Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Волгоградской
областной Думы
от 17 мая 2001 г. N 9/72
Территориальная программа
государственных гарантий обеспечения населения Волгоградской
области бесплатной медицинской помощью на 2001 год
Паспорт программы
Наименование Территориальная программа государственных гарантий
Программы обеспечения населения Волгоградской области бесплат-
ной медицинской помощью на 2001 год (далее - Програм-
ма)
Государственный Администрация Волгоградской области
заказчик
Программы
Цели и задачи Цели:
Программы создание единого механизма реализации конституционных
прав жителей Волгоградской области по получению бесп-
латной медицинской помощи гарантированного объема за
счет всех источников финансирования;
обеспечение сбалансированности обязательств государс-
тва по предоставлению населению Волгоградской области
бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого
финансовых средств;
повышение эффективности использования имеющихся ре-
сурсов системы здравоохранения Волгоградской области.
Задачи:
обеспечение потребности населения Волгоградской об-
ласти в медицинской помощи, исходя из особенностей
демографического состава, уровней и структуры заболе-
ваемости населения;
обеспечение соответствия гарантируемых объемов меди-
цинской помощи, предоставляемой медицинскими учрежде-
ниями, территориальным нормативам
Срок реализации 2001 год
Программы
Основные Определение потребности населения Волгоградской об-
программные ласти в медицинской помощи, предоставляемой бесплат-
задания но;
обеспечение соответствия предоставляемой населению
Волгоградской области бесплатной медицинской помощи
территориальным нормативам оказания медицинской помо-
щи, предусмотренным Программой;
обоснование необходимых материальных и финансовых
затрат на выполнение гарантированного объема бесплат-
ной медицинской помощи;
достижение сбалансированности объемов, структуры га-
рантируемой населению Волгоградской области медицинс-
кой помощи и необходимых для их реализации финансовых
средств;
повышение эффективности использования ресурсной базы
системы здравоохранения Волгоградской области с уче-
том потребности населения области в оказании меди-
цинской помощи и внедрения ресурсосберегающих техно-
логий
Исполнители Комитет по здравоохранению администрации Волгоградс-
Программы кой области, территориальный фонд обязательного меди-
цинского страхования Волгоградской области, управле-
ние финансов администрации Волгоградской области, ис-
полнительные органы местного самоуправления муници-
пальных образований
Объем и источни- Всего - 3978600 тыс.рублей,
ки финансирова- из них:
ния Программы средства областного и местных бюджетов - 2294065 тыс.
рублей;
средства страхователей, аккумулированные в территори-
альном фонде обязательного медицинского страхования
Волгоградской области - 1684535 тыс.рублей
Ожидаемые Обеспечение населения Волгоградской области бесплат-
результаты ной медицинской помощью в объеме, предусмотренном
реализации Программой;
Программы повышение эффективности использования ресурсов и
функционирования системы здравоохранения Волгоградс-
кой области в целом
Схема контроля Информация о реализации Программы предоставляется в
за исполнением администрацию Волгоградской области и Волгоградскую
Программы областную Думу
I. Введение
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 года N 907 "О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью", письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 2510/7347-32 от 04.07.2000 "О формировании территориальных бюджетов 2001 года".
Программа подготовлена с учетом "Методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования Территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью", утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 28 декабря 2000 г. N 2510/14302-34, N 55594/40-1 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации N 02-10-08 (далее - методические рекомендации).
II. Обоснование программы
Основой Программы является гарантированный государством объем медицинской и лекарственной помощи, предусматривающий оказание количественно регламентированных профилактических, диагностических и лечебных видов медицинской деятельности и медико-социальных услуг. Программа определяет виды деятельности, предоставляемые жителям Волгоградской области бесплатно, исходя из расчетного подушевого норматива финансирования здравоохранения, обеспечивающего предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.
Программа включает в себя:
перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно в рамках Программы (приложение 1);
перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемых населению Волгоградской области за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований (приложение 2);
перечень заболеваний и видов медицинской помощи, входящих в Программу обязательного медицинского страхования населения Волгоградской области (приложение 3);
условия и порядок предоставления медицинской помощи, входящей в Программу (приложение 4);
схему взаимосвязей перечней болезней и состояний пациентов, специальностей врачей и профилей отделений стационаров при оказании медицинской помощи населению Волгоградской области (приложение 5).
В рамках Программы жителям Волгоградской области бесплатно предоставляется скорая медицинская помощь, амбулаторно-поликлиническая помощь, стационарная помощь.
При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации Программы (приложение 6).
В рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Волгоградской области предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы, аккредитованных в установленном порядке, и внесенных в перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования (приложение 7).
В течение года перечень медицинских учреждений может быть в исключительных случаях пересмотрен или дополнен в соответствии с Порядком формирования перечня медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Волгоградской области (приложение 8), без изменения утвержденных Программой объемов предоставляемой населению медицинской помощи.
Программа определяет перечень учреждений здравоохранения и подразделений, а также видов медицинской помощи и мероприятий, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов здравоохранения (приложение 9).
