Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Волгоградской
областной Думы
от 1 ноября 2001 г. N 17/385
Концепция энергетической безопасности Волгоградской области
1. Основные положения
Под энергетической безопасностью понимают состояние защищенности граждан, общества и государства от обусловленных внешними и внутренними факторами угроз дефицита в обеспечении их обоснованных потребностей в энергии экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества в нормальных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах.
Энергетическая безопасность Волгоградской области должна обеспечиваться комплексом экономических, нормативно-правовых, организационных, научно-технических и иных мер, которые формируют:
условия для выживания при возникновении кризиса;
защиту жизненно важных интересов в отношении ресурсного потенциала, его сбалансированности и динамики роста;
средства и способы защиты от дестабилизирующих воздействий;
конкурентоспособность продукции;
нормальный уровень жизни населения и устойчивые личные перспективы жителей.
Региональные энергетические интересы Волгоградской области как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в производственно-хозяйственной и социально-экономической сферах определяют основные цели и задачи энергетической политики органов власти, состоящие:
в сохранении стабильности политической ситуации области;
в обеспечении гражданского мира, согласия, территориальной целостности и правопорядка;
в становлении демократического общества;
в нейтрализации причин и последствий социальных конфликтов;
в обеспечении устойчивого, динамичного развития экономики области и высокого уровня жизни населения.
Бесперебойное удовлетворение потребностей региона в топливе, электрической и тепловой энергии в условиях резко-континентальных природно-климатических параметров и в значительной доли опасных производств в структуре промышленного производства является необходимым условием для нормального функционирования хозяйственного комплекса.
Главными проблемами обеспечения потребителей Волгоградской области топливно-энергетическими ресурсами являются:
1. Нарастание необходимых объемов реконструкции и технического перевооружения электростанции, электрических и тепловых сетей и других объектов энергетики.
2. Отсутствие необходимых инвестиционных ресурсов и поиск финансовых возможностей для развития топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
3. Обеспечение платежеспособности потребителей энергоресурсов, включая население Волгоградской области.
4. Обеспечение энергосбережения и повышение эффективности использования энергетических ресурсов.
Защищенность в нормальных условиях соответствует обеспечению в полном объеме обоснованных потребностей с учетом эффективного и экономически оправданного энергосбережения.
Защищенность в чрезвычайных обстоятельствах соответствует гарантированному обеспечению минимально необходимого объема потребностей. Минимально необходимый (гарантированный) объем поставок должен предотвращать:
серьезное ухудшение жизни и здоровья населения;
возникновение серьезных социальных конфликтов;
выход из строя крупных жизненно важных производств;
перерастание в каскадные (цепные) аварии;
крупный экономический ущерб.
2. Основные виды угроз, дестабилизирующих
энергетическую безопасность
1. На состояние энергетической безопасности влияет ряд факторов, касающихся ресурсной и производственной базы энергетики, уровень развития экономики и качество межхозяйственных связей.
Существуют два направления обеспечения энергетической безопасности:
контроль за функциональными свойствами систем энергетики как систем повышенной опасности;
защищенность энергетических интересов от внутренних и внешних угроз.
2. Для выявления тенденций и формирования прогноза состояния энергетической безопасности проводится учет, анализ и оценка угроз по их видам:
/-----------------------------------------------------------------------\
| N | Виды угроз | Последствия |
|п/п| | |
|---+---------------------------+---------------------------------------|
\-1--------------2----------------------------------3-------------------/
Экономические
1. Острый дефицит инвестицион- Физический и моральный износ оборудо-
ных ресурсов, отсутствие вания, вывод его из эксплуатации или
финансирования проектных, опасное продление его эксплуатации;
строительно-монтажных ра- рост аварийности оборудования и непос-
бот, работ по реконструк- тавка энергии потребителям, в том чис-
ции, техническому перевоо- ле и особо ответственным;
ружению предприятий ТЭК и рост объемов аварийно-восстановитель-
обеспечивающих его отраслей ных и ремонтных работ;
увеличение потребления энергоресурсов
от внешних поставщиков;
увеличение доли неоптимальных, аварий-
но вынужденных решений
2. Диспропорции цен в резуль- Отсутствие рыночных отношений и конку-
тате неэффективности тариф- ренции в производстве.
