Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Волгоградской
областной Думы
от 28 июня 2001 г. N 12/219
Стратегия и Программа действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области
Введение
Биологическим разнообразием (далее - биоразнообразие) называется вариабельность живых организмов и экосистем, частью которых они являются. Это понятие включает в себя разнообразие внутри видов, между видами и разнообразие экосистем.
Биоразнообразие является одним из главных жизнеобеспечивающих ресурсов. Реальная угроза его утраты - это не что иное, как симптом явного неблагополучия в социальной и хозяйственной сферах общества. Поэтому недопустимо отношение к сохранению и восстановлению биоразнообразия как к частной экологической и природоохранной задаче. Это проблема, от успеха решения которой зависит будущее цивилизации.
Обладая уникальным биологическим и ландшафтным разнообразием, Волгоградская область характеризуется наличием целого комплекса проблем охраны живой природы типичных для аридной зоны европейской части России и специфичных для региона. Смягчению остроты проблемных ситуаций в сфере сохранения и восстановления биоразнообразия на сегодняшний день препятствуют:
отсутствие четко обозначенных целей, координации и направленности действий по сохранению биоразнообразия;
несовершенство законодательно-нормативной базы, регулирующей вопросы охраны и использования биоразнообразия, а также систем и механизмов управления;
недостаточное финансирование работ по сохранению и восстановлению биоразнообразия, развитию и совершенствованию территориальных форм охраны природы;
неполнота, ненадежность и неоперативность исходной информации о состоянии биоразнообразия региона, обусловленные отсутствием полноценных региональных сводок, кадастра и централизованной базы данных, являющихся необходимой информационной основой для принятия управленческих решений;
незавершенность процесса принятия Красной книги Волгоградской области как законодательного документа;
широкое распространение в регионе форм хозяйственной деятельности, не адаптированных к местным условиям и не учитывающих значимость биоразнообразия.
Стратегия и Программа действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области (далее - Стратегия и Программа) направлены на решение проблем сохранения живой природы и повышение уровня жизни населения региона. Этот документ носит рекомендательный характер и содержит необходимую информационную основу для формирования региональной экополитики, координации действий по сохранению биоразнообразия и диалога между различными секторами общества.
Основная цель Стратегии - создание в регионе условий (правовых, экономических и организационных) для ускоренного решения проблем сохранения и неистощающего использования биоразнообразия на основе консолидации усилий всех социальных слоев и групп общества.
Разработка Стратегии сохранения биоразнообразия Волгоградской области была обусловлена рядом предпосылок, главными из которых являются:
решение экспертов проекта Государственного Экологического Фонда (далее - ГЭФ) "Сохранение биоразнообразия" об апробации в Волгоградской области модели региональной стратегии сохранения биоразнообразия, разработанной в г.Н.Новгороде;
стратегическое значение региона для сохранения живой природы России в силу особенности его географического положения, высокого природного разнообразия, наличия национальных приоритетных объектов;
обеспокоенность научной общественности сохранением и использованием биоразнообразия, остротой экологических проблем, реальностью угрозы утраты живой природы и неэффективностью механизмов управления;
наметившийся разрыв между разработкой стратегических вопросов развития общества и регионально-ведомственным подходом к планированию природоохранных мероприятий;
высокий научно-технический потенциал Волгоградской области для успешной реализации идей Национальной стратегии сохранения биоразнообразия на региональном уровне, а также перспективы ее развития как "зеленого" субъекта Российской Федерации.
Ключевые термины Стратегии
Природно-территориальный комплекс (далее - ПТК) - сравнительно небольшой специфичный и однородный участок земной поверхности, ограниченный естественными рубежами, в пределах которых природные компоненты приспособлены друг к другу и находятся в сложном взаимодействии.
Равновесие экологическое (целесообразное) - природно-антропогенное равновесие, поддерживаемое на уровне, дающем максимальный эколого-экономический эффект в течение условно бесконечного времени.
Резервирование экологически ценных территорий - один из видов регистрационного порядка территориальной охраны наиболее редких и уязвимых природных объектов, предписывающий на основании пункта 3 действующего Постановления Верховного Совета РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 447-1 "О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР" приостановление (до проведения соответствующей экспертизы) природопреобразующих работ для защиты вновь выделяемых объектов природного наследия.
Сохранение in-situ - сохранение экосистем и естественных мест обитания, а также поддержание и восстановление жизнеспособных популяций видов в их естественной среде.
Сохранение ex-situ - сохранение компонентов биологического разнообразия вне их естественных мест обитания.
Трансграничные охраняемые территории - взаимодействующая (функционально или территориально) система охраняемых природных территорий различной национальной (административной) юрисдикции, но сохраняющих один и тот же комплекс природных ресурсов.
Устойчивое использование биоразнообразия - использование компонентов биоразнообразия таким образом и такими темпами, которые не приводят в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия, тем самым, сохраняя его способность удовлетворять потребности нынешнего и будущих поколений.