Перечень заболеваний, видов медицинской помощи, услуг, других поводов обращения граждан в медицинские учреждения, не входящих в Программу (приложение 10), включает:
виды медицинской помощи, в том числе профилактические, оказываемые за счет средств предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;
виды медицинской помощи, предоставляемые населению в рамках программ добровольного медицинского страхования или оплачиваемые за счет личных средств граждан.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. N 907 "О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью", методическими рекомендациями целевые областные и муниципальные медико-социальные программы не входят в объемные и стоимостные нормативы Программы.
III. Цели и задачи Программы
Цели Программы:
создание единого механизма реализации конституционных прав жителей Волгоградской области по получению бесплатной медицинской помощи гарантированного объема за счет всех источников финансирования;
обеспечение сбалансированности обязательств государства по предоставлению населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств;
повышение эффективности использования имеющихся ресурсов системы здравоохранения Волгоградской области.
Задачи Программы:
обеспечение потребности населения Волгоградской области в медицинской помощи, исходя из особенностей демографического состава, уровней и структуры заболеваемости населения;
обеспечение соответствия гарантируемых объемов медицинской помощи, предоставляемой медицинскими учреждениями территориальным нормативам и стандартам оказания медицинской помощи.
IV. Основные мероприятия Программы, механизмы их реализации
Программа предусматривает осуществление следующих основных мероприятий:
определение потребности населения Волгоградской области в видах и объемах медицинской помощи, предоставляемой жителям Волгоградской области бесплатно;
обеспечение соответствия предоставляемой населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи федеральным нормативам оказания медицинской помощи, предусмотренным Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью;
обоснование необходимых материальных, кадровых и финансовых затрат на выполнение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
достижение сбалансированности объемов, структуры гарантируемой населению Волгоградской области медицинской помощи и необходимых для их реализации финансовых средств;
повышение эффективности использования ресурсной базы системы здравоохранения Волгоградской области с учетом потребности населения области в оказании медицинской помощи и внедрения ресурсосберегающих технологий;
обеспечение расчета финансирования системы здравоохранения для реализации Программы по принципу подушевого норматива на жителя территории.
V. Финансовое обоснование Программы
Основными источниками поступления средств на реализацию Программы являются средства областного и муниципального бюджетов и страховые поступления, аккумулированные в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Волгоградской области.
При расчетах Программы учтены нормативы, рекомендуемые документами, указанными в разделе I Программы, как минимально необходимые и учитывающие региональные особенности.
В соответствии с контрольными расчетными нормативами, определенными Министерством здравоохранения для Волгоградской области на 2001 год, объемы медицинской помощи на 1000 населения должны составлять: скорая медицинская помощь - 334 вызова; стационарная медицинская помощь - 2903,6 дня госпитализаций; амбулаторно-поликлиническая помощь - 9198 посещений; лечение в дневных стационарах или стационарах на дому - 131,49 дня.
Объемы медицинской помощи, фактически оказанные в рамках Программы и востребованные населением Волгоградской области в 2000 году, в расчете на 1000 населения составили: скорая медицинская помощь - 381 выезд; амбулаторно-поликлиническая помощь - 9621,3 посещений; стационарная медицинская помощь - 3582 дня госпитализации: лечение в дневных стационарах или стационарах на дому - 97,4 дня.
Таким образом, фактические объемы оказываемой медицинской помощи по большинству показателей превышают установленный для области норматив, особенно в части стационарной медицинской помощи, что во многом объясняется объективными причинами.
Так, в Волгоградской области показатели здоровья населения по большинству критериев (уровень заболеваемости, младенческая и материнская смертность, уровень и структура общей смертности, уровень и структура инвалидности и др.) существенно хуже, чем в среднем по России.
Особенностью Волгоградской области является высокий уровень сердечно-сосудистой патологии, заболеваний эндокринной, дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, врожденных аномалий развития, травматизма. Сохраняется тенденция к росту по таким заболеваниям, как туберкулез (уровень заболеваемости приблизился к предэпидемическому и ожидается продолжение роста), онкологическая патология (регистрируется значительное увеличение случаев запущенных форм онкологических заболеваний, требующих длительного стационарного лечения) и др. В область прибывают вынужденные переселенцы и лица, перемещаемые из зон локальных конфликтов. Имея низкий уровень здоровья, они формируют высокий уровень общей заболеваемости и обуславливают увеличение потребности в предоставляемой скорой, стационарной и специализированной видах помощи.
Отмеченная ситуация с заболеваемостью не позволяет резко уменьшить плановые показатели объемов стационарной медицинской помощи даже в случае превышения расчетного уровня, так как это вызовет снижение доступности и качества оказания помощи больным. При этом в области сложился дефицит в обеспечении стационарными койками больных с социально-значимой патологией, в частности туберкулезом.
В процессе разработки объемных показателей Программы были учтены:
новые данные о численности и возрастном составе населения Волгоградской области;
особенности уровня и структуры заболеваемости, в том числе по социально обусловленным заболеваниям;
традиционно сложившиеся потоки движения больных, в том числе при оказании специализированных видов медицинской помощи;
пути оптимизации и повышения эффективности использования ресурсов системы здравоохранения, определенные органами управления здравоохранением на перспективу до 2005 года.
