Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7
к Закону Волгоградской области
"Об областном бюджете на 2002 год"
Методика определения межбюджетных отношений
в Волгоградской области
Настоящая методика разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. N 584, концепцией бюджетной и налоговой политики в Волгоградской области, разрабатываемой на текущий финансовый год.
1. Объем средств бюджета Волгоградской области и критерии
распределения их в рамках межбюджетных отношений
Объем средств, распределяемый в рамках межбюджетных отношений, определяется согласно требованиям Федерального закона от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" в части доходных источников по видам налоговых и неналоговых поступлений от потенциального контингента плательщиков в бюджеты разных уровней, а также доходов областного бюджета, передаваемых в виде дотаций и субвенций.
Регулирующие доходные источники, передаваемые местным бюджетам, учитываются в размере не менее:
50 процентов в среднем по области подоходного налога с физических лиц, удерживаемого предприятиями, учреждениями и организациями;
5 процентов в среднем по области налога на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц);
5 процентов в среднем по области акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, водку и ликеро-водочные изделия, спиртосодержащие растворы;
10 процентов в среднем по области акцизов на остальные товары, производимые на территории области;
60 процентов налога с продаж от общей суммы поступлений на соответствующей территории.
Доходы местных бюджетов и областного бюджета рассчитываются на основании показателей прогноза социально-экономического развития Волгоградской области в разрезе городов и районов, отраслей народного хозяйства, доходных источников по видам налоговых и неналоговых поступлений.
Исходные данные принимаются на основании показателей комитетов экономики, сельского хозяйства и продовольствия администрации Волгоградской области, Волгоградского областного комитета государственной статистики и согласовываются с органами местного самоуправления области.
Расчеты поступления доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области на текущий финансовый год производятся с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации.
Исчисление доходов от потенциального контингента плательщиков в разрезе муниципальных образований Волгоградской области корректируются на прогнозируемый уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов.
В основу расчета доходов бюджетов муниципальных образований берется налоговый потенциал соответствующей территории с учетом уровня и структуры развития ее экономики, в связи с чем доходы муниципальных образований делятся на минимально гарантированные бюджетным законодательством и на регулирующие - определенные на региональном уровне. Расходная часть бюджетов муниципальных образований рассчитывается на основе финансовых нормативов с применением дефляторов.
Расчет расходов при составлении бюджетов муниципальных образований производится с учетом полного обеспечения минимального уровня социально значимых бюджетных услуг, оказываемых населению.
Межбюджетные отношения строятся через отчисления от федеральных регулирующих налогов не ниже уровня, установленного Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".
В результате установленного минимально гарантированного норматива отчислений от регулирующих налогов определяется сумма превышения расходов над доходами или финансовый разрыв по каждой территории. В целях сокращения денежных потоков между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований через нормативное регулирование территориям передаются увеличенные нормативы по регулирующим и другим налогам. В случае недостатка доходов для финансирования минимального набора бюджетных услуг недостающие средства для финансирования текущих расходов выделяются территориям из областного бюджета в виде финансовой помощи (дотации).
Дополнительная финансовая помощь выделяется для обеспечения финансовых обязательств, установленных федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". При этом, при определении суммы дополнительных расходов для выполнения указанных законов в расчет принимаются расходы только в части передаваемых на эти цели средств федерального бюджета.
2. Порядок формирования расходов областного и местных бюджетов
В Волгоградской области осуществлен переход от плановых дотаций, направляемых на покрытие расчетного превышения расходов над доходами к нормативно-долевому распределению финансовой помощи, которая рассчитывается по единому принципу и обеспечивает равный подход ко всем муниципальным образованиям.
Действенность методики расчета финансовых норм и нормативов в значительной мере зависит от полноты и достоверности информации о планируемых (фактических) расходах, данных о сети, штатах и контингентах бюджетных учреждений, численности и составе населения и других показателей.
В расчетах используются следующие сценарные условия по отраслям социальной сферы:
1) плановый фонд оплаты труда действующего финансового года с учетом обязательных начислений;
2) плановые материальные затраты предыдущих двух лет (с разделением на коммунальные услуги и прочие материальные затраты за вычетом капитальных вложений);
3) по каждой отрасли обозначаются категории потребителей расходов:
образование:
дошкольное количество воспитанников в детских дошколь-
ных учреждениях
школьное количество учащихся в школе
детские дома количество воспитанников в детских домах
прочее население младше трудоспособного возраста
культура население
здравоохранение население
социальная политика население старше трудоспособного возраста;
4) при расчете используются статистические данные на 1 января года, предшествующего планируемому;
5) норматив считается отдельно по районам и городам области.