Ущерб экологический - экономические и исчисляемые в денежном выражении внеэкономические потери общества, которых можно было бы избежать при оптимальном состоянии природной среды, выводимой из него техногенными воздействиями.
Эндемик - местный вид, обитающий только в данном регионе и не живущий в других.
Эталон природы - участок пространства, отражающий состояние природы, принимаемое за естественное.
Экологическая сеть - взаимосвязанная система ценных природных территорий, на которых ведется специальный режим природопользования, обеспечивающий сохранение биологического разнообразия, поддержания природных процессов, экологического баланса и других социально значимых функций живой природы.
Экологический каркас территории - система устойчивых структурно-функциональных естественных взаимосвязей на территории фиксированных сетью природных и природно-антропогенных массивов, в совокупности обеспечивающих потенциальную возможность сохранения полноценного природного биоразнообразия.
Объект и субъекты региональной Стратегии
Объектом Стратегии является биоразнообразие Волгоградской области и смежных с ней территорий на всех уровнях его проявления и во всех комбинациях, включая разнообразие экосистем, видов, сообществ, генов.
Приоритетными компонентами для сохранения биоразнообразия являются:
наиболее сохранившиеся участки зональных природных комплексов и уникальные сообщества;
участки концентрации биоразнообразия - "очаги биоразнообразия";
виды, находящиеся под угрозой исчезновения, и места их обитания.
Субъектами стратегии являются все социальные слои и группы общества. В первую очередь Стратегия ориентирована на лиц, ответственных за выработку и принятие управленческих решений регионального уровня, а также специалистов государственных природоохранных структур.
Основные концептуальные положения и принципы Стратегии
Стратегическими ориентирами, определяющими научно-методологические подходы, принципы, механизмы и направления деятельности в сфере сохранения биоразнообразия региона, служат основные положения национальной стратегии сохранения биоразнообразия России и концепции устойчивого развития России.
Узловые методологические и социально-экологические императивы:
осмысление проблем сохранения живой природы региона с общецивилизационных и общенациональных позиций;
выработка долговременной региональной экополитики в соответствии с общенациональными тенденциями;
учет в региональных масштабах и условиях природопользования особенностей биосферно-экологического пространства-времени: "мыслить глобально (ноосферно) - действовать локально (экологически обусловлено)";
приоритетность юрисдикции законов об охране окружающей среды над юрисдикцией кодексов о природопользовании;
переход от констатации фактов и проблем биоразнообразия к разработке реальных эффективных механизмов управления сохранением, восстановлением и рациональным использованием биоразнообразия на региональном уровне;
интеграция идей охраны биоразнообразия во все сферы деятельности;
максимальная эффективность затрат в условиях переходной экономики.
Приоритеты сохранения биоразнообразия
Переходный характер экономики и ограниченность средств делают невозможным одновременное решение всего круга вопросов, связанных с сохранением биоразнообразия такого огромного региона как Волгоградская область. В связи с этим возникает необходимость выделения приоритетов. При выделении приоритетов Стратегии, в первую очередь, учитывались:
основные материалы, подготовленные в рамках проекта ГЭФ "Сохранение биоразнообразия" по заданию "Внедрение региональной стратегии" (анализ состояния биоразнообразия Волгоградской области, основных экологических проблем региона, эффективности региональной сети особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), соответствующей нормативно-правовой базы, механизмов управления и прочее);
результаты анализа пакета проектных предложений, представленных различными организациями региона для включения в Программу.
Часть выделенных приоритетов является общей для большинства регионов России. Все они нашли отражение в настоящей программе в виде конкретных задач и мероприятий. Особого внимания заслуживают региональные приоритеты:
повышение функционально-структурного развития и репрезентативности региональной сети ООПТ за счет включения в ее состав всего спектра зональных экосистем и ландшафтов с созданием на их основе новых ООПТ федерального и регионального значения;
формирование регионального экологического каркаса как средства преодоления фрагментированности сохранившихся естественных экосистем;
резервирование наиболее ценных и перспективных для включения в региональную сеть ООПТ участков дикой природы с целью предупреждения их приватизации и хозяйственного освоения;
выявление "очагов" повышенного биоразнообразия по административным и государственным границам; создание трансграничных ООПТ ("Салтовский лес", "Сарпинские озера", "Боткульско-Хакская депрессия", "Цимлянские пески", "Дударевская степь" и другие);
стабилизация и восстановление агроландшафтных комплексов региона за счет:
оптимизации структуры землепользования;
выведения из состава пашни низкопродуктивных деградированных земель, их частичное резервирование и включение в состав ООПТ;
внедрения адаптивно-ландшафтной системы земледелия и скотоводства как основы предупреждения и борьбы с антропогенным опустыниванием природных и природно-антропогенных экосистем;
разработка способов восстановления биоразнообразия и почвенного плодородия луговых и разнотравно-типчаково-ковыльных черноземных степей;
сохранение и восстановление популяций ценных видов рыб Волго-Донского бассейна, повышение экономической и рыбоводной эффективности их искусственного воспроизводства;
сохранение и обеспечение оптимального режима природопользования водно-болотных угодий Волго-Ахтубинской поймы;
возрождение народного опыта и традиционных форм использования биоразнообразия степных и полупустынных экосистем;
повышение экологической безопасности нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности региона и реализация мероприятий по компенсации ущерба биоразнообразию, нанесенного деятельностью предприятий данной отрасли.
