Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Волгоградского
городского Совета народных депутатов
от 22 июня 2000 г. N 15/180
Программа
"Молодежь Волгограда" на 2000-2001 годы
Паспорт
Программы "Молодежь Волгограда" на 2000-2001 годы
Наименование - Программа "Молодежь Волгограда" на 2000-2001 годы
(далее - Программа).
Разработчики - комитет по делам молодежи департамента образования,
и исполнители спорта и молодежной политики администрации Волго-
града (далее - комитет по делам молодежи), районные
комитеты, отделы по делам молодежи, муниципальное
учреждение "Социум", молодежные и детские обществен-
ные объединения и организации, студенческие клубы.
Цели и задачи - создание условий для гражданского становления, ду-
Программы ховно-нравственного и патриотического воспитания
молодежи Волгограда;
- решение социально-экономических проблем молодежи;
- решение вопросов профессионального развития и заня-
тости молодежи;
- содействие интеллектуальному и физическому развитию
молодежи;
- развитие художественного и научно-технического
творчества, массовых видов спорта;
- правовая защита и социальная поддержка студенческой
молодежи;
- поддержка молодежных и детских общественных объеди-
нений и организаций.
Объемы и источ- - общий объем необходимых финансовых средств для реа-
ники финансиро- лизации Программы в 2000 году из бюджета города -
вания 1975,0 тыс.рублей;
- в 2001 году из бюджета города - 3469,0 тыс.рублей.
Ожидаемые - повышение духовно-нравственного, гражданского по-
результаты тенциала, социальной активности молодежи Волгогра-
реализации да;
Программы - снижение уровня безработицы, обеспечение вторичной
и сезонной занятости молодежи;
- создание условий для поддержки молодой семьи, сок-
ращение числа разводов;
- улучшение здоровья молодого поколения, снижение
наркомании, алкоголизма в молодежной среде.
Организация - комитет по делам молодежи, департамент экономики и
контроля за инвестиций, департамент финансов администрации Вол-
исполнением гограда;
Программы - постоянная комиссия Волгоградского городского Сове-
та народных депутатов по образованию, культуре и
молодежной политике.
Введение
Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, развитие молодежных объединений, движений и инициатив.
Несмотря на определенные успехи в реализации отдельных направлений государственной молодежной политики и ее целевых программ на территории Волгограда, необходимо отметить, что на общегородском уровне комплексный подход еще не сложился.
С одной стороны, исполнители проводят большую работу, но с другой, молодежь - субъект этой политики недостаточно активна и не получает должного решения своих жизненно важных проблем.
Социальные процессы, происходящие в обществе, существенно влияют на социальное самочувствие, ценностные ориентации молодежи. По данным опроса, проведенного научно-исследовательским центром Московского института молодежи в 1999 году, каждый десятый опрошенный молодой человек считал, что переход к рыночной экономике поставил его перед необходимостью вступления в криминальные отношения. Наибольший рост недовольства молодежи относится к снижению уровня жизни этой части населения.
Очевидно, что в настоящее время необходимо обеспечить молодым людям условия, в которых можно было бы реализовать свой потенциал, сформировать качества жизнеспособного поколения.
Такие условия возможно создать только при наличии программы, обеспечивающей совместную деятельность всех исполнителей молодежной политики. Такая программа должна быть долгосрочной, рассчитанной на 2 года и предусматривающей ежегодный анализ достигнутых результатов.
Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи Волгограда.
В этой связи предусматривается решение следующих задач:
- обеспечение соблюдения прав молодежи;
- формирование условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления личности, всестороннего развития личности;
- формирование системы временной и вторичной занятости молодежи;
- профилактика наркомании, правонарушений среди молодежи;
- поддержка и развитие различных форм художественного, технического, научного творчества;
- поддержка деятельности молодежных и детских объединений;
- развитие системы социальных служб и информационного обеспечения молодежи, позитивных форм организации досуга.
