Заключение Управления Министерства юстиции РФ
по Волгоградской области
от 20 ноября 2000 г. N 01-01/47-00
Мною Костиным Г.В., проведена повторная юридическая экспертиза Устава (Основного Закона) Волгоградской области (далее - Устав) на предмет соответствия федеральному законодательству.
Для проведения юридической экспертизы использована действующая редакция Устава области (в ред. Закона Волгоградской области от 28.08.2000 г. N 430-ОД), с учетом внесенных изменений и дополнений, не вступивших в силу.
I. 09.11.2000 года Волгоградской областной Думой приняты следующие изменения и дополнения в Устав области:
1. в пункте 1 статьи 24 исключены слова "и постоянно, не менее одного года, проживающий на территории Волгоградской области" (прокуратура);
в пункте 2 статьи 35 исключены слова "и постоянно, не менее одного года на день проведения выборов, проживающий на территории Волгоградской области" (прокуратура);
2. пункт 1 статьи 32 после слов "прокурору области" дополнен словами "начальнику управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области" (управление юстиции);
3. подпункт "в" пункта 2 статьи 39 после слов "согласовывает назначение" дополнен словами "прокурора области и" (Глава Администрации Волгоградской области).
II. 16.11.2000 года Волгоградской областной Думой приняты следующие изменения и дополнения в Устав области:
1. пункт 2 статьи 9 после слов "установлены только" дополнен словом "федеральным" (прокуратура);
2. пункт 2 статьи 18 после слова "постоянно" дополнен словами "или преимущественно" (управление юстиции);
3. пункт 3 статьи 59 изложен в следующей редакции: "3. Полномочия органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления могут быть прекращены в порядке, установленном федеральным законодательством" (управление юстиции).
Повторной юридической экспертизой установлено.
1. Подпункт "р" пункта 1 статьи 27 Устава "к компетенции Волгоградской областной Думы относимся выражение недоверия должностным лицам администрации области" противоречит абзацу 6 пункта 3 cтатьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" "постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации".
Противоречие заключается в том, что норма Устава наделяет Волгоградскую областную Думу правом выражать недоверие должностным лицам администрации области, в назначении которых она участия не принимает.
2. Положения подпункта "е" пункта 1 статьи 37 Устава "полномочия главы администрации области прекращаются досрочно постановлением Волгоградской областной Думы в случае отзыва избирателями", абзаца 2 пункта 2 статьи 37 Устава "в случае отзыва избирателями полномочия главы администрации прекращаются с момента принятия областной Думой соответствующего постановления по результатам референдума", а также статьи 38 (Досрочный отзыв главы администрации Волгоградской области избирателями) Устава противоречат Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2000 г. N 10-П, признавшему не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт 1 статьи 19 федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в части досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае его отзыва избирателями субъекта Российской Федерации.
Противоречие заключается в том, что рассматриваемые отношения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Указанным постановлением Конституционного суда установлено, что институт отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) может быть введен при условии установления надлежащих правовых оснований и процедур.
Следовательно, основанием для отзыва может служить лишь неправомерная деятельность соответствующего должностного лица, т.е. конкретное правонарушение, факт совершения которого установлен в надлежащем юрисдикционном порядке.
При этом, пункт 1 статьи 38 Устава, устанавливающий основания для отзыва главы администрации области, а именно: "в случае, неисполнения или ненадлежащего исполнения главой администрации Волгоградской области своих обязанностей, неоднократного или грубого нарушения Конституции Российской Федерации, Устава Волгоградской области, федерального и областного законодательства глава администрации области может быть досрочно отозван избирателями" не определяет момента возникновения надлежащих правовых оснований для применения института отзыва, что, по мнению Конституционного суда, противоречит принципам народовластия, свободных демократических выборов и нарушает гарантии самостоятельности органов исполнительной власти.
Указанное обстоятельство является основание для признания указанных норм Устава, противоречащими Конституции Российской Федерации.
Редакционное замечание.
3. Подпункт "б" пункта 1 статьи 46 Устава "Волгоградская область самостоятельно осуществляет на территории области финансовую, ценовую, бюджетную, налоговую, инвестиционную, кредитную политику, за исключением полномочий и предметов ведения, находящихся в ведении Российской Федерации", в части самостоятельного осуществления ценовой политики, противоречит пункту "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации "в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки".
Юридической экспертизой отмечена некорректность рассматриваемой нормы.
Таким образом, юридической экспертизой установлено, что нормы Устава (Основной Закон) Волгоградской области, а именно:
- подпункт "р" пункта 1 статьи 27;
- подпункта "е" пункта 1 статьи 37, абзаца 2 пункта 2 статьи 37,
- подпункт "б" пункта 1 статьи 46,
противоречат Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Предложения управления юстиции:
1. Изложить подпункт "р" пункта 1 статьи 27 Устава области в следующей редакции: "выражение недоверия должностным лицам администрации области, в назначении которых на должность Волгоградская областная Дума принимает участие".
2. Подпункт "е" пункта 1 статьи 37, абзац 2 пункта 2 статьи 37, статью 38 Устава исключить.
3. Изложить подпункт "б" пункта 1 статьи 46 Устава области в следующей редакции: "в соответствии с федеральным законодательством самостоятельно осуществляет на территории области финансовое, ценовое, бюджетное, налоговое, инвестиционное и кредитное регулирование".
Начальник отдела Управления
Советник юстиции III класса |
Г.В.Костин |
Утверждено
Начальник Управления
Министерства юстиции Российской
Федерации по Волгоградской области
Государственный советник
юстиции II класса |
В.Р.Клейн |
20 ноября 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 20 ноября 2000 г. N 01-01/47-00
Текст заключения официально опубликован не был