Наряду с вышеперечисленными приоритетами для каждого из крупных природно-территориальных комплексов, расположенных в пределах Волгоградской области и отличающихся по характеру и состоянию биоразнообразия, выделены специфические приоритеты:
1. Северо-западные районы Правобережья (Новониколаевский, Новоаннинский, Киквидзенский, Кумылженский, Урюпинский, Нехаевский и Алексеевский административные районы):
создание Нижне-Хоперского (Шакинско-Кумылженского) кластерного государственного природного заповедника;
поддержка инициатив местных казачьих общин по созданию на территории Прихоперья ООПТ (в том числе негосударственных), обеспечение участия местных общин в управлении ими.
2. Юго-западные районы Правобережья (Серафимовичский, Иловлинский, Клетский, Калачевский, Суровикинский и Чернышковский административные районы):
оценка состояния биоразнообразия в Донской излучине и пойме среднего Дона с целью обоснования и создания Среднедонского природного парка;
изучение и поддержание биоразнообразия уникальных степных кальцефильных комплексов (прежде всего - долины реки Большая Голубая), постгляциальных озер и болот;
разработка и практическая реализация мер по экологической реставрации псаммофильных природных комплексов;
изучение влияния зарегулирования Дона на его ихтиофауну и другие компоненты биоразнообразия водно-наземных экосистем Цимлянского водохранилища.
3. Северные районы Правобережья (Еланский, Руднянский и Жирновский административные районы):
изучение феномена повышенной концентрации биоразнообразия в районе Гусельско-Тетеревятской возвышенности; организация Синегорского природного парка;
осуществление комплекса лесоохранных и лесовосстановительных мероприятий в бассейнах рек Терсы, Медведицы и на отрогах Приволжской возвышенности.
4. Центральные и приволжские районы Правобережья (Даниловский, Михайловский, Фроловский, Котовский, Ольховский, Камышинский, Дубовский и Городищенский административные районы):
оценка влияния Волгоградского водохранилища на состояние биоразнообразия природных и квазиприродных ландшафтов региона;
оценка состояния биоразнообразия и экологическая реставрация техногенно-нарушенных ландшафтов вблизи крупных населенных пунктов.
5. Южные районы Правобережья (Котельниковский, Октябрьский и Светлоярский административные районы):
изучение и оценка состояния биоразнообразия северной группы Сарпинских озер; разработка и реализация мероприятий по восстановлению пострадавших видов, сообществ и экосистем, в том числе обоснование и организация орнитологических заказников на озерах Сарпа, Барманцак и Цаца;
изучение возможностей и практическое осуществление мероприятий по обоснованию и созданию полифункционального природоохранного комплекса в бассейне р.Тингуты.
6. Районы сухостепного и полупустынного Заволжья (Старополтавский, Николаевский, Быковский, Палласовский, степная часть Среднеахтубинского и Ленинского районов):
создание Эльтонского государственного природного заповедника и развитие его материально-технической базы;
подготовка пакета первичной документации, необходимой для создания природного парка "Приэльтонье";
создание полифункционального природоохранного центра "Эльтонский экодром";
организация работ по экологической реставрации деградированных естественных пастбищ;
организация работ по инвентаризации и оценке состояния биоразнообразия, а также сбору семян диких растений на территории военного полигона "Капустин Яр".
7. Волго-Ахтубинская пойма (пойменная часть Ленинского, Среднеахтубинского и Светлоярского административных районов):
научная и финансово-организационная поддержка функционирования природного парка "Волго-Ахтубинская пойма" и развитие его материально-технической базы;
определение рекреационной емкости природного парка и разработка проекта его режимно-функционального зонирования;
разработка учебно-методических материалов о биоразнообразии природного парка и внедрение их в учебный процесс в качестве регионального компонента образовательных программ по биологии и экологии;
разработка, научное обоснование и информационное обеспечение эколого-туристических маршрутов по Волго-Ахтубинской пойме.
Механизмы реализации Стратегии
Успешность достижения стратегических целей в значительной степени определяется выбором механизмов реализации, адекватных поставленным задачам и условиям региона. Исходя из анализа существующей практики, а также тенденций на ближайшую перспективу, важнейшими механизмами реализации Стратегии являются:
1. Правовой механизм - результатом его использования станут более совершенными: а) нормативно-правовая база, регулирующая правоотношения в сфере охраны, использования и воспроизводства биоразнообразия Волгоградской области, соответствующая федеральному законодательству и дополняющая его; б) система регламентов правоприменения, включающая следующие блоки:
совершенствование действующего регионального законодательства по охране биоразнообразия и регламентов правоприменения;
разработка и утверждение областной целевой программы по сохранению биоразнообразия и отраслевых программ, направленных на минимизацию воздействия на биоразнообразие;
разработка и юридическое обеспечение нормативов для всех видов антропогенных воздействий, влияющих на биоразнообразие;
юридическое обеспечение системы государственного контроля за использованием биологических ресурсов.
