсутствием необходимых инвестиций. Практически все малые предприятия вынуждены заниматься торгово-посредническими операциями в качестве вторичной деятельности.
3. Государственная поддержка малого предпринимательства
Эффективное развитие малого предпринимательства, увеличение его вклада в экономику области возможно только при наличии государственной поддержки, особенно в условиях формирования рыночных отношений.
В течение 1993-1994 гг. в области реализован целый ряд мер, направленных на поддержку малого предпринимательства.
В результате реализации мероприятий программы развития и поддержки предпринимательства Волгоградской области на 1994 год (постановление Главы Администрации Волгоградской области от 21.06.94 N 297 "О Программе развития и поддержки предпринимательства Волгоградской области") созданы:
Волгоградский областной фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции;
региональный информационно-аналитический центр поддержки малого и среднего предпринимательства;
агентство поддержки малого и среднего бизнеса;
областная лизинговая компания.
Законом "О налоговой системе на территории Волгоградской области" установлены налоговые льготы для ряда категорий предприятий, большинство из которых является малыми.
Однако делать вывод о том, что в настоящее время в области создана комплексная система государственной поддержки малого бизнеса, пока преждевременно. Результаты реализации программы поддержки и развития предпринимательства на 1994 год выявили необходимость внесения корректировки ряда позиций.
Для этого необходимы:
разработка законодательной и нормативной базы поддержки малого предпринимательства;
инфраструктурная поддержка, реализуемая через систему органов государственного управления и структур местного самоуправления, а также сеть фондов, агентств и союзов, осуществляющих развитие предпринимательства;
финансовая поддержка, осуществляемая на основе создания кредитных союзов, кредитования и страхования.
4. Мероприятия государственной поддержки малого предпринимательства
4.1. Нормативно-правовая поддержка предпринимательства
Нормативно-правовая поддержка предпринимательства включает в себя анализ правовой достаточности существующей федеральной и областной нормативной базы и разработку предложений по дополнению и изменению нормативной базы предпринимательства и предоставлению налоговых льгот.
Выполнение мероприятий данного раздела представляется в виде аналитических заключений и нормативных предложений (таблица 1).
4.2. Формирование финансовой инфраструктуры
Финансовая инфраструктура представляет собой совокупность учреждений, созданных при участии исполнительной власти или Волгоградского областного фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции, или привлеченных для работы с предпринимателями на договорной основе. Предприятия, составляющие финансовую инфраструктуру, должны обеспечить предоставление предпринимателям или объединениям, их представляющим, весь комплекс услуг, необходимых для работы с заемными средствами: оформление кредита, залога, лизинга, работа с ценными бумагами, венчур. Для усовершенствования инфраструктуры нужно создать отраслевые объединения предприятий (гильдии).
Выполнение мероприятий этого раздела предполагается в виде договоров о сотрудничестве или других форм участия во вновь создаваемых или существующих компаниях (таблица 2).
4.3. Финансовое обеспечение развития предпринимательской деятельности
Инвестирование предпринимательских проектов из средств федерального или областного бюджета в большинстве случаев не дает должного эффекта и снижает инвестиционную активность коммерческих банков в отношении субъектов малого предпринимательства. В этой связи, только за счет разделения риска коммерческих банков, возникающего при кредитовании предпринимательских проектов, возможно обеспечить необходимый приток капитала в сферу малого бизнеса. Кроме этого, представляет интерес создание в районах и городах области кредитных союзов, работа со средствами предпринимателей и населения на рынке ценных бумаг.
Результатом выполнения этого раздела явится выпуск областного целевого займа для юридических и физических лиц, создание системы разделения риска с коммерческими банками, кредитующими субъекты малого предпринимательства, системы кредитных союзов (таблица 3).
4.4. Информационное обеспечение предпринимательских проектов
Программой развития регионального информационно-аналитического центра поддержки предпринимательства (далее РИАЦ) предусматривается распространение своей деятельности в районы области.
Кроме этого, на РИАЦ возложена задача по обучению предпринимателей и изданию справочной, нормативной и методической литературы, предназначенной для представителей малого бизнеса, распространение своего влияния в районы области.
В результате реализации этого раздела за 1996-1997 годы доступ к информации РИАЦ должны получить все районные центры Волгоградской области. Предполагается в полном объеме обеспечить первичной методической литературой предпринимателей, впервые обратившихся в Волгоградский областной фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции (таблица 4).
4.5. Подготовка кадров для предпринимательской деятельности
В ближайшее время предполагается более четко обозначить партнеров для органов исполнительной власти по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для предпринимательской деятельности. С этой целью внесены несколько альтернативных предложений.
