Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Волгоградской
областной Думы
от 11 января 2001 г. N 1/17
Областная целевая программа
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера на территории
Волгоградской области до 2005 года"
Паспорт Программы
Наименование Областная целевая программа "Снижение рисков и смяг-
Программы чение последствий чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера на территории Волгоградской
области до 2005 года" (далее - Программа)
Основание Распоряжение главы администрации Волгоградской облас-
для разработки ти от 25.09.2000 г. N 904-р
Программы
Государственный Главное управление по делам гражданской обороны и
заказчик чрезвычайным ситуациям администрации Волгоградской
Программы области
Государственные Волгоградский областной центр по гидрометеорологии и
заказчики мониторингу окружающей среды; Нижне-Волжское бассей-
по отдельным новое водное управление; комитет природных ресурсов
направлениям по Волгоградской области
Программы
Координатор Главное управление по делам гражданской обороны и
Программы чрезвычайным ситуациям администрации Волгоградской
области
Основные Главное управление по делам гражданской обороны и
разработчики чрезвычайным ситуациям администрации Волгоградской
Программы области
Цель и основные Целью Программы являются снижение рисков и смягчение
задачи Программы последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий на
территории Волгоградской области для повышения уровня
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуа-
ций природного и техногенного характера.
Основными задачами Программы являются:
создание и развитие научно-методической основы управ-
ления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций;
формирование нормативно-правовой и методической базы
для обеспечения государственного контроля и нормиро-
вания рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
разработка экономических механизмов регулирования де-
ятельности по снижению рисков и смягчению последствий
чрезвычайных ситуаций;
создание и развитие систем прогнозирования и монито-
ринга чрезвычайных ситуаций;
развитие системы информационного обеспечения управле-
ния рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, мо-
дернизация автоматизированных систем управления, со-
вершенствование систем связи и оповещения населения о
чрезвычайных ситуациях;
совершенствование материально-технического обеспече-
ния деятельности по снижению рисков и смягчению пос-
ледствий чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы подготовки специалистов по
управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуа-
ций, а также подготовки населения к действиям в чрез-
вычайных ситуациях
Сроки и этапы 2001-2005 годы
реализации Исходя из существующего научно-технического и произ-
Программы водственного потенциала, а также экономической ситуа-
ции в стране, выполнение Программы разделено на два
связанных между собой этапа:
результаты работ на первом этапе Программы (2001-2002
годы) становятся основой для реализации второго этапа
(2003-2005 годы)
Перечень основ- Разработка и реализация системы мер по выявлению
ных мероприятий опасностей и комплексному анализу рисков возникнове-
Программы ния чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация системы мер по прогнозирова-
нию и мониторингу чрезвычайных ситуаций;
развитие системы информационного обеспечения управле-
ния рисками возникновения чрезвычайных ситуаций;
разработка и ввод в действие системы государственного
регулирования в области снижения рисков и смягчения
последствий чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация системы мер по снижению рис-
ков, смягчению последствий и защите населения и тер-
риторий от чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация системы мер по подготовке на-
селения и специалистов к действиям по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, развитию методи-
ческой базы и совершенствованию материально-техничес-
кого обеспечения деятельности по снижению рисков и
смягчению последствий чрезвычайных ситуаций
Основные Главное управление по делам гражданской обороны и
исполнители чрезвычайным ситуациям администрации Волгоградской
Программы области; управления по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям при администрациях категориро-
ванных городов; органы местного самоуправления горо-
дов и районов области; Волгоградский областной центр