2. Управленческий механизм направлен на совершенствование системы координации действий в сфере охраны и восстановления биоразнообразия и контроля за использованием биологических ресурсов. Для повышения эффективности системы управления биоразнообразием предлагается создать Межведомственный консультационный совет по проблемам биоразнообразия при администрации Волгоградской области и дирекцию Стратегии, действующие на общественных началах.
3. Экономические и финансовые механизмы приобретают особую значимость в условиях перехода на новые экономические отношения и включают в себя следующие элементы:
учет и экономическая оценка ресурсного потенциала живой природы и состояния биоразнообразия;
осуществление инвентаризации биологических ресурсов и ООПТ;
ведение кадастров биологических ресурсов и ООПТ.
4. Планирование деятельности по охране, восстановлению и использованию биоразнообразия:
разработка инновационных механизмов реализации региональных, местных и отраслевых программ, связанных с проблемами сохранения и использования биологических ресурсов;
создание эффективного механизма осуществления целевых мероприятий.
5. Учет и экономическая оценка ресурсного потенциала живой природы и состояния биоразнообразия:
планирование деятельности по охране, восстановлению и использованию биоразнообразия;
разработка инновационных механизмов реализации региональных, местных и отраслевых программ, связанных с проблемами сохранения и использования биологических ресурсов;
создание эффективного механизма осуществления целевых мероприятий.
6. Экологическое страхование:
внедрение обязательного и добровольного экологического страхования для покрытия непредвиденных расходов на восстановление биоразнообразия, возникающих в результате аварий и стихийных бедствий;
создание государственных фондов экологического страхования и поддержки независимых страховых компаний.
7. Формирование рынка эколого-экономических работ и услуг:
создание консалтинговых и внедренческих фирм и центров;
развитие платных услуг и работ в сфере охраны и восстановления биоразнообразия.
8. Платность природопользования:
расширение видов платы за использование биоразнообразия и совершенствование механизма платежей за разрушение природных экосистем и ущерб, причиненный живой природе;
разработка и внедрение компенсационных платежей.
9. Экономическое воздействие на нарушителей природоохранного законодательства:
разработка механизмов оценки и компенсации ущерба при нарушении законодательства;
разработка экономико-нормативных механизмов разрешения трансграничных и межведомственных конфликтов, связанных с угрозой биоразнообразию.
10. Совершенствование организационно-экономических методов природопользования:
лимитирование и квотирование природопользования;
разработка регламентов для заключения договоров и выдачи лицензий на комплексное природопользование;
формирование системы экологической сертификации и паспортизации.
11. Совершенствование системы финансирования программ и мероприятий, направленных на сохранение биоразнообразия:
повышение доли использования средств областного бюджета и собственных средств предприятий на реализацию мероприятий по сохранению биоразнообразия;
интеграция финансовых ресурсов из разных источников для решения комплексных проблем;
уменьшение диспропорции между долей, выделяемой из областного бюджета на решение средоохранных проблем технологического характера, и долей, выделяемой на охрану природы;
привлечение средств из других источников (ресурсы коммерческих структур, гранты, иностранные инвестиции, фонды экологического страхования и прочее);
создание эффективного механизма расходования средств областного экофонда на мероприятия по охране и восстановлению биоразнообразия;
создание специальных внебюджетных фондов (Фонд охраны живой природы и другие), а также муниципальных и отраслевых целевых фондов.
12. Партнерский механизм направлен на расширение круга структур, осознающих свою роль в сохранении биоразнообразия региона и участвующих в целевых мероприятиях. Наряду с традиционными партнерами, чьи профессиональные интересы напрямую связаны с изучением, охраной и использованием биоразнообразия, предполагается привлечение новых субъектов к активной деятельности по сохранению живой природы Волгоградской области. При этом, крайне важно создать атмосферу многомерного диалога интересов: общегосударственных, региональных, межрегиональных и межведомственных, интересов разных социальных групп и прочих.
13. Просветительский механизм предусматривает создание в Волгоградской области развитой инфраструктуры системы экологического образования, способной реализовать все возможности просветительских механизмов для широкой пропаганды основных идей охраны биоразнообразия на основе:
максимально полного использования как потенциала образовательных учреждений, так и потенциала природы, как самого надежного источника знаний;
научно-методического и информативного обеспечения системы экологического образования;
взаимодействия и координации усилий всех заинтересованных сторон.
Результатом эффективного использования просветительских инструментов и механизмов станет система всеобщего непрерывного экологического просвещения населения, создающая условия для повышения уровня экологической культуры в процессе перехода региона на модель устойчивого развития.
