Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 02.08.99 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 27.10.2000 г. N 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области", провело юридическую экспертизу в порядке ревизии Закона Волгоградской области от 17 апреля 2000 года N 393-ОД "О безопасности населения и охране окружающей среды при освоении месторождений нефти и газа. содержащих сероводород" (далее - Закон Волгоградской области).
Юридической экспертизой установлено следующее:
Закон Волгоградской области регулирует отношения, возникающие между государственными органами и хозяйствующими субъектами по поводу обеспечения защиты населения и окружающей среды от чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий, возникновение которых связано с освоением нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений, содержащих сероводород, и последующей переработкой такого углеводородного сырья.
Нормативное регулирование в сфере рассматриваемых отношений осуществляется:
- Конституцией РФ;
- Законом РСФСР от 19 декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды";
- Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
- Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
- Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- Законом РФ от 21 февраля 1992 года 2395-1 "О недрах";
- Нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;
- Нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств;
- Нормативными правовыми актами Волгоградской области.
Конституция Российской Федерации (статья 42) устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Следовательно, субъект РФ имеет право регулировать рассматриваемые отношения.
1. Согласно статье 13 Закона Волгоградской области хозяйствующий субъект совместно с государственными медицинскими учреждениями составляет ежегодный отчет о всех случаях заболеваемости и смертности работающего персонала и членов их семей с указанием диагноза (пункт 3), а также хозяйствующий субъект совместно с государственными медицинскими учреждениями обеспечивает регулярный контроль состояния здоровья работающего персонала, членов их семей, осуществление лечебно-профилактических мероприятий (пункт 4). Данные положения противоречат части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч.1 ст.8). Установление в Законе Волгоградской области обязанности хозяйствующим субъектам совместно с государственными медицинскими учреждениями осуществлять комплекс мероприятий, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 13 указанного Закона, является прямым ограничением свободы конкуренции на рынке предоставления услуг в сфере здравоохранения. Тем самым создаются дискриминирующие условия для иных медицинских учреждений (муниципальных, частных) и благоприятствующие - для государственных, что ущемляет интересы, во-первых, хозяйствующих субъектов и, во-вторых, медицинских учреждений различных форм собственности.
Следовательно, субъект РФ не имел права устанавливать обязанность хозяйствующим субъектам только с государственными медицинскими учреждениями составлять ежегодный отчет о всех случаях заболеваемости и смертности работающего персонала и членов их семей, а также обеспечивать регулярный контроль за их состоянием здоровья.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 17 апреля 2000 года N 393-ОД "О безопасности населения и охране окружающей среды при освоении месторождений нефти и газа, содержащих сероводород" противоречит Конституции Российской Федерации.
Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством, установив возможность хозяйствующим субъектам осуществлять взаимодействие с медицинскими учреждениями различных форм собственности. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления Министерства
юстиции Российской Федерации
по Волгоградской области -
Государственный советник
юстиции II класса |
В.Р.Клейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 7 мая 2001 г. N 01-10/122-01 "О Законе Волгоградской области от 17 апреля 2000 года N 393-ОД "О безопасности населения и охране окружающей среды при освоении месторождений нефти и газа, содержащих сероводород"
Текст заключения официально опубликован не был