ной политики, низкой произ- Недополучение энергоресурсов, необхо-
водительности труда и неэф- димость перехода на другие виды топли-
фективного использования ва, снижение производственного эффек-
природных ресурсов та, повышение цен на продукцию, инфля-
ция
3. Рост неплатежей и задолжен- Цепная финансовая дестабилизация, за-
ностей за поставляемые держки выплаты зарплаты и другие соци-
энергоресурсы альные проблемы;
информационная "война", порождающая
социальную напряженность;
недополучение налоговых и иных плате-
жей в бюджеты всех уровней
4. Неэффективное использование Перерасход энергетических ресурсов и
топливно-энергетических ре- финансовых средств за их потребление
сурсов
5. Слабость хозяйственных свя- Недопоставки ресурсов, нарушения сро-
зей ков поставки, качества энергоресурсов
Технические
1. Низкий технический уровень Рост количества, объемов и последствий
и качество оборудования, аварий и технологических нарушений и
низкое качество строитель- ремонтных затрат;
но-монтажных, ремонтных ра- рост объемов недоотпуска энергоресур-
бот и эксплуатации, недо- сов и экономических последствий аварий
пустимо высокий уровень из- и технологических нарушений;
носа оборудования увеличение загрязнения окружающей сре-
ды;
рост опасности для жизни людей (персо-
нала и населения)
2. Отсутствие владельцев Отсутствие ответственных за техничес-
электрических и тепловых кое состояние объектов и увеличение
сетей и установок (бесхоз- количества отключений потребителями
ные сети)
3. Нерациональное размещение Рост количества каскадных (цепных)
производительных сил, при- аварий;
водящих к неуправляемой рост последствий неэнергетических ава-
концентрации производств рий
повышенного риска
4. Нарушение устойчивости Недоотпуск электроэнергии потребите-
электроснабжения от внешних лям, в том числе ответственным;
источников веерное отключение потребителей
5. Нарушение устойчивости теп- Резкий рост социальных проблем при
лоснабжения населения и низких температурах;
предприятий от централизо- рост числа заболеваний и обострение
ванных источников болезней;
эвакуация жителей и охрана жилья
6. Нарушение устойчивости топ- Снижение объемов выработки и отпуска
ливоснабжения электрической и тепловой энергии;
переход на топливо низшего качества;
снижение количества предоставляемых
энергетических услуг
7. Снижение технической безо- Перспектива лавинообразного характера
пасности ТЭК выхода из строя энергетического обору-
дования, отработавшего свой ресурс
8. Отсутствие развитого рынка Дефицит электроэнергии при наличии
топлива и энергии. Отсутс- внутренних топливных ресурсов;
твие на региональном потре- монополизм ОАО "Волгоградэнерго";
бительском рынке электроэ- отсутствие резервов и взаимопомощи при
нергии авариях
9. Снижение экологической бе- Рост выбросов и загрязнений
зопасности
10. Стихийные бедствия (навод- Рост аварийности оборудования;
нения, ураганы, оползни), рост объемов недоотпуска
гололедные явления
Управленческие
1. Неэффективность реализации Вышеперечисленные экономические пос-
экономической и энергетиче- следствия (пункт 1-5)
ской политики, несовершен-
ство законодательства
2. Неэффективность энергосбе- Перерасход энергоресурсов;
регающей политики перерасход бюджетных средств
3. Низкий уровень правового Перерасход ресурсов;
обеспечения регулирования криминализация энергетического бизне-
естественных монополий са;
монополизация энергетического рынка
4. Чрезмерное вмешательство Угнетенный менеджмент энергоснабжающих
органов власти в управление организаций
энергетикой
Социальные
1. Забастовки и другие трудо- Ограничение отпуска энергии
вые конфликты на предприя-
тиях ТЭК
2. Региональные политические Повреждение оборудования, ограничение