Сроки и этапы реализации Стратегии
Стратегия рассчитана на 15 лет и состоит из трех этапов:
I этап - пилотный (2001-2005 годы). Посвящен процессу "запуска" Стратегии и решению первоочередных задач, направленных на:
совершенствование механизма управления биоразнообразием; создание необходимых условий для широкого развертывания работ по сохранению и восстановлению биоразнообразия;
обеспечение кадровой базы (школы-семинары, тренинга, курсы повышения квалификации в сфере адаптивного природопользования и сохранения биоразнообразия и прочее);
развитие воспитательных и образовательных программ;
широкую пропаганду аспектов сохранения биоразнообразия.
Включает в себя три фазы:
1. Организационная фаза (2001 г.), в ходе которой предполагается осуществление следующих действий: рассмотрение и принятие органами законодательной и исполнительной власти Стратегии, Программы действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области, а также ряда нормативно-правовых документов (в первую очередь Закона Волгоградской области "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области"); создание Межведомственного консультационного совета по проблемам биоразнообразия,координационного центра Стратегии и информационно-аналитической службы по биоразнообразию; практическая реализации стартовых мероприятий по охране природных комплексов Волго-Ахтубинской поймы и Приэльтонья, финансирование которых предусмотрено областными целевыми программами, а также проектных предложений по линии "малых грантов" в рамках проекта ГЭФ "Сохранение биоразнообразия". Финальной задачей этой фазы является определение основных подходов для организации мониторинга Стратегии и определение проблем, мешающих ее реализации;
2. Реализационная фаза (2002-2004 годы), предусматривающая реализацию основных задач Стратегии, направленных на совершенствование механизмов управления сохранением и использованием биоразнообразия, широкую пропаганду идей Стратегии и ее практических результатов; расширение круга партнеров, участвующих в деятельности по охране живой природы; отработку технологий по охране и восстановлению пострадавших биологических видов, сообществ и экосистем на модельных участках и объектах; совершенствование региональной сети ООПТ и создание новых охраняемых природных территорий;
3. Аналитическая фаза (2005 г.), главная задача которой состоит в том, чтобы на основании результатов мониторинга Стратегии и Программы проанализировать происходящие процессы в сфере сохранения биоразнообразия, оценить достижения и адекватность методов, применяемых в работе, эффективность основных механизмов и программных мероприятий, а также критически пересмотреть пути и формы реализации Стратегии и, при необходимости, откорректировать планы на перспективу.
II этап - технологический (2006-2010 годы). Характеризуется созданием полноценной службы мониторинга биоразнообразия и широким внедрением:
идеологии самоценности живой природы и жизненной необходимости ее сохранения для нынешних и будущих поколений;
экологичных технологий во все сферы хозяйственной деятельности;
работ по экологической реставрации нарушенных земель и восстановлению популяций пострадавших видов.
III этап - завершающий (2011-2015 годы). Направлен на реализацию задач отдаленной перспективы по поддержанию и устойчивому использованию биоразнообразия. Предполагается, что в ходе этого этапа будет завершен переход к системе экологически обоснованной хозяйственной деятельности и упорядочению отношений между экономикой и живой природой.
Критерии оценки эффективности реализации Стратегии
Одним из условий успешности Стратегии является четко организованная система мониторинга, главной задачей которого является отслеживание хода ее реализации и промежуточная оценка основных результатов мероприятий.
Главными критериями эффективности являются показатели, характеризующие качественные и количественные изменения в сфере охраны биоразнообразия и повышения качества жизни. Важной составляющей шкалы критериев представляется также блок показателей, позволяющих оценить экономические, социальные, научно-технические и другие эффекты.
Окончательная оценка эффективности реализации Стратегии включает в себя выявление полного комплекса конечных результатов, в том числе в сфере экономики. Финансовые учреждения и другие партнеры, вовлеченные в выполнение программных мероприятий, имеют право на проведение оценки эффективности вложения средств по собственным программам и критериям.
Программа действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области
Программа действий по сохранению биоразнообразия составлена с учетом специфики и проблематики биоразнообразия, а также социальных, экономических, экологических особенностей региона и перспектив его развития. Она базируется на основных положениях Стратегии, является ее неотъемлемым элементом и представляет собой комплекс приоритетных направлений, взаимоувязанных задач и мероприятий.
Формирование адекватной региональной нормативно-правовой базы и регламентов правоприменения в сфере охраны и использования биоразнообразия
1.1. Приведение в соответствие с федеральным законодательством региональной-нормативно-правовой базы в сфере охраны и использования биоразнообразия;
анализ региональной нормативно-правовой базы в сфере охраны и использования биоразнообразия;
доработка региональных нормативно-правовых документов и приведение их в соответствие с федеральным законодательством.