Расчет оплаты труда в нормативе (общий принцип)
Фонд оплаты труда действующего финансового года приводится в условия очередного финансового года согласно федеральному законодательству.
Учитывается введение с 1 января 2001 года единого социального налога, предусмотренного частью второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Расчет материальных затрат в нормативе (общий принцип)
За базу принимаются плановые материальные затраты предыдущих двух лет с разделением на коммунальные услуги и прочие материальные затраты.
I этап: приведение материальных затрат в условия текущего финансового года (для этого используются индексы инфляции, рекомендованные Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации).
КУпр = КУ х Iку,
где: КУпр - коммунальные услуги, приведенные в условия текущего финансового года;
КУ - коммунальные услуги года, предшествующего текущему финансовому году;
Iку - индекс инфляции коммунальных услуг (Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации).
МЗост.пр = МЗост. х I,
где: М3ост.пр - остальные материальные затраты, приведенные в условия текущего финансового года;
I - индекс инфляции остальных материальных затрат (Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации).
II этап: определение средневзвешенных материальных затрат
КУпр + КУтек
КУср = ------------ ,
2
где: КУср - средневзвешенные коммунальные услуги;
КУпр - коммунальные услуги, приведенные в условия текущего финансового года;
КУтек - коммунальные услуги текущего финансового года.
МЗост.пр + МЗост.тек
МЗост.ср = -------------------- ,
2
где: МЗост.ср - средневзвешенные остальные материальные затраты;
МЗост.пр - остальные материальные затраты, приведенные в условия текущего финансового года;
МЗост.тек - остальные материальные затраты текущего года.
III этап: определение общей суммы материальных затрат на планируемый финансовый год (в соответствии с рекомендованными индексами инфляции Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации).
КУплан = Iку пл х КУср,
где: КУплан - коммунальные услуги на планируемый финансовый год;
Iку пл - индекс инфляции коммунальных услуг на планируемый финансовый год;
КУср - средневзвешенные коммунальные услуги.
МЗост.пл = Iпл х МЗост.ср,
где: МЗост.пл - остальные материальные затраты на планируемый год;
Iпл - индекс инфляции для остальных материальных затрат на планируемый год;
МЗост.ср - средневзвешенные остальные материальные затраты.
МЗпл = КУпл + МЗост.пл,
где: МЗпл - материальные затраты планируемого финансового года.
Расчет норматива
Общий объем затрат по районам (городам) делится на категорию потребителей данного вида услуг для каждой отрасли социальной сферы:
ФОТпл + МЗпл
Нпл = ------------ ,
п
где: п - потребитель данного вида услуг;
Нпл - норматив;
ФОТпл - фонд оплаты труда с учетом начислений на планируемый финансовый год.
Особенности расчета по отраслям социальной сферы
Образование
Общая сумма расходов по отрасли "Образование" складывается из следующих позиций:
дошкольное образование;
школьное образование;
детские дома;
прочие расходы по образованию.
При расчете расходов на школьное образование учитывается комплектность классов (данные комитета по образованию администрации Волгоградской области на 1 января года, предшествующего планируемому).
По районам общее количество учащихся делится на количество классов, таким образом определяется средняя наполняемость класса в целом по районам.
При этом рассчитывается наполняемость по каждому району и выводится отклонение от средней наполняемости по районам.
Отклонение умножается на количество классов, получается число учащихся, обучающихся в малокомплектных классах. Число учащихся умножается на полученный норматив по районам и увеличивается на 10 процентов.
В целом норматив по образованию определяется суммой следующих позиций:
сумма по нормативу плюс сумма за опекаемых детей плюс сумма за компенсацию на методическую литературу плюс сумма за малокомплектность классов плюс сумма за наличие детских (семейных) домов.
Культура
Расчет расходов по отрасли "Культура" производится по общим принципам расчета расходов социальной сферы.