В результате реализации этой части мероприятий развития инфраструктуры предпринимательства на территории Волгоградской области в 1996 году будут действовать 2 консалтинговые фирмы, осуществляющие обучение и переобучение предпринимателей, на кафедрах малого бизнеса Волгоградской академии государственной службы и Волгоградской архитектурно-строительной академии начнется работа по открытию в системе высшей школы специальности "организатор малого предприятия" (таблица 5).
4.6. Внешнеэкономическая деятельность
Основной задачей реализации этого направления является расширение контактов отечественных и зарубежных предпринимателей с целью обеспечения сотрудничества в области торговли, технологии и организации деятельности малых предприятий. Для этого предполагается продолжить работу по организации наиболее эффективной формы контактов - международных тематических выставок.
В результате реализации этого направления как минимум будут проводиться международные выставки на территории Волгограда по различным отраслям производственной деятельности (таблица 6).
4.7. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
Эффективная государственная поддержка предпринимательства невозможна без изучения предмета помощи - субъектов малого предпринимательства. Для этого предполагается силами кафедр малого бизнеса Волгоградской архитектурно-строительной академии и Волгоградской академии государственной службы с привлечением ведущих специалистов высших учебных заведений и ведущих исследовательских центров области осуществить работы по изучению тенденций развития предпринимательства в Волгоградской области.
Результатом выполнения этого раздела является ежегодный отчет о состоянии и тенденциях предпринимательства в Волгоградской области, который представляется руководителям Администрации Волгоградской области (таблица 7).
4.8. Финансирование предпринимательских проектов
Для реализации этого раздела в 1996 году предполагается выдача государственных гарантий коммерческим банкам, осуществляющим кредитование предпринимательских проектов, за счет статей областного бюджета (таблица 8).
4.9. Социальные мероприятия
Комплекс мероприятий данного раздела направлен на поддержку малых предприятий, привлекающих к работе инвалидов, пенсионеров, неработающих женщин, учащихся, студентов; а также малых предприятий, специализирующихся на народных промыслах и художественных ремеслах (таблица 9).
4.10. Технология безопасности
Результатом реализации мероприятий этого раздела является создание системы обеспечения безопасности предпринимательства на территории Волгоградской области (таблица 10).
(к п.4.1. Нормативно-правовая поддержка предпринимательства)
Таблица 1
Наименование мероприятий | Ответственные исполнители |
Сроки ис- полнения |
|
1.1 1.2 1.3 1.4 |
Участие в подготовке законо- дательных актов Российской Федерации: Налоговый кодекс Российской Федерации Разработка законодательных актов на территории Волгог- радской области: Закон о государственной поддержке предприниматель- ства на территории Волгог- радской области Закон об упрощенной системе налогообложения малых пред- приятий Закон о порядке финансиро- вания предпринимательских проектов из средств област- ного бюджета Закон об участии предприя- тий малого и среднего бизне- са в реализации крупных про- ектов и заказов Обеспечение работы информа- ционной сети в рамках ассо- циации "Большая Волга" Обеспечение информацией о потенциальных инвесторах и инвестиционных предложениях |
Комитет экономики и финансов Администрации Волгоградской области, Волгоградский об- ластной фонд поддержки пред- принимательства и развития конкуренции Комитет экономики и финансов Администрации Волгоградской области, Волгоградский об- ластной фонд поддержки пред- принимательства и развития конкуренции, Государственная налоговая инспекция по Вол- гоградской области, Комитет по управлению государствен- ным имуществом Волгоградской области Волгоградский областной фонд поддержки предприниматель- ства и развития конкуренции Региональный информационно- аналитический центр, Волгог- радский областной фонд поддержки предприниматель- ства и развития конкуренции |
1996г. 1996г. 1996- 1997гг 1996- 1997гг. (еже- квар- тально) |
(к п.4.2. Формирование финансовой инфраструктуры)
Таблица 2
N | Наименование мероприятий | Ответственные исполнители |
Сроки ис- полнения |
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 |
Создание страховой компании Создание залоговой конторы Создание предпринимательских союзов и обществ взаимного кредитования в городах и районов области Создание гильдий Волгоград- ской торгово-промышленной палаты в городах и районах области Создание регионального центра предпринимательства на базе Городищенского района |