1.2. Разработка региональной нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы охраны и использования биоразнообразия в Волгоградской области, не обеспеченные федеральным законодательством. Разработка региональных нормативно-правовых документов (законов, подзаконных актов, нормативов, регламентов и прочих) по вопросам:
охраны биоразнообразия и биобезопасности;
охраны растительного и животного мира;
развития и режимов охраны региональной сети ООПТ;
порядка резервирования земель, перспективных для создания ООПТ;
охраны природно-территориальных комплексов, ландшафтов и экосистем, в том числе объектов природно-культурного наследия;
передачи природных комплексов в долгосрочное рациональное использование;
лесопользования, охоты и рыболовства;
развития познавательного и экологического туризма;
экономических механизмов управления сохранением биоразнообразия.
1.3. Правовое обеспечение Стратегии, Программы действий по сохранению биоразнообразия:
разработка, согласование и принятие нормативно-правового документа, обеспечивающего механизм реализации Стратегии и Программы действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области;
согласование и утверждение Плана первоочередных действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области.
1.4. Формирование организационно-правовой основы создания и ведения Красной книги Волгоградской области:
подготовка, согласование и утверждение перечня объектов животного и растительного мира, рекомендуемых для включения в Красную книгу Волгоградской области;
разработка и утверждение Положения о порядке ведения Красной книги Волгоградской области;
разработка и утверждение нормативных документов по лицензированию, квотированию и использованию объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Волгоградской области;
разработка пакета инициативных предложений по созданию механизмов компенсации ущерба, наносимого хозяйственной деятельностью, местообитаниям редких видов животных и растений;
разработка и принятие нормативных документов по возмещению ущерба за добычу и использование объектов, занесенных в Красную книгу Волгоградской области.
1.5. Организация широкого обсуждения и общественной экспертизы разработанных законов и нормативных документов по сохранению биоразнообразия Волгоградской области.
2. Совершенствование механизмов управления биоразнообразием и формирование системы партнерства в сфере охраны живой природы
2.1. Создание эффективной системы межведомственной координации действий и формирование системы партнерства по сохранению биоразнообразия:
создание при администрации Волгоградской области Межведомственного консультационного совета по проблемам биоразнообразия и поддержка его деятельности;
поиск новых партнеров из экономической и социальной сфер, осознающих свою роль в сохранении живой природы и активно участвующих в реализации стратегических задач;
выявление интересов различных партнеров и привлечение их к управлению биоразнообразием;
обеспечение широкого вовлечения потенциала НПО в процесс выработки и осуществления экологической политики;
подготовка, обсуждение и принятие межведомственных комплексных целевых программ:
по сохранению живой природы Волгоградской области;
о государственной поддержке и развитии особо охраняемых природных территорий в Волгоградской области.
2.2. Совершенствование механизмов управления биоразнообразием:
разработка пакета инициативных предложений по совершенствованию механизмов управления сохранением и использованием биоразнообразия;
создание эффективной системы управления Стратегией сохранения биоразнообразия, включая формирование механизма и структур, осуществляющих мониторинг стратегического процесса (дирекция Стратегии);
обеспечение четкого распределения компетенции между федеральными и региональными органами природно-ресурсного сектора в области владения, распоряжения и пользования биологическими ресурсами и ООПТ;
разработка научно-методических основ конкурсного подхода к распределению или использованию биологических ресурсов на разных категориях земель (пастбища, залежи, сенокосы, участки долин рек и прочее);
поддержка активного участия граждан в экологической экспертизе проектов, обсуждении и принятии решений, затрагивающих вопросы использования природных ресурсов Волгоградской области (в том числе биоразнообразия).
2.3. Разработка и внедрение экономических механизмов сохранения биоразнообразия:
внедрение методов стоимостной оценки объектов живой природы в экономическую оценку природно-ресурсного потенциала региона и отдельных природно-территориальных комплексов;
разработка финансово-экономических механизмов реализации Стратегии сохранения биоразнообразия Волгоградской области;
оценка экономической эффективности природоохранных мероприятий на основе учета возрастания экономической ценности биоразнообразия;
определение ущерба от незаконной добычи и использования биологических ресурсов на территории области;
внедрение системы экономического стимулирования и поддержки инвестиционной и бюджетно-кредитной политики в сохранении биоразнообразия;
поддержка инициатив по развитию в регионе малого "зеленого" бизнеса, основанного на экологически безопасных технологиях;
разработка и внедрение экономических механизмов компенсации ущерба биоразнообразию, наносимого хозяйственной деятельностью;
апробация и внедрение экономической оценки биологических ресурсов отдельных (ключевых) природно-территориальных комплексов (далее - ПТК) и ООПТ Волгоградской области (Приэльтонье, Волго-Ахтубинская пойма, Прихоперье, Малая излучина Дона, Салтовский лес и другие);
проведение работ по оценке общей экономической ценности наиболее значимых ООПТ Волгоградской области, в первую очередь, Волго-Ахтубинского природного парка;
разработка и внедрение механизмов экономического стимулирования и поощрения землепользователей, использующих экологичные технологии и (или) занимающихся деятельностью по восстановлению пострадавших биологических видов и экосистем;
создание условий для развития благотворительной деятельности в сфере сохранения живой природы.
