Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Волгоградской
областной Думы
от 22 июня 2000 г. N 9/263
Областная целевая программа
"Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области"
на 2001-2002 годы
Паспорт Программы
Наименование Областная целевая программа "Улучшение условий и ох-
Программы раны труда в Волгоградской области" на 2001-2002 годы
(далее - Программа)
Дата принятия Распоряжение главы администрации Волгоградской облас-
решения о разра- ти от 29 ноября 1999 г. N 1088-р
ботке Программы
Государственный Комитет по труду администрации Волгоградской области
заказчик
Программы
Основные разра- Комитет по труду администрации Волгоградской области.
ботчики Про- Волгоградский центр научно-технической информации.
граммы Научно-исследовательские учреждения и высшие учебные
заведения города Волгограда.
Волгоградский областной совет профессиональных союзов
Цели и задача Создание комплексной системы государственного управ-
Программы ления охраной труда на территории Волгоградской об-
ласти.
Повышение уровня гарантий социальной защиты работни-
ков от профессионального риска.
Создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и
здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Снижение производственного травматизма и профессио-
нальной заболеваемости.
Реализация государственной политики по улучшению ус-
ловий и охраны труда на территории Волгоградской об-
ласти.
Перечень основ- Развитие и совершенствование нормативно-правового и
ных мероприятий организационно-методического обеспечения создания и
Программы функционирования комплексной системы государственного
управления охраной труда на территории Волгоградской
области.
Совершенствование информационной, аналитической,
контрольно-надзорной и профилактической работы по ох-
ране труда.
Изучение производственно-профессиональных рисков,
проведение научно-исследовательских и эксперименталь-
ных работ.
Профессиональное образование и информационное обеспе-
чение по вопросам охраны труда, экспертизы условий
труда.
Улучшение условий и охраны труда женщин и молодежи
Объемы и источ- Финансирование за счет средств областного бюджета -
ники финансиро- 1023 тыс.рублей
вания Программы из них:
на 2001 год - 617 тыс.рублей
на 2002 год - 406 тыс.рублей.
Средства от административных штрафов, взимаемых за
нарушение законодательства о труде и об охране труда
- 173 тыс.рублей.
Общий объем финансирования - 1196 тыс.рублей.
Ожидаемые Улучшение информационного обеспечения охраны труда,
результаты повышение уровня знаний всех участников производства
реализации по охране труда.
Программы Усиление взаимодействия органов управления, надзора и
контроля за улучшением условий и охраны труда.
Снижение производственного травматизма, профессио-
нальной и общей заболеваемости, сокращение вследствие
этого государственных расходов и непроизводительных
затрат предпринимателей.
Сохранение здоровья и улучшение социального положения
работников.
Организация конт- Информация о ходе реализации Программы представляется
роля за исполне- в администрацию Волгоградской области ежеквартально
нием Программы
1. Введение
Программа разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1997 г. N 1409 "О Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы", в целях реализации статей 6, 19 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", во исполнение распоряжения главы администрации Волгоградской области от 29 ноября 1999 г. N 1088-р "О разработке областной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2000-2002 годы".
2. Содержание проблемы
2.1. За последние годы в отраслях экономики Волгоградской области отмечается тенденция к росту показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Так, уровень производственного травматизма в 1995 году составлял 4,6 на 1000 работающих, в 1996 году - 5,0, в 1997 году - 5,1, в 1998 году - 4,6 на 1000 работающих. Уровень производственного травматизма со смертельным исходом соответственно: 0,126; 0,149; 0,154; 0,136 на 1000 работающих,
В целом по Волгоградской области и отдельным отраслям экономики за последний год отмечается снижение абсолютного числа пострадавших. При этом относительные показатели как общего, так и смертельного травматизма, определенные на 1000 работающих, имеют неустойчивый характер, а в отдельных отраслях экономики - тенденцию к росту.
Уровень профессиональной заболеваемости поднялся с 1,98 на 10000 работающих в 1995 году до 3,01 к 1996 году, до 7,4 в 1997 году и в 1998 году составил 1,94 на 10000 работающих.
На предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи удельный вес занятых на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда в 1997 году составил 13,0 процентов, в 1998 году 13,3 процента от общего числа работающих.
2.2. Причинами ухудшения условий, охраны труда и, как следствие этого, роста производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются:
износ основных фондов, низкий технический уровень используемых технологий;
ухудшение обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, нарушение надежности работы средств и систем коллективной защиты;
низкий уровень культуры производства, массовые нарушения технологической и производственной дисциплины;
сокращение выделений средств на проведение мероприятий по оздоровлению условий труда, необоснованное сокращение работников служб охраны труда.
Особенно низок уровень организации работы по охране труда (зачастую - полное отсутствие) в развивающемся негосударственном секторе экономики.