Основное содержание Программы
Основное содержание Программы обеспечивается системой взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, молодежных и детских общественных объединений и организаций, участвующих в реализации молодежной политики и занимающихся воспитанием молодого поколения города.
Такая система предусматривает:
- гражданско-патриотическое воспитание;
- профилактику наркомании, правонарушений;
- развитие системы досуга, поддержку талантливой молодежи;
- поддержку молодежных и детских общественных объединений;
- поддержку студенческой молодежи;
- поддержку молодой семьи;
- организацию занятости и трудоустройства;
- организацию работы по месту жительства;
- создание информационной системы для молодежи;
- развитие специализированных учреждений.
Гражданско-патриотическое воспитание молодежи является наиболее важным направлением с точки зрения сохранения и приумножения героической истории Волгограда.
Идеологическое содержание Программы обеспечивается "концепцией городской программы формирования гражданского патриотизма", а также широкими возможностями города-героя Волгограда: мемориалом "Мамаев курган", музеем-панорамой "Сталинградская битва", областным краеведческим музеем, множеством памятных мест, связанных с историей города, а также возрождающимся интересом молодежи к прошлому и непримиримостью к современным военным событиям.
Данное направление Программы реализуется в первую очередь через взаимодействие с городским советом ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, заинтересованными структурами органов местного самоуправления, общественными организациями, воинскими частями, каждые из которых вносят в реализацию Программы имеющийся опыт, способствуют оптимальному решению поставленных задач.
В процессе реализации Программы необходимо проводить исследования среди молодежи, обсуждая проблемы гражданско-патриотического воспитания на созданном координационном совете, тематические конкурсы на лучшие проекты, на практике обеспечивающие гражданскую и патриотическую направленность, а также общие для всей молодежи мероприятия: встречи, фестивали, акции.
Профилактика наркомании, правонарушений среди молодежи
Одной из самых актуальных проблем нашего времени является распространение злоупотребления психоактивными веществами в подростковой и молодежной среде.
Наркомания и связанная с ней преступность в Волгограде, как и в целом в Российской Федерации, приобретают все более значительные масштабы. Количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, с каждым годом увеличивается. Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи (54% употребляющих наркотики - лица до 30 лет). Употребление наркотических веществ все более распространяется в молодежной среде. В то же время на уровне ближайшего окружения и в семье проблема наркомании практически не обсуждается.
Целями данного направления Программы являются:
- развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди подростков и молодежи Волгограда;
- реализация комплекса профилактических мероприятий по предупреждению наркозависимости у молодежи;
- разработка механизмов развития социальной системы профилактического антинаркотического воздействия;
- развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики и предупреждения злоупотребления психоактивных веществ.
Реализация данного направления Программы предусматривает три основных этапа:
1. Подготовительный:
- построение эффективной структуры взаимодействия с различными образовательными, социальными, социально-культурными учреждениями по антинаркогенной профилактике.
2. Основной:
- проведение научно-методической и учебно-просветительской работы по проблеме злоупотребления психоактивными веществами среди подростков и молодежи;
- организация цикла занятий (лекции, беседы, круглые столы) для социальных педагогов, психологов, учителей школ, преподавателей средних специальных учебных заведений по выявлению лиц из числа подростков и молодежи, употребляющих психоактивные вещества;
- разработка и внедрение методик проведения занятий, тренингов с подростками и молодежью по профилактике злоупотребления психоактивными веществами;
- работа с родителями подростков, употребляющих психоактивные вещества.
3. Заключительный (аналитический):
- обратная связь, исходящая от молодежи, являющейся непосредственным участником профилактических мероприятий;
- анализ эффективности мероприятий данного направления Программы с точки зрения ближайшего социального окружения участников (родители, преподаватели, классные руководители, психологи, товарищи);
- анализ специалистами соотношения между ожидаемыми и реально достигнутыми результатами проводимой профилактической работы с целью внесения в структуру данного направления необходимых корректив (социальные опросы, активная форма мониторинга, анкеты, диагностические методики).