3. Поддержка научных исследований в сфере сохранения, восстановления и рационального использования биоразнообразия
3.1. Организационное и финансовое обеспечение работ по инвентаризации, оценке состояния и мониторингу биоразнообразия Волгоградской области:
определение Стратегии и тактики организации инвентаризации и мониторинга регионального биоразнообразия; подготовка и распространение среди специалистов региона практических рекомендаций по инвентаризации и мониторингу биоразнообразия;
проведение работ по инвентаризации и оценке состояния флоры и фауны отдельных ПТК и ООПТ региона (Приэльтонье, Волго-Ахтубинская пойма, Прихоперье, Задонье и прочие);
инвентаризация отдельных таксономических групп флоры и фауны региона;
инвентаризация чужеродных видов и оценка их влияния на биоразнообразие Нижнего Поволжья;
инвентаризация и оценка состояния:
местного генофонда культивируемых в регионе декоративных растений;
лекарственных растений; разработка практических мер по их сохранению и устойчивому использованию;
таксономическое изучение некоторых сложных групп флоры водоемов региона, в том числе в условиях ботанического сада Волгоградского государственного педагогического университета (далее - ВГПУ);
проведение ежегодных и периодических исследований (учеты численности, картирование местообитаний) биоразнообразия на ООПТ и биологических стационарах;
создание сети ключевых стационарных постов наблюдения за состоянием природной среды (станций мониторинга), ведущих многолетние летописи и ряды наблюдений;
организация системы мониторинга, контроля и прогноза распространения чужеродных видов - "биологическое загрязнение".
3.2. Информационное обеспечение работ в области биоразнообразия:
создание и техническое оснащение информационно-аналитической службы "Кадастр биоразнообразия Волгоградской области";
создание многомерного и многоуровневого единого электронного банка данных по биоразнообразию;
создание полноценных региональных кадастров флоры и фауны.
3.3. Организационное и финансовое обеспечение научных исследований по экологии редких и хозяйственно-ценных видов флоры и фауны:
организация работ по ведению Красной книги Волгоградской области;
проведение работ по инвентаризации местообитаний хозяйственно-ценных и "краснокнижных видов";
оценка состояния популяций редких и хозяйственно-ценных видов растений и животных на территории области;
проведение научно-исследовательской работы (далее - НИР) по экологии и биологии отдельных редких и хозяйственно-ценных видов для обоснования мер по их охране;
организация мониторинга численности и состояния местообитаний редких и исчезающих видов на заповедных территориях региона;
организация мониторинга численности и состояния местообитаний хозяйственно-ценных видов растений и животных на территориях лесных, охотничьих и других хозяйств региона;
выявление локальных нерестовых участков ценных видов рыб Волжского и Донского бассейнов.
3.4. Поддержка фундаментальных и прикладных научных исследований по оценке воздействия различных антропогенных факторов на биоразнообразие:
разработка шкалы показателей устойчивости основных типов ландшафтов к различным видам хозяйственной деятельности;
комплексная оценка влияния опустынивания и мероприятий по борьбе с ним на биоразнообразие;
комплексная оценка и прогноз влияния орошения на биоразнообразие агроландшафтов;
оценка влияния нефтегазодобывающих комплексов на состояние биоразнообразия;
проведение НИР в рамках комплексной межведомственной программы "Изучение влияния антропогенных воздействий на охраняемые природные комплексы и разработка мер по нейтрализации или уменьшению этих воздействий".
3.5. Поддержка государственных и частных биологических коллекций:
поддержка зоологического музея и гербария ВГПУ - крупнейших региональных биологических коллекций;
создание и поддержка биологических коллекций других научных, образовательных и общественных структур;
реконструкция и пополнение видового дендрария Всероссийского научно-исследовательского института агромелиорации (ВНИАЛМИ) с целью отбора перспективных видов для рекреационно-озеленительных, поле- и пастбищезащитных и других насаждений;
оказание содействия частным биологическим коллекциям.
3.6. Совершенствование процесса обмена научно-практическим опытом и поддержка изданий, публикующих результаты НИР в сфере сохранения биоразнообразия:
подготовка и издание серии научных публикаций (сводки, аннотированные списки отдельных таксономических групп флоры и фауны Нижнего Поволжья, определители и другое);
проведение регулярных научно-практических конференций, научно-практических семинаров и "круглых столов", посвященных различным аспектам проблемы сохранения биоразнообразия;
поддержка исследований молодых ученых в сфере биоразнообразия на основе ежегодно проводимых конкурсов "малых грантов".