Средства массовой информации
Средневзвешенные расходы по каждой территории корректируется с учетом индекса инфляции, рекомендованного Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на соответствующий год.
Здравоохранение
Расчет расходов по отрасли "Здравоохранение" производится по общим принципам расчета расходов социальной сферы. Дополнительно в расходах по здравоохранению учитываются расходы по обязательному медицинскому страхованию за неработающее население по территориям.
Численность неработающего населения представляется Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Волгоградской области по состоянию на 1 сентября года, предшествующего планируемому.
Расходы по здравоохранению определяются следующим образом:
сумма по нормативу плюс сумма взносов за неработающее население.
Физическая культура и спорт
Расходы рассчитываются следующим образом:
средневзвешенные расходы, проиндексированные в соответствии с индексом инфляции, рекомендованным Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, умножаются на численность населения соответствующей территории.
Социальная политика
Для осуществления программы адресной помощи населению расчетный норматив по социальному обеспечению увеличивается на 15 процентов.
В целом расходы по социальной политике определяются из суммы следующих позиций:
норматив по социальному обеспечению плюс расходы по молодежной политике плюс расходы по семейной политике.
Капитальные вложения
Объем бюджетных ассигнований, направляемых на финансирование капитальных вложений, определяется исходя из прогнозируемых источников доходов бюджета.
Капитальные вложения направляются на реализацию областной адресной инвестиционной программы, которая предусматривает строительство объектов непроизводственного назначения, имеющих некоммерческий характер и не располагающих собственными источниками накоплений, что позволяет профинансировать объекты здравоохранения, культуры, образования, а также жилищно-коммунального хозяйства (газификация и капитальное строительство).
Приоритетным направлением бюджетных ассигнований на капитальные вложения в Волгоградской области является программа газификации сельской местности. Поэтому при формировании межбюджетных отношений в расходную часть бюджетов муниципальных образований включаются средства, необходимые для долевого участия муниципальных образований в строительстве газопроводов-отводов высокого давления, на основании соглашения между администрацией Волгоградской области и РАО "Газпром".
В случае принятия органами исполнительной власти муниципальных образований решения о проектировании и строительстве на соответствующей территории иных объектов или долевом участии в строительстве объектов, предусмотренных областной адресной инвестиционной программой, на эти цели могут быть направлены дополнительные доходы, полученные при исполнении местных бюджетов.
Учитывая, что бюджетная политика государства в настоящее время предусматривает постепенный переход к финансированию инвестиций в общественную инфраструктуру за счет заемных средств, а не текущих расходов, поскольку это позволяет привлечь к оплате общественных инвестиций будущих потребителей соответствующих услуг.
В производственную сферу капитальные вложения направляются только при условии передачи в областную собственность по номинальной стоимости дополнительно выпускаемых акций на сумму вложенных средств.
Часть ассигнований на капитальные вложения направляется также на погашение неоплаченных обязательств прошлых лет.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Нормативные расходы на жилищно-коммунальное хозяйство рассчитываются по формуле:
Лжкх = В + Ж + Л,
где: В - нормативные бюджетные дотации на жилищно-коммунальное хозяйство;
Ж - бюджетные расходы на оплату жилищных субсидий малоимущему населению;
Л - бюджетные расходы на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Нормативные бюджетные дотации жилищно-коммунального хозяйства рассчитываются по формуле:
В = S х Сжку х (1 - f) х 12 х И,
где: S - фактическая площадь муниципального жилого фонда;
Сжку - федеральный стандарт предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.метр общей площади жилья в месяц (без электроэнергии и газа);
f - федеральный стандарт уровня платежей граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги;
И - индекс изменения цен.
Бюджетные расходы на реализацию жилищных субсидий рассчитываются по формуле:
Ж = S х К х И,
где: S - сумма фактически начисленных субсидий по отчетным данным формы 22-ЖКХ (субсидии), предоставленной управлением социальной защиты администрации Волгоградской области;
К - коэффициент, характеризующий увеличение доли платежей населения;
И - индекс роста цен.
Бюджетные расходы на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных услуг рассчитываются по формуле:
Л = S х К х И,
где: S - сумма фактически начисленных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно показателям отчета формы 26-ЖКХ "Сведения о предоставлении гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг";
К - коэффициент, характеризующий увеличение доли платежей населения;
И - индекс роста цен.