Волгоградский областной фонд поддержки предприниматель- ства и развития конкуренции Волгоградский областной фонд поддержки предприниматель- ства и развития конкуренции Волгоградский областной фонд поддержки предприниматель- ства и развития конкуренции. Волгоградская торгово-про- мышленная палата, Волгоград- ский областной фонд поддерж- ки предпринимательства и развития конкуренции Комитет экономики и финансов Администрации Волгоградской области, Волгоградский об- ластной фонд поддержки пред- принимательства и развития конкуренции, региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса |
III-IV кв 1996г. IV кв. 1996г. IV кв. 1996г. III кв. 1996г. II кв. 1996г.- I кв. 1997г. |
(к п.4.3. Финансовое обеспечение развития
предпринимательской деятельности)
Таблица 3
N | Наименование мероприятий | Ответственные исполнители |
Сроки ис- полнения |
3.1. 3.2. 3.3. 3.4. |
Разработка системы льгот для коммерческих банков, активно финансирующих малое предпри- нимательство (анализ, экспе- римент, внедрение) Участие в работе на рынке ценных бумаг Волгоградской области (долговые обязатель- ства, векселя, облигации) Организация конкурсов и выс- тавок предпринимательских проектов Организация работы кредитных союзов в районах и городах области |
Государственная налоговая инспекция по Волгоградской области, Волгоградский областной фонд поддержки предпринимательства и раз- вития конкуренции, вол- гоградские коммерческие банки Волгоградский областной фонд поддержки предприни- мательства и развития конкуренции Волгоградский областной фонд поддержки предприни- мательства и развития конкуренции Волгоградский областной фонд поддержки предприни- мательства и развития конкуренции, Комитет экономики и финансов Ад- министрации Волгоградской области |
II кв. 1996г.- III кв. 1997г. 1996- 1997 гг. 1996- 1997гг. II-IIIкв. 1996г. |
(к п.4.4. Информационное обеспечение предпринимательских проектов)
Таблица 4
N | Наименование мероприятий | Ответственные исполнители |
Сроки испол- нения |
4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. |
Развитие областного РИАЦ под- держки предпринимательства путем создания опорных пунктов в районных центрах в 1996г.-в 3 районах и городах в 1997г. - в 10 районах и городах Построение геоинформационной модели предпринимательской деятельности на территории Волгоградской области Издание методической литера- туры:руководство по разработке бизнес-предложения, бизнес- плана, бизнес-проекта Издание информационной литера- туры: источники финансирования пред- принимательских проектов; эффективные производства на территории Волгоградской области Издание газеты "Предпринимательство и право" |
Волгоградский областной фонд поддержки предпринимательст- ва и развития конкуренции, Комитет по труду и занятости населения Администрации Вол- гоградской области, регио- нальный информационно-ана- литический центр Волгоградский областной фонд поддержки предпринимательст- ва и развития конкуренции, региональный информационно- аналитический центр Волгоградский областной фонд поддержки предпринимательст- ва и развития конкуренции, региональный информационно- аналитический центр, регио- нальное агентство поддержки малого и среднего бизнеса Волгоградский областной фонд поддержки предприниматель- ства и развития конкуренции, региональный информационно- аналитический центр Комитет экономики и финансов Администрации Волгоградской области, Государственная на- логовая инспекция по Волго- градской области, Волгоград- ский областной фонд поддерж- ки предпринимательства и развития конкуренции, Волго- градская торгово-промыш- ленная палата, региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, информа- ционно-аналитический центр |
III-IV кв. 1996г. I-III кв. 1997г. II-III кв. 1996г. 1996- 1997гг IVкв. 1996г. IIIкв. 1997г. 1996- 1997г. |
(к п.4.5. Подготовка кадров для предпринимательской деятельности)
Таблица 5
N | Наименование мероприятий | Ответственные исполнители |
Сроки испол- нения |
5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 5.6. |
Разработка программы по организации кафедры малого и среднего бизнеса в вузах г.Волгограда (Волгоград- ская академия государ- ственной службы и Волгоградская архитектур- но-строительная академия) Переподготовка и повышение квалификации для предпри- нимательской деятельности. Подготовка административ- но-управленческого аппара- та районного звена Подготовка к предпринима- тельской деятельности безработных (за счет об- ластной службы занятости) Подготовка предпринимате- лей в международных центрах Создание бизнес-инкубатора Создание технопарков на базе крупных предприятий в г.Волгограде и области: положение и расчеты; эксперимент; эксплуатация. |