4. Развитие территориальных форм охраны биоразнообразия
4.1. Активизация работ по инвентаризации и ведению государственного кадастра ООПТ:
завершение работ по инвентаризации ООПТ Волгоградской области;
разработка и оформление паспортов на существующие ООПТ Волгоградской области (федерального, областного и местного значения);
организация "Ландшафтно-экологического комплекса "Горная Поляна" как модельного объекта ООПТ в урбанизированных экосистемах;
организация работ по инвентаризации и паспортизации объектов природного и историко-культурного наследия (в том числе объектов садово-паркового и ландшафтного искусства);
создание и ведение Государственного кадастра ООПТ Волгоградской области;
издание карты ООПТ.
4.2. Оптимизация и развитие сети ООПТ как центров мониторинга, экологического просвещения, познавательного туризма и рекреации:
анализ региональной сети ООПТ, оценка ее репрезентативности и эффективности;
подготовка пакета практических рекомендаций по развитию и оптимизации сети ООПТ с учетом перспектив устойчивого развития региона;
разработка практических рекомендаций по вопросам управления ООПТ, включая методы вовлечения местных общин, варианты управления и механизмы разрешения конфликтов;
проведение исследований по выявлению и описанию особо ценных природных участков на территории Волгоградской области, перспективных для включения в региональную сеть ООПТ;
поддержка работ по выявлению и описанию ключевых орнитологических территорий Волгоградской области как приоритетных объектов региональной сети ООПТ;
выявление ценных объектов на территории Волгоградской области, которые могут быть номинированы в качестве памятников Всемирного природного и культурного наследия;
инвентаризация и резервирование земель, перспективных для создания новых ООПТ; подготовка, согласование и утверждение перечня перспективных ООПТ Волгоградской области;
поддержка работ по организации новых ООПТ, в том числе трансграничных;
разработка проектной документации, финансовая поддержка организации и становления:
заповедников (Эльтонского, Нижнехоперского и других);
природных парков (Приэльтонского, Салтовско-Дьяковского, Донского, Хоперско-Медведицкого, Щербаковского и других);
комплексных заказников, памятников природы и прочих;
проведение работ по режимно-функциональному зонированию и регламентации хозяйственной деятельности на территории проектируемых ООПТ;
осуществление комплекса мероприятий по обеспечению функционирования ООПТ и сохранения популяций редких и хозяйственно-ценных видов (обустройство, аншлаги, биотехнические воспроизводственные мероприятия и прочие);
разработка режимов природопользования на территории Волго-Ахтубинского природного парка с учетом природоохранного статуса данной территории и экологической рекреационной ценности разных зон и участков;
поддержка инициатив по созданию нетрадиционных форм территориальной охраны (ихтнопарков, ихтиозаказников, частных природных парков, микрозаповедников, специализированных микрозаказников и прочих);
поддержка инициатив по развитию экологически адаптированных форм природопользования в охранных зонах ООПТ, народных промыслов, основывающихся на использовании биоресурсов;
поддержка заинтересованности местных общин путем организации на территории ООПТ ярмарок народных промыслов, праздников и мероприятий, имеющих отношение к охраняемым районам.
4.3. Организационно-финансовая поддержка и юридическое обеспечение региональной природоохранной сети и ее интеграция в международную экологическую сеть:
завершение проектирования и обеспечение юридической защиты экологического каркаса Волгоградской области как основы устойчивого развития региона;
разработка проекта экологического каркаса агломерации Волгоградской области, обеспечение его юридической защиты;
определение участков, перспективных для включения в Общеевропейскую экологическую сеть в качестве ядер и "зеленых коридоров".
5. Восстановление пострадавших экосистем и биологических видов, находящихся под угрозой исчезновения
5.1. Поддержка инициатив и мероприятий, направленных на экологическую реставрацию и восстановление деградированных природно-антропогенных ландшафтных комплексов:
обеспечение согласованности действий по борьбе с опустыниванием и сохранением биоразнообразия зональных экосистем;
инвентаризация земель, нуждающихся в экологической реставрации (опустыненных, выведенных из хозяйственного оборота, селитебных, техногенно-загрязненных);
разработка и внедрение методов ускоренной реставрации деградированных массивов пастбищных земель в соответствии с зональными типами биогеоценотических структур;
организация работ по реставрации естественного растительного покрова модельных участков в различных природных зонах области;
экологическая реставрация нарушенных ландшафтов в пределах ООПТ Волгоградской области (в первую очередь федерального и областного значения);
формирование устойчивых высокопродуктивных фитоценозов на "бросовых" землях Заволжья Волгоградской области;
экологическая реставрация нарушенных земель в сухой степи Среднего Дона (на примере Мелоклетской овражно-балочной системы Волгоградской области);
внедрение результатов работ по экологической реставрации в рамках модельных проектов на нарушенных природных территориях в черте г.Волгограда.
5.2. Осуществление комплекса мер по сохранению редких и исчезающих видов in-situ:
разработка научно-обоснованных мер по сохранению, восстановлению и использованию редких и исчезающих видов;
содействие внедрению апробированных технологий и инновационных проектов, направленных на восстано
<< Назад |
||
Содержание Постановление Волгоградской областной Думы от 28 июня 2001 г. N 12/219 "О Стратегии и Программе действий по сохранению... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.