Расчеты снабжения населения газом
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации газоснабжение населения финансируется из местных бюджетов.
В расходной базе бюджетов муниципальных образований учитываются:
субсидии на отопление сетевым газом малоимущим гражданам с возможным частичным участием федерального бюджета в этих расходах;
убытки от реализации сжиженного газа населению согласно действующим нормам потребления и тарифов;
потери от предоставления льгот населению при оплате за газ, за исключением тех льгот, предоставление которых осуществляется в соответствии с переданными в установленном порядке федеральными полномочиями и средствами для этих целей из федерального бюджета.
Расчеты снабжения населения твердым топливом
Бюджетные расходы на снабжение населения твердым топливом состоят из адресной дотации малоимущим слоям населения, имеющего жилые дома с печным отоплением, и предоставления льгот при оплате топлива гражданам, имеющим право на эту льготу. При этом в расходной базе бюджетов муниципальных образований учитывается адресная помощь малоимущим слоям населения, а также компенсация потерь от предоставления льгот при оплате за твердое топливо, за исключением льгот, предоставляемых Российской Федерацией из средств федерального бюджета. Эти расходы учитываются в бюджетах муниципальных образований по методике и в порядке, определяемым федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год.
Объем расходов на твердое топливо рассчитывается согласно сведениям, представленным управлением социальной защиты населения администрации Волгоградской области, о количестве домовладений с печным отоплением вышеназванных категорий граждан, исходя из установленных норм продажи населению угля и дров на домовладение с предоставлением скидки при оплате. Средняя цена одной тонны угля устанавливается по сведениям ОАО "Волгоградтоппром".
Расчеты финансирования перевозок пассажиров
горэлектротранспортом
В бюджетах муниципальных образований предусмотрены расходы на организацию транспортного обслуживания горэлектротранспортом, которые состоят из убытков от регулирования тарифов на проезд и оказания льгот населению.
В расходной базе бюджетов муниципальных образований учитываются расходы на компенсацию убытков от регулирования тарифов на проезд, а также от предоставления льгот при оплате, за исключением льгот, предоставление которых осуществляется согласно переданным Волгоградской области как субъекту Российской Федерации федеральным полномочиям и средствам из федерального бюджета.
Компенсация расходов от предоставления льгот при оплате за проезд в горэлектротранспорте включается в местные бюджеты по методике и в соответствии с порядком, устанавливаемым федеральным бюджетом на соответствующий год.
Субсидии из бюджета на покрытие убытков транспортных предприятий определяются с учетом формирования фондов социального развития, а также применения индексов дефляторов по затратам и предполагаемого роста доходов за счет повышения тарифов, сокращения категорий льготников, усиления контроля за оплатой проезда, оптимизации расписания движения транспорта.
Сельское хозяйство и рыболовство
При формировании структуры расходов по сельскому хозяйству и рыболовству в соответствии с бюджетной классификацией учитываются приоритетные направления:
сельскохозяйственное производство;
земельные ресурсы;
формирование областного продовольственного фонда;
рыболовное хозяйство.
Приоритетные направления могут уточняться на очередной финансовый год.
В структуре расходов на сельскохозяйственное производство основной объем финансирования составляет государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей. При формировании объемов ассигнований на эти цели учитывается необходимость государственной поддержки по основным видам сельскохозяйственного производства, осуществляющим продовольственное обеспечение населения области и функционирование ключевых отраслей агропромышленного комплекса. Размеры ставок дотаций за реализацию животноводческой продукции, на племенное дело, элитное семеноводство рассчитываются, исходя из потребностей области в объемах определенного вида сельскохозяйственной продукции, с учетом ее качества и уровня производительности. При этом учитываются основные факторы, действующие на динамику сельскохозяйственного производства в Волгоградской области, - рост паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, рост цен на энергоносители.
Средства от платы за земли сельскохозяйственного назначения направляются по целевому назначению - на финансирование областной целевой программы "Повышение плодородия почв Волгоградской области" и мероприятия по улучшению землеустройства. Средства от платы за земли городов, кроме общебюджетных расходов, направляются на необходимые мероприятия по мелиорации земель, ведению земельного кадастра, мониторинга земель и обустройство территорий.