Решение множества актуальных для города проблем невозможно без участия общественных объединений, для чего необходимо развивать систему поддержки молодежных и детских общественных объединений.
Одна из главных задач общества - максимально использовать потенциал детских и молодежных общественных объединений в решении вышеупомянутых проблем.
Это требует дальнейшей разработки и внедрения в жизнь механизма муниципальной молодежной политики на территории Волгограда на основе объединения организационных и финансовых возможностей органов местного самоуправления, общественных объединений. Программа предусматривает ряд мер, обеспечивающих правовые, организационные, экономические и другие условия, гарантии и стимулы поддержки деятельности детских и молодежных общественных объединений в городе.
На конец 1999 года в Волгограде официально зарегистрировано более 40 детских и молодежных общественных организаций. Все они ориентированы на разнообразные социальные категории и группы детей, молодежи и стремятся вести деятельность по развитию широкого спектра их интересов.
Анализируя практику поддержки детских и молодежных организаций в Волгограде и учитывая, что деятельность молодых людей в подобного рода организациях остается недостаточно широкой, представляется крайне необходимым увеличение эффективности муниципальной поддержки детского и молодежного движения, а также укрепление необходимой инфраструктуры такой поддержки в нашем городе.
Муниципальная поддержка молодежных и детских общественных объединений осуществляется на основе принципов приоритета общих гуманистических, трудовых, исторических и патриотических ценностей в деятельности детских и молодежных организаций; признания общественной полезности и самостоятельности детских молодежных общественных объединений, их права на участие в определении мер муниципальной поддержки.
Финансовая муниципальная поддержка детских и молодежных общественных объединений, их деятельности, реализации программ и проектов осуществляется в виде выделений субсидий:
- общие субсидии выделяются общественным объединениям, включенным в городской реестр;
- частичные субсидии предоставляются по результатам конкурса социальных проектов (программ) общественных организаций;
- специальные субсидии выдаются в виде грантов, обозначенных именами выдающихся волгоградцев, на реализацию конкурсных проектов по различным направлениям творческой и социальной деятельности молодежи.
Наряду с другими категориями молодого населения города наиболее активной частью выступает студенчество и в своих взглядах, в ценностных ориентациях отражает стремление к социальным изменениям, реформированию российской действительности. Поддержка студенческой молодежи является неотъемлемой частью настоящей Программы.
Программа поддержки студенческой молодежи включает в себя работу по поддержке студенческих инициатив в области интеллектуальных и научных программ, которая осуществляется через участие студентов в научно-практической эстафете "Волгоград - город XXI века", в городском межвузовском смотре-конкурсе студенческих научных работ "Социокультурные исследования", в конкурсе социального проектирования и в межвузовском фестивале интеллектуальных игр.
Содействие в решении ряда социальных вопросов предполагается осуществлять через открытие молодежных пунктов проката на базе общежитий учебных заведений; поддержку деятельности органов студенческого самоуправления; организацию и проведение смотра-конкурса общежитий учебных заведений; организацию досуга и развитие сети студенческих клубов; разработку механизма взаимодействия между вузами; работу городского студенческого Совета.
Программа направлена на достижение этих результатов через привлечение к решению названных проблем студенческих клубов и студенческих профкомов.
Поддержка молодой семьи является одним из направлений Программы, так как от социально-экономических условий жизни молодой семьи (в целом от образа жизни) зависит изменение демографической ситуации, физическое и духовное развитие новых поколений и, как следствие развитие города.