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
Нижне-Волжское бассейновое водное управление; комитет
природных ресурсов по Волгоградской области; комитет
по сельскому хозяйству и продовольствию администрации
Волгоградской области; управление Нижне-Волжского ок-
руга госгортехнадзора России; ОАО "Волгоградэлектрос-
вязь"; институт химических проблем Академии естест-
венных наук Российской Федерации; потенциально-опас-
ные объекты экономики, а также организации, определя-
емые на конкурсной основе
Объемы и источ- Общий объем финансирования Программы за счет всех ис-
ники финансиро- точников финансирования составляет 36,063 млн.рублей
вания Программы в том числе:
из областного бюджета - 30,063 млн.рублей
за счет средств предприятий, организаций и других
внебюджетных источников - 6,0 млн.рублей
I этап (2001-2002 гг.) всего - 6,0 млн.рублей
в том числе:
из областного бюджета - 5,5 млн.рублей
за счет средств предприятий, организаций и других
внебюджетных источников - 0,5 млн.рублей
II этап (2003-2005 гг.) всего - 30,063 млн.рублей
в том числе:
из областного бюджета - 24,563 млн.рублей
за счет средств предприятий, организаций и других
внебюджетных источников - 5,5 млн.рублей
Ожидаемые Расчетный срок окупаемости затрат на программные ме-
конечные роприятия составит 3,5-4 года:
результаты преодоление неблагоприятной тенденции роста в Рос-
от реализации сийской Федерации количества чрезвычайных ситуаций;
Программы снижение на 40-50 процентов рисков возникновения
чрезвычайных ситуаций для населения, проживающего в
районах, подверженных воздействию опасных факторов
природного и техногенного характера;
сокращение в 2-3 раза затрат на ликвидацию чрезвычай-
ных ситуаций;
уменьшение на 30-40 процентов потерь населения при
чрезвычайных ситуациях
Система контроля Контроль за исполнением Программы возлагается на
за исполнением главное управление по делам гражданской обороны и
Программы чрезвычайным ситуациям администрации Волгоградской
области.
Текущая информация и ежеквартальные доклады о ходе
выполнения Программы и об использовании средств об-
ластного бюджета представляются исполнителями Прог-
раммы в установленном порядке
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Волгоградской области до 2005 года" (далее - Программа) разработана в соответствии с приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 22 ноября 1999 г. N 627, с распоряжением главы администрации Волгоградской области от 25 сентября 2000 г. N 904-р и на основании федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года".
Современный период развития общества характеризуется все более нарастающими противоречиями между человеком и окружающей его природной средой. Крупные аварии и катастрофы техногенного и природного характера в последние десятилетия оказали существенное влияние на жизнь и здоровье населения планеты, его среду обитания.
За 30 последних лет в нашей стране от аварий, катастроф и стихийных бедствий пострадало более 10 млн.человек, из них погибло более 600 тыс. человек. Суммарный экономический ущерб за этот период сопоставим со среднегодовым валовым внутренним продуктом (далее - ВВП) Российской Федерации. Имеет место рост социальных и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС). За этот период среднегодовой прирост потерь составил: по числу погибших - 4,3 процента, пострадавших - 8,6 процента и материальному ущербу - 10,4 процента. По оценкам отечественных ученых и экспертов возможный среднегодовой совокупный материальный ущерб с затратами на ликвидацию последствий ЧС в ближайшие годы в нашей стране может составить от 5 до 7 процентов ВВП страны.
На территории Российской Федерации сохраняются высокий уровень техногенной и природной опасности и тенденция роста количества и масштабов последствий ЧС. При этом более половины населения России проживает в условиях повышенного риска, вызванных угрозой ЧС различного характера.
Только за 1999 год на территории Волгоградской области зарегистрировано 18 чрезвычайных ситуаций техногенного характера, из них по классификации локальных - 12, местных - 6. Погиб один человек, пострадало 11 человек, нарушены условия жизнедеятельности 58 тыс.человек. Материальный ущерб составил 1,65 млн.рублей. Кроме того, на территории области произошло 5098 пожаров на объектах экономики, в зданиях и сооружениях жилого и социально-бытового назначения, в которых погибло 238 человек, пострадало 168 человек. Материальный ущерб составил 10,33 млн. рублей.