2.3. Сложившаяся ситуация во многом является следствием недостаточного внимания руководителей и специалистов предприятий и организаций всех форм собственности к внедрению комплексной системы управления охраной труда на производстве как целенаправленной деятельности всех участников производственного процесса по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.
2.4. Необходимость применения программного подхода к решению проблемы улучшения условий и охраны труда на территории Волгоградской области обусловливают:
социальная острота проблемы, вызнанная высоким уровнем профессиональной заболеваемости и производственного травматизма;
невозможность решения данной проблемы в условиях рыночной экономики отдельными локальными мерами без создания комплексной системы управления охраной труда на территории Волгоградской области, охватывающей исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия и организации всех форм собственности;
необходимость усиления координации и консолидации совместных усилий органов государственного надзора, исполнительной власти и общественного контроля, расширения форм социального партнерства в деле улучшения условий и охраны труда;
недостаточная развитость и оснащенность территориальных органов государственного управления охраной труда и государственной экспертизы условий труда;
неразвитость инфраструктуры по оказанию на договорной основе предприятиям и организациям услуг в области охраны труда.
3. Цель и задачи Программы
3.1. Основными целями Программы являются:
создание комплексной системы государственного управления охраной труда на территории Волгоградской области;
повышение уровня гарантий социальной защиты работников от профессионального риска;
снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
3.2. Основной задачей Программы является реализация государственной политики по улучшению условий и охраны труда на территории Волгоградской области.
4. Этапы и сроки реализации Программы
Срок реализации Программы 2001-2002 годы.
Система программных мероприятий объединяет следующие этапы:
развитие и совершенствование нормативно-правового и организационно-методического обеспечения создания и функционирования комплексной системы государственного управления охраной труда на территории Волгоградской области;
совершенствование информационной, аналитической, контрольно-надзорной и профилактической работы по охране труда;
изучение производственно-профессиональных рисков, проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ;
профессиональное образование и информационное обеспечение по вопросам охраны труда, экспертизы условий труда;
улучшение условий и охраны труда женщин и молодежи.
Вначале предусматривается реализация мероприятий Программы, не требующих финансирования, и финансируемых за счет средств, взыскиваемых за нарушение законодательства о труде и об охране труда, и поступающих в распоряжение комитета по труду администрации Волгоградской области.
5. Ресурсное обеспечение Программы
5.1. Финансирование Программы осуществляется из следующих источников:
областной бюджет;
средства от административных штрафов, взимаемых за нарушения законодательства о труде и об охране труда.
Общий объем финансирования Программы - 1196 тыс.рублей, в том числе 1023 тыс.рублей из областного бюджета; из них: на 2001 год - 617 тыс. рублей, на 2002 год - 406 тыс.рублей. Из средств от административных штрафов, взимаемых за нарушения законодательства о труде и об охране труда - 173 тыс.рублей.
Размер расходуемых средств уточняется исходя из объемов предусматриваемых в областном бюджете на соответствующие годы и фактических поступлений средств от административных штрафов, взимаемых за нарушения законодательства о труде и об охране труда.
5.2. Вопросы обеспечения материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для реализации Программы, решаются самостоятельно исполнителями соответствующих программных мероприятий.
6. Организация управления, механизм реализации Программы
и контроль за ходом ее выполнения
6.1. Государственным заказчиком, управляющим реализацией Программы, является комитет по труду администрации Волгоградской области. Оперативное управление Программой (исполнительские функции) осуществляет комитет по труду администрации Волгоградской области.
6.2. Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется исходя из бюджетной заявки на очередной финансовый год, представленной государственным заказчиком и принятой с учетом возможности бюджета, потребностей Программы и необходимости продолжения ранее начатых работ.
6.3. Объемы бюджетного финансирования конкретных работ в рамках Программы определяются договорами, заключаемыми комитетом по труду администрации Волгоградской области с организациями-исполнителями в соответствии с установленным порядком.
6.4. Комитет по труду администрации Волгоградской области ежегодно представляет в комитет экономики администрации Волгоградской области и управление финансов администрации Волгоградской области отчеты о реализации Программы и об эффективности использования финансовых средств. Отчеты о выполнении мероприятий Программы ежегодно заслушиваются на заседаниях Волгоградской областной межведомственной комиссии по охране труда и промышленной безопасности.
7. Оценка эффективности от реализации Программы
Программа сформирована и реализуется как единый комплекс организационных, методических, исследовательских, производственных, санитарно-гигиенических, медицинских, информационных, учебных, пропагандистских и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели. Основное внимание при разработке Программы уделено достижению социального эффекта вследствие осуществления программных мероприятий, что должно проявиться в сокращении производственного травматизма, уменьшении общей и профессиональной заболеваемости, повышении безопасности труда и социальной защищенности работников.