Волгоградский областной фонд поддержки предпринимательст- ва и развития конкуренции, совет ректоров вузов Волгоградский областной фонд поддержки предприниимательст- ва и развития конкуренции, ре- гиональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, вузы г.Волгограда Волгоградский областной фонд поддержки предпринимательст- ва и развития конкуренции, Ко- митет по труду и занятости населения Администрации Волго- градской области Волгоградский областной фонд поддержки предпринимательст- ва и развития конкуренции Волгоградский областной фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, региональное агентство под- держки малого и среднего бизнеса Комитет по управлению госу- дарственным имуществом Вол- гоградской области, Волгоград- ский областной фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции |
II кв. 1996г.- II кв. 1997 г. 1996 - 1997гг. 1996 - 1997гг. 1996 - 1997гг. III кв. 1996г.- I кв. 1997г. III-IV кв. 1996г.- 1997г. |
(к п.4.6. Внешнеэкономическая деятельность)
Таблица 6
N | Наименование мероприятий | Ответственные исполнители |
Сроки испол- нения |
6.1. 6.2. 6.3. |
Выставочная деятельность: проведение выставки импорт- ного технологического обо- рудования для переработки сельскохозяйственной про- дукции; по согласованной тематике Реклама за рубежом продук- ции произведенной пред- приятиями Волгоградской области Обеспечение международного партнерства (торговли, производства) с предприни- мателями Волгоградской области |
Главное управление сельского хозяйства и продовольствия Ад- министрации Волгоградской об- ласти, Волгоградский областной фонд поддержки предпринима- тельства и развития конкурен- ции, Волгоградская торгово- промышленная палата Волгоградский областной фонд поддержки предпринимательст- ва и развития конкуренции, Волгоградская торгово- промышленная палата Волгоградский областной фонд поддержки предпринимательст- ва и развития конкуренции, Волгоградская торгово- промышленная палата |
1996 - 1997гг. 1996 - 1997гг. 1996 - 1997гг. |
(к п.4.7. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)
Таблица 7
N | Наименование мероприятий | Ответственные исполнители |
Сроки испол- нения |
7.1. | Исследование проблем взаимо- действия федеральных и реги- ональных органов, осуществ- ляющих государственную под- держку предпринимательства, и проблем развития предприни- мательства на территории Волгоградской области |
Комитет экономики и финансов Администрации Волгоградской области, Волгоградский об- ластной фонд поддержки пред- принимательства и развития конкуренции |
1996- 1997гг. |
(к п.4.8. Финансирование предпринимательских проектов из
средств областного бюджета)
Таблица 8
N | Наименование мероприятий | Ответственные исполнители |
Сроки испол- нения |
8.1. | Реализация проектов в рамках мероприятий: переработка сельскохозяйствен- ной продукции; промышленность; строительство; экология; материально-техническое снабжение; бытовое обслуживание населения; общественное питание; народный и художественный про- мысел; ремонтно-строительная деятель- ность; коммерция и торговля |
Волгоградский областной фонд поддержки предприни- мательства и развития конкуренции |
1996- 1997гг. |
(к п.4.9. Социальные мероприятия)
Таблица 9
N | Наименование мероприятий | Ответственные исполнители |
Сроки испол- нения |
9.1. 9.2. 9.3. |
Поддержка и развитие малых предприятий: учащихся общеобразовательных школ, гимназий и колледжей (информационно-образователь- ные услуги, промыслы и худо- жественные ремесла, бытовое обслуживание населения); студентов вузов (проведение и внедрение результатов научно- технических исследований) Разработка и внедрение систе- мы льгот для малых предпри- ятий учащихся и студентов Поддержка и развитие малых предприятий, осуществляющих привлечение пенсионеров, неработающих женщин, инвалидов |
Комитет по делам молодежи Ад- министрации Волгоградской об- ласти, Комитет по труду и за- нятости населения Администра- ции Волгоградской области, Волгоградский областной фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, центры научно-технического творчества молодежи Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области, Государственная на- логовая инспекция по Волго- градской области. Комитет по труду и занятости населения Администрации Вол- гоградской области, Государственная налоговая ин- спекция по Волгоградской об- ласти, общества инвалидов |
III-IV кв. 1996г. 1997г. III-IV кв. 1996г. 1997г. 1996- 1997гг |
(к п.4.10. Система "Технологии безопасности")
Таблица 10
N | Наименование мероприятий | Ответственные исполнители |
Сроки испол- нения |
10.1. | Создание комиссии по безопасности предпри- нимательства |
Комитет экономики и финансов Администрации Волгоградской области, Волгоградский област- ной фонд поддержки предпри- нимательства и развития конку- ренции, Волгоградская торгово- промышленная палата |
II кв. 1996г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Волгоградской области от 20 мая 1996 г. N 274 "О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 6 ноября 2019 г. N 138 настоящее постановление признано утратившим силу с 6 ноября 2019 г.