Управления юстиции Волгоградской области
Заключение
по результатам юридической экспертизы
Мною, главным специалистом отдела координации правотворческой деятельности Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области Беловой Н.Г., проведена юридическая экспертиза постановления главы администрации Волгоградской области "Об утверждении Правил организации выявления и централизованного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Волгоградской области и Правил учета граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей на территории Волгоградской области" от 14 сентября 2000 года N 691 на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Юридической экспертизой установлено следующее:
А) Правила организации выявления и централизованного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Волгоградской области (далее - Правила) устанавливают порядок организации выявления и централизованного учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Волгоградской области с целью их передачи на воспитание в семью на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности - в учреждения всех типов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1) В соответствии с п."ж" ст.72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита семьи, материнства и детства. Согласно ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерацией. Таким образом, принятие рассматриваемого постановления входит в полномочия органов государственной власти Волгоградской области и не противоречит Конституции РФ.
2) П.5 Правил, в части установления видов учреждений, руководители которых обязаны письменно сообщать о том, что возникли установленные законом основания для передачи ребенка на воспитание в семью противоречит нормам действующего законодательства, в частности ст.122 Семейного кодекса РФ, постановлению Правительства РФ "Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей", постановлению Правительства от 29 марта 2000 года N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства". Вышеназванные нормативные акты устанавливают, что такими руководителями являются "руководители воспитательных и лечебных учреждений". П.5 Правил устанавливает, что к таким руководителям относятся "руководители учреждений образования и здравоохранения". При этом необходимо иметь в виду, что согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 3 ноября 1999 года N 395 к учреждениям здравоохранения относятся:
А) лечебно-профилактические учреждения;
Б) учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы;
В) аптечные учреждения.
Одновременно, ФЗ "Об образовании", устанавливая различные типы образовательных учреждений под "воспитательными учреждениями" подразумевает одну из разновидностей образовательных учреждений.
Таким образом, п.5 Правил содержат более широкий круг учреждений, руководители которых обязаны письменно сообщать о том, что возникли установленные законом основания для передачи ребенка на воспитание в семью, что противоречит действующему законодательству.
3) Ч.2 п.9 Правил закрепляя за органами опеки и попечительства права на "установление наличия или отсутствия уважительных причин отказа взять своего ребенка из родительного дома..." превышает полномочия органов опеки и попечительства. В соответствии со ст.70 Семейного кодекса РФ: "Лишение родительских прав производится в судебном порядке". Статья 69 кодекса устанавливает основания, по которым родители могут быть лишены родительских прав, в том числе и в случае отказа без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо иного лечебного учреждения. Таким образом, правом на решение вопроса об уважительности причин отказа закон наделяет судебные органы при рассмотрении вопроса о лишении родительских прав в порядке особого производства.
Кроме этого, ч.2 п.9 Правил содержит положение о том, что "При отсутствии уважительных причин отказа орган опеки и попечительства использует полномочия, предусмотренные действующим законодательством, для лишения родителей родительских прав", что противоречит нормам Семейного кодекса РФ и закона Волгоградской области от 16 сентября 1999 года N 309-ОД "Об организации работы по опеке и попечительству в Волгоградской области".
Как было указано выше, лишение родительских прав - это прерогатива органов судебной власти. Органы опеки и попечительства могут выступать лишь инициаторами рассмотрения данного вопроса в суде.
Вывод: Правила организации выявления и централизованного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Волгоградской области, в указанной части противоречат нормам действующего законодательства.
Б) Правила учета граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей на территории Волгоградской области (далее - Правила учета) устанавливают порядок учета граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей на территории Волгоградской области.
Данные Правила учета граждан разработаны во исполнение постановления Правительства от 29 марта 2000 года N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" и в соответствии с законом Волгоградской области от 16 сентября 1999 года N 309-ОД "Об организации работы по опеке и попечительству в Волгоградской области".
Вывод: Правила учета граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей на территории Волгоградской области федеральному законодательству не противоречат.
Предложения:
В пункт 5 и часть 2 пункта 9 Правил организации выявления и централизованного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Волгоградской области внести изменения, с учетом замечаний Управления юстиции и требований норм действующего федерального законодательства.
Главный специалист
отдела Управления |
Н.Г.Белова |
Согласовано:
Первый заместитель
начальника Управления
советник юстиции 1 класса |
В.М.Вологин |
Утверждаю
Начальник управления Министерства
юстиции Российской Федерации
по Волгоградской области
Государственный советник
юстиции 2 класса |
В.Р.Клейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Управления юстиции Волгоградской области
Текст заключения официально опубликован не был