Заключение Управления юстиции Волгоградской области
от 31 июля 2000 года N 01-01/29-00
Отделом координации правотворческой деятельности управления юстиции проведена юридическая экспертиза Закона Волгоградской области 27.12.96 г. N 95-ОД "О выборах депутатов Волгоградской областной Думы" (далее - Закон Волгоградской области) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с проведением выборов депутатов Волгоградской областной Думы.
1. Закон Волгоградской области был принят на основании Конституции РФ и Федерального закона от 06.12.94 г. N 56-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" (в настоящее время утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 19.09.97 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (далее - Федеральный закон).
2.1. Согласно части 1 статьи 29 Закона Волгоградской области избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в одном избирательном округе не более одного кандидата. Рассматриваемая норма противоречит ст.30 Федерального закона.
Исходя из смысла пунктов 2 и 3 указанной статьи избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать не только одного кандидата, но и несколько, а также список кандидатов.
2.2. Часть 3 статьи 29 Закона Волгоградской области, закрепляющее право избирательного объединения и избирательного блока выдвигать кандидата в депутаты только такое лицо, которое не является членом входящих в них общественных объединений, противоречит частям 2 и 3 статьи 3 и части 2 статьи 32 Конституции РФ, статьям 28 и 30 Федерального закона.
В соответствии со ст.32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2). Именно свободные выборы и референдум, согласно ч.3 ст.3 Конституции РФ, являются высшим и непосредственным выражением власти народа. Из названных положений во взаимосвязи с частями 1 и 2 ст.19 Конституции РФ, гарантирующей равенство всех перед законом и судом, а также равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, вытекает, что конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления должно осуществляться на основе равного избирательного права.
Этот вывод корреспондирует положениям Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей, и воля народа должна находить свое выражение на периодических и нефальсифицированных выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права (пункты 1 и 3 статьи 21), а также Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей (пункт "b" статьи 25).
Закрепляя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, Конституция РФ непосредственно не определяет порядок его реализации. Как следует из ее статей 32 (части 1, 2 и 3), 71 (пункт "в") и 96, регулирование избирательного права и определение тем самым его конкретного содержания, в частности установление порядка выборов - компетенция законодателя. Осуществляя такое регулирование, законодатель должен обеспечивать соблюдение конституционных принципов и норм, в том числе относящихся к условиям и пределам допустимых ограничений прав и свобод граждан.
Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, ограничение федеральным законом избирательных прав граждан допустимо лишь при условии, что такие ограничения обоснованны, преследует конституционно значимые цели и соразмерны им.
Федеральный закон (статьи 28 и 30) не установил ограничения для кандидатов, быть выдвинутыми от избирательных объединений и блоков, не являясь членами общественных объединений, входящих в них.
3. Вывод:
1. Юридическая экспертиза пришла к выводу о том, что выявленные в ходе проведения экспертизы нормы Закона Волгоградской области N 95-ОД от 27.12.96 г. "О выборах депутатов Волгоградской областной Думы" противоречащие Конституции Российской Федерации и Федеральному закону от 19.09.97 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" признаны Решением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22.09.98 г. несоответствующими федеральному законодательству и применению не подлежат.
2. Юридической экспертизой установлено также несоответствие частей 1 и 3 статьи 29 Закона Волгоградской области федеральному законодательству. Данные нормы областного закона должны быть приведены в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
Ведущий специалист
управления юстиции |
А.В.Алексеев |
Согласовано
Первый заместитель начальника
управления юстиции |
В.М.Вологин |
Утверждаю
Начальник управления юстиции
Волгоградской области |
В.Р. Клейн |
31 июля 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Управления юстиции Волгоградской области от 31 июля 2000 г. N 01-01/29-00
Текст заключения официально опубликован не был