Общеэкономический эффект от улучшения условий и охраны труда проявится в следующих результатах:
уменьшении государственных расходов в результате сокращения выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат пострадавшим на производстве или их родственникам в связи с потерей кормильца, расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию, специальный медицинский уход, санаторно-курортное лечение, протезирование и обеспечение инвалидов труда приспособлениями для трудовой деятельности и транспортными средствами;
сокращении расходов предприятий, обусловленных потерями вследствие простоев оборудования; расходами, связанными с расследованием несчастных случаев; снижением производительности труда, а также условными материальными потерями в результате недодачи продукции во время болезни работников.
Предприятия и организации, осуществляющие соответствующие меры по улучшению условий и охраны труда, получат также экономический эффект за счет сокращения штрафов за нарушение требований действующего законодательства о труде и об охране труда, уменьшения расходов, связанных с переходом на страховые принципы возмещения вреда пострадавшим на производстве и льготного пенсионного обеспечения работников за вредные и опасные условия труда.
Перечень мероприятий Программы
(тыс.рублей)
/-------------------------------------------------------------------------------------\
| | | | Источники | Сроки | |
| N | | | финансирования | испол-| |
|п/п | |Затраты|-------------------| нения | |
| | | на вы-| | Средства| | |
| | | полне-| | от штра-| | |
| | |ние ме-|Областной|фов, взи-| | |
| | |роприя-| бюджет,|маемых за| | Ответственные |
| | Наименование мероприятий | тий | в том |нарушение| | исполнители |
| | | | числе по|законода-| | |
| | | всего | годам |тельства | | |
| | | | |о труде и| | |
| | | |---------|об охране| | |
| | | |2001|2002| труда | | |
|----+--------------------------+-------+----+----+---------+-------+-----------------|
\-1----------------2-----------------3----4----5-------6--------7------------8--------/
1. Развитие нормативно-правового и организационно-методического
обеспечения создания и функционирования территориальной
системы управления охраной труда (СУОТ ВО)
1.1. Подготовка и принятие пос- 2001 г. Комитет по труду
тановления главы админист- администрации
рации Волгоградской облас- Волгоградской
ти, устанавливающего еди- области
ный порядок планирования и
осуществления работ по ох-
ране труда на предприятиях
и организациях Волгоградс-
кой области
1.2. Разработка и издание серии 122 41 41 40 2001 - Комитет по труду
практических пособий, оп- 2002 гг. администрации
ределяющих подходы предп- Волгоградской
ринимателей, организаций и области;
учреждений по организации Волгоградский
и осуществлению охраны центр науч-
труда работающих но-технической
информации
1.3. Подготовка постановления 2001 г. Комитет по труду
главы администрации облас- администрации
ти, устанавливающего новый Волгоградской
порядок обучения и провер- области
ки знаний по вопросам ох-
раны труда руководителей и
специалистов предприятий,
учреждений и организаций
1.4. Подготовка, принятие и ре- 2001 г. Комитет по труду
ализация постановления администрации
главы администрации Вол- Волгоградской
гоградской области, опре- области
деляющего порядок оценки и
выдачи экспертных заключе-
ний о соответствии лицен-
зируемых видов деятельнос-
ти требованиям законода-
тельных, нормативных пра-
вовых актов и других доку-
ментов по охране труда
1.5. Проведение областной науч- 35 20 15 2001 г. Комитет по труду
но-практической конферен- администрации
ции по проблемным (акту- Волгоградской
альным) вопросам охраны области;
труда Волгоградский
центр науч-
но-технической
информации
1.6. Разработка программного 150 75 75 2001 - Комитет по труду
обеспечения мониторинга 2002 гг. администрации
состояния условий и охраны Волгоградской
труда в Волгоградской об- области;
ласти НИИ гигиены,
токсикологии и
профпатологии;
центр госсанэ-
пиднадзора в
Волгоградской
области
II. Совершенствование информационной, аналитической,
контрольно-надзорной и профилактической работы
по охране труда
2.1. Создание областного центра 176 76 100 2001 - Комитет по труду
охраны труда с правом ока- 2002 гг. администрации
зания сервисных услуг по Волгоградской
вопросам охраны труда ор- области;
ганизациям и предприятиям Волгоградский
Волгоградской области центр науч-
но-технической
информации
2.2. Создание лаборатории экс- 295 140 95 60 2001 - Комитет по труду
пертизы условий труда и 2002 гг. администрации
аттестации рабочих мест Волгоградской