Оказание поддержки молодой семьи осуществляется через:
- работу студенческих клубов "Молодая семья";
- проведение "круглых столов", сбор и обработку аналитических материалов, проведение социологических опросов, анкетирования;
- работу консультативных центров по вопросам супружеских отношений, по воспитанию детей, по медицинским и другим проблемам, по планированию семьи, по обучению экономическим, правовым основам брака;
- работу специализированных учреждений, в том числе муниципального учреждения "Социум" (консультации, телефон доверия).
Организация занятости и трудоустройства молодежи
Вопросы профессиональной подготовки, психологической поддержки и трудоустройства молодого гражданина, содействие развитию его навыков к предпринимательству требуют особого внимания со стороны органов власти всех уровней.
В этой связи предусматривается решение следующих задач:
1. Разработка нормативно-правовой базы и создание системы оказания консультационно-справочных услуг.
2. Содействие созданию условий для реализации прав молодежи на полноценное социальное, интеллектуальное и трудовое развитие.
3. Разработка механизма допрофессиональной подготовки подростков и молодежи.
4. Ориентирование подростков на выбор будущей профессии, раскрытие их внутреннего потенциала.
5. Создание банка данных предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих прием граждан из числа молодежи, для трудоустройства, в том числе в рамках целевых программ:
- "Молодежная практика";
- временная занятость подростков;
- общественные работы для молодежи.
6. Анализ потребности предприятий и организаций в кадрах.
7. Создание дополнительных рабочих мест для молодых людей.
8. Обеспечение молодежи информацией о возможностях трудоустройства.
9. Ориентирование работы на все возрастные группы молодежи начиная с 14 до 29 лет:
- студенческую и учащуюся молодежь;
- молодежь, впервые ищущую работу;
- молодых людей, вынужденно не работающих;
- уволенных с действительной военной службы;
- подростков, бросивших учебу, но еще не достигших 16 лет;
- подростков, желающих трудиться в свободное от учебы время;
- квотирование рабочих мест для выпускников.
Организация работы с молодежью по месту жительства базируется на новых концептуальных и правовых основах, обновляющийся трудовой потенциал, социальную политику государства.
В контексте молодежной политики эта работа определена как социально-клубная, т.е. обеспечивающая формирование, проектирование и реализацию социально-воспитательной и культурно-образовательной деятельности с детьми, подростками и молодежью, максимально приближенной к их собственному месту жительства.
Анализ состояния такой работы в Волгограде показывает, что ее реальной материальной базой (пусть еще недостаточно мощной) являются подростковые клубы города, осуществляющие постоянную, повседневную работу с молодежью на профессиональной основе.
Существует ряд проблем, характеризующих состояние подростковых клубов и их деятельность:
- снижение возраста молодежи, с которой работают клубы, превращение большинства клубов в детские и, соответственно, изменение форм работы;
- дефицит кадров, отсутствие отраслевых подходов к подготовке и переподготовке профильных специалистов, слабое методическое обеспечение;
- неопределенность статуса клуба;
- недостаточное материально-техническое и финансовое обеспечение.
Данное направление работы строится в рамках выполнения постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 06.08.99 N 64/731 "О Программе совершенствования работы с подростками и молодежью по месту жительства на 1999-2002 гг.", с учетом выделяемых размеров финансирования из бюджета города по разделу "Молодежная политика".
Молодежная развивающаяся среда невозможна без оперативной информации, позволяющей анализировать те или иные процессы в сфере демографии, социального состояния, обучения, трудоустройства, досуга.
В настоящее время такая информация разрозненна, недостаточно систематизирована.
Именно на систематизирование такой информации и направлена деятельность по созданию "Молодежной информационной системы".
Для создания такой системы необходимо:
- провести анализ действующих источников информации;
- систематизировать информацию;
- создать программу оперативного информирования.