Сохраняющаяся тенденция ежегодного роста количества и масштабов последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий Волгоградской области от ЧС, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.
До недавнего времени первостепенное внимание в решении проблем защиты населения и территории от ЧС уделялось ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Однако эти усилия становятся все менее эффективными и более затратными. Имеющиеся ограниченные ресурсы должны быть в первую очередь направлены на снижение риска и обеспечение безопасности человека, а не на оплату огромных расходов при покрытии причиненного ущерба.
По расчетам международных экспертов и ученых Российской академии наук затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к стихийным бедствиям в 10-15 раз меньше величины предотвращенного ущерба.
Анализ и управление рисками должны лечь в основу системы регулирования безопасности населения и территорий и обеспечить преодоление негативной тенденции роста числа ЧС природного и техногенного характера. Так, например, в тех странах Западной Европы, где осуществляются меры государственного регулирования с целью снижения риска ЧС, число аварий и катастроф сократилось за десять лет в 7-10 раз. Подобные меры оказываются наименее затратными и в экономическом отношении.
Несмотря на сложности социально-экономического развития, в Волгоградской области в последнее время уделялось серьезное внимание вопросам защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Завершен первый этап создания территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - РСЧС). На этом этапе в основном решались задачи спасения населения от аварий, катастроф и стихийных бедствий. Главная задача второго этапа развития РСЧС - снижение рисков и смягчение последствий ЧС, то есть осуществление комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.
Целью государственной политики в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера должно стать обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в пределах показателей приемлемого для государства риска.
Проблема не может быть решена только на основе существующих механизмов регулирования и практического обеспечения мер защиты населения и территорий от ЧС. Нужен принципиально иной подход к ее решению. В основу нового подхода целесообразно положить принцип приемлемого риска.
Поэтому проблема снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера в Волгоградской области носит характер первостепенной важности и ее решение относится к приоритетной сфере обеспечения национальной безопасности страны в целом и области в частности. Для решения проблемы требуется принятие неотложных мер во избежание потери условий для устойчивого развития экономики и ее способности к расширенному воспроизводству. Проблема носит межведомственный и межрегиональный характер и требует комплексного подхода на государственном уровне, повышения ответственности органов власти и руководителей всех уровней за своевременное проведение мероприятий по предупреждению ЧС, а в случае их возникновения - организованную ликвидацию последствий.
Современное состояние территориальной подсистемы РСЧС Волгоградской области и уровень ее развития не в полной мере обеспечивают комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от ЧС. Механизмом практической реализации основных положений государственной политики в области предупреждения ЧС и уменьшения их последствий, должен стать программно-целевой метод.
2. Цель и задачи Программы
Главной целью Программы является снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий на территории Волгоградской области для повышения уровня защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
создание и развитие научно-методической основы управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций;
формирование нормативно-правовой и методической базы для обеспечения государственного контроля и нормирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
разработка экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
создание и развитие систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций;
развитие информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, модернизация автоматизированных систем управления, совершенствование систем связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуаций;
совершенствование материально-технического обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы подготовки специалистов по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, а также подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Достижение главной цели Программы позволит осуществить на территории Волгоградской области постоянный мониторинг, прогнозировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций и на этой основе своевременно разрабатывать и реализовывать систему мер по предупреждению.
3. Этапы и сроки реализации Программы
Реализацию мероприятий Программы планируется осуществить в течение 5 лет в два этапа:
первый этап - 2001-2002 годы;
второй этап - 2003-2005 годы.
Реализация мероприятий первого этапа позволит:
более всесторонне обеспечить прогнозирование возможных ЧС природного и техногенного характера, их степень опасности с последующими разработками рекомендаций по снижению вреда населению и территорий области;
обеспечить максимальное снижение масштабов ущерба от ЧС и гибели населения, оказание помощи пострадавшим за счет оперативного использования резервов материальных средств и применения мобильных сил поисково-спасательной службы области в соответствии с Положением о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
оперативно реагировать на изменение обстановки за счет создания устойчивой и надежной системы управления, оповещения и связи.