для целей сертификации области
производственных объектов
по охране труда
2.3. Создание регионального 90 90 2001 г. Комитет по труду
абонентского пункта систе- администрации
мы РИСОТ - Российской ин- Волгоградской
формационной системы нор- области
мативно-правового обеспе-
чения охраны труда субъек-
тов экономической деятель-
ности
III. Изучение производственно-профессиональных рисков, проведение
научно-исследовательских и экспериментальных работ
3.1. Подготовка и издание реко- 6 6 2001 г. Комитет по труду
мендаций по оценке травмо- администрации
безопасности рабочих мест Волгоградской
при их аттестации по усло- области;
виям труда Волгоградский
центр науч-
но-технической
информации
3.2. Разработка типового пас- 40 40 2001 г. Комитет по труду
порта и методики проведе- администрации
ния оценки условий труда в Волгоградской
подвальных, полуподвальных области;
и цокольных помещениях жи- Волгоградская
лых и иных зданий, исполь- государственная
зуемых для производствен- архитектур-
ной деятельности и под но-строительная
служебные офисы (конторы) академия;
Волгоградская
государственная
медицинская ака-
демия;
центр госсанэ-
пиднадзора в
Волгоградской
области
3.3. Разработка автоматизиро- 30 15 15 2001 - центр госсанэ-
ванной системы учета и 2002 гг. пиднадзора в
анализа профессиональной Волгоградской
заболеваемости с отражени- области
ем причинно-следственных
связей заболеваемости ра-
ботников с характеристика-
ми условий труда на рабо-
чих местах и в производс-
твенных (служебных) поме-
щениях для проведения их
инвентаризации и паспорти-
зации
IV. Профессиональное образование работников и информационное
обеспечение по вопросам охраны, экспертизы условий труда
4.1. Подготовка и издание ин- 36 36 2001 - Комитет по труду
формационных бюллетеней 2002 гг. администрации
"Охрана труда" Волгоградской
области;
Волгоградский
центр науч-
но-технической
информации;
центр госсанэ-
пиднадзора в
Волгоградской
области
4.2. Проведение тематических 60 30 30 2001 - Комитет по труду
дней специалиста по охране 2002 гг. администрации
труда на базе Волгоградс- Волгоградской
кого регионального центра области;
сотрудничества и оказания Волгоградский
услуг по вопросам условий центр науч-
и охраны труда но-технической
информации
4.3. Организация системы обуче- 2001 - Комитет по труду
ния специалистов и ответс- 2002 гг. администрации
твенных лиц за охрану тру- Волгоградской
да на предприятиях, членов области
совместных комитетов (ко-
миссий) и уполномоченных
(доверенных) лиц по охране
труда в соответствии с ус-
тановленным порядком
4.4. Пропаганда вопросов охраны 40 20 20 2001 - Комитет по труду
труда в печати и через 2002 гг. администрации
другие средства массовой Волгоградской
информации, а также через области;
выпуск информационных лист- Волгоградский
ков, памяток и буклетов центр науч-
но-технической
информации
V. Улучшение условий и охраны труда женщин и молодежи
5.1. Подготовка и издание мето- 50 40 10 2001 г. Комитет по труду
дических рекомендаций по администрации
учету требований к исполь- Волгоградской
зованию труда женщин и лиц области;
моложе восемнадцати лет Волгоградская
при проведении аттестации государственная
рабочих мест по условиям медицинская ака-
труда демия;
центр госсанэ-
пиднадзора в
Волгоградской
области
5.2. Подготовка и издание еже- 36 15 15 6 2001 - Комитет по труду
годных информационно-ана- 2002 гг. администрации
литических докладов об ак- Волгоградской
туальных проблемах в обес- области;
печении безопасных условий Волгоградская
труда женщин на предприя- государственная
тиях Волгоградской области медицинская ака-
демия;
центр госсанэ-
пиднадзора в
Волгоградской
области;
Волгоградский
центр науч-
но-технической
информации
5.3. Проведение целевых прове- 30 15 15 2001 - Комитет по труду
рок предприятий с преобла- 2002 гг. администрации
данием труда женщин по Волгоградской
вопросам соблюдения зако- области;
нодательства об охране центр госсанэ-
труда женщин и Санитарных пиднадзора в
правил и норм "Гигиеничес- Волгоградской
кие требования к условиям области
труда женщин"
Итого 1196 617 406 173
Финансовые затраты на всю программу составят - 1196 тыс.рублей,
из них из областного бюджета - 1023 тыс.рублей,
в том числе:
2001 г. - 617 тыс.рублей, 2002 г. - 406 тыс.рублей, средства от
административных штрафов, взимаемых за нарушение законодательства о
труде и об охране труда - 173 тыс.рублей.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Волгоградской областной Думы от 22 июня 2000 г. N 9/263 "Об Областной целевой программе "Улучшение условий и... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.