конфликты, сопровождаемые отпуска энергии
диверсионно-террористичес-
кими актами на объектах ТЭК
3. Противоправные действия об- Блокирование принятия решений и осу-
щественных движений антиэ- ществления обоснованных проектов на
нергетической направленнос- развитие энергетики
ти
4. Противоправные действия ре- Рост тарифов;
гиональных органов власти и ограничения отпуска энергоресурсов;
предприятий-монополистов по замораживание инвестиций
ограничению свободы энерге-
тического рынка
3. Цели и задачи государственной региональной политики,
направленные на предотвращение угроз энергетической
безопасности Волгоградской области
1. Целями региональной политики в сфере обеспечения энергетической безопасности Волгоградской области являются:
выявление состава, характера и остроты угроз энергетической безопасности Волгоградской области в настоящее время и прогнозируемых на перспективу;
оценка количественными показателями существующего и ожидаемого уровня энергетической безопасности и степени защищенности энергетических интересов;
подготовка и обоснование решений о реализации мер по обеспечению энергетической безопасности Волгоградской области, по предупреждению и противодействию угрозам, по усилению устойчивости энергоснабжения.
2. Для достижения этих целей необходимо:
выявить и классифицировать угрозы энергетической безопасности, разработать шкалу и способы оценки остроты угроз для населения, предприятий, муниципальных образований и области в целом;
собрать и проанализировать информацию о состоянии защищенности жизненно важных интересов населения, предприятий, муниципальных образований и области в целом как в настоящее время, так и в прогнозируемой перспективе;
установить показатели (индикаторы) энергетической безопасности и обеспечить их регулярное статистическое наблюдение (мониторинг);
разработать технологию возможных вариантов управленческих решений по обеспечению энергетической безопасности, их обсуждения и утверждения;
установить индикаторы энергетической безопасности, характеризующие состояние энергетики, которые отрабатываются в ходе системы статистического наблюдения.
Предлагается следующий первоначальный состав индикаторов:
1. Обеспеченность электроэнергией:
1.1. Доля собственной выработки энергии.
1.2. Индекс изменения потребления энергии на душу населения в коммунально-бытовом секторе.
1.3. Индекс изменения доли потребления электроэнергии на соответствующей территории по отношению к потреблению по Российской Федерации.
1.4. Доля ограничений в снабжении электроэнергией.
1.5. Индекс изменения доли потребления электроэнергии на единицу производимой продукции (услуги).
2. Обеспеченность тепловой энергией:
2.1. Коэффициент покрытия (отношение суммарной располагаемой мощности источников теплоснабжения к максимальной годовой потребности в тепловой нагрузке).
2.2. Коэффициент покрытия с учетом отключения самого крупного агрегата.
2.3. Индекс изменения душевого потребления (отношение потребления тепловой энергии на душу населения в коммунально-бытовом комплексе).
2.4. Индекс изменения доли потребления тепла на территории области по отношению к потреблению тепла в Российской Федерации.
2.5. Индекс изменения доли потребления тепловой энергии на единицу производимой продукции (услуги).
3. Обеспеченность топливом:
3.1. Запас котельно-печного топлива (КПТ) на складах.
3.2. Доля доминирующего топливного ресурса в потреблении КПТ.
3.3. Индекс изменения доли потребления моторного топлива (МТ) по отношению к потреблению по Российской Федерации.
3.4. Структура теплоисточников.
3.5. Коэффициент покрытия (отношение суммарной располагаемой генерирующей мощности к годовому максимуму).
3.6. Коэффициент покрытия с учетом балансовых перетоков мощности по электрическим сетям.