В результате выполнения этих задач информационная система будет обеспечиваться:
- действующим оперативным телефоном "Информация для молодых";
- изданием информационных бюллетеней по юридическим, социальным, политическим вопросам;
- изданием печатных сборников по изучению и внедрению инновационных форм в сфере молодежной политики;
- выпуском молодежной газеты и тематических передач на радио и телевидении;
- пропагандой через средства массовой информации позитивных ценностей в молодежной среде;
- формированием системы социальных, культурных ценностей у молодого населения города;
- проведением социологических исследований по актуальным вопросам молодежной политики.
Культурные ценности молодежи, доминирующие в молодежной среде стили интеллектуального, эмоционального, духовного восприятия и отражения действительности, играют важнейшую роль в выборе ею того или иного будущего. Именно духовная культура, основные формы ее воспроизводства - наука, искусство, нравственность - образуют ядро культуры в целом, определяют характер любой активности поколения, его представителей. В реализации возможностей для саморазвития личности, для культурного и интеллектуального роста важную роль играет использование молодым человеком своего свободного времени.
Осуществляемые меры по развитию системы досуга и поддержки талантливой молодежи направлены на сохранение и развитие интеллектуального и творческого потенциала молодежи Волгограда.
Данное направление Программы должно способствовать содействию развития самодеятельного художественного движения молодежи; созданию экономических и организационных условий для функционирования системы содействия молодежи в творческом развитии, поиске, поддержке и социальной защите талантливой молодежи в сфере науки и техники; возрождению интеллектуального и духовного потенциала.
Достичь такой системы в процессе реализации Программы предполагается через:
- развитие сети конкурсов-фестивалей по различным жанрам художественного творчества;
- поиск и поддержку молодых талантов, организуя конкурсы, конференции, выставки;
- организацию массовых молодежных праздников.
Система поиска и поддержки молодых талантов позволит охватить наибольшее количество молодежи и оказать поддержку наиболее талантливым молодым людям.
Участниками Программы являются самодеятельные детские и молодежные коллективы, студии и объединения.
Составной частью реализации молодежной политики является создание специализированных учреждений, оказывающих социальные услуги для молодежи, учитывающие специфику данной возрастной категории, в связи с большой потребностью в социальной поддержке молодых людей.
Создание и развитие специализированных учреждений основываются на общих основаниях системы социальных учреждений, реализующих сходные цели, но при этом обладающих рядом особенностей:
- оказывают услуги, представляющие интерес для молодых людей преимущественно в связи с проблемами жизненного старта и другими собственно молодежными проблемами;
- представляют помощь в формах и способами, соотносимыми с особенностями молодежной структуры;
- оказывают услуги и помощь преимущественно силами молодых людей.
Достижение этих целей предполагает решение следующих основных задач:
- организация системы квалифицированного и разностороннего консультирования молодежи в зависимости от конкретных причин социальной дискомфортности;
- оказание помощи молодым гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
- развитие социальной инфраструктуры с учетом специфики молодежи;
- создание сети молодежных досуговых центров.
Механизм реализации Программы
Комитет по делам молодежи департамента образования, спорта и молодежной политики администрации Волгограда осуществляет координацию работ по реализации Программы, в соответствии с планом мероприятий вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации.
Комитет по делам молодежи департамента образования, спорта и молодежной политики администрации Волгограда ежеквартально анализирует ход реализации Программы и обеспечивает дальнейшее ее развитие.
Взаимодействие комитета по делам молодежи департамента образования, спорта и молодежной политики администрации Волгограда с исполнителями мероприятий Программы осуществляется на основе контрактов и договоров, определяющих права и обязанности заказчика и исполнителей, регулирующих их отношения.
Ожидаемые результаты:
- повышение духовно-нравственного гражданского потенциала, социальной активности молодого поколения Волгограда;
- снижение уровня безработицы, обеспечение вторичной и сезонной занятости молодежи;
- создание условий для поддержки молодой семьи, снижение числа разводов;
- улучшение здоровья молодых, снижение наркомании, алкоголизма в молодежной среде.
Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Волгоградский городской Совет народных депутатов и администрация Волгограда в пределах своей компетенции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.