В ближайшие годы предусматривается сохранить действующий в 2001 году порядок финансирования расходов по статье "Формирование областного продовольственного фонда", исходя из динамики возврата ранее полученных бюджетных средств на эти цели и потребностей населения области в продовольственных товарах.
Предусматривается финансирование рыболовного хозяйства области с учетом исполнения областной целевой программы "Сохранение и поддержание запасов осетровых видов рыб и организация товарного осетроводства в Волгоградской области на 2001-2005 годы", принятой постановлением Волгоградской областной Думы от 28 декабря 2000 г. N 19/557.
Основными расходами по прочим мероприятиям в сфере сельского хозяйства являются финансирование бюджетных учреждений сельского хозяйства, проекта "АРИС", субсидирование части процентной ставки по кредитам, привлеченным сельскохозяйственными товаропроизводителями в коммерческих банках.
В целях содействия финансовому обеспечению сельхозтоваропроизводителей предусматривается субсидирование части процентной ставки по кредитам коммерческих банков, что позволит привлечь дополнительные средства в агропромышленный комплекс Волгоградской области.
Охрана окружающей среды
На мероприятия по финансированию лесоохранных и лесовосстановительных мероприятий направляются ассигнования с учетом исполнения областных целевых программ на 2001-2005 годы "Леса Волгоградской области" и "Охрана лесов от пожаров", принятых соответственно постановлениями Волгоградской областной Думы от 15 марта 2001 г. N 5/111 и от 15 марта 2001 г. N 5/112.
На мероприятия по охране окружающей природной среды направляются ассигнования с учетом исполнения областных целевых программ "Сохранение природных комплексов Волго-Ахтубинской поймы, создание Волго-Ахтубинского природного парка" на 2001-2005 годы, "Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках до 2010 года" и других, предусматривающих финансирование природоохранных мероприятий в прогнозируемом финансовом году за счет средств областного бюджета.
Государственное управление
Расчет ассигнований на содержание органов государственной власти производится на основании Закона Волгоградской области от 5 мая 1997 г. N 116-ОД "О Волгоградской областной Думе", Закона Волгоградской области от 24 апреля 2001 г. N 533-ОД "О структуре администрации Волгоградской области" и постановлений Волгоградской областной Думы и главы администрации Волгоградской области о структурных подразделениях Волгоградской областной Думы и администрации Волгоградской области соответственно.
По муниципальным образованиям за основу для исчисления фонда оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления принимаются действующие на момент перевода на муниципальную службу штатные расписания органов муниципальных образований и порядок исчисления этого фонда, установленный Законом Волгоградской области от 31 августа 1999 г. N 301-ОД "О денежном содержании муниципальных служащих в Волгоградской области и лиц, замещающих муниципальные должности Волгоградской области", с учетом дальнейшей индексации должностных окладов.
Расходы на материально-техническое обеспечение органов местного самоуправления исчисляются исходя из сложившихся по бюджету за предыдущий год средних расходов на одного работника органов местного самоуправления по районам и городам области. Данные расходы индексируются с учетом ожидаемого роста цен и услуг.
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
Расчет расходов на заработную плату сотрудников органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций производится исходя из утвержденной численности с учетом прогнозируемого роста заработной платы.
Расчет расходов на коммунальные услуги определяется на основании заключенных договоров с учетом прогнозируемого изменения тарифов. Прочие текущие расходы рассчитываются исходя из плановых расходов текущего года с корректировкой на прогнозный индекс дефлятора.
При расчете расходов бюджетов муниципальных образований на правоохранительную деятельность учитываются расходы на техническую эксплуатацию и содержание зданий районных отделов внутренних дел, определенные на основании договоров на оказание коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" с учетом прогнозируемого изменения тарифов.
При расчете расходов бюджетов муниципальных образований на содержание военных комиссариатов учитываются основные направления финансирования (содержание технического персонала, коммунальные услуги, расходы по призывной кампании).
Расчет расходов на заработную плату работников военных комиссариатов производится исходя из численности технического персонала с учетом прогнозируемого роста заработной платы. Расчет расходов на коммунальные услуги определяется на основании заключенных договоров на оказание коммунальных услуг с учетом прогнозируемого изменения тарифов. Прочие текущие расходы рассчитываются исходя из плановых расходов текущего года с корректировкой на прогнозный индекс дефлятора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.