3.7. Доля мощности самого крупного источника электроэнергии к максимальной годовой электрической нагрузке территории.
3.8. Доля мощности потребителей электроэнергии с нерезервированным электроснабжением.
3.9. Доля мощности потребителей электроэнергии в зонах децентрализованного электроснабжения.
3.10. Доля мощности потребителей теплоэнергии, подключенных к самому крупному нерезервированному источнику теплоснабжения.
3.11. Доля топливно-энергетического ресурса, добываемого (производимого) на территории области.
4. Основные производственные фонды:
4.1. Анализ планов и предприятий по развитию энергетических мощностей, их замена и ликвидация.
4.2. Энергетические обследования системы газопроводов и работающих энергетических установок.
4.3. Доля электроэнергетического оборудования, выработавшего свой ресурс;
то же в теплоэнергетике.
4.4. Доля капиталовложений в ТЭК по отношению к стоимости основных производственных фондов.
5. Экология:
5.1. Индекс изменения суммарных выбросов загрязнителей в атмосферу от ТЭС и котельных.
5.2. Индекс изменения удельных выбросов загрязнителей.
5.3. Индекс превышения выбросов загрязнителей над предельно допустимыми концентрациями.
5.4. Индекс изменения теплового загрязнения окружающей среды энергопроизводящими предприятиями.
6. Финансы:
6.1. Доля превышения кредиторской задолженности над дебиторской в годовом объеме отгруженной продукции.
6.2. Доля суммарной (дебиторской и кредиторской) взаимной задолженности предприятий энергетики и их партнеров в годовом объеме отгруженной продукции.
6.3. Взвешенная (по установленной мощности) доля убыточных предприятий энергетики.
4. Нормативно-правовые основы обеспечения
энергетической безопасности
Основными целями создания нормативной правовой базы энергетической безопасности являются:
1. Определение круга ответственных в системе обеспечения потребителей энергоресурсами.
2. Совершенствование правовой основы для предотвращения хищений проводов линий электропередачи и оборудования. С этой целью принять меры по запрету приемки цветных металлов небытового происхождения коммерческими приемными пунктами.
3. Обеспечение для юридических лиц (потребителей и производителей электрической и тепловой энергии) открытости при рассмотрении предложений по установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию.
4. Разработка программы энергетической безопасности с обязательным включением в нее следующих вопросов:
4.1. Об организации и разработке "Комплексных схем энергоснабжения, т.е. взаимосвязанных схем электро- и теплоснабжения городов Волгоградской области, в которых будут выбраны наиболее оптимальные способы теплоснабжения городов и поселков:
от тепловых электроцентралей (ТЭЦ);
от котельных, работающих на газе, жидком или твердом топливе;
от электрических котельных и других источников теплоснабжения.
4.2. Об организации энергетического обследования предприятий и учреждений, финансируемых за счет бюджетов всех уровней, и установления лимитов потребления электрической и тепловой энергии в натуральном, стоимостном выражении.
4.3. Об организации контроля за выполнением комплексного плана мероприятий по подготовке объектов энергетики к работе в зимний период и содействии в создании запасов топлива, необходимых для работы в осенне-зимний период.
4.4. Предусматривающих мероприятия по восстановлению резервных топливных хозяйств предприятий, которые в соответствии с разрешением на использование газа обязаны иметь резервный вид топлива.
4.5. Предусматривающих контроль за обеспечением предприятиями-производителями энергии полного заполнения топливных хозяйств резервными видами топлива, перед началом отопительного сезона.
4.6. О формировании на возвратной основе "топливного кредита" для предприятий ЖКХ области.
4.7. О развитии альтернативных видов источников электрической энергии.
В программе должна быть дана оценка количественными показателями существующего и ожидаемого уровня энергетической безопасности и степени защищенности населения в случае энергетического кризиса.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Волгоградской областной Думы от 1 ноября 2001 г. N 17/385 "О Концепции энергетической безопасности Волгоградской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.