Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 02 августа 1999 года N 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ" и Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 27 октября 2000 года N 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области", в порядке ревизии провело юридическую экспертизу закона Волгоградской области от 30.07.96 г. N 78-ОД "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области" (далее Закон).
Юридическая экспертиза проведена по запросу председателя комитета по экономической политике Волгоградской областной Думы.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Закон устанавливает правовые основы инвестиционной деятельности, условия вложения средств, определяет порядок осуществления поддержки инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области и порядок управления собственностью, созданной в результате инвестиционной деятельности.
Данную сферу регулируют:
1. Конституция РФ;
2. Закон РСФСР от 26.06.91 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР";
3. Федеральный закон от 25.02.99 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";
4. Федеральный закон от 09.07.99 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ";
5. Федеральный закон от 30.12.95 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".
Инвестиционная деятельность регулируется нормами различных отраслей законодательства (гражданское, финансовое и др.), поэтому отнести рассмотрение данного вопроса к конкретной отрасли (вопросу ведения) не представляется возможным.
Инвестиционная деятельность в Российской Федерации регулируется Законом РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР".
Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций (п.2 ст.1 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР").
Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта (п.1 ст.1 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР").
В результате анализа норм Закона выявлены несоответствия федеральному законодательству.
Так, ст.2 Закона противоречит п.п.2, 3 ст.2 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", в соответствии с которым субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.
Следовательно, субъектами инвестиционной деятельности могут выступать физические лица, а также государства, что ст.2 Закона не предусмотрено.
Кроме того, в качестве инвесторов могут выступать органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами, граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица; иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации (п.3 ст.2 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР").
Пункт 4 ст.2 Закона ("Пользователи объектов инвестиционной деятельности - это инвесторы или другие юридические лица, зарегистрированные на территории Волгоградской области либо являющиеся налогоплательщиками в соответствии с налоговым законодательством Волгоградской области, для которых создается объект инвестиционной деятельности") противоречит п.5 ст.2 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" ("Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности").
В ст.3 Закона закреплен перечень объектов инвестиционной деятельности, который не соответствует перечню, установленному ст.3 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" ("Объектами инвестиционной деятельности в РСФСР являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РСФСР, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность").
Статьей 6 Закона предусмотрены права инвесторов. Однако, перечень прав инвесторов не соответствует перечню прав инвесторов, установленных ст.5 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР".
В статье 6 Закона не отражены право инвестора, не являющегося пользователем объектов инвестиционной деятельности, контролировать целевое использование объектов инвестиционной деятельности: право передавать по договору (контракту) свои правомочия по инвестициям иным субъектам инвестиционной деятельности; право владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиций, в том числе осуществление торговых операций и реинвестирования; право приобретения необходимого имущества у граждан и юридических лиц непосредственно или через посредников по ценам и на условиях, определяемых по договоренности сторон, без ограничений по объему и номенклатуре, если это не противоречит законодательству.
Пункт 2 ст.9 Закона ("инвестором по инвестиционному договору является юридическое лицо, в том числе иностранное, вкладывающее соответствующие инвестиционные ресурсы в реализацию проекта и не имеющее право собственности на объект инвестиционной деятельности") противоречит п.3 ст.2 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", согласно которому инвестором может быть и физическое лицо, а также государства.
Также, п.2 ст.9 Закона в части, ограничивающей право собственности на объект инвестиционной деятельности не соответствует п."о" ст.71 Конституции РФ, т.к. основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав определяется гражданским законодательством (ст.2 ГК РФ), а гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (п."о" ст.71 Конституции РФ).
Статья 10 Закона определяет содержание инвестиционного договора, что вступает в противоречие с п.4 ст.421 ГК РФ, которым предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п.4). Под законами в ГК РФ имеются в виду федеральные законы, а иными правовыми актами - указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (п.п.2, 6 ст.3 ГК РФ).
Кроме того, гражданское законодательство, как было указано выше, находится в ведении Российской Федерации (п."о" ст.71 Конституции РФ), а по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (п.1 ст.76 Конституции РФ).
Статья 11 Закона ("Право собственности на объекты инвестиционной деятельности, созданные в процессе реализации инвестиционного договора") не соответствует п."о" ст.71 Конституции РФ, т. к. субъекты РФ не вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам ведения Российской Федерации (право собственности регулируется гражданским законодательством).
Статья 15 Закона (в части проведения экспертизы федеральных государственных инвестиционных проектов) противоречит п."е" ст.71 Конституции РФ, в соответствии с которым федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Вывод: Закон Волгоградской области от 30.07.96 г. N 78-ОД "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области" противоречит федеральному законодательству.
Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
государственный советник
юстиции II класса |
В.Р.Клейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 20 июня 2001 г. N 01-10/141-01 "О Законе Волгоградской области от 30.07.96 г. N 78-ОД "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области"
Текст заключения официально опубликован не был