Это позволило откорректировать закладываемые в Программу нормативы объемов медицинской помощи с учетом реальных условий и потребностей системы здравоохранения Волгоградской области.
Намечаемые мероприятия по реструктуризации коечного фонда, усилению амбулаторно-поликлинического звена и развитию стационарозамещающих технологий, с учетом этапности их проведения, позволили определить следующие объемные нормативы Программы на 2001 год (из расчета на 1000 населения):
скорая медицинская помощь - 334 выезда;
амбулаторно-поликлиническая помощь - 9166 посещений, в том числе 555 посещений с оплатой из бюджетных источников (социально значимые виды медицинской помощи) и 8611 посещений в системе обязательного медицинского страхования;
стационарная медицинская помощь - 3331,0 дней госпитализации, в том числе 680,2 дня госпитализации с оплатой из бюджетных источников (социально значимые виды медицинской помощи) и 2650,8 дня госпитализации в системе обязательного медицинского страхования;
пребывание в дневных стационарах - 131 день, в том числе 11 дней с оплатой из бюджетных источников (социально значимые виды медицинской помощи) и 120 дней в системе обязательного медицинского страхования.
Таким образом, нормативы объемов медицинской помощи для Волгоградской области, заложенные в Программе, полностью соответствуют рекомендуемым Министерством здравоохранения Российской Федерации в части скорой медицинской помощи, стационарозамещающих видов медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической и несколько превышают в части стационарной помощи. При расчете конкретных стоимостных показателей вызова скорой помощи, койко-дня, дня пребывания в дневном стационаре, посещения использованы федеральные нормативы средней стоимости, хотя реальные стоимостные показатели, определенные по исчисленной потребности для финансирования указанных видов медицинской помощи, выше, чем в указанных нормативах. Так, исчисленная стоимость койко-дня составила:
в системе обязательного медицинского страхования - 286,13 рубля, по социально значимым видам помощи - 252,6 рубля (по федеральным нормативам - 235,7 рубля и 221,4 рубля соответственно);
стоимость посещения по социально значимым видам помощи - 42,48 рубля (по федеральным нормативам - 40,7 рубля).
В соответствии с требованиями по формированию Территориальной программы, расчеты ее стоимости произведены в двух вариантах:
с учетом пяти статей финансирования в структуре тарифа на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования (первый вариант);
с учетом всех статей финансирования в структуре тарифа на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования (второй вариант).
Вариант первый. В расчеты средней стоимости койко-дня, посещения, дня пребывания в дневном стационаре в системе обязательного медицинского страхования включены 5 статей бюджетной классификации.
Код 110100. Заработная плата.
Код 110200. Начисления на заработную плату в размере 35,8 процента.
Код 110320. Медикаменты.
Код 110330. Мягкий инвентарь и обмундирование.
Код 110340. Питание.
Общая стоимость Программы составляет 3978600 тыс.рублей, при этом из средств областного и муниципальных бюджетов - 2294065 тыс.рублей, из средств системы обязательного медицинского страхования - 1684535 тыс.рублей. Подушевой норматив финансирования из средств бюджетов и средств системы обязательного медицинского страхования составляет 1486,5 рубля.
Вариант второй. В расчеты средней стоимости койко-дня, посещения, дня пребывания в дневном стационаре в системе обязательного медицинского страхования включены все статьи бюджетной классификации.
Общая стоимость Программы также составляет 3978600 тыс.рублей, при этом из средств областного и местных бюджетов - 1275241 тыс.рублей, из средств системы обязательного медицинского страхования - 2703359 тыс. рублей.
Подушевой норматив финансирования из средств бюджетов и системы обязательного медицинского страхования также должен быть равен в среднем 1486,5 рубля.
С учетом утвержденного на 2001 год бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования в качестве базового варианта предложен первый вариант соотношения средств по источникам финансирования, при котором общая стоимость Программы составляет 3978600 тыс.рублей, в том числе из средств областного и муниципальных бюджетов - 2294065 тыс.рублей, из средств системы обязательного медицинского страхования - 1684535 тыс.рублей. Подушевой норматив финансирования из средств бюджетов и системы обязательного медицинского страхования должен быть равен в среднем 1486,5 рубля.
В соответствии с методическими рекомендациями окончательная, итоговая стоимость Программы составлена как сумма муниципальных заказов, учитывающих потребность жителей Волгоградской области в медицинской помощи как по профилям коек, так и по уровням ее оказания. Муниципальный заказ имеет форму сводного расчета объемов и стоимости Программы государственных гарантий по обеспечению населения области, района, города бесплатной медицинской помощью на 2001 год (приложения 11-53). Данные по структуре затрат и стоимости соответствующих услуг представлены в приложениях 54-57.
VI. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит:
предоставить населению Волгоградской области гарантированный государством объем медицинской и лекарственной помощи;
повысить эффективность функционирования системы здравоохранения Волгоградской области в целом.
Заместитель председателя
Волгоградской областной Думы |
В.П.Андропов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.