Второй этап предусматривает совершенствование территориальной подсистемы РСЧС Волгоградской области с учетом выполнения мероприятий первого этапа, что отвечает положениям экономической политики России.
4. Механизм реализации Программы
Финансирование мероприятий Программы общей стоимостью 36,063 млн.рублей предусматривается за счет областного бюджета, средств предприятий и организаций и других внебюджетных источников.
Механизм реализации программы определяется как взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих выполнение мероприятий Программы.
Всего затрат: 36,063 млн.рублей
в том числе:
из областного бюджета 30,063 млн.рублей
за счет средств предприятий, организаций
и других внебюджетных источников 6,0 млн.рублей
первый этап (2001-2002 годы) всего: 6,0 млн.рублей
в том числе:
из областного бюджета 5,5 млн.рублей
за счет средств предприятий, организаций
и других внебюджетных источников 0,5 млн.рублей
второй этап (2003-2005 годы) всего: 30,063 млн.рублей
в том числе:
из областного бюджета 24,563 млн.рублей
за счет средств предприятий, организаций
и других внебюджетных источников 5,5 млн.рублей.
В ходе реализации Программы могут быть рассмотрены возможности привлечения финансовых средств за счет налоговых и таможенных льгот, льготного кредитования, использования страховых взносов, государственной поддержки эффективных инвестиционных программ и проектов в области защиты населения и территорий, участия акционерного и частного капитала.
Конкретные формы и методы финансирования и привлечения внебюджетных источников разрабатываются в процессе осуществления Программы.
5. Перечень мероприятий и работ по реализации Программы
/-----------------------------------------------------------------------\
| | Стои- | | |
| Наименование | мость | Сроки | Ответственные |
| мероприятий | работ | выполнения | исполнители |
| | млн. | | |
| | рублей | | |
|----------------------------+--------+--------------+------------------|
\---------------1-----------------2-----------3----------------4--------/
1. Создание территориальной системы мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций
Развитие областной сейсмоло- первый этап - ГУ ГОЧС
гической лаборатории (приоб- 0,2 2001-2002 гг. Институт физики
ретение подвижной сейсмос- второй этап - земли
танции) 0,3 2003-2005 гг.
Создание Волгоградского фи- первый этап - ГУ ГОЧС
лиала Агентства мониторинга 0,4 2001-2002 гг. ВНИИ
и прогнозирования МЧС Рос- второй этап - МЧС РФ
сийской Федерации в здании 0,7 2003-2005 гг.
ОАО "Ахтуба"
Организация долгосрочного первый этап - ГУ ГОЧС
прогнозирования возможных ЧС 0,1 2001-2002 гг. ВНИИ
второй этап - МЧС РФ
0,2 2003-2005 гг.
Разработка электронной карты первый этап - ГУ ГОЧС
Волгоградской области с ука- 0,3 2001-2002 гг. ВНИИ
занием зон возможных ЧС МЧС РФ
2. Совершенствование системы управления, оповещения и связи
Создание единой дежурно-дис- первый этап - ГУ ГОЧС
петчерской службы (ЕДДС) 0,6 2001-2002 гг. АО "Электросвязь"
Развитие информационно-уп- первый этап - ГУ ГОЧС
равляющего аналитического 0,4 2001-2002 гг. ВНИИ
центра МЧС РФ
Строительство локальных сис- первый этап - Руководители орга-
тем оповещения вокруг потен- 0,3 2001-2002 гг. низаций и предпри-
циально опасных объектов ятий потенциально
опасных объектов
экономики АО
"Электросвязь"
<< Назад |
||
Содержание Постановление Волгоградской областной Думы от 11 января 2001 г. N 1/17 "Об областной целевой